Невидимость ниндзя: путь незаметного влияния

Категория: Зарубежный опыт Опубликовано 18 Декабрь 2014
Просмотров: 2666

Невидимость ниндзя: путь незаметного влияния Выдержки из книги Стивена К. Хайеса об искусстве ниндзя - "ВОЕННАЯ ТРОПА ИЗ ТОГАКУРЭ"
Невидимость ниндзя: путь незаметного влияния

 

Так же как тело защищается
От паутины болезней и уничтожает их,
Чтобы воспрепятствовать им,
Восстановив течение сияющей жизни,
Приближается Ниндзя
Бесшумно и скрытно
К ядовитым элементам
Человеческого сообщества
И обороняет нас от всякого
Разъедающего, губительного влияния...

Принято считать, что ниндзя всегда были одеты в черный боевой костюм с закрытым лицом, как сегодня часто показывают в японских фильмах и комиксах. Таким образом ниндзя одевались тогда, когда выполняли свою тайную работу, они прикрывались, чтобы скрыть свою принадлежность к роду и свое лицо. Однако чаще всего для выполнения задания ниндзя надевали обычный повседневный костюм. Уже простой здравый смысл говорит нам, что любой человек, который проник в город или деревню одетым в черный костюм, будет взят под наблюдение и, возможно, арестован и подвергнут пыткам и смерти.
Не будем забывать, что Нин-дзютсу было известно тогда как метод террористов и убийц и поэтому строжайше запрещено.
Естественно, бывало в то время, что намерение носить синоби шизоку (или нин пику йорой), который так часто связывают с Нин-дзютсу, часто использовалось как тактический или психологический прием. Серый, темно-синий и черный костюм хорошо подходил для того, чтобы укрыться в темном углу и перебраться через стену укрепления. Боевой костюм ниндзя мог надеваться поверх обычной повседневной одежды, в которой воин оставался при достижении своей цели.
Иногда костюм ниндзя — шизоку надевали наемники, никогда не имевшие дела с кланами ниндзя из южной части центральной Японии. Этот психологический трюк позволял вселить в соперника, знавшего ниндзя понаслышке, страх и неуверенность. Самурай знал об этих теневых воинах то, что они являются изменниками, хладнокровными, без следов морали, безжалостными убийцами. И если он видел фигуру, одетую в черное, сложившую пальцы в некий символический знак и бормочущую таинственные монотонные заклинания, он, несомненно, поддавался страху и панике, независимо, был ли замаскированный истинным ниндзя или нет.
Во многих случаях ниндзя вел себя значительно скромнее, чтобы не попасть на глаза сопернику или не выдать своих намерений. Методы исторически существовавших ниндзя — оставаться невидимым — представляли собой высокоразвитое искусство, которое объединяло понятия, называемые сегодня физикой, психологией и физиологией. До сегодняшнего дня принципы Онсин-дзютсу, искусства быть невидимым, могут оказаться исключительно полезными для полицейских, детективов, специалистов по борьбе с терроризмом и военных разведчиков.
Чтобы стать незаметным, используются различные методы. Особенности самой ситуации, время, необходимое для подготовки операции, задача, цена возможной ошибки — вот только некоторые факторы, которые необходимо учитывать при выборе способа.
Первым методом невидимости является способ не дать доступа лучам света, которые могут отразиться от человека. Общая темнота, сумрак или значительный перепад освещения, цвета и формы, преобладающие в фоне, являются тем примером, которому надо подражать. Наблюдатель не видит человека, если он, как кусок стекла, не отражает света.

Второй возможностью является лишение наблюдаемого способности видеть. Этого ниндзя достигает при помощи пылевой бомбы или облака, химических газов или излучателя, поражающих глаза противника, мецубуси — ослепляющего порошка из золы, песка и осколков стекла или интенсивных вспышек, которые на короткое время ослепляют соперника.

Третьим принципом невидимости является система шичи-хо-дэ Нин-дзютсу, «Семь способов ходьбы» или «Семь путей». По этому методу лучи света отражаются от одежды и попадают в глаза наблюдающих, не производя никакой реакции. Вид ниндзя попадает в поле зрения наблюдающего, но не попадает в сознание, хотя органы чувств фиксируют его.

Короче говоря, ниндзя принимает форму некоего предмета или человека, которые кажутся противнику не стоящими внимания и не интересуют его, и таким образом он приближается к достижению цели, тогда как в противоположном случае он был бы немедленно схвачен.

