Джиу-Джитсу - боевое искусство самураев

Категория: Джиу-джитсу Опубликовано 03 Март 2014
Просмотров: 4424
Джиу-Джитсу - боевое искусство самураев Вряд ли кто-нибудь не знает, что дзюдо - это олимпийский вид спорта, которым увлечены миллионы людей в разных странах мира. Однако немногим известно, что прародителем этого вида спорта является один их самых загадочных и древних видов боевых искусств Японии - дзю-дзютсу (в европейском произношении джиу-джитсу). Секреты этого боевого искусства и по сей день недоступны широкому кругу любителей восточных единоборств и передаются, как правило, от учителя к ученику.
Зародившись в Японии на рубеже IX - X веков, это боевое искусство закалилось в беспрерывных междоусобных войнах XIV-XVII веков и стало поистине непобедимым оружием в руках японских самураев.
Обучение Джиу-джитсу велось внутри самурайских кланов. «Дзю око го о сей суру» - мягкость одолеет силу и зло - этот древний философский принцип лег в основу Джиу-джитсу. Да и само название «Джиу-джитсу» переводится как «искусство мягкости». Однако это совсем не означает, что данный вид единоборства является мягким, наоборот, это, пожалуй, самый жесткий и сложным вид боевого искусства. Обучение в школах Джиу-джитсу было очень суровым и продолжалось много лет.
Сначала ученики изучали базовые основы техники, потом разу­чивали комбинации, а затем сложные комплексы технических дей­ствий (ката).
На всех стадиях обучения велось духовное воспитание. Учени­кам прививались определенные философские и жизненные принци­пы, определяющие их дальнейший жизненный путь. Ученик, овладевший всем техническим арсеналом школы, посвящался, если того заслуживал, в ее тайные традиции. Ему открывались наиболее эф­фективные приемы школы и методы их освоения. На этом же этапе ученик активно занимался своей психофизической подготовкой. Используя специальные методы, он развивал свои способности в уп­равлении и концентрации жизненной энергии «ки».
Специальные психофизические методы и приемы медитации, пришедшие в школы Джиу-джитсу из дзенских монастырей, позволяли настолько закалить дух и тело учеников, что они могли выдержать практически любые лишении и нагрузки.
В конце XIX и начале XX века искусство Джиу-джитсу перешагнуло границы Японии, вызвав повышенный интерес со стороны специа­листов спецслужб Германии, США, Франции. Австрии и других стран. В России Джиу-джитсу широко использовалось офицерами генерального штаба, в разведке, контрразведке, а также в третьем департаменте полиции для ликвидации политических беспорядков без применения оружия.
В чем же суть и отличие «искусства мягкости» Джиу-джитсу от дру­гих восточных единоборств?
Во-первых, в его универсальности. Технический арсенал Джиу-джитсу включает, наряду с ударами, броски, болевые приемы, уду­шающие захваты, а также специальную технику падений, причем изучение и отработка их производится комплексно.
Во-вторых, вся без исключения техника Джиу-джитсу построена на максимальном использовании движений и усилий самого противни­ка, а также на применении специальных «хитрых» приемов - таких как воздействие на болевые точки, специальные отвлекающие дви­жения, уходы с линии атаки и т. д.
Традиции Джиу-джитсу сохраняются и по сей день. Во многих стра­нах мира, в том числе и в России, существуют союзы, федерации, ассоциации, учебные центры и клубы, культивирующие и развивающие этот вид боевого искусства в различных его стилях.
Несмотря на то, что Джиу-джитсу - наиболее развитой и система­тизированный вид боевого искусства, пособий по его изучению выпускается очень мало.
В этой энциклопедии авторы знакомят вас с базовой техникой сти­ля Сейкай дзюдокай. Основываясь на общепринятой японской сис­теме поэтапного освоения техники, а также с учетом нормативов по технической подготовке, разработанных авторским коллективом, представленная вам энциклопедия содержит элементы базовой техни­ки, рекомендуемые для изучения на первых пяти этапах технической подготовки. Кроме того, в энциклопедии приведены специальные упражнения и рекомендации по общей физической подготовке, дыханию, а также другие сведения, необходимые для изучения этого вида боево­го искусства.

История возникновения боевого искусства Джиу-джитсу
Джиу-джитсу является одной из наиболее популярных современ­ных систем восточных единоборств. Этот вид боевого искусст­ва имеет глубокие исторические корни, впитал в себя наиболее рациональные элементы национальных видов боевых искусств на­родов Востока (Японии, Китая. Кореи, Монголии и т.д.).
