Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Категория: Российские воинские системы Опубликовано 22 Сентябрь 2016
Просмотров: 1273

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1В данном издании автор продолжает тему, поднятую им в книге «Взаимодействие с силой», и предлагает читателям практическое руководство по русскому рукопашному бою. В пособии содержатся рекомендации по организации учебных занятий, раскрываются основные аспекты рукопашного боя: конструкция защиты, способы перемещения, ударная техника, описываются работа в системе рукопашного боя, работа с оружием, даются психофизиологические упражнения.

 

 



От автора

Оригинал определяет проекцию, но проекция не определяет оригинал.
Начертательная геометрия


Настоящая книга является прямым продолжением «Взаимодействия с силой» и представляет собой практическое руководство по освоению славянского боевого искусства наиболее целесообразными для нашего (русского) восприятия методами и приемами.
Излагается методика, применяемая Школой русского боя «Сибирский Вьюн», существующей в г. Новосибирске с 1988 года.
Цель издания — ознакомить всех интересующихся русской боевой традицией с основными законами и принципами ведения рукопашного боя. В книге очень много рисунков. Естественно, они в полной мере не могут отобразить все аспекты живой работы, поэтому не стоит только по рисункам делать выводы относительно ведения боя.
У нас издревле существовало и существует до сих пор множество способов защиты и нападения, которые различаются по особенностям выполняемых задач, соответствующих определенному укладу жизни народа (духу времени).
В книге мы разбираем законы и принципы, которые являются основополагающими для русского рукопашного боя в целом. Для нас важно знать, как и каким образом они работали раньше и как их можно использовать в современных условиях при решении определенных задач, например, для приобретения навыков самозащиты.
А если честно, то нас лично занимает сам процесс изучения рукопашного боя, который, на наш взгляд, является бесконечным…
Книга не рассчитана на беглый просмотр или прочтение по «диагонали». Ее структура требует многократного возвращения читателя к уже прочитанному.
Основополагающими для Школы «Сибирский Вьюн» являются три принципа:
• отсутствие конкретных приемов против конкретных действий;
• отсутствие работы «сила на силу»;
• работа по ситуации.
Все эти принципы опираются на изучение и соблюдение основных физических законов, законов биомеханики, а также на знание закономерностей взаимодействия людей при вступлении в диалог (во взаимодействие).
Отсутствие конкретных приемов против конкретных действий означает, что существуют принципиальные базовые действия, основанные на природных законах. Например, защита в сочетании с ударной и бросковой техникой, применение систем рычагов, выведение из физического (психического) равновесия нападающего с последующим управлением им.
Отсутствие работы «сила на силу» заключается в умении чувствовать силу и ею управлять. В физическом смысле это отказ от жестких форм (исключаются торможение, остановка бьющей руки или ноги нападающего), использование силы и инерции противника, добавление к ней ускорения. Это «обхождение» и последующий контроль грубой силы. Защитные действия достаточно короткие и рациональные, что в свою очередь дает преимущество в силе и времени. «Позволение» на всех уровнях — и на психическом, и на физическом (непротивление, уступчивость).
Работа по ситуации. Если повторять одно и тоже действие, к примеру, наносить один удар несколько раз, то результаты можно получать различные, так как каждый раз будет меняться ситуация (т. е. будут различными характеристики удара — сила, скорость и др.), что позволяет максимально приблизить тренировочный процесс к реальной ситуации. Обучение идет «кустовым» методом — на одном базовом движении строится целый «куст» действий.
Если выбрать несколько основных (базовых) движений, то можно в относительно короткие сроки обучить рукопашника варьировать свои действия (по времени и скорости) в зависимости от ситуации.
Итак, законы природы формируют принципы. На «принципах» строится «конструкция», которая поддерживается технологией или методологией. После этого формируется работа как взаимодействие с внешней средой. Все это определено единой структурой мироздания. Человек зависит от внешней силы, поэтому вынужден взаимодействовать с ней.
При использовании этой системы (методики) обучения русскому рукопашному бою увеличивается диапазон возможных действий, и повышается безопасность при работе в экстремальной обстановке.
Содержание этой книги ни в коей мере не следует считать изложением стиля Кадочникова. Я никогда не был учеником Кадочникова, поэтому его системы в полной мере знать не могу. Но те основные физические законы, о которых говорит А. А. Кадочников и на которых построена его система, известны даже шестикласснику. Весь парадокс в том, что до него никто не использовал в полной мере эти законы применительно к рукопашному бою и системе выживания, не рассматривал их, основываясь на боевой традиции и опыте русского воинства. Поэтому я считаю возможным сказать, что последняя инстанция истины на сегодняшний день в этом вопросе остается за А. А. Кадочниковым и его школой.
Помимо Алексея Алексеевича Кадочникова я хочу выразить благодарность многим другим людям. Во-первых, большое спасибо Маркову Павлу — художнику, иллюстрирующему все мои книги и делающего это не только профессионально, но и с душой; большое спасибо Коровину Владимиру и Тугунову Дмитрию (за материальную поддержку всех проектов); а также: Скогоревой Наталье, Тихонову Александру, Тихоновой Татьяне, Резеру Владимиру, Рыбакову Юрию, Новикову Андрею, Семенычеву Евгению, Бенедиктову Ивану, Литягину Степану, Иванову Виктору, Варюшкину Алексею, Захидову Сергею, Надежкину Виталию, Надежкиной Татьяне.



Глава 1. КОМПОЗИЦИЯ — СТРУКТУРА — СИСТЕМА

Композиция (лат. compositio — составление, сложение, соединение) — гармоническая связь отдельных частей фигуры человека, единство элементов архитектуры сооружения, цветовая палитра — звуковая гамма (рис. 1.1), принцип построения формы литературного произведения, взаимосвязь искусств в ансамбле и даже группа людей, объединенная общей целью.

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Рис. 1.1. Музыкальная и цветовая гармония


Как можно заметить, это слово имеет довольно много значений. В римском праве compositio означало примирение тяжущихся сторон.
Общее, что можно увидеть во всех определениях композиции, — это представление о сторонах, частях, образующих при их соединении некоторое единство. Понимаемая таким образом композиция применима к целому ряду явлений реальной жизни.
Основополагающими понятиями для описания конкретной композиции являются «симметрия» и «ритм».
Симметрия — зеркальное соответствие частей какого-либо образования. Она характеризует чередование предметов, действий, движения и т. д.
Слово «симметрия» (symmetria) имеет греческое происхождение и буквально означает соразмерность. Под симметрией в широком смысле этого слова понимают всякую правильность во внутреннем строении тела или фигуры. Учение о различных видах симметрии представляет отдельное направление геометрии, тесно связанное со многими отраслями естествознания и техники, начиная с декоративных росписей и кончая тонкими строениями вещества.
Простейшими видами симметрии являются три: зеркальная, центральная и симметрия вращения.
Зеркальная симметрия. Она хорошо известна каждому из повседневного наблюдения. Зеркальная симметрия связывает некоторый предмет и его изображение с плоским зеркалом. Фигура или тело зеркально симметричны, если существует плоскость, которая делит фигуру (тело) на две симметричные части (рис. 1.2, а).
Центральная симметрия — симметрия фигуры относительно ее центра симметрии. Например, у двух центрально симметричных треугольников стороны попарно равны и служат продолжением друг друга (рис. 1.2, б).
Симметрия вращения. Тело (или фигура) обладает симметрией вращения, если при повороте на угол 360° вокруг собственной оси симметрии оно полностью совмещается со своим исходным положением (ось 2-го, 3-го или 4-го порядков считается по числу целых вращений) (рис. 1.2, в).