Мы каждый день сталкиваемся с такими невидимыми людьми и проходим мимо них, не отмечая даже следа их в нашем сознании. Чем больше город, в котором живет человек, или чем больше людей он встречает на своем пути, тем больше таких безымянных и не имеющих истории людей он встретит. Хотя в действительности каждый человек имеет свою биографию, свои личные чувства, страхи, мечты и надежды — вполне нормально, что мы избирательно видим одних, а другие проходят мимо незамеченными.

В нашем современном многонациональном и все более разнообразном обществе мы встречаемся с настолько большим количеством людей, что сознательно, интеллектуально зарегистрировать каждого едва возможно. Чтобы разобраться в этом огромном количестве фактов, наше сознание фильтрует все поступающие данные, выделяя лишь те, что могут пригодиться нам в повседневной жизни. Этот автоматический духовный «фильтр» заставляет действовать наше сознание только тогда, когда на полотне жизни появляется что-либо значащее.

Это очень интересная особенность для всех, кто сегодня идет по пути воина. Состояние инертности сознания является результатом не скуки, а скорее наоборот — обострения чувств. Когда сознание выполняет огромное задание, мы сокращаем нашу нормальную сознательную наблюдательность, и находящееся напротив нас мы уже не замечаем, хотя и хорошо видим его. Наш дух просто проходит мимо него, хотя глаза и воспринимают.

Выдающуюся, написанную маслом картину поэтому легко пропустить, если она находится среди других картин в огромной галерее музея. Хотя произведение искусства не утратило своей красоты, оно не так заметно, когда является частью огромного собрания. Волшебный, чарующий звук флейты, звучащий одиноко в храме, имеющий такое сильное воздействие, можно не расслышать среди крещендо большого оркестра.

Это объясняет нам, почему то множество людей, которых мы встречаем днем, сливаются в общий фон. Если взгляд непрерывно прикован к часам или спидометру, если он постоянно выискивает собеседника, прячущегося врага, партнера или любимого человека, все остальные люди сливаются в фон, невидимый для нас. Эта способность позволяет ниндзя затеряться в толпе: она является ключом к пониманию шичи-хо-дэ, методу достижения невидимости.

Когда ниндзя должен проникнуть в город, крепость или лагерь, он следует этой технике. Он сливается со своим окружением, становится частью его, чтобы противник не смог разгадать его замыслы. Во время войн горожан в период сэнгоку-дзидай (в XVI веке), кланы ниндзя разработали систему семи перевоплощений, позволяющую агентам надеяться на выживание в любом враждебном окружении. Средневековое шичи-хо-дэ состояло из следующих типов:

акиндо — торговец

хокаси — музыкант

косумо — странствующий священник

сарукагу — актер или декламатор

сукке — буддийский монах

цугената или ронин — слуга, служащий самураю

ямабуси — воинственный аскет

Эти семь возможностей шичи-хо-дэ широко использовались в средневековой Японии, так как в то время многие монахи, как и воины, отправлялись в путь, и их вид никого не мог удивить. Человек видел перед собой просто ученика-Синоби, когда замечал одежду монаха, его корзину из камыша и слышал его тростниковую флейту. Разумеется, делать это в современной Японии было бы неверно. Это ни в коем случае не значит, что принципы шичи-хо-дэ стали бесполезны. Методы Нин-дзютсу вневременны, изменяются лишь их выражения. Это относится к физической тренировке тела, духовному развитию и принципам стратегии и тактики.

Под единством метода шичи-хо-дэ скрывается двойная структура: хэнсо-дзютсу — искусство переодевания — является методом так изменять вид и поведение, чтобы стать невидимым, слившись с фоном. Переодевание помогает ниндзя достигнуть изменения себя, чтобы сознание противника потеряло ориентиры для распознавания.

Гисо-дзютсу — искусство перевоплощения в другого человека, чтобы выполнить свое задание на виду у соперника или, по крайней мере, облегчить его. Воплощение в другого человека позволяет ниндзя ввести соперника в заблуждение и усыпить его бдительность. С помощью этого приема бойцу может удаться сбить соперника с толку, что делает того много более уязвимым. Оба эти искусства хорошо зарекомендовали себя на практике.

