Учебник боевого кунг-фу Валерия Гусева. Первый том

Категория: Ушу Опубликовано 18 Октябрь 2016
Просмотров: 5746

Учебник боевого кунг-фу Валерия Гусева. Первый томУчебник боевого кунг-фу Валерия Гусева. Первый том
Целью учебника является помощь практикующим боевое искусство овладеть истинно боевой техникой, не адаптированной для применения в спортивных состязаниях и театрализованных шоу. Основательно изученные, отработанные, правильно понятые и глубоко прочувствованные, боевые приёмы могут быть использованы и в вышеназванных случаях, но не раньше, чем они станут действительно боевыми.

В этом заключается их основное отличие от техник, применяемых в большинстве спортивных школ. Основная масса технических действий, изучаемых и преподаваемых в этих школах, изначально нацелена на эффектность во время шоу. Даже соревнования являются шоу, потому, что бойцу для победы, прежде всего, необходимо произвести впечатление на судей. Боевое искусство и спорт - совершенно разные категории, и судьи во время боя так же неуместны, как при столкновении двух противоборствующих армий. Прикладные направления также не являются боевым искусством, так как они призваны решать узкие специальные задачи в дополнение к основным боевым действиям. Рукопашный бой может быть полезен армии, но при грамотном командовании, стратегии и тактике его значение стремится к нулю. С древнейших времён боевое искусство использовалось в сражениях на поле боя, но это говорит лишь о слабости руководства боевыми действиями. Боевые искусства создавались не для армий и не для людей, по праву или без права на то, носящих оружие, а как раз для противодействия их произволу и незаконным действиям. Этот аспект необходимости владения боевым искусством актуален в наше время не менее, если не более, чем в те времена, когда жизнь человека представляла ценность лишь для него самого. Наше время отличается лишь тем, что такая ценность декларируется. На деле же защита жизни, здоровья и достоинства гражданина, прежде всего, в его собственных руках. Владение боевым искусством освобождает человека от превентивной агрессии, так как, сознавая свои истинные возможности, он избавлен от необходимости доказывать окружающим и самому себе своё право быть равным среди равных. Оздоровительное действие боевых и укрепляющих упражнений, сопутствующая им дыхательная гимнастика, энергетические практики, размышление над философскими и этическими проблемами ещё более удаляют подлинное боевое искусство от стремления любой ценой быть первым, но делают его главным инструментом в самосовершенствовании каждого человека. Основной целью вставшего на Путь Боевого Искусства становится восстановление гармонии между человеком и окружающим его миром.
В большинстве школ Каратэ, У Шу и т.д. существует разделение на формальную технику и технику, применяемую в поединке. В некоторых школах это разделение настолько сильно, что проводятся отдельные соревнования по Ката и Кумитэ. Часто соискатели спортивных званий даже специализируются либо в одной, либо в другой области. Даже при отсутствии такого жёсткого разделения формальные упражнения используются, в лучшем случае, для общего развития. Вы не увидите ни одного их элемента в свободном бою. И это не смотря на то, что в них концентрированно собрана вся многообразная техника школы. Но в этом случае, или эта техника является примитивной и не представляет никакой ценности, или инструкторы и преподаватели не в состоянии её понять. А возможно, для их целей такая техника просто не нужна. Для наших же целей формальная техника жизненно необходима. В реальном бою любое движение: перемещение, удар, дыхание, концентрация мысли должны быть предельно эффективными. Удар, не вовремя нанесённый, не сконцентрированный на точке приложения силы, сопровождаемый неправильным дыханием и не в нужный момент доставленный к началу своего выполнения в результате перемещения, является не оружием, а фактором, способствующим поражению. Одно или два атакующих или защитных действия, выполненные с ошибкой, несут в себе опасность поражения.

Особенности первого тома
Этот том, по сути своей, является введением в технику школы «Западного Дракона». В нём представлены шаги (сеты) первого уровня. Вы не просто сможете ознакомиться с базовой техникой школы (стойками, перемещениями, ударами руками и ногами, приёмами защиты), но и отрабатывать эту технику непосредственно рядом с Вашим компьютером.

Основные понятия
Сеты упражнений мы также называем Шагами, но смысл этих названий различен. Сет - это набор упражнений, объединённых общими принципами и правилами, продолжающих друг друга и являющихся звеньями одной цепочки, порвав которую, Вы можете потерять правильное направление в развитии Вашей техники. Шаг - это Ваше продвижение вперёд с помощью Сетов, это Уровень Вашего мастерства, это Ваши усилия в освоении упражнений текущего Сета. Поэтому Шаг можно рассматривать, как Ваше положение в настоящий момент среди мастерских или ученических (с моей точки зрения - это одно и то же) степеней. Выполнить Сет - совсем не то же самое, что сделать Шаг. Последнее означает, что время на сет было затрачено с пользой. То есть, Шаг - это Кун Фу в масштабе одного Сета.

