Сознание в обучении

Категория: Методы управления психологическим состоянием Опубликовано 11 Март 2014
Просмотров: 2682
Сознание в обучении(Восток - Запад - синтез)
Что такое человеческое сознание? Что есть «Я» и что есть «не-Я»? Что я могу? На что я рассчитываю? Подчиняется ли Тело Разуму или, наоборот, Разум подчиняется Телу? Что Я могу знать и что мне знать не дано?
Все эти вопросы в большей или меньшей степени интересовали человечество на протяжении всей многовековой истории.
Каково происхождение сознания? Какую структуру оно имеет? Как оно функционирует? В каких условиях Разум – единственное спасение, а в каких он источник ошибок и, в конце концов, - гибели?
Появляется ли сознание само по себе в человеке или привносится извне Природой, Космосом, Богом?
Ученые различных времен и народов в зависимости от своего мировоззрения отвечают на эти вопросы по-разному.» Существуют самые противоречивые трактовки проблемы индивидуального сознания: от естественнонаучных до самых фантастических. Однако
все они едины в том, что процесс появления сознания связывают с деятельностью как самого человека, так и окружающих его людей - родителей, воспитателей, учителей.
Первыми систематическими исследователями индивидуального сознания были философы, которые, основываясь на воззрениях своего времени, пытались объяснить происхождение и функционирование этого феномена. И здесь не последнюю роль играла религия,
являющаяся основой мировоззрения ученых многих поколений при объяснении основ мироздания и всех явлений, с которыми человек сталкивается в жизни как «внешних», так и «внутренних». Более всего различались воззрения на индивидуальное сознание
ученых Запада и Востока. (Под Западом подразумевается цивилизация Средиземноморья и Западной Европы. Под Востоком – цивилизация Индии, Китая, Японии и стран Индокитая).
Человек неразрывно связан с Вселенной (Космосом) и сам является микрокосмом, то есть, по большому счету, устроен так же, как Космос. А если так, то, разобравшись с устройством мира «внешнего», можно судить о мире «внутреннем» (для человека).
Древние греки и римляне были убеждены, что мир состоит из 2-х начал - логоса и хаоса (сознания и материи), взаимодействие которых и рождает формы живой и неживой Природы. Например, древнегреческий философ Платон (427-327 гг. до н.э.) считал, что
совершенно самостоятельно существует мир бестелесных идей (1-е начало). Эти идеи вступают во взаимодействие с хаосом (2-е начало) и упорядочивают его. Как, например, гончар придает куску глины определенную форму, так и идеи формообразуют хаос и
появляется окружающая человека действительность и сам человек.
Хаос текуч, изменчив, вещи преходящи; им управляют идеи, которые вечны, неизменны, постоянны. Душа человека по отношению к его телу выполняет роль хозяина, управляющего. Ведь идея (дума), по представлению Платона, вечна и находится в теле временно, попав туда из мира идей, в который она возвращается после смерти тела.
Человеку для того, чтобы что-то создать или совершить, необходимо четко себе представить, чего же он хочет и как этого добиться. Чтобы это сделать, душа должна «вспомнить» свое пребывание в мире идей и выбрать то, что необходимо. Это воспоминание (анамнесис - греч.) невозможно без интенсивной деятельности разума по поиску путей реализации своей цели.
Отсюда - надо все тщательно продумать и взвесить; из множества вариантов выбрать наиболее оптимальный и неукоснительно следовать избранному порядку действий. Возникающие трудности или препятствия на пути к цели преодолеваются с помощью того же разума.
Древние индейцы и китайцы тоже исходили из того, что Человек является микрокосмом. Но вот устройство Космоса ими представлялось по-иному. По их представлениям, мир состоит не из 2-х начал, а из одного (Брахман, Дао-Дэ). Но это единство содержит в себе противоположности.