В наше время можно разделить семь вариантов шичи-хо-дэ на следующие категории, согласно принципам (коцу) исторической системы:

Схоластики
К этой категории относятся студенты, учителя, ученые, технические специалисты, писатели, люди искусства и, возможно, даже радикальные личности, не имеющие специализации, но носящие какую-либо идею. Если возможно, ниндзя должен иметь то же образование, что и его «воплощение».
Каждый представитель этой группы подбирает какой-либо университет, школу или течение, к которому он себя причисляет. Чем известнее институт, к которому он относится, тем больше шансов, что он встретится с кем-либо, кто когда-либо там был и знает его особенности и атмосферу. Кроме того, ниндзя должен иметь познания, относящиеся к той отрасли, к которой он себя причисляет, например, знать биографии европейских композиторов, или как работает ядерный реактор, или экономику. Ни в коем случае не нужны всеохватывающие знания! Художник или писатель должен быть готов представить свою работу или хотя бы выдать чужую за свою. Радикальные, активные типы должны иметь идеалы, определенные цели, за которые они борются, и знать движение, к которому они принадлежат.

Бизнесмены
Это одна из наиболее обширных групп, которая включает покупателей и продавцов — от клерков и секретарей до бухгалтеров и владельцев предприятий. Область применения группы очень широка. Необходимость в этих людях есть во всех областях западного мира.
Основные навыки можно приобрести в школах бизнеса на практике или же расспрашивая какого-либо дружески расположенного торговца. Некоторые знания о деятельности стенографиста, продавца или бухгалтера можно изучить перед выполнением задания.
Соответствующие настоящие или поддельные документы можно использовать при необходимости. Визитная карточка, в которой ниндзя представлен как директор крупной фирмы, открывает любые двери и позволяет вступать в контакты с важными людьми. Если в карточке ниндзя представлен как вербовщик рабочей силы какой-либо никому не известной фирмы, вряд ли многие смогут сказать, что они запомнили его.

Фермеры
В эту категорию попадают фермеры, крестьяне, сезонные рабочие или просто люди, которых автоматически считают живущими на ферме или в маленькой деревне. Тут нужно заметить, что чем меньше и удаленней деревня, тем больше бросается в глаза пришедший из нее.
Крестьянин и фермер должен разбираться в земледелии или животноводстве и попробовать на Практике работу на земле. Понятно, что фермер должен разбираться в скотине и сельхозтехнике, тракторах и земле.

Ниндзя, выдающий себя за лесоруба, должен знать, как обращаться с инструментом, чтобы правильно выполнять свою роль.

Охотник должен знать периоды охоты, немного разбираться в оружии и владеть методами охоты и, конечно, иметь соответствующий охотнику вид.

В качестве ослепляющего средства применяется взрывное устройство — пылевая бомба.
Их правильное применение помогает запорошить глаза сопернику. Мецубуси — ослепляющая смесь, применяется против двух противников.

Священники
К этой небольшой группе относятся пасторы, раввины, миссионеры и иногда группы различной социальной помощи. Лица, исповедующие религию, часто не вызывают никаких подозрений; однако они не должны совершать никаких ошибок, особенно это касается тех людей, которые никогда не сталкивались с этой религией.
Ниндзя, который выдает себя за носителя определенной религии, не должен путать основных ее положений, поэтому он должен быть очень осторожен, поскольку здесь легко ошибиться. Маленькая ошибка может иметь трагические последствия! Это, например,
фундаменталист может позволить себе заказать пива, а римско-католические его коллеги не притрагиваются к кружке. Еврейский раввин может посидеть на террасе с чашечкой кофе, а для миссионера-мормона это вещь невозможная.

Представители общественной жизни
К этой большой категории относятся актеры, музыканты, спортсмены, политики, репортеры, манекенщицы и другие, имеющие интересную биографию или могущие ее рассказать. Эту группу выделяет блеск, известность, иногда скандальная. Её характеризует исключительная заметность, которая может дать возможность отвлечь внимание от собственно цели задания.

Каждый принадлежащий к этой группе должен иметь соответствующий талант, благодаря которому он стал известен. Естественно, что тот, кто хочет выглядеть великим спортсменом, должен демонстрировать хорошие результаты; кинозвезда или фотомодель должна иметь соответствующую внешность или свои фотографии; музыкант должен давать концерты, политик принадлежать к партии и проводить ее линию, писатель — иметь понятие о литературе.

