Ребенок в современном мире

Категория: Социальные факторы Опубликовано 16 Октябрь 2017
Просмотров: 1827

Ребенок в современном миреРебенок в современном мире
Выдержки из книги "Вы и Ваш ребёнок".
Под общей редакцией доктора Жака Шмитца, профессора педиатрии.

 


Окружающая среда

Ее невозможно изъять из жизни ребенка, который обязан постоянно адаптироваться к окружающему его миру. Отсюда и обоснованность интереса, который уделяется вредному влиянию, оказываемому на ребенка извне в детстве
Опасности, подстерегающие ребенка порой весьма трудно предугадать. Вам придется одновременно и поощрять его любознательность, и налагать некоторые ограничения. Проявление внешнего окружения может выражаться в неприязни, без видимых казалось бы последствий. Но и дома ребенку постоянно что-то угрожает. Прежде всего следует предусмотреть некоторые простые и эффективные меры для его защиты.

Атмосферные загрязнения
Среди наиболее распространенных загрязнений атмосферы следует выделить:
— двуокись серы (SO 2 ).Она попадает в воздух как продукт сгорания мазута или газойля на промышленных предприятиях. У детей она может вызвать осложнения дыхательной системы.
— мелкую пыль, дымы. Происхождение то же, может проникать глубоко в органы дыхания, нередко привнося с собой токсичные компоненты.
— окислы азоты (NO X ).Продукты высокотемпературного горения, в частности в автомобильных двигателях. Эти раздражающие слизистую оболочку дыхательных путей газы проникают в самые тонкие каналы системы дыхания, вызывая при этом у осложнения больных астмой, повышают также риск инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей у детей.
— озон (O 3 ).Постоянная составляющая атмосферы Земли, концентрация которого растет в результате взаимодействия легко летучих органических соединений и окислов азота под действием солнечных лучей. Озон может стать причиной раздражения глаз, вызвать кашель и осложнения в дыхательной системе, особенно у детей и больных астмой. Это влияние может быть усилено при физических нагрузках.
Установлено влияние упомянутых загрязнений (в частности озона) и смертностью среди пациентов с респираторными заболеваниями. Наконец, у детей они вызывают и усиливают различные респираторные недуги.

Меры предосторожности
Помимо общепринятых мер по борьбе с подобными загрязнениями родителям следует остерегаться прогулок с детьми в рискованных зонах. Ребенок не должен находиться в складной коляске на высоте выхлопа автомобильного транспорта. Выбирайте для этого более высокие коляски. При этом дети с зафиксированным недугом дыхательных путей должен быть ограничен в подобных прогулках на весь период повышенного атмосферного загрязнения.

Вода
В индустриально развитых странах, таких как Франция, в которых налажен тщательный и эффективный контроль за качеством воды, есть все необходимое для защиты населения от подобного рода отравлений.
В последнее время основной проблемой, которой заняты власти этих стран, являются нитраты, способных вызвать резкий всплеск содержания метгемоглобина (methemoglobine) в крови у грудничков и рак у взрослых. В результате в этих странах приняты жесткие требования к чистоте пригодной для употребления воды: содержание примесей в ней не должно превышать 50 мг/л воды, при содержании примесей от 50 до 100 мг/л такую воду не рекомендуют употреблять для питья беременным, а также готовить на такой воде искусственное молоко, при превышении нормы в 100 мг/л вода выводится из употребления в пищу. Постоянное наблюдение за чистотой питьевой воды исключает опасность заражения через нее.

Свинец
Свинец представляет для детей главную опасность по той причине, что они познают окружающее в основном на вкус, т. е. ртом. Хроническая интоксикация свинцом может привести к замедленному развитию, умственной и физической недостаточности. Выявление недуга сводится к определению уровня содержания свинца в крови малыша — об интоксикации свидетельствует его концентрация порядка 100 мкг/л. Много свинца обнаруживается в краске на стенах старых ветхих домов, постройки первой половины ХХ века.
Если родители живут в подобных опасных строениях, они должны не размещать детей вблизи стен и дверных и оконных проемов. При этом им следует принять некоторые меры предосторожности:
— снять отовсюду, где только можно отшелушивающуюся краску;
— делать в помещении регулярную влажную уборку, а не только пылесосить его;
— отодвинуть кровать от ветхих стен;


— не предпринимать самоличного ремонта, эффект от него может быть хуже (он вызовет неконтролируемое запыление помещения токсичной пылью). Обратитесь лучше в специальную техническую службу по месту жительства.