Категория Дао-Дэ, взятая в единстве и различии противоположностей Дао и Дэ, отражает объективную диалектику Космоса, построенную на противоположности родовых начал инь и ян и природных противоположностей Неба и Земли: «То инь, то ян - (это) и называется Дао»; «То, что выше формы, - называется Дао. То, что ниже формы, называется предметом» (См.: «И цзин». Сицы Чжуань. Шан 5, 4, 12). Другими словами, Дао - это сверхбытие, великое единое, предельная реальность. Дао вечно и безымянно,
бестелесно и неформенно, неисчерпаемо и бесконечно в движении, оно «праотец всего сущего», «нахождение Дао в мире подобно великому стоку, куда все сущее в мире вливается подобно горным ручьям, стекающим к рекам и морям» (См.: «Дао-дэ цзин», шан. 25).
Отсюда - задача познания решается не путем построения разумом логических конструкций, а посредством «странствования» в Дао-потоке: «Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао.
Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенно - мудрый не идет (то есть не ищет знаний), но познает (все) (шан 47) - так выражена в «Дао-дэ цзин» общая установка даосизма.
Образно говоря, западные философы призывали «зажечь факел знаний» и, освещая этим факелом путь, «продвигаться во мраке» (то есть со знанием) к объяснению возникающих феноменов.
Восточные ученые считали, что разум только препятствует исполнению предначертанного пути (Дао, кармы и т.п.). Поэтому огонь разума надо по возможности «притушить», а то и уничтожить, дабы слиться с мировым порядком, вибрациями Космоса, слышать и ощущать которые, разум (сознание) только мешает.
Другими словами, Запад, «вооружившись» методом анализа, «отсекал» от действительности «кусочки», чтобы потом строить модели этой же действительности, опираясь на них в качестве своеобразных «строительных лесов», возводить здание Разума
(развивать науку, использовать ее достижение в своих целях), живя в котором, стать равным Богу.
Восток же, наоборот, используя метод синтеза, «пристраивался» к действительности, пытаясь как бы «раствориться» в ней, не нарушив, в меру своих возможностей, хода ее течения. Объясняя свое отношение в этом процессе цикличностью, круговоротом событий. Иначе, внеся своими сознательными действиями возмущение в цепь событий, на следующем витке получить возмущение неизмеримо большего масштаба.
Итак: Запад - деятельное, постоянно прогрессирующее «возвышение» Духа за счет «умерщвления» плоти; Восток -деятельное, постоянно прогрессирующее умертвление» Духа (со-знания) за счет психотехники, поддержание своего организма в «исправном»
нужном для владельца состоянии.
Запад - преимущественное развитие «коллективного» сознания и на его основе развитие индивидуального сознания за счет появления новых знаний и уточнения уже имеющихся.
Восток - преимущественное развитие индивида и, на этой основе, «упорядочивание» коллективного знания за счет подтверждения «старых» знаний.
Запад - преимущественное использование технических средств для усиления своего воздействия на противника (огнестрельное оружие, боевая техника, инженерные сооружения).
Восток - преимущественное использование естественных сил организма, усиленных за счет систематических упражнений для тех же целей. Конечно, в настоящее время подобное противопоставление кажется несколько натянутым из-за взаимопроникновения культур Запада и Востока. Но почти до начала XX века вышеназванные тенденции просматривались достаточно отчетливо. Эти позиции в подходах к индивидууму, человеку, его сознанию дают возможность разобраться в методиках обучения и воспитания члена общества, формирования у него качеств бойца. Поскольку для
широкого круга тренеров, инструкторов, преподавателей боевых искусств вопросы происхождения и особенно функционирования индивидуального сознания человека остаются чисто научной проблемой, постольку возможно бездумное перенесение методик
(особенно психотехники) тренировок на неподходящую для них «почву». Это, в лучшем случае, не дает ожидаемого результата, а в худшем - принесет вред обучаемым.