Рабочие (прислуга)
К этой категории относятся садовники, строители, маляры, водители грузовиков, жестяншики и прочие представители обслуживающих профессий. Ниндзя, который прикрывается этими масками, должен носить с собой какой-либо инвентарь своей
профессии.
Часто людей этих профессий определяют по одежде или инвентарю. Пятна краски на одежде маляра, тяжелый ящик на ремне плотника, коричневые руки и земля на ботинках садовника, мазут под ногтями механика — все это символы, по которым наблюдатель бессознательно определяет прислугу и переключается на дальнейшие поиски в другом направлении.

Люди в форме
К этой подгруппе принадлежат ремонтные бригады, рабочие насосных станций, охранники, вахтеры, санитары, полицейские, военные. Другим типом униформы являются карнавальные костюмы, например клоунский костюм или рождественские маскарадные; сюда могут относиться просто забавные персонажи. Преимущество униформы состоит в том, чтобы чувства вызывала сама униформа и казалось, что ниндзя «принадлежит к этому месту», в котором он находится, и ему, может быть, необходимо ходить туда-сюда и парковаться в запрещенной зоне.

С психологической точки зрения, униформа накладывает большую печать впечатления. С оккупационными войсками, военной полицией или просто с незнакомыми стражами порядка не хочется связываться. Врач, медсестра,
ремонтник или вахтер вызывают такое чувство, что все в порядке. Вообще, вид униформы вызывает такое впечатление, что ее обладатель покрыт одноцветной, темной тканью.

Ниндзя не причисляет себя навечно к одной из этих групп. Если необходимо, он может воплотиться в любого, чтобы достигнуть цели. Система ишчи-хо-дэ является искусством так упорядочить очевидные возможности, чтобы не забыть их в серьезном случае. Это только средство помощи, но не ограничения или препятствования чему-либо.

Важно, чтобы ниндзя постоянно практиковался в методах хэнсо-дзютсу и гисодзютсу. В этих случаях необходимо использовать переодевание для лучшего слияния с окружающей обстановкой, чтобы стать ее частью, чтобы лучше выполнить свое задание. Выдать себя за кого-нибудь другого необходимо, чтобы прямо контролировать ситуацию. Например, чтобы наблюдать за посетителями, входящими в здание, можно надеть старую рабочую одежду, пройти на ближайшую стройплощадку и там беззаботно сидеть, жуя бутерброд. Для этого не нужно знать никакой строительной специальности. Если же ниндзя должен дольше оставаться внутри строящегося небоскреба, то простое переодевание уже не поможет. В этом случае ему придется изучить специальность, работать в бригаде и стать ее частью, неотличимой от других.

Учение хэнгэн-но-каши-дзютсу учит ниндзя, как воплотиться, хотя бы на короткое время, в другого человека. Он станет невидимым, скрыв свою сущность ниндзя, приняв новый образ жизни, который позволяет ему лучше войти в новое окружение и таким образом сделаться невидимым; приклеивание фальшивых усов здесь надолго не поможет.
Теория хэнгэн каши, то есть воплощение в иллюзию, содержит несколько различных уровней:

Внешний вид
Если вы хотите перевоплотиться в кого-либо другого, найдите того, кто походит на вас внешне. Воплощение в непохожего человека носит на себе ауру нереальности и, поэтому, опасность разоблачения.

Юноша плохо подходит на роль директора фирмы или священника высокого сана, а пожилой человек будет выглядеть смешно в роли демобилизованного из армии или студента. Желательно естественное изменение внешности. Легко можно изменить длину и цвет волос. Можно изменить форму тела, похудев или поправившись, если на это есть время. Можно отрастить или сбрить бороду, чтобы иметь другое лицо. Осанка, походка и поведение должны как можно больше подходить человеку, которого вы копируете. Это очень важно! Смысл перевоплощения состоит в в том, чтобы увидеть себя и убедить других, что вы именно тот, кого они и вы ожидаете увидеть.

Техника переодевания состоит из грима, костюма и движений тела, как в фильме или спектакле. Отличие от последнего состоит в том, что неубедительная игра может привести к разоблачению или даже смерти ниндзя. При переодевании необходимо обратить особое внимание на следующие пункты:

Пол
Раса
Рост, вес, строение тела
Качество речи и акцент
Выражение лица
Цвет и длина волос, прическа
Шрамы и татуировки
Травмы и болезни
Правша или левша
Длина шага и походка
Одежда и знаки отличия

Грим для театра можно купить в любом городе. Материал для одежды и униформы любого размера можно приобрести в любом универмаге или магазине одежды. Специальную обувь и хорошие парики можно изготовить в мастерских.

