Глава из книги Донна Ф.Дрэгера "Классическое будзюцу"
Ёрои куми-ути
Использование в бою захватов и приемов борьбы на Азиатском континенте имеет такой же возраст, как человек. Это в полной мере справедливо и для Японских островов. В Японской мифологии можно найти описание поединков - борьбы между богами за право быть главным божеством в стране.
В 9 веке н.э. примитивные приемы борьбы попали в поле зрения класса воинов. Позже, в период доминирующего положения воинов в Японии, навыки захватов и приемы борьбы стали основой усовершенствованных системы ближнего боя противников в полных боевых доспехах. Захваты и приемы борьбы преобладали в ближнем бою воинов по той простой причине, что техника, включающая только удары руками и ногами была заведомо неэффективна против вооруженного воина в доспехах. Все классические воины обладали в той или иной степени навыками борьбы. Ёрои куми-ути, или борьба в доспехах, это практичная система, рассчитанная на случай, когда воин, попав в условия ближнего боя, по какой-либо причине оказывался без своего основного оружия. Но поединок ёрои куми-ути вовсе не обязательно был схваткой без оружия. Ни одна из боевых систем классического будзюцу не требовала, чтобы воин был полностью безоружен, хотя почти все они включали методы боя при минимальном вооружении. Одним из наиболее удобных для ёрои куми-ути видов оружия был кодати или более короткий клинок.
Ёрои куми-ути требует от участников схватки мощной и необычной работы бедрами и конечностями. В качестве метода тренировки используется ёцу-гуми, борьба в условиях, когда все четыре руки друх противников участвуют в захватах - без захвата собственно доспехов. Совершенствование ёцу-гуми было важным для последующей эффективной борьбы в доспехах - при такой работе воин развивал равновесие, подъемную силу и подвижность, необходимые как для сохранения собственной устойчивости, так и для опрокидывания противника на землю. В любой подходящий момент борьбы стоя один из противников мог достать короткое оружие и нанести им удар. Специальный нож, ёрои- доси, носили для этой цели в спедиальном чехле на правом бедре, его обычно доставали левой рукой. Но разумеется, требовалась очень хорошая пдготовка, чтобы удержать собственное равновесие и не терять контроль над противником, одновременно доставая нож и нанося им удар по жизненноважной точке. Кроме того, необычайно сложно было ввести лезвие через доспехи противника под нужным углом.
Многие традиционные системы классических единоборств уделяли существенное внимание изучению ёрои куми-ути. Как подтверждают исторические данные, первой такой системой скорее всего стала Цуцуми-ходзан Рю в 15 веке.
Ходзё-дзюцу
В ёрои куми-ути, как и в других видах борьбы, победитель не всегда хотел убить побежденного. В определенных случаях более предпочтительным было взять врага живым. Поэтому с теникой борьбы в ближнем бою оказались тесно соединены приемы связывания противника, имеющие целью лишить его возможности спастись бегством.
Методы связывания врага были не просто случайным обматыванием его как можно более длинной веревкой, насколько надежным бы это ни казалось. В условиях четко разделенного на классы общества профеодальной и феодальной Японии важное значение уделяли использованию для представителей разных классов разных и четко определенных систем связывания. Этот обычай лишь в минимальной степени отражал проявление уважения к общественному положению жертвы. Одежда, инструменты и оружие, привычки и поведение, возможности и навыки различались для представителей разных социальных классов, и именно эти факторы играли решающую роль в определении кого как связывать. Дворянина, воина, фермера, купца, ремесленника, монаха и нищего связывали по-разному. Анатомические различия между мужчинами и женщинами тоже привели к разработке воинами разных систем связывания для мужчин и для женщин.
Ходзё-дзюцу, искусство связывания с помощью веревки, включает совокупность методов, используемых, чтобы связать и лишить подвижности проигравшего в поединке. Воин тренировался, развивая тэ но ути - ловкость рук, которая гарантировала эффективность связывания. Обездвиживание жертвы не было единственной целью ходзё-дзюцу. Связывание должно было быть выплнено быстро, часто в условиях сопротивления жертвы. Таким образом, ходзё-дзюцу было важной вторичной системой будзюцу, которая полностью зависела от имевшихся у воина навыков поимки и контролирования врага с использованием захватов и приемов борьбы. Специальная веревка, используемая в ходзё-дзюцу, обычно была у всех воинов, сосьавляя часть боевого вооружения. Но во многих реальных случаях воин располагал для связывания врега только сагэо - коротким шнуром, закрепленным на ножнах одати. Тем не менее при правильной подготовке враг оказывался связан с удивительной эффективностью.
Лишь немногие классические традиционные школы не уделяли внимания изучению ходзё-дзюцу. В историческом плане методы связывания были впервые формализованы в Такеноути Рю.