Пожалуй, наибольшее влияние на формирование японских видов единоборств оказали китайские боевые искусства, развитие которых непосредственно связано с развитием древней военной науки и вооружения. В IX - X в. в. и. э. в Китае и Японии военные действия велись в основном с использованием легкого вооружения. В Китае наиболее распространенными в это время были системы единоборств, делающие акцент на ударной технике, одним из самых популярных считался так называемый шаолиньский стиль (извест­ный в Японии в настоящее время как Сорин-дзи-кемпо). В Японии также существовали аналогичные системы единоборств под общим названием кумиути.
Постепенно развитие тяжелого вооружения (доспехов, панцирей и т. п.) в XI-XV в. в., против которого ударная техника оказывалась неэффективной, заставило совершенствоваться существующие системы борьбы. В технический арсенал школ стало входить все больше бросковых приемов, болевых и удушающих захватов, кроме того, при защите особое внимание стали уделять отсутствию жест­кого контакта с противником - стал развиваться «мягкий» прин­цип защиты (принцип дзю), позволяющий избежать ударов тяжело­го меча или копья.
Согласно древней легенде, японский врач Акаяма Сиробеи, жив­ший в XIII веке недалеко от Нагасаки, долгое время изучавший в Китае способы врачевания и познакомившийся там же с китайским боевым искусством кемпо, обучил, вернувшись в Японию, несколь­ко своих учеников приемам защиты и атаки на жизненные точки. Но еще долго Акаяма не мог ответить на вопрос - каким образом про­тивостоять грубой силе, как, подвергаясь нападению, сохранить инициативу в бою. Легенда утверждает, что, размышляя над этим, Акаяма вышел в сад. Ветви деревьев гнулись под снегом. Вот раз­дался хруст, и сломалась, не выдержав тяжести, ветка ели, но рядом ветка ивы наклонилась до земли, сбросила снег и снова выпрями­лась. «Сначала поддаться, а потом победить», - этот сформулиро­ванный Акаямой принцип лег в основу всех японских систем боевого искусства, объединившихся в конце XV века под общим термином джиу-джитсу или Джиу-джитсу («дзюцу» - в буквальном переводе «сноровка», «искус­ство»). Ученики знаменитого медика основали школу Джиу-джитсу под названием иосин-рю, что в переводе означает «школа сердца ивы».
Техника Джиу-джитсу бурно развивалась в феодальной Японии XVI-XVII веков. В 1532 году Такэноути Хисамори систематизиро­вал всю имеющуюся в Японии технику школ Джиу-джитсу и боевых приемов сумо и развил свой стиль - такэпоути (в Японии принято было в то время называть школы по имени инструктора или мест­ности, где она располагалась). Школа такэноути впитала в себя все лучшие достижения единоборств и, кроме того, впервые в Японии была разработана достаточно стройная методика обучения Джиу-джитсу.
В 1558 году китаец Чан Юань Бннь обучил японских инструкто­ров Джиу-джитсу Фукуно Масакатсу, Миура Иоситатсу и Исокаи Дзиродзаимон приемам кемпо (искусство кулачного боя) стиля Цуань-шу (по японски - какутеи-дзюцу), известного также под па-званием кайко.
Фукуно впоследствии развил этот стиль, обогатив его приема­ми национального японского Джиу-джитсу в своей школе Шинто-рю Вадзюну, а его ученик Абараги Матаэмон основал школу Кито-рю (по некоторым источникам, школа Кито-рю была основана только в 1670 году инструктором Тэрада Канэмон).
В 1650 году Сэкигути Ясугокоро из Кисю создал школу Явара и начал обучать своих учеников специальным приемам страховки и са­мостраховки, он же ввел в дзю-дзюну новую форму тренировки -вольные схватки (рэндори).
Джиу-джитсу изучалось в специальных учебных заведениях для са­мураев. Большое значение придавалось развитию интеллекта уча­щихся. Занятия по совершенствованию техники в школах Джиу-джитсу перемежались с занятиями по укреплению воли и духа. Каждая шко­ла вырабатывала свой церемониал проведения занятий и соревнований. Большое влияние на формирование методики воспи­тания в японских школах оказывали идеи синтоизма, дзен-буддизма и конфуцианства.
Каждая из школ имела свою направленность; приемы, как пра­вило, записывались в специальные книги «денсе», передаваемые из поколения в поколение по наследству.
В XVIII-XIX веках с развитием огнестрельного оружия система боевого искусства Джиу-джитсу потеряла свою значимость. Школы борьбы стали приходить в упадок. Необходимо было вдохнуть в Джиу-джитсу новые идеи, тем самым дать новый толчок к его развитию. Человеком, который сумел сформулировать и развить эти идеи, был основатель дзюдо, выдающийся педагог, просветитель и тренер - Кано Дзигоро (1860-1938 г. г.).
