Станислав Махов. Штурмовой бой ГРОМ. Психологическая подготовка

Категория: Российские воинские системы Опубликовано 16 Март 2016
Просмотров: 3717

Раздел 5. Структура боевой психорегулирующей тренировки

Предлагаемый курс боевой психорегулирующей тренировки (БПТ) состоит из трех разделов:
– физическая релаксация (расслабление) (уроки: 1, 2, 3);
– психоэмоциональная нейтрализация (уроки: 5, 6);
– физическая и психическая мобилизация (уроки: 4, 7, 8, 9).
Курс рассчитан на 10 уроков. Каждый из них несет новую информацию и основан на хорошем усвоении предыдущего. Урок состоит минимум из 3–5 успешных занятий. Их количество не ограничивается и зависит от индивидуальных способностей к самообучению. В конце каждого урока приведена схема. Она отражает тематическую последовательность практического занятия.


Урок 1
Тема: расслабление правой руки

Все процессы расслабления проще прочувствовать в одной конечности. Правше лучше начинать с правой руки.
Прими свою позу. Дыхание успокаивающее. Закрой глаза. Все внимание на правую руку. Расслабь мышцы, сними малейшее напряжение. В руке нарастает ощущение теплой пульсации. Это идет прилив крови. «Нырни» в кончики, подушечки пальцев и там хорошенько ощути теплую пульсацию.
Теперь переключай внимание на нижний край рукава рубашки. Под рукавом теплее, чем на открытом участке. Ощути эту границу и разницу в тепле. Теперь переключай внимание («ныряй») внутрь всей правой руки. Там уже не просто теплая пульсация, а чувство теплого набухания руки, распирания. Ощущение такое, словно какой-то насос нагнетает теплую струю. Естественно, что с притоком крови появляется чувство тяжести, сопровождаемое ощущением скованности.
Если все это прочувствовал, то в результате появляется ощущение отключения руки: лень, нет желания и сил шевелить ею; слабость, неподвластность руки твоей воле; рука словно отделилась от туловища.
Не беда, если отключение сразу не наступило. Не спеша повтори занятие, и отключение наступит. Расслабив мышцы и ощутив естественные процессы расслабления, ты отключил соответствующий нервный центр. Предоставь возможность отдохнуть им несколько минут.
Теперь быстро сравни ощущения в правой и левой руках. Заметил огромную разницу? А ведь обе руки отдыхали в одинаковых условиях, т. е. находились в полном покое. Такая разница от того, что ты отключил нервный центр правой руки. Это наглядный пример результата тренировки ощущений.


Урок 2
Тема: расслабление рук и ног

Точно в таком же порядке расслабляются левая рука и ноги. Обращаем внимание на то обстоятельство, что левая рука ближе к сердцу, поэтому ощущение теплой пульсации может быть более выраженным. Сердце невозможно расслабить так, чтобы оно отключилось. Но когда расслабились все мышцы тела, кровеносные сосуды сдавливать ничего не будут. Сопротивление сердцу станет минимальным. Ему не понадобится много энергии, чтобы поддерживать необходимый кровоток. В таком режиме сердце работает, как бы отдыхая. После отключения рук и ног, обрати внимание на область сердца. Может возникнуть впечатление, что сердце окунулось в приятную теплую воду. Ощущение тепла очень полезно, так как оно способствует расширению сосудов сердца. В дальнейшем этим приемом сможешь снимать неприятные ощущения в области сердца, которые возникают на нервной почве.
Приготовься к занятию. Прими позу. Дыхание успокаивающее. Закрой глаза. Все внимание на правой руке, как в уроке 1. После отключения правой руки переходи на левую. Все то же проделай с левой рукой. Далее ощути приятное тепло в области сердца.
Затем «ныряй» в ноги. Можешь работать сразу с обеими ногами. На первых занятиях лучше ноги проработать поочередно. Тактика такая же, как и при занятиях с руками. Но есть некоторые особенности в ощущениях. В ногах лучше ощущается приятная усталость. Это потому, что мышечная масса в ногах больше чем в руках. Ноги устают больше и чаще рук, соответственно и ощущения более яркие. Может появиться чувство приятной ломоты в суставах, приятного гудения, мления в мышцах. Обычно отключение ног не вызывает затруднений.
Конечным этапом расслабления является чувство отключения. Только после отключения одной конечности переходи на другую. В дальнейшем расслабляй руки и ноги одновременно, но не в ущерб качеству.


