Мир и человек

Категория: Мир и человек Опубликовано 10 Март 2014
Просмотров: 2641
Мир и человек1.Человек постоянно стремится познать самого себя и окружающий его мир. Каждая из форм постижения (наука, религия, философия, искусство и т.д.) предлагает своё видение реальности. И хотя нас на этом портале и в этой главе, в частности, в большей степени, интересует Искусство, а конкретно Искусство Воинское, тем не менее, этот раздел мы посвятим взглядам на Мир и человека с помощью форм постижения, оказавшим и оказывающим на человечество в целом наибольшее влияние.
Это религиозно-мистическая и, особенно в последнее время, научная формы. Такое рассмотрение в дальнейшем поможет нам лучше понять роль и место Воинского Искусства, как инструмента для духовного развития.
2.Одна из основных задач науки – поиск объективных законов, действующих в природе и обществе. Знание этих законов позволяет, воздействуя на окружающую действительность, эффективно управлять реальными процессами
Цель научного познания – объективная истина. У самой возможности достижения этой цели есть как сторонники, так и противники. Противники видят слабые места в самом процессе познания, который включает:
а) чувственное познание (получение информации посредством органов чувств);
б) рациональное познание (переработка полученной информации, её осмысление и попытка понять существующие связи между явлениями, как доступными органам чувств, так для них и недоступными).
в) опыт (практика) – познавание (освоение) фрагментов действительности
 
Возможности чувственного познания, из-за того, что наши органы чувств способны отображать окружающую действительность лишь в определенном спектре воздействий, ограничены.  
Например, спектр электромагнитных волн, который отображает человеческий орган зрения, занимает относительно небольшой диапазон, за границами которого с одной стороны находятся ультрафиолетовые и рентгеновские лучи, с другой – инфракрасное излучение и радиоволны.
То же самое можно сказать о слухе. Диапазон звуковых волн, которые мы воспринимаем, ограничен, с одной стороны инфразвуком (колебаниями более низкой частоты), с другой – ультразвуком (колебаниями более высокой частоты).
О других органах чувств можно сказать то же самое.
Для расширения возможностей органов чувств (являющихся единственным каналом, непосредственно связывающим человека с внешним предметным миром) используются приборы, но главный упор в научном исследовании делается, конечно, на рациональное познание.
 
Вера, что с помощью рационального познания можно ответить на основные тайны мироздания среди значительной части учёных очень велика. Эта вера обусловлена достижениями науки за последние десятилетия, ведь процесс воспроизводства знаний приобретает уже лавинообразные черты.
Но с точки зрения мистиков возможности рационального познания всё же ограничены. А в виде ограничителя выступает язык, как естественный, так и искусственный (математическая символика, формулы химии и т.п.).
Интересно, что и сторонникам веры в бесконечные возможности науки в 1930-м – 1931-х годах Курт Гедель своими двумя теоремами прямо указал на ограниченность возможностей нашего мозга. Так, например, в свете этих теорем научные методы познания самого процесса познания выглядят бесперспективными…
 
3.При мистических формах постижения процесс познания меняется коренным образом. Тем не менее, попытаемся провести некую аналогию с научным исследованием.
А) Чувственное познание (расширение границ восприятия). Словосочетания ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ в этом случае корректно, с нашей точки зрения, заменить на словосочетания РАСШИРЕНИЕ ГРАНИЦ ВОСПРИЯТИЯ.
Возможности исследователя расширяются не за счёт использования приборов (как при научном познании), а (путём психофизических и психотехнических практик):
1) за счёт расширения возможностей самих чувств;
2) за счёт появления новых каналов связи с окружающей реальностью, иногда упрощённо и по совокупности называемых шестым чувством (например, при остановке внутреннего диалога, начинают восприниматься более тонкие влияния).
Б) Опыт (мистический опыт)
Мистический опыт может состоять как из иррациональных переживаний (являющихся, с точки зрения переживающего этот опыт адепта самим процессом постижения истины),  так и иметь рациональную специфику. Примером такой специфики могут быть контакты, в виде диалогов или инструкций, переживающего опыт с существами иного плана (например, таким образом, Елена Блаватская, по её утверждению, написала книгу «Тайная доктрина», когда как бы голос диктовал ей научные сведения).
 
