Метательное оружие

Категория: Японская традиция Опубликовано 03 Апрель 2015
Просмотров: 3709

Метательное оружиеМетательное оружие
Выдержки из книги Алексея Горбылёва "Когти невидимок"

 

СЮРИКЭН
В Японии ручное метательное оружие — копья, дротики, топорики и т.д. — большого развития не получило. Исключение составляют, пожалуй, лишь знаменитые метательные лезвия, которые по-японски называются «сюрикэн» (рис. 82).

Метательное оружие


В популярном сознании сюрикэны неразрывно связаны с образом «воина ночи». Поэтому их нередко называют «звездами ниндзя». Однако в действительности, метательным оружием такого рода широко пользовались все японские воины, но именно для ниндзя оно стало как бы «визитной карточкой». Звезды и стрелки можно легко спрятать в одежде и использовать для тайного убийства исподтишка, что предопределило их популярность в среде «невидимок». Зажав сюрикэны подходящей формы в обеих руках ими можно колоть, рвать, вспарывать как кастетами в рукопашном бою (рис. 83—84). Кроме того, сюрикэны использовали как кресала для высекания огня, как
вспомогательные средства при лазании по деревьям и т.д.
Искусство метания сюрикэнов восходит к технике метания различных ножей — от танто до короткого меча вакидзаси, а также специальных метательных стрел утинэ. Считается, что предшественниками сюрикэнов были различные предметы снаряжения и вооружения, которые при условии некоторой сноровки можно было использовать для метания, вроде короткого дротика (кояри, тэяри), заостренной пилки (ядзири), ручного острия для пришпоривания коня (ума-бари) и т.д.

Метательное оружие


Метательное оружие


при использовании в качестве кастета
В «Тайхэйки» рассказывается о некоем самурае, носившем на спине 36 больших стрел утинэ, бросками которых он поражал своих врагов (рис. 85).

Метательное оружие


В источниках можно найти даже несколько описаний использования вакидзаси в качестве метательного оружия. Например, в «Осака гунки» рассказывается: «Огасавара Тадамаса был хранителем замка Акасэки-дзё, и когда прибыли враги, его пронзили копьем сквозь нагрудную плиту доспеха. Он метнул свой вакидзаси в качества сюрикэна и спасся бегством».
Подобный случай описан и в «Дзёдзан кидан», где сообщается о том, как Такэда Кацуёри в 1574 году совершил попытку захватить замок, принадлежавший Суганума Садамицу. Семью Суганума предали, и падение замка было неизбежно.
Поэтому военный совет принял решение прекратить сопротивление, а сам Суганума вместе с Ямагути Горосаку и еще одним товарищем попытался спастись бегством из горящего замка. Самураи Такэды бросились вдогонку. Когда беглецы расстреляли все свои стрелы, а враги подобрались к ним почти вплотную, Ямагути Горосаку выхватил вакидзаси, метнул его в одного из преследователей, но промахнулся и был убит.


Виды сюрикэнов
Видов сюрикэнов существует огромное множество, но в целом все метательные снаряды такого рода можно разделить на две группы: метательные «стрелки», или бодзё-сюрикэн («сюрикэн-палочка»), и метательные пластинки, или сякэн (курума-кэн — «меч-колесо»).
Бодзё:сюрикэн, в свою очередь, разделяются на палочкообразные (хасидзё (Хаси — палочки для еды)), клинообразные (кусабигата), веретенообразные (босуйгата), пластинчатые (хэйтёгата), иглообразные (харигата), гвоздеобразные (кугигата), ножеобразные (тантогата) и др. Всего специалисты насчитывают до 50 видов бодзё-сюрикэн (рис. 86).