Урок 3
Тема: расслабление мышц лица и шеи. Маскообразность

Овладев отключением рук и ног, даешь возможность отдохнуть и восстановиться чуть более, чем половине головного мозга. Не удивляйся, что расслабив все тело, отключил всего половину мозга. Вторую половину составляют нервные центры лица и языка. Этот мощный нервный центр необходим потому, что в лице очень много мелких мышц. Благодаря этим мышцам мы имеем такую разнообразную мимику. По лицу можно узнать о чувствах и внутреннем состоянии. Но ты, наоборот, обязан будешь маскировать свои отрицательные переживания. В основе такой маскировки лежит ощущение маскообразно, которое сопровождается расслаблением лица. Поэтому данный урок приобретает дополнительное значение.
В мышцах конечностей чувство расслабления влечет за собой комплексное чувство отключения. В мышцах лица расслабление ощущается по иному. Это объясняется очень маленькими размерами мышц. Приток крови незначителен, поэтому тепло и тяжесть малоощутимы. Следовательно, не следует настраивать себя на обязательное прочувствование этих ощущений (тепла и тяжести).
Вот некоторые особенности ощущений при расслаблении лица.
1. Лоб. Брови. Проверь, чтобы лоб не был нахмурен, а брови не были сдвинуты. При этом появляется ощущение нависания, наплыва, набухания какой-то тяжести со стороны лба на область глаз.
2. Веки. Сними еле заметное напряжение в веках. Сразу исчезает дрожание век и прищуривание. Прищуривание легче снимать начиная с наружных уголков глаз. Появляется ощущение наливания век свинцом. Может произойти потемнение в глазах, замедление мыслей. Очень часто в это время появляется легкая сонливость.
3. Щеки (жевательные мышцы). Зубы не должны быть стиснуты. Рот при этом немного приоткрыт. Степень приоткрывания зависит от наклона головы.
4. Язык:
а) кончик языка (его видимая часть). При его расслаблении может появиться ощущение, что язык необычайно большой и не помещается в полости рта. Часть языка располагают между зубами при открытом рте. Не исключено запрокидывание (западание) кончика языка назад, которое устраняется увеличением наклона головы вперед.
б) корень языка. Передние мышцы шеи. Эта большая часть языка проникает глубоко внутрь шеи. С другими мышцами и связками она образует единый мышечный аппарат шеи. Его расслабление сопровождается снятием всех спазм в горле, всех «комков». Появляется необычное чувство легкости дыхания. Оно сопровождается ощущением необычной легкости на душе. Таким приемом хорошо снимать переживание обиды: «комок в горле», «не хватает воздуха», «камень на душе». Особо следует подчеркнуть, что снимая малейшее напряжение корня языка, ты расслабляешь гортань и голосовые связки. Этим приемом способствуешь устранению внутренней речи (проговаривания). Постоянный контроль вниманием за расслаблением корня языка – необходимый компонент избавления от отрицательных переживаний.
5. Затылок. Задние мышцы шеи. Напряжение этих мышц выражено при страхе. Расслабление сопровождается ощущением запрокидывания головы назад. Создается впечатление, что голова затылком приклеилась, прилипла к своей опоре и невозможно ее оторвать. Так можно снять головные боли, сопровождающиеся ощущением пульсации и чувством «кола» в затылке.
Только что были приведены ощущения по группам мышц. А вот общие итоговые: лицо, как маска, т. е. отечно, одутловато, расплывчато, разбухшее. Дыхание легкое, свободное. Приятная легкость на душе. Туман в голове. Путаются мысли. Сонливость. (Последние три ощущения необязательные). Если все это ощутил, то мышечные центры лица и шеи отключены. Этот урок является основой всего расслабления, поэтому удели ему достаточно внимания.
Резюме. Окончено описание первого и самого легкого раздела боевой психорегулирующей тренировки (БПТ) – физической релаксации. Овладев расслаблением мышц и отключением соответствующих нервных центров, даешь возможность им хорошо восстановиться.