Что нужно для правильного применения техники
Работа над правильным применением техники происходит постоянно. Если же ей уделяется недостаточно времени, то такое обучение не может считаться преподаванием боевого искусства. Для реализации эффективности действий придётся затратить намного больше времени и сил, чем на подготовку к соревнованиям любого уровня. Для отработки любой техники до состояния, которое без оговорок можно назвать состоянием полной готовности к боевому применению, необходимо много времени потратить на:
1.Постановку дыхания в статическом положении.
2.Изучение боевых позиций в статическом положении.
3.Перемещения в боевых позициях, сопровождаемые правильным дыханием.
4.Уход от понятия “Стойка” или “Позиция” за счёт непрерывности и спонтанности перемещений.
При этом позиция или стойка становятся Шагом, который, сопровождаемый правильным дыханием, в любой момент может быть зафиксирован, как позиция готовности к нанесению или принятию удара, к атаке или защите.
5.Перенос внимания в плоскость энергетики, связывая перемещения, дыхание, расслабление и напряжение мышц во время движения таким образом, чтобы расход и восстановление сил происходили естественно на протяжении длительной активной работы.
6.Изучение боевых ударов и защитных действий из статических позиций.
7.Изучение тех же действий во всём многообразии перемещений, добиваясь их слитности, спонтанности и экономичности в смысле энергетики тела. Выбросы силы при выполнении ударов могут и должны быть чрезвычайно большими. Тем важнее умение моментально восстанавливать силу, успокаивать дыхание, замедлять частоту сердечных сокращений и приводить в равновесие психическое состояние и энергетику тела.
8.Изучение Формальных Упражнений, в которых, отработанная ранее, техника объединяется в боевые связки и выполняется по строго определённым направлениям. В этих упражнениях практикующий ставится в очень жёсткие рамки, в пределах которых должен довести всё ранее изученное до совершенного исполнения.
9.Использование боевых движений, взятых из Формальных Упражнений, без изменений, с целью сохранения их эффективности в обусловленных, полусвободных и свободных схватках.
10.Выход из рамок Формального Упражнения.
Отталкиваясь от изученных блоков движений, начать их изменение и переход в другие действия, изученные в других Формальных Упражнениях или не входящих в такие упражнения. Таким образом, в любой момент времени боец готов выполнить базовое движение с полной эффективностью. Прежде всего, необходимо научиться правильно понимать термины “Формальное Упражнение” и “формальное выполнение”. В отличие от общепринятого их толкования, они не означают традиционного, рутинного, не применимого в жизни действия. Напротив, чем более такое действие формально, тем более легко оно применяется, но в строго конкретных случаях. “Форма” и “формальность” - строгость в поддержании правильности и эффективности действий. Выход из Формы и уход от Формального Упражнения предпринимаются с целью следования изменениям ситуации, бесформенного перетекания в другие формы и поддержания готовности совершать высоко эффективные действия. Для этой цели предназначены как другие Формальные Упражнения, так и упражнения, не оформленные строгими рамками. После завершения такого цикла тренировок боевые действия, отрабатывавшиеся на них, можно условно считать готовыми к использованию. Решающее слово остаётся за результатами тестового испытания.
В результате Вы должны стать подвижными, бесформенными и неукротимыми, как вода.
Вы должны стать ясно видимыми, но обманчиво близкими и недосягаемыми для противника, как луна на ночном небе.
Результат Ваших действий должен быть постоянным и неотвратимым, как ежедневный рассвет.
Для успешного применения боевой техники недостаточно одного лишь владения какими бы то ни было приёмами. Умение соблюдать стойки и позиции, а также перемещаться в них, хотя и является обязательным условием серьёзного подхода к предмету изучения, но, даже объединение трёх составляющих боевого действия: ударной техники, позиций и перемещений, это лишь первые шаги к о владению мастерством самовыражения через движение вообще и через воинское искусство в частности. Из первых двух книг Вы знаете, как велико количество ступеней контроля, без которых нет ни воина, ни его искусства, а есть лишь имитации, посредственная хореография и суета тех, кто не обладает знанием, вокруг того, что никогда не будет ими познано.

Валерий Гусев