Притчи. Библейские, христианские

Категория: Афоризмы, притчи, цитаты Опубликовано 06 Июль 2015
Просмотров: 3386

Притчи. Библейские, христианскиеПритчи. Библейские, христианские
Составитель: Частникова В.А

Библейские притчи

Соломоново решение
Пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина:
— О господин мой! Я и эта женщина живем в одном доме. И я родила при ней в этом доме. На третий день после того, как я родила, родила и эта женщина. И были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме. И умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его. И встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди. Утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый. А когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.
И сказала другая женщина:
— Нет, мой сын живой, а твой сын мертвый.
А та говорила ей:
— Нет, твой сын мертвый, а мой живой.
И говорили они так пред царем.
И сказал царь:
— Эта говорит: «Мой сын живой, а твой сын мертвый»; а та говорит: «Нет, твой сын мертвый, а мой сын живой». — И сказал царь: — Подайте мне меч.
И принесли меч к царю. И сказал царь:
— Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему:
— О, господин мой! Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его.
А другая говорила:
— Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
И отвечал царь и сказал:
— Отдайте этой живое дитя и не умерщвляйте его. Она — его мать.
И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд.
(3 Цар. 3:16–28)


О Давиде и Сауле
Давид жил в безопасных местах Ен-Гадди. Когда Саул возвратился от Филистимлян, его известили, говоря: «Вот, Давид в пустыне Ен-Гадди». И взял Саул три тысячи отборных мужей из всего Израиля и пошел искать Давида и людей его по горам, где живут серны.
И пришел к загону овечьему, при дороге; там была пещера, и зашел туда Саул для нужды; Давид же и люди его сидели в глубине пещеры.
И говорили Давиду люди его:
— Вот день, о котором говорил тебе Господь: «Вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно».
Давид встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Но после сего больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула. И сказал он людям своим:
— Да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень.
И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула. А Саул встал и вышел из пещеры на дорогу.
Потом встал и Давид, и вышел из пещеры, и закричал вслед Саулу, говоря: — Господин мой, царь!
Саул оглянулся назад, и Давид пал лицом на землю и поклонился ему. И сказал Давид Саулу:
— Зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: «Вот, Давид умышляет зло на тебя»? Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтоб убить тебя; но я пощадил тебя и сказал: «Не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа». Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил: узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее. Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе, как говорит древняя притча: «От беззаконных исходит беззаконие». А рука моя не будет на тебе. Против кого вышел царь Израильский? За кем ты гоняешься? За мертвым псом, за одною блохою. Господь да будет судьею и рассудит между мною и тобою. Он рассмотрит, разберет дело мое и спасет меня от руки твоей.
Когда кончил Давид говорить слова сии к Саулу, Саул сказал:
— Твой ли это голос, сын мой Давид?
И возвысил Саул голос свой, и плакал, и сказал Давиду:
— Ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом; ты показал это сегодня, поступив со мною милостиво, когда Господь предавал меня в руки твои, ты не убил меня. Кто, найдя врага своего, отпустил бы его
в добрый путь? Господь воздаст тебе добром за то, что сделал ты мне сегодня. И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать, и царство Израилево будет твердо в руке твоей. Итак, поклянись мне Господом, что ты не искоренишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего в доме отца моего.
И поклялся Давид Саулу. И пошел Саул в дом свой, Давид же и люди его взошли в место укрепленное.
(1 Цар. 24:1-23)


О жертвоприношении Авраама
Бог искушал Авраама и сказал ему:
— Авраам!
Он сказал:
— Вот я.
Бог сказал:
— Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака;
и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог.
На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека.
И сказал Авраам отрокам своим:
— Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал:
— Отец мой!
Он отвечал:
— Вот я, сын мой.
Он сказал:
— Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
Авраам сказал:
— Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой.
И шли далее оба вместе.
И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал:
— Авраам! Авраам!
Он сказал:
— Вот я.
Ангел сказал:
— Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо Исаака, сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире (Господь усмотрит). Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал:
— Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
(Быт. 22:1-18)

