Об оружии ниндзя

Категория: История разведки Опубликовано 30 Март 2015
Просмотров: 2143

Об оружии ниндзяОружие ниндзя
Выдержки из книги Алексея Горбылёва "Когти невидимок"
Описание оружия ниндзя традиционно составляет один из самых больших разделов в книгах о нин- дзюцу. Различные виды боевых цепей, серпов, кастетов, духовых трубок и прочих «дьявольских» штучек, равно как и способы применения таковых действительно впечатляют и мало кого оставляют равнодушным.

Однако если подойти к этому вопросу с конкретно-исторических позиций, то выясняется, что из всего этого богатого арсенала специфическим оружием ниндзя можно назвать всего с десяток предметов, относящихся к разряду «потайного
оружия»: различных скрытых лезвий и пистолетов, замаскированных под мечи, курительные трубки, чернильницы и т.д. Все остальное в не меньшей степени было достоянием обычных самураев, не занимавшихся разведкой и шпионажем, а также полицейских и разбойников.
Другая проблема возникает при описании конкретных приемов боя с использованием различных видов оружия. Дело в том, что в текстах по нин-дзюцу практически нет сведений о технике рукопашного боя. Например, в «Бан- сэнсюкай» описаны особые «шпионские» способы
использования меча (так называемые «семь способов использования сагэо» — «сагэо сити-дзюцу»), но ничего не говорится о фехтовании. Ведь подлинное, а не «киношное» нин- дзюцу— это искусство шпионажа, разведки, диверсий, оно не включает в себя никаких приемов рукопашного боя.
То, что нин-дзюцу не содержит приемов боя с оружием и без оружия, конечно же не означает, что «воины ночи» таковых не изучали. Просто, нужно различать нин-дзюцу и другие «дзюцу», изучавшиеся ниндзя. Например, знаменитый «невидимка» XX века Фудзита Сэйко помимо нин-дзюцу школы Кога-рю изучал еще кэмпо (бой без оружия) школы Намбан Сатто-рю, сюрикэн-дзюцу (метание лезвий) школы Сингэцу-рю, дзё-дзюцу (бой короткой палкой) школы Дайэн-рю, торидэ-дзюцу (разновидность дзю-дзюцу) школы Итидэн-рю и др.
Так как в исторических текстах и наставлениях по шпионажу и разведке содержится очень мало сведений о боевых искусствах ниндзя — синоби бу-дзюцу, историкам приходится реконструировать приемы рукопашного боя «невидимок», что ведет к массе ошибок, мистификаций и фальсификаций. Например, в массовом сознании прочно утвердилась идея о том, что ниндзя использовали какую- то супероригинальную, необычную технику боя с оружием и без него. Между тем, синоби бу-дзюцу конечно же имели определенную специфику, однако эта специфика была связана в основном с тактикой, а не техникой.
Во-первых, ниндзя избегали прямого столкновения и предпочитали действовать исподтишка, из-за угла. Отсюда акцент на приемы внезапного нападения.
Во-вторых, средневековые разведчики старались не ввязываться в бой и предпочитали удирать при первой же возможности. Поэтому в рукопашной технике ниндзя большое внимание уделялось умению отвлечь противника, напугать, затормозить преследование, а затем быстро разорвать дистанцию и «сделать ноги» без окончательного выяснения, кто «круче» в фехтовании или борьбе.
В-третьих, нужно принять во внимание те специфические условия, в которых «ночным демонам» приходилось принимать бой: кустарники, бамбуковые чащи, узкие коридоры, комнаты с низкими потолками и т.д. и т.п.
Здесь нет места для длинного оружия, для размашистых ударов. Отсюда предпочтение укороченного оружия, любовь к малым видам — различным кастетам, когтям, шипам, спицам и т.д., акцент на уколах и «сжатых» коротких рубящих ударах.
В то же время любое оружие само по себе диктует технику работы с ним. Поэтому, например, в технике «самурайских» и «ниндзевских» школ боя кусаригама — серпом с цепью с грузиком — большой разницы даже теоретически быть не может.
