Дуэль без правил. Стрельба навскидку. Шаг маятника

Категория: Стрельба из пистолета Опубликовано 26 Февраль 2014
Просмотров: 6280
Дуэль без правил. Стрельба навскидку. Шаг маятникаСреди молодых сотрудников оперативного состава спецназа иногда возникают споры: что лучше, стрелять прицельно или стрелять быстро? Вопрос существенный, ибо при выполнении специальных заданий, проведении оперативно-поисковых мероприятий и в детективно-криминалистичес­кой практике время от времени нет-нет да и происходят неожи­данные встречи с вооруженным противником лицом к лицу, в самый неподходящий момент.
Наступает ситуация дуэли без правил (ее называют еще «Македонской дуэлью», название это очень старое), когда надо действовать мгновенно, не разду­мывая, на одних рефлексах. И на вопрос - прицельно или быстро - ответ может быть только один: стрелять первым. На коротких дистанциях внезапного скоротечного огневого контакта нет плохих и хороших стрелков - пистолет всех делает равными. Прав окажется тот, кто сначала стрелял, а потом разговаривал. Американцы по этому поводу говорят: "Упустишь шанс, второго не окажется". Даже неподготов­ленный стрелок, выстрелив первым, может попасть случайно. Но все же лучше стрелять мгновенно, не целясь, навскидку от живота, натренировавшись по специальной системе. Тогда случайно можно только промахнуться. Способ стрельбы из пистолета «навскидку», возник едва ли не с появлением самого пистолета, как оружия. В последние десятилетия XIX столетия он был значительно усовершенствован в России офицерами армейской контрразведки и стараниями военных медиков. В основу способа положена натренированность чувства "мышечной" памяти и пространственной ориентации. Система тренировок проста, тренировочный процесс сам по себе интересен и увлекателен уже потому, что при стрельбе стрелок видит, куда попадает. Для этого применяется простейшее приспособление. 

Дуэль без правил. Стрельба навскидку. Шаг маятника
Оно состоит из деревянной рамы, изготовленной по контуру человеческого силуэта, на которую наклеена черная бумага.

Дуэль без правил. Стрельба навскидку. Шаг маятника
Сзади и внизу силуэта находится электрическая лампочка мощностью 100-150 ватт (в старину шли десяток свечей) и плоскость, оклеенная белой бумагой таким образом, чтобы она отражала свет от лампочки (фото 1, 2,2-а)

Дуэль без правил. Стрельба навскидку. Шаг маятника
В отраженном свете отчетливо высвечивается даже пробоина от малокалиберной пули. Невооруженным глазом в полутемном помещении она видна даже на дистанции 15 метров. На этой дистанции следует начать тренироваться, причем лучше сразу из крупнокалиберного пистолета.

Дуэль без правил. Стрельба навскидку. Шаг маятника
Стреляющий расположен в 15 метрах от силуэта. Изготовка для стрельбы: ноги полусогнуты, поставлены на линии, перпендикулярно направлению стрельбы (Фото 5).

Дуэль без правил. Стрельба навскидку. Шаг маятника
Левая рука сжата в кулак (можно как в каратэ) и прижата к левому боку (фото 3). Это сделано для того, что бы её случайно не выдвинуть вперед и не прострелить. Лицо (линия глаз) развернуто также перпендикулярно направлению стрельбы. Правая рука с пистолетом прижата к корпусу внутренней стороной предплечья, местом между кистью и локтем. Это непременное условие, при таком взаимном положении руки и корпуса группируется система стрелок-оружие. Пистолет, зажатый в кисти, находится в районе пряжки. Линия прицеливания, совмещенная с осью ствола оружия, проходит вертикально строго по плоскости - пистолет-силуэт-пряжка- переносица (фото 4). Процесс прицеливания контролируется боковым зрением, по мере тренировок внимание больше и больше переключается на силуэт. На начальных этапах тренировок для облегчения процесса можно прочертить мелом прямую полосу от центра силуэта по полу до стрелковой позиции, стрелку стать, на этой линии перпендикулярно ей, совмещая с ней визуально линию прицеливания. Одновременное этим оружие необходимо держать строго по горизонту, стараясь не опускать ствол (фото 5). Это также контролируется боковым зрением. Кому тяжела и неудобна такая изготовка, можно встать в позицию для стрельбы, чуть развернувшись левым плечом вперед, но с тем же условием -линия прицеливания по вертикали совмещена по плоскости - силуэт-пистолет-пряжка-переносица (фото...). 