Метательное оружие



Техника метания таких сюрикэнов изучалась во многих школах бу-дзюцу: Катори Синто-рю, Нэгиси-рю и др. Однако ниндзя из Ига и Кога предпочитали им знаменитые «звездочки», или сякэн. Видов сякэн известно также немало: крестообразные (дзюдзи), шестиконечные (роппо), звездообразные (хосигата), восьмиконечные (хаппо), свастикообразные (мандзи), трехлучевые (санко), в виде железного кольца (тэккан), «текущей» свастики (нагарэ-мандзи), отверстия от гвоздя (кугинуки), «ежика» (тэцумари) и т.д. Их тоже насчитывают свыше
50 (рис. 87). Особо следует остановиться, пожалуй, на таких видах сякэн как тэцумари-сюрикэн и мандзи (нагарэ-мандзи)-сюрикэн. Тэцумари-сюрикэн делали из двух металлических колец в форме колеса ветряной мельницы. А мандзи- сюрикэн и нагарэ-мандзи обрабатывали ядами и предназначали для нанесения царапающих ран.

Метательное оружие


Приемы метания сюрикэнов
В дошедших до наших дней рю, в программу обучения которых включено сюрикэн-дзюцу — Катори Синто-рю, Нэгиси-рю и др., используются самые различные способы метания сюрикэнов. Броски выполняют из разных позиций, по разным траекториям. В технике метания бодзё-сюрикэн различают бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо) и бросок без оборота (тёку-дахо). При броске вращение вокруг поперечной оси стараются свести к минимуму. Хорошо сбалансированный бодзё-сюрикэн летит почти по прямолинейной траектории. Проще всего вонзить в цель сюрикэн, заточенный с обоих концов (рис. 88—89).

Метательное оружие


Сякэны же метали, как правило, сериями, очень быстро, один за другим. Бросают их обязательно «с подкруткой», что обеспечивается смещением захвата к периферии снаряда и «щелчковым» движением кисти. Благодаря вращению, полет пластины становится более устойчивым, а при горизонтальном броске пластина своей плоскостью опирается на воздух (эффект крыла), что значительно
увеличивает дальность и точность броска. Однако Нава Юмио отмечает, что в старинных наставлениях по нин-дзюцу мы нигде не найдем описаний способов метания сюрикэнов. Вероятно, этот факт можно истолковать двояко. С одной стороны, сюрикэны могли считаться
секретным оружием, и в таком случае ученик получал наставления об их использовании только из уст своего наставника. Однако, учитывая широкое распространение сюрикэнов среди японских воинов, это представляется маловероятным. Скорее, способы метания лезвия попросту не были кодифицированы, и каждый боец вырабатывал собственные способы бросков.
Ниндзя должен был научиться метать сюрикэны из любого положения — стоя, сидя на коленях, лежа, на бегу, под любым углом, правой и левой руками, по разным траекториям, с выхватыванием из разных мест — из-за отворота куртки, из-за пояса, из нарукавников или обмоток и т.д.
Например, в Катори Синто-рю в разделе сюрикэн-дзюцу изучают 7 базовых способов метания (омотэ-но сюрикэн), 8 способов средней сложности («гогё-но сюрикэн» — «сюрикэны 5 первоэлементов») и 9 секретных способов (гокуи-но сюрикэн).
В качестве основных способов метания сюрикэнов можно назвать следующие (рис. 90):
Метательное оружие
Метательное оружие