О переходе через Красное море
Сказал Господь Моисею, говоря:
— Скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном;
напротив его поставьте стан у моря. И скажет фараон народу своему о сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня. А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают все Египтяне, что Я — Господь.
И сделали так.
И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал; и обратилось сердце фараона и рабов его против народа сего, и они сказали:
— Что это мы сделали? Зачем отпустили Израильтян, чтобы они не работали нам?
Фараон запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими. И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского и рабов его, и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою. И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном.
Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу, и сказали Моисею:
— Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: «Оставь нас, пусть мы работаем Египтянам»? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне.
Но Моисей сказал народу:
— Не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите вовеки;
Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны.
И сказал Господь Моисею:
— Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше; Я же ожесточу сердце фараона и всех Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают все Египтяне, что Я — Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его.
И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом сынов Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом сынов Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь. И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.
Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне:
— Побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян.
И сказал Господь Моисею:
— Простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их.
И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.
А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды были им стеною по правую и стеною по левую сторону. И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели сыны Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря. И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его.
(Исх. 14:1-31)

Неразумный юноша Однажды смотрел я в окна дома моего, сквозь решетку мою, и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу, переходящего площадь близ угла ее и шедшего по дороге к дому ее, в сумерки в вечер дня, в ночной темноте и во мраке. И вот — навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем, шумливая и необузданная. Ноги ее не живут в доме ее: то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она свои козни.
Она схватила его, целовала его и с бесстыдным лицом говорила ему:
— Мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои. Поэтому и вышла навстречу тебе, чтобы отыскать тебя, и — нашла тебя. Коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими. Спальню мою надушила смирною, алоем и корицею. Зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью, потому что мужа нет дома: он отправился в дальнюю дорогу; кошелек серебра взял с собою; придет домой ко дню полнолуния.
Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им. Тотчас он шел за нею, как вол идет на убой, и как пес — на цепь, и олень — на выстрел, доколе стрела не пронзит печени его. Как птичка кидается в силки и не знает, что они — на погибель ее.
Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих. Да не уклонится сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее, потому что многих повергла она ранеными и много сильных убиты ею: дом ее — пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти.
(Прит. 7:6—24)

Притча о блудном сыне
У одного человека было два сына; однажды сказал младший из них отцу: «Отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?» Он сказал ему: «Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Отец же сказал ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
(Лк. 15:11–32)

 


Христианские притчи

Глиняные горшки
Однажды монах пришел к своему наставнику.
— Отче, — сказал он взволнованно, — я давно хожу к тебе и каюсь в грехах, а ты давно наставляешь меня советами. Но я все равно не могу исправиться. Какая же мне польза приходить к тебе, если после наших бесед я все равно раз за разом грешу?
— Сын мой, — ответил учитель, — вот тебе еще один мой совет: возьми два глиняных горшка — один с медом, а другой пустой.

Ученик сделал так, как велел учитель.
— Теперь, — продолжил наставник, — перелей несколько раз мед из одного горшка в другой.
Монах сделал и это. После этого учитель сказал:
— Теперь посмотри на пустой горшок и понюхай его.
— Отче, — отвечал ученик, выполнив волю учителя, — горшок пахнет медом, и там, на донышке, осталось немного густого меда.
— Вот так же и мои наставления оседают в твоей душе. Если ты ради Господа нашего всеблагого усвоишь хоть толику добродетели, то Бог, по милости своей, восполнит их недостаток и спасет твою душу. Подумай, даже обычная хозяйка не насыплет перец в горшок, который пахнет медом. Так и Господь не отринет твою душу, если ты сохранишь хотя бы самые начала праведности.

Следы на песке
Приснился одному человеку сон, будто идет он по песчаному берегу, а рядом с ним — Господь. А на небе в этот момент одна за другой мелькали картины из его жизни, и после каждой из них человек видел на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда промелькнула последняя картина из его жизни, человек оглянулся на следы на песке и увидел, что цепочка следов Господа несколько раз прерывалась, причем было это тогда, когда человек переживал самые тяжелые и несчастные времена в своей жизни.
Человек сильно расстроился и стал спрашивать Господа:
— Если последую путем Твоим, Ты не оставишь меня: не Ты ли говорил мне это? — спросил он у Господа. — Но я вижу, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянется по песку. Почему же Ты покидал меня, когда Твоя поддержка была нужна мне больше всего?
— Дитя мое, — отвечал Господь, — я люблю тебя и никогда тебя не покину. Тебе не раз приходилось проходить через горе и испытания. И действительно, в эти моменты только одна цепочка следов тянется по песку. Ведь в это время я нес тебя на руках.

Притча о прощении
Однажды святого старца пригласили обсудить грехи одного монаха и наказание, которое следовало присудить за эти грехи. Старец поначалу отказался, но потом пришел. На плече его висела дырявая корзина, из которой сыпался песок.
— Что это? — спросили старца. — Скажи нам, отче, зачем тебе эта корзина?
— Это, братья, мои грехи, они сыплются позади меня, — ответил старец. — Но я не смотрю на них, а пришел, как и вы, судить чужие грехи.
Услышав эти слова, братия простила согрешившему.