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Рис. 1.2. Простейшие виды симметрии:
а — зеркальная симметрия; б — центральная симметрия; в — симметрия вращения

Ритм — чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой и т. д. Ритму свойственно движение, которое может быть продлено до бесконечности.
Помимо симметрии и ритма непосредственное отношение к созданию конкретной композиции имеют следующие правила: равновесия тел, статики и динамики, вертикали и горизонтали, перспективы, золотого сечения и стилевого единства.
Стремление к выстраиванию определенной композиции в искусстве есть стремление целостно воспринимать и адекватно действовать в разных пространственно-временных информационно-энергетических потоках.
Двигательная форма цельности — конструктивная форма.
Зрительная форма цельности — собственно композиционная форма (в стилевом решении).
Цельность, или целостность, — самая главная закономерность композиции, она определяет:
• пределы пространства, место действия;
• соразмерность частей композиции (ритм и пластика);
• нахождение геометрического центра композиции (визуально центр всегда немного смещен относительно своего геометрического центра).
На любой объект окружающей действительности мы реагируем сразу в пространстве и во времени. Ничто не воспринимается нами только во времени или только в пространстве. Реальность для нас четырехмерна, где четвертое измерение — это время.
Известно три типа цельности временных форм.
Суть первого типа: мы сами находимся в движении и не знаем, где это движение началось и где должно закончиться, мы только ощущаем его как равномерное и непрерывное.
Второй тип. При временной цельности второго типа человек как бы находится на подъеме горы, он видит вершину, знает о начале подъема и по аналогии представляет себе конец спуска.
Таким образом, если первый тип есть временная форма материала и массы, то второй — это временная форма конструирования. Второй тип цельности уже допускает членение движения на начало, середину и конец.
Третий тип. Движение начинается с конца, который является центром композиции. Все предыдущее и последующее является объяснением центра. Мы имеем дело с обратной перспективой во времени. Это возможно, если конец в то же время является началом веши, причиной ее возникновения. Тогда мы можем не только смотреть со стороны на движение времени, но, осознавая каждый момент в качестве детали, единицы, цельного события, воспринимать его целое (объемное видение).
Структура, конструкция, композиция, система — слова, обозначающие родственные понятия, которые относятся, казалось бы, к разным явлениям и наукам. На самом деле — это различные виды целостности, подчиняющиеся общим законам расположения частей целого:
• ни одна часть целого не может быть изъята и заменена без ущерба для целого;
• части не могут меняться местами без ущерба для целого;
• ни один новый элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для целого.
Например, горсть песчинок, брошенная на плоскость, представляет собой целое. По закону вероятности песчинки никогда не распределятся равномерно, т. е. правильными группами, но всегда сгруппируются в случайные группы.
Уберите часть песчинок. Целое изменится. Перетряхните песчинки и вновь бросьте на плоскость. Расположение их изменится.
В новом единстве абстрактная формула целого будет снова соблюдена. Но перед нами, очевидно, не композиционное единство.
Для того чтобы создать композицию или увидеть композицию в случайных группах, необходимо связать все группы определенным законом, внутренней связью. Тогда (относительно выстроенной композиции) группы уже не будут случайными объединениями. Создавая ритм, составляя узор, добавляя песчинкам сходство с предметами, мы тем самым объединяем элементы случайного единства связями, создающими закономерное целое.
Применение законов расчленения целого на части и сочетания целого из частей, а также установление характера связей между частями целого — вот общий путь для различия понятий «композиция», «структура» и «конструкция».
Можно разобрать другой пример, относящийся к структурности.
Если мы вновь возьмем горсть песчинок и аккуратно высыпем ее на ровную поверхность (рис. 1.3), то у нас получится конусообразная песочная горка. Теперь возьмем такой же или больший объем песчинок и рядом на плоскости проделаем то же самое — образуется еще одна горка песка.

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Рис. 1.3. Природные и искусственно созданные конусы:
а — вулканы; б — песочная горка; в — добыча угольных пород

Важно заметить, что угол наклона каждого песочного конуса будет равен углу наклона египетских пирамид. Этот пример, конечно, не в полной мере, но относится к оптимальному членению и формообразованию.
Конус в геометрии называют телом вращения. Также мы знаем, что в том случае, когда меридиан пересекает ось вращения под прямым углом, образуется плоскость, о чем дальше пойдет речь (см. гл. 4 «Конструкция защиты»).
Пирамида и конус сами по себе являются генераторами торсионных (фр. torsion — скручивание) или информационных полей, что относится к законам «другой» физики. Уже известно, что вокруг таких тел или их образующих поверхностей организуется вихревое излучение, ионизирующее воздух (см. гл. 6 «Система рукопашного боя»). В вершине конусно-пирамидальных тел или их образующих поверхностей возникает ионный столб (луч).
Поскольку с информацией можно работать на дистанции, важно научиться использовать ее в боевой ситуации. Так, следует учитывать, что движение слева направо (раскручивающаяся спираль) гармонично заполняет пространство вокруг двигающегося, работающего бойца. Как и в случае с пирамидой, конусом, а также танцующим или пляшущим человеком, рядом с бойцом замедляется время, происходит некоторое искривление пространства, которое можно наблюдать как некоторую дымку, туман (видны слегка размытые грани окружающих объектов).
Композиционные направляющие можно использовать для смещения внимания и узла сил (см. гл. б «Система рукопашного боя»), а также для создания некоторой иллюзии направленного движения (рис. 1.4).

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Рис. 1.4. Создание иллюзии направленного движения с помощью композиционных направляющих

Взгляд и речь, как способы выражения мысли, непродолжительны. Жесты, движения рук, ног в этом отношении имеют преимущество и рассматриваются как сосредоточение идеи. Тот или иной жест с помощью рисунка, живописи, скульптуры и других искусств передает будущим поколениям отпечаток осуществленной идеи. Письмо, как и рисунок, содержит материализованную идею — отражение физического существа в тонком мире.
Перемещение тела в материальном плане сопровождается перемещением флюидических слоев в тонком мире.
Структура (лат. strucrura) — целое, состоящее из частей (компонентов, элементов), связанных между собой единым законом формообразования:

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

где 3 — качественное число (число формообразования).
Структура не обязательно представляет собой завершенное целое, скорее наоборот. Так, дерево растет, ветвится, сохраняя при этом структуру, т. е. продолжает развитие, оставаясь структурно тем же. Элементы структуры могут меняться, важно лишь сохранение общего характера связей между ними, общего закона формообразования (рис. 1.5).

 Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Рис. 1.5. Структурно-композиционные элементы:
а — композиционно и структурно завершенный;
б — композиционно завершенные, структурно незавершенные (обломки структуры)

Конструкция (лат. constructio) — строение, устройство, построение, план, взаимное расположение частей; предварительно заготавливаемое сооружение (скелет), входящее в состав более сложного целого.
Примером конструкции как плана (модели) взаимного расположения фиксированного количества составных элементов является третичность.
«Третичность», «триединство», «триглав» — понятия устойчивого объединения двух полярных категорий третьей составляющей, при котором все части находятся в гармонии, составляя одну единую систему взаимодействия. Третичность присутствует во многих религиях (рис. 1.6).