Итак, два взаимоотрицающих подхода:
Запад-развитие сознания;
Восток - уменьшение влияния сознания на деятельность.
Противоположности, доведенные до предела, уничтожают саму деятельность. Контроль сознанием каждого действия ведет к прекращению самой деятельности. Это положение хорошо иллюстрируется притчей о сороконожке, которая никогда бы не сдвинулась с места, если бы контролировала отдельно движение каждой из своих «ног». Полное отсутствие сознательного контроля ведет к спонтанной деятельности, так как отдельные действия не объединены в единый комплекс.
Чем же тогда объяснить тот факт, что человек и контролирует каждое свое движение, и не контролирует целые комплексы действий?
Выполняет несколько действий одновременно? В одних случаях он сознателен, а в других - бессознателен?

Современный научный подход к проблеме индивидуального сознания позволяет ответить на поставленные вопросы. Исследования представителей различных наук позволяют сделать вывод о том, что индивидуальное сознание человека имеет сложное строение.
Структура индивидуального сознания имеет следующий вид:
Единое сознание имеет 2 уровня (слоя) - рефлексивный (сознательное) и нерефлексивный (бессознательное).
Сознательное - рефлексивный слой сознания. Он характеризует отношение человека к действительности, когда он отделяет себя от своего действия, а свое действие - от предмета, то есть осознает, что вот это - я, вот это - мое действие, а это - предмет, на который мое действие направлено. Сознательное возникает как динамическое свойство орудийной деятельности. Причем в качестве оружия может быть использовано не только орудие труда, но и слово, знак, символ, жест. Что значит динамическое свойство орудийной деятельности?
Для того, чтобы понять сущность вещи или явления, их надо воспроизвести. «Мы не можем мыслить линию, не проводя ее мысленно, не можем мыслить окружность, не описывая ее...», - подчеркнул выдающийся немецкий философ И.Кант в «Критике
чистого разума». Сознательное возникает тогда, когда взаимодействие человека и мира характеризуется отношением «субъект-орудие-объект».
Орудийная деятельность предполагает в своей структуре двоякое отношение: отношение к себе (отношение субъекта к самому себе, что проявляется в различении себя и своей жизнедеятельности) и отношение к другому. Человек отражает мир путем его
конструирования в идеальном измерении (варианте). Конструкции эти могут соответствовать оригиналу в большей или меньшей степени или не соответствовать вовсе. Например, имея под рукой набор слесарных инструментов, невозможно построить компьютер. Можно воспроизвести только форму, но никак не содержание. Это и будет
конструкция, созданная по логике слесарных инсрументов, но имеющая очень отдаленное отношение к действительности. Сознательное может иметь различную степень отчетливости для субъекта. Например, в буддизме насчитывают 108 степеней («сатори» - японск.) состояний сознания.
Бессознательное - нерефлексивный слой сознания. Это отношение человека в действительности, когда он не отделяет себя от действия, а действие - от предмета. Оно характеризуется отношением «субъект - объект». Такое отношение характерно для животных, которые, как известно, практически не выделяют себя из природы. Бессознательное с большой долей условности можно разделить на досознательное,
подсознательное и сверхсознательное. Досознательное - это суб- и суперпороговые ощущения человека, которые поступили в кору головного мозга, но не осознаны им. Они
могут оказывать как стимулирующее, так и угнетающее воздействие на рефлексивный слой сознания. Сверхсознательное (надсознательное) - «ведает» получением новых знаний, то есть это творческая интуиция, «инсайт», «озарение». К подсознательному принадлежит все то, что было осознанным в определенных условиях, но в данный момент неактуализировано.
Другими словами, подсознательное - это проявление нерефлексивного уровня сознания индивида, сформированное посредством сознательного (как уровня сознания), а также путем имитации или гипнотического воздействия, и находящего свое выражение в
психических и социальных установках, стереотипах различного рода, психических автоматизмах, навыках, привычках и профессиональной интуиции.
