Тактика охраны грузов, перевозимых автомобильным транспортом

Категория: Аспекты охраны объекта и перевозимого имущества Опубликовано 16 Май 2014
Просмотров: 4131
Тактика охраны грузов, перевозимых автомобильным транспортомМореплаватель знает - камням ничего не докажешь, их надо обходить. С.Паркинсон
Необходимость охраны грузов, перевозимых автомобильным транспортом, возникает в связи с высокой вероятностью открытого (грабеж, разбой) или тайного (кража) похищения материальных ценностей в пути следования автомобиля. Тайное похищение грузов, перевозимых автомобильным транспортом, можно условно разделить на следующие группы:
1. Кражи-при погрузке, разгрузке и перегрузке автомобиля с использованием невнимательности и беспечности материально-ответственных лиц и охранников, а также путем их отвлечения.
2. Похищение части груза путем нарушения пломбы или срывания замка на запорном устройстве контейнера или фургона автомобиля.
3. Проникновение к грузу за счет взрезания тента полуприцепа.
4. Похищение внешних элементов функционального оборудования автомобиля (стекла, стеклоочистители, зеркала, фары, колеса и т.п.).
5. Проникновение в кабину автомобиля путем выдавливания стекла, подбора ключа или с использованием специальных отмычек и похищение личных вещей водителя и охранника, документов на перевозимый груз и т.д.
6. Угон автомобиля (в том числе и с грузом).
С целью совершения хищения грузов или самой автомашины преступники активно используют и целенаправленно создают выгодную для себя ситуацию. Четкое представление охранниками места времени и иных обстоятельств хищения будет способствовать предотвращению и пресечению преступления. В отличие от вышеперечисленных групп краж, ситуации совершения грабежей и разбойных нападений на грузы сводятся, по сути дела, к двум типам:
- нападение во время стоянки или временной остановки автомобиля;
- совершение грабежа или разбойного нападения путем принудительной остановки автомобиля или нападение на водителя и охранников непосредственно в момент движения.
Необходимость охраны процесса погрузки, разгрузки или перегрузки на другой вид транспорта должна особо оговариваться при заключении договора на охрану и отражаться в нем. Вместе с тем следует отметить, что участие охранников в подобного рода операциях является
крайне нежелательным, особую настороженность должны вызывать предложения об участии охраны в подобных операциях со стороны тех клиентов, у которых, по имеющейся информации, нередки случаи недостач и составления коммерческих актов при приемке грузов.
Не следует исключать возможность введения представителей частной охраны в состав комиссии, которая, по замыслу расхитителей, должна подтвердить недостачу при приемке ранее расхищенного груза. Если охранникам все же приходится участвовать в контроле погрузочно-разгрузочных операций, то особую бдительность им следует проявлять в следующих ситуациях:
а) в темное время суток, при плохой освещенности,. когда затруднен визуальный контроль количества переносимых мест, целостность их упаковки и т.д.;
б) когда погрузочно-разгрузочную операцию проводят плохо известные охране материально-ответственные лица и грузчики;
в) при нахождении материально-ответственных лиц и грузчиков в нетрезвом состоянии;
г) когда борт автомашины, стоящей под погрузкой (разгрузкой) или двери автофургона неплотно примыкают к воротам склада, двери вагона или контейнера.
При контроле погрузочно-разгрузочных операций охраннику необходимо уметь самостоятельно выделять подобного рода негативные факторы и принимать необходимые меры к их устранению.
Тайное или открытое похищение грузов во время стоянки (или временной остановки) автомобиля возможно при следующих обстоятельствах:
- в районе автозаправочной станции;
- в момент временной остановки возле придорожных объектов (кафе, шашлычных) для приема пищи;
- в темное время суток во время отдыха на неорганизованной стоянке автомобилей;
- во время остановки автомобиля для выполнения просьб о помощи, которые могут дополняться инсценировкой обстоятельств аварии, несчастного случая и т.п.;
- в момент отвлечения внимания водителя и охранника от автомобиля и перевозимого груза;
- с использованием невнимательности и беспечности лиц, сопровождающих автомашину и перевозимый груз.
Практика свидетельствует, что потеря бдительности лицами, сопровождающими груз, может иметь печальные последствия. Так, в октябре 2010 г., в дневное время в момент остановки у придорожного кафе из кабины автомобиля КАМАЗ неизвестными преступниками были похищены охотничье ружье охранника и кожаная куртка водителя. Оба в момент кражи обедали. Проникновение в кабину было совершено путем выдавливания стекла левой двери кабины автомобиля.
