Передвижение и маскировка разведчиков
Выдержки из книги Павла Яковлевича Поповских "Подготовка войскового разведчика"
Рекомендовано Главным штабом Сухопутных войск в качестве учебного пособия
Москва. Военное издательство. 1991 год
1. Способы передвижения разведчиков
Разведывательные задачи могут выполняться на боевых машинах, автомобилях и других средствах передвижения, а также пешим порядком или на лыжах. При передвижении пешим порядком применяются ходьба, бег, перебежки и переползания.
Ходьба в полный рост применяется на местности, которая хорошо скрывает от наблюдения противником (лес, глубокие овраги, кустарники и т. п.), а также ночью, в туман, метель и в других условиях ограниченной видимости.
При ходьбе на большие расстояния следует двигаться в привычной для каждого манере, сохраняя глубину и ритмичность дыхания. Мышцы ног и туловища должны быть по возможности расслаблены При движении под уклон шаг удлиняется, на трудных участках и подъемах укорачивается. Изменять ритм нужно плавно, постепенно набирая скорость в начале движения и сбавляя ее за 3—5 минут до остановки. При остановках в ходе длительного перехода, если позволяет обстановка, рекомендуется 1 — 2 минуты обозначить шаг на месте в установившемся ритме, чтобы постепенно снять нагрузку.
Ходьба пригнувшись применяется на местности, которая просматривается противником, имеет естественные и искусственные маски (заборы, насыпи, посевы, кустарники, канавы и т. п.), не способные укрыть разведчиков во весь рост.
При этом способе ходьбы корпус слегка наклоняется вперед, а ноги сгибаются в коленях так, чтобы имеющееся укрытие полностью скрывало идущего.
Шаг делается шире обычного. Нога при выносе вперед ставится на пятку, а затем перекатом на всю ступню и носок. Двигаться следует свободно и плавно, без напряжения, не опускаясь и не поднимаясь при каждом шаге. Оружие может находиться в положении, как при обычной ходьбе, или в руках в готовности к открытию огня.
Ходьба бесшумно (крадучись) — это способ, который используется для скрытого подхода к объекту или при передвижении вблизи противника. Шаг при такой ходьбе короче обычного. Нога ставится легко, осторожно, чтобы можно было сразу- же поднять ее, если она попадает на предмет, производящий шум. При движении на короткое расстояние ногу лучше всего ставить на носок. При движении на значительное расстояние нога выносится и ставится осторожно на пятку, тяжесть тела постепенно переносится на нее с другой, слегка согнутой ноги.
По вязкому грунту (мелкой грязи) нужно передвигаться неторопливыми шагами, ноги расставлять немного шире, чем при обычной ходьбе, с опорой на всю ступню.
При движении по камням, щебню, через развалины строений в населенных пунктах, прежде чем наступить, нужно нащупать ногой твердую точку опоры и постепенно переносить на нее тяжесть тела. Шаг следующей ногой делать только после принятия устойчивого положения.
При движении по высокой траве рекомендуется выше поднимать ноги и ставить их на землю с носка.
При движении по мелководью, чтобы не создавать шума, ногу надо опускать постепенно с носка, протаскивая ее вперед по воде скользящим движением, как при ходьбе на лыжах.
При низкой температуре зимой скрип шагов по снегу слышен на 30—40 м, в морозную ночь слышимость ещё больше. Чтобы уменьшить звук шагов зимой, необходимо обшить подошвы сапог шубными лоскутами или обернуть обувь мягкими тряпками.
Бегом передвигаются, когда нужно ускорить выдвижение к объекту разведки, выйти из-под наблюдения противника и его огня, оторваться от преследования и в других случаях. Бег может быть длительным, быстрым, чередующимся с ходьбой, переползанием и преодолением препятствий.
При длительном беге важно равномерное дыхание и умение расслаблять мышцы ног. Небольшой наклон вперед, развернутые плечи и ритмичные движения рук облегчают бег и способствуют глубокому дыханию. При быстром беге нужно сильнее отталкиваться ногами, больше наклонять туловище и энергичнее работать свободной рукой или обеими руками.
Оружие при длительном беге находится в положении «на грудь» или «за спину», а при быстром лучше держать в руках.
Встречающиеся на пути небольшие препятствия (канавы, ямы, камни и т. д.) нужно преодолевать прыжками, сохраняя взятый темп бега и ритм дыхания. При беге в лесу и на пересеченной местности нужно быть осмотрительным, чтобы не попасть ногой на выступающие корневища, крупные ветки или в ямы. На поваленные деревья, бревна следует наступать одной ногой, не прекращая движения.
При беге на подъем ногу надо ставить на грунт с носка, под уклон — на пятку или на ребро ступни (при спуске боком). При беге по мягкому и скользкому грунту нога ставится на всю ступню.