Ртуть
Очень высоко токсичный металл. В настоящее время по этой причине изъяты из обращения и продажи ртутные термометры. Это в значительной степени снизило риск отравления им. Если подобный термометр разбивается, ребенок ни в коем случае не должен забавляться бегающими ртутными шариками, и уж тем более не брать их ртом и глотать (в последнем случае возможен летальный исход). Ртуть запрещается выбрасывать в туалет, в раковину, чтобы не вызвать эпидемии заражения, как это случилось в Японии. Лучше вызвать фармацевта.

Табачный дым
Табачный дым курящих родителей становится для детей основным источником загрязнения. Цифры среди прослойки населения возраста 18–34 года, т. е. способной к рождаемости, свидетельствуют о наличии серьезной проблемы здоровья нации.
Начиная с внутри утробной жизни, уже плод ощущает влияние табака. Это выражается в задержке его развития, участившихся выкидышах, ранних заболеваниях дыхательных путей, вплоть до бронхита.
У ребенка можно наблюдать пассивную табачную зависимость (вдыхание дыма курящих рядом), подтверждаемых наличием в его моче продуктов распада никотина (котинина), или в волосах. К никотину примешивается окись углерода (содержится в выдыхаемом курильщиком воздухе) и прочие токсины. Риск пассивного табачного отравления удваивает смертность среди грудничков. Все исследования указывают на рост заболеваний бронхов, вплоть до пневмопатиии в случае курящей матери при наличии у нее ребенка возраста младше трех лет.
При этом у таких детей чаще случается и дольше длится отит средней тяжести. У грудничков и малышей он провоцирует астматические проявления. Наконец, среди больных раком почти 18 % спровоцировали его образование курением в детстве и отрочестве, поэтому родители должны об этом задумываться.
Хорошим способом борьбы с подобными вредными загрязнениями, равно как и с перенагревом жилого помещения является систематическое его проветривание. Курящей беременной женщине лучше обратиться за консультацией к специалисту. Лучшей поддержкой для нее является поддержка со стороны ближних и помощь врачей (акушера в том числе).
Удовольствие от выкуренной сигареты несовместимо со здоровьем вашего ребенка

Шум
Современный мир становится все более шумным. Тишина становится стала источником беспокойства, современный человек старается ее нарушить. Городская жизнь, в частности по причине насыщенности средствами передвижения, усиливает «усталость от шума». Наличие в доме постоянного источника шума, такого как радио или телевизионный приемник, может негативно отразиться на самочувствии ребенка. Однако при этом не стоит забывать, что музыка или пение матери обладают заметными лечебными свойствами.

Вечеринки
В проблему перерастают частые вечеринки. Использование при этом очень громких акустических систем, к тому же в течение продолжительного времени может привести у детей к нарушениям слуха. Подобные нарушения могут быть снижены, их можно даже вовсе избежать, если источник не превосходит шумовой порог в 100 децибел. Аналогичным образом может повлиять и выслушанный концерт в концертном зале.

Домашние животные
Во многих семьях на радость малышам держат домашних животных: кошек, собак, птиц, рыбок, грызунов. Благодаря тесному соседству с животными у ребенка воспитывается чувство ответственности, заботы о другом. При этом не редко привязанность малыша к животному заслоняет собой те возможные последствия, которые имеют место от близости с животным.

Передаваемые недуги и укусы
Риск передачи болезни вполне реален. У кошек это заболевание когтей, у собак бешенство и собачий тик, туляремия у грызунов, орнитоз и пситтакоз у пернатых. И этот список может быть продолжен. Не следует забывать и возможных укусах и царапинах, которые могут нанести и грызуны, и птицы, да кто угодно, на то они и звери. Наиболее часто это укусы кошек, во Франции ежегодно фиксируют порядка 200 000 таких укусов детей, 80 % которых случаются в домашних условиях. У собак этот показатель снижен по причине выбора породы собак и их дрессировкой. А кошки, поцарапав ребенка, могут передать при этом и инфекцию. Правда, как правило, царапины эти вполне безобидны, достаточно смазать их зеленкой.

