Меч, катана, боевой веер

Категория: Искусство фехтования Опубликовано 17 Декабрь 2014
Просмотров: 2876

Меч, катана, боевой веерБоевые искусства
Выдержки из книги-справочника А.Е.Тараса "200 ШКОЛ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА И ЗАПАДА
Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада

 

БАТТО-ДЗЮЦУ
Японское искусство, принадлежащее к группе Синбу-дзюцу (новых боевых техник) и заключающееся в особом умении пользоваться мечом (катаной).
Основателем батто-дзюцу является мастер То-яма, основавший свою школу(Тояма-рю) в 1925 году. Он ранее принадлежал к школе иай-дзюцу Омори-рю, нопокинул ее из-за того, что считал нереалистичной исходную позицию этойшколы - сидя на согнутых в коленях ногах. Учеником Тоямы стал Накамура Тайсабуро (родился в 1911 г.), ныне живущий патриарх и верховный учитель школы.
Батто-дзюцу Тоямы-Накамуры отличается от классического кэн-дзюцу и иай-дзюцу следующими особенностями:
1. Нет исходных позиций сидя или стоя на коленях;
2. Руководствуются 8 "заповедями" боя;
3. Главным тестом считается рубка катаной вертикально закрепленных бамбуковых палок.

ИАЙ-ДО
Это искусств мгновенного обнажения меча (катаны) с последующим ударом. По сравнению с кэндо (фехтованием) это более молодое искусство. Оно возникло в Японии XVII века. Согласно легенде, один самурай (Хаясидзаки Дзи-носкэ) хотел отомстить за убийство своего отца. Однако он не мог противостоять убийце в поединке, так как тот был опытнее и сильнее. Прибегнуть к услугам наемника, равно как и напасть из-за угла не позволял самурайский кодекс чести - Бусидо. После долгих раздумий молодой самурай понял, что может рассчитывать на успех только в том случае, если успеет зарубить обидчика, первым выхватив меч. После длительной тренировки он осуществил свой замысел и отомстил за смерть отца.
С течением времени техника мгновенного выхватывания клинка распространилась во всей Японии. Возникло более 400 школ иайдо. Каждая из них привносила что-то свое в технику, но в своей сути они были едины: молниеносное обнажение меча из любого, даже самого неудобного положения и один, максимум два последующих удара. Как в американских ковбойских фильмах, в живых оставался тот, кто делал это быстрее. Несмотря на кажущуюся простоту, иайдо требует не только отличной физической подготовки, но и высочайшей степени психической концентрации и мобилизации. Именно поэтому древнее самурайское искусство продолжает жить в эпоху компьютеров и космических ракет. Умение сосредотачивать свою психику, мобилизовать все ее возможность для конкретного дела необходимо современному человеку не меньше, чем воинам прошлого.
В отличие от многих других единоборств, техника иайдо сохранилась до наших дней практически без изменений. Это связано с тем, что после того, как в Японии запретили самураям носить меч (указ 1872 г.), искусство владения им потеряло свое прикладное значение. В результате главным требованием в иайдо стало максимально точное следование канону и ритуалу, начиная от траектории движения клинка и заканчивая коли-чеством и формой складок на одежде.
В любой школе иайдо техника разделяется на 4 элемента:
1) нуки - цукэ (выхватывание меча, начальный этап атаки);
2) кири-цуки (момент удара по врагу);
3) гибури (стирание крови с клинка);
4) ното (вложение клинка назад в ножны).