Перебежками преодолеваются открытые участки местности (просеки, поляны, дороги и т. п.), которые могут находиться под наблюдением или под огнем противника
Перебежки совершаются от укрытия к укрытию стремительно и внезапно, чтобы вероятность поражения огнем противника была наименьшей (рис. 9). На открытой местности длина перебежки может быть 10—40 шагов: чем ближе противник и интенсивнее его огонь, тем короче перебежка.
Прежде чем перебегать, нужно наметить очередное укрытие и путь к нему. Для перебежки из положения лежа нужно подтянуть руки под грудь (оружие в руке), свести ноги. Поднимаясь на руках, одну ногу вынести вперед, не выпрямляясь в полный рост, пригнувшись, быстро перебежать и упасть у намеченного укрытия. Последним шагом перед падением нужно погасить скорость бега. Для этого шаг должен быть широким с постановкой ноги вперед в сторону на пятку. Далее следует опуститься на колено сзади стоящей ноги и лечь на землю После падения нужно немедленно отползти или перекатиться за укрытие или на позицию, выгодную для наблюдения и ведения огня.
Переползание — способ скрытного приближения к противнику (объекту) и преодоления участков местности, на которых высота укрытий (масок) не позволяет незаметно передвигаться другими способами. Переползание может осуществляться по-пластунски, на получетвереньках или на боку (рис. 10).
Переползание по-пластунски применяется при преодолении открытых участков местности, когда нужно сохранить скрытность передвижения. Для переползания надо подтянуть, не поднимая таза, правую (левую) ногу и одновременно вытянуть левую (правую) руку возможно дальше вперед. Отталкиваясь внутренней стороной ступни согнутой ноги, передвинуть тело вперед скользя на животе, подтянуть другую ногу, вытянуть другую руку и продолжать движение в намеченном направлении. Голову высоко не поднимать, оружие держать рукой за ремень у цевья. При переползании через лужи, грязь, песок оружие держится в обеих руках с опорой на локти.
При переползании по камням, осыпям, щебню, в развалинах кирпичных зданий следует сначала ощупать руками почву и окружающие предметы, чтобы не вызвать скатывания (обвала) камней, затем приподнять туловище и переместиться, опираясь на локти (кисти) рук и носки ног.
Чем ближе подползает разведчик к противнику, тем чаще нужно делать остановки для наблюдения и прослушивания. Остановки нужны и для отдыха, иначе будет слышно прерывистое дыхание. Ползущего.
Переползание на получетвереньках возможно на местности с небольшими укрытиями (мелкий кустарник, высокая трава, валуны, кочки и т. п.). При этом нужно встать на колени и опереться на предплечья и кисти рук.
Подтянув согнутую правую (левую) ногу под грудь, одновременно левую (правую) руку вытянуть вперед и передвинуть тело до полного выпрямления правой (левой) ноги, подтянуть под себя другую согнутую ногу и, вытягивая другую руку вперед, продолжать движение в намеченном направлении. Оружие удерживать рукой за ремень у цевья таким образом, чтобы оно лежало на предплечье.
Переползание на боку применяют главным образом при транспортировании в опасной зоне тяжелого груза, раненого товарища или пленного. Для этого нужно, лежа на левом боку, подтянуть вперед левую ногу, согнутую в колене, и опереться на предплечье левой руки. Правой ногой упереться каблуком или внутренней стороной ступни в землю возможно ближе к себе и, разгибая ногу, передвинуть тело вперед. Оружие держится в правой руке или в положении «за спину», если рука занята грузом.
Отползание в сторону производится для обхода препятствий, занятия укрытия или выгодного
положения, после перебежки и в других случаях, как правило, перекатом В непосредственной близости от противника отползание в сторону производится ничком. Для этого нужно, слегка оторвав туловище от земли, на носках ног и руках переместиться в нужную сторону.
2. Преодоление препятствий
Для преодоления заграждений и препятствий применяются прыжки, влезания, перелезания и другие способы
Траншеи, канавы, неширокие промоины, невысокие или поваленные заборы, стены и деревья, а также другие препятствия преодолеваются обычно прыжками. Они применяются в местах, скрытых от наблюдения противника, в бою или при активном способе выполнения разведывательных задач.
Прыжки в длину выполняются после разбега или с места. После разбега оттолкнуться ногой и одновременно сделать взмах руками вперед и вверх; приземляться можно на одну или на обе ноги. Для прыжка с места нужно, падая телом вперед, оттолкнуться обеими ногами и, помогая прыжку взмахом рук вперед и вверх, подтянуть обе согнутые в коленях ноги возможно дальше вперед; приземляться нужно на обе ноги
Невысокие, до уровня груди, препятствия преодолеваются прыжком с опорой рукой и ногой (рис. 11). Если на препятствие нельзя опереться (низкий проволочный забор, спираль «бруно», наличие сигнализации, минированные или электризованные препятствия), оно преодолевается прыжком со спины товарища (рис. 12), который, напрягаясь и пружиня туловищем, усиливает толчковый момент.