Предосторожность
Животное должно быть привито против бешенства и гепатита. Элементарные нормы гигиены (кошкино молоко не должно быть доступно ребенку, собаку следует регулярно мыть) нужно соблюдать неукоснительно.
Отношение ребенка к животному с возрастом меняется. Когда малыш совсем маленький, он не может заставить животное повиноваться, ни защитить его. Малыш грудничкового возраста (ползающий на четвереньках) воспринимается животным совсем не так, как подросток. Ребенка следует научить играть с животным, не трогать животное во время его кормления или сна, не кричать ему на ухо, не таскать его за хвост и не целовать до полусмерти. Животное может раздражать как грубость, так чрезмерное внимание по отношению к нему.
Не рекомендуется так же, чтобы животное спало в той же комнате, что и ребенок. Благодаря этим несложным правилам отношения ребенка и его любимого животного будут развиваться без проблем для обоих.

Опасность аллергии
Предложение о расставании с животным в случае аллергической реакции со стороны ребенка может показаться банальной. Только это абсолютно необходимая санитарная мера. Педиатрам хорошо знакомы душераздирающие сцены подобных прощаний. Вот почему приобретение животного должно быть тщательно выверено. Оно крайне нежелательно в семьях с предрасположенностью к аллергическим заболеваниям.
Между ребенком и животным нередко завязываются тесные дружеские отношения. Только иногда этот идеальный компаньон по играм становится источником опасности для здоровья ребенка

 

 

 


Мобильность и досуг

Жизнь в современном обществе предполагает активное участие во всех ее нововведениях. Постоянно предоставляя невиданные ранее удовольствия и наращивая мобильность общества, она требует от всех участников постоянной адаптации
Необходимо считаться с опасностями, сопутствующими всяческим играм. Даже повседневные разъезды и занятия спортом требуют от детей и родителей повышенного внимания.

Опасности, связанные с поездками
В 1999 году на дорогах Франции в автомобильных катастрофах погибло 262 ребенка в возрасте меньше 12 лет. Об этом нужно постоянно помнить. Любая поездка в автомобиле требует выполнения определенных правил. Ребенок должен находится в собственном кресле и быть крепко к нему пристегнутым, чтобы в случае аварии не выпасть. Ребенок, вес которого составляет всего 20 кг, при аварии на скорости всего в 50 км/час эквивалентен массе 600 кг. До двухлетнего возраста тазобедренный сустав ребенка продолжает сильно отличаться от взрослого, и поясной ремень безопасности не в состоянии его удержать. В случае резкого торможения ребенок может получить сильную брюшную травму.
Натяжение ремней должно соответствовать весу ребенка, а сами ремни исправны. Использование исправно работающей системы безопасности снижает травматизм на 70 %.

Специальное оборудование
• Нулевая группа: при весе ребенка менее 10 кг.
Группа 0+: ребенок весит менее 13 кг.
— специальная корзина, которая крепится замками ремня безопасности на заднем сиденье. В ней есть свои ремни безопасности и сетка против выброса малыша;
— кресло со спинкой против хода движения, крепится на правом сиденье (лишь если нет подушки безопасности) или на заднем.
• Группа 1: при весе ребенка до 18 кг.
Ребенок может сидеть лицом вперед.
— складные сиденья, обеспечивающие хорошую боковую защиту;
— жесткое дополнительное сиденье, наиболее распространенное во Франции. Убедитесь в правильности и надежности крепления самого сиденья и его ремней безопасности.
• Группа 2: вес ребенка от 15 до 25 кг.
• Группа 3: вес ребенка от 25 до 36 кг.
Для подросших детей следует тщательно подгонять длину ремней в их кресле. Дети старше 10 лет, рост которых позволяет использовать автомобильную систему безопасности, могут сидеть без специального кресла, но только на заднем сиденье.