Кано вырос в обедневшей самурайской семье, однако, его отец довольно успешно занимался торговлей и составил приличное со­стояние. С детства Кано не отличался завидным здоровьем и силой, что натолкнуло его па решение поступить в школу Джиу-джитсу к од­ному из знатоков древнего искусства Яге Тайноске. После учебы у Яго Тайноске в 17 лет Кано был рекомендован в главную школу Тенсин-синье-рю к наставникам Фукуда Хатиноске и Исо Масатоми. Основной направленностью этой школы были болевые приемы, уда­ры по болевым точкам, удушения и т.д. Основным методом трени­ровки был принят рэндори. Более двух лет Капо посвятил занятиям в этой школе и после смерти своих наставников, как лучший ученик, унаследовал все «денсе» мастера Исо Мисатеми с описанием при­емов школы. В 1881 году Кано приступил к занятиям в школе со­вершенно другого направления - Кито-рю, где основное внимание уделялось бросковой технике, ученики изучали сложнейшие ката. Около двух лет занимаясь в этой школе, Кано стал лучшим учени­ком, и старший наставник школы Дзикубо Тсунитоси вручил ему ди­плом мастера школы Кито-рю.
В 1882 году Кано открывает в помещении синтоистского храма Эйсходзи свою школу Кодокан («дом постижения пути»). Зал борь­бы - додзе в храме Эйсходзи представлял собой помещение разме­ром 4x5 метров (12 татами). Еще в течение 5 лет со своими учени­ками (в первый год у Кано было 9 учеников) Кано уточняет и дополняет свою систему, которую он называет дзю-до («мягкий путь»). Он много ездит по стране, совершенствуя и обобщая опыт, накопленный различными школами Джиу-джитсу. С начала основания Кодокан существовал на средства Капо, и он со своими учениками жил в помещениях своей школы.
После назначения Капо директором института английской лите­ратуры и политэкономии, Кодокан переносится в одни из залов этого института, финансирование школы осуществляется уже на средства учащихся. Дзюдо стало быстро завоевывать популярность в Японии, что не давало покоя руководителям многих других школ Джиу-джитсу. В 1886 году Министерством образования и департаментом полиции был организован матч между ведущими школами Японии с целью выбрать лучшую из существующих систем боевого искусства для введения ее в подготовку полиции. После длительного отбора были выбраны две школы: Реи-синто-рю и Кодокан. В соревнованиях бы­ли разрешены любые приемы, удары и захваты, в том числе и смер­тельные. По 15 участников встретились в поединках, 13 побед одер­жали ученики Кодокана, и две схватки завершились вничью. Дзюдо принимается на вооружение полиции, а с 1889 года с некоторыми ограничениями вводится в программу японских школьных учрежде­ний как обязательный предмет. Кано активно занимается тренерс­кой и просветительской работой, в 1889 году он посещает Европу. С 1903 года ученики школы начинают проводить занятия в Америке, Европе, Китае. Одни из учеников Кано В. С. Ощепков организует в 1913 году школу дзюдо в России (г. Владивосток).
Огромен вклад Кано в развитие не только боевого искусства Джиу-джитсу, но и физического воспитания, олимпийского движения и спорта. Как член Олимпийского комитета (с 1909 г.), Кано внес не­оценимый вклад в развитие физкультурно-спортивного движения. После смерти Кано (в 1938 г.) президентом Кодокана стал его бли­жайший сподвижник Дзиро Нанго. После войны в 1946 году управ­ление Кодоканом переходит к сыну Кано - Кано Рисей. Война ос­тавила в Японии много разрушений, многие залы были непригодны для занятий. Кроме того, американские оккупационные власти в 1945 году запретили занятия дзюдо и Джиу-джитсу во всех официаль­ных учреждениях, и только в конце 1948 года этот запрет был снят.
Дзюдо завоевало мировую известность не только как боевое ис­кусство, но и как популярный вид спорта (опасные для жизни и трав­матические приемы были запрещены правилами). В 1956 году был проведен первый чемпионат мира, а в 1964 году дзюдо было включено в программу Олимпийских игр. В настоящее время в состав все­мирной федерации дзюдо входит более 120 стран всех континентов. В Японии дзюдо является самым популярным из всех видов боевого искусства, им занимается более 4 миллионов человек.
Новое семиэтажное здание Кодокана обладает самым большим в мире залом - 1 100 кв. м. В настоящее время Кодокан возглавля­ет внук Д. Кано - Кано Юкимитсу (10 дан). За последние годы Ко­докан окончили (получили черный пояс) более 6 тысяч человек. При университете «Токай» в Токио создан студенческий центр дзю-до, который пользуется не меньшей популярностью, чем Кодокан.