Левая сторона грузового автомобиля наиболее уязвима во время кратковременной остановки у придорожных объектов и особенно в тех случаях, когда преступники используют для похищения другую автомашину для быстрой переброски части груза.
Имитируя обгон, они останавливают свою автомашину рядом с автомобилем с грузом, взрезают тент полуприцепа и похищают часть груза. Приблизительно, по этой схеме были похищены 7 комплектов видеоаппаратуры из полуприцепа автомобиля "Вольво", стоящего у придорожного объекта. Возможность их преследования преступники нейтрализовали путем подкладывания специальных шипов под колеса
автомобиля, которые водитель и сопровождающий охранник не заметили перед началом движения

Проникновение преступников в автомашину во время ее движения с целью нападения на лиц, сопровождающих груз, как правило, происходит при замедлении движения автомобиля. В этой связи наиболее опасными являются ситуации, когда:
- автомашина останавливается или трогается с места после кратковременной остановки вне населенного пункта, в безлюдной местности, на участке дороги с плохим боковым обзором прилегающей местности;
- автомобиль делает крутой поворот, требующий значительного замедления скорости движения;
- водитель, замедляя скорость, вынужден объезжать расположенные на дороге препятствия;
- на опасном (криминогенном) участке трассы имеются затяжные подъемы.
Во всех вышеуказанных ситуациях от водителя и охранника требуется особая бдительность и пристальный контроль прилегающей местности. В некоторых случаях охраннику целесообразно расположиться в кузове автомобиля, на подножке кабины или на крыше фургона (только при условии наличия специальных скоб или иных приспособлений для закрепления).
Другим, возможным способом нападения преступников является использование ими параллельно движущегося транспорта. В момент обгона автомобиля с грузом демонстрируется оружие (как правило, автомат) и жестами высказывается требование остановить автомобиль либо производится запрыгивание на кабину, на тент полуприцепа или в кузов. В случае запрыгивания средством остановки автомобиля является либо угроза оружием, либо силовое воздействие на водителя и охранника, сопровождающего груз.
Практике частной охраны известны также случаи остановки автомобиля преступниками за счет использования специально создаваемых на дороге препятствий "естественного" происхождения (деревья, камни, трупы животных). С одной стороны, подобные факты свидетельствуют о тщательной подготовке преступников к нападению, а с другой - о том, что сохранность служебной информации о времени и маршруте транспортировки находится на низком уровне.
Знание категорий лиц, совершающих кражи, грабежи и разбойные нападения на грузы, перевозимые автомобильным транспортом, будет способствовать опережающему выявлению преступников и в случае совершения преступления самостоятельному поиску
похищенного. Лица, совершающие подобные преступления, могут быть условно разделены на следующие категории:
1. Материально-ответственные лица и грузчики, причастные к отпуску или приемке товара (груза).
2. Лица, проживающие вблизи автомагистралей, неорганизованных стоянок грузовых автомобилей, кемпингов, автозаправочных станций и т.п. придорожных объектов.
3. Лица без постоянного места жительства и работы, осужденные, бежавшие из мест отбывания наказания или следующие после освобождения к месту постоянной прописки.
4. Работники придорожных объектов и связанные с ними лица.
5. Организованные преступные группы, следящие за автомашиной с грузом или поджидающие ее в определенном месте с целью нападения.
В период заключения договора на охрану следует уточнить время готовности груза к отправке, учесть количество автомашин и их водителей, а также иные факторы, существенным образом влияющие на выбор тактики охраны груза. К указанным факторам относятся:
а) характер и значение перевозимого груза;
б) финансовое обеспечение охранных мероприятий;
в) тип автомобилей, подлежащих охране и личностные характеристики их водителей;
г) характер маршрута перевозки и состояние криминогенной обстановки в тех регионах, через которые он проходит;
д) качественный состав охранников, их вооруженность и оснащенность специальными средствами.
В день отправки груза группа охранников во главе со старшим прибывает к месту формирования колонны автомобилей или к месту погрузки. После предъявления заказчику документов на право охраны старшему охраннику следует проверить у клиента документы, подтверждающие законность владения и распоряжения грузом, принимаемым под охрану. Пренебрежение данным правилом может иметь весьма печальные
последствия. В практике уже имел место случай принятия под охрану двух автомашин с аудио- и видеоаппаратурой, которая, как позднее выяснилось, была похищена у одной из коммерческих структур.