В) Рациональное познание (интерпретация). Интерпретация происходит в рамках той системы познания (того мистического течения), к которой относит себя адепт, переживающий этот опыт. Этот формализованный опыт можно сравнить со зданием, фундаментом которого является религиозная (мистическая) система, к которой принадлежит адепт, а стенами – его психологический, интеллектуальный иные общеобразовательные уровни. Большое значение имеет историческое время проведения опыта, уровень понимания людей, для которых может проводиться эта интерпретация и т.д., и т.п.
 
Критически настроенным людям (условно их можно разделить на две группы) трудно принять на веру откровения человека, получившего (или постоянно получающего) мистический опыт.
Для одних (первая группа) важна строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. А здесь этим всем и не пахнет, Поскольку речь идёт о личном опыте.
Для других (вторая группа) необходимо, чтобы интерпретация опыта вписывалась в рамки той религиозной системы или той системы верований (в том числе и научной), которой они придерживаются…
Поэтому носитель откровений в глазах разных групп этих людей может выглядеть совершенно по разному, например, как:
Шарлатан или шизофреник, для представителей первой группы.
Или как:
Пророк;
Лжепророк;
Учитель (мастер);
Ученик (последователь системы);
Шарлатан;
Шизофреник.
Для представителей 2-й группы.
Однако, если этот критически настроенный человек считает себя серьёзным исследователем (представителем первой группы), то его вывод о том, что в разные времена, в разных странах, лишь шарлатаны и шизофреники (которых безусловно хватало и хватать будет) своими откровениями влияли и влияют на судьбы сотен миллионов людей, делая их своими последователями, должен заставить его задуматься: А к той ли группе он себя относит? И не описывается ли его система верований знаменитой фразой: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда».
Если же этот исследователь настроен менее критически, он будет искать то общее, что присуще любому мистическому опыту. Ведь даже при строгом научном подходе это общее уже может быть основанием для создания теорий и проведения экспериментов…
 
4.Мир и человек.
У каждой из религиозно-мистических систем есть свои варианты ответов на вопросы:
Как устроен мир? Кто такой человек? О месте человека в этом мире, об его основных целях и задачах. Ответы на эти вопросы были сформулированы много столетий, а то и тысячелетий назад.
Часть из них – это интерпретация мистического опыта основателей системы, её выдающихся адептов. Другая – инструкции, данные этим основателям и адептам Богом или существами высшего порядка (например, десять заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай).
Анализируя эти ответы можно сказать, что в чистом виде мистический путь познания не является иррациональной практикой. Представители разных традиций при интерпретации опыта оперируют похожими (а иногда и полностью совпадающими) понятиями и убеждениями, а по многим вопросам приходят к совпадающим выводам.
Один из основных – следующий.
Мир, в котором мы живём – многослоен (многомерен). Эти слои заселены разными формами сознания.
Каждая из традиций предлагает свои модели такого мира. От простейших, двухслойных, которыми оперируют, например, шаманы разных племён (один слой – наш обыденный мир, другой – мир, в котором действуют злые и добрые духи и находятся души умерших людей). До мира с многочисленными слоями-эонами, по определению предполагающего наличие самого утончённого слоя. Этот слой - Единое Сознание, Источник Всего Существующего, представляющий из себя Истинную Реальность. Она недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом.
На разных языках её называют по разному – Бог-Отец, Абсолют, Иегова, Аллах, Дао, Брахман…
 
Говоря о человеке, представители мистического пути познания приходят также к похожим выводам. Все сходятся на том, что человек – это не только физическое тело, но и некая энергетическая субстанция, границы которой могут выходить за пределы этого тела. В некоторых традициях не придают значения структуре этой субстанции, иногда называя её душой, отделяющейся от тела человека в момент его физической смерти. В других она рассматривается более детально. Так, например, йогическая традиция утверждает, что человек – существо, насчитывающее 5 тел:
Физическое;
Эфирное;
Астральное;
Ментальное;
Казуальное.
 