Урок 4
Тема: выход из состояния аутогенной тренировки. Готовность

Иначе этот урок можно назвать «подключение» потому, что подключаются ранее отключенные нервные центры. Собственно «выход» заключает в себя «готовность». Если речь идет о состоянии в конце занятия аутогенной тренировкой, то это выход. Если говорить о состоянии мышц в боевом периоде, то – готовность. Поэтому сейчас речь пойдет не просто о выходе из занятия аутогенной тренировкой, а о мышечной готовности к бою. Напомним, что расслабление мышц конечностей заканчивается ощущением отключения. Лицо имеет свою особенность последовательности ощущений: маскообразность – замедление мыслей – сонливость.
Снятие ощущения отключения проводится в обратном порядке. Сначала лицо и мыслительная деятельность, затем – конечности. Выход из аутогенной тренировки состоит из двух этапов.
– Снятие ощущения отключения.
– Мышечная готовность к действию.
1. Разберем снятие ощущения отключения в рекомендуемом порядке:
2. Мышечная готовность к действию
Она в свою очередь имеет три этапа:
а) прочувствование готовности,
б) мобилизующее дыхание,
в) двигательная разрядка.
Ради этой готовности отдыхали мышцы и центры. Она сопровождается чувственным желанием поскорее напрячь мышцы, дать им нагрузку. Появляются ощущения внутреннего нетерпения к действию, своеобразного мышечного «зуда». Мышцы хорошо отдохнули, соскучились по работе. Нетерпение напрячь мышцы нарастает. Не напрягая мышц, предвкушай мысленно упражнения разрядки, которые сейчас будешь выполнять. Когда мышечное нетерпение достигло ярко выраженного уровня, переходи к мобилизующему дыханию. Сделай 2–4 такта мобилизующего дыхания. На вдохе последнего такта начинаешь двигательную разрядку.
Накопленный мышечный энергетический потенциал требует обязательной разрядки. Приучать себя в данной ситуации к «спуску на тормозах», минуя разрядку, нельзя. Мышечная энергия должна гаситься движением.
Напоминаем, что находиться в спокойном положении с закрытыми глазами нужно вплоть до вдоха последнего такта мобилизующего дыхания. Только на высоте этого вдоха: открываешь глаза; резко, с силой выбрасываешь напряженные руки вперед – вверх; одновременно сильно напрягаешь ноги, вытягивая и слегка приподнимая их; делаешь выдох. Длительность напряжения 1–2 секунды. Обычно разрядку делают 1–2 раза.
Обрати теперь внимание на свое самочувствие. В голове ясность, легкость во всем теле. Хочется активной двигательной нагрузки. Конечно, такое состояние появляется не с первого занятия. Чем больше практика, тем четче и ярче Готовность. С этого урока каждое занятие необходимо заканчивать таким выходом. Достигнув хорошего уровня выхода из аутогенной тренировки, тренируй готовность в бодром состоянии, постепенно ужесточая условия. Для этого «нырни» в свои конечности на несколько мгновений. Прочувствуй любые ощущения, которые есть в мышцах в данный момент. После этого сразу переходи на готовность. Почувствовать ее поможет память на ощущения готовности. Регулярная и качественная отработка выхода оставляет в памяти яркие и долговременные следы. Естественно, что ощущения готовности в бодром состоянии (да еще стоя) выражаются меньше, чем в аутогенной тренировке. Но этого вполне достаточно для мобилизации силы и снятия скованности от страха.
В совершенстве мышечная готовность мгновенно вспоминается в боевой позе, если сосредоточить на ней внимание.