Тодзи-но ката — метание сюрикэна рукой, разноименной впереди стоящей ноге, вертикальным движением сверху вниз;
Хон-ути — метание сюрикэна рукой, одноименной впереди стоящей ноге, вертикальным движением сверху вниз;
Ёко-ути — метание сюрикэна рукой, одноименной впереди стоящей ноге, горизонтальным движением;
Гяку-ути — метание сюрикэна рукой, одноименной впереди стоящей ноге, вертикальным движением снизу вверх;
Дза-ути — метание сюрикэна вертикальным движением сверху вниз в положении сидя на коленях (сэйдза);
Хандза тодзи-но ката — тодзи-но ката в положении на одном колене;
Хандза хон-ути — хон-ути в положении на одном колене;
Хандза ёко-ути — ёко-ути в положении на одном колене;
Хандза гяку-ути — гяку-ути в положении на одном колене.
Более сложные и специфические варианты метания сюрикэнов включают (рис. 91):
Нэ-ути — метание сюрикэнов в положении лежа;
Дзюдзи-ути — одновременное метание двух сюрикэнов в две стороны, при котором правая рука выполняет бросок вертикальным движением сверху вниз в форме тодзи-но ката, а левая бросок ёко-ути;
Онкэн-ути («потайное лезвие») — метание сюрикэнов с мгновенным выхватыванием из потайных кармашков;
Интю-ути («[бросок, оставаясь] в тени») — бросок в кромешной тьме из положения лежа ничком на земле с мгновенным вставанием и последующей сменой позиции;
Хая-ути («быстрое метание») — способ метания, при котором сюрикэны бросают один за другим правой рукой, а большой палец левой руки, сжимающей несколько лезвий, движением, напоминающим выдвигание карты из колоды, один за другим подает «снаряды».
Сюрикэны совсем не обязательно метали по одному. Известны способы метания одновременно двух и трех сякэн. Благодаря одному такому броску ниндзя мог разом оставить своего преследователя без обоих глаз, ранить обе ноги. На какой же дистанции сюрикэн действительно опасен?
Нава Юмио указывает, что дальность эффективного огня из японского фитильного ружья — около 55 метров, из лука — около 30 метров. Бодзё-сюрикэн можно прицельно метать на дистанции в 7—8 метров, а сякэн — 12—16 метров. О скорости метания сюрикэнов рассказывает следующая пословица, имевшая хождение среди последователей бу-дзюцу: «икки гокэн» — «один вдох-выдох, пять ножей», а согласно Наве Юмио, пять сякэнов бросают за 10—20 секунд.
При этом дистанция боя с противником, вооруженным копьем, алебардой или кусари-гамой, составляет около 5 с половиной метров. Дистанцию в 12—15 метров противник пробегал за каких-нибудь 2—3 секунды. Будучи вооружен копьем, он выходил на удобную для себя дистанцию и того быстрее. Следовательно, у бойца вооруженного сякэном или бодзё-сюрикэном при лобовом столкновении времени
хватало лишь на один, максимум два броска в стремительно набегающую цель. В такой ситуации вряд ли можно вести эффективный прицельный огонь. Скорее бросок сюрикэна преследовал цель напугать противника, задержать, отвлечь его внимание. Затем надо было переходить к бою на стандартном оружии, каковым чаще всего являлся меч.
Поэтому во всех школах, включавших раздел сюрикэн-дзюцу, изучались способы метания с последующими ударами мгновенно выхваченным мечом.
Мишенями при метании сюрикэнов были глаза, точка между глаз (микэн), виски (комэками), дыхательное горло, область сердца, различные уязвимые места на руках и ногах (как правило те, где артерия проходит неглубоко) и другие. Так как главные мишени находятся на лице, метание сюрикэнов отрабатывали на круглой мишени диаметром около 24 см. Считается, что именно таково среднее расстояние от точки микэн до яремной ямки.
Впрочем, сами ниндзя называли сюрикэн-дзюцу «искусством, не превышающим третьей части» (самбука-но дзюцу), имея в виду, что попадание в мишень хотя бы одного сюрикэна из трех уже является успехом. Поэтому умение в мгновение ока осыпать область мишени градом сюрикэнов ставилось выше умения попасть сто раз из ста. Кроме того, ставка делалась и на яд, покрывавший лезвие. Сюрикэны использовали не только для нанесения урона живой силе врага. Ниндзя прорезали ими стены, загородки и ширмы, поддевали гвозди, просверливали дырочки для наблюдения, взламывали замки, использовали как подножки при лазании по деревьям и стенам и т.д. и т.п.
В рамках каждой из крупных традиций нин-дзюцу— Ига-рю, Кога-рю и Нэгоро-рю — сложились одноименные школы сюрикэн-дзюцу, но мы не располагаем о них практически никакой конкретной информацией.
Способы ношения сюрикэнов Считается, что ниндзя носили сякэны в кожаном мешочке на правом боку, а также рассовывали по разным
потайным кармашкам: за отворотом, за спинной дощечкой брюк-хакама, в поясе. Бодзё-сюрикэны скрывали в нарукавниках, ножных обмотках, в оплетке ножен и т.д. Ниндзя мог иметь с собой до двух десятков сякэнов и с десяток бодзё-сюрикэнов.


