Об авторе: Петр Демьянович Успенский (1878-1949) - ученик легендарного Гурджиева. Его книга "В поисках чудесного", сыгравшая важную роль в распространении идей Гурджиева на Западе, запускается в русскоязычную сеть к 50-летнему юбилею ее первого издания (Нью-Йорк, 1949).
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1
Возвращение из Индии. - Война и "поиски чудесного". Старые мысли. - Вопрос о школах. - Планы дальнейших путешествий. - Восток и Европа. - Заметка в московской газете. - Лекции об Индии. - Встреча с Гурджиевым. "Переодетый". - Первая беседа. - Мнение Гурджиева о школах. - Группа Гурджиева. "Проблески истины". Дальнейшие встречи и беседы. - Организация московской группы Гурджиева. - Вопрос о плате и средствах для работы. - Вопрос о тайне; обязательства, принимаемые учениками. - Беседа о Востоке. "Философия", "теория" и "практика". - Как была найдена эта система? - Идеи Гурджиева. - "Человек - это машина", управляемая внешними влияниями. - "Всё случается". - Никто ничего не "делает". - Чтобы "делать", необходимо "быть". - Человек отвечает за свои поступки, а машина - нет. - Нужна ли психология для изучения машины? - Обещание "фактов". Можно ли прекратить войны? - Беседа: планеты и Луна как живые существа. - "Разум" Солнца и Земли. - "Субъективное" и "объективное" искусство.
ГЛАВА 2
Петербург в 1915 году. - Гурджиев в Петербурге. Беседа о группах. Упоминание об "эзотерической" работе. - "Тюрьма" и "побег из тюрьмы". - Что нужно для побега? - Кто и как может помочь? - Начало встреч в Петербурге. Вопрос о перевоплощении и будущей жизни. Как можно достичь бессмертия? Борьба между "да" и "нет". - Кристаллизация на правильной и ложной основе. Необходимость жертвы. - Беседы с Гурджиевым и наблюдения. - Продажа ковров и рассказы о коврах. - Что Гурджиев рассказал о себе. - Вопрос о древнем знании: почему оно скрыто? - Ответ Гурджиева. - Знание не скрыто. Материальность знания и отказ человека от знания, которое ему даётся. Вопрос о бессмертии. - "Четыре тела" человека. - Пример реторты, наполненной порошкообразными металлами. - Путь факира, путь монаха и путь йогина. "Четвёртый путь". - Существуют ли культура и цивилизация?
ГЛАВА 3
Фундаментальные идеи Гурджиева о человеке. - Отсутствие единства. Множественность "я". - Конструкция человеческой машины. - Психические центры. - Метод Гурджиева для объяснения идей его системы. - Неизбежное повторение. - Что значит эволюция? - Механический прогресс невозможен. Европейское понимание эволюции человека. - Всеобщая связь в природе. Человечество и Луна. - Преимущества индивида перед массами. - Необходимо знать человеческую машину. - Отсутствие постоянного "я" у человека. - Роли малых "я". - Человек лишён индивидуальности и воли. - Восточная аллегория: дом и слуги. - "Заместитель управляющего". - Беседы о факире на гвоздях и о буддийской магии.
ГЛАВА 4
Общее впечатление от системы Гурджиева. - Взгляд назад. - Одно из фундаментальных положений. - Линия знания и линия бытия. - Бытие на разных уровнях. Расхождение между линиями знания и бытия. - Что даёт развитие знания без соответствующего изменения бытия? Что даёт изменение бытия без увеличения знания? - Что значит "понимание"? - Понимание как равнодействующая знания и бытия. - Различие между пониманием и знанием. Понимание как функция трёх центров. - Почему люди стараются назвать вещи, которых не понимают? - Наш язык. Почему люди не понимают друг друга? Слово "человек" и его разнообразные значения. - Язык, принятый в системе. Семь градаций понятия "человек". - Принцип относительности в системе. Градации, параллельные градациям человека. - Слово "мир". - Многообразие его значений. Исследование слова "мир" с точки зрения законов принципа относительности. - Фундаментальный закон вселенной. Закон трёх принципов или трёх сил. - Необходимость трёх сил для проявления какого-либо феномена. - Третья сила. Почему мы не видим третью силу? - Три силы в древних учениях. - Создание миров силой воли Абсолютного. Цепь миров, или "луч творения". - Число законов в каждом мире.
ГЛАВА 5
Лекция о "механике вселенной". - Луч творения, его рост из Абсолютного. Противоречия в научных гипотезах. - Луна: конечный пункт луча творения. Воля Абсолютного. - Идея чуда. - Наше место в мире. - Луна питается органической жизнью. - Влияние Луны и освобождение от Луны. - Различная "материальность" разных миров. - Мир как мир "вибраций". - Вибрации замедляются. пропорционально расстоянию от Абсолютного. - Семь родов материи. - Четыре тела человека и их отношение к разным мирам. - Где находится Земля? - Три силы и космические свойства материи. - Атомы сложных веществ. - Определение материи в соответствии с проявляющимися через неё силами. - "Углерод", "кислород", "азот" и "водород". - Три силы и четыре вида материи. - Бессмертен человек или нет? - Что означает бессмертие? Человек с четвёртым телом. - Рассказ о семинаристе и всемогуществе Божием. Беседы о Луне. - Луна как часовая гиря. - Беседа об универсальном языке. Объяснение Тайной Вечери.