Урок 5
Тема: экран мысленного взора (ЭМВ). Психоэмоциональная нейтрализация

Этим уроком начинаешь осваивать второй раздел боевой психорегулирующей тренировки. До сих пор ты работал с ощущениями в мышцах. К нервным центрам подбирался через эти ощущения. Теперь будешь учиться быть «на ты» со своими мыслями и переживаниями, отключаться от навязчивых мыслей и отрицательных переживаний. Вначале несколько дополнений к теории, которая была дана ранее. Ты хорошо знаешь, что такое положительные и отрицательные эмоции. Положительные эмоции сопровождаются приятными переживаниями, а отрицательные – неприятными. Все эмоции тоже имеют свои центры в головном мозгу. В определенном дозированном сочетании положительные и отрицательные эмоции необходимы. Они сопровождают и окрашивают всю нашу жизнь. Но чрезмерные отрицательные эмоции (как и положительные) очень вредны. Они определяют стрессовое состояние, а стрессы способствуют возникновению инфарктов, инсультов, язвенной болезни и т. д. Такие заболевания в обиходе называют «от нервов». Отрицательные переживания стрессового уровня несут с собой страх и парализующий испуг. Тебе надо овладеть этим уроком не для профилактики заболеваний, а для избавления от страха в предбоевом периоде.
Все эмоциональные центры тесно связаны с нашими жизненно важными центрами: сердечно-сосудистым, двигательным, дыхательным, гормональным и т. д. Поэтому, когда ты переживаешь отрицательные эмоции (отрицательные переживания), это всегда сопровождается внутренними изменениями. Вспомни, например, описание состояния при страхе и испуге. Взаимодействие причины и следствия в этом случае можно отобразить следующим образом: поступающая информация (испуг) – мысленная оценка информации (выход не найден) – эмоциональные центры (волнение страха стрессового уровня) – жизненно важные центры (сердцебиение, стесненное дыхание, недержание мочи, мурашки и т. д.). Данная схема работает при любых переживаниях.
Чтобы отрицательная информация не приводила к ненужным последствиям, необходимо разорвать эту цепочку. Но в каком месте возможен реальный разрыв? В какой части цепи можно сознательно вмешаться в нее? Это возможно только в двух местах, а именно: между информацией и оценкой информации; между оценкой информации и эмоциональными центрами. В других местах разрыв невозможен, так как дальше все идет по инерции и воля человека неспособна воспрепятствовать процессу. Можно поставить только два барьера в указанных местах. Про барьер № 1 (дезактуализацию) речь впереди. А про барьер № 2 поговорим сейчас. Его можно ставить только в состоянии аутогенной тренировки. И это ничто иное как отделение мыслей от переживаний.
Избавиться же от навязчивых можно только посредством специальной тренировки. Навязчивой мысли надо дать возможность полностью отработать в мозгу столько, сколько она этого требует. Но надо сделать это так, чтобы ее работа прошла в холостую, т. е. не затрагивала эмоциональные центры.
Наш мозг способен не только запоминать переживания, но и способен предвидеть (вообразить) их. Не раз наверно слышал: «Как закрою глаза, так это стоит перед глазами!». Действительно, 80 процентов поступающей в мозг информации идет через наше зрение. Эта зрительная память на психотравмирующую ситуацию (ситуацию при испуге) в сочетании с ее осмысливанием (то есть, комментированием внутренней речи), и есть навязчивость. Это соответствует твоей специфике переживаний. Наше внутреннее зрение может не только вспоминать в мысленных образах ситуацию переживания, но может и рисовать воображаемую ситуацию предстоящей психотравмы. Поэтому навязчивое переживание возможно не только за прошлое, но и за будущее.
Как избавиться от осмысливания (то есть, внутреннего проговаривания) сказано при разборе вопросов теории и в уроке № 3. Снижать же напряженность памяти на психотравму надо через экран мысленного взора (ЭМВ).
Вот прямо сейчас прерви дальнейшее чтение и закрой глаза на несколько секунд. Закрой!… Открыл? Хорошо. Ты «видел» закрытыми глазами, как бы сквозь туман, нечетко контур этой страницы. Это и понятно, ведь зрительная память есть у каждого. А если закрыть глаза на минуту и больше? Тогда изображение страницы быстро исчезнет. Останется туман, облака, темные пятна с чередующимися просветлениями, плывущие точки, кружки и т. д. Все это, скорее всего, бесцветно на темно-сером фоне. Не исключено, что промелькнет чье-либо лицо, какие-либо предметы. Все, что видишь с закрытыми глазами, и есть экран мысленного взора. Через такие нечеткие образы идет разрядка (погашение) памяти.
В отсутствии психотравмы ЭМВ показывает обычную разрядку, которая только что была описана. Но при наличии психотравмы ЭМВ может отражать ее ситуацию. В любом случае ты не должен вмешиваться в эту разрядку. Смотри за ней «со стороны». Ты (твое внутреннее «Я» с внутренней речью) молча, с любопытством наблюдаешь за ЭМВ. В это время свое внимание спокойно, без напряжения, удерживаешь на расслаблении корня языка и лица. Таким способом можно смотреть все, что угодно мозгу. Это его разрядка и он сам регулирует такую реакцию. Важно, чтобы не возникло осмысления, которое обязательно сопровождается внутренним голосом. Появившуюся мысль легко заметить по легкому напряжению лица, корня языка и внутреннему проговариванию. Это означает, что внимание «соскочило» с контроля за расслаблением. Необходимо вновь расслабить мышцы лица, корня языка и вновь «молчаливо» смотреть на ЭМВ.
Резюме. Только так можно избавиться от навязчивых мыслей и переживаний посредством аутогенной тренировки. Это трудно, но вполне реально. На первых занятиях очень часто будет «соскальзывать» внимание. Но постепенно доведешь такое отключение до минуты. А в перспективе – до необходимой длительности. Это самый сложный урок БПТ. Овладев им, овладеешь искусством нейтрализации переживаний.
В дальнейшем, когда отлично овладеешь этим уроком, начинай тренироваться наяву. ЭМВ можно смотреть в любой обстановке, где можно закрыть глаза на несколько минут. Схема: уроки N№ 1–3, 5, 4.