Изготовление сякэнов
Звездочки-сякэны изготавливали самых разных размеров. Размер зависел от роста владельца, его веса, физической силы, дистанции метания и т.д. Чаще всего встречаются образцы с диаметром от 115 мм до 175 мм. Соответственно вес звездочки варьировался в диапазоне от 5 до 30 моммэ. Легкие по весу сюрикэны можно метать с большой скоростью, но точность при этом остается низкой, а раны
получаются неглубокими. Зато их можно носить в большом количестве. «Скорострельность» при метании тяжелых «звездочек», напротив, ниже. Но они лучше идут в цель, ими можно причинить очень тяжелые раны. Толщина «звездочек» также сильно варьировалась. Они
могли быть тонюсенькими, как лезвие бритвы, или очень толстыми — до 1 бу C,03 мм). Обычно сякэны имели утолщение в центре, а их лучи плавно истончались к кончикам. Это обеспечивало «звездочке» лучшую устойчивость в полете и соответственно точность попадания. На общем фоне выделяется сэмбан-сюрикэн, считающийся фирменным оружием школы Тогакурэ-рю, возглавляемой ныне Хацуми Масааки. У этой разновидности сюрикэна, имеющей почти квадратную форму, центральная часть тонкая, а края толстые. Такая форма также обеспечивает довольно высокую эффективность «огня».
Обычно сюрикэны выковывали из высококачественной стали и во время доводки истончали в нужных местах напильником. Процесс изготовления многолучевых сякэнов был довольно сложным и трудоёмким. Как правило, их вырубали зубилом из толстой пластины, а затем доводили до кондиции напильником.
Нава Юмио подробно описывает процесс изготовления дзюдзи-сюрикэна (крестообразного сюрикэна) весом в 20 моммэ. Для этого брали стальную болванку весом около 23 моммэ. Ее сильно накаляли и расплющивали в круглую лепешку. Затем, стараясь не истончить болванку в центральной части, постепенно ударами молота делали 4 усика, придавая болванке общую форму дзюдзи-сюрикэна с толстой центральной частью и плавно истончающимися к кончикам лезвиями. Затем удаляли с заготовки напильником лишний металл, доводя вес до необходимых 20 моммэ, шлифуя форму, чтобы «звездочка» была без неровностей и зазубрин, и заостряя кончики лезвий.
Если же изготавливался восьмилучевой сюрикэн, то сначала делали крестообразный сюрикэн, а затем зубилом делили лезвия хорошо нагретой болванки пополам и разводили немного в стороны. Затачивать лезвия нужно было равномерно с обеих сторон, иначе точность бросков была бы крайне низкой.
Особую сложность в изготовлении «звездочек» представляла закалка лезвий. Всем «лучикам» нужно было придать одинаковую степень твердости, так как в противном случае они могли сломаться или погнуться, сделав невозможным применение «звездочки». Конечно, для того, чтобы нагреть заготовку и бросить в холодную воду или масло, большого ума не требовалось, но при такой технологии лезвия нередко ломались, и вся работа шла насмарку.
Поэтому требовалось найти какой-то более нежный способ закалки. Кроме того, необходимо закалять только самые кончики «лучиков» «звездочки», чтобы она не утратила своей прочности и не разлетелась на куски при сильном ударе о твердую поверхность.
Вариант поочередного нагрева и закалки лучиков не подходил ввиду малого размера изделия: попробуйте закалить один луч, а потом нагреть другой так, чтобы первый остался холодным. Поэтому ниндзя делали в центре «звездочки» маленькое круглое отверстие, в которое пропускался тонкий длинный стальной прут. Установив его в горизонтальное положение и быстро вращая на нем раскаленную «звездочку», ее лучики опускали в холодное масло, благодаря чему обеспечивалась закалка только нужных частей лезвия.
Отверстие в центре «звездочки» обычно не заделывали, так как через него можно пропустить шнур, чтобы нанизать на него еще несколько сякэнов и сделать удобную в переноске связку. Однако из-за того, что сякэн с дыркой издает в полете легкий свист, иногда для полной шумовой маскировки отверстие заделывали свинцом.


