Методы изучения приёмов

Категория: Джиу-джитсу Опубликовано 03 Март 2014
Просмотров: 3186
Методы изучения приёмовВ Джиу-джитсу существует три основных метода изучения приемов.
Учикоми - многократное повторение приема или отдельных элементов приема как с партнером (учикоми гейко), так и без парт­нера (тандеку реншу).
Если учикоми выполняется с партнером без броска на татами, такое выполнение носит название бутсукари. Рандори - совокупность свободных действий (приемов) в условиях, приближенных к реальной борьбе. Ката - формализованное выполнение приемов в заранее известных условиях. Термин «ката» мо­жет также использоваться для обозначения показательного испол­нения приемов.
Наиболее показательно будет рассказать о ката на примере японского боевого искусства дзюдо, обобщившего традиционные ката школ Джиу-джитсу.
Первые две ката - ката бросков и борьбы лежа (наге-но-ката и катаме-но-ката) включают по 15 технических действий - наиболее эффективных бросков (наге-но-ката), удушений, болевых и удержаний (катаме-но-ката).
Киме-но-ката - комплекс реального боя - требуется для сда­чи на 2-3 дан и включает в себя защиту от атаки голыми руками и коротким и длинным самурайским мечом. Эта одна из наиболее кра­сивых ката заимствована из школы тенсин-синьё-рю.
Дзю-но-ката, «ката мягкости» - воплощает основной принцип Джиу-джитсу. Этот комплекс, изучающийся после освоения всех базо­вых технических действий, не содержит бросков - проведение приёма останавливается непосредственно перед падением противника. Поэтому эта ката рекомендуется для изучения женщинами.
Пятая ката дзюдо, косики-но-ката - «старинная форма» - пришла в дзюдо из школы Джиу-джитсу Кито-pю. В древности она проводилась в самурайском одеянии. И хотя сейчас исполняющие одеты в обычные дзюдоги, они имитируют жесты человека, нося­щего оружие. Названия приемов очень красивы: «во сне», «мельница, вращаемая силой воды», «ствол падающего дерева», «снег на иве», «ветка, сломанная снегом». Эта ката требуется для сдачи на восьмой дан и является одной из самых сложных.
Итсутсу-но-ката, «ката пяти стихий» - необходима для сдачи на 7-й дан. Она считается наиболее разработанной по своему духу и технике. Все движения проводятся по круговой траектории и символизируют союз человека с космическими силами.
Седьмая ката со сложным названием сэроку-дзенио-коку-минтайку-но-ката активно изучается во всех секциях традиционного Джиу-джитсу, воплощает комплекс национального физического воспи­тания. Она содержит различные удары руками и ногами, проводится в одиночку и в паре, на коленях и стоя. Отчасти, эта ката - резуль­тат сотрудничества Кано с основателем каратэ Гитином Фунакоси.
Восьмая и девятая ката - фудзеки-но-ката и иппан-е-госин-но-ката, носящие общее название госин-дзюцу, - представляют собой комплекс самозащиты для женщин и мужчин, практикуются в поли­ции, содержат приемы зашиты от ударов палкой, полицейской ду­бинкой и приемы с пистолетом. Эти две последние ката почти неиз­вестны за пределами Японии.
Многие школы Джиу-джитсу изучают другие ката, разработанные в школе или заимствованные из традиционных японских ката.
Старые школы Джиу-джитсу использовали разучивание ката в качестве основного метода тренировок. Однако, современное Джиу-джитсу равнозначно использует все три метода изучения техники, так как только правильно выбранное соотношение всех трех методов может дать оптимальный результат.
Разберем некоторые особенности предлагаемых методов.
Учикоми
Для выполнения учикоми гейко необходимо не только отра­батывать отдельные фазы приема, но и моменты слияния двух фаз. На начальных стадиях изучения бросков для отработки тех­ники передвижений, поворотов, защиты и ударов, а также для разминки рекомендуется выполнять тандеку рсншу (упражнения без партнера).
При учикоми рекомендуется через 20 - 30 подходов переходить к отработке другого приема. Изучение приемов необходимо проводить как в левую, так и в правую сторону.
Ката
Выполнение и разучивание ката можно проводить как полнос­тью (выполнение последовательно всех входящих в ката приемов), так и поэлементно (многократное выполнение отдельных приемов, входящих в ката). На начальных стадиях предпочтение отдается вто­рой форме. Особенно необходимо выполнение ката для отработки правильности позиций и передвижений, поворотов и захватов. Скорость выполнения ката при показательных выступлениях строго рег­ламентируется.