Отпусти ветку
Однажды некий человек, идя вдоль обрыва, сорвался вниз. Казалось, что он упадет на самое дно и разобьется, но в последний момент ему удалось схватиться за ветку дерева, росшего из расщелины в скале. Человек висел на ветке, раскачиваясь на холодном ветру, и с каждой секундой все больше понимал безнадежность своего положения: внизу были огромные валуны, наверх же шансов выбраться не было никаких. Силы покидали его, рукам все тяжелее было держаться за ветку.
«Это все, — подумал он, теперь осталась у меня только одна надежда — на Господа, только Он один может спасти меня сейчас. Я никогда не верил в Бога, но я, возможно, ошибался. В конце концов, терять мне нечего…»
И человек решился позвать Господа:
— Боже! Если Ты действительно существуешь, спаси меня, и я буду верить в Тебя!
Ответа не последовало. Через некоторое время человек снова позвал:
— Пожалуйста, Боже! Да, я никогда не верил в Тебя, но спаси меня, и Ты узнаешь, насколько сильной может быть моя вера!
И снова ответом была тишина. Человек было совсем отчаялся, когда вдруг с небес раздался Великий Глас:
— О нет, не обманывай ни себя, ни меня! Ты не будешь верить!
Это произошло так неожиданно, что человек чуть было не выпустил ветку.
— Пожалуйста, Боже, Ты ошибаешься! Я действительно буду верить, я искренен, как никогда! Смотри, ведь мне все равно нечего терять, если Ты не спасешь меня, я через минуту сорвусь вниз и разобьюсь!
— Все вы так говорите, когда вам тяжело, а потом отрекаетесь от своих слов! — отвечал Господь. — И ты не будешь верить!
Человек продолжал умолять. Наконец Бог сказал:
— Хорошо, я спасу тебя. Отпусти ветку.
— Ты хочешь, чтобы я отпустил ветку?! — воскликнул человек. — О нет, я не сделаю этого. Не думаешь ли Ты, что я совсем сошел с ума?..

Хозяин дома
Однажды хозяин богатого дома вышел рано утром нанять работников в свой виноградник и, договорившись с работниками по динарию на день, показал им дорогу в виноградник.
Выйдя около девятого часа на торжище, он увидел других работников, стоявших без дела. «Идите и вы в мой виноградник, и то, что будет вам положено, я дам вам». То же самое он сделал и в одиннадцатом часу, и около часа дня, и, наконец, в три часа. Хозяин спрашивал работников: «Что вы стоите здесь праздно?», и, получив ответ, что у них нет работы, отправлял работников в свой виноградник, обещав каждому из них по динарию в день.
Вечером господин приказал управителю созвать всех работников и всем заплатить по одному динарию. Конечно, те, кто работал с самого раннего утра, думали, что они получат больше тех, кто начал трудиться в три часа дня. Но все получили одинаковую плату — ровно по одному динарию. Работники стали роптать. «Послушай, господин, — сказал один из них, — эти последние работали всего два часа, тогда как мы трудились целый день, перенося этот зной. Но ты уравнял нас. Неужели это справедливо?»
«Друг мой, — отвечал хозяин виноградника, — я не обижаю вас. Не вы ли, нанимаясь ко мне, согласились на плату в один динарий за день работы? Ту же плату я дал и тем, кто пришел позже. Почему же вы теперь просите больше? Разве я не прав? Или вас обуревает зависть от того, что я добр по отношению к другим?»
Так и в Царстве Небесном будут последние первыми, а первые — последними: ибо много тех, кого звали, но мало избранных…

Ближний
Один человек шел из Иерусалима в Иерихон и на пути своем попался в лапы разбойникам, которые обобрали его до нитки и сильно изранили, оставив его едва живым. Той же дорогой шел священник и, увидев раненого, не остановился, а прошел мимо. Был на том месте и один левит, который подошел к лежавшему на песке человеку, посмотрел на него и ушел. Проезжал там и самаритянин. Увидев несчастного, он сжалился, перевязал ему раны, напоил и накормил его, затем посадил на своего осла и привез в ближайший постоялый двор. Там он дал хозяину двора два динария и, уезжая, сказал ему: «Возьми эти деньги и позаботься об этом человеке. Если же ты издержишься больше, не волнуйся, на обратном пути я возмещу твои расходы».
Ответим же теперь себе на вопрос: кто же был ближним несчастному, пострадавшему от разбойников?