ГЛАВА 6
Беседа о целях. - Может ли учение преследовать определенную цель? - Цель существования. - Личные цели - предвидение будущего, существование после смерти, господство над самим собой, достижение уровня подлинного христианина, помощь человечеству, прекращение войн. - Объяснения Гурджиева. - Судьба, случай и воля. - "Безумные машины". Эзотерическое христианство. Что может быть целью человека? - Причины внутреннего рабства. - С чего начинается путь к освобождению? - "Познай самого себя!". - Разное понимание этой идеи. - Самоизучение. - Как изучать себя? - Самонаблюдение. Регистрация и анализ. - Фундаментальный принцип работы человеческой машины. - Четыре центра: мыслительный, эмоциональный, двигательный, инстинктивный. Различие работы разных центров. - Создание изменений в работе машины. Нарушение равновесия. - Как машина восстанавливает своё равновесие? Случайные перемены. - Неправильная работа центров. - Воображение. - Грёзы. - Привычки. - Противодействие привычкам в целях самонаблюдения. - Борьба против выражения отрицательных эмоций. Регистрирование механистичности. Изменения как следствие правильного самонаблюдения. - Идея двигательного центра. - Обычная классификация действий человека. - Классификация, основанная на делении центров. - Автоматизм. Инстинктивные действия. Различие между инстинктивными и двигательными функциями. - Деление эмоций. - Разные уровни центров.
ГЛАВА 7
Достижимо ли "космическое сознание"? - Что такое сознание? - Вопрос Гурджиева о том, что мы замечаем при самонаблюдении. - Наши ответы. Замечание Гурджиева о том, что мы пропустили самое важное. - Почему мы не замечаем, что помним себя? - Что-то "наблюдает", "думает", "говорит". Попытки вспомнить себя. - Пояснения Гурджиева. - Значение новой проблемы. Наука и философия. - Наши переживания. - Попытки разделить внимание. Первые ощущения намеренного вспоминания себя. - Что мы помним из прошлого? - Дальнейшие переживания. - Сон в бодрствующем состоянии. - Пробуждение. Что просмотрела европейская психология? - Различия в понимании идеи сознания. - Изучение человека идёт параллельно изучению мира. - За законом трёх следует закон семи, или закон октав. - Отсутствие непрерывности в вибрациях. - Октавы. - Гамма семи тонов. - Закон "интервалов". Необходимость дополнительных толчков. - Что происходит при отсутствии дополнительных толчков? - Чтобы делать, надо уметь контролировать "дополнительные толчки". - Подчинение октавы. - Внутренние октавы. Органическая жизнь в "интервале". - Влияние планет. - Боковая октава "соль-до". - Значение нот "ля", "соль", "фа". - Значение нот "до" и "си". Значение нот "ми" и "ре". - Роль органической жизни в изменении поверхности земли.
ГЛАВА 8
Разные состояния сознания. - Сон. - Состояние бодрствования. Самосознание. - Объективное сознание. - Отсутствие самосознания. - В чём заключается первое условие для приобретения самосознания? - Высшие состояния сознания и высшие центры. - "Бодрственное состояние" обыкновенного человека. - Это не что иное, как сон. - Жизнь спящего человека. - Как можно пробудиться? - Что такое человек, когда он родился? Что делают "воспитание" и пример окружающих? - Возможности человека. Самоизучение. - "Умственные фотографии". - Разные люди в одном человеке. "Я" и Успенский. - Кто активен и кто пассивен? - Человек и его маска. Разделение самого себя как первая стадия работы над собой. Фундаментальное качество человеческого бытия. Почему человек не помнит себя? - "Отождествление". - "Мы считаемся с другими". - "Внимательность" и "мнительность". - Что такое "мнительность"? - Машина "считается с другими". - "Несправедливость". - Искренность и слабость. - "Буфера". - Совесть. Мораль. - Существует ли общая для всех идея морали? - Существует ли христианская мораль? - Существуют ли общие для всех понятия добра и зла? Никто не делает ничего ради зла. - Разные понятия добра и зла и результаты этих разных понятий. - На чём может быть основана постоянная идея добра и зла? - Идея истины и лжи. - Борьба с "буферами" и ложью. - Методы работы школы. - Подчинённость. - Понимание собственного ничтожества. - Личность и сущность. - Мёртвые люди. - Общие законы. - Вопрос о деньгах.
ГЛАВА 9
"Луч творения" в виде трёх октав излучения. - Отношение форм материи и силы разных планов мира к нашей жизни. - Интервалы в космических октавах и заполняющие их толчки. -"Точка вселенной". - Плотность вибраций. - Три вида сил, четыре вида материи. - "Углерод". - "Кислород". "Азот". - "Водород". Двенадцать триад. - "Таблица форм водорода". - Материя в свете её химических, физических, психических и космических свойств. - Разум материи. "Атом". - Каждая функция, каждое состояние человека зависит от энергии. Субстанции, заключённые внутри человека. - Человек обладает достаточной энергией для начала работы над собой, если он сберегает энергию. - Трата энергии. "Учись отделять тонкое от грубого". - Производство тонких форм водорода. - Изменение бытия. - Рост внутренних тел. Человеческий организм как трёхэтажная фабрика. - Три вида пищи. - Поступление в организм пищи, воздуха и впечатлений. - Преобразование субстанций управляется законом октав. - Октава пищи и октава воздуха. - Извлечение "высших форм водорода". - Октава впечатлений не развивается. Возможность создания искусственного толчка в момент получения впечатлений. - Сознательное усилие. "Вспоминание себя". - Развитие октав впечатлений и воздуха как результат первого толчка. - Второй сознательный толчок. - Усилие, связанное с эмоциями. - Подготовка к этому усилию. - Аналогия между человеческим организмом и вселенной. - Три стадии в эволюции человеческой машины. Трансмутация эмоций. Алхимия. - Центры работают с разными формами водорода. Два высших центра. - Неправильная работа низших центров.
Перевод Н.В.фон Бока. (c) Издательство Чернышева. СПб., 1992.