Дуэль без правил. Стрельба навскидку. Шаг маятника
После того, как поставлена и отработана изготовка, производится первый выстрел. Засветившаяся пробоина укажет место попадания. Даже у неопытного стрелка, но старательно отработавшего вышеописанную изготовку, выстрел обязательно попадет в силуэт, обычно где-то с краю. Огонь переносится ближе к центру, но ни в коем случае не движением руки, а доворотом корпуса вправо или влево, в зависимости от первого попадания (фото 7-8). Вторая пуля ляжет уже ближе к центру силуэта. Стрелок опять немного "доворачивает" корпусом и 3-4 пулей уже заметно приближается к центру силуэта. А затем уже "привязывается" визуально и попадает только в центр. (Если попадания были вверх или вниз, тогда поправка делается кистью руки, держащей пистолет).

Дуэль без правил. Стрельба навскидку. Шаг маятника
 Пространственное положение стрелка относительно окружающих предметов, все мышечные усилия и напряжения корпуса, ног, руки с пистолетом запоминаются стрелком после последнего удачного выстрела. Стрелок старается запомнить не столько головой, сколько мышцами, скелетной мускулатурой, костями, шкурой и спинным мозгом, все свое физическое и пространственное состояние, когда он сделал этот удачный последний выстрел. Стрелок кладёт пистолет на столик, отходит от линии огня, снова туда возвращается, берёт пистолет и вспоминает опять же мышцами и всем своим существом, как он стоял, как и с какими усилиями держал пистолет, все ощущения этого последнего удачного выстрела. Стрелок старается сделать все так же, как и тогда. Затем стреляет, и на этот раз пуля попадает в силуэт сразу и заметно ближе к центру. Потом производятся очередные выстрелы с "доворотом" корпуса, пока очередная пуля не ляжет в центр силуэта. Стрелок опять запоминает, запоминает изо всех сил, закрыв глаза. Отходит, снова подходит и проверяет себя выстрелом. И так несколько раз. Понемногу стрелок не столько "работает" боковым зрением, контролируя положение пистолета возле корпуса, сколько смотрит на силуэт и контролирует процесс тренировки по появляющимся видимым пробоинам.
У более-менее старательного стрелка результаты растут очень быстро. Процесс тренировки усложняется. Расстояние стрельбы постепенно увеличивается. Стрелок не только увеличивает расстояние, но и в перерывах между выстрелами производит вращательные движения (см. далее). После чего опять "вспоминает" и проверяется выстрелом. Зачастую, под конец тренировки стрелок стреляет уверенно, попадает по центру силуэта с первого выстрела. Но радоваться рано. Редко у кого, пришедшего в тир на следующий день, будут такие же отличные результаты, придется опять вспоминать мышцами, шкурой, под­сознанием, как это делалось в прошлый раз. И на каждой тренировке вспоминать опять и опять, напрягаться все больше и больше, увеличивать уровень нагрузок - под конец тренировки, когда устал, стрелять "через не хочу". Надо тренироваться - тогда вырабатывается прост­ранственное чувство выстрела, подсознательное, на уровне рефлекса. Вот тогда уже можно стрелять выборочно – в ногу, в плечо, между глаз, с первого выстрела попадая навскидку туда, куда нужно.
Ошибки, которые делает стрелок, нажимая на спуск, ослабляют контроль за кистью - расслабляются лучезапястные мышцы, пистолет "тянет" вниз и влево (при стрельбе правой рукой надо запомнить силу напряжения этих мышц и контролировать этот момент при стрельбе). Вторая ошибка - рука с пистолетом не прижата к корпуса и не зафиксирована. Третья характерная ошибка - поправки делаются не «доворотом» корпуса, а движением кисти и или всей руки. При этом возникают прицельные параллаксы и "отрывы" пуль непредсказуемы. Нарушается фундамент системы стрелок-оружие.
Остальные ошибки, как и при стрельбе в обычных условиях, связаны в основном с погрешностями спуска. У боевых пистолетов практически всех систем спуск имеет усилие хода примерно 2 кг. Это сделано для надежности оружия. Но после этих двух килограмм при спуске курка наступает "провал" спускового крючка, и пистолет чуть-чуть дергается, "клюет" в руке. Это "чуть-чуть" означает отклонение пули по мишени, причем довольно далеко в сторону от точки прицеливания. Спусковое усилие в 2 кг - это все-таки 2 кг, это ощутимо, и невольно указательный палец часть нагрузки удержания пистолета принимает на себя. Силы, удерживающие пистолет в кисти при спуске курка и прицеливания уравновешиваются. Но в момент самого спуска эти 2 кг. На указательном пальце исчезают, происходит разбалансировка сил и пистолет "клюет" в руке. Чтобы нейтрализовать это явление, большой палец плотно прижимается к боковой поверхности пистолета. Это аксиома. Спуск курка можно и лучше производить, сгибая не весь указательный палец, а только сустав между I и 2 фалангами. Этот сустав лежит на спусковом крючке (фото 9-10-11),

