В Джиу-джитсу существует три основных метода изучения приемов.
Учикоми - многократное повторение приема или отдельных элементов приема как с партнером (учикоми гейко), так и без партнера (тандеку реншу).
Если учикоми выполняется с партнером без броска на татами, такое выполнение носит название бутсукари. Рандори - совокупность свободных действий (приемов) в условиях, приближенных к реальной борьбе. Ката - формализованное выполнение приемов в заранее известных условиях. Термин «ката» может также использоваться для обозначения показательного исполнения приемов.
Наиболее показательно будет рассказать о ката на примере японского боевого искусства дзюдо, обобщившего традиционные ката школ Джиу-джитсу.
Первые две ката - ката бросков и борьбы лежа (наге-но-ката и катаме-но-ката) включают по 15 технических действий - наиболее эффективных бросков (наге-но-ката), удушений, болевых и удержаний (катаме-но-ката).
Киме-но-ката - комплекс реального боя - требуется для сдачи на 2-3 дан и включает в себя защиту от атаки голыми руками и коротким и длинным самурайским мечом. Эта одна из наиболее красивых ката заимствована из школы тенсин-синьё-рю.
Дзю-но-ката, «ката мягкости» - воплощает основной принцип Джиу-джитсу. Этот комплекс, изучающийся после освоения всех базовых технических действий, не содержит бросков - проведение приёма останавливается непосредственно перед падением противника. Поэтому эта ката рекомендуется для изучения женщинами.
Пятая ката дзюдо, косики-но-ката - «старинная форма» - пришла в дзюдо из школы Джиу-джитсу Кито-pю. В древности она проводилась в самурайском одеянии. И хотя сейчас исполняющие одеты в обычные дзюдоги, они имитируют жесты человека, носящего оружие. Названия приемов очень красивы: «во сне», «мельница, вращаемая силой воды», «ствол падающего дерева», «снег на иве», «ветка, сломанная снегом». Эта ката требуется для сдачи на восьмой дан и является одной из самых сложных.
Итсутсу-но-ката, «ката пяти стихий» - необходима для сдачи на 7-й дан. Она считается наиболее разработанной по своему духу и технике. Все движения проводятся по круговой траектории и символизируют союз человека с космическими силами.
Седьмая ката со сложным названием сэроку-дзенио-коку-минтайку-но-ката активно изучается во всех секциях традиционного Джиу-джитсу, воплощает комплекс национального физического воспитания. Она содержит различные удары руками и ногами, проводится в одиночку и в паре, на коленях и стоя. Отчасти, эта ката - результат сотрудничества Кано с основателем каратэ Гитином Фунакоси.
Восьмая и девятая ката - фудзеки-но-ката и иппан-е-госин-но-ката, носящие общее название госин-дзюцу, - представляют собой комплекс самозащиты для женщин и мужчин, практикуются в полиции, содержат приемы зашиты от ударов палкой, полицейской дубинкой и приемы с пистолетом. Эти две последние ката почти неизвестны за пределами Японии.
Многие школы Джиу-джитсу изучают другие ката, разработанные в школе или заимствованные из традиционных японских ката.
Старые школы Джиу-джитсу использовали разучивание ката в качестве основного метода тренировок. Однако, современное Джиу-джитсу равнозначно использует все три метода изучения техники, так как только правильно выбранное соотношение всех трех методов может дать оптимальный результат.
Разберем некоторые особенности предлагаемых методов.
Учикоми
Для выполнения учикоми гейко необходимо не только отрабатывать отдельные фазы приема, но и моменты слияния двух фаз. На начальных стадиях изучения бросков для отработки техники передвижений, поворотов, защиты и ударов, а также для разминки рекомендуется выполнять тандеку рсншу (упражнения без партнера).
При учикоми рекомендуется через 20 - 30 подходов переходить к отработке другого приема. Изучение приемов необходимо проводить как в левую, так и в правую сторону.
Ката
Выполнение и разучивание ката можно проводить как полностью (выполнение последовательно всех входящих в ката приемов), так и поэлементно (многократное выполнение отдельных приемов, входящих в ката). На начальных стадиях предпочтение отдается второй форме. Особенно необходимо выполнение ката для отработки правильности позиций и передвижений, поворотов и захватов. Скорость выполнения ката при показательных выступлениях строго регламентируется.