Богач и нищий
Жил на свете богач, было у него все, что мог пожелать человек, одевался он роскошно, а пиры его были неизменно блистательными. Был также и нищий по имени Лазарь, питался он отбросами со стола богача, крова у него не было, а тело его было покрыто ужасными струпьями.
Пришло время, и нищий умер, вскоре закончил свой земной путь и богач. Нищий был унесен ангелами на лоно Авраамово, богач же попал в ад. Мучился он в аду и однажды увидел вдали Лазаря на лоне Авраамовом. «Отче Авраам! — возопил он от увиденного, — прояви свою милость и пошли сюда Лазаря. Я не требую многого, пусть он только смочит палец в воде и прикоснется к моему языку, дав мне хотя бы каплю влаги. Ибо мучусь я в пламени сем».
«Чадо мое, — был ответ Авраама, — ты получил все в своей жизни, Лазарь же прожил свою жизнь в муках. Теперь же наоборот: ты терпишь муки, а он утешается. К тому же, законом утверждена между вами и нами великая пропасть: никто не может от вас перейти к нам, и наоборот».
Тогда богач сказал: «Отче, раз так, тогда я прошу тебя, пошли его в дом моего отца и пусть скажет он моим братьям, чтобы они не повторяли мой путь, ибо страшны мои мучения, так пусть они хотя бы не попадут сюда». — «У них есть пророки и Моисей, пусть же твои братья слушают их». — «Но, отче, они не всегда слушают живых, а вот если бы к ним пришел кто-то из мертвых, они точно послушают». — «Нет, сын мой, если они не слушают Моисея и пророков, не поверят они и тому, что кто-то воскрес из мертвых, и не послушают они и его».

Твой крест
Одному человеку казалось, что жизнь его тяжела невероятно и что никто на земле не живет тяжелее его. Тогда пошел он к Богу, рассказал о своих несчастьях и бедах и попросил у Него: «Господи, позволь мне выбрать себе иной крест». Бог посмотрел на человека с улыбкой, завел его в хранилище, где были кресты, и сказал ему: «Вот, смотри и выбирай».
«Каких тут только нет крестов, — удивился человек, зайдя в хранилище. — Большие, маленькие, средние, легкие и тяжелые». Долго он ходил по хранилищу, рассматривал кресты и наконец выбрал себе самый маленький и самый легкий крест. «Можно я его возьму себе», — спросил он у Бога. «Можно, — отвечал Господь, — тем более что это и есть твой собственный крест».

Пропасть
Шли по дороге люди, каждый из них нес на плече свой крест. Одному человеку все время казалось, что его крест очень тяжелый. Был этот человек очень хитер, и потому, приотстав от всех, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный собой, он догнал своих попутчиков и пошел с ними дальше. Так они и шли, когда на их пути встретилась пропасть. Все положили свои кресты и перешли ущелье. Хитрый же человек остался один, ведь его крест оказался слишком коротким. Так он был наказан за свою хитрость.

Внешнее и внутреннее
Один царь, разъезжая по своим владениям вместе со своими придворными, встретил двух нищих старцев в изорванных одеждах. Увидев их, он приказал остановить свой караван, вышел из колесницы, поклонился старцам до земли и расцеловал их.
Такой поступок очень оскорбил придворных царя, они считали, что их правитель унизил царское достоинство самым неподобающим образом. Правда, высказать ему в глаза свое неудовольствие они не решились и попросили сделать это родного брата владыки. Царь выслушал его и пообещал дать ответ на следующий день.
В городе, которым правил этот царь, существовал такой обычай. К человеку, приговоренному к смерти, накануне утром посылался глашатай с трубой и трубил под окнами его дома. Утром глашатай по приказу царя отправился к дому его брата. Опечаленный, тот отправился во дворец.
Царь, приняв брата во внутренних покоях, сказал ему: «Неразумный брат мой, ты испугался проповедника моей воли, хотя не сделал против меня ничего, достойного смертной казни. Но объясни мне, как можно учить меня, когда я отдал предпочтение нищим — проповедникам Господа, которые громогласнее всякой трубы проповедуют мне о смерти и о пришествии Его? Но ты, видимо, не понимаешь моего поступка и того, что хотел я тебе объяснить. Хорошо, подожди немного, и ты сам все поймешь».
Произнеся эти слова, царь приказал слугам принести четыре больших ящика. Два из них он приказал оббить драгоценной парчой, а внутрь положить смердящих костей, а два других — обмазать сажей и смолой, внутрь же положить драгоценные камни. После этого царь велел позвать придворных, тех, которые накануне выказывали ему свое неудовольствие. «Отвечайте, — сказал строго владыка, — какие из этих ящиков лучше?» Вельможи указали на ящики, оббитые парчой. Тогда царь приказал раскрыть все ящики. «Смотрите и знайте, — сказал царь, когда все увидели содержимое ящиков, — что нужно прежде обращать внимание на внутреннее и сокровенное, а не внешнее. Вы обиделись на меня, когда я поклонился и расцеловал тех нищих. Я же видел, что они честны, а душа их полна благородных помыслов. У вас же, одетых в самые роскошные одежды, внутри нет ничего, что могло бы заинтересовать мудрого человека».