Обучение правилам безопасности
Правилам безопасности дорожного движения, их соблюдению ребенка следует начинать учить как можно раньше. Это позволяет снизить вероятность травматизма от несчастных случаев на дорогах. Следует при этом помнить, что уровень глаз малыша несколько иной, чем у взрослого человека и поэтому он видит улицу немного иначе.

Мобильный телефон
За несколько лет мобильные телефоны заполонили мир, не оставив без внимания и детей, особенно подростков. Нередко им располагает каждый член семьи, от мала до велика, от малыша до бабушки.
Являясь средством связи, он в тоже время проявление независимости и автономии в среде подростков. Среди них это еще и своего рода знак принадлежности сословию, как и увлечение баскетом. Он позволяет оставаться на связи с беспокоящимися за него родителями и при этом быть бог знает где. Однако телефономании не чужды конфликты, свои, специфичные, такие как, например, лимит по времени оплаты или карты предоплаты.
Что касается сопутствующих проблем, связанных с наличием мобильного телефона (головные боли, утеря памяти…), то они не доказаны, хотя многие врачи рекомендуют пользоваться наушниками, а не самим приемным устройством. Нормы электромагнитного облучения никто не отменял.

Новый способ уединения
Телефон отныне не только инструмент социальной общности, но и способ обособления. Над человеком отныне не довлеет место, к которому его призывает звонок. Телефон становится почти неотъемлемым атрибутом. Он к тому же помогает сохранить в тайне содержимое разговоров, секретов — совершенно необходимые вещи у подростков.

Хотелось бы узнать
Опасен ли для моего ребенка алкоголь?
• Алкогольные напитки, не смотря на устоявшиеся традиции, не обладают терапевтическими свойствами, напротив они могут вызвать у ребенка серьезные осложнения. По этой причине их не следует давать детям, какова бы ни была их крепость, нельзя употреблять их и как элемент питания, учитывая их пагубное воздействие.
• Ребенок, неумышленно выпивший алкогольный напиток даже в небольшом количестве, подвергается опасности гипогликемии тем в большей степени, чем меньше его возраст (снижение содержания глюкозы в крови), которая может вызвать кому и конвульсии.
• В период до полового созревания ребенок или юноша может под влиянием алкоголя благодаря окружению взрослых (алкоголь и табак являются атрибутами взрослых), иногда под влиянием приятелей (играючи или подстраиваясь под толпу). Выраженное увлечение алкоголем может быть криком о помощи, свидетельством его личных проблем или неправильным выбором окружения. Не следует уклоняться от решения подобных проблем, не стесняйтесь при этом прибегать к посторонней помощи, семейного врача или психолога.

Развлечения
Спорт
Физические упражнения снимают напряжение, способствуют улучшению сна, восстанавливают чувствительность и умственную способность. Регулярные занятия спортом оказывают благотворное влияние одновременно и на физическое развитие и на общее самочувствие ребенка. Поэтому и рекомендуется всем детям начинать заниматься спортом как можно раньше, не доходя при этом до крайностей.
Вид спорта для ребенка, это не выбор его родителей, но и желание самого ребенка. Спортивные занятия несоответствующие способностям ребенка могут у него негативную реакцию и оттолкнуть его от спорта, если он потерпит неудачу на фоне успехов других детей.

Новые увлечения
В последнее время набирает силу увлечение детей теми видами спортивных упражнений, которые связаны с различными видами скольжения. Каждая из таких дисциплин имеет свои тонкости и нюансы.
• Скейтборд. Группки ребят облюбовывают для этого тротуары.
• Роллеры. Существует два типа роллеров: с двумя параллельными рядами колесиков на каждом ботинке и более распространенные с четырьмя колесиками в ряд. Роллеры признаны детьми, они пользуются ими как средством передвижения, гоняют на них. Некоторые упражняются на них в акробатике, и тогда в ход идут многие городские приспособы (лестницы, перила, городские скамейки…). Многочисленные защитные щитки (наколенники, налокотники, перчатки и шлемы) предохраняют детей от травм на 90 %. Наиболее часто встречаемые травмы — переломы пальцев.
• Самокат. Не требующий никаких специальных навыков, он весьма распространен среди детей. Легкие и складывающиеся, они удобны в транспортировке. Катание на них требует гладкой поверхности, шлема на голове и перчаток на руках, и контроля со стороны взрослых.
• Виндсерфинг, серфинг, доска. Эти водные виды спорта требуют от детей природной ловкости и устойчивости, очень детям нравятся. Единственным требованием при этом является умение хорошо плавать. Самым простым из них является доска, изготовленная из вспененного пластика, и потому не причиняющая ребенку травм. Родители, тем не менее, обязаны следить за ним на воде.
• Сноуборд. Этот современный вид спорта очень популярен среди молодежи. Для предотвращения переломов кистей рук предусмотрены специальные перчатки с арматурой. Как и катание на лыжах, требует каски на голове (много травм головы), поскольку дети натуры очень лихие и бесстрашные.

