Как не попасть в засаду

Категория: Уход от столкновений Опубликовано 01 Март 2014
Просмотров: 4117
Как не попасть в засадуТактика контр партизанской войны
Засада – наиболее часто применяемый метод партизанской войны. Удар из засады обеспечивает полную внезапность, создает панику, неразбериху, беспорядочные и неорганизованные ответные действия. Массированный огонь из засады по скученным и сгруппированным целям приводит к большим потерям у тех, на кого нападают. Невозможность и неумение подвергшихся нападению развернуться в наступательные порядки или хотя бы осуществить хоть какое-то организованное сопротивление почти всегда делают действия нападающих успешными.

Основными причинами неоправданных потерь при перемещении транспортных колон на автомобильных дорогах всегда были: незнание принципов постановки засад, неправильное построение колонны, отсутствие головного и бокового охранений, отсутствие наблюдения в движении, неправильное размещение личного состава в автомобильном кузове, езда на необорудованном транспорте, перемещение по неразведанному и неподготовленному маршруту, отсутствие профилактики безопасности автомобильных дорог, незнание личным составом и командирами основ контрзасадных ответных действий, незнание правил стрельбы в горах, отсутствие наступательных действий и деморализация личного состава, тактически безграмотное прохождение потенциально опасных мест и отсутствие связи в нужный момент.
Начнем с основной причины. Личный состав, как правило, перевозится в необорудованном, закрытом и ничем не защищенном транспорте. Бойцы, находящиеся в кунгах или под брезентовым тентом, сидят на продольных сидениях и ничего не видят, кроме друг друга. Командир находится в кабине и его команды не слышны в кузове. Естественно, наблюдение по сторонам и по ярусам высот по ходу движения не ведется, что и обеспечивает успех засады. При обстреле часть бойцов гибнет прямо в кузове, а часть – при попытке покинуть машину через задний борт. В живых остаются единицы. Как правило, противник ведет огонь и по кабине, выводя из строя водителя и командира. В результате противнику достается почти неповрежденное транспортное средство с грузом. Во время афганских событий специальным приказом запрещалось ездить под тентом при любых погодных условиях. Бойцы обязаны были сидеть вдоль бортов лицом к противнику. Каждому назначалось направление наблюдения или ярус наблюдения, если колонна двигалась в горах. Оружие было заряжено и поставлено на предохранитель. Первые три патрона были с трассирующими пулями для целеуказания. При внезапном нападении или даже при выявлении опасной цели огонь на поражение открывался без команды.
Снайпер находился возле переднего борта и вел наблюдение вперед. Пулеметчик - в районе заднего моста и вел наблюдение по открывающимся в потенциале опасным местам, и особенно – назад. Чаще всего ответный огонь приходилось вести именно по таким направлениям. Командир находился рядом с пулеметчиком. В районе заднего моста – самое безопасное место при подрыве машины на фугасе.
Машина должна быть укреплена. На капот вокруг двигателя и вокруг бензобаков навешиваются стальные листы. Такие же листы навешиваются на дверки кабины. Вдоль бортов укладываются бревна, трубы большого диаметра, но лучше всего – мешки с песком. Они не дефицитны, и их легко сбрасывать на землю при открывании бортов и десантировании личного состава. Во время движения бойцы сидят за этими мешками и прикрываются ими. Разумеется, если позволят обстоятельства, при обстреле лучше увеличить скорость и проскочить опасное место, но если машина остановилась, ее следует покинуть, чем быстрее, тем лучше. Для этого заранее назначаются те, кто будет открывать борта. Десантирование с машины следует выполнить под прикрытием дымовой завесы. Поэтому заранее назначаются метальщики дымовых шашек и их дублеры.
Как правило, при организации и проведении засады противник ведет отвлекающий огонь откуда-то сверху. Под прикрытием этого огня подгруппа нападения осуществляет внезапный рывок к остановившемуся транспортному средству, берет пленных или похищает ценный груз. Это подгруппа нападения всегда будет укрываться где-то рядом с дорожным полотном или в зарослях, или в складках местности, или в нагромождениях камней. Поэтому основным принципом противозасадного маневра всегда является организованный рывок бойцов из подбитой машины именно к таким местам и забрасывание этих мест ручными гранатами, независимо, ведется оттуда огонь или нет. Если там была подгруппа нападения противника, она будет уничтожена, если нет – пулеметчик противника, ведущий прикрывающий огонь, не будет стрелять по этому месту, опасаясь подстрелить своих. В любом случае, такие места следует использовать для собственного укрытия, чтобы осмотреться, открыть по противнику плотный беспокоящий огонь и этим дать своему командиру время для оценки обстановки и принятия решения.