Три совета
Поймал однажды человек соловья, посадил в клетку и хотел продать его поутру на базаре. Соловей начал просить пощады.
— Послушай, человек, за меня ты не выручишь много денег. Отпусти лучше меня, я же дам тебе за это три совета.
Человек, подумав, согласился. И тогда, перед тем как вылететь в окно, соловей сказал ему:
— Никогда не пытайся догнать то, чего поймать не можешь, никогда не печалься о том, что уже прошло и миновало, и не верь никогда неправде.
Соловей улетел, но на следующий день вернулся: он хотел испытать человека, узнать, как тот воспринял его три совета.
— Неразумный ты человек, — сказал он, подлетев к окну, — ты сделал величайшую глупость, какую только может сделать человек. Ведь внутри у меня находится алмаз величиной со страусиное яйцо. Тебе надо было не отпускать меня, а зарезать, продать камень и жить, не зная забот о хлебе насущном.
Услышав это, человек опечалился и попытался вновь приманить соловья.
— Лети ко мне, мудрая птица, я накормлю и напою тебя. А потом ты улетишь, когда захочешь.
— Эх, — промолвил соловей, — ты так и не последовал тем советам, которые я дал тебе. Ты не можешь поймать меня и все-таки пытаешься это сделать. Ты жалеешь, что выпустил меня, жалеешь о том, что уже прошло. И ты веришь, что у меня внутри страусиное яйцо, хотя оно намного больше меня, веришь тому, чего не может быть.

На необитаемом острове
Плыл по морю корабль. Однажды разыгрался страшный шторм и корабль разбился у берегов необитаемого острова. Несколько человек спаслись. Им было трудно, но они смогли выжить и обустроить свою жизнь на острове. Правда, со временем они забыли все обычаи и привычки, которые были у них до того, как они попали на остров, в том числе и слова молитв, возносимых ежедневно Богу.
Прошло несколько лет, когда на остров приплыли христианские миссионеры. Они расспросили островитян об их жизни и снова научили правильно молиться. Судно у миссионеров было маленьким, и потому они не могли забрать людей с острова, но пообещали, что как только доберутся до ближайшего порта, пришлют за ними корабль. Миссионеры же отплыли от острова, как вдруг заметили цепочку людей с острова, идущих за ними по воде. Те, оказалось, снова забыли правильные слова молитв и хотели заново их узнать. Увидев такое чудо, глава миссии сказал: «Вам нужно молиться так, как вы молились до того, как увидели нас. Так вы, наверное, ближе к Богу».

Волшебный посох
Жил на свете человек, который с самого детства не мог двигаться, и потому единственное, что ему было под силу, — лежать на печи. Так прошло три десятка лет, и, скорее всего, так и закончил бы этот человек свою жизнь на печи, если бы через ту деревню не проходил однажды старец, шедший домой из святых мест.
Когда старец зашел в избу, в которой жил немощный, и попросил воды с дороги, тот заплакал и стал жаловаться на свою несчастную жизнь, на то, что за всю свою жизнь не сделал ни единого шага. «А давно ли ты пытался сделать этот шаг?» — спросил старец, выслушав жалобы. «Давно, отец, — отвечал человек, — я уж и не помню, когда». — «Раз так, вот тебе посох, он волшебный, встань, обопрись на него и сходи за водой». Немощный сначала не поверил словам старца, но затем встал, схватил посох двумя руками… и пошел! Сделав несколько шагов, он снова заплакал, но на сей раз от счастья. «Скажи мне, отче, — сквозь слезы промолвил он, — чем я могу отблагодарить тебя? Я сделаю все, что ты скажешь, отдам все, что у меня есть!» — «Посох этот, — отвечал старец, — обычный черенок от лопаты, я нашел его у тебя на крыльце. В нем нет ничего волшебного, как и не было на самом деле твоей немощи. Ты смог встать, поверив в то, что ты сможешь это сделать. Благодарить же меня не надо. Лучше отправляйся в путь и найди человека, который так же несчастен, как был недавно ты, и помоги ему!»