Урок 6
Тема: звуковая психоэмоциональная нейтрализация

То, что человек является небольшой преградой для проникновения звука, знали еще древние врачеватели, когда ухом прослушивали работу внутренних органов. Звук пронизывает наше тело насквозь. Проходя сквозь него, он приводит в колебательное движение внутренние органы. Период колебаний органов зависит от их объема и плотности, частоты и силы звука. Вместе с органами в колебательное движение приходят и нервные клетки, которые управляют ими. Но звук проходит не только сквозь мягкие ткани. Он способен пронизывать нервные центры головного мозга, спрятанного в костном панцире. Нервные клетки, откликаясь, резонируя на частоту звука, могут временно терять сбалансированность своих функций. Это хорошо заметно, например, в снижении или утрате чувства тяжести.
Такой эффект называется пронизывающим. Естественно, что пронизыванию соответствуют громкие звуки, высокий их уровень. В названии темы урока акцент сделан на слово «звуковая» (а не музыкальная) не случайно. Так же не случайно урок начат с физического действия звука на организм, а не с музыки. Так сделано для того, чтобы в музыке отграничить пронизывающий звуковой эффект от эмоционального.
В данном уроке научимся «ощущать» звуковое пронизывание. Это необходимо потому, что таким способом хорошо «очищать» голову от посторонних мыслей. Сильный звук делает своеобразный массаж нервной системы. Действие такого массажа и надо прочувствовать.
Чтобы этого достичь, запрещается вслушиваться в содержание музыки, переживать, анализировать. Все свое внимание сосредоточишь на разных участках тела поочередно и ими будешь ощущать эффект пронизывания. Например, низкочастотные звуки (барабан, бас) ощутишь внутри живота; высокочастотные (труба, тарелки и т. д.) могут «стоять» в голове. Напомним, что приводятся типичные примеры, а не образцы. Если появилось чувство невесомости, «парения» в воздухе, ясность и легкость в голове, отсутствие всяких мыслей – значит достиг полного эффекта пронизывания.
К этому уроку надо подготовиться технически. Необходим стереомагнитофон. Мощность колонок от 5 до 10 вт. Такая мощность в небольшом помещении дает нужный пронизывающий эффект. Уровень пронизывающей громкости определяешь сам после первого занятия. Сделай отметку на регуляторе громкости. Но помни, что уровень должен быть пронизывающим, а не раздражающим.
Переходить к музыкальному (звуковому) воздействию надо только после тщательного расслабления и работы с ЭМВ. Наращивать громкость надо постепенно с самого тихого звучания до необходимого в течение 2–3 минут. Постепенное наращивание позволяет лучше привыкнуть к громкости, чтобы она не раздражала. Громкость должна быть достаточной для «массажа». В период освоения рекомендуются мелодии, удачно сочетающие высокие и низкие частоты. В принципе, в этом уроке надо уметь ощущать любую музыку. Этим методом оптимальнее всего пользоваться в среднем один раз в месяц. При частом повторении теряется острота ощущений и не достигается нужный результат. Схема: уроки № 1–3, 5, 6, 4.
Резюме. Закончен второй раздел БПТ – психоэмоциональная нейтрализация. Хорошо овладев ею, сможешь полностью отключаться от переживаний в любой обстановке. Таким отключением даешь наилучший отдых эмоциональным центрам. Наиболее часто этот отдых необходим в предбоевом периоде, когда изнуряющее волнение тревоги может перейти в страх.
Урок 6 следует рассматривать как дополнение к уроку 5. При помощи эффекта пронизывания хорошо устранять остатки переживания. Некоторые ощущения этого эффекта надолго остаются в памяти и могут воспроизводиться без действия звука (полное отсутствие мыслей (то есть «пустота»), ясность, парение, легкость). Экран мысленного взора является исходной позицией для всех последующих уроков.


Урок 7
Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение

Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.