Дуэль без правил. Стрельба навскидку. Шаг маятника
Тренировка спуска курка способом сгибания только 1 сустава. Остальная часть пальца сохраняет неподвижность. При тренировке на такое сгибание сустава (сгибать сустав, положив его не на спусковой крючок, а на спусковую скобу, как на фотографиях) палец натренировывается довольно быстро. Оба способа в значительной мере нейтрализуют "провал" спуска и сопряжённый с ним клевок пистолета можно использовать, стреляя с одной или двух рук в различных условиях.
При стрельбе «на вскидку» хороших результатов можно достичь во много раз быстрее, тренируя пространственную ориентацию и пространственную память. Для этого во все времена у всех народов существовали упражнения и методы, похожие друг на друга: основное упражнение - с завязанными глазами идти на источник звука, затем повернуться и точно прийти на то место, откуда вышел. Затем, по мере тренированности, упражнение усложняется - надо бежать на источник звука и возвращаться бегом. Для тренировки подсознания справа и слева от направления пути, раньше оборудовались заграждения – колючие кусты, канавы с водой, а в последнее время ставились мотки колючей проволоки. Жестокая необходимость справиться вовремя, страх перед болью, падением, ударом электротока и т.д. обостряли восприимчивость и ускоряли тренировочный процесс.
 Упражнение на ориентацию - нагнуться, упереться указательным пальцем в пол, вокруг этой точки обернуться по часовой стрелке, не отрывая пальца от пола, затем разогнуться и сделать несколько шагов в заданном направлении. Это вращение рекомендуется между проверочными выстрелами, затем это делается с завязанными глазами.
Тренировка вестибулярного аппарата - ходить по бревну, подвешенному за оба конца на канатах или цепи. Ездить на скейт-борде (доска на роликах). Тренирована; на авиационном лопинге и других авиа парашютных тренажерах. Значение вестибулярного аппарата при всех видах стрельбы необычайно велико. Замечено, что лучние результаты в стрельбе всегда показывают летчики, моряки, кавалеристы и те. чье основное занятие заставляет людей чувствовать всевозможные крены и дифференты.
И, наконец, тренировка выработки баланса. Метод старинный, пришедший из средневековья. Наполните стакан водой, поставьте его на ладонь вытянутой руки. Сделайте несколько шагов, так, чтобы вода не разлилась, Когда натренируетесь, поставьте этот же стакан, но наполненные до краев, на тыльную сторону вытянутой руки, и пройдите теперь. Каково? А в старые времена аристократы заставляли своих малолетних сыновей ходить со стаканом на каждой руке, затеи на каждом плече и даже на голове. И приказывали жестоко пороть их за каждый разбитый стакан, а затем и за каждое мокрое пятно на полу. И только потом давали в к руки пистолет. Всем знаниям о стрельбе из пистолета мы обязаны только дворянскому сословию - во времена дуэлей на разных континентах это был спорт номер один. Стрелять приходилось при защите и нападеиии, пешком и на лошадях, с места в движении, стоя на ногах и в падении, в кувырках, уходя от чужой пули перекатом. Из старинных оружейных систем стрелять можно было только один раз, поэтому промахи исключались. Стрелковое мастерство доводилось до совершенства.