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Рис. 1.6. Устойчивая взаимосвязь двух полярных категорий:
а — мужское начало (отец-небо); б — женское начало (мать-земля); в — языческий символ семьи: ромб; г — объединение верха и низа: шестигранник (структурная единица; кристаллическая решетка)

Конструкция — это структура, элементы которой связаны функциональными связями. Целостность конструкции определяется единством функций ее частей.
Элементы конструкции, например, узлы и механизмы машин, члены и органы живого организма, выполняют частные функции.
Внешнее сходство целого с машиной, конечно, не создает конструкции и может даже быть антиконструктивным, т. е. ложным.
Конструкцию следует рассматривать внутри структуры или композиции, учитывая особый характер связей между целым и его частями (функционально как систему). Конструкция всегда многослойна.
Композиция является замкнутой системой с фиксированным количеством элементов, связанных единым смыслом (замыслом).
Части композиции связаны между собой и целым.
Система (лат. systems) — целое, составленное из частей; порядок, обусловленный планомерным, правильным взаиморасположением частей; форма, способ устройства.
Для рукопашного боя понятие «система» принципиально значимо. Человека можно рассматривать как некую конструктивно организованную систему — покоящееся на опорах тело, стремящееся к сохранению равновесия в пространстве (рычажно-двигательный механизм).
Внутри замкнутой системы выполняется закон сохранения импульса: векторная сумма импульсов тел в замкнутой системе является величиной постоянной (см. гл. 6 «Система рукопашного боя»).
Структура — это открытая и целостная система, ее цельность — в едином законе формообразования (законе повторяемости) (рис. 1.7).

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Рис. 1.7. Структура как целое

Структура как целое подчиняется единому закону формообразования и в целом природным мировым законам — законам Вселенной (рис. 1.8).

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Рис. 1.8. Структурное представление законов Вселенной

Технология конструирования системы есть разрушение (изменение) застывших фрагментарных форм композиции, что в свою очередь является процессом творческим.
Передача технологии конструирования системы, способа действия в ней, способа ее эксплуатации и управления осуществляется в соответствии с традицией.
Традиция (лат. traditio — передача, повествование) — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Технология (греч. techne искусство, мастерство + logos понятие, учение) — совокупность знаний о способах и средствах поведения процессов, при которых происходит качественное изменение объекта.
Тем, кто решил изучать русское боевое искусство, следует обратиться к традиционной культуре, созданной русским народом.
Например, можно взять мифы, былины, сказки и другие фольклорные произведения. Все они имманентны той структуре восприятия и развития, о которой идет речь.
Традиционное искусство народа очень иносказательно и метафорично. Поэтому обучение или передача информации и культуры в целом идет на подсознательном (аналоговом) уровне (рис. 1.9).

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Рис. 1.9. Обучение и получение информации:
1 — бессознательный уровень; 2 — сознательный уровень; 3 — интуитивный уровень; 4 — фокусировка

Оказывая воздействие на замкнутую систему, мы при определенных условиях способны добиться изменения композиции. Рассмотрим конкретный пример. Если на одну из чаш уравновешенных весов добавить груз, весы выйдут из равновесия — произойдет изменение композиции визуально и физически, и весы уже нельзя будет назвать уравновешенными. Возникнет новая форма образования, произойдет критическое число взаимодействий.
Можно еще сказать так: если сладкое сделать очень сладким, то это не будет таковым по ощущениям. Любое качество, усиленное сверх меры, меняет полярность, т. с. хорошее может стать плохим и наоборот.




Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ


Цели, принципы и методы обучения

Занятия по рукопашному бою направлены на формирование навыков практической борьбы с противником в рукопашной схватке, воспитание смелости, решительности, инициативы и находчивости. В содержание занятий включаются: подготовительные упражнения, развивающие быстроту, силу, выносливость и гибкость; приемы самостраховки; стойки и перемещения в них; удары руками, ногами и способы защиты от них; болевые приемы, броски (сбросы); способы обезоруживания, связывания и конвоирования; приемы использования подручных средств (ремень, веревка и т. п.).
Под обучением в широком смысле понимается последовательная передача знаний, выработка умений и навыков с целью развития и совершенствования физических, психологических способностей обучаемых.
Обучения ведется, как правило, в группах, иногда индивидуально. Партнеры для разучивания приемов подбираются примерно одинакового веса и роста. Позднее, при наработке, желательно, чтобы партнеры были разного веса и роста.
Способы перемещения в высоких стойках и приемы самостраховки начните осваивать уже на первых занятиях и включайте их во все последующие занятия. Все болевые приемы при обучении выполняются без применения чрезмерных усилий и немедленно прекращаются по сигналу партнера (голосом либо хлопком по ковру или телу), броски проводятся от середины к краям ковра.
Исходя из специфики рукопашного боя, практические навыки рекомендуется приобретать в строго определенной последовательности. Общепринятым является последовательное освоение следующих 13 тем:
1. Стойка, боевые позиции (явные, скрытые).
2. Способы перемещений.
3. Способы выведения из физического равновесия.
4. Падения и самостраховка.
5. Способы освобождения от захватов (обхватов).
6. Способы защиты от ударов руками и ногами.
7. Способы нанесения ударов руками ногами.
8. Броски, подбивы, сбросы.
9. Учебные поединки (по отрабатываемым темам и поставленным задачам).
10. Способы работы оружием.
11. Приемы обезоруживания.
12. Приемы связывания и конвоирования.
13. Работа подразделением (двойки, тройки, пятерки).
Первые четыре темы — базовые для последующих.
Учебный процесс по рукопашному бою включает в себя планирование, материально-техническое обеспечение, подготовку тренеров-инструкторов для проведения занятий и тренировок, а также периодический контроль за ходом освоения материала по рукопашному бою (аттестацию).
Планирование занятий осуществляется на основе руководящих документов. Для Школы русского боя «Сибирский Вьюн» таким документом является методическое пособие для инструкторов, предусматривающее четырехлетнюю программу подготовки.
Организуя занятия по рукопашному бою, следует учитывать:
• связь учебного процесса по рукопашному бою с характером работы и личными целями обучаемых (Российская армия, правоохранительные органы, охранные агентства и предприятия, личная безопасность, бытовая самозащита, спортивная направленность);
• систематичность и регулярность занятий по рукопашному бою;
• равномерность распределения физической нагрузки и учебного материала в течение недели (месяца, квартала, года);
• местные условия и условия физического развития обучаемых, а также материально-техническое обеспечение.
Обучение рукопашному бою основано на соблюдении нескольких принципов: наглядности, системности, постепенности, доступности и прочности усвоения.
Принцип наглядности реализуется тремя путями (методами):
• демонстрацией с объяснением;
• демонстрацией с синхронным повторением;
• использованием наглядных пособий, видеозаписей и других средств обучения.
Принцип системности подразумевает определенную последовательность в обучении. Новый материал должен и может быть продолжением старого, а занятия — регулярными. Материал следует располагать методически правильно и использовать для его усвоения все формы занятий.
Принципы постепенности и доступности заключаются в последовательном переходе от простого к сложному, от легкого к трудному, т. е. в постепенном повышении уровня сложности материала, а также в постоянном возвращении к уже пройденному материалу.