Концентрация внимания
Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую тренировку этого важного качества. Особенно это касается урока № 5, когда ты длительно удерживал внимание на ощущениях расслабления лица. Твоя специфика требует максимальной сосредоточенности в боевом этапе. Это достигается выработкой у себя волевого и спокойного удержания внимания. Конечно, говорить об абсолютном спокойствии не приходится. Поэтому в данном случае под спокойствием следует подразумевать скорее отсутствие внутреннего (психического) и внешнего (мышечного) напряжения.
Если во время концентрации внимания будет выражено напряжение лица, то это напряжение обязательно даст скованность мышцам всего тела. В этом случае прочувствовать состояние готовности будет очень трудно. Внутреннее (психическое) напряжение проявляется в понуждении самого себя: «во что бы то ни стало», «надо», «любой ценой». Такое мысленное напряжение приносит вред, так как лишает наше мышление гибкости и разноплановости. Внимание, которое сопровождается внутренним и внешним напряжением, требует больших энергетических затрат.
Тренировать волевое удержание удобно с секундной стрелкой. Возьми часы с секундной стрелкой и проследи за ее движением, не отрывая глаз, сколько удастся. Нельзя отрывать взгляд даже на мгновение. Упражнение считается освоенным на отлично, если удержание составило 5 минут. Следи за тем, чтобы не было механического слежения взором за стрелкой. Помни, что необходимо тренировать удержание мыслей на объекте, а не просто взор. Следить за стрелкой, а думать про другое – бессмысленная трата времени. Если не удается избежать напряжения при волевом удержании, то тренируйся по комбинированной методике. Она заключается в поочередном удержании волевого и спокойного внимания. С этой целью проводишь занятие по схеме: «Уроки № 1–3, 5». После ЭМВ (спокойного удержания) открываешь глаза и смотришь на секундную стрелку до первого «соскальзывания». Тут же закрываешь глаза и окончательно расслабляешь лицо. Непродолжительно работаешь с ЭМВ – и опять взор на секундную стрелку.

Переключение внимания
Необходимо научиться быстро и эффективно переключать свое внимание с одного объекта на другой. Под объектами понимай все то, что тебе надо внимательно осмыслить, прочувствовать. Этим приемом будешь обязательно пользоваться в период противостояния, когда взором наблюдаешь за противником, а мысленное внимание на мгновение сосредоточишь на овладевании собой.
Исходное состояние для тренировки внимания – урок 5. ЭМВ – не просто нейтральное состояние, а состояние максимального физического и психологического покоя. Переключать внимание будешь через ЭМВ. В этой тренировке ЭМВ аналогичен «нейтралке» в коробке передач автомобиля. Схематично это выглядит так: ЭМВ – объект N 1 – ЭМВ – объект N 2 – ЭМВ – объект N 3. Объекты откорректируешь с учетом своих особенностей. Вот примеры таких объектов:
№ 1 – маскообразность;
№ 2 – темпо-ритм внутренней пульсации;
№ 3 – ощущение тепла в области сердца;
№ 4 – успокаивающее дыхание;
№ 5 – мобилизующее дыхание;
№ 6 – ощущение мышечной готовности.
Когда научишься быстро и качественно переключать внимание в состоянии аутогенной тренировки, то начинай такую тренировку наяву. Разница заключается только в том, что вместо экрана мысленного взора – реальный объект. Это может быть любая точка (например, картина на стене), на которую неотрывно смотришь. Моргать разрешается, а отрывать взор или закрывать глаза – нельзя.

Объемное зрение
Суть его заключается в том, чтобы смотреть в одну точку, а замечать все окружающее. Прямо сейчас попробуй установить (зафиксировать) взгляд в центре страницы на любой точке (букве). Не отрывая взгляда от этой точки, перечисли все предметы, которые находятся в поле зрения. Конечно, ближайшие назовешь легко. Ну, а более отдаленные? Вот видишь, это не легко без специальной тренировки.
Объемное зрение – целостное одновременное восприятие окружающего без отрыва взгляда от фиксируемой точки. Иногда такое зрение называют боковым или периферическим. Объемным зрением будешь следить за действиями противника, не отрывая своего взгляда от его переносицы. В этом действии собрались все части этого урока: волевое ненапряженное удержание взгляда, переключение внимания с противника на самообладание, целостное восприятие противника и окружающего. Объемное зрение тренируется, естественно, наяву. В любое время, в любой ситуации, в любой позе старайся зафиксировать взгляд на любой точке перед собой. Целесообразно выбирать ее на расстоянии 3–5 метров от себя. Это вероятное расстояние противников друг от друга в период противостояния. Научись целостно, а не частями, воспринимать видимое. Схема: уроки N№ 1–3, 5, 7, 4.


Урок 8
Тема: тренировка представлений. Идеомоторная тренировка

Этот урок состоит из двух частей. Каждую из них необходимо усваивать отдельно.