Дуэль без правил. Стрельба навскидку. Шаг маятника
Из старых времен до наших дней пришли способы стрельбы назад. При поисковых мероприятиях, когда вы движетесь но лабиринту, и противник внезапно оказался сзади вас, долго разворачиваться вокруг себя всем корпусом, пока развернётесь, Вас убьют. Проще стрелять, как показано на серии фотографий 12 – 17. Последовательность движений - пистолет, как водится, у бедра (чтобы его не выбили ногой или палкой), затем корпус разворачивается влево на каблуках (не отрывая каблуков от пола, рука С пистолетом уходит вниз, выворачивается рукояткой пистолета "от себя", выходит за спину вверх на уровень ножа. Это движение происходит именно и вышеуказанной последовательности, по двум причинам, во-первых, так быстрее, во-вторых, вы не прострелите спину сами себе. В целях безопасности же следует левый локоть убрать как можно дальше вперед (см. на фотографии). Ошибки те же самые, что и при стрельбе по силуэту навскидку. Ослабляются лучезапяетные мышцы и пистолет тянет "вниз".
Кроме того, при близком расположении пистолета к спине ему некуда будет выбросить стреляную гильзу. Стирайтесь держать пистолет подальше от спины и подальше выдвинуть его назад (еще раз см. фото 18-19). Такой способ особенно удобен, когда цель находится сзади и чуть сбоку, со стороны вашего левого плеча. Если же цель сзади и со стороны правого плеча, лучше и быстрее (см. фотографии в последовательности 20-24) резко шагнуть левой ногой вперед, поставить ее с поворотом стопы вправо. Правая нога при этом остается на месте, рука с пистолетом делает мах вокруг плечевого сустава снизу вверх, мушка сразу уравнивается в целике на подъеме оружия, пистолет поднимается на уровень точки прицеливания. Или же рука от бедра разгибом локтя выбрасывается в цель. Первому варианту (снизу вверх) отдают предпочтение те, кто занимался стрелковым спортом, второму – десантники, кого как сначала учили. Стрельба в падении, в кульбитax, уходы от чужой горячей пули в кувырках - изобретения также не сегодняшнего дня. Все новое - это забытое хорошее старое.
Итак, бывают случаи, когда необходимо мгновенно уйти из-под чужого выстрела, уступить дорогу чужой пуле всегда разумно. Еще лучше - во время ухода ответить выстрелом на выстрел. При внезапно возникшей ситуации, когда ваше оружие под одеждой, а противник уже давит на спуск (фиксируйте движение пальца на спуске прямым зрением, ваше общее внимание - корпус, нога, руки, пистолет противника, незачем смотреть ему в глаза или же сконцентрируйте внимание на пистолете, а боковым зрением контролируйте всё остальное, у кого как получается), проще всего упасть. Но упасть надо так, чтобы при этом еще и выстрелить и не быть оглушенным при падении. Упасть надо быстро, но мягко. Упасть лучше самому, и »е ждать, когда вас «упадут».