Знания
Каждый из типов личности должен обладать определенным набором знаний, который подходит к его одежде или, соответственно, работе. Одни должны уметь работать руками, другие имеют интеллектуальные способности или знания. Если возможно, необходимо, чтобы воплощающийся владел теми способностями, которыми обладает человек, которого он копирует, не вдаваясь, однако, в слишком глубокие изыскания. Понятно, что разные специальности требуют различной подготовки. Чтобы стать оценщиком книг, требуется больше знаний и подготовки, чем для того, чтобы стать продавцом мороженого на углу улицы.

Библиотеки, книгохранилища университетов, учебники для высших школ, краткие курсы дают возможность получить быстрое общее представление о наиболее общих областях знания.

Речь
Опытный, тренированный ниндзя говорит как можно меньше. Это хорошо: чем меньше он разговаривает, тем меньше опасность быть пойманным на ошибке своим собеседником. Это нужно постоянно иметь в виду. Он только отвечает на вопросы, или высказывает свое мнение, когда нужно перебить кого-то или направить чье-либо внимание на какой-то предмет. Выражения и построение фраз должны быть характерными для лица, в которое он воплотился. Особое внимание нужно уделять произношению. Диалект, специфические слова и выражения должны выдерживаться строго. Ошибки или незнание в этой области могут иметь тяжелые последствия.

Из-за языковых трудностей очень сложно играть иностранца. Ниндзя должен быть специалистом в области языка и как можно реже прибегать к своему «родному» языку, так как можно обнаружить соотечественника, а контакт с таким человеком может привести к провалу всего задания. Играть иностранца в своей собственной стране, не зная в достаточной степени акцента выдуманной родины, — значит подвергать себя излишнему риску.

География
Исполнение различных маскированных ролей показывает, что люди очень доверяют своим родным обычаям и традициям. Поэтому хорошо бы познакомиться с условиями, которым они доверяют, потому что незнание их может обернуться печальными последствиями. Ниндзя, который выдает себя за уборщика в универмаге, должен знать, где находится станция первой помощи (медпункт) или мужской туалет; если он — торговец недвижимостью из Чикаго, то он должен знать цены, условия сделок и этнический состав различных районов.

Другой аспект, который также относится к понятию «география», — это расположение участка для операции. Здесь может пригодиться способность читать и самому составлять карты. Недостаточно часто говорят, что самым важным для успешного проведения операции является многократная предварительная проработка всего плана перед осуществлением операции. Без такой подготовки можно столкнуться с непредвиденными последствиями, проблемами и так далее. Ниндзя должен знать, где рядом есть проходная дверь, ворота, двор, кустарники, водоемы, системы жизнеобеспечения. Он собирает информацию о транспорте и путях отхода и планирует все возможные случайности, прежде чем приступать к выполнению задания.

Психология
Когда ниндзя прикрывается системой шичи-хо-дэ, будь это просто переодевание или перевоплощение, он должен сознавать, что он только тогда сможет выполнить свою роль, когда он сам абсолютно спокоен и расслаблен. Это самое главное во всех случаях. Не переигрывайте вашу роль, чтобы она не выпячивалась на передний план. Слесарь не весь день занят своей работой; это просто человек, который работает слесарем, зарабатывая этим себе на жизнь. Полицейские также не весь день выслеживают преступников; это все же больше человек, который может расслабиться с друзьями за стаканчиком и не думающий весь день о своей профессии. Человек из конторы по ремонту телефонов ведет себя не стереотипно; это человек с собственным характером, и об этом нельзя забывать.
Чтобы убедительно играть свою роль, избегайте также стилизованных действий.

Если вы приняли образ новой личности, вы должны принять и новый характер. Сами вы должны сжаться. Вы должны забыть все, что вы знаете. Возможно, вы должны стать неуклюжим, глупым, хвастливым, малодушным, слабовольным, лишенным морали, бездуховным, или еще как-либо отказаться от своей природы. Это, нужно сказать, не так просто сделать. Но иногда агенту нужно изменить себя, чтобы потом добиться победы.

