Нож... в руках самбиста

Категория: Боевое самбо Опубликовано 20 Март 2014
Просмотров: 3096
Нож... в руках самбистаКазалось бы, в самом названии статьи заложено явное противоречие. Нож!?
Причем же тут самбо? Ведь аббревиатура «самбо», как мы привыкли ее
расшифровывать, означает «САМооборона Без Оружия...»
Нож, наверное, единственная разновидность холодного оружия, которая на протяжении всех без исключения эпох и столетий входила (пусть и не занимая главенствующего положения) в арсенал воина.
Являясь оружием весьма разнообразного утилитарного назначения (от резки колючей проволоки до вскрытия банок с консервами из сухого пайка), нож и поныне верой и правдой несет армейскую службу (только в военно-морских силах США получили прописку четыре «официальных» разновидности ножа:
боевой нож корпуса морской пехоты,
боевой нож ВМС, «нож выживания» морской авиации,
«рабочийнож» СЕАЛ (подразделения боевых пловцов-аквалангистов-диверсантов).
Но.вернемся к самбо. Тот вид единоборства, который мы называем сейчас самбо (как спортивное, так и боевое) рождается при слиянии (что впрочем нередко бывает в мире боевых искусств) двух систем — собственно самбо (ранее называющегося «система САМ», «САМОЗ», «Самозащита без оружия»), детища бывшего штабс-капитана царской армии, а впоследствии — в годы Советской власти, специалиста Главного броневого управления, ответственного инструктора ВСЕОБУЧА и общества «Динамо» Виктора Афанасьевича Спиридонова и борьбы «вольного стиля» (или «вольной» борьбы, как ее еще называли), созданной на основе дзюдо с включением элементов национальных видов
единоборств народов СССР В. С. Ощепковым, выпускником японского «Кодокан-дзюдо», военным переводчиком и дипломатом, инструктором ЦДКА (предшественник ЦСКА) и преподавателем московского института физкультуры, окончившего свою жизнь в одном из бесчисленных ГУЛАГов.
Самбо являлось закрытой, строго прикладной дисциплиной, секретным оружием такой
организации, как НКВД (справедливости ради отметим, что, помимо органов  политического сыска, она вкючала в себя разведывательные органы, органы контрразведки, милицию и пограничные войска). Исходя из «специфики работы», техника самбо основывалась в основном на болевых приемах, включая определенное количество ударов удушений и бросков. Многие приемы были позаимствованы из джиу-джитсу и других известных тогда видов единоборств (бокс, савват, вольно-американская борьба), рождены боевой практикой, позаимствованы у преступного мира. «Вольная борьба» во многом отдавала предпочтение броскам (даже приемы обезоруживания боевого раздела, начинавшиеся с болевого воздействия, заканчивались броском, как правило, подножкой). Как и самбо, она вобрала в себя много ценного из других единоборств, в том числе китайского ушу. В отличие от «закрытого» самбо борьба вольного стиля имела открытый «спортивно-массовый» характер и в предвоенные годы стала завоевывать популярность среди любителей спорта. Боевой раздел ее был ориентирован в основном на армию. Окончательно «примирить» и объединить эти два направления отечественной самозащиты удалось лишь в послевоенные годы, в чем немалая заслуга принадлежит Анатолию Аркадьевичу Харлампиеву, хотя подобные попытки предпринимались и раньше (Волков, 1940 г.).
В конце тридцатых, начале сороковых в мире было неспокойно. Все дышало предчувствием надвигающейся войны. В стране развернулось широкое движение за овладение «оборонными» знаниями, росла сеть кружков ОСАВИАХИМ, создавались военные училища с сокращенным курсом обучения за Уралом, начали возводиться промышленные гиганты, а Красной Армии регулярно приходилось проверять на практике правильность освоенных ей методов ведения рукопашного боя, то в пограничных конфликтах на Дальнем Востоке, то в войне с северным соседом — Финляндией, то под раскаленным «безоблачным» небом далекой Испании. Спорт тоже был «мобилизован». Что говорить о таких прикладных единоборствах, как «вольная борьба» или «самбо»,
когда новые надежные способы ведения рукопашной схватки изыскивали даже боксеры (Градополов) и фехтовальщики (Вулочко). Первыми к необходимости обучения использования ножа в бою обратились сторонники «самбо». Автор вышедшей в 1930 году в издательстве НКВД книги «Искусство рукопашного боя» Ознобишин посетовал, что приемы боя на ножа изучают не профессионалы, те, кому подобное умение необходимо по роду службы, а мастера сцены. И уже в 1940 году в книге «Курс самозащиты без оружия (самбо)» с грифом «только для сотрудников НКВД», ученика В. А. Спиридонова В. П. Волкова перед нами предстает довольно стройная система боя «коротким финским или норвежским ножом». Почему именно ученики Спиридонова первыми обратили внимание на эту проблему? Виктор Афанасьевич, сам в прошлом боевой офицер, прошедший горнило русско-японской 1905 года и Первой мировой войн по себе знал, как
важно порой уметь вести рукопашную схватку предметом, казалось бы, для этого совсем не предназначенным (лопатой, киркой, палкой). Именно ему мы обязаны тем, что в нашем боевом искусстве появился раздел, изучающий использование в бою подручных средств. Сейчас трудно сказать, какая дата стала «днем рождения» отечественной школы боя на ножа, какие системы питали ее. Очень возможно, что кое-что сотрудники НКВД позаимствовали из арсенала их извечных «оппонентов» — уголовников. Сама система, по всей видимости, была ориентирована на разведчиков, причем не войсковых, а «агентуристов», шпионов, как их иначе называют. В книге, правда, на это прямых указаний не было. Но судите сами: вооруженную руку рекомендовалось прятать от противника «за спиной, за бортом пиджака, в кармане и т. д.», чего в обычной схватке, естественно, никто делать не будет — не до того, да и времени, как правило, нет; сам противник предполагался спокойно стоящим непосредственно перед атакующим; свободная рука выполняла отвлекающие действия и сковывающие захваты, да и вообще вся система делала ставку на один, решающий удар» не предполагая длительных схваток. Техника включала 10 ударов, удерживая нож «клинком вверх» и «клинком вниз». Некоторые из ударов носили колюще-режущий характер, несколько наносилось в спину противника, стоя перед ним и используя захват за шею со стороны затылка. Методика обучения предполагала изучение уязвимых мест на теле человека, удары изучались сперва по разделениям, а затем в целом, отработка велась на манекене (в частности,
специальной раме, заполненной мягкой глиной) боевым оружием, а впоследствии на «живом объекте» — партнере, используя учебное оружие. В конце подготовки проводились учебные схватки в фехтовальной экипировке.