Тренировка представлений
Настала пора научиться представлять мысленные образы, сопереживать их. Эти представления помогут испытать положительные эмоции. Идеомоторная тренировка даст возможность эффективнее отрабатывать боевые приемы. Представления – разнообразные мысленные образы, которые будешь вызывать на экране мысленного взора. В уроках N№ 5,6 овладел искусством отключаться от посторонних мыслей и переживаний. Говоря иначе, научился нейтрализовывать отрицательные эмоции (-) до нулевого состояния (0). Теперь будешь давать положительный заряд (+) нервной системе, путем прочувствования положительных эмоций. От (-) к (+) через (0). Тренировка представлений является наиболее эффективным способом повышения психоэмоционального тонуса.
Урок считается усвоенным, если испытываешь чувство глубокого удовольствия и приятного сопереживания. Запретных тем для представлений нет. Представляй все, что угодно, только чтобы испытать положительные эмоции. Наш мозг может не только представлять прошлое, но и воображать будущее. В этом случае приятное переживание основывается на «реализации» несбывшихся потребностей и мечты.
Порядок урока следующий. Заранее поставь духи или магнитофон рядом, под рукой. После работы с ЭМВ включаешь магнитофон или подносишь духи к носу. Конечно, полному расслаблению наносишь некоторый ущерб, но впоследствии натренированная образная память поможет обходиться без музыки и запахов. Можно одновременно использовать музыку и запахи, если они тождественны по своей направленности. Вдыхание проводят 3–5 раз слегка углубленными вдохами. Если попытка не удалась, то через 2–3 минуты ее повторяют. Более частые повторения неэффективны.
Следует особо подчеркнуть, что недопустимо мелодии и духи применять часто. Утрачивается острота эмоционального восприятия и переживания. В начальный период овладевания методом такой тренировкой пользуйся 1–2 раза в неделю на протяжении 2–3 недель. В дальнейшем достаточно одного занятия в месяц. Длительность занятия от 5 до 10 минут.

Идеомоторная тренировка
Если мысленное представление (идео) реализуется в движении (моторика), то говорят об идеомоторной тренировке. Этим приемом часто пользуются спортсмены. Они стараются четко представить с закрытыми глазами то движение, которое предстоит выполнить. Суть идеомоторной тренировки в том, чтобы прочувствовать в последовательности все мышечные ощущения предстоящего движения (приема). Это очень поможет в отработке технических приемов.
Чтобы идеомоторный акт давал максимальную отдачу, необходимо
1. Максимально точно представить зрительный образ предстоящего движения. Желательно научиться представлять его в замедленном темпе, как при замедленной киносъемке. Постепенно ускоряй представление, сохраняя точность в движении. Научись «видеть» не с точки зрения постороннего зрителя, а со своей стороны. Например, представляешь проведение приема на противнике, «видя» его перед собой, а не в профиль издалека. Такое видение соответствует реальному взаиморасположению в бою.
2. Ощутить последовательно группы мышц, участвующих в движении. Этим ощущением готовишь мышцы к работе в соответствующей последовательности. В данный момент допускается их легкое напряжение. Особо подчеркиваю: ощущать мышцы можно лишь в исходном положении для проведения приема.
Идеомоторный акт предшествует самому действию. Обычно проводят 3–4 акта, что вполне достаточно. Действие (прием) следует за актом непосредственно. В противном случае идеомоторная тренировка теряет смысл.
Начинать тренировать идеомоторные представления лучше в состоянии аутогенной тренировки, то есть в полном физическом и психическом покое. Когда овладеешь волевым и спокойным удержанием внимания в любой обстановке, отпадет необходимость предварительного состояния аутогенной тренировки. Схема: уроки № 1-3, 5, 8, 4.