В то время, когда противник забрасывает гранатами, пулеметчик ведет огонь по верхним ярусам высот, стараясь помешать огневым средствам противника вести и отвлекающий огонь сверху. Для этого пулеметчик занимает позицию за машиной в районе заднего моста, разместив перед собой для укрытия нескольких мешков с песком.
Если огонь противника ведется с нескольких направлений, две машины из колонны подгоняется одна к другой, и два пулеметчика, находясь за песком, ведут огонь по разным направлениям.
Если есть возможность, и машина способна двигаться, следует не останавливаться, переехать обочину и выдвинутся как можно ближе к предполагаемому месту сосредоточения подгруппы нападения противника, одновременно ведя по этому месту превентивный огонь. Таким образом, вы сможете миновать противопехотные минные постановки без потерь в живой силе. К тому же огонь из кузова «сверху – вниз» по предполагаемому месту нахождения противника будет более результативным. Следует запомнить, что всего этого противник не ожидает – это является основным принципом противозасадного маневра.
Укрывшись в безопасном от огня месте, вы сможете осмотреться и принять решение по сложившимся обстоятельствам: или оставаться на месте и ожидать помощи, или вести наступательные действия.
В ряде случаев десантирование с машины приходится осуществлять на ходу, но не со стороны заднего борта – противник концентрирует огонь именно там, а в разные стороны, через оба откинутых боковых борта. Так значительно уменьшаются потери от внезапного огня противника.
Построение колонны – БТР спереди и сзади. Машины внутри колонны идут попарно, расстояние между машинами – 30-40 м, чтобы поднятая пыль не мешала видеть дорогу, и 100 м – между парами машины. В паре машин обе отвечают друг за друга. На каждой должны быть буксировочные тросы. Машина, потерявшая ход, сразу же берется на буксир, при невозможности – сталкивается с дороги. При круговом обстреле машины становятся рядом для укрытия пулеметчиков (см. выше).
При прохождении малых колонн первая и последняя пары машин вместе с бронетранспортерами (или без них) движутся на расстоянии от колонны 150-200 м. Это делается, чтобы при остановке колонны или при минировании противником дороги спереди или сзади колонны не делать колонну абсолютно неподвижной, а иметь пространство для маневра. При вынужденной остановке колонны такое пространство позволит не стоять на месте, а отогнать транспорт под прикрытие скал, складок местности и т. д.
Колонна редко обстреливается сразу вся целиком. Огонь противника сосредотачивается на каком-то конкретном участке. Поэтому, согласно американским тактическим наставлениям, личный состав, оказавшийся вне зоны поражения, обязан выйти в тыл и во фланг противнику, подняться на тактические высоты с нанесением ударов сверху для поражения противника и облегчения положения своих.
При всем при этом необходимо помнить, что при стрельбе в горах под различными углами места цели (хоть снизу – вверх, хоть сверху – вниз) на дистанциях до 400 м прицел следует брать на пол - деления ниже, на дальностях более 400 м – на одно деление.
При подготовке маршрута следует запомнить, что партизанские засады будут там, где колонна сбавляет ход: на поворотах, перед крутыми подъемами, в условиях ограниченной видимости, в местах скопления туманов, на перекрестках населенных пунктов. Засады будут там, где колонне некуда деться: в распадках, где скаты будут справа и слева от дороги, или в местах, где с одной стороны – скала, с другой – обрыв. Засаду удобно ставить в местах, где дорога часто петляет, и машины из колонны теряют друг друга из виду, и при нападении на колонну в условиях неочевидности трудно организовать общее сопротивление. Засада может быть возле мостов и переправ.
Поэтому при подготовке маршрута командный состав обязан предусмотреть все эти места, продумать свои действия и действия личного состава при нападении на колонну в таких местах. Еще до подхода к некоторым из таких мест необходимо спешить личный состав, обеспечить круговую оборону колонны с занятием позиций на командных высотах. После чего пешим порядком продвинуться частью личного состава на определенное расстояние, занять прикрывающие позиции и провести колонну через опасный участок под прикрытием этих позиций спереди и сзади. Или же провести колонну по частям под таким прикрытием. Или же остановить колонну перед опасным участком, занять оборону и прочесать с флангов и с тыла возможные места постановки противником огневых позиций. В некоторых случаях можно провести колонну малым ходом, а бойцов провести пешим порядком (или бегом) по бокам движущейся колонны. При этом избегать движения за обочинами (они могут быть заминированы), не идти строем перед колонной или позади колонны, и не идти по колее. Интервал движения между бойцами – 5- 6 м.
При движении колонны обязательно иметь головной дозор и тыловой замыкающий дозор, который движется на удалении зрительной связи от колонны. При извилистой дороге и в условиях неочевидности между головным и тыловым дозором назначаются промежуточные звенья (обычно из двух человек), которые обеспечивают зрительную связь дозоров с основными силами.
Боковые дозоры высылаются в проходимых местах и обязательно – перед прохождением теснин. При планировании маршрута командир колонны обязан учесть снижение скорости колонны на подъемах и спусках, потерю времени на движении в этих местах и повышенный расход горючего. Составляется карточка маршрута в двух экземплярах с указанием ориентиров, изменять которые запрещается. Рассчитывается, обозначается и проставляется на точках расчетное время прохождения ориентиров. При прохождении очередного ориентира командир докладывает по радиосвязи. Если такой доклад не поступает, на основной базе сразу же организуется поисково-спасательные мероприятия.
Следует знать, что в горах и в горно-лесистой местности существуют зоны непрохождения УКВ-радиоволн. Эти зоны необходимо выявить посредством связистов и обозначить на карте. Кроме того, ездить лучше на транспорте с дизельными двигателями. Искрение системы зажигания карбюраторного двигателя создает помехи, подчас настолько сильные, что связь становится невозможной. Связь со всеми машинами в колонне должна работать бесперебойно.
Лучшее средство огневой поддержки в горно-лесистой местности – штурмовая авиация. Поэтому, если вас «зажало», вся надежда именно на нее. По этим причинам ориентиры для целеуказания должны быть одинаковыми на картах авиации, артиллерии и наземных сил: чтобы авиаторы не ударили по своим. Обозначьте себя цветным дымом заранее обусловленного цвета. Обеспечивайте целеуказание позиций противника сигнальными ракетами и трассирующими боеприпасами.
На основных магистралях профилактика возможных мест постановки засад должна проводиться постоянно скрытым выдвижением разведывательных спецгрупп, прочесыванием, минированием и подрывом мест, удобных для оборудования огневых точек. Кроме того, в таких местах устраиваются встречные засады на диверсантов противника, для анализа тактической обстановки или при получении сведений оперативного характера.
Следует учитывать, что колонна, наскочившая на засаду, может быть заблокирована не только спереди, но и сзади путем минирования дороги сразу же после прохождения колонны. Поэтому за пределами участка, просматриваемого тыловым охранением необходимо провести разминирование под прикрытием дымовой завесы. Это задача не только ваша, но и тех, кто придет вам на помощь.
При оборудовании машин необходимо убрать или подогнуть высокие антенны, чтобы они не вызвали срабатывание высоко натянутых растяжек. Нужно помнить, что любой фактор, вызвавший остановку колонны, является прямым предвестником нападения. Это может быть остановленное или брошенное на дорожном полотне транспортное средство, или же осыпь камней на дороге, или же оползень и т. д. Когда головной дозор обнаружил такое препятствие, колонна обязана немедленно «откатиться» назад в пределах участка, просмотренного тыловым дозором, немедленно спешиться и занять оборону. Затем «прочесать» прилегающую к опасному участку местность. Препятствие на дороге не разбирать вручную – оно может быть заминировано. Зацепить его тросом за БТР и попробовать оттянуть. А там все станет ясно.
Во всем, что вы делаете, соблюдайте режим секретности. Секретным является численность и состав колонны, исходный и конечный пункты, время отправления и особенно – места привалов. Именно места привалов не проставляются в карточках маршрута по вполне понятным причинам. Знать о них должен только командир колонны.
Морально и психологически все находящиеся в колонне обязаны быть готовы к мгновенным и правильным действиям при любом развитии событий. Американские инструкции предписывают тренировочное спешивание с последующим оборонительным развертыванием каждый раз, когда колонны выезжают из населенного пункта, разумеется, в безопасных участках, но никогда - в одном и том же месте.
Опыт американцев во Вьетнаме и Советской Армии в Афганистане упрямо утверждает: при ответных агрессивных и наступательных действиях из атакованной колонны потери будут, и даже значительные. Но при бездействии или пассивном поведении попавших в засаду их потери будут ужасающими.
Составлено на основе статьи журнала «Зарубежное военное обозрение», «Противозасадные мероприятия», № 2, 1992 г. с привлечением тактических разработок последнего времени.

Михаил Васильев
Журнал "Боевое Искусство Планеты"

Авторизация

Реклама