Упоминалась возможность метания ножа «... с дальней дистанции».
Грянула война и вместе с ней изменились требования к подготовке бойцов, в том числе и в области рукопашного боя. Теперь уже с ножом в руках требовалось умение вести яростную, беспощадную рукопашную схватку с готовым к ней противником, иногда превосходящим количественно, бесшумно снимать часовых, противостоять нападающему с винтовкой, лопатой... Да и требовалось это умение теперь не только агентуристам, но и армейским разведчикам, бойцам «специальных формирований РККА и НКВД», в конце концов просто пехоте. И тут «слово взяли» специалисты борьбы «вольного стиля». Преподавая технику рукопашного боя в подразделениях «спецназа», ведя «экспериментальные работы» в московском институте физкультуры, они таки создали свою систему, отличающуюся простотой и в то же время разнообразием технических средств (удары ножом сочетались с ударами рукой и ногой, бросками, удушениями).
Конечным результатом этой работы стала изданная в 1944 году брошюра «Ближний бой», автор которой Н. Н. Симкин был в прошлом призером одного из предвоенных чемпионатов по «вольной борьбе». Система, созданная борцами «вольного стиля», предполагала три варианта хватки ножа:
1) острием вверх; 2)- вниз и 3) прямо по направлению к противнику и включала восемь ударов, внешне напоминающих боксерские. В отличие от системы ведения боя,
предложенной в «самбо», много внимания уделялось изготовке к бою (боевая стойка, стоя, прижавшись боком к стене, дереву, пригнувшись — в посевах, высокой траве, стоя на одном колене — в низкорослом кустарнике, лежа на земле, в снегу, держа нож в рукаве, зубах, передвижением (шагом, прыжком, в т. ч. из положения лежа, после перебежки, ползком), изучались комбинации (иногда включающие в себя тычки пальцами, удары ногой и т. д.). Технику приемов изучали сначала на месте, затем в движении шагом, бегом, из различных положений (стоя на колене, пригнувшись, лежа, с последующим прыжком), после чего переходили к отработке на неподвижных и качающихся мишенях, лапах (удерживаемых на короткой палке партнером), вязанке
хвороста. Затем следовали парные схватки в фехтовальной экипировке на ножах и с бойцом, вооруженным винтовкой, отработка реальных боевых ситуаций (бесшумное уничтожение противника, групповые схватки и т. д.).
Пару слов хочется сказать о системе, используемой в армии. Если в «наставлении по рукопашному бою» 1938 года (НПРБ-38) технику работы ножом «приравнивали» к технике использования в бою малой саперной лопаты, «ключа танкиста», то уже в «Руководстве по подготовке к рукопашному бою Красной Армии» 1941 года (РПРБ-41), написанным по «горячим следам» финской кампании, был раздел, посвященный действиям «отомкнутым клинковым штыком», включавший, правда, всего три удара (видимо, решили, что в тесноте траншеи другие выполнять нецелесообразно). Война внесла свои коррективы. За дело взялись фехтовальщики, разработавшие для пехоты соответствующие способы ведения боя и соответствующие методы обучения им. «Первая скрипка» здесь принадлежала Константину Тимофеевичу Булочко, еще до войны одному
из лучших мастеров фехтования в стране. Технику ударов «ставили» на чучелах, которые представляли собой вязанки хвороста, прикрепленные к дереву, забору, стене, стенке траншеи. Использовалась парная работа с тренировочными палками, которые партнер внезапно подставлял под удар сверху, снизу, сбоку, на различной высоте, набегал на бойца с оружием, находящегося в неудобном положении (стоя на коленях, сидя, лежа), неожиданно, притаившись из-за угла строения, препятствия, дерева, у входа. Все это обучаемый должен был проходить, нередко передвигаясь бегом или шагом (по траншее, пересеченной местности). Были свои методы и у армейских разведчиков. Там техника владения ножом сводилась к тому, чтобы бесшумно уничтожить противника (стоящего,
сидящего, лежащего), зажав ему рот рукой, предплечьем, набросив на голову плащ-палатку.
К сожалению, многое из того, о чем рассказано, кануло в лету. Доктрина о том, что война ведется теперь ракетами, сделала свое дело. Теперь мы с надеждой смотрим на восточные единоборства. А не мешало бы заглянуть в собственный боевой опыт. Ей Богу, у нас есть немало стоящего, тем более, что техника абсолютного большинства восточных единоборств в настоящее время носит чисто спортивный характер.

В. Ю. Едигирев
Журнал «Боевые искусства планеты»