Следующие упражнения показывают основную технику, которая поможет вам понять принципы онши-дзютсу и применять их

Упражнение 1
Если вы находитесь в зале ожидания или на аэровокзале, на торговой улице или в открытом общественном месте, oглядите массу людей. Осмотритесь вокруг быстро и внимательно, не останавливая взгляда ни на чем специально. Просто посмотрите, кто перед вами находится; но не концентрируйте свое внимание ни на чем конкретно.

Раз или два осмотревшись таким образом, оглядитесь еще раз, внимательно, как под лупой, рассматривая каждого самого заметного человека. В этот раз критично осмотрите его и подумайте, какими средствами он выделился из толпы?

Посмотрите на толпу еще раз. Теперь найдите человека, которого вы в первый раз не заметили, который менее всего привлек ваше внимание. Возможно, вы совершенно не
заметили того, кто касается вас или идет рядом с вами. Что позволило этому человеку, который идет рядом с вами при свете дня и которого вы ясно видите, не попасть в ваше
сознание? Проанализируйте его поведение и отметьте возможные пути, чтобы стать незаметным в толпе.

Упражнение 2
Если вы находитесь в аудитории, во время собрания, в конце концов, в церкви или на политическом митинге — поэкспериментируйте над собой, над поведением, зрительным контактом, состоянием, чтобы привлечь или отвлечь от себя внимание говорящего.

Чтобы завладеть вниманием говорящего и удержать его, необходимо стать частью его мысли. Слейтесь воедино с его положениями, проникнитесь его идеей, сконцентрируйтесь на ней. Смотрите ему прямо в глаза, примите вдумчивое, понимающее выражение лица, соответственно. Установив очевидный контакт, попробуйте определить, какого результата вы можете достичь при помощи визуального невербального общения. Запишите для себя, что вы можете сделать, чтобы активизировать и усилить личный магнетизм.

Попробуйте, наоборот, спрятаться в толпе. Думайте о чем-либо другом, постороннем, или создайте в своем сознании «белый шум», чтобы отключиться от влияния и течения мысли говорящего. Измените положение тела и состояние духа, избегая прямого наблюдения. Проэкспериментируйте со всеми душевными средствами, чтобы к вам не проявляли интерес ни на каком тонком духовном уровне.

Вы ищете путь, который поможет вам бесследно исчезнуть в толпе; вы сможете избежать опасностей, если сможете стать незаметным и не вызывать никаких чувств у присутствующих.

Упражнение 3
Розыск, обеспечение личной безопасности, сложности в личных делах или профессиональные неприятности могут заставить вас перевоплотиться. Для этого у вас должны быть готовы три новые личности, в которые вы можете превратиться. Требуется выполнить следующие шаги:

Шаг 1
Для начала нужно определить имена, описания внешности, истории из жизни, профессиональную карьеру, черты характера каждого из этих фиктивных лиц. Соберите, если возможно, предметы, соответствующие им. Уделите внимание особо: газетам, документальным фильмам и разговорам, в которых можно найти основу, которая поможет вам составить биографии этих трех лиц.

Шаг 2
Соберите одежду и необходимые вещи каждого из лиц; сюда могут относиться вспомогательные средства, которые могут вам помочь стать толще или выше, или еще как-нибудь изменить внешность. Подберите парики, очки и коробочки с макияжем, которые помогут вам положить последний штрих на перевоплощение.

Шаг З
Соберите «доказательства», удостоверяющие каждую из этих личностей: удостоверения, доверенности, письма с обратным адресом, абонементные карточки и так далее. Следующим шагом откройте банковские счета на каждое из этих имен и ведите дела с ними в образе этих лиц.

Шаг 4
Наймите жилище и заведите дело для каждого из трех лиц. Для каждого воплощения необходимо приобрести мебель, много специальных вещей, от альбомов для детских фотографий до университетских кубков, — все это можно приобрести на барахолке или на дешевой распродаже.

Шаг 5
Каждый из троих должен иметь друзей и как можно больший круг знакомых. Такие личные контакты должны простираться далеко и не ограничиваться только рабочей сферой.

Следуйте этим советам настолько, насколько это возможно при вашем образе жизни. Читатель, имеющий лишь поверхностный интерес к Нин-дзютсу может ограничиться только первым шагом, который представится ему как интеллектуальное упражнение, тогда как частные детективы, полицейские, репортеры, посредники, телохранители и лю-
ди сходных занятий должны по возможности дойти до шага 5.