Дуэль без правил. Стрельба навскидку. Шаг маятника
Следите за последовательностью движений на серии фотографий 25-34. они сделаны в спортзале с разметкой на полу, поэтому и видно продвижение в сторону от линии на которой стоит стрелок - это линия полета пули к нему. Падать надо вправо от себя, при этом права» нога идет вперед и влево, прямая в колене, левая сгибается, корпус проседает и заваливается вправо (или же левая нога заступает за правую, затем сгибается, у кого, как лучше выходит). Правая нога должна быть прямой и держаться в сторону в влево, чтобы не попасть под собственный .выстрел. С началом проседания корпуса правая рука извлекает пистолет и вытягивается в сторону цели. Корпус проседает и заваливается. В этот момент можно выстрелить 1-2 раза. Левая нога подгибается и амортизирует падение, левая полусогнутая рука принимает на себя нагрузку падающего на пол корпуса. Именно полусогнутая рука, распрямленная рука при падении может просто-напросто переломиться в локтевом суставе. В момент удара корпуса о пол или о землю стрелять нельзя - очень велико будет сотрясение от удара, которое далеко уведет пулю в сторону. Потом можно стрелять дальше. Если вас зажали в тесном пространстве жилого или служебного помещения, в каюте, в коридоре и т.д., где нет свободы маневра, стрелять вам уже все равно как, лежа или стоя, лежа даже лучше. Сориентировавшись, можно упасть за какой-либо предмет, который укроет от пуль - за стол, тумбочку, что-нибудь еще. Но если возле вас есть пространство, пригодное для маневра, этим надо воспользоваться, чтобы встать на ноги - на ногах все-таки легче маневрировать. Для этого следует резко оттолкнуться левой, полусогнутой при падении ногой, а перевернуться через спину и голову назад. Это надо сделать как можно энергичней, что поможет из кувырка сразу встать на ноги, не задерживаясь в позе на полу четвереньках.
Перекатываясь через себя, соблюдайте непременное усилие, рука с пистолетом во время кувырка должна быть всё время вытянута в сторону цели. Эго ось вращения вашего переката. Это позволит Вам контролировать цель и открыть огонь сразу же, как только почувствуете, что голова оказалась сверху, даже не встав еще на ноги. Всё вышеописанное надо делать очень быстро и энергично, чтобы в конце переката вы оказались сразу на ногах и не менее чем в 3 метрах от места, где Вы стояли в начале.
Натренированные виртуозы умудряются в процессе кувырка выпустить пол магазина, а разгибаясь и вставая на ноги - дострелять оставшийся боезапас. Уход этим способом хорош от автоматной очереди - автомат будет "забирать" вправо и вверх, а вы уйдете в противоположную сторону и вниз
При необходимости уйти от выстрела влево, порядок действий следующий: левая нога делает резкий шаг влево, в сторону, сгибается в колене, корпус нагибается вперед (одновременно правая рука извлекает пистолет), левая рука полусогнута, не выбрасывается вперед, чтобы не попасть под свой выстрел, а полусогнутая - амортизирует встречу стрелка с землей или с полом (в это время правая рука вытягивается в сторону  цели, можно стрелять).

Дуэль без правил. Стрельба навскидку. Шаг маятника
Правая нога отталкивается от земли или пола: полусогнутый корпус и опушенная голова встречаются с землей, основной упор принимает на себя левое плечо, немного - полусогнутая левая рука; При правильном падении удара не должно быть, приземление должно произойти упруго, в перекате. Сотрясения не будет, можно стрелять. Стрелок входит в перекат боком, а не через спину - голову, как в ранее рассмотренном случае, перекатывается через голову на плечах. Осью переката опять же является вытянутая в сторону цели правая рука с пистолетом. Стрелять при таком перекате можно из пистолета, у которого прицельное приспособление смотрит вниз или вбок. Толчок правой нoгoй также должен быть сильным, настолько, чтобы после переката можно было сразу оказаться на ногах. Этому же способствует и резкий наклон корпуса - сгруппирование, которое происходит одновременно с уходом влево. Процесс в последовательности действий смотрите на серии фотографий.

Дуэль без правил. Стрельба навскидку. Шаг маятника
Дуэль без правил. Стрельба навскидку. Шаг маятника
Дуэль без правил. Стрельба навскидку. Шаг маятника
Уход кульбитом  влево хорош против пистолета - все пистолеты имеют тенденцию "бросать" вверх и немножко влево (но это у профессионалов, у дилетантов пули всегда идут резко вниз) Кроме того, при стрельбе из пистолета, будет непросто разворачивать руку с пистолетом вслед за уходящей целью направо от себя Старое левостороннее правило - из пистолета всегда легче стрелять с разворотом влево, чем с разворотом вправо. Koгда вы уходите из-под выстрела влево от себя, вправо от противника, вы имеете преимущество, а он - затруднение.
Все вышеописанные способы стрельбы назад и ухода с перекатами должны быть отработаны вхолостую - без боевой стрельбы, до полного автоматизма, во избежание несчастных случаев. И только после этого можно тренироваться, проверяя себя боевым патроном. Основной принцип стрелковых тренировок - работай вхолостую, проверяй себя выстрелом. Работая только патроном, стрелять не научимся даже в положении лежа и неподвижно, не то, что в перекатах.
Целью для стрельбы "назад" в перекатах служит тот же черный силуэт с подсветкой. Когда включают подсветку, это сигнал к стрельбе (назад или в падении). Данный вид тренировок применяют преимущественно на средних пистолетных дистанциях, когда для прицельного огня близко и не хватает времени а для приёмов рукопашного боя далеко настолько, что даже в прыжке противника не достать. Ранее в системе тренировок сотрудников спецслужб существовало спортивное упражнение: стрелок должен был пройти в затемненном тире какую-то дистанцию, во время ее прохождения, справа и слева, спереди или сзади от него периодически включались подсветка, установленная за силуэтами, а также подавался звуковой сигнал, очень короткий.
 Выстрелить можно было только один paз, да и то из нагана. Не успел или промахнулся - выбыл. Стрельба шла до первого промаха. Выполнить программу мог только профессионал. с натренированной способностью к мгновенной ориентации, отработанным до уровня звериного чутья балансом и безусловной мышечно-физиологической памятью, короче, работавший уже не на разуме, а на рефлексах. Все вышеизложенное - от стрельбы по силуэту до кульбитов - является фрагментом системы ведения огневых контактов, того, что называется таинственным словом - маятник. Маятник - это даже не система стрельбы, это, скорее, стиль жизни и мышления профессионалов спецназа. Даже в спокойных условиях профессионал проводит мысленные тренировки в любой обстановке: где можно укрыться, куда и как можно упасть и перекатиться, если пространство справа и слева, особенно слева от себя, туда уйти выгоднее (выше изложено почему). В огнестрельном контакте нельзя стоять на месте. Здесь воистину - хочешь жить, умей вертеться.

Дуэль без правил. Стрельба навскидку. Шаг маятника
Дуэль без правил. Стрельба навскидку. Шаг маятника
Для тех, кому всё это может показаться очень сложным и для кого нет особенной необходимости "'вертеться", кому приходится стрелять Один-два раза в году по три патрона на зачетных стрельбах, можно порекомендовать очень простой, эффективный и остроумный способ стрельбы. Этот способ стрельбы из револьвера, изобретенный находчивыми нижними чинами царской армии - "'фельдфебельский с рукавом", как его называли. Суть его заключайся в том, что натянутый правый рукав гимнастерки или кителя служит своего рода упором и почти полностью гасит колебания и "клевок" оружия в момент спуска. Стрелок зажимает рукав между ладонью и рукояткой Оружия (фото 43), другой рукой захватывает противоположный рукав (фото 44) и натягивает одежду так, чтобы натяжение проходило по линии локти – плечи - воротник, как можно выше (фото 45),

Дуэль без правил. Стрельба навскидку. Шаг маятника
Дуэль без правил. Стрельба навскидку. Шаг маятника
Результаты стрельбы оказывались при этом неожиданно высокими. Правда, господа офицеры стрелять фельдфебельским способом брезговали. Они считали это ниже офицерского достоинства. В наше время те, кто знаком с таким приемом, не афишируя, с большим успехом используют его на инспекторских проверках. Результаты впечатляют. Попробуйте - убедитесь.


А.А.Потапов
Подготовка бойца спецназа. НПЦ «Здоровье народа», ООО «ВИПв»

Авторизация

Реклама