Опыт и выводы, полученные мистиками, довольно серьёзно исследуются некоторыми учёными.
Эти исследования не ограничиваются, конечно, попытками точного определения того, на сколько уменьшается вес тела человека в момент смерти*.
Больше всего их интересует процесс расширения возможностей человека. Но, поскольку, этот процесс ещё больше интересует спецслужбы разных стран, то эти исследования, как правило, контролируются этими спецслужбами и в своей большей части засекречены…
 
Если же говорить о фундаментальной науке, то в своих попытках разгадать тайны мироздания, она, до недавнего времени, если уж и не опиралась на тезис, что материя первична, а сознание вторично, то, во всяком случае, не нуждалась в гипотезе Бога (хотя многие, в том числе и выдающиеся учёные, верующие люди**).
В настоящее время предпринимаются серьёзные попытки создания теории, включающей сознание в картину мира (например, теория физического вакуума с его торсионными полями)
Наука, можно сказать, уже подбирается к той границе, перешагнув которую, её представления, возможно, и не будут противоречить достижениям восточной мистической философии***…
 
(*)  "Неоспоримым результатом экспериментов, проводимых с участием умирающих пациентов, является доказательство того, что в момент смерти происходит внезапная потеря веса тела, что не может быть объяснено никакими естественными причинами. Действительно ли этот потерянный вес есть вещество души? Нам представляется, что это именно так и есть. Согласно нашей гипотезе доказательство существования вещества души есть необходимая предпосылка для предположения о продолжении жизни индивидуальности после физической смерти. И здесь мы имеем экспериментальное доказательство того, что вещество души может быть взвешенно в момент, когда душа оставляет человеческое тело в момент смерти".
Статья "Soul has weight, physician thinks" (Душа имеет вес, физические факты), New York Times, 7 марта 1907 г.
 
(**) ДОСЛОВНО
Высказывания ученых о Создателе
Исаак НЬЮТОН (1643 - 1727), физик и математик:
"Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего и всемогущего существа. Вот мое первое и последнее слово".

Альберт ЭЙНШТЕЙН (1879 - 1955), физик:
"Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне как об атеисте - большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои работы не поняты... Напрасно перед лицом катастроф XX века многие сетуют: "Как Бог допустил?" Да, Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Путь познания добра и зла указан. И человеку пришлось самому расплачиваться за выбор ложных путей".

Чарлз ДАРВИН (1809 - 1882), естествоиспытатель:
"Объяснить происхождение жизни на Земле только случаем - это как если бы объяснили происхождение словаря взрывом в типографии. Невозможность признания, что дивный мир с нами самими, как сознательными существами, возник случайно, кажется мне самым главным доказательством существования Бога. Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях предстает как продукт разума - это указывает на его Творца".

Луи ПАСТЕР (1822 - 1895), химик, биолог:
"Еще настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении пред делами Творца. Я молюсь во время своих работ в лаборатории".
 
(***) Однако, другая грань, находясь за которой человечество в любую минуту сможет уничтожить само себя, благодаря "достижениям" учёных, пройдена уже давно.
Неконтролируемый нравственно научный прогресс приведёт человеческую цивилизацию (возможно, уже не в первый раз), в никуда. Современному  учёному, возомнившему себя Богом, нужно прислушаться к словам апостола Павла "Если имею дар пророчества и знаю всей тайны... а не имею любви, то я ничто…" (1 Кор. 13.2,3).
Поэтому сочетание научных и мистических (духовных) путей познания должно не только помочь понять человечеству, «истинную природу реальности», избавив его от значительной доли страданий, но самым банальным образом обуздать ставший уже опасным процесс воспроизводства знаний.

Л.М.П.