Человеческая мудрость
Однажды одному крестьянину пришла в голову мысль, что если бы он сам мог делать погоду, управлять ею, то ему было бы гораздо лучше жить на этом свете. «Ведь если я смогу, когда мне надо, посылать на мои поля дождь, а когда нужно — солнце, зерно будет быстрее поспевать и в колосьях будет больше зерен».
Эти его мысли дошли до Бога, и сказал Господь:
— Если ты думаешь, что лучше знаешь, как управлять погодой, Я позволю тебе сделать это. Этим летом все в твоих руках.
Крестьянин, конечно, очень обрадовался и тут же возжелал побольше солнца. Земля подсохла, и человек решил, что пришла пора окропить ее живительной влагой. Как только он подумал об этом, пошел дождь. Крестьянин не мог не нарадоваться. «Все идет как нельзя лучше, — подумал он, — теперь-то у меня будет отличный урожай».
Так он менял солнце на дождь, дождь на солнце, пока наконец не настала осень. Крестьянин отправился собирать урожай. Но каково же было его разочарование, когда он увидел, что колосья, казавшиеся такими большими, все до одного оказались пустыми.
— Как же так, Господи? — стал жаловаться крестьянин, — урожай-то совсем негодный, все, что мне досталось, — это солома.
— Но ведь ты заказывал погоду по своему желанию и разумению, — отвечал Творец. — Почему же ты теперь жалуешься?
— Я посылал то дождь, то солнце. Я делал все как надо, но колосья оказались пустыми…
— А ветер, про ветер-то ты забыл! Вот поэтому у тебя ничего и не вышло. Ветер нужен для того, что переносить пыльцу с одного колоса на другой. Только тогда получается хороший налитой колос, а без этого урожая не будет…
Услышав слова Творца, крестьянин устыдился и подумал: «Нет, пусть уж лучше Господь сам управляет погодой, а наше дело ему повиноваться и делать свое дело».

Деревянная кормушка
Жил на свете человек, жена у него умерла, но остались сын, жена сына и маленький внук. Жили они мирно, и человек этот был всем вполне доволен. Но вот пришла старость, глаза его почти ослепли, слух притупился, руки дрожали. Во время еды он с трудом мог держать ложку, часто проливал суп на скатерть, а иногда куски еды выпадали у него прямо изо рта. Сын и его жена все чаще смотрели на старика с отвращением. Его стали сажать в углу за печкой, еду подавали в старой посуде. Старик печально смотрел на своих родственников, глаза его были полны слез, но поделать он ничего не мог. Однажды руки его так тряслись, что он выронил на пол и разбил тарелку с едой. Молодая хозяйка выругала старика, но он ничего не ответил, только с грустью вздохнул.
После этого случая старику купили деревянную миску, мол, если и выронит он ее, так по крайней мере посуда будет цела. Однажды, во время обеда, когда старик сидел в своем углу за печкой, а сын и его жена — за столом, в комнату вошел их маленький сын. В руках у него было большая деревянная чурка.
— Что это у тебя, сынок? Что ты хочешь с этим делать? — спросил отец.
— Деревянную кормушку. Из нее вы с мамой будете есть, когда состаритесь.

Счастливый человек
У одного богача было все, что мог пожелать человек, — золото и драгоценности, великолепный дворец, красавица-жена, несколько десятков слуг, полная конюшня великолепных лошадей и многое-многое другое. Но перестало это его радовать, наскучило, остался у него только интерес к еде. Так и жил богач в ожидании еды: просыпался — ждал завтрака, после завтрака ждал обеда, после обеда — ужина, и так каждый день. Но ел он так много, что вскоре вконец испортил себе желудок, и пропала у него всякая охота к еде. Пришлось богачу обращаться к врачам. Те посоветовали ему каждый день по два часа гулять на природе.
И вот ходил он однажды свои положенные два часа, как тут ему встретился нищий.
— Подай Христа ради бедному человеку, — обратился он к богачу.
Но тот все о своем думает, о том, когда же закончится его прогулка.
— Уважаемый, будь так добр, не оставь в беде, ведь целый день я ничего не ел.
Тут богач, услышав о еде, остановился.
— И что, тебе действительно хочется есть? — спросил он у нищего.
— Конечно, хочется, только о еде думаю.
— Эх, счастливый ты человек, завидую я тебе. А мне вот есть не хочется, отчего и страдаю, — сказал богач и, ничего не дав нищему, продолжил свою прогулку.