Рандори
Рандори можно использовать в различных вариантах. Наиболее употребимые виды рандори следующие:
1. Какари гейко - борьба с односторонним нападением с час­тичным или полным сопротивлением уке. Уке не имеет права атако­вать и контратаковать. Задача тори - пробиться через защиту уке и
вывести его в невыгодное положение.
На начальных стадиях подготовки (1-2 год обучения) реко­мендуется ограничивать тори единичной атакой. После каждой атаки уке и тори возвращаются в исходное положение и начинают борь­бу вновь.
2. Якусоку гейко - борьба с частичным сопротивлением про­тивника в заранее заданной ситуации.
З. Дзю гейко - вольные схватки при произвольном движении противников.
Можно применять и другие формы, например:
Суто-гейко - технически лучше подготовленный ученик прини­мает без сопротивления или с незначительным сопротивлением ата­ки своего соперника, разрешает ему проводить приемы, исправляет в процессе борьбы ошибки атакующего.
Кумиката-рандори - тори старается применить лучший прием индивидуальной техники. Цель тори - навязать сопернику свой при­ем, привести его в тактически невыгодное положение. При этом тори недолжен сгибаться. Упражнение проводится с разными партнерами, время работы с одним партнером не должно превышать 2 - 3 минут.
Все варианты рандори могут применяться для отработки прие­мов как в комплексе, тук и для отработки отдельно техники бросков, защит, ударов, захватов. При этом тренер заранее определяет, какие технические действия применяет тори и ставит задачу по защите уке.
Рекомендуется следующая последовательность изучения прие­мов техники. Каждый прием отрабатывается сначала в учикоми, за­тем в якусоку-гейко, а затем в ката и дзю-гейко. Для совершенство­вания техники применяются и все остальные формы.
Отдельно необходимо отметить, что для отработки ударов и бросков во взаимосвязи с защитами, необходимо постоянно трени­роваться в выполнении различных простейших связок из этих технических действий. Указанная тренировка проводится как под руковод­ством преподавателя на тренировке, так и самостоятельно дома.
Методика тренировки ударной техники имеет некоторую специ­фику. Указанную специфику можно сформулировать в следующих основных требованиях:
1. Во время тренировки ударов необходимо строго контролиро­вать правильность позиции учеников. Только выполняя это требова­ние можно добиться эффективного удара и устойчивого равновесия.
2. При ударе необходимо не только просто выбрасывать руку или ногу в направлении «мишени», а концентрировать свой удар в зара­нее выбранной Вами точке пространства. После достижения учеником такой концентрации в точке, он может по своему желанию вы­бирать ее или непосредственно перед «мишенью», или внутри нее. Этим будет достигнут полный контроль удара.
3. При выполнении ударов необходимо обращать внимание не только на правильность траектории движения, но и на концентра­цию энергии удара в конечной его фазе. При этом, максимально напрягая часть тела, соприкасающуюся с «мишенью», производят резкий выдох, при котором напрягается брюшина и диафрагма.

Подготовка и участие в спортивных соревнованиях
Участие в спортивных соревнованиях - один из основных спо­собов совершенствования техники и волевых качеств. Зачастую ученики, показывающие отличные результаты на тренировках, при участии в соревнованиях выглядят довольно слабо.
Для успешного участия в соревнованиях наряду с общефизичес­кой и технической подготовкой требуется серьезная психологичес­кая и тактическая подготовка.
Задача психологической подготовки - создание оптимального уровня психологического состояния, от которого прямо зависит моментальная результативность спортсмена (результативность в определенный момент времени).
Психологическая подготовка ученика должна начаться с первой его тренировки. Прежде всего надо научить спортсмена настраи­ваться на саму тренировку, во время которой он должен получить максимальный результат. Своим поклоном при входе в зал спорт­смен должен научиться выражать реальную готовность и желание отдать все свои силы тренировке, не допускать послаблений себе, проникнуться духом Джиу-джитсу, оставить все, не имеющее к Джиу-джитсу отношения, за пределами зала. Для этого необходимо научить спортсмена не просто бездумно кланяться и вбегать в зал, а немного задержаться и задуматься, настроиться, мобилизовать себя духовно.
Для успешного достижения нужного настроя спортсмен должен знать, для чего он тренируется, ближайшие и перспективные цели, задачи, которые необходимо решить входе тренировки и при подго­товке к соревнованиям.
У ученика должно выработаться к залу определенное отношение. Он должен с удовольствием приходить туда, ощущать зал своим до­мом, ощущать положительные эмоции. Этому способствуют здоровые отношения в команде, ощущение одной большой семьи. Мелкую работу по благоустройству зала и поддержанию порядка должны вы­полнять сами воспитанники.