Урок 9
Тема: самокодирование

Самокодирование – самоубеждение в форме самоприказа. Убеждение основывается на логических доказательствах. Отличительными чертами приказа являются краткость и категоричность.
Следовательно, самокодирование – это самовведение в сознание кратких и категоричных логических доказательств. Наличие их – главное и принципиальное отличие самокодирования от самовнушения, которое в свою, очередь базируется на безоговорочной вере в то, что внушается. При самовнушении (внушении) человек не задумывается: «Так это или не так?». Если не задумываться над реальностью своих возможностей, то возникает опасность переоценки (как и недооценки) себя или ситуации. Самокодированием можно усилить и утвердить в себе те качества, которые уже есть у тебя, или над которыми работаешь в настоящее время. Постоянно напоминая себе необходимые качества, утверждаешь их на длительное время.
Прежде, чем перейти к формулам самокодирования, проанализируй еще раз свою «дефектную ведомость». Исходя из нее составишь формулы. Они должны быть краткими и носить утверждающий, а не отрицающий характер. Например: «Я храбрый!», не «Я не трус!»; «Я спокоен!», а не «Я не волнуюсь!».
Приказы (формулы) самокодирования бывают, в основном, двух видов. Первый направлен на улучшение и утверждение своих бойцовских качеств. Например: «Я честен!», «Я храбр!», «Я принципиален!», «Я справедлив!», «Я настойчив!», «Я решителен!» и т.д. Можно приказывать себе и более категорично: «Будь решительным!», «Будь справедливым!», «Будь храбрым!», «Будь честным!» и т.д. Этим не только вырабатываешь необходимые качества, но постоянно тренируешь и укрепляешь силу воли. Приказать себе быть волевым нельзя. Рекомендуем запомнить следующий приказ самокодирования: «Любые помехи, любые трудности только мобилизуют меня!»
Второй вид приказов направлен на обязательное выполнение конкретного действия в конкретной обстановке. Например: «Я спокоен!» (именно сейчас), «Дышать глубоко, спокойно!», «Догнать!», «Прыгнуть!», «Вперед!», «Готов действовать!», «Уничтожить!» и т. д. Приказы должны быть реально выполнимы и обязательно исполняться. Связку «приказ-действие» разрывать нельзя. Трудновыполнимые приказы отдавай себе в нарастающей (от легких к трудным) прогрессии, в точном соответствии с физической и психологической подготовками. Полученный навык поможет грамотно и реально составлять свои приказы.
Первый вид приказов самокодирования проводишь в состоянии аутогенной тренировки после ЭМВ. Периодичность занятий определяй сам, но не реже одного раза в неделю. Не берись совершенствоваться сразу по всем чертам бойцовского характера. Выбери из «дефектной ведомости» 5–6 наиболее первоочередные качества. Убедись, что стал их всегда и везде соблюдать. После этого добавь еще, затем переходи ко второй группе «дефектной ведомости». Постепенно следование самоприказам станет привычным делом. Только после этого можешь сократить количество приказов, оставив трудновыполнимые.
Второй вид приказов самокодирования отрабатывается наяву. Для этого используют любую ситуацию, где необходим «толчок» или «тормоз» к предстоящему действию. Можно самокодирование первого вида проводить в конце занятия по любой теме перед выходом. Но это только после того, как начал на практике исполнять самоприказы. Схема: уроки N№ 1–3, 5, 9, 4.


Урок 10
Тема: беглость

Цель урока – научиться достигать необходимого состояния в боевой психорегулирующей тренировке рационально и быстро (за считанные минуты).
Беглость – своего рода техника этой тренировки. Она всегда избирательна и рационально укорочена. Например, если надо снять усталость в руках, то нет смысла проводить полностью расслабление всего тела (тем более при недостатке времени). Можно сразу: ощущение расслабления рук – их отключение – выход с акцентом в руке. Если необходимо определить темпо-ритм пульсации, то можно и так: ЭМВ – внимание на темпо-ритм. Беглостью можно тренировать нейтрализацию переживаний, готовность, маскообразность, переключение внимания, тренировку представлений и идеомоторную тренировку, самокодирование. Главное в исходной позиции такого занятия – закрытые глаза максимальный покой в конкретной позе и ситуации.
Бойся «заиграть» беглостью всю боевую психорегулирующую тренировку. Этот термин заимствован у музыкантов. Начинающий музыкант от большого желания побыстрее разучить мелодию начинает ее исполнять в быстром темпе. Если недостаточно технически подготовлен, то заучивает с ошибками. Причем, такое исполнение становится настолько привычным, что он уже не может играть без ошибок. Это и есть «заигрывание». Надеемся, что повторять ошибку незадачливого музыканта ты не будешь.
Беглость предполагает ужесточение условий занятия. Чередуй тренировки в абсолютной тишине с тренировками в отвлекающем шуме; в одиночестве и в присутствии кого-либо; лежа дома – стоя или сидя в общественном транспорте и т. д. Обращаем внимание на то, что беглость и ужесточение условий не должны быть в ущерб качеству. А если и есть вынужденные потери качества, то их нужно свести до минимума. В противном случае беглость нанесет только вред. Составь собственные схемы беглой тренировки.
В каждом уроке были подробно изложены способы и методы для практической самоподготовки. Естественно, невозможно заочно учесть все индивидуальные качества каждого бойца. Адаптировать, приспособить предлагаемый материал с учетом своих особенностей – первоочередная задача каждого приступающего к занятиям. Все необходимое для этого есть.
Самая главная победа – победа над собой. Овладевай и побеждай!

Авторизация

Реклама