Нельзя не отметить огромный вклад, внесенный в современные школы Джиу-джитсу мастерами айки-дзюцу, искусство которых восхо­дит к древнему периоду Японии X - XV веков. Развитие его проходило в среде самураев самого знатного происхождения кланов Минамото, Такэда и Айдзу. Наибольшие заслуги в сохранении этих приемов принадлежат одному из духовных наставников клана Айд­зу Сайго Таноме Тикамасе (1829-1905 г. г.). В период реформации самурайства (революции Мэйдзи) Сайго Таноме сохранил многие традиции и технические приемы айки-дзюцу, дошедшие благодаря ему до нашего времени и широко используемые в техническом ар­сенале многих современных школ Джиу-джитсу. Впоследствии преем­ники Сайго Таноме - мастера Сокаку Такеда и его сын Такимуне Такеда - открыли на Хоккайдо школу Дайто-рю, техника которой, как считают специалисты, легла в основу современного айкидо, со­зданного в 1938 голу японским мастером Морихеи Уэсиба.
Свой вклад в развитие современных школ Джиу-джитсу внесли и такие известные школы как ёсин-рю, хакко-рю, рёи-синто-рю и др. Несмотря на то, что отношения между школами разных стилей часто складывались напряженными, судьбы многих мастеров тесно переплетались друг с другом. Характерной является история та­лантливого мастера Сайго Сиро, который в составе команды шко­лы Кодокан-дзюдо одержал победу над мастерами рёи-синто-рю в решающей встрече, организованной департаментом полиции, и ко­торый был прототипом главного героя в известном фильме Акиры Куросавы «Гений дзюдо». Совсем маленьким мальчиком его, сиро­ту из одного бедного самурайского рода, взял на воспитание Сайго Таноме Тикамасе - тот самый последний наследник и хранитель секретов айки-дзюцу, о котором упоминалось выше. Сайго Таноме дал маленькому Сиро свое имя и воспитывал его как своего сына.
По его же настоянию мальчик был отдан на обучение в школу тен-син-синьё-рю к знаменитому мастеру Джиу-джитсу Исо Масатоме, где тесно подружился е одним из лучших учеников мастера - Ка­но Дзигоро. После смерти мастера Исо Кано Дзигоро переходит к изучению техники школы кито-рю, а юный Сайго Сиро продолжает свои занятия в школе тенсин-синьё-рю и одновременно проходит обучение у своего отца Сайго Таноме, который видит в нем своего преемника. Однако, дружба со своим старшим товарищем Кано Дзигоро, его идеи по возрождению боевых искусств и созданию нового стиля дзюдо увлекают его настолько, что, когда Кано Дзигоро создает свою школу Кодокан, Сиро, не задумываясь, переходит к нему тренироваться и под его руководством достигает поистине порази­тельных результатов.
Вскоре возник острый конфликт между дзюдо и айки-дзюцу, больше связанный с политическими взглядами наставников школ, чем с их подходом к Джиу-джитсу. Кано Дзигоро понимал необходи­мость реформ в Японии, был активным сторонником революции Мейдзи, в то время как Сайго Таноме отстаивал привилегии саму­райских кланов. Кроме того, время было трудное, и средства для жизни приходилось добывать с большими усилиями. Каждая школа стремилась получить разрешение на право обучения в государствен­ных структурах (полиции, армии и т.д.), так как на период такого обучения ей обеспечивалось безбедное существование. Борьба между школами становится все более острой, и, не желая отдавать предпочтение кому-либо из своих наставников, Сайго Сиро покида­ет Токио и посвящает себя искусству кюдо (стрельба из лука).
Сегодня искусство дзю-дзюпу получает как бы второе рождение, и, несмотря на то, что для достижения ощутимых результатов требу­ется продолжительная и настойчивая работа, все больше и больше любителей боевых искусств увлекаются этим древним видом японс­кой борьбы. Кроме того, учитывая, что Джиу-джитсу - это система приемов, предназначенных дли защиты как от безоружного против­ника, так и от вооруженного, этот вид боевого искусства находит широкое применение при подготовке спецподразделений МВД, по­лиции, служб безопасности, армии и флота.
От простого к сложному, от изучения простейших принципов Джиу-джитсу к пониманию его духа и основ мироздания - вот путь, по которому должен идти каждый, кто увлекается этим видом боевого искусства.

"Техника Джиу-Джитсу" Московская федерация джиу-джитсу, ООО "ВИПв"