Необходимо значительное время уделить психологической раз­грузке. Тренер должен быть психологом всей команды и каждого спортсмена. Периодически необходимо устраивать выходы в лес, ка­пустники. Если вдруг перестает получаться какой-либо прием или не идет борьба, имеет смысл не биться до седьмого пота над преодоле­нием этого, а переключить акценты в подготовке спортсмена на дру­гие необходимые вещи, разъяснив ему, что это обычное дело и все образуется само собой. Пусть спортсмен поборется с более слабым противником и поверит в себя. В противном случае может быть зат­рачено слишком много сил, а неуверенность так и останется внутри. Так биатлонисты, не попав в мишень, не продолжают стрелять в нее, а бьют по соседним.
С первых дней занятий спортсмена надо учить не только техни­ческим приемам, но и приемам аутогенной тренировки. Для начала пусть он учится в конце тренировки отключаться от всего и мыслен­но прокручивать пройденный материал. При этом технические дей­ствия представляются выполненными правильно идо конца.
Перед соревнованиями спортсмену нужно поставить реальную задачу, которую он должен стремиться перевыполнить. В противном случае может произойти либо недооценка сил противника, либо большое разочарование от проигрыша. Не выполнив же реальную задачу, спортсмен должен испытывать неудовлетворенность и жела­ние скорее достичь реально намеченной цели.
Большое значение имеет настрой на конкретные соревнования. Спортсмен должен научиться максимально расслабиться и макси­мально собраться. Некоторым состояние расслабленности и со­бранности удается достигнуть с помощью аутогенной тренировки. Неплох способ расслабления во время медленного бега трусцой с расслабленными, висящими руками. Когда после схватки не удает­ся снять напряжение указанными способами, можно прибегнуть к следующему приему: наклонившись вперед, вобрать живот, ввести руку под солнечное сплетение и нажать слегка пальцами, испыты­вая при этом легкое чувство тошноты. Как правило, это приводит к тому, что достаточно быстро удается снять нервное и психическое перенапряжение.
Тактическая подготовка - еще один важный аспект подготов­ки к соревнованиям. Тактика - оптимальный способ ведения борьбы в конкретных условиях, направленный на достижение по­беды. По ходу борьбы возникает много неожиданных ситуаций, когда ученик должен принять самостоятельное решение, то есть найти и осуществить подходящий прием. Такой опыт приобретает­ся многолетней тренировкой, а также знанием основных тактичес­ких принципов.
Поединок лучше всего вести, используя две основные формы:
- нападение;
- активная оборона.
1. Нападение - это самая перспективная форма ведения спор­тивного поединка, при которой используется внезапность, подавле­ние противника и метод повторной атаки. В боевом поединке этот
метод необходимо применять с осторожностью, так как, не обладая
достаточной информацией о противнике и его намерениях, Вы мо­жете попасть в трудное положение.
2. Активная оборона - предполагает защиту от нападающих действий, нейтрализацию захватов и проведение контратаки. Осо­бое внимание необходимо уделить опережению технических дейст­вий противника, в этом будет заключаться принцип мягкости.
Очень важное значение в тактике поединка имеет дистанция. Правильный выбор дистанции, сделанный с учетом Ваших техничес­ких и физических возможностей и возможностей Вашего противника, может принести победу. Умение сохранять необходимую дистанцию позволит Вам наиболее эффективно применить индиви­дуальную технику.
Для начинающих спортсменов приведем несколько рекоменда­ций, которыми надо руководствоваться при подготовке и во время участия в соревнованиях:
1. Подгонка веса под определенную весовую категорию должна начинаться не позднее, чем за 10 дней до соревнований.
2. Не сгоняйте более чем 3 кг веса, это может привести к рез­кому снижению работоспособности.
3. Можно принимать пишу не позднее, чем за 1,5 -2 часа до начала соревнований.
4. Не допускайте переохлаждения во время соревнований. В перерывах между схватками необходимо надевать теплые носки и одежду.
5. Во время соревнований необходима полная сосредоточен­ность. Готовьте себя к предстоящей схватке, восстанавли­вайте силы с помощью специальных дыхательных упражне­ний и аутотренинга.
6. Выполняйте все рекомендации тренера беспрекословно.
7. Любую схватку проводите в полную силу. Чем быстрее Вы одержите победу, тем больше сил сэкономите для следующих поединков.

"Техника Джиу-Джитсу" Московская федерация джиу-джитсу, ООО "ВИПв"