Японскими мастерами были определены три основные составные части подготовки: «шин» (внутренний, духовный элемент), «тай» (элемент общефизической подготовки} и «ги» (элемент технической подготовки). Все три элемента составляют единое целое и символически изображаются в виде треугольника, в основании которого находятся элементы «тай» и «ги», а в вершине - духовный элемент «тип».
«Каждое движение начинается в душе, откликается в импульсе воли и реализуется физической силой через подготовленные технические действия», - эта древняя формула, лежащая в основе изучения боевого искусства Джиу-джитсу, свидетельствует о том, что без гармонии всех трех элементов нельзя достигнуть максимального результата. Пробел в любом направлении свидетельствует о неподготовленности и должен быть скорейшим образом восполнен.
Обучение искусству Джиу-джитсу происходит посредством постоянной многолетней тренировки под руководством опытных тренеров и преподавателей.
Тренировка - сложный, многосторонний процесс, в котором действуют закономерности как общего, так и специального характера. Она включает в себя процесс обучения и процесс воспитания. Можно выделить несколько основных принципов тренировок.
Принцип многосторонности - требует не только технической подготовки, но одновременно и целостного гармонического воспитания личности. Специфика Джиу-джитсу заключается в том, что от ученика требуется не только отличное знание техники, но и глубокие разносторонние теоретические и философские знания.
Со временем, в тренировках совершенствование физических качеств заменяется совершенствованием психических, волевых, логических и других качеств ума.
Принцип систематичности - выражает основное требование подготовки учеников. Этот принцип оказывает решающее влияние, так как только придерживаясь его может быть выполнен первый принцип - принцип многосторонности.
Принцип наглядности - представляет собой создание точного и полного представления о движении, тактике, манере поведения.
Наглядное представление создается на разной основе и зависит от возраста. В детском возрасте преобладает восприятие посредством зрения и двигательного копирования. Позже большее значение приобретает объяснение словами теоретических основ.
Принцип соответствия - находится в прямой зависимости от способностей учеников. На тренировке перед спортсменом необходимо ставить только посильную задачу, чтобы выполнение ее вызывало уверенность в своих силах. Принцип соответствия действует также при определении нагрузки. Здесь надо учитывать несколько факторов: двигательные способности, продолжительность занятия, состояние здоровья, психические особенности, возраст и т. д.
Принцип постоянности - основан на том, чтобы приобретенные в процессе тренировки навыки постоянно закреплялись и совершенствовались. Недостаточное повторение ведет к ослаблению приобретенных знаний. Рост мастерства учеников зависит от постоянного и систематического участия в тренировках.
Содержание тренировок различно в зависимости от подготовленности учеников и направленности занятия. Однако дня группы 1- 2 года обучения можно рекомендовать следующее: продолжительность тренировки 90 - 120 минут, при этом рекомендуется более интенсивная работа в течение более короткого времени.
Все занятие строится из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть, как правило, включает разминку и тренировку техники падений. Продолжительность подготовительной части 15 - 20 минут. При этом рекомендуется по мере подготовленности снижать продолжительность разминки, увеличивая ее интенсивность.
Разминка строится таким образом, чтобы охватить все основные группы мышц, не вызывая их перегрузки. Начинать разминку, если позволяет площадь зала, лучше всего с бега, а завершать упражнениями на гибкость.
Для учеников начальной подготовки желательно в каждую тренировку включать упражнения на координацию: кувырки попеременно вперед-назад, перепрыгивание - подлезание под партнера и т.д. После разминки пульс занимающихся должен повышаться не более, чем до 130 - 140 ударов в минуту,
Основная часть включает изучение новой техники, повторение и совершенствование индивидуальной техники. В зависимости от подготовленности учеников и направленности тренировки могут применяться все формы изучения и совершенствования техники.
Преимущественное использование той или иной формы выбирается инструктором в соответствии с планом занятий. Для этой части характерно достижение пика нагрузки, при этом пульс удерживается на уровне 150 - 180 ударов в минуту.
Заключительная часть может быть направлена на развитие общефизических данных и гибкости. Кроме того, в заключительную часть необходимо включить упражнения на расслабление и специальные восстановительные дыхательные упражнения.
Особое внимание следует уделить специальному упражнению «сейдза-мокусо», при котором ученики, сидя на коленях и закрыв глаза, перед тренировкой настраиваются на занятие, а в конце тренировки проводят ее анализ, расслабляются, успокаивают дыхание, снимают возбуждение и усталость. После восстановительных упражнений пульс обычно устанавливается 90 - 100 ударов в минуту. Это упражнение является обязательным во всех видах японских единоборств.
"Техника Джиу-Джитсу" Московская федерация джиу-джитсу, ООО "ВИПв"