Хотелось бы узнать
Наш ребенок отказывается ходить в школу
• Подобные неожиданные отказы характерны для маленьких, у детей постарше встречаются более изощренные варианты (жалобы на плохое самочувствие). Иногда дело доходит до проявлений паники (потливость, дрожь, возбуждение).
• Это может быть вызвано нежеланием продолжительной разлуки, состоянием депрессии, школьной фобии (боязни агрессии со стороны других, критики со стороны учителей, предъявляемых требований). Своевременное выявление причин подобных нарушений позволяет прекратить пропуски занятий. Порой требуется помощь психотерапевта. Иногда требуется устранение причины.

 

 

 


Ребенок, агрессивность и насилие

Агрессивность является такой же составной частью физического становления человека, как и самоконтроль. Баланс между этими природными склонностями и его поддержание составляют основу гармоничных общественных отношений личности
Насилие со стороны ребенка, насилие по отношению к ребенку тесно друг с другом взаимосвязаны. Как только нарушается баланс между агрессивностью и контролем над собой, ребенок теряет основу для гармоничного развития. Насилие отличается от агрессивности лишь конкретным поступком.

Природная агрессивность
С самого раннего возраста ребенок проявляет свою агрессивность (наиболее ярко она наблюдается в возрасте полутора лет) по отношению к окружающим. Иногда она проявляется по отношению к родителям в форме насилия. Некоторые отвечают на нее той же агрессивностью, которая без должного контроля может перерасти в насилие. Позже, на втором году жизни, ребенок проявляет агрессивность, отвоевывая себе место в обществе, царапаясь, дерясь, бросая вещи и крича криком. Такая агрессивность нужна ему как средство защиты от окружающих, как способ утверждения себя в обществе. Язык, как средство общения, нужен ему при этом лишь для достижения этой цели. При этом, наряду с агрессивными детьми есть и такие, которые для достижения той же самой цели предпочитают пользоваться обольщением и добротой. Иногда используются оба эти приема. Основные предпочтения в поведении ребенка явно проявляются в его детском возрасте. Роль родителей и общества заключается в формировании у ребенка способности к соблюдению правил поведения, пределов его желаний, обуздания собственной агрессивности.

Внешние факторы
Насилие зачастую прямо связано с условиями жизни ребенка. Основными его причинами являются тяжелые материальные условия в семье и перенаселенность в городских условиях. На них накладываются такие неурядицы как развал семьи, культурный уровень, насилие или безразличие со стороны родителей. Все эти причины приводят к возникновению напряженной атмосферы, в которой взрослые порой не в состоянии удержать свои родительские позиции. Ребенок при этом вынужден искать пути самоутверждения.

Насилие со стороны взрослых
Родительское насилие, существующее испокон веков, продолжает оставаться актуальной проблемой и по сей день. Общество и государство должны объединять усилия для защиты ребенка, постоянно и неукоснительно совершенствуя основу своего участия в этом процессе. Родители же, не способные контролировать свои поступки по отношению к детям, должны иметь доброго советчика, перед которым им можно высказаться без боязни быть осужденным. Такой советчик должен напомнить об ответственности взрослому и предоставить убежище ребенку, если без этого нельзя будет обойтись. При этом основное внимание следует уделять борьбе с проявлением сексуальных насилий и домогательств, объясняя детям о пределах допустимого любопытства со стороны взрослых к их телу, используемых словах и жестах. Ребенка следует научить говорить нет в отношении всяких предложений о кровосмешении. Общество должно нести ответственность за тех взрослых, которые допущены к работе и тесному общению с детьми.
Любой взрослый, будь то медицинский работник или общественник, обязан сигнализировать о подобных случаях. В подобных случаях на медицинских работников не распространяется правило врачебной этики по сохранению тайны пациента. Для этого можно пользоваться телефонными номерами соответствующих служб экстренной анонимной помощи.