Бессознательное участвует в процессе деятельности человека, выполняя определенные функции по получению, хранению и переработке информации, закреплению деятельностного опыта (двигательного, сенсорного, интеллектуального, нравственного и
т.п.), приданию устойчивого характера поведению. Бессознательное присутствует в той или иной мере и степени в каждом акте восприятия, в каждом мыслительном процессе, в созревании любой эмоции, в формировании любого поступка, в развертывании любой
деятельности человека.
Анализ исследований по проблеме бессознательного позволяет выделить следующие его сущностные характеристики.
Бессознательное:
а) освобождает сознательное от непосредственного контроля за каждым элементом действия, позволяя человеку управлять параллельной деятельностью;
б) имеет устойчивую тенденцию к расширению за счет формирования новых установок, навыков, стереотипов, привычек, что позволяет человеку стабилизировать деятельность при прогнозируемом изменении внешних условий и обстоятельств, а также в обстановке
воздействия факторов, эту деятельность дестабилизирующих.
Деятельность человека (воина, спортсмена) приобретает безошибочность, своевременность, быстроту, надежность;
в) деятельностный опыт может быть введен в бессознательное человека непосредственно через механизм подражания или с помощью гипнотического воздействия;
г) детерминирует сознательное, облегчая, таким образом, оперирование общественными орудиями деятельности или, наоборот, затрудняя его.
Итак, индивидуальное сознание человека имеет два уровня: сознательный и бессознательный. Деятельность протекает в сознательно-бессознательном континууме. Сознательное повышает эффективность деятельности в постоянно изменяющейся обстановке.
Бессознательное играет ту же роль в обстановке стабильной или малоподвижной. Абсолютизация роли одного из уровней сознания ведет к несоответствию деятельности человека внешним условиям.
Однако проблему адекватности деятельности бойца внешним условиям Восток и Запад все-таки решают. Но решают противоположными методами.
Восток - за счет максимального оттягивания перехода деятельности на бессознательный уровень путем уклонения от поединка. То есть поединок не должен начинаться до тех пор, пока не исчерпаны все мирные средства воздействия на агрессора - извинения, уговоры,
предупреждения, угрозы, наконец. Если эти средства не помогли остановить противника, то, как говорится в восточном афоризме, - «Если кулак сжат - противник должен быть повержен».
Запад - за счет разделения деятельности на отдельные «блоки», которые должны детерминироваться бессознательным, а сознательное «комбинирует» эти блоки в нужном порядке, адекватном внешним условиям.
Например, упражнение в стрельбе по различным неожиданно появляющимся мишеням, которые сделаны в виде больших фотографий людей, вооруженных и невооруженных. В невооруженных стрелять нельзя, а в вооруженных необходимо стрелять как можно
быстрее и точнее.
Совершенно специфическим образом поступали бойцы стран, испытывающих одновременное влияние и Востока, и Запада, например, россияне. Но это заслуживает отдельного анализа.
Любой воспитатель, тренер, инструктор хочет сформировать у своих подопечных устойчивые умения, навыки и привычки деятельности в определенных условиях. В боевых искусствах - это навыки передвижения, нанесения ударов, проведения блокирования, атак и контратак, «держания удара» и т.п.
Навыки и привычки - это образования, принадлежащие бессознательному. Они формируются через осознание обучаемым последовательности действий с дальнейшим их повторением до полного «автоматизма».
Навыки и привычки можно сформировать различными путями. Но и в этом вопросе Восток и Запад применяют различные подходы.
Подход Востока: ученик делает; Учитель контролирует и корректирует; ученик опять делает. То есть воспроизводится схема: делание - коррекция - делание. Причем, коррекция проводится путем введения дополнительных условий, которые ученик должен учесть или избежать их. Например, в некоторых школах карате при отработке бокового удара ногой (йоко гири), при неправильном движении ученика, тренер привязывал к голени обучаемого палку, которая, если движение выполнялось неверно, больно била по пятке
и мягко прилегала к стопе, если удар был правилен.