КЭН-ДЗЮЦУ
Это самурайское искусство владения мечом, зародившееся приблизительно в Х веке. Его техника существенно отличалась от других методов владения клинковым оружием, принятых как в Европе, так и в Азии.
В кэн-дзюцу (другие термины: гэккэн, татига-ки, хэйхо) сравнительно мало фехтовальных элементов, к которым привыкли европейцы.
Бойцы, как правило, становились в исходную позицию и выжидали, когда противник откроется для нанесения удара. Затем следовал решающий удар или серия ударов. Чем меньше было взмахов мечом - тем выше ценилось искусство бойца. Такая схема поединка была основной для более чем 1500 школ кэн-дзюцу (а позднее и кэндо). Главным лозунгом кэн-дзюцу всегда был "одним ударом наповал!"
Меч принято было держать двумя руками, хотя допускалось фехтование и одной рукой и фехтование двумя мечами сразу - большим и малым.
Школы кэн-дзюцу различались между собой стойками, которых насчитывалось около трехсот и приемами (их было несколько тысяч), но в каждой отдельной школе (рю) основных стоек и ударов предусматривалось не так уж и много - от 10 до 15. Считалось, что при твердом усвоении этого вполне достаточно, чтобы выйти победителем из любой схватки.
Первые сформировавшиеся школы кэн-дзюцу появились в Японии в период Муромати, в конце XIV века. Направлений и стилей было очень много. Залы для занятий ("додзё") существовали при каждом замке, владелец которого тренировал там свою дружину и занимался воспитанием собственных детей. На Востоке образованный человек всегда должен был в равной мере владеть и мечом, и кистью. Трактаты по искусству фехтования, такие, например, как широко известная в мире, переведенная на многие языки "Книга пяти колец", написанная одним из самых известных японских фехтовальщиков Мусаси Миямото (1584-1645 гг.), содержит в себе не только описание техники, но и глубокий философский пласт, в котором отражены универсальные принципы стратегии жизни. Меч также одна из святынь синтоизма. Поэтому при японских храмах тоже существовали школы, а священнослужители ничем не уступали профессиональным воинам в искусстве владения клинком. Во всяком случае, японские монахи-воители "сохэй" были куда более известны, чем их шаолиньские собратья в Китае.
На протяжении многих веков обучение кэн-дзюцу шло с максимальным приближением к реальным условиям, то есть на стальных мечах и чаще всего без доспехов. Только в 1750-х годах Наканиси Тюта, основатель школы Наканиси Итто-рю внедрил в практику тренировок защитные приспособления для головы, рук и тела, скопировав настоящие доспехи, а также заменил стальной меч на синаи - легкий, удобный меч из плотно перевязанного в нескольких местах пучка бамбуковых полос. Его общая длина 118 см, в том числе длина рукоятки (обтянутой выворотной кожей для того, чтобы не скользила рука) отделенной от "лезвия" небольшой кольцеобразной гардой - 35 см. Вдоль одной из сторон синая натянута леска, условно обозначающая тупую сторону меча ("спинку"). До нашего времени синаи используется как основное учебное оружие кэндо.
Кроме синая, в кэн-дзюцу широко использовался боккэн, деревянная копия катаны - самурайского меча. Боккэн немного короче синая, выполняется из твердых пород дерева и по габаритам в точности соответствует самурайскому мечу, длина лезвия которого, по японским правилам, должна быть от двух до трех сяку (сяку = 32 см). Он был создан как тренировочное оружие значительно раньше синая и завоевал большую популярность благодаря Мусаси Миямото, который активно его использовал и даже не раз одерживал победы, выходя с боккэном против настоящего меча.
Почему же кэн-дзюцу считалось искусством?
С началом периода Токугава (сёгунат Токугавы длился с 1603 по 1867 годы) феодальная система приобрела полностью сформировавшийся вид, установилось жесткое деление всего общества на классы, высшим классом в иерархической лестнице стал класс самураев. И, если раньше кэн-дзюцу могли заниматься и крестьяне и горожане, то теперь по закону только воины (буси) имели на это право. В это время кэн-дзюцу слилось с морально-этическим кодексом самурайской чести - бу-сидо (путь воина) и философией дзэн-буддизма, которые внесли в японское фехтование богатое духовное и теоретическое содержание, подняв его от обычного вида единоборства на уровень таких искусств как живопись, каллиграфия, поэзия и т.д.
А само искусство меча в свою очередь стало рассматриваться как важнейший путь духовного воспитания личности и одним из видов динамичной медитации.