Принцип прочности усвоения означает повторение элементов и в целом действий в различных сочетаниях и в разнообразной обстановке, с обязательной проверкой и оценкой полученных знаний.
Все эти принципы взаимосвязаны и могут быть применены даже на одном занятии (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Комбинированное занятие по рукопашному бою
1.
Этап: Ознакомление
Цель: Создание правильного представления о новом боевом действии
Содержание: Внятно и четко назвать боевое действие.
Продемонстрировать его в боевом темпе.
Объяснить назначение боевого действия, специфику его тактического использования.
Медленно продемонстрировать еще раз, объясняя технику и обращая внимание на главные элементы боевого действия.
2.
Этап: Разучивание
Цель: Формирование навыков выполнения боевого действия
Содержание: Выполнить действие, постепенно наращивая темп.
Выполнить действие на время, корректируя неточности.
Выполнить действие в боевом (быстром) темпе.
3.
Этап: Закрепление (тренировка/наработка).
Цель: Совершенствование навыков выполнения боевого действия.
Содержание: Выполнить боевое действие в усложненных условиях: из разных исходных положений и в движении.
Выполнить боевое действие в сочетании с другими, ранее разученными действиями (медленный темп).
Выполнить боевое действие на скорость.
Выполнить боевое действие в комплексе (сочетании) с ранее разученными действиями (боевой теми).

Помимо этих принципов существует три группы методов передачи знаний: вербальные, наглядные и практические.
К вербальным (словесным) методам относятся: объяснение, рассказ содержания комбинации или действия, беседа с занимающимися.
Наглядные методы основаны на зрительных и слуховых ощущениях. К ним относятся: демонстрация схем, видеофильмов и т. п., зрительно-моторная тренировка.
Практические методы ориентированы на кинестетические ощущения и предполагают повторение действий в разном темпе с разной степенью сложности.
Кроме того, в обучении используются и методические приемы, например, опробование, взаимопомощь, страховка и т. д.
В обучении рукопашному бою принята методическая последовательность.


Регулирование нагрузки при занятиях

Занятия по рукопашному бою проводятся аналогично другим занятиям по физической подготовке и состоят из подготовительной, основной и заключительной частей. Формы организации занятий физическими упражнениями могут быть самыми разнообразными. Все зависит от целей и задач. Важно, чтобы форма строго соответствовала содержанию занятий.
В подготовительную часть включаются: организация занимающихся (объявление темы занятия, уточнение его целей и задач, проверка готовности формы занимающихся для данного занятия); ходьба, бег, перемещения в боевых позициях (явных и скрытых), имитация защиты и ударов в целом — общеразвивающие, специальные и подводящие упражнения.
Подбор упражнений подготовительной части должен соответствовать задачам, решаемым в основной части занятий.
Общеобразовательные упражнения выполняются преимущественно в парах, например, перенос партнера на спине, верхом на плечах, силовые упражнения в стойках, сидя, с применением элементов борьбы в упоре лежа, стоя на коленях и т. д.
Специальные упражнения включают: кувырки вперед, назад и на боку, полет-кувырок, самостраховку при падении в разных направлениях.
В основной части занятия решаются самые сложные задачи.
Изучаются принципы выведения из физического равновесия, способы защиты, отрабатываются ударные техники, болевые приемы, броски, сбросы, а также освобождение от захватов (обхватов), способы первой помощи, связывания и сопровождения. Основную часть занятия следует начинать с наиболее сложных действий и приемов.
Продолжительность основной части зависит от объема и интенсивности нагрузки, возраста занимающихся, времени, затраченного на начало и завершение занятия. Обычно на основную часть отводится 45–60 мин.
В заключительной части занятия постепенно снижается функциональная активность занимающихся путем выполнения следующих упражнений: медленный бег, ходьба с дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление. В конце каждого занятия обязательно подводятся итоги: оцениваются действия занимающихся, распределяются индивидуальные задания по самоподготовке.
Каждое занятие должно контролироваться тренером или самими занимающимися, которые оценивают работоспособность занимающегося в течение одного и нескольких занятий. Совокупность количественных методов измерения работоспособности называется эргометрией. Эргометрическое измерение обычно проводят по трем показателям: интенсивность (мощность) прикладываемого усилия; объем выполняемого задания (пройденное расстояние, выполненная механическая работа и т. д.); время выполнения двигательного задания. Различные двигательные задания можно сравнивать между собой и планировать объем работы, выполняемой на занятии.
Состояние организма человека допускает оценку по внешним показателям, например, по изменению цвета кожи, частоте дыхания, характеру потоотделения. Наиболее распространен метод подсчета частоты сердечных сокращений (ЧСС), поскольку ЧСС достаточно объективно характеризует состояние сердечно-сосудистой системы в процессе выполнения упражнений. ЧСС нужно подсчитывать перед, во время и сразу же после занятия в течение 15 секунд, а затем умножить на 4. Ориентироваться можно на такие средние данные: до занятия ЧСС 60–70 ударов в 1 мин; во время занятия — 80-140; после занятия — 70–80. ЧСС неодинакова у различных людей и зависит от возраста, тренированности, состояния здоровья и т. д.
Для определения величины получаемой нагрузки на занятиях рукопашным боем необходимо учитывать пульсовые показатели сердечно-сосудистой системы. Нагрузка может быть: низкой — ЧСС до 120–130 уд/мин; средней — 130–150 уд/мин; высокой — 150–180 уд/мин; максимальной — свыше 180 уд/мин.
Данные показатели необходимо в большей степени учитывать на занятиях старших возрастных групп. В этих группах выполняется меньше упражнений, требующих резких движений, а также больших силовых и статических нагрузок; кроме того, больше времени отводится на подготовку и заключительную часть занятия.

 



Глава 3. БИОМЕХАНИКА И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ


Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению.
И. М. Сеченов



Биомеханика

Механика — наука, изучающая перемещение в пространстве (т. е. механическое движение) и равновесие материальных тел (сред) под действием сил. То, в какой мере законы механики могут быть приложены к живому организму, определяется биомеханикой. Именно биомеханика изучает те закономерности живого организма, которые позволяют ему выполнять механические (статические и динамические) задачи с минимальной энергетической затратой мышечного сокращения.
Человек биомеханикой рассматривается как биомеханическая конструкция, состоящая из системы костных рычагов, которые соединены с помощью суставов и связочно-мышечного аппарата, обеспечивающих человеку 256 степеней свободы.
Подвижные суставы, развитые верхний (руки, плечи, шея) и нижний (бедра, ноги) поясы необходимы для успешной схватки в рукопашном и кулачном бою. Важно ощущать как бы шарниры в этих местах, быть гибким, насколько позволяют суставы, связки и мышцы. Но при этом необязательно садиться на шпагат и уметь делать сальто.
Сейчас мы говорим о свободном, легком, освобожденном от зажатостей теле, чьи подвижные суставы позволяют человеку работать в трех плоскостях и исключают у него прямолинейность и негибкость поведенческих реакций. Это относится ко всем уровням восприятия — визуальному, аудиальному и кинестетическому. Важно научиться быть «здесь и сейчас» в трехмерном пространстве: ощущать тело целостным в пространстве от головы до самых конечностей (рук и ног).
Духовное и физическое совершенство во многом зависит от того, насколько гармонично развита мышечная система человека, которая наряду с другими системами обеспечивает оптимальное взаимодействие организма с внешней средой. Физиологические процессы, от движения крови в сосудистом русле, переваривания пищи и до сложнейших мыслительных процессов в мозге человека, в той или иной степени связаны с мышечными сокращениями.
Мускулатура человека сложна и многообразна. Большую ее часть составляют так называемые скелетные мышцы. Они прикрепляются к костям скелета и управляют произвольными движениями. Кроме того, взаимодействуя с гравитационным полем, мускулы обеспечивают человеку активные перемещения в окружающей среде, стимулируют обмен веществ и работу всех органов и систем его тела.
Мышечная система нуждается во многих питательных веществах (в белках, жирах, углеводах и др.), поэтому человек должен заботиться о постоянном поддержании достаточно высокого функционального уровня своей мускулатуры. Этого можно добиться только активным двигательным режимом, для чего необходимо регулярно заниматься гимнастическими упражнениями в комплексе с другими средствами физического воспитания.
В каждом виде боевого искусства имеются свои конкретные системы движений, которые объединяются понятием «техника», или «техника ведения рукопашного боя». Тот, кто владеет техникой в совершенстве, в большинстве случаев достигает высокого результата. Следовательно, такие движения — своеобразное мерило боевого мастерства.