Отец Макарий и вор
Однажды отец Макарий увидел возле своей кельи вора, грузившего вещи на стоявшего у кельи осла. Макарий не подал виду, что эти вещи его, и, не сказав ни слова, стал молча помогать укладывать поклажу. Они сложили все вещи, и затем вор преспокойно ушел. После этого преподобный сказал сам себе:
— Мы ничего не приносим в этот мир, и совершенно ясно, что ничего не сможем из него унести. Да будет благословенен Господь во всем, что он делает!

Именитый господин и нищий в одном лице
Услышал однажды один из знатных людей города Газы слова, что чем более кто-то приближается к Богу, тем более грешным он себя видит, и спросил у мудреца:
— Как же так может быть?
— Скажи мне, именитый господин, — сказал мудрец, — кем ты считаешь себя в нашем городе?
— Одним из великих и знатных людей, — отвечал господин.
— А если ты пойдешь в Кесарию, кем ты там будешь считать себя? — снова спросил мудрец.
— В Кесарии я буду последним из тамошних вельмож.
— Тогда ответь, если ты попадешь в Антиохию, кем ты там будешь себя считать?
— Там мое место будет среди простолюдинов.
— Если же ты пойдешь в Константинополь и окажешься рядом с царем, то тогда кем ты станешь считать себя?
— Почти нищим.
— Вот так и те, кого мы называем святыми людьми. Чем ближе они подходят к Богу, тем больше считают себя грешными. Ибо и Авраам, увидев Господа, назвал себя землею и пеплом.

Моя задача
Однажды правитель одной земли, будучи в отъезде, отправил к своей супруге сразу двух гонцов. Через какое-то время вернулся первый и просто передал ответ правительницы. Спустя день вернулся второй посланник и, передав вкратце ответ, стал рассказывать длинную историю о красоте и прочих достоинствах правительницы.
— Господин, скажу вам правду, — закончил он свою речь, — я видел красивейшую женщину на земле. Воистину счастлив тот, кто может наслаждаться ею!
— Негодяй! — воскликнул король, — ты посмел поднять глаза на мою драгоценную супругу! Ты, наверное, сам мечтал бы обладать ею! За это ты будешь наказан!
После этого правитель велел позвать первого гонца.
— Скажи мне, что ты думаешь о моей супруге?
— Она мудрая женщина, — отвечал посланник, — ибо она выслушала меня в молчании, а потом дала нужный совет.
— А ответь мне, считаешь ли ты ее красивой?
— Господин, смотреть на женщину должен ее супруг, то есть ты. Моя же задача — передать твои слова…

Так было угодно Господу
Когда заболел святой старец, его ученик влил в пищу вместо меда льняное масло, очень вредное для здоровья. На это старец ничего не сказал, ел молча и в первый, и во второй раз, ни словом, ни жестом не укорял ученика, ничем его не опечалил. Когда же брат узнал о том, что же он сделал, он скорбел, говоря: «Я ведь мог убить тебя, отче, и ты возложил на меня грех тем, что промолчал». — «Не скорби, сын мой, — отвечал старец, если Господу было угодно, чтобы я ел мед, то ты влил бы мне меда».

Обещание
Плыл однажды купец на корабле в дальние страны, вез он свой товар в надежде выгодно продать его и получить хорошую прибыль. Вдруг разыгрался шторм, огромные волны накатывали на корабль, грозя разбить его в щепки. Подумал купец, что пришел конец его жизни, упал на колени и взмолился:
— Господи, помоги мне, спаси меня, оставь в живых! Если ты мне поможешь, я обещаю построить во славу твою храм и ежедневно воздавать молитвы!
Как только он сказал это, шторм начал затихать, волны уже не были такими большими и вскоре море стало совершенно спокойным. Купец благополучно добрался до берега, продал свой товар, а после вернулся домой. Об обещании своем он, правда, забыл.
Прошло какое-то время, и купец снова отправился в путешествие. Прошел он полпути, как небо заволокло свинцовыми тучами, поднялся страшный ветер, огромные волны швыряли корабль так, словно это была маленькая щепка. Купец, как и в прошлый раз, не видя надежды на спасение, бросился на колени:
— Боже, помоги мне, избавь от смерти! За это я построю тебе два храма!
Как только он произнес это, с неба раздался Голос:
— Посмотри и послушай, что делают и говорят твои попутчики!
Сквозь шум ветра и волн купец услышал, как другие пассажиры корабля, стоя на коленях, молят о спасении и обещают построить кто два, а кто и три храма.
— Вот видишь, — сказал Бог, — не спасу Я тебя. Ибо слишком долго собирал Я вас в одном месте.

