Подготовка к бою: методы ниндзя для встреч с опасностями

Категория: Формы реагирования в экстремальных ситуациях Опубликовано 18 Декабрь 2014
Просмотров: 3552

Подготовка к бою: методы ниндзя для встреч с опасностями Выдержки из книги Стивена К. Хайеса об искусстве ниндзя - "Путь просветления воина"
Подготовка к бою:
методы ниндзя для встреч с опасностями

 

Есть такие безалаберные парни,
Которые хотят, чтобы ты заплясал под их дудку.
Они набрасываются на тебя с кулаками
Или поджидают с ножом в темноте.
Не бойся их и не возбуждай в себе ярость.
Пусть в твоем сердце сохранится ясная пустота.
Твоя открытая душа услышит печаль и дикость
Намерений твоих врагов, а
Твое тело окрепнет в волнах их ненависти,
И ты приведешь их к разгрому,
Которого они ищут сами.

Метод успешного преодоления любой опасности — таково, пожалуй, наилучшее определение, которое можно дать боевому искусству ниндзя. Смысл его шире понятия самообороны; речь идет об образе жизни в целом, побуждающем ниндзя в зависимости от обстановки быстро менять оценку положения вещей и, соответственно, образ действий.

В большинстве традиционных воинских искусств, развивавшихся в самурайской среде, каждый ученик обучается распознавать опасность, встречать ее, используя разнообразие уже изученных им приемов, и, таким образом, либо побеждать, либо гордо признавать себя побежденным.

В противоположность им искусство Нин-дзютсу дает ряд способов подготовки ко всевозможным опасностям в непредвиденных ситуациях.

Главный способ состоит в том, чтобы избежать опасности, не позволив ей возникнуть. Ключ к овладению этим методом лежит в глубоком понимании себя самого и, исходя из этого, — понимания поведения окружающих. Здесь очень важно внимание к обычным привычкам. В частности, культивируется утонченность, деликатность, вежливость и т. д.

Важно заметить, что подобный способ совсем не предполагает постоянного ожидания нападения или настойчивого поиска злого умысла. Совсем наоборот. Если вы положительно оценили определенную ситуацию и, полагаясь на свой опыт, фазу почувствовали ход событий, то вы можете обнаружить, что часто появляется возможность так манипулировать ходом событий, что в последующий момент никто, кроме вас, не узнает, что данная ситуация могла бы закончиться совсем иначе.

В феодальной Японии это ценилось выше, чем умение преодолеть крепостную стену ночью, получив тем самым лишний шанс в бою с численно превосходящим врагом.

Именно это свойство — умение определять течение событий — и делало исторических ниндзя опасными и повсюду уважаемыми противниками.

Первое правило: работайте над умением так строить порядок вашей жизни, чтобы противник никогда и не думал появляться перед вами. Этого можно достигнуть внутренней (ментальной) тренировкой.

Если личных качеств ниндзя не хватает для того, чтобы помешать возникновению опасной ситуации, то существует возможность преодолеть эту опасность. То есть нужно уметь подавить взрыв своих эмоций. Угрожающая обстановка не обязательно должна восприниматься вами как повод для немедленной реакции, постарайтесь воспринять ее безучастно, чтобы успеть обдумать — какая же реакция действительно необходима. В японских первоисточниках «Нин» в Нин-дзютсу, Нин-no или Ниндзя (эти идеограммы обозначают то же, что и «Шиноби») это качество характера означало «выдержку, терпеливое ожидание и своевременное появление» по отношению к явлениям внешнего и внутреннего мира.

Тогда как самурай должен не только достичь своей цели, но использовать при этом лишь признанные и достойные способы, ниндзя предоставляется возможность сконцентрироваться исключительно на своей цели. Любое общественное признание для ниндзя было запрещено. Поэтому ниндзя мог разрешить себе изобразить поражение или унижение, хотя в действительности он достиг именно того, чего хотел с самого начала.
Поскольку ниндзя изменяет и свою собственную, и чужую оценку обстановки, он не может добиться желаемого результата, не вызывая у противника желания мести, расплаты и агрессии.

Научиться такому волевому процессу — например, сделать вид, что вы делаете что-то нехотя, — значительно труднее, чем это может казаться. Когда вам угрожает опасность, вы испытываете очень неприятное чувство, пока опасная ситуация не минует. Затем вы можете расслабиться и успокоиться. Но это не всегда возможно, особенно если вы должны быть на виду или ваши необходимые действия увеличивают риск нападения.