Отсутствие у широкой публики представлений о реальной технике традиционных японских бу-дзюцу позволяет многочисленным проходимцам выдавать за «подлинную ниндзевскую технику боя» приемы, которые на самом деле встречаются в школах бу-дзюцу, не имеющих никакой связи с «невидимками». Например, «отец отечественного Будзинкана» Валерий Момот в одной из своих книг пишет: «Как сам меч, так и техника работы с ним в манере нин-дзюцу достаточно сильно отличается от того кэн-дзю- цу, которое, возможно, знакомо читателю из традиций самурайских школ владения оружием — таких, как Катори Синто-рю, Касима Синто-рю, Ягю-рю и др.» После этого категоричного заявления на последующих страницах он демонстрирует изученную по видеокассете «Самурайское дзю-дзюцу» (с Танэмурой Сёто в главной роли) стандартную базовую технику школы Кукисин-рю, не имея понятия о том, что данная школа никак не связана с кланами ниндзя, а свою технику фехтования позаимствовала из обруганной им Катори Синто-рю.
Другой автор дает совершенно фантастическую картину «самурайского» кэн-дзюцу, не имеющую под собой никакого основания: «Вопреки мнению, широко распространившемуся сейчас благодаря кинофильмам, ниндзя ред- ко когда был мастером фехтования. В открытом бою с
самураями он, по сути дела, не имел никаких шансов на победу. Но это лишь в том случае, когда такой бой проходил в соответствии с правилами Бусидо. Известно, что классическая техника владения катаной сводится преимущественно к ударам сверху вниз по голове, плечам и рукам.
Увертки и всякого рода хитрости во время поединка самураи считали делом, позорящим настоящего воина. Практически они никогда не рубили мечом ноги, не атаковали в спину и ниже пояса. Перед тем, как вступить в бой, противники обязаны были представиться друг другу. Короче говоря, самураи были опутаны, словно веревками, своими представлениями о чести, о благородстве, другими
сословными предрассудками». Практически каждое предложение в этом отрывке несет в себе ложную информацию и выдает полное незнание автором традиционного японского фехтования и японской истории. Так, в базовой технике той же Катори Син- то-рю наряду с двумя нисходящими ударами изучаются три восходящих подрезки, существует техника работы в низком приседе и на колене, предназначенная для атаки внутренней поверхности бедра, паха, голеностопного сустава. В ближнем бою гарда к гарде в «самурайском»
фехтовании применяются болевые приемы на пальцы и кисти, наносятся удары ногами в пах, уколы выставленными вперед указательными пальцами в глаза. Многие приемы сюрикэн-дзюцу — искусства метания лезвий — тоже можно отнести к кэн-дзюцу, так как за броском следует серия мгновенных ударов мечом.
Еще более смешными выглядят слова о том, что самураи якобы всегда представлялись перед тем, как вступить в бой. Действительно, такой обычай, называвшийся «на- нори», существовал в Японии в XII веке, когда сражения велись небольшими отрядами элитной кавалерии и походили на гигантские турниры. Однако уже в следующем, XIII веке, охоту представляться врагу у японских самураев отбили монгольские завоеватели, не понимавшие по японски ни слова, демонстрировавшие принципиально иную тактику коллективных действий и без всякого
зазрения совести нападавшие кучей на одного.
Для того чтобы понять всю абсурдность этих характеристик самураев, не нужно быть специалистом в японской истории. Достаточно посмотреть японский художественный фильм «Небо и земля», недавно выпущенный в России на лицензионных видеокассетах. В нем прекрасно показаны столкновения огромных масс копейщиков и кавалерии, в которых обычаю нанори просто нет места.
Вообще, противопоставление «самурайское» — «ниндзевское» абсолютно неправомочно, так как самурайство — это сословие, а ниндзя — профессия.
В этой связи хочется посоветовать читателям критично относиться к утверждениям «учителей ниндзюцу» относительно «уникальности» преподаваемых ими «приемов боя ниндзя» и приложить больше усилий к изучению подлинных традиций японских бу-дзюцу, которые, к сожалению, до сих пор остаются почти неизвестными и на Западе, и в странах бывшего СССР.

Авторизация

Реклама