Прыжком с шестом (по-спортивному) преодолеваются более высокие ограждения и заборы. В качестве шеста можно использовать жердь, металлическую трубу или другие подручные предметы. Для освоения этого способа прыжка нужна соответствующая тренировка.
Влезания и перелезания применяются для преодоления высоких и глубоких препятствий.
Препятствия высотой до 2,5 м рекомендуется преодолевать с разбегу. Оттолкнувшись одной ногой, другой, согнутой в колене, опереться как можно выше о препятствие и одновременно ухватиться обеими руками за его верх. Для преодоления забора зацепом нужно подтянуться на руках и, повернувшись боком, повиснуть на руке; взмахом свободной ноги зацепиться за верхний край препятствия и перевалиться через него. Чтобы преодолеть препятствие силой, нужно, используя инерцию толчка и силу
рук, подтянуться и, помогая ногами, выйти в упор, а затем перевалиться на другую сторону (рис. 13).
Препятствия высотой 2,5—3,5 м преодолеваются при помощи товарища рис. 14). Для этого один разведчик встает спиной к препятствию, приседает и помогает второму влезть сначала себе на плечи, а затем подсаживает его на препятствие Взобравшийся на препятствие помогает нижнему, втягивая его с помощью автомата, ремня и т. п. При действиях в одиночку для влезания на препятствие можно воспользоваться веревкой с крюком (кошкой, петлей) на конце, доской, лестницей и т. п.
Чтобы влезть на препятствие высотой 7—8 м и более (стены двух-, трехэтажных зданий, высокие заборы, фасады, обрывы и т. п.), рекомендуется вос пользоваться следующим способом.
б
Рис. 14. Преодоление препятствия при помощи товарища а — подсаживание на препятствие; б — втягивание на препятствие
Влезающий крепко берется руками за вершину шеста, длина которого не должна быть меньше высоты препятствия, а двое-трое других разведчиков берутся за противоположный конец. Все становятся в исходное положение
таким образом, чтобы влезающий находился в нескольких метрах от препятствия, а шест был перпендикулярен его плоскости. Препятствие может преодолеваться с разбегу. При этом влезающий, используя силу инерции, взбегает вверх по плоскости препятствия, опираясь и крепко держась руками за шест, а помогающие, не останавливаясь, поднимают его (рис. 15). Если местность и условия обстановки не позволяют сделать разбег, один из разведчиков поддерживает влезающего у стенки и подсаживает его до высоты 1,5—1,8 м, а затем влезание производится, как указано выше.
Спускаться с высокого препятствия (обрыва) Можно прыжком из положения сидя, лежа на груди или виса (рис. 16). Оружие при этом рекомендуется
держать в положении «за спину» на коротком ремне или в руке.
После преодоления препятствия, особенно при подходе к объекту, следует оглянуться и наметить направление или ориентир, если придется спешно возвращаться. Целесообразно наметить второй переход (брод, щель в заборе, укрытие) на случай, если противник отрежет пути отхода к первому. Несоблюдение этого правила в годы Великой Отечественной войны
При передвижении и преодолении препятствий в тылу противника нужно внимательно наблюдать и замечать все вокруг, быть готовым к неожиданностям, внезапным и опасным изменениям обстановки, держать оружие в готовности к применению. Действуя группой, следует заранее наметить несколько вариантов и установить сигналы (команды).
3. Особенности передвижения ночью
Ночь является наиболее удобным временем суток для ведения разведки. Ночью легче незаметно проникнуть к объекту, застать противника врасплох, вызвать панику, скрыть свои следы и сохранить силы. Для переходов, особенно пешим порядком, лучше воспользоваться ночным временем или другими условиями ограниченной видимости (дождь, туман, снегопад и пр )
Готовясь к ночным действиям, следует заранее изучить нужный район (маршрут) особенности местности и местные предметы, наметить ориентиры, определить опознавательные знаки и условные сигналы для личного состава, подготовить оружие, взрывчатые вещества и необходимое снаряжение.
Ночью, как и днем, нужно умело применяться к местности, помня о наличии у противника средств ночного видения, радиолокационных, тепловизионных и других приборов наблюдения. Для перемещения рекомендуется выбирать низкие или закрытые места, избегать светлых прогалин (рис. 17).
Действовать ночью в разведке нужно решительно, но осторожно, имея связь между собой. Иногда для скрытой связи между группами или солдатами, следующими друг за другом на небольшом расстоянии используется длинный шнур (стропа, веревка) темного цвета, подергиванием которого передаются установленные сигналы, например: «Стой», «Вперед», «Внимание» и др.