Давление со стороны школы и родителей
Является ли школа по природе своей источником давления на детей? Взятая как таковая, нет. Напротив, посредством амбиций родителей по отношению к конечным результатам детей, да. Должна ли школа формировать некий идеальный облик ребенка или она предназначена лишь для обучения его основам процесса познания? Это зависит от каждой конкретной школы.
При этом упрощается то, что называется родительским выбором будущего своего ребенка. Оно может быть сформировано соответствующим выбором даже профиля дошкольного учреждения, а затем и конкретной школы. Отныне все определяется заранее. Воспитание из ребенка гражданина, т. е. человека уважающего мнение других и мнение общества, не менее важно нежели приобретение определенных знаний.

Конвенция прав ребенка
Международное признание утвержденных Организацией Объединенных Наций прав ребенка обязывает все государства к их соблюдению. Эти права основываются на принципах, обеспечивающих детям охрану их законного места в обществе. Многие из статей этой конвенции посвящены борьбе против проявления насилия к детям в любой его форме. Вот некоторые из них:
— Статья 34. Сексуальная эксплуатация. Ребенок имеет право на защиту против сексуального насилия и сексуальной эксплуатации, принуждению к проституции и любого рода порнографии.
— Статья 35. Похищение и торговля детьми. Государство обязано обеспечить запрет на похищение и торговлю детьми.
— Статья 37. Пытки и лишение свободы. Пытки, истязания и жесткое обращение, бесчеловечное и приводящее к деградации личности, запрещены. В отношении детей также запрещаются такие меры наказания как жестокость, пожизненное тюремное заключение, аресты и задержания, в том числе по решению суда. Осужденные малолетние преступники должны содержаться отдельно от взрослых, имеют право на общение с родственниками, юридическую помощь.
— Статья 38. Военные конфликты. Ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не может быть призван в ряды вооруженных сил. Дети, оказавшиеся в зоне военного конфликта, имеют право на защиту и помощь.
Детство является весьма деликатным периодом жизни , в котором ребенку нужно дать возможность общаться с другими без страха, и сохранить при этом его индивидуальность

 

 

 


Ребенок и виртуальные игры

Убаюканный его красочностью ребенок с каждым разом все сильнее поддается очарованию и задиристости этого нового для него мира картинок, которые можно увидеть только на экране. Каким образом старшие в состоянии помочь ребенку не утонуть в этом «мире грез»?
Нарастающее увлечение игровыми приставками и клавиатурой компьютера поглощает ребенка, увлекая его в «виртуальный мир», который у взрослых вызывает и интерес, и беспокойство по причине его агрессивности, достижений и наличия своего рода «зависимости» от него. Так ли тревожатся родителей в отношении ребенка, не выпускающего из рук книгу или пристрастившегося к кино?
Не следует излишне беспокоиться на сей счет, главное не допустить излишков и постараться использовать тот познавательный потенциал, который предлагает эта новая технология.

Игры, которые не надоедают
«Виртуальная реальность», созданная из несуществующих объектов, может породить в сознании ребенка неадекватное восприятие существующего мира. Поэтому родителям следует чутко улавливать любые изменения в поведении ребенка.

Застольные игры
Привычные застольные игры всегда строились на фикции воспроизведения реальных жизненных ситуаций (коммерческих, культурных), которые дополнялись всяческими ловушками, и в которых царила случайность. Посему в группе играющих всегда слышались слова досады, радости, а порой и брани. Игры помогают тем самым нивелировать «настоящие» конфликты. Как обстоит дело с современными играми?