Для того чтобы хорошо овладеть техникой, необходимо регулярно выполнять определенные физические упражнения. Одни системы движений служат своеобразным эталоном, целью, к достижению которой необходимо стремиться в тренировочном процессе; другие — средством, при правильном использовании которого можно успешно достичь основных целей в занятиях боевым искусством.
Все физические упражнения, как правило, характеризуются той или иной педагогической, оздоровительной и специальной направленностью. Поэтому прежде, чем их применять, необходимо конкретизировать цель и задачи своей тренировки, выбрать правильные и четкие ориентиры. Таковыми могут быть характеристики боевых движений, показатели общего функционального состояния различных систем организма. Для себя их можно установить, ориентируясь на показатели «рукопашников» высокой квалификации.
В частности, при помощи физических упражнений можно добиться требуемой подвижности в суставах, необходимой силы мышц, быстроты, выносливости и т. д. Чем более конкретно сформулированы цели, тем легче подбирать упражнения. Правильно выбрать упражнения позволяет хорошее знание возможностей своего организма.
Физическое упражнение должно состоять из движений, или двигательных действий, биомеханические характеристики которых в той или иной степени регламентированы (указаны, оговорены, ограничены). Различают кинематические (пространственные, пространственно-временные) и динамические (силовые, инерционные) движения. Регламентировать двигательные действия — это значит указать его количественные показатели. Примеры регламентации:
• сгибание ноги в коленном суставе до 90° (регламентация пространственных характеристик);
• преодоление дистанции 100 м за 11,6 с (регламентация временных характеристик);
• плавание с постоянной скоростью 1,2 м/с (регламентация пространственно-временных характеристик);
• удержание гири массой 20 кг на прямой руке в горизонтальном положении (регламентация биодинамических характеристик).
Не всегда следует регламентировать движения в количественной форме. Можно указать только качественные различия движений. Кроме того, могут быть регламентированы интенсивность выполнения упражнения (по скорости, мощности, энергозатратам), объем двигательных заданий (по длине проходимой дистанции, выполненной механической или физиологической работе) и многое другое.
Физические упражнения только тогда полезны, когда их выполняют с учетом возраста, пола, а также индивидуальных возможностей человека. Каждая мышца — это не только часть аппарата, обеспечивающего механическое перемещение тела человека, но еще и активный орган, иннервируемый и кровоснабжаемый, прочно взаимосвязанный с другими органами и системами.
Активная (работающая) мышца вовлекает в соответствующую деятельность весь организм, способствует передаче воздействий физических упражнений через двигательный аппарат на все тело.
От того, какие мышцы более активно участвуют в выполнении того или иного упражнения, зависит его результат.
Например, если в работе участвуют только мышцы-сгибатели пальцев кисти, то совершенно очевидно, что такое упражнение не оказывает большого воздействия на сердечно-сосудистую систему. Если же интенсивно работает диафрагма, то при этом, наоборот, происходит значительное влияние прежде всего на дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
Итак, тело человека — это сложная система, состоящая из десятков шарнирных соединений. Таким устройством обеспечивается высокая подвижность и гибкость нашего тела, способность совершать сложнейшие движения в пространстве.
Основные варианты перемещения тела и его составных элементов в пространстве представлены смещением, угловым и спиралевидным движениями (рис. 3.1).

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Рис. 3.1. Оценка направления движения относительно трех координатных осей:
Cr-Cd — вертикальная ось; Ls-Ld — фронтальная ось; V-D — сагиттальная ось

Смещение — линейное движение, при котором все точки тела перемещаются равномерно вдоль оси в одном направлении. Например, линейным является движение поезда в тоннеле.
Угловое движение, или вращение, — движение, при котором все точки тела неравномерно перемещаются вокруг оси, пронизывающей плоскость; точки, расположенные ближе к оси, вращаются с меньшей скоростью, чем расположенные дальше от нее. Вращение колес машины, стоящей на месте, или падение спиленного дерева отражают закономерности углового движения.
Спиралевидное движение — это комбинация углового движения со смещением вдоль одной и той же оси одномоментно (например, вывинчивание шурупа из гайки). При этом ось, по которой совершается спиралевидное движение, может как совпадать с одной из трех координатных осей, так и располагаться под углом к ним.
Все три вида движения человека могут быть проанализированы с помощью методов пространственного анализа: координатного, плоскостного и смешанного (координатно-плоскостного).
Координатный метод — анализ перемещения тела и составных его элементов на основании мысленного разложения направления движения на три взаимно перпендикулярные оси координат: вертикальную, фронтальную, сагиттальную (рис. 3.2).

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Рис. 3.2. Расположение вертикальной (Cr-Cd), фронтальной (Ls-Ld) и сагиттальной (V-D) осей в теле человека

Вертикальная ось (Cr-Cd) «проходит» вдоль тела человека сверху вниз (или снизу вверх), т. е. от головы до плоскости опоры (и в обратном направлении). Ее другое название — кранио-каудальная (или каудо-краниальная).
Фронтальная ось (Ls-Ld) «пересекает» человека в направлении от одной стороны тела к другой по линии плеч, ось имеет другие названия: продольная, латеро-латеральная, лево-правосторонняя.
Сагиттальная ось (V-D) «пронизывает» тело человека подобно стреле (лат. sagitta — стрела) спереди назад, поэтому она имеет и другие названия: поперечная, вентро-дорзальная.
Оценить направление движения относительно трех координатных осей можно следующим образом: движение вдоль оси — линейное смещение, вокруг оси — угловое движение, вокруг и вдоль оси — спиралевидное движение.
Плоскостной метод — анализ положения и перемещения тела, а также его составных элементов на основании мысленного разделения пространства на три взаимно перпендикулярные плоскости: сагиттальную, фронтальную, горизонтальную (рис. 3.3).