Для передвижения ночью используются те же способы, что и днем. При ходьбе в полный рост в незнакомых местах, покрытых лесом или кустарником, необходимо левую руку, слегка согнутую в локте, держать перед собой на высоте глаз для самостраховки, двигая ее сверху вниз. При перебежке и беге ночью нужно выше поднимать ноги и слегка укорачивать шаг; при случайном падении быстро «группироваться и постараться упасть на бок.
Действуя ночью, нужно быть готовым к применению противником осветительных ракет, мин, прожекторов и других средств освещения местности. При этом нужно немедленно лечь и замереть; движение продолжать, когда освещение прекратится. Если разведчик подозревает, что противник заметил его, рекомендуется некоторое время оставаться неподвижным и прислушаться, не прекращая наблюдения. При периодическом освещении нужно использовать его для того, чтобы наметить себе дальнейший путь перемещения, когда освещение прекратится. Место остановки надо выбирать такое, чтобы оно оставалось в тени и его можно было достичь до повторного появления источника света.
При лунном свете или искусственном освещении двигаться следует по теневой стороне посадки, забора, обрыва и т. п., прислушиваясь к шорохам, лаю собак, следить, не слетают ли птицы с деревьев, кустов. Потревоженные собаки и птицы демаскируют разведчиков.
В темном помещении следует двигаться вдоль стен, ощупывая руками и ногами окружающие предметы, запомнить вход в помещение и не терять ориентировку, передвигаясь внутри.
Во время движения ночью на боевых машинах все члены экипажа должны внимательно наблюдать за местностью, дорогой и другими машинами, своевременно информировать механика-водителя о замеченных препятствиях и заграждениях, сигналах дозорных и других явлениях. При подготовке машины к действиям в разведке ночью следует обязательно оборудовать ее светомаскировочными устройствами, проверить исправность приборов ночного видения.
В случае попадания в засаду рекомендуется мгновенно рассеяться и принять бой или в зависимости от полученных ранее указаний (сигналов) собраться в, назначенном месте.
4. Преодоление болот
Характерными особенностями болотистой местности являются ее слабая обжитость, отсутствие дорог, наличие труднопроходимых, а порой совершенно непроходимых участков и целых районов. Это, с одной стороны, затрудняет их преодоление, а с другой— делает эти районы наиболее безопасными при действиях разведчиков в тылу противника, так как обеспечивает их скрытность.
Болота редко бывают одинаково проходимыми на всем протяжении и в разное время года. Многие из них труднопроходимы летом, зимой же они замерзают и становятся легкопроходимыми. Легкопроходимые в сухое время года болота делаются порой совершенно непроходимыми весной и осенью в период распутицы. В снежную зиму, когда в болотистых кустарниковых низинах глубина снежного покрова достигает порой 60—90 см, поверхность болота под снегом не промерзает. Замерзшие болота доступны для танков при глубине промерзания более 30—40 см; боевых машин — 20—25 см, автомобилей — 25 —30 см. Болота с травяным покровом промерзают раньше с образованием прочной ледяной корки. Мшистые со слоем очеса (отмерзшего и разложившегося; мха) болота промерзают медленно, и лед на них слабый. Кочковатые болота промерзают также медленно и неравномерно из-за снега, скапливающегося между кочками.
Летом поверхность некоторых болот очень обманчива. Часто топкий или водяной поверхностный слой очень неглубок, под ним находится твердый грунт, и наоборот, кажущаяся прочной поверхность легко прорывается даже под тяжестью человека. Небольшие участки, покрытые яркой зеленью, иногда кажутся твердыми, на самом деле они вязки и топки — здесь можно внезапно провалиться. Наиболее опасны и труднопроходимы даже для пеших разведчиков топяные болота (зыбуны), отличить которые можно по их белесоватой (бледной) мшистой поверхности.
Заболоченные участки, как правило, обходят. При необходимости их преодолевают по разведанным направлениям. Боевые машины при этом следуют по разным колеям. Движение техники след в след недопустимо. При движении не следует делать резких рывков и поворотов, чтобы не прорвать более плотный поверхностный слой торфа. Если гусеницы провалились, нельзя буксовать ими. Нужно, укладывая под гусеницы подручный материал, вывести машину назад и поискать другой путь или усилить слабый участок жердями, кольями, ветками и другими подручными материалами. В необходимых случаях применяется буксировка или самовытаскивание.
Для пеших разведчиков небольшие заболоченные участки особой опасности при их преодолении не представляют. Их легко пройти, наступая на кочки или корневища кустарников, которые дают прочную опору для ног. Когда нет кочек и кустарников, отдельные, сомнительные участки болота следует проходить осторожно, имея в руках шест и предварительно ощупывая им дно. Убедившись в невозможности пройти или обойти опасные участки, можно набросать веток, положить крест-накрест несколько жердей или связать мат из камыша, травы, соломы и по этому подготовленному «мосту» перебраться через такие участки.