Видео приставки
На протяжении последних двух десятков лет электроника захватила рынок игрушек, предложив разнообразные игровые приставки, стационарные и переносные. Подобное игровое разнообразие может сослужить и пользу. Изображение игровых ситуаций воспроизводится на жидко кристаллических мониторах телевизоров или персональных компьютеров.
• Некоторые безусловные предосторожности:
— играть нужно на определенном удалении от экрана (на расстоянии, равном длине соединительного шнура);
— комната, в которой ребенок играет, должна быть хорошо освещена;
— игра должна быть прекращена, если ребенок устал или захотел спать;
— прерывать игру каждый час (что нелегко ребенку объяснить).
Повышенное внимание требуют к себе дети с обостренной фотосенсорикой, у которых чрезмерная контрастность геометрических рисунков или мерцание освещенности могут привести к эпилептическим припадкам. Если родителям известны заранее подобные отклонения ребенка от нормы, они должны сообщить об этом лучащему врачу. Напротив, если ребенок страдает от головокружений, у него нарушено зрение, самопроизвольно подергиваются веки, он подергивается или теряет сознание во время участия в видео играх, такие игры должны быть прекращены и вызван врач.
• Каково влияние игр на общественное поведение ребенка? Возможно ли, чтобы ребенок смешивал реальное и выдуманное? Это зависит от времени, проводимого за играми, психопатических особенностей ребенка, отклонений от нормы.
Однако, наибольшее беспокойство вызывает низкий образовательный уровень распространяемых игр, их агрессивная направленность. Сражения и убийства, с завидным постоянством воспроизводимые разработчиками игр, требуют вмешательства родителей в процесс ограничения доступа к ним.

Телевизионная зависимость
За последние пятьдесят лет телевидение превратилось в назойливое дополнение повседневной жизни большинства населения. В индустриально развитых странах почти 98 % детей имеют доступ к телевизору. В половине семей теперь два телевизора, один из которых стоит в детской комнате. Треть из таких пользователей имеют и видеомагнитофон. В возрасте от 4 до 10 лет ребенок проводит у экрана телевизора до 100 мин в день, а дети постарше (10–15-летние), те и вовсе до 200 часов. Это свидетельствует о той важности, которую играет в жизни ребенка зрительный образ. Включение телевизора перестало опираться на желание, а превратилось в привычку.

Новое в отношении к трансляциям
Беспроводные пульты управления, видеомагнитофоны, видео игры, спутниковые антенны — все эти технические средства вместе предоставляют возможность выбора и самостоятельности в выборе того, что ты будешь смотреть. Поведение телезрителей в этой связи довольно резко меняется. Дети в большей степени, нежели взрослые тяготеют к обособленному просмотру телепередач. Они не столь пассивны во время передачи, активно соучаствуют в интерактивном действе, особенно в предлагаемых интерактивных забавах.
• Образовательная и педагогическая составляющие. Телевидение сохраняет за собой определенную педагогическую направленность, особенно в недостаточно обеспеченных семьях. Оно является источником необходимых знаний, если только ребенок смотрит образовательные, культурные, документальные передачи. Тем большее значение оно имеет для детей из мест, удаленных от центров культуры. При этом телевидение выступает порой стимулирующим фактором для любознательных ребят, подталкивая их к поиску иных источников пополнения знаний. Напротив, лексическая бедность некоторых передач оказывает негативное влияние на словарный запас детей, засоряя его словечками. Более того, само по себе слово рядом с видео картинкой теряет свою значимость для воображения.

Магнитофон
Приблизительно в 70 % семей есть магнитофон. Из всех электронных устройств, присутствующих на рынке, это развивается наиболее быстрыми темпами, поскольку позволяет сделать определенный запас подобранных видео записей и для взрослых и для детей.

Кассеты и DVD-диски.
Успех видео кассет в том, что ребенок может сам выбрать понравившийся ему фильм либо из домашней фильмотеки, либо взяв его в прокат. При этом контроль со стороны родителей должен ужесточаться. Многие из пунктов проката далеки от профессионального подхода к формированию набора имеющихся у них фильмов, не в состоянии дать нужную рекомендацию ребенку при просмотре их обширного каталога.
В проблему превращается легкость доступа к порнографическим фильмам. На самом деле подобные фильмы становятся единственным источником сексуального образования у подростков. Эти фильмы распространяют негативную идеологию, такую как насилие, господство одного над другим, демонстрация деградирующей женщины.

Персональный компьютер
Внедрение в повседневную жизнь этих электронных устройств существенно выросло в последнее время. Очень быстро в сознании детей они укоренились как признак продвинутости, став символом принадлежности новому поколению, как это случалось ранее с электричеством, телевизором и собственным авто. Однако, полезность его весьма условна, он превращается в пустую скорлупу, если используется не по прямому своему назначению или не в педагогических целях. Он зарабатывает свои «очки» лишь благодаря предоставляемым игровым возможностям и средствам общения, в основном построенных на том же самом увлечении подростков экранным изображением. Большинство из них на долгое время остаются пользователями лишь игровых возможностей цифровых технологий.

Доступное программное обеспечение
Со временем пользовательские навыки, привитые родителями, помогают ребенку окунуться в обширный и захватывающий мир приложений, основанных по принципу вопрос-ответ-действие. Многие из детей паразитируют на простеньких графических забавах, призванных решать одну лишь задачу — сделать устройство привлекательным. Но эти забавы вскоре заслоняют истинное назначение устройства. А ведь в нем заключен мощный помощник, способный содействовать обучению письму, чтению, счету и языку. Он позволяет развивать тягу к логическим задачкам и точным наукам.

CD-ROM
Рост оцифрованной информации столь значителен, что начинает претендовать на первенство среди информационных источников. С помощью CD-ROM можно и читать книги, и совершать покупки, и рыться в словаре.
• Новый способ обучения. Метод лишен плавной последовательности. Ребенок может мгновенно перескочить с одной темы к другой, получить объяснение слова, с помощью функции фокусирования ему доступно изменение высоты шрифта, а использование медийных сайтов позволяет тут же скомплектовать изображение со звуком и текстом. К тому же, каналы поиска информации всегда доступны и индивидуальны, что превращает мультимедийные приложения в мощный и привлекательный инструмент педагогики. Он становится идеальной опорой общих и специальных образовательных дисциплин, адаптированных к различным возрастным группам и уровню подготовки школьников.
На диски перенесены различные, как общие, так и специальные энциклопедические издания, оцифровываются многие весьма старые книжные носители информации.
• Человек остается главным. В процессе обучения ничто не может заменить ни родителей, ни педагогов. Качество полученных знаний в первую очередь зависит от выявления способностей ребенка к их усвоению и имеет личностный характер. Поэтому электронные помощники хороши при дистанционном обучении, смягчая отсутствие рядом с обучаемым учителя.

Интернет
Сеть для ребенка притягательна своей таинственностью. Возможность увидеть, не сходя с места то, что находится на другом краю света — это более чем соблазн. Очень быстро, быстрее своих родителей осваивают это средство.
• Контроль над пользованием Интернетом. Ребенку нужно объяснить, что ему позволено, а что запрещено, поскольку он может залезть на сайты с педофилией и порнографией. Родители могут использовать с этой целью специальные фильтры, имеющиеся в программном обеспечении компьютеров. Эти программы отыскивают запрещенную информацию, поступающую на компьютер по ключевым словам, и защищают подростков от ее влияния. Вопрос об установке подобных фильтров становится отныне обязательным.
• Общение в сети. Огромную привлекательность имеют так называемые «чаты», на которых в реальном времени можно общаться сразу с несколькими собеседниками, находящимися друг от друга на расстоянии в тысячи километров. У каждого из участников есть свой псевдоним. Это средство общения несет в себе скрытую угрозу (по причине анонимности общения). Поэтому ребенок должен быть предупрежден о возможных последствиях. Он не должен сообщать своих персональных данных, давать свое фото, не совершать ничего, что могло бы быть использовано против него самого.
• Разнообразие информации. Интернет содержит много точной и нужной информации, которую можно использовать в процессе обучения. Банки данных содержат все, начиная от обучения элементарным навыкам до иконографии. Правильное пользование сетью требует определенных систематических знаний, которые позволят не блуждать по ее закоулкам без цели и достижения конечного результата.
Компьютер через несколько лет обретет особое предпочтение со стороны детей и подростков