Подход Запада: тренер рассказывает и показывает; ученик осмысливает (осознает) каждое движение в целом и каждый его элемент; отработка движения учеником под контролем Учителя; самостоятельная отработка учеником. То есть воспроизводится схема: рассказ (показ) - осмысление - изучение - тренаж - использование. Другими словами, обучаемый после рассказа (показа) должен перевести полученную информацию в рефлексивный слой
сознания, осмыслить ее, а потом реализовать эту информацию в мышечных действиях, которые должны контролироваться сознательным до тех пор, пока не станут навыком или привычкой, то есть достоянием подсознательного.
На Востоке - долгие, изнурительные тренировки и отработка движений, действительного смысла которых ученик, в основном, не знает (но знает Учитель), с последующим «открытием» этого смысла наиболее способным (перспективным) ученикам.
На Западе - «открытие» смысла движений всем ученикам и тренировки обучаемых на рациональный основе. Самоконтроль ученика через зеркало, «грушу», партнера, тренера. С целью привести в соответствие свои «внешние» движения имеющемуся «внутреннему» эталону.
Сравнительный анализ подходов Востока и Запада к формированию навыков, умений и привычек, необходимых бойцу, показывает, что возможен и синтетический подход - некая «золотая середина», которая бы учитывала опыт обоих направлений. То есть ввод
визуальной и вербальной информации может быть осуществлен параллельно с отработкой навыка мышечными действиями. Причем «удельный вес» работы рефлексивного слоя сознания должен постепенно снижаться за счет «свертывания» количества слов,
необходимых для описания и руководства деятельностью. Этот способ был обоснован и предложен российскими психологами С.Рубинштейном, П.Гальпериным, А.Леонтьевым и другими.
Например, возьмем изучение самого простейшего ката тэйкиоку соно ичи. Начало - стойка готовности, затем поворот на 90 градусов влево с нижним блоком (гэдан барай) и переход в переднюю боевую позицию (зен кутсу дачи), далее - шаг вперед правой ногой в ту же стойку с ударом одноименной (правой) рукой в среднюю область (ои цуки чудан). Обучаемый вначале должен был проговорить последовательность действий, а затем выполнить их одно за другим. Проговаривание делается «вслух», а затем «про себя», но полным текстом. После этого начинается медленная отработка элементов ката. Действия следуют за проговариванием. Далее количество слов уменьшается, как бы «обтаивает», затем слова заменяются на цифры счета, а потом просто на два выхода, которые несут
информацию о повороте, блоке, ударе, перемещении в стойке.
Происходит как бы двойная «работа» - вначале рефлексивного уровня сознания (для запоминания последовательности и правильности действий с последующим управлением действиями конечностей и всего тела), а затем по мере появления умения с последующим
формированием навыка, телом руководит бессознательное (подсознательный его уровень).
Можно задействовать рефлексивный и нерефлексивный уровни сознания одновременно, то есть проговаривать элементы действий совместно с их выполнением. Такой метод дает сокращение времени обучения почти в два раза по сравнению с обычным западным
подходом и в 4-6 раз по сравнению с восточным. Но здесь многократно возрастают требования, предъявляемые к тренеру: он должен не только знать до мельчайших подробностей то, чему обучает, уметь сам выполнять действие, но еще и обладать навыками вербальной (словесной) и невербальной коррекции обучаемого. Тренер должен заметить и скорректировать малейшую ошибку ученика, как объяснением ему смысла движения, так и доходчивым показом того, как должно выглядеть действие. Таким методом можно обучать любой деятельности, которая протекает в довольно стабильных условиях и имеет малоизменяемый алгоритм.

Зуев Ю.Ф.
канд. филос. Наук
Журнал «Боевые искусства планеты»