Кэн-До
После революции Мэйдзи (1868 г.), когда самураи лишились права на ношение меча, кэн-дзюцу временно увяло, но вскоре возродилось уже под новым именем - кэндо и было принято как обязательный предмет в средних школах.
Всеяпонская федерация кэндо возникла в 1928 году и с тех пор процветает, несмотря на тяжелые испытания военных лет и запрет американских оккупационных властей в послевоенные годы. Дело в том, что кэндо и связанные с ним обряды (например, кимотори) стали символами японской традиции и средством воспитания самурайского духа. Поэтому после поражения Японии во второй мировой войне одновременно с литературой, фильмами и спектаклями на самурайскую тему было запрещено и кэндо. Возродилось оно снова только в 1952 г., но с этого времени стало развиваться уже в спортивном варианте, который сегодня широко известен за пределами Японии...
В матчах кэндо побеждает выигравший два очка из трех возможных. Очки присуждаются за поражение трех опасных участков головы, а также правого или левого запястий, которые в момент касания меча находятся не ниже уровня плеча, горла и двух определенных участков корпуса.
Техника кэндо включает в себя стойки, удары, защиту (блоки), уходы и некоторые другие элементы. Большое внимание уделяется формальным упражнениям (ката) и тестам на эффективность ударов с настоящим мечом (тамэси-гири). Мастера высокого класса демонстрируют чудеса, перерубая толстый слой соломы, молодое деревце, бамбук, подброшенный волос, летящую стрекозу. В среде мастеров ценилось умение нанести несколько ударов на одном или разных уровнях - например, разрубить стоящую палку на четыре части. Предания гласят, что иные мастера проделывали такие трюки с завязанными глазами, используя свое "внутреннее видение" и экстремальный разум.
Большинство ударов наносится из-за головы. 1Три этом левая рука движется почти параллельно позвоночнику вдоль передней срединной линии тела, а правая, которая перед ударом может отводить лезвие в сторону, помогает тем самым выполнить косой удар справа или слева. Допускается тычок в горло или грудь, но ни о каких ударах по ногам и вообще ниже пояса, заходах за спину противника или работе мечом между его руками (не говоря уже об использовании обратного хвата) не может быть и речи. Все удары проводятся в полную силу и скорость и бывают весьма ощутимы, несмотря на крепость доспехов и особенности конструкции синая, позволяющей амортизировать удар. При этом громкий треск бамбуковых пластинок синая о синай или синая о доспехи, сопровождающий вместе с криками сражающихся любой поединок, служит еще и индикатором, позволяющим определять направленность и силу удара.
Соревнования по кэндо проходят обычно на площадке размером 9x9 или 11 х 11 метров, отделенной от зрителей примерно полутораметровым пространством. К доспехам сражающихся сзади привязаны белые и красные ленточки. Судья после успешного проведения удара поднимает белый или красный флажок, цвет которого такой же, как цвет ленточки у автора удара. Раунд длится 5 минут, но бой заканчивается раньше, если кто-либо из противников уже набрал нужное число очков - два из трех возможных.
Одежда для занятий кэндо, это кимоно из плот-" ной, простеганной ткани темно-синего цвета и ха-кама, такого же цвета длинная юбка-брюки, в которую заправляется куртка.

 

ТЭССЕН-ДЗЮЦУ (Искусство боевого веера)
Согласно легенде, это искусство создал знаменитый японский воин XII века воин Минамото-но-Ёсицунэ (1159 - 1189). Затем данное искусство стало обязательным для изучения в школе Син-Кагэ-рю. Оно сохранилось до наших дней в качестве одного из реликтов феодального прошлого, наряду с сумо, кю-до и ябусамэ (стрельбы из лука с лошади по бегущей собаке).
Металлический боевой веер, используемый опытным мастером, представляет собой оружие с довольно широким спектром возможностей, тем более, что он складывается и раздвигается, превращаясь то в дубинку, то в небольшой щит, то в огромную острую бритву.

Авторизация

Реклама