Некоторые особенности задержания и сопровождения

Категория: Рукопашная подготовка Опубликовано 16 Май 2014
Просмотров: 3417
Некоторые особенности задержания и сопровожденияВ дружеской беседе с начальником службы безопасности одного из российских банков нам был поведан курьезный, но, однако, поучительный случай, вскрывший некоторые просчеты в спецподготовке охранных структур. В офис банка зашел раздраженный посетитель. Причины для раздражения, как потом оказалось, у него действительно были. Однако, не найдя того, кому бы он мог предъявить свои претензии, гость начал выкрикивать их, адресуя банку и его работникам.
На попытку вывести посетителя из помещения, ему удалось вырваться из рук охраны. Раздосадованный своей оплошностью, охранник нанес своему оппоненту несколько квалифицированных ударов по лицу, падая, тот перевернул стол с оргтехникой, и только после этого был задержан. Хлопоты потом были у всех. Пришлось и посетителю ответить за свое экстравагантное поведение, и
охране банка за превышение, да и разбитая оргтехника кое- чего стоит. Необходимые выводы, к чести начальника службы безопасности, по снижению риска повторения
подобных инцидентов были сделаны.

Так как же должны поступать работники службы безопасности в подобной ситуации? В первую очередь, необходимо определить эмоциональное состояние посетителя, степень его агрессивности, исходя из этого "растащить ситуацию", вступив с ним в словесный контакт, при этом надо помнить, что, чем агрессивней ваш оппонент, тем больше спокойствия и дружелюбия надо проявить. Не повышая голоса, предложите собеседнику переместиться в такое место, где в случае экскалации конфликта, меньше всего могут пострадать неподготовленные к этому конфликту люди. Предлогом к перемещению может быть аргумент типа: "Стоим на проходе, мешаем окружающим; там нам будет удобней понять ситуацию и т.д." При этом следует помнить, что инцидент может носить заранее спланированный характер, и ваше удаление с поста может привести к печальным последствиям. Чтобы этого не случилось, подстрахуйтесь другим сотрудником охраны,
если он есть. Ведите диалог осторожно, вежливо. В разговоре избегайте витееватости. Помните, что некоторые люди, особенно с низким уровнем интеллекта, легко
раздражаются от нее. Ваша речь должна быть на "уровне" незваного гостя, должна быть ему понятна. Предоставьте собеседнику выговариться. "Разрядившись", он, как правило, успокаивается Неплохо в благожелательно- деловом тоне сделать пару, тактичных замечаний по существу проблемы. При этом замечания должны быть построены так, чтобы оппонент понял, что вы человек "служивый" и, хотя и разделяете многие взгляды
собеседника, но находитесь на службе, а она имеет свои обязанности.
Вариантом формулировки, помогающей снизить агрессивность ситуации, могут быть формулировки типа: "Вы правы; совершенно верно; Да, проблему можно рассматривать и
в таком ракурсе; можно считать и так и т.п." Дождавшись, когда собеседник достаточно выскажется, можно осторожно пододвинуть разговор в окончательное русло, задав встречный вопрос. Неожиданные переходы из активной роли нападающего к роли отвечающего помогают, как правило, успешно перевести разговор на менее "горячие" темы, на решение не этого "местного, локального" конфликта в проблемы большой геополитики. Неплохо поругать власть, ее всегда во всех странах ругают. Заканчивая
разговор, поблагодарите за "пользу", полученную в результате беседы.
Вышеприведенные рекомендации сложно понять и принять вот так, прямо с места. Необходимо разобрать подобные ситуации на так называемых "деловых играх", стесняться этого названия не нужно. Практика деловых игр широко распространена в странах Запада, помогает безболезненно подготовить персонал к работе в нестандартной ситуации. Всю игру, особенно диалог желательно заснять на видеопленку, а потом разобрать "конфликт" в спокойной обстановке.
Поверьте, что при этом разборе появится такое множество нюансов, которое не ожидает увидеть у себя даже человек, считающий себя в достаточной степени опытным. Ну, а