Для преодоления обширных заболоченных пространств можно изготовить из подручных средств болотоступы и другие приспособления (рис. 18).
Провалившись в болото, не нужно поддаваться панике, делать резких движений. Необходимо осторожно, опираясь на лежащий поперек шест, подтянуться и принять горизонтальное положение, попытаться руками достать камыш, траву и, подтягиваясь, отползти от опасного места. Если по болоту передвигается несколько человек, нужно держаться поближе друг к другу, чтобы иметь возможность в любую минуту оказать помощь товарищу.
При выборе и прокладке маршрута движения через болото по компасу измеряются азимуты направлений для каждого участка пути (от ориентира до* ориентира). Разведывательные данные о маршруте прохода и прилегающей к нему местности наносятся на карту или схему, где указываются: точный маршрут, ориентиры для движения и азимуты на них; опасные для движения участки; наличие дорог, троп, обходных путей; характер растительности, а также участки (места), требующие усиления при подготовке прохода.
5. Особенности передвижения зимой и в северных районах
Выпавший снег делает местность однотонной и однообразной, что сильно затрудняет маскировку. Дальность наблюдения в ясные дни существенно увеличивается. Незамаскированный, в обмундировании защитного цвета, солдат виден на расстоянии до 2000 м, стальной шлем — 1000—1500 м. Танки и боевые машины на снежной целине невооруженным глазом можно различить на расстоянии до 4 км. Резко снижаются маскирующие свойства лиственных лесов. С воздуха разведчики могут быть обнаружены по следам, особенно при действиях на боевых машинах.
В то же время сильный ветер, снегопады, поземка, метели, особенно частые в северных районах, ухудшают видимость. Поземка, возникающая при скорости ветра 4—5 м/с, затрудняет наблюдение. Туманы зимой — редкое явление, однако в прибрежной полосе вследствие разницы температур воды и воздуха они возникают довольно часто в фиордах и на берега, поднимаясь на высоту 100—150 м и закрывая наблюдение.
После обильных снегопадов проходимость местности значительно снижается. Многие дороги, особенно грунтовые, заносятся снегом и становятся труднопроходимыми для колесных, а в перелесках, низинах, кустарниках, где снег глубже и плотнее, и для гусеничных машин. Вместе с тем в зимнее время мерзлый грунт, лед на реках и болотах позволяют прокладывать новые дороги там, где их раньше не было.
Проходимость местности вне дорог может резко меняться от очень хорошей при промерзании грунта и отсутствии глубокою снежного покрова до очень плохой в местах больших снежных заносов и во время оттепелей. При этом на холмистой местности проходимость может меняться через несколько сот метров в зависимости от крутизны скатов (табл. 3).
Таблица 3
Проходимость местности зимой *
* Скорость движения — от 5 до 10 км/ч.
В северных районах относительно ровные участки местности зачастую усеяны валунами, не всегда видимыми под снегом, и вследствие этого они могут быть труднопроходимыми для всех видов боевой техники. Снег здесь, как правило, плотный и спрессованный. Лишь в северо-западной части Европейской Арктики при обильных снегопадах и отсутствии сильных ветров снежный покров длительное время остается рыхлым.
В средней полосе рыхлый снег лежит до весенних оттепелей.
Скорость движения в пешем порядке снижается до 2 км/ч при глубине снега 30—50 см; до 1 км/ч — при глубине 50—70 см и не более 0,5 км/ч—при глубине более 75 см. При переноске груза скорость движения уменьшается в 2 раза, а при использовании лыж и , снегоступов — значительно увеличивается. На лыжах разведчики могут передвигаться со скоростью 4—5 км/ч, а по уплотненному снегу, старой лыжне, санной дороге — 6—8 км/ч и более. Следует учитывать, что метель, поземка замедляют движение, а сильный ветер (12—15 м/с) затрудняет пребывание человека на открытом воздухе, как бы тепло он ни был одет.
Условия ориентирования в зимнее время ухудшаются, так как снег сглаживает рельеф и придает ему однообразие. Реки, озера, ручьи, овраги заносятся снегом и труднонаблюдаемы даже с близкого расстояния. Небесные светила часто закрыты тучами.
В северных районах вообще мало ориентиров, а близость полюса и магнитные бури осложняют работу компаса. Для ориентирования рекомендуется использовать пункты топогеодезической сети, гирокомпасы, спидометры машин и учет пройденного расстояния, дороги, крупные валуны. В хорошую погоду, особенно ночью, ориентирование осуществляется с помощью небесных светил.