Милосердие Бога
Возвращаясь домой после долгого похода, солдат встретил на своем пути святого старца.
— Скажи мне, отче, — спросил солдат, — действительно Бог дарует прощение грешникам?
— Возлюбленный сын мой, — отвечал старец, — если вдруг ты порвешь свой плащ, ты разве сразу выбрасываешь его?
— Нет, отче, я зашиваю его и он служит мне дальше.
— Раз так, если ты заботишься о своей одежде, неужели же Господь не будет милосердным к тем, кого Он создал по своему образу и подобию?

Три монаха
Решили однажды три монаха искупить обетами свои грехи перед Господом. Первый избрал для себя примирение поссорившихся между собой людей, второй — помогать больным и страждущим, а третий удалился в скит, где жил в полном одиночестве. Прошло время, и первый из братьев понял, что труды его напрасны и он не сумел выполнить свой обет: люди, которых он примирял, снова ссорились и злились друг на друга. Он отправился ко второму брату и нашел того совершенно обессилевшим. Свирепствовала эпидемия, и все попытки монаха помочь людям были бесполезны. Тогда братья отправились в скит, к третьему монаху.
— Брат наш, — сказали они, — в печали мы пребываем, ибо, несмотря на все наши труды и старания, не смогли мы выполнить наши обещания, данные Богу. Скажи, может быть, ты в этом месте сделал что-то полезное и понял истину.
— Братья, — был ответ пустынника, — я только что принес воду из реки, пойдите, посмотрите на нее.
Вода в ведре была мутная, и в ней ничего не было видно.
— И что, брат, ты хотел сказать нам этим? — спросили монахи, вернувшись.
— Подождите немного и вы все поймете.
Прошло какое-то время, и пустынник сказал:
— Братья, идите и снова посмотрите на воду.
Когда братья посмотрели в ведро, то увидели, что вода устоялась и их лица были видны, словно в зеркале.
— Так бывает и с человеком, — сказал тот, кто избрал своим путем пустынничество. — Будучи среди людей, от смущения не видит он грехов своих, а когда он одинок и безмолвствует, тогда ему видны все его недостатки.
«Ты ничего не имеешь»
Однажды к мудрому старцу пришла женщина и сказала:
— Отец, я провожу шесть недель в посте и ежедневно изучаю Ветхий и Новый Завет.
— Сделалась ли тебе скудость — все равно что изобилие? — спросил старец.
— Нет.
— Бесчестие — как похвала?
— Нет.
— Враги — как друзья?
— Нет.
— Тогда, — сказал мудрец, — иди и трудись. Ты ничего не имеешь.

Что есть совершенное и высшее послушание
Однажды Франциск Ассизский, беседовавший со своими товарищами, неожиданно вздохнул и сказал:
— Друзья мои, я думаю, что едва ли в этом мире можно найти монаха, который бы совершенно повиновался начальствующим над ним.
Товарищи святого были удивлены таким его речам:
— Объясни нам, отче, что же тогда есть совершенное и высшее послушание?
— Истинно повинующегося можно себе представить разве что в виде мертвого тела. Возьми его и положи, куда тебе угодно. Ты увидишь, что оно не будет роптать, если его будут передвигать с места на место, не станет возражать, куда бы его ни положили, не закричит, если его вовсе унесут. Так вот, истинный повинующийся — это тот, кто не рассуждает, почему его передвигают, не заботится о том, куда его помещают, и не настаивает на перемещении, позволяющем получить лучшее место. Возвышенный до какой-либо должности, он сохраняет привычное смирение. Чем более такого человека почитают, тем более недостойным он считает себя.

Господь знает, что есть добро
Однажды ученик спросил своего учителя:
— Скажи мне, отче, какое бы мне сделать доброе дело и жить с ним?
— Только Господь знает, что есть добро. Я, как и сейчас ты, давным-давно спрашивал у своего учителя: «Какое бы доброе дело сделать мне?» И он ответил мне: «Не все ли дела равны? Ведь Писание говорит нам: «Авраам был страннолюбив — и Господь был с ним, Илья любил безмолвие — и Господь был с ним, Давид был кроток — и Господь был с ним». То, чего желает душа твоя по воле Бога, — то и делай и блюди сердце свое».

Ближайший путь к Богу
— Отче, — обратился однажды один монах к своему учителю, — мне все тяжелее и тяжелее выносить все то наносное, что отвлекает меня. Скажи мне, как найти ближайший путь к Богу?
Учитель ответил:
— Где труднее, там ты и иди, там твой путь, — ответил учитель. — Бери то, что бросает мир, а то, что делает мир, ты не делай. Иди наперекор миру во всех вещах, и тогда ты придешь к Богу самым ближайшим путем.