что делать, если словесный диалог так и не получился и ситуация все же подошла к прямому столкновению? В отечественной системе рукопашного боя, известного во всем мире под названием боевое самбо, вопрос задержания и сопровождения задержанного разработан с учетом малейших деталей.
1. Задержание необходимо проводить внезапно, быстро и решительно.
2. Наиболее выгодно подходить к противнику сзади.
3. В случае задержания спереди целесообразно маскировать свои действия (например, демонстративно сосредоточить свое внимание на другом человеке или предмете).
Основное требование при сопровождении – исключить сопротивление со стороны
задержанного. Этого можно добиться при соблюдении следующих правил: - постоянное болевое воздействие на тот или иной захваченный сустав противника, исключающее его
активное противодействие;
- при сопровождении ставить соперника в такое положение, при котором он не мог бы использовать свои ноги и руки для освобождения; обращать внимание на окружающую обстановку и не допускать, чтобы противник использовал ее для активной обороны;
- выполняя сопровождение, стараться избегать скопления людей;
- при сопровождении не следует пользоваться помощью посторонних, а также допускать их приближения к себе или к задержанному во избежание возможных нападений.
Рассмотрим способ задержания и сопровождения загибом руки за спину. Характерные особенности и типичные ошибки этого технического действия.
Подойдя к противнику сзади, захватить правой рукой одноименное запястье.
Нажать левой ладонью на локоть захваченной руки в сочетании с ударом левой стопой в подколенный сгиб, рис. 1.
Завести предплечье задерживаемого на локтевой сгиб своей левой руки, рис 2-3. Освободившейся правой рукой нанести удар в основание черепа, рис. 4.
Выпрямить противника захватом за лоб, рис 5, 6, волосы, глазницы или, применяя удушающий захват, предплечьем или рукой, рис. 7.
В начальной фазе проведения приема "загиб руки за спину" в случае неправильного его выполнения при отсутствии надежного сковывающего захвата правой рукой возможны:
- уход кувырком вперед, рис. 8, 9;
- поворот противника корпусом против часовой стрелки и удар локтем в голову, рис. 10.
Для защиты от указанных действий необходимо блокировать атакующий локоть свободной правой руки, рис. 11.
Некоторые особенности задержания и сопровождения
Утверждая методические планы спецподготовки своей службы безопасности, начальники служб часто пропускают одну важную, на наш взгляд, особенность. Охранника готовят к экстремальной деятельности против одного или нескольких противников. Не отрицая важности решения этих задач, нужно учитывать, что ситуация, приведенная выше, встречается достаточно часто, и при этом работники службы безопасности
действуют вдвоем, втроем или большим количеством против одного противника И вот тут-то часто выясняется, что пословица "гуртом даже батьку бить сподручнее", не всегда
соответствует действительности. И если группа не проходила специальный тренинг на практическое решение подобной задачи, то наблюдаются лишние телодвижения в общем – то неплохо подготовленных парней, что затрудняет задержание незваного гостя, задержание в максимально короткий срок, без нанесения лишних телесных повреждений, без паники среди посетителей и клиентов. Работники служб безопасности перед боем должны расположиться так, чтобы один из работников отвлекал противника спереди, остальные должны занять место сзади или сбоку противника. (Примерная схема
на рис 12). При слаженных действиях охраны злоумышленнику не остается шансов адекватно ответить каждому атакующему.
Некоторые особенности задержания и сопровождения
На рис. 13-18 показано несколько типовых наработок из технического арсенала боевого самбо, которые, на наш взгляд, помогут думающему инструктору спецподготовки
подготовить личный состав служб безопасности для решения простой, на первый взгляд, однако, имеющие свои особенности задачи задержание группой.

В.А.Тихонов
Журнал «Боевые Искусства планеты»