Неблагоприятные для маскировки передвижения и ориентирования условия зимой и в северных районах воздействуют в равной мере и на противника. В этих условиях он будет осуществлять периодическую смену частей, подразделений, расчетов и отдельных военнослужащих в целях обогрева и отдыха. Труднодоступная местность на севере привязывает войска к дорогам, вынуждает прокладывать колонные пути, наблюдение за которыми позволит вскрывать группировку и характер действий противника.
При глубоком снежном покрове особое значение приобретает умелое сочетание действий на боевых машинах с действиями в пешем порядке. При оценке проходимости местности зимой следует учитывать, что предельная глубина снежного покрова не должна превышать 1,5—2 клиренсов машины. Двигаться по глубокой снежной целине на боевой машине нужно по возможности прямо, без крутых поворотов, остановок и резкого изменения режимов работы двигателя; переключать передачи на ровных прямых участках и склонах. В движении следует избегать низин, оврагов, рвов, а также крутых подъемов, спусков и косогоров. Короткие подъемы преодолеваются с разгона, длинные — на пониженных передачах. Снежные валы, если они рыхлые, преодолеваются с разгона, плотные — после их разрушения или укладки настила (хворостом, фашинами и т. д ).
Для передвижения по глубокому снегу в пешем порядке используются лыжи или снегоступы
На лыжах можно двигаться с палками или без них. Ходьба без палок применяется при движении с оружием, приборами, средствами разведки в руках, в бою, при разведке и обезвреживании минно-взрывных заграждений и в других случаях. Это, как правило, кратковременный способ передвижения. При движении с палками оружие берется в положение «за спину» или «на грудь»; применяется обычный, бесшажный, одношажный или двухшажный ход, а также ход вперекидку.
Преодоление подъемов (рис. 19). На пологих (до 20°) подъемах рекомендуется использовать ступающий шаг с прихлопыванием, при этом корпус наклоняется вперед с опорой руками на палки. Более крутые и длинные подъемы можно преодолевать этим способом, поднимаясь зигзагом. На углах зигзагов поворот осуществляется маховым движением лыжи вокруг опорной ноги в обратную сторону, причем начинать его нужно с нижней по отношению к склону ноги.
Более крутые (до 30°) подъемы преодолеваются «полуелочкой», двигаясь наискосок. Подъем «елочкой», применяется на склонах крутизной 30—50°, «лесенкой» — круче 50°. Когда на очень крутых склонах подъем «лесенкой» затруднен из-за осыпания снега, рекомендуется двигаться наискосок — одновременно с подъемом продвигаться несколько вперед. Большую роль при подъемах, особенно с грузом, играет использование упоров на палки.
Спуск на лыжах. Как показывает опыт, спуски на лыжах зачастую бывают более опасны, чем подъемы: встреча с противником приносит больше неожиданности; при спусках чаще бывают травмы из-за неумелого владения приемами спуска и торможения.
Перед спуском следует определить путь, очередность спуска (при движении в группе) и наметить пункт сбора под склоном. Если склон закрытый, необходимо спускаться с остановками для наблюдения
и определения дальнейшего пути Чтобы избежать падения, обычного для третьего-четвертого лыжника, спускающегося по одной лыжне, спуск целесообразно производить по нескольким параллельным направлениям.
В зависимости от крутизны склона, характера снегового покрова спуски осуществляются в средней или высокой стойке, в стойке «отдыха» или «лесенкой». На очень крутых склонах можно спускаться в низкой стойке. Для этого нужно сильно присесть, туловище наклонить вперед и руки держать впереди. На длинных и крутых спусках рекомендуется двигаться зигзагом, поворачивая на ходу или с остановкой. При опасном увеличении скорости надо пользоваться различными приемами торможения (рис. 20), вплоть до падения.
При спуске с грузом рекомендуется шире разводить ноги, дальше выставлять одну лыжу вперед и
стараться мягче вписываться в неровности рельефа, приседая при прохождении бугров и выпрямляясь на впадинах.
Спускаясь днем под уклон в лес, следует при въезде в него сбавить скорость, так как резкий переход от света к тени вызывает кратковременное ослепление.
Так же как и при действиях пешим порядком, следует научиться совершать перебежки и переползания, преодолевать различные препятствия и заграждения на лыжах.
Экипировка лыжника. Зимние условия предъявляют особые требования к снаряжению и экипировке. Лыжи для действий в разведке подбираются на 20—30 см короче общепринятой длины беговых лыж. Более всего подходят обычные армейские или туристские лыжи. Широкие и укороченные лыжи позволяют лучше сохранить маневренность. Лыжи следует хорошо просмолить не менее двух раз, каждый раз досуха прогревая скользящую поверхность паяльной лампой, газовой горелкой или углями костра.