Еще труднее выдержать и перенести опасность, когда приходится стоически смотреть смерти в лицо, ничем не выдавая своих намерений, при этом не препятствуя угрожающим событиям идти своим чередом.

Второе правило: выработайте привычку справляться со своими чувствами — чтобы не защищаться автоматически, если отражать нападение вообще не нужно. Такое качество вырабатывается внутренней тренировкой.

Если не удается изменить ход событий так, чтобы устранить опасность, или, по меньшей мере, ее угроза не оставила негативных последствий, необходимо предусмотреть активные меры защиты.

Многие люди, считающие Нин-дзютсу чисто военным искусством, думают, что в данном случае прежде всего используются физические приемы борьбы. На самом деле им отводится третьестепенное значение; это отнюдь не самые походящие способы для восстановления гармонии в жизни и естественном ходе событий и, кроме того, они не исключают риска поражения.

Однако в наши дни обучение ниндзя чаще всего начинается с изучения физических приемов борьбы, так как фундаментальное овладение ими является необходимой предпосылкой для любого интеллектуального роста. Техника невооруженного ближнего боя или приемы владения оружием могут использоваться в ходе моделирования каких-либо схваток, чтобы потом, при их анализе, научиться распознавать свои чувства и настроения.

Третье правило: оттачивайте свои физические способности до такого совершенства, чтобы в любой схватке выйти победителем. Эта цель достигается физическими тренировками.

Физические составляющие самообороны ниндзя предполагают целый ряд условий и естественных видов оружия. Вместе с использованием других средств борьбы они объединяются под общим термином — искусство боя.

Применяют ли в Дакен-тай-дзютсу приемы ударов конечностями, в Бо-дзютсу — бой палками или в Сюрикэн-дзютсу — технику метания звездочек — динамика тела и принципы энергетического выигрыша везде одни и те же.

Использует ли ниндзя вместо кулака палку — в его движениях в бою ничего не меняется. Удар мечом, толчок ногой или удар кулаком — для ниндзя связаны с очень сходными ощущениями.

В целом это означает, что боевые методы ниндзя лучше характеризовать определенным рядом чувств (ощущений), чем набором технических приемов.

Так как каждый человек уникален в своих физиологических и духовных проявлениях, в Нин-дзютсу не делаются попытки заставить учеников научиться подражать некоему заученному набору движений. Скорее, им предлагается руководящее направление, они поощряются в стремлении к эффективному выражению всех своих естественных эмоциональных и физических реакций, связанных с каким-либо конфликтом или схваткой.


Доктрина «НИН-ПО» (Миккё) («Тайные знания») берет свое начало в тантрических учениях Северной Индии и Тибета. Это философское направление учит, что все аспекты жизни и бытия вообще имеют единый источник происхождения и могут быть классифицированы пятью элементарными формами проявления материи («ГОДОАЙ»). «ХИ» — Земля, символизирует твердую материю, «СУЙ» — Вода — символ всех жидкостей и «КА» — Огонь — определяет горение или все отдающие энергию элементы, «фу»— Воздух— представляет газы и «КУ»— Пустота — определяет бесформенную, субатомарную энергию, которая является основой той или иной материальной структуры.

ГОДОАЙ-символизм использовался и для характеристики эмоциональной природы человека и отсюда — для классификации боевых методов ниндзя. Пять ГОДОАЙ-элементов представляют собой ряд кодовых слов, которые употребляют для описания различных реакций человека. ХИ — элемент Земли, указывает на стойкость и упрямство личности. ХИ-боец ни на миллиметр не отходит назад, а стоит как скала и побеждает врага, собирая все свои силы. СУЙ — элемент Воды, указывает на подвижную эмоцио-нальность личности. СУЙ-боец увертывается от атаки в стороны и до тех пор находится в движении, пока его противник не окажется в том положении, в котором его легче победить, атакуя в ответ. КА — элемент Огня, указывает как на прирожденную агрессивность, так и на страх человека. КА-боец атакует с полной отдачей сил, но и защищается с дикой решимостью. ФУ — элемент Ветра, проявляется в мудрости и любви к личности. ФУ-боец увертывается и отбивается, стремясь к тому, чтобы атака врага оказалась бесцельной. КУ — пятый элемент, представляет творческие, коммуникативные аспекты личности. В бою это означает спонтанность реакций, стихийность и большое разнообразие идей.

Следующие примеры должны помочь вам в попытке классификации физических, эмоциональных и интеллектуальных различий в соответствие с разделением на пять элементов:

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
ЗЕМЛЯ Вы — ученик старшего класса гимназии, неожиданно оказываетесь лицом к лицу с только вам известным тринадцатилетним скандалистом, с которым давно хотите свести счеты. Вы чувствуете себя хозяином положения и действуете с позиции силы, не думая об опасности.

ВОДА Поздним вечером вы едете в пустом вагоне метро, как вдруг в него вваливается пьяный детина. Он замечает вас и направляется к вам с гнусной ухмылкой. Вы чувствуете себя в его полной власти.

ОГОНЬ Вы встречаете хулигана, который несколько дней назад избил вашу дочь так, что она потеряла сознание и попала в больницу. Вы чувствуете закипающую ярость, которая заставляет забыть выдержку и осторожность.

ВОЗДУХ Ваш хороший приятель, захмелев, начинает с вами спор и пускает в ход руки. Понимая его состояние, вы ограничиваетесь умеренной обороной и отказываетесь от ответных действий.

ЦЕНТРЫ СИЛЫ И ИСТОЧНИКИ ДВИЖЕНИЯ
ЗЕМЛЯ_______Бедра и таз.
ВОДА________Нижняя часть живота и область пуповины.
ОГОНЬ_______Солнечное сплетение.
ВОЗДУХ_____Центр грудной клетки, область сердца.

ИСТОЧНИКИ ДИНАМИКИ ТЕЛА
ЗЕМЛЯ_______Сила мышц.
ВОДА________Сила тяжести.
ОГОНЬ_______Энергия.
ВОЗДУХ_____Умиротворение.

ДЕЙСТВИЯ В БОЮ
ЗЕМЛЯ Ничто не может повредить вам или поранить. Вы стоите как скала во время прибоя.

ВОДА Вы кажетесь неуловимым и в то же время готовы к встречной атаке.

ОГОНЬ Вас нельзя удержать на месте. Нет никакой возможности прервать или отразить ваши бурные атаки.

ВОЗДУХ Вы вращаетесь, вы движетесь, как воздушный змей, легко меняя траекторию. Противник борется с ветром.

ХАРАКТЕРНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА
ЗЕМЛЯ_______Вверх и вниз.
ВОДА________В стороны.
ОГОНЬ_______Вперед и назад.
ВОЗДУХ Вращательные движения вокруг продольной оси тела.

РАБОТА НОГ
ЗЕМЛЯ_______Вы твердо стоите на земле. Вы неподвижны.
ВОДА Вы выполняете зигзагообразные движения назад с тем, чтобы атака противника прошла в стороне.
ОГОНЬ Вы бежите или плавно движетесь вперед, стараясь атаковать противника.
ВОЗДУХ Вы выполняете кругообразные, скользящие, уклончивые движения.

Своеобразие рассмотренных выше основных движений отражается в соответствующих боевых позициях (стойках). Эти стойки («КАМАЗ») принимаются самопроизвольно — когда ниндзя подвергается какому-нибудь физическому воздействию. Каждая боевая стойка является откликом тела ниндзя на чувства, характер и настроение — его и окружающих. При этом не играет роли, идет ли речь о бое без оружия или о бое с применением меча, ножа, палки, цепи или веревки.
Для лучшего понимания философии боевых стоек Нин-дзютсу важно знать, что эти стойки никогда не рассматриваются как статические (застывшие) позы. В одной книге невозможно обрисовать кипучую энергию и динамику «КАМАЭ» Нин-дзютсу в бою.
Фотография создает ложное впечатление, что ниндзя находится в принятой позиции в течение всего боя. В действительности все происходит иначе. Ниндзя занимает какую-то позицию лишь в течение тех мгновений, когда она нужна, и тотчас же меняет ее при изменении ситуации.

Фотографию ниндзя в боевой стойке можно сравнить со снимком баскетболиста, который зафиксирован в воздухе во время броска мяча. Как едва ли можно представить, что этот игрок надолго задержится в воздухе, так трудно предположить, что ниндзя застынет в одной боевой стойке. Постоянная работа ногами позволяет ему совершать коррекцию текущей дистанции, уклоняться в стороны и непрерывно менять позицию.