Окраска сюрикэнов
Всем известно, что ниндзя стремились к полной невидимости в темноте. Поэтому они использовали темные маскировочные костюмы, выкрашивали оружие и ножны в черный цвет. Точно также свои сюрикэны «невидимка» окрашивал в черный цвет, чтобы при метании ночью предательский отсвет лунного света не выдал его врагу. Для этого перед закалкой раскаленный сюрикэн с усилием протирали куском шелка. Шелк горел, и его пепел намертво прилипал к поверхности железа, в результате чего сюрикэн становился совершенно черным. Такое черное покрытие не только обеспечивало невидимость оружия, но и защищало его от ржавчины.


ЦУБУТЭ - «МЕТАТЕЛЬНЫЕ КАМНИ»
Цубутэ в тайных наставлениях ниндзя описываются как снаряды для пращи. Они представляли собой округлые или восьмиугольные пластинки диаметром от 4 до 5 см и толщиной более 1 см, выкованные из каленого железа и заточенные по окружности. Их применяли как метательное оружие. Поскольку цубутэ позволяли разить врага на довольно большом расстоянии — несколько десятков метров, ниндзя носили их по 20 штук в кожаном мешочке на поясе.


АРАРЭ - «ГРАД»
Метательное оружие
Арарэ (рис. 92) — это еще один образец метательного оружия ниндзя, применявшийся на более близком расстоянии, чем цубугэ. Если «снаряды» цубугэ метали по одному, то арарэ нужно было сыпать «словно дождь с градом», пригоршнями, штук по десять за раз, прямо в лицо врагу. Кроме того, иногда арарэ разбрасывали по земле в надежде, что проколотая нога отобьет у преследователя охоту гоняться за «призраком».
Арарэ могли быть самых разных видов: похожими на водяной каштан, пирамидальными, словно собранными из двух крестообразных сюрикэнов (вроде миниатюрных противотанковых заграждений) и др. Изготавливались они из каленого железа диаметром в 4—5 см.
Переносили арарэ либо в бамбуковых трубках, либо в кожаных мешочках на поясе.


МЭЦУБУСИ - «РАЗРУШИТЕЛЬ ГЛАЗ»
Под таким громким названием скрываются различные ослепляющие порошки, упоминания о которых встречаются в ряде источников по нин-дзюцу. Их выдували или просто кидали в глаза противника, чтобы временно (либо навсегда) ослепить его и выиграть драгоценные мгновения для бегства. В наставлениях ниндзя описано несколько рецептов мэцубуси:
1) пережженная в порошок икра жабы-хикигаэру в смеси с железными опилками (способна совершенно лишить врага зрения);
2) прокаленная смесь наждака, песка и сока красного перца;
3) смесь ладана, пыли, железных опилок, стрихнина (растение Strychnos Nuxvomica L. ) и загадочных тако, томи и роун, перевода которых не найти даже в японских толковых словарях;
4) мелкие зернышки свинца;
5) смесь золы, зерен красного перца, стрихнина и азотной кислоты (попадая в дыхательные пути, вызывает мгновенную потерю сознания и смерть).
Метательное оружие

В бою ниндзя мог сыпануть таким порошком в лицо противника из бамбуковой трубки, заделанной с одного конца и открытой с другого, начинить ею скорлупу яйца или бумажный мешочек и в таком виде запустить в супостата. Мог выдуть ее из трубки. Кстати в этом случае за
нее вполне мог сойти любой свиток. Специально для применения мэцубуси ниндзя разработали особую модель веера с двумя бумажными стенками, между которыми насыпался мельчайший сильнодействующий ядовитый порошок.
Взмахнув веером в сторону жертвы с наветренной стороны и распылив в воздухе даже ничтожное количество этого порошка, шпион мог моментально отправить на тот свет ничего не подозревающего врага.
Оригинальным приспособлением для распыления мэцубуси было подобие свистка с трубкой, вставляемой в рот, коробочкой с порошком и выходным отверстием (рис. 93).
Ниндзя стоило лишь подуть в «свисток», и в лицо противнику летело целое облако пыли, поражающей глаза и дыхательные пути. Интересно, что аналогичными приспособлениями в период Токугава активно пользовались полицейские при задержании преступников.
Завершая разговор о мэцубуси, нужно отметить, что в западной литературе получило распространение неверное прочтение иероглифов, которым записывается слово «мэцубуси» — «мэцубиси»

Авторизация

Реклама