Сапоги или другую обувь нужно подобрать на два размера больше обычного и положить внутрь одну-две войлочные стельки или войлочную и приклеенную (пришитую) к ней шубную (меховую) стельку. Ноги поверх облегающей мягкой и чистой портянки (носка) нужно еще раз обернуть теплой шерстяной портянкой Пальцы ног при надетой таким образом обуви должны свободно двигаться.
Сапоги, чтобы они не промокали, нужно смазать тонким слоем сапожной мази; ее можно заменить несоленым жиром водоплавающих птиц, рыбы, растительным маслом, дегтем. Для получения дегтя нагревают в закрытой металлической посуде сухую бересту до получения черной маслянистой жидкости
Готовясь к выполнению разведывательных задач в ветреную морозную погоды, следует надеть плотные плавки. Их можно изготовить из чистых байковых портянок и надеть поверх нижнего белья.
Экипировка подгоняется так, чтобы она не стесняла движения. В рюкзаке мягкие предметы укладываются к спине, твердые и тяжелые — вниз Ремни подгоняются так, чтобы рюкзак не бил по спине и не слишком оттягивал плечи При грузе массой более 20 кг под наплечные ремни рекомендуется пришивать мягкие подкладки из войлока, ваты, мха, поролона и т. п. Чтобы при спусках и подъемах рюкзак при наклоне не перемещался вверх-вниз по спине, он привязывается тесемками к поясу. Таким же образом крепится радиостанция
Чтобы в метель, пургу при переползании и лежании на снегу к обмундированию и снаряжению не прилипал снег и оно не намокало, рекомендуется изготовить и надеть поверх его чехол, халат или накидку, изготовленные из белой капроновой ткани. Для этой цели подойдет ткань парашютного купола. Этим же обеспечивается маскировка от визуального) наблюдения противником. Однако для действий в не-посредственной близости от противника (при снятии часовых, совершении диверсий, проведении поисков) следует надевать маскировочные костюмы из хлопчатобумажной ткани, так как капроновая ткань может шуршанием демаскировать разведчиков.
Зимой за исправностью обмундирования, снаряжения и обуви нужно следить особенно тщательно, оберегать их от прожигания у костров, не допускать увлажнения, частой причиной которого является обильное потоотделение. Для его уменьшения во время движения снимается часть одежды при обязательном сохранении на себе верхнего ветрозащитного слоя. Нужно иметь запасные белье и портянки и менять их при переувлажнении на привалах.
При длительных действиях обмундирование и обувь следует просушивать во время ночевок (дневок) Для этого одежду вывешивают в верхней части убежища (укрытия). В очень морозную сухую погоду одежду и верхнее белье рекомендуется тщательно помять, вытряхнуть и на 1,5—2 часа вывесить на открытом воздухе, а затем согреть в убежище и надеть.
При просушивании обуви нужно соблюдать осторожность, чтобы она не испортилась у жаркого костра (очага печки) Для сушки обувь можно заполнить нагретыми (чтобы не обжигало руки) галькой, песком, мелкими камешками, золой. При сушке у костра рекомендуется набивать ее сеном, мхом, бумагой — это препятствует деформации. Допустимо в крайнем случае надевать сырые сапоги на сухие носки и портянки, но не наоборот. Просушить носки и портянки если нет другой возможности, можно во время движения, укрепив их под верхним теплым слоем одежды.
В морозную ветреную погоду следует принимай меры против обморожений, которые наступают незаметно, без боли: чаще проверять состояние (чувствительность) кожи лица, ушей, систематически мять и:; рукой, перчаткой; постоянно шевелить пальцами рук и ног; следить за появлением признаков обморожения (побеление кожи) у товарищей. При сильном ветре лицо прикрывается подшлемником, шарфом или самодельной маской. Для предохранения открытых участков тела от обморожения их можно смазывать топленым гусиным жиром; им же можно пользоваться для быстрого заживления обморожений. При движении на лыжах в сильные морозы рекомендуется периодически снимать их и совершать пешие перебежки для предотвращения обморожения ног.
При появлении признаков обморожения: побеление кожи, почернение или образование волдырей— нужно немедленно приступить к отогреванию пораженного участка: лицо — приложить теплые и глухие обнаженные руки; руки — поместить под одежду, под мышки, в брюки; ноги — разуться и поместить их под одежду к товарищу. Допускается осторожный массаж (при отсутствии волдырей) чистой рукой или мягкой тканью до покраснения. Нельзя растирать снегом обмороженные участки тела.
Зимой, особенно в безлесных северных районах сложнее ориентироваться при движении: нужно запомнить направление заструг (снежных ветровых наметов) — это поможет в последующем не сбиваться с курса. Для движения можно использовать замерзшие русла рек, соблюдая осторожность в местах их слияния и на перекатах.