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Рис. 3.3. Положения тела в трех взаимно перпендикулярных плоскостях пространства:
А — сагиттальной; Б— фронтальной; В — горизонтальной плоскостей;
Cr-Cd — вертикальная ось; Ls-Ld — фронтальная ось; V-D — сагиттальная ось

Каждая плоскость ограничена двумя координатными осями, а третьей пронизана под прямым углом.
Сагиттальная плоскость А ограничена пересечением сагиттальной (V-D) и вертикальной (Cr-Cd) координатных осей, фронтальная ось (Ls-Ld) расположена по отношению к сагиттальной плоскости перпендикулярно.
Фронтальная плоскость Б ограничена пересечением вертикальной (Cr-Cd) и фронтальной (Ls-Ld) координатных осей, сагиттальная ось (V-D) расположена по отношению к фронтальной плоскости перпендикулярно.
Горизонтальная плоскость В ограничена пересечением фронтальной (Ls-Ld) и сагиттальной осей (V-D), вертикальная ось (Cr-Cd) расположена по отношению к горизонтальной плоскости перпендикулярно.
Координационно-плоскостной метод — оценка проекционной деформации тела, совершающего движение вдоль или вокруг оси при его проекции последовательно на различные плоскости.
Сагиттальная плоскость пересекает тело в переднезаднем направлении, разделяя его на правую и левую половины (рис. 3.4, а).
В сагиттальной плоскости проходят: линейные смешения вдоль Cr-Cd, V-D, а также вдоль оси, расположенной под утлом к вертикальной и сагиттальной осям (краниальное, каудальное, вентральное, дорзальное, кранио-вентральное и другие смещения); угловые движения (флексия, экстензия).

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Рис. 3.4. Тело человека в трехмерном пространстве:
а — сагиттальная плоскость; б — фронтальная плоскость; в — горизонтальная

Поскольку в трехмерном пространстве существует три плоскости (фронтальная, горизонтальная и вертикальная), любое тело в пространстве имеет 6 степеней свободы: 3 постоянных (х, у, z) и 3 вращательных вокруг этих осей (рис. 3.4,б, в; 3.5; 3.6).

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Рис. 3.5. Степени свободы любого тела в пространстве:
X, Y, Z — постоянные;
х, у, z — вращательные

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Рис. 3.6. Человек как биомеханическая система

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Рис. 3.7. Шесть видов мышечной работы:
F — момент силы воздействия; F1 — момент силы сопротивления; Fвзр — момент силы взрывного характера


Все движения в суставах человека вращательные (табл. 3.1).

Таблица 3.1. Биомеханика суставов человека

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1


Вращения происходят вокруг осей, в плоскостях перпендикулярных им, поэтому работа в суставах строится по принципу рычага (см. разд. «Система рычагов. „Узел" сил»). Костные рычаги приводят в действие мышцы, которые в свою очередь получают сигналы по нервным окончаниям от головного мозга, впоследствии связь подкорки головного мозга со спинным мозгом осуществляется бессознательно, тело начинает, как говорят, думать.
Существует шесть видов мышечной работы, которые могут быть представлены графически (рис. 3.7).
В зависимости от целей и задач тренировки могут иметь преимущественную направленность на развитие силовых способностей, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости и т. д.
Сила биомеханикой определяется как мера взаимодействия тела человека с другими телами окружающей среды, регулируемая мышечным напряжением. При этом скелетные мышцы могут осуществлять ее:
• без изменения своей длины (изометрический, или статический режим работы);
• с уменьшением длины (преодолевающий, или биометрический режим работы);
• с увеличением длины (уступающий, или полиметрический режим работы).
Преодолевающий и уступающий режимы рассматриваются в целом как единый динамический режим работы мышц.
При оценке силовых способностей человека часто пользуются понятием «относительная сила», которая равна отношению абсолютного значения силы к собственной массе человека. Таким образом определяем величину силы, приходящейся на каждый килограмм массы тела.
При воспитании силовых способностей занимающийся должен не только гармонически развивать силовые характеристики тех или иных мышечных групп своего тела, но и учиться рационально пользоваться своей силой в различных условиях.
При тренировке силовых способностей важно правильно выбрать величину сопротивления, отягощения, а также оптимальный темп выполнения упражнений, уметь регулировать дыхание. Кроме того, следует учитывать «топографию силы» занимающихся (соотношение максимальной силы различных мышечных групп).
При занятиях преимущественно силовыми упражнениями необходимо в качестве активного отдыха использовать ходьбу, плавание, упражнения на расслабление.
Следует разделять понятия «скорость» и «быстрота».
Скоростные способности человека заключаются в совокупном проявлении таких свойств моторики, как скрытое (латентное) время двигательной реакции, скорость одиночных движений, частота движений и т. п. Поэтому для воспитания этих способностей нужны упражнения на максимально быстрое реагирование. Это могут быть неожиданные передачи мяча, защитные действия в ответ на проведение атакующего приема в борьбе, рукопашном бою, фехтовании или другом виде спорта. Можно использовать методы повторного, повторно-прогрессирующего (с различными ускорениями) выполнения упражнений.
Наиболее эффективны упражнения, в которых проявляются максимальные скорость и сила в движениях. Эти упражнения развивают скоростно-силовые способности занимающихся, поскольку практика спорта и трудовой деятельности предусматривает не изолированное проявление качеств быстроты или силы, а их сочетание практически во всех более или менее сложных двигательных актах.
Быстрота характеризуется количеством повторений в определенную единицу времени и зависит от времени скрытой реакции на сигнал; скорости одиночного движения; частоты движений.
Быстрота — качество врожденное и тренируется слабо.
Преимущественно врожденной является также ловкость — способность человека быстро решать новые двигательные задачи, перестраивая структуру своих движений в соответствии с резко изменяющимися условиями окружающей среды. На первый план при этом выступают координационная сложность и точность движений.
Ловкость развивается с помощью упражнений, которые позволяют решить двигательную задачу путем правильной оценки пространства и времени: упражнения на тренировку равновесия, на неожиданное появление объекта, на определение дистанции (глазомер).
Помимо ловкости, с помощью тренировок можно развивать у себя выносливость и гибкость. Выносливость воспитывается путем дозирования абсолютной интенсивности упражнений, их длительности, а также регулированием интервалов отдыха между ними, характером отдыха, числом повторений упражнений (занятий).
Выносливость, как правило, подразделяют на общую и специальную, т. е. ориентированную на определенный род деятельности. Выносливость в рукопашном бое тренируется следующими способами: равномерным; переменным; повторным; интервальным; круговым и др.
Методика воспитания гибкости предусматривает включение в занятия упражнений с большой амплитудой движений в суставах. Максимально возможная амплитуда движений в тех или иных сочленениях определяет уровень развития гибкости занимающихся. Измеряется амплитуда в градусах.
Следует различать активную гибкость (ее человек может определить самостоятельно) и пассивную (определяется с помощью партнера).
Активная гибкость характеризуется максимально достижимой величиной суставной амплитуды при произвольном сокращении мышц, окружающих тот или иной сустав.
Пассивная гибкость характеризуется амплитудой, достигаемой в основном за счет приложения внешних сил, например, при отягощении или за счет другого человека.
Выполняя регулярно упражнения на растяжку с отягощениями и без них, можно существенно увеличить амплитуды движений в сочленениях своего тела.
Практически любое движение в определенной степени обладает свойствами движения динамического. Даже когда вы пытаетесь стоять совершенно спокойно, ваше тело не остается неподвижным, а потихоньку покачивается из стороны в сторону. Эксперименты показывают, что люди имеют предрасположенность к обморокам, если они вынуждены находиться в абсолютной неподвижности.
Легкое покачивание способствует кровообращению и сохранению сознания. Для того, чтобы поддерживать легкое покачивание и тем не менее не терять равновесия, тело колеблется относительно вертикали, проходящей через его центр тяжести. При этом все мышцы и мышечные группы тела попеременно сокращаются и расслабляются.
Даже если Вы измените позу, например, возьмете в руки книгу или поднос. Ваше тело автоматически будет сохранять равновесие и продолжать свои колебания. Таким образом, в динамическом движении позиционное равновесие представляет собой колебательный процесс между подвижным и неподвижным состояниями.
Динамическое движение активно вовлекает в работу стабилизирующие мышцы, сокращение которых позволяет совершенствовать качество поз и исключать несоразмерные перемещения тела в момент движения одной из его частей. Стабилизирующая мышца удерживает в неподвижном состоянии прилегающую к ней область, являясь точкой опоры, относительно которой другие мышцы могут сокращаться или удлиняться. Стабилизирующее воздействие предотвращает травмы, которые могли бы случиться из-за перенапряжения мышечной ткани и чрезмерного растягивания или сжатия сустава.
Так, если Вы в положении стоя поднимите правое колено, то мышцами, принимающими наибольшее участие в этом движении, будут правые сгибатели бедра. Однако в подъем Вашего колена вовлечены и другие мышцы правой ноги, например, прилегающие к бедренной кости (их действие помогает движению и устраняет нежелательные вращения в тазобедренном суставе). В свою очередь мышцы туловища, тазобедренного сустава и опорной ноги примут участие в стабилизации положения вашего тела, попеременно сокращаясь и расслабляясь для сохранения удобной позы.
Пока Вы находитесь в движении, подобные силы действия и противодействия постоянно возникают и в тех мышцах, которые принимают наибольшее участие в этом движении, и во всех остальных мышцах Вашего тела.


Упражнения динамического движения в трехмерном пространстве

Человеческое тело совершает свои движения в трехмерном пространстве (рис. 3.8).

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Рис. 3.8. Кинесфера:
А — сагиттальная плоскость; Б — фронтальная плоскость; В — горизонтальная плоскость

Находясь в положении стоя, Вы можете тянуться вверх, вниз, вперед, назад, в стороны и по диагонали. Вы также можете выполнять повороты и вращения в противоположных направлениях.
Пространство, внутри которого вы совершаете подобные движения, имеет длину, ширину и высоту и может быть представлено в виде сферы движения, называемой кинесферой, или моторным пространством (полем).
В отличие от большинства традиционных общефизических упражнений, упражнения динамического движения предполагают использование всего пространства Вашей кинесферы. Выполняя упражнения динамического движения (волна, восьмерки, вороты), Вы постепенно расширите свои знания о том, каким образом движения Вашего тела вписываются в трехмерное пространство, и сможете избавиться от их упрощенного понимания.
Динамическое движение поможет Вам узнать действительную степень подвижности своего тела и лучше разобраться во взаимодействии его отдельных частей.

Волна
Волна — одно из упражнений на расслабление, которые позволяют «войти» в состояние тонуса мышц (тела) и сознания, научить тело «думать», наполнить его силой.
Имитация волновых движений телом, или подхлестов, может производиться руками и ногами.
Волна — процесс распространения любого вида возмущений, импульсный выброс массы тела в точку приложения силы и возвращение ее обратно с уменьшением или увеличением амплитуды, частоты колебаний. Волновые движения экономят силу, постоянно отдавая, как бы забирают ее обратно. Таким образом, движения становятся округлыми и бесконечно движущимися.

При распространении волн переносится энергия, среда совершает колебательное движение около положений равновесия.
Волна может запускаться одной или двумя руками, а также ногами и всем телом в разных направлениях. Затем все направления и движения совмещаются. Если Вы создаете волну одной рукой, то тело все равно находится в небольшой вибрации, движении. Следите за тем, чтобы рука была расслаблена до самих пальцев (висела, как плеть).
Расслабив руку, встряхните ее телом (от ног, от бедра и т. д.).
Описать это точно невозможно, поэтому отдайтесь своим чувствам и ощущениям, наблюдайте за собой, старайтесь, чтобы Ваша работа была энергичной, но без лишних движений, полезной. Следите за культурой движения.

Восьмерки (круги)
Движения бедер и плеч по восьмеркам сверху вниз и снизу вверх (рис. 3.9).

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Рис. 3.9. Работа с верхним и нижним поясами: движение бедер и плеч

Движение по восьмерке (кругу) верхней частью тела (рис. 3.10,а).
Движения ногами по восьмеркам (кругам). Голова в вершине конуса остается неподвижной (рис. 3.10,б).
Движения бедрами по восьмеркам (кругам) в разных направлениях. Голова и ноги неподвижны (рис. З.10,в).

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Рис. 3.10. Движение по восьмеркам разными частями тела
а — верхний пояс; б — ноги; в — нижний пояс

Далее, в сочетании с базовыми перемещениями, эти упражнения складываются в единое — покачивание, или маятниковое перемещение.

Вороты
Вороты — воротообразные (круговые, закручивающиеся) движения ногами в разных направлениях по окружности (или по восьмеркам) и в одном направлении вправо (влево).
Волнообразное движение совершает все тело: «рисуют» коленки, ступни «перетекают» по принципу цилиндра с боку на бок (рис. 3.11).

Дмитрий Скогорев. Русский рукопашный бой. Часть 1

Рис. 3.11. Воротообразные движения ногами:
а — по окружности; б — влево-вправо


Психофизиология

Главным предметом психофизиологии является взаимосвязь психических и физиологических функций живого организма.
Для рукопашного боя принципиальное значение имеют такие категории, как внутренняя и внешняя сила, сознание, восприятие, память, внимание и др.
«Задача силы — расширение сознания. Расширение сознания дает силу. Нужно учиться видеть сознание. Для того, чтобы управлять силой, нужно уметь изменять состояние сознания» . Сила есть тонкоматериальная среда, заполняющая Вселенную.
Воспринимать (видеть, слышать, ощущать), знать и уметь — это три составляющие познания внешнего мира, уводящие от непосредственного наблюдения (сознания) к обобщению (осознанию), видению (веданию) структуры, системы и от него к практике.
Память — явление сознания, она материальна и не отождествима с теми или иными процессами. Память хранит материальные воспоминания. Практически все, на что Вы обращаете свое внимание, хранится в ней и может быть восстановлено.
Внимание — определенная часть «света сознания», оно делится на внимание нашего сознания, которым воспринимается ведомое; внимание нашего бессознательного, которым воспринимается неведомое (эмоции, воля, интуиция), и внимание, которым воспринимается непостижимое. Человеку непостижимое становится доступным обычно перед смертью, воину — в моменты освобождения (в экстремальных ситуациях), это внимание сравнимо с внутренним огнем, является проявлением внутренней личной силы.
Любое внимание можно охарактеризовать с помощью концентрации (сосредоточенности внимания), устойчивости (длительности сосредоточения), быстроты переключения и объема. Кроме того, внимание может быть непроизвольным (внимание нашего сознания) и произвольным (внимание нашего бессознательного).


Психофизические упражнения

Мгновенное реагирование на внезапное действие противника
Этапы:
• расслабьтесь полностью, затем слегка напрягите ту группу мышц, которую собираетесь использовать в бою. Если Вы этого не сможете сделать, то в нужный момент Вам потребуется дополнительное время на подготовку мышц к действию (см. разд. «Равновесие и натяжение тела»);
• откажитесь от мысли о предстоящем действии: отключив внутренний диалог. Вы перейдете на бессознательный уровень действия. Это необходимо, чтобы реагировать автоматически;
• расконцентрируйте свой слух и взгляд, смотрите мимо объекта, используйте периферическое зрение. Успешная расконцентрация даст Вам возможность сократить время реакции, видеть и слышать все, что твориться вокруг;
• старайтесь начинать свое действие одновременно с действием противника (или сигналом к нему).

Увеличение скоростных качеств
Скорость, в отличие от быстроты, приобретенное качество, или навык, двигательных и восприимчивых функций организма человека.
Упражнение 1:
• медленное отжимание на кулаках на время;
• отжимание на кулаках (30–40 раз), последние 5 раз — выпрыгивание.
Упражнение 2: (растяжка суставов и сухожилий рук, ног):
• встаньте перед стеной так, чтобы немного не доставать ее вытянутой рукой; постарайтесь дотянуться до стены вытянутыми пальцами: тянитесь, начиная от фаланг пальцев, затем запястьем, локтем и плечом;
• выбрасывайте руки на удар без подготовки (наносить удары следует внезапно, исключив свое эмоциональное присутствие в ударе).
Упражнение 3:
• «разбивание» листов бумаги прямыми ударами, постепенно уменьшать формат до книжного листа;
• отработка ударов на скорость по складкам свисающего материала, например, по шторам;
• гашение пламени свечи ударом на расстоянии.
Упражнение 4:
• встать прямо, полностью расслабиться. Руки согнуть в локтях на уровне груди. Успокоить, упорядочить мысли. Глубокий, медленный вдох низом живота и медленный выдох. При этом руки начинают совершать медленные разнонаправленные движения. В этот момент важно соединить силовые энергетические потоки (Скогорев Д. В. Взаимодействие с силой. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во. 2003. — с. 91.)
Далее в очень медленном темпе можно имитировать удары и защиту от них, т. е. создание вихря плотности;
• скоростная наработка действий при максимальной нагрузке и затем расслабление;
• медленная наработка действий в расслабленном состоянии — на усталых мышцах.


Психологическая подготовка

Очень часто новички, да и те, кто прозанимался уже некоторое время, задают вопросы о психологическом состоянии перед боем и во время него. Конечно, каждый случай следует рассматривать отдельно, но все же стоит отметить некоторые общие моменты.
Что определяет силу действия или силу воздействия? Видимо, управляет всем этим страх. Один человек прикрывается изучением боевых искусств как своеобразным щитом, от страха перед собой, и постоянно пытается проверить, насколько этот его щит крепок.
У других такого страха нет, они самостоятельно принимают решения и отвечают за их последствия. Тем, кто поступает так, нечего бояться, они открыты перед собой и миром, ведь агрессия не может удерживаться там, где нет предпосылок к ней.
Такие люди, как правило, не могут объяснить, что значит не бояться. Опять же сказать, что они «не боятся», — совсем неправильно, поскольку всякое живое существо склонно испытывать страх за свое существование. Другое дело, каким способом этот страх проявляется.
Сильные черты характера закладываются в самом раннем возрасте, когда ребенок может бояться наказания за какие-либо проступки и скрывать причастность к ним. Привычка — дело плохое.
Другой ребенок, наоборот, перестает бояться наказания. Вспомните, часто ли Вы в детстве брали на себя ответственность за совершение тех или иных поступков? А в более старшем возрасте?
А в последнее время?
Самое страшное — это признание собственной слабости, в этом корень многих жизненных трагедий, сопряженных с проблемами философского характера. Без решения этой простой задачи — признания боязни открыться в своих поступках — нет смысла раскручивать ленту психологической готовности к выполнению задач.
Смысл понятия «ответственность» шире простого признания своего поступка. Ответственность означает способность человека держать ответ за то, что он представляет в этом мире, и за тех, кого он представляет — своих предков и будущее поколение.
Поговорим о действиях на простых занятиях. Два партнера на тренировке находятся напротив друг друга в состоянии кулачного боя. Оба партнера примерно одного уровня подготовки. Как будет развиваться их поединок? С чего он начнется? Чьи действия будут первыми?
Движение начнет тот, кто психологически более устойчив, а значит, более готов к ответной реакции противника и способен принять ее. Это очень важно, ведь речь идет о готовности принять любую реакцию противника, пусть даже самую агрессивную!
Сочетание «принимает ответственность» также несет глубокий смысл. Ответственность есть сама по себе, и наше право — принимать ее или нет. Поэтому слова «принять», «принимать» являются ключевыми словами — словами действия.
Разберем пример. Возьмем два листа бумаги разной плотности и фактуры. Плотно скомкаем эти листы и, положив на поверхность стола, понаблюдаем за ними. Более плотный лист сжимать было труднее, но зато теперь он имеет некоторую внутреннюю силу и пытается принять прежнее (до сжатия) положение. Более мягкий лист сжимается легко и остается в той форме, которую ему придали извне.

Точно так же реагирует наша психика. Сильного духом не сломить, он старается извлекать уроки судьбы, принимать и реагировать на изменения окружающего мира, слабый же воздействие извне принимает как должное, не пытаясь что-либо менять самостоятельно.
Есть авторы, которые предлагают очень много рецептов того, как стать сильным духом и одолеть врага, в этой книге таких рецептов нет, поскольку, на наш взгляд, все, что нужно, — это следовать законам природы и первопричине.
Человек генерирует волю, без которой невозможно сознательно влиять на что бы то ни было. Человек воли обладает космической (божественной) силой и может непосредственно управлять инстинктами, чувствами и интеллектом, а при помощи взгляда, слова или движения еще и воздействовать на других людей, а также входить в природу.
Человеческая психика нередко подвергается дестабилизирующему действию случайных и неслучайных сил, стремящихся выбить человека из колеи. Для того чтобы этого не случилось, высшая часть человеческого существа постоянно заботится о восстановлении равновесия.
Что делает эквилибрист, если чувствует, что готов упасть в правую сторону? Он выносит влево балансирный шест и восстанавливает равновесие. Эквилибрист противопоставляет вес шеста опрокидывающей силе, и таким образом система (сила тяжести, эквилибрист и шест) приходит в равновесие.
Какую бы систему, находящегося в равновесии, мы не рассматривали, в ней всегда будут две противоположные сущности, воздействующие на третью, служащую звеном (точкой опоры, осью вращения).
В человеческом организме противопоставлены друг другу тело и дух. В уравновешенное целое эти субстанции объединяет информация. Можно сказать, что человек — это равновесная система из следующих трех звеньев: физическое тело (материальная субстанция), пластичный посредник (информационная субстанция) и тонкое тело (энергетическая субстанция, или душа).
Кроме духа и тела у здорового человека должны находиться в равновесии все центры их проявления: инстинкты, чувства, мысли.
Низший, инстинктивный центр, будучи уравновешен сознанием, дает здравый смысл; средний, анимический центр, в равновесии с сознанием — рассудок; наконец, высший, интеллектуальный центр, находясь в равновесии с сознанием, образует разум.
Таким образом, здравый смысл, рассудок и разум — результат равновесия чувствительности и сознания. Равновесие может нарушаться по разным причинам, следствием чего бывают важные и весьма интересные психологические явления.