Боевые искусства Таиланда — это не только муай тай. Также с XIY века в Таиланде существует другое направление боевых искусств, называемое чайя («победа»)- От муай тай оно отличается гораздо большим обилием техник высокой ноги, кувырками, большим количеством подсечек и ударов в прыжке, так что поединок двух мастеров чайя напоминает очень красивый танец, поставленный талантливым хореографом. Мастера этого направления присутствовали вместе со специалистами по муай тай на фестивале азиатских боевых искусств, состоявшемся в 1988 году в Сеуле.
Очень интересным и забавным направлением является муай тале («морской бокс» или «морской бой»). Свое существование он начал с тех времен, когда корабли тайского флота, стоящие на якоре, разделялись между собой чем-то вроде деревянного бревна, предохраняющего их от столкновений и крушений. Легенда рассказывает о том, как уже в конце XIX века два матроса, шедшие навстречу друг другу по такому бревну, оказались в положении двух баранов из известной песенки и начали схватку. Вскоре они оба потеряли равновесие и вынуждены были продолжать бой уже не стоя, а сидя на бревне, по-прежнему пытаясь доставать друг друга руками и ногами. Когда, наконец, оба они свалились в море, капитан одного из кораблей, наблюдавший их поединок, призвал их к себе и поздравил с созданием нового вида боевого искусства, достаточно удобного для того, чтобы вести бой сидя или стоя на сильно колеблющейся поверхности.
Сейчас, конечно, система установки якорей в тайском флоте изменилась, и муай тале переместился с моря на сушу. Состязания бойцов происходят на длинном и толстом шесте, укрепленном горизонтально на расстоянии в пять. футов от земли, то есть менее двух метров. Два бойца сидят на нем и ведут бой по правилам, более или менее напоминающим правила европейского бокса. При этом ситуация, когда соперники оба висят вниз головой, держась за бревно ногами и пытаясь достать друг друга, встречаются весьма часто.,
Муай тале находится под покровительством Военно-морской Академии Таиланда, и соревнования по нему часто показывают по телевидению. Сравниться с этим необычным видом боевого искусства может, пожалуй, лишь широко практиковавшийся в наших ныне усопших пионерских лагерях бой подушками на подобном бревне.
Есть в Таиланде и система, напоминающая вольную борьбу, и традиционное фехтование — краби крабонг. Как и муай тай, в древности краби крабонг существовал как военно-прикладное боевое искусство тайской армии как пехоты, так и воинов, сражающихся, сидя на слонах.
Арсенал краби крабонг богат и разнообразен. Он включает в себя работу традиционной тайской саблей, похожей на укороченный и несколько более изогнутый а своей верхней части самурайский меч с противовесом на рукояти, оружием, похожим на европейскую рапиру (дааб), ножом, шестом, копьем, алебардой, больше похожей на большое лезвие финского ножа на длинном древке (нгоу) и оружием, аналогичном окинавской тонфе, но имеющим металлические острия и лезвия (маисум). Есть и несколько типов кожаных щитов. Короткое оружие часто держится двумя руками или в каждой руке по оружию {например, в одной руке сабля, в другой — майсум). Используются захваты, удары ногами или свободной рукой. Подобно муай тай, краби крабонг можно изучать как в университете, так и в какой-либо частной школе как мужчинам, так и женщинам. Тренировки сначала включают в себя упражнения на силу и скорость и наработку приемов, затем бой по установленной программе (примерный аналог такому бою — китайский дуйпянь, в котором заранее расписана последовательность применяемых в спарринге приемов), а затем свободный бой. Дело тут в том, что поскольку бой ведется без протекторов и зачастую реальным, а не учебным оружием, повреждения достаточно часты. Тем более, что бить разрешается по любой части тела.
Иногда по торжественным поводам устраиваются специальные показательные выступления, во время которых их участники выступают в традиционной одежде воинов времен Маресуана. Во время подготовительного этапа, включающего в себя подготовительные упражнения, разминку и ритуальный поклон королю, используется обычно настоящее древнее и богато украшенное оружие. Затем оно меняется на учебное, изготовленное из дерева или бамбука. Бои проходят или без ограничения времени до тех пор, пока один из противников не признает свое поражение, или по заранее подготовленному сценарию, но битва при этом построена очень реалистично, иллюзии заранее запланированного боя у зрителей не возникает.
Техника краби крабонг достаточно проста и не включает в себя сложных финтов или движений с разворотами. Зато сила и скорость атаки таковы, что рук противников иногда не бывает видно, а сабли при жестких блоках оказываются прорубленными до половины.
Вообще, традиционное оружие Таиланда достаточно разнообразно. Оно включает в себя и различные виды копий, использовавшихся, в основном, для схваток верхом на слонах; и длинные элегантные трости с кинжалами внутри; и короткие дубинки; и пики с большими; искривленными лезвиями, называемые кхау-нгао; и «зубы тигра», состоящие из двух небольших острых кинжалов, спрятанных в твердой коробочке в виде плоского бочонка и крепящихся, например, к ремешку наручных часов — так их можно вытащить, обхватив противника в момент борьбы.
Некоторые тайско-лаосские стили боевых искусств испытали на себе влияние Китая, Примером адаптации идей имитирующих направлений, положенных на технику и тактику муай тай, можно считать ша фут фань — школу пяти боевых котов. Базовая техника передвижений и работы ногами в ней сходна с муай тай, но рука имеет гораздо больше положений. Есть работа открытой ладонью, «тигриной лапой», кончиками пальцев по уязвимым местам и точкам, а также удары пальцами разрывающего и вырывающего плана. В школе пяти боевых котов есть развитая система комплексов формальных упражнений. Некоторые из них, выполняемые на большой скорости, длятся до десяти минут. Продвинутые ученики овладевают работой с оружием — парным коротким шестом, техника работы которых близка к краби крабонг, нунтяку китайского типа, девятизвенной цепью. Ша фут фань интересна еще и тем, что является единственной, кроме муай тай, школой тайско-лаосского направления, достаточно широко распространенной в СНГ. Правда, если муай тай, в основном, изучают как широко популяризуемый спорт, то ша фут фань пытается у нас держать марку традиционной клановой школы.
Возможно, данная статья является лишь беглым очерком боевых искусств Таиланда, но даже она несколько расширяет рамки наших первоначальных знаний о географии боевых искусств мира. И, возможно, она станет первой в серии статей, посвященных очеркам традиций боевых искусств Вьетнама, Филиппин, Индии и других стран Востока.
К. В. АсмоловЖурнал «Боевые Искусства Планеты»