После готовности груза к сдаче под охрану старший охранник вместе с подчиненными ему охранниками проверяют количество мест, исправность их упаковки и надежность крепления. При перевозке груза под пломбой проверяется целостность бортов кузова, стенок фургона, исправность запорного устройства, наличие пломбы и соответствие оттиска имеющимся образцам.
Одной из важных мер безопасности является тайна времени отправки груза. В этой связи могут использоваться такие приемы, как немедленный уход на маршрут после погрузки с афишированием чуть более позднего времени отправления груза. В другом случае может быть
использована обратная схема, то есть автомобиль с грузом перегоняется на временную стоянку, а сторонним лицам демонстрируется факт немедленной отправки груза. При перевозке наиболее ценного груза может быть использован автомобиль-"пустышка" и т.п. приемы.
В конечном счете, применение конкретных схем дезинформации заинтересованных лиц зависит от всей совокупности складывающихся обстоятельств и творческого подхода сотрудников частной охраны.
Существенным фактором безопасности является искаженное представление сторонних лиц об объеме, стоимости и значимости перевозимого груза. С этой целью применяются различного рода камуфляжи, маскирующие ценный груз, в местах остановки распространяется информация о перевозке малоценного груза. Как свидетельствуют материалы проведенного нами исследования, многие представителя частной охраны замечали закономерную связь между проверками автомашин с грузом работниками ГАИ и нападениями именно на те автомашины, где не было вооруженной охраны.
Это обстоятельство также следует учитывать в процессе сопровождения грузов. На наиболее криминогенных участках трассы следует
пользоваться хорошо проверенным и положительно зарекомендовавшим себя средством маскировки маршрута движения и дезинформирования
информаторов субъектов преступной деятельности, которое заключается в заблаговременной подготовке нескольких комплексов товарно-транспортных документов. В основном комплекте указаны реальный поставщик и получатель, а в двух или трех дополнительных указан
искаженный маршрут движения.
Наиболее целесообразным с точки зрения безопасности является движение с минимальным количеством остановок, особенно для дозаправки. С этой целью необходимо оборудовать автомобиль баком большой вместимости или брать в дорогу дополнительный запас топлива.
Для создания искаженного представления сторонних наблюдателей о графике движения автомобиля следует оптимально использовать скоростные возможности автомобиля. На хорошо просматриваемых участках дороги, в населенных пунктах, при прохождении возле АЗС и иных придорожных объектов следует несколько замедлять скорость движения. Сразу же после прохождения указанных пунктов следует увеличивать скорость до максимально допустимых пределов.
Эффективная охрана сопровождаемых грузов напрямую зависит от вооруженности охраны и ее экипировки. Как минимум охранник должен быть вооружен гладкоствольным охотничьим ружьем, которое вместо приклада должно иметь пистолетную рукоятку. Кроме этого, охранник должен иметь укороченную резиновую палку и наручники.
При переезде на небольшие расстояния один из охранников может находиться в левом переднем углу кузова автомобиля, а во время остановки - впереди, возле кузова.
На случай возникновения нестандартных ситуаций охранник должен уметь в время движения занять запасную позицию. Если он находится в кабине, то перейти на подножку или в кузов, если он находится в кузове, то переместиться (если это возможно) в пространство между передней частью кузова и задней стенкой кабины и т.д.
Существенную помощь в смене позиции могут оказать навыки быстрого открывания двери, спрыгивания на скорости с подножки и иные навыки, о которых пойдет речь в следующих статьях.
В пути следования охранникам следует помнить о естественно возникающим расслаблении в светлое время суток, а также о тех приемах отвлечения внимания от автомобиля с грузом, которые могут использовать преступники.
В моменты временных остановок при выходе из кабины следует визуально контролировать места и направления вероятного нападения преступников. При выходе из кабины (пусть даже на короткое время) ее следует закрывать. В моменты удаления от автомобиля необходимо контролировать возможное приближение к нему посторонних.
В темное время суток на время отдыха лучше всего останавливаться на некотором удалении от трассы.
Обязательным условием является попеременная охрана груза. При малейших признаках грозящего нападения или иных инцидентов следует немедленно уезжать с места стоянки.
При подходе посторонних лиц к автомашине с грузом, при их агрессивных действиях в отношении водителя и охранника следует действовать очень решительно. Не имеет смысла до последнего момента прятать имеющееся оружие. Необходимо демонстрировать его наличие у охраны и активно предупреждать нападение вербальными заявлениями, а в критических случаях выстрелами в yyyвоздух или на поражение преступников.

М.Ф.Савелий
канд. юридических наук
доцент Академии МВД РФ
Журнал «Боевые Искусства Планеты»