Рандори
Рандори можно использовать в различных вариантах. Наиболее употребимые виды рандори следующие:
1. Какари гейко - борьба с односторонним нападением с частичным или полным сопротивлением уке. Уке не имеет права атаковать и контратаковать. Задача тори - пробиться через защиту уке и
вывести его в невыгодное положение.
На начальных стадиях подготовки (1-2 год обучения) рекомендуется ограничивать тори единичной атакой. После каждой атаки уке и тори возвращаются в исходное положение и начинают борьбу вновь.
2. Якусоку гейко - борьба с частичным сопротивлением противника в заранее заданной ситуации.
З. Дзю гейко - вольные схватки при произвольном движении противников.
Можно применять и другие формы, например:
Суто-гейко - технически лучше подготовленный ученик принимает без сопротивления или с незначительным сопротивлением атаки своего соперника, разрешает ему проводить приемы, исправляет в процессе борьбы ошибки атакующего.
Кумиката-рандори - тори старается применить лучший прием индивидуальной техники. Цель тори - навязать сопернику свой прием, привести его в тактически невыгодное положение. При этом тори недолжен сгибаться. Упражнение проводится с разными партнерами, время работы с одним партнером не должно превышать 2 - 3 минут.
Все варианты рандори могут применяться для отработки приемов как в комплексе, тук и для отработки отдельно техники бросков, защит, ударов, захватов. При этом тренер заранее определяет, какие технические действия применяет тори и ставит задачу по защите уке.
Рекомендуется следующая последовательность изучения приемов техники. Каждый прием отрабатывается сначала в учикоми, затем в якусоку-гейко, а затем в ката и дзю-гейко. Для совершенствования техники применяются и все остальные формы.
Отдельно необходимо отметить, что для отработки ударов и бросков во взаимосвязи с защитами, необходимо постоянно тренироваться в выполнении различных простейших связок из этих технических действий. Указанная тренировка проводится как под руководством преподавателя на тренировке, так и самостоятельно дома.
Методика тренировки ударной техники имеет некоторую специфику. Указанную специфику можно сформулировать в следующих основных требованиях:
1. Во время тренировки ударов необходимо строго контролировать правильность позиции учеников. Только выполняя это требование можно добиться эффективного удара и устойчивого равновесия.
2. При ударе необходимо не только просто выбрасывать руку или ногу в направлении «мишени», а концентрировать свой удар в заранее выбранной Вами точке пространства. После достижения учеником такой концентрации в точке, он может по своему желанию выбирать ее или непосредственно перед «мишенью», или внутри нее. Этим будет достигнут полный контроль удара.
3. При выполнении ударов необходимо обращать внимание не только на правильность траектории движения, но и на концентрацию энергии удара в конечной его фазе. При этом, максимально напрягая часть тела, соприкасающуюся с «мишенью», производят резкий выдох, при котором напрягается брюшина и диафрагма.
Подготовка и участие в спортивных соревнованиях
Участие в спортивных соревнованиях - один из основных способов совершенствования техники и волевых качеств. Зачастую ученики, показывающие отличные результаты на тренировках, при участии в соревнованиях выглядят довольно слабо.
Для успешного участия в соревнованиях наряду с общефизической и технической подготовкой требуется серьезная психологическая и тактическая подготовка.
Задача психологической подготовки - создание оптимального уровня психологического состояния, от которого прямо зависит моментальная результативность спортсмена (результативность в определенный момент времени).
Психологическая подготовка ученика должна начаться с первой его тренировки. Прежде всего надо научить спортсмена настраиваться на саму тренировку, во время которой он должен получить максимальный результат. Своим поклоном при входе в зал спортсмен должен научиться выражать реальную готовность и желание отдать все свои силы тренировке, не допускать послаблений себе, проникнуться духом Джиу-джитсу, оставить все, не имеющее к Джиу-джитсу отношения, за пределами зала. Для этого необходимо научить спортсмена не просто бездумно кланяться и вбегать в зал, а немного задержаться и задуматься, настроиться, мобилизовать себя духовно.
Для успешного достижения нужного настроя спортсмен должен знать, для чего он тренируется, ближайшие и перспективные цели, задачи, которые необходимо решить входе тренировки и при подготовке к соревнованиям.
У ученика должно выработаться к залу определенное отношение. Он должен с удовольствием приходить туда, ощущать зал своим домом, ощущать положительные эмоции. Этому способствуют здоровые отношения в команде, ощущение одной большой семьи. Мелкую работу по благоустройству зала и поддержанию порядка должны выполнять сами воспитанники.
Необходимо значительное время уделить психологической разгрузке. Тренер должен быть психологом всей команды и каждого спортсмена. Периодически необходимо устраивать выходы в лес, капустники. Если вдруг перестает получаться какой-либо прием или не идет борьба, имеет смысл не биться до седьмого пота над преодолением этого, а переключить акценты в подготовке спортсмена на другие необходимые вещи, разъяснив ему, что это обычное дело и все образуется само собой. Пусть спортсмен поборется с более слабым противником и поверит в себя. В противном случае может быть затрачено слишком много сил, а неуверенность так и останется внутри. Так биатлонисты, не попав в мишень, не продолжают стрелять в нее, а бьют по соседним.
С первых дней занятий спортсмена надо учить не только техническим приемам, но и приемам аутогенной тренировки. Для начала пусть он учится в конце тренировки отключаться от всего и мысленно прокручивать пройденный материал. При этом технические действия представляются выполненными правильно идо конца.
Перед соревнованиями спортсмену нужно поставить реальную задачу, которую он должен стремиться перевыполнить. В противном случае может произойти либо недооценка сил противника, либо большое разочарование от проигрыша. Не выполнив же реальную задачу, спортсмен должен испытывать неудовлетворенность и желание скорее достичь реально намеченной цели.
Большое значение имеет настрой на конкретные соревнования. Спортсмен должен научиться максимально расслабиться и максимально собраться. Некоторым состояние расслабленности и собранности удается достигнуть с помощью аутогенной тренировки. Неплох способ расслабления во время медленного бега трусцой с расслабленными, висящими руками. Когда после схватки не удается снять напряжение указанными способами, можно прибегнуть к следующему приему: наклонившись вперед, вобрать живот, ввести руку под солнечное сплетение и нажать слегка пальцами, испытывая при этом легкое чувство тошноты. Как правило, это приводит к тому, что достаточно быстро удается снять нервное и психическое перенапряжение.
Тактическая подготовка - еще один важный аспект подготовки к соревнованиям. Тактика - оптимальный способ ведения борьбы в конкретных условиях, направленный на достижение победы. По ходу борьбы возникает много неожиданных ситуаций, когда ученик должен принять самостоятельное решение, то есть найти и осуществить подходящий прием. Такой опыт приобретается многолетней тренировкой, а также знанием основных тактических принципов.
Поединок лучше всего вести, используя две основные формы:
- нападение;
- активная оборона.
1. Нападение - это самая перспективная форма ведения спортивного поединка, при которой используется внезапность, подавление противника и метод повторной атаки. В боевом поединке этот
метод необходимо применять с осторожностью, так как, не обладая
достаточной информацией о противнике и его намерениях, Вы можете попасть в трудное положение.
2. Активная оборона - предполагает защиту от нападающих действий, нейтрализацию захватов и проведение контратаки. Особое внимание необходимо уделить опережению технических действий противника, в этом будет заключаться принцип мягкости.
Очень важное значение в тактике поединка имеет дистанция. Правильный выбор дистанции, сделанный с учетом Ваших технических и физических возможностей и возможностей Вашего противника, может принести победу. Умение сохранять необходимую дистанцию позволит Вам наиболее эффективно применить индивидуальную технику.
Для начинающих спортсменов приведем несколько рекомендаций, которыми надо руководствоваться при подготовке и во время участия в соревнованиях:
1. Подгонка веса под определенную весовую категорию должна начинаться не позднее, чем за 10 дней до соревнований.
2. Не сгоняйте более чем 3 кг веса, это может привести к резкому снижению работоспособности.
3. Можно принимать пишу не позднее, чем за 1,5 -2 часа до начала соревнований.
4. Не допускайте переохлаждения во время соревнований. В перерывах между схватками необходимо надевать теплые носки и одежду.
5. Во время соревнований необходима полная сосредоточенность. Готовьте себя к предстоящей схватке, восстанавливайте силы с помощью специальных дыхательных упражнений и аутотренинга.
6. Выполняйте все рекомендации тренера беспрекословно.
7. Любую схватку проводите в полную силу. Чем быстрее Вы одержите победу, тем больше сил сэкономите для следующих поединков.
"Техника Джиу-Джитсу" Московская федерация джиу-джитсу, ООО "ВИПв"