Основные принципы подготовки учеников Джиу-джитсу

Категория: Джиу-джитсу Опубликовано 03 Март 2014
Просмотров: 3075
Основные принципы подготовки учеников Джиу-джитсуЯпонскими мастерами были определены три основные составные части подготовки: «шин» (внутренний, духовный элемент), «тай» (элемент общефизической подготовки} и «ги» (элемент технической подготовки). Все три элемента составляют единое целое и символически изображаются в виде треугольника, в основании ко­торого находятся элементы «тай» и «ги», а в вершине - духовный элемент «тип».
 «Каждое движение начинается в душе, откликается в импульсе воли и реализуется физической силой через подготовленные технические действия», - эта древняя формула, лежащая в основе изу­чения боевого искусства Джиу-джитсу, свидетельствует о том, что без гармонии всех трех элементов нельзя достигнуть максимального результата. Пробел в любом направлении свидетельствует о неподго­товленности и должен быть скорейшим образом восполнен.
Обучение искусству Джиу-джитсу происходит посредством посто­янной многолетней тренировки под руководством опытных тренеров и преподавателей.
Тренировка - сложный, многосторонний процесс, в котором действуют закономерности как общего, так и специального характера. Она включает в себя процесс обучения и процесс воспитания. Можно выделить несколько основных принципов тренировок.
Принцип многосторонности - требует не только технической подготовки, но одновременно и целостного гармонического воспита­ния личности. Специфика Джиу-джитсу заключается в том, что от ученика требуется не только отличное знание техники, но и глубокие разносторонние теоретические и философские знания.
Со временем, в тренировках совершенствование физических ка­честв заменяется совершенствованием психических, волевых, логи­ческих и других качеств ума.
Принцип систематичности - выражает основное требование подготовки учеников. Этот принцип оказывает решающее влияние, так как только придерживаясь его может быть выполнен первый принцип - принцип многосторонности.
Принцип наглядности - представляет собой создание точного и полного представления о движении, тактике, манере поведения.
Наглядное представление создается на разной основе и зависит от возраста. В детском возрасте преобладает восприятие посредст­вом зрения и двигательного копирования. Позже большее значение приобретает объяснение словами теоретических основ.
Принцип соответствия - находится в прямой зависимости от способностей учеников. На тренировке перед спортсменом необхо­димо ставить только посильную задачу, чтобы выполнение ее вызы­вало уверенность в своих силах. Принцип соответствия действует также при определении нагрузки. Здесь надо учитывать несколько факторов: двигательные способности, продолжительность занятия, состояние здоровья, психические особенности, возраст и т. д.
Принцип постоянности - основан на том, чтобы приобретен­ные в процессе тренировки навыки постоянно закреплялись и совер­шенствовались. Недостаточное повторение ведет к ослаблению приобретенных знаний. Рост мастерства учеников зависит от постоян­ного и систематического участия в тренировках.
Содержание тренировок различно в зависимости от подготов­ленности учеников и направленности занятия. Однако дня группы 1- 2 года обучения можно рекомендовать следующее: продолжи­тельность тренировки 90 - 120 минут, при этом рекомендуется более интенсивная работа в течение более короткого времени.
Все занятие строится из трех частей: подготовительной, основ­ной и заключительной.
Подготовительная часть, как правило, включает разминку и тренировку техники падений. Продолжительность подготовительной части 15 - 20 минут. При этом рекомендуется по мере подготовлен­ности снижать продолжительность разминки, увеличивая ее интен­сивность.
Разминка строится таким образом, чтобы охватить все основные группы мышц, не вызывая их перегрузки. Начинать разминку, если позволяет площадь зала, лучше всего с бега, а завершать упражне­ниями на гибкость.
Для учеников начальной подготовки желательно в каждую тре­нировку включать упражнения на координацию: кувырки попере­менно вперед-назад, перепрыгивание - подлезание под партнера и т.д. После разминки пульс занимающихся должен повышаться не более, чем до 130 - 140 ударов в минуту,
Основная часть включает изучение новой техники, повторение и совершенствование индивидуальной техники. В зависимости от под­готовленности учеников и направленности тренировки могут приме­няться все формы изучения и совершенствования техники.
Преимущественное использование той или иной формы выбира­ется инструктором в соответствии с планом занятий. Для этой части характерно достижение пика нагрузки, при этом пульс удерживает­ся на уровне 150 - 180 ударов в минуту.
Заключительная часть может быть направлена на развитие об­щефизических данных и гибкости. Кроме того, в заключительную часть необходимо включить упражнения на расслабление и специальные восстановительные дыхательные упражнения.
Особое внимание следует уделить специальному упражнению «сейдза-мокусо», при котором ученики, сидя на коленях и закрыв глаза, перед тренировкой настраиваются на занятие, а в конце тре­нировки проводят ее анализ, расслабляются, успокаивают дыхание, снимают возбуждение и усталость. После восстановительных уп­ражнений пульс обычно устанавливается 90 - 100 ударов в минуту. Это упражнение является обязательным во всех видах японских еди­ноборств.

"Техника Джиу-Джитсу" Московская федерация джиу-джитсу, ООО "ВИПв"