В заснеженных горах и северных районах солнечный свет, отраженный от снега сильно раздражает (обжигает) сетчатку глаз и может вызвать ослепление, для предотвращения которого следует пользоваться темными очками. При их отсутствии можно изготовить защитную маску из бумаги, картона, фотопленки, резины и т. п. Прорези для глаз делаются в форме знака « + ». В этом случае обзор местности снижается незначительно и гарантируется полная защита глаз при движении по слепящей снежной целине.
6. Особенности передвижения в пустынной местности
Характерными особенностями пустынь являются: отсутствие или крайне бедная растительность; острый недостаток или полное отсутствие воды, топлива; малая заселенность и слабо развитая дорожная сеть; засушливый климат с резкими колебаниями температуры в течение суток (разница температур дня и ночи составляет 30—40°С); сильные ветры (днем, как правило, до 7—8 м/с, а иногда и более); сухой воздух (влажность в жаркую пору от 10 до 20% днем и от 20 до 60% ночью); поверхность грунта нагревается до 70—80° С, а камней еще выше.
Песчаные пустыни представляют собой слегка всхолмленные равнины на которых гусеничные и колесные машины повышенной проходимости могут двигаться со скоростью до 5 км/ч на оголенных и до 10— 15 км/ч на закрепленных песках. Темп ведения разведки не превышает 5—8 км/ч.
Рельеф закрепленных песков — нанесенные ветрами параллельные песчаные гряды высотой 10—30 м с крутизной скатов 10—20°. Между грядами образуются понижения шириной 40—200 м и более. По ним удобно передвигаться и вести разведку. Поперечное преодоление гряд зачастую затруднено.
Барханы (дюны) и барханные цепи — наиболее распространенная форма оголенных песков. При сильных ветрах барханы передвигаются со скоростью 10— 12 м в месяц, вследствие чего рельеф местности на топокартах не отражает действительного положения и затрудняет ориентирование. Ведение разведки в барханных районах затруднено даже на боевых машинах. После дождей пески уплотняются и проходимость их несколько улучшается.
В песчаных пустынях встречаются большие площади солончаков и такыров. Солончаки — это засоленные глинистые и супесчаные грунты, распространенные в понижениях. В сухое время все солончаки (кроме мокрых) и глинистые пустыни доступны для движения, а в распутицу становятся труднопроходимыми или непроходимыми. Такыры, наиболее характерные для пустынь Средней Азии и Аравийского полуострова, образуются на высохших илистых и глинистых почвах, которые растрескиваются при этом на твердые плитки. В сырую погоду такыры размокают и становятся труднопроходимыми.
Более благоприятными для передвижения в пешем порядке являются каменистые пустыни, которые встречаются в предгорных районах. Поверхность их в основном ровная, покрыта камнями, валунами, щебнем, что затрудняет передвижение на машинах по бездорожью и вызывает быстрый износ и поломку их ходовой части.
Каменистые пустыни имеют много ущелий, промоин, каньонов (в местах предгорий), что облегчает маскировку, ориентирование и укрытие личного состава и техники.
В песчаных и глинистых пустынях ориентирование вследствие однообразия местности и малого количества ориентиров сильно затруднено. Кроме того, сильное пробуксовывание колес и гусениц искажает показания спидометра, запыленность воздуха и миражи осложняют ориентировку
В качестве ориентиров в пустынной местности могут служить дороги, караванные пути, курганы, участки солончаков и такыров, русла высохших рек, оазисы, памятники старины, развалины и т. д. Видимость отдельных ориентиров (пунктов топогеодезической сети, могильников) в ясную безветренную погоду иногда достигает 15 км.
Приближенно можно ориентироваться по направлению господствующих в пустыне ветров, которые зачастую формируют рельеф («рога» барханов, направление песчаных гряд всегда совпадают с направлением ветров).
Большинство караванных дорог, автомобильных путей и троп привязаны к источникам воды. Противник также использует их для водообеспечения, его войска вынуждены прокладывать трубопроводы для воды, организовывать ее хранения и перевозку в цис тернах. Выявление, захват и удержание пунктов водоснабжения и хранения воды могут поставить противника в трудное положение и способствовать его разгрому.
Характерной особенностью пустынь является сильная запыленность местности. Пыль затрудняет ведение разведки и демаскирует даже при переползании, а движение боевых машин обнаруживается на значительном расстоянии. В то же время пыль демаскирует и противника, его артиллерийские батареи, пуски ракет, движение колонн и т. д. Пылевая дымка может быть использована для проникновения к охраняемым объектам.
В песчаные бури рекомендуется укрываться в складках местности и принимать меры по защите органов дыхания, глаз и ушей от песка. На боевых машинах, оборудованных системой коллективной защиты экипажа, если позволяет видимость, можно продолжать разведку.
К действиям в пустыне, особенно в дневное время, нужно готовиться особенно тщательно. В состав разведывательных органов включаются военнослужащие, имеющие опыт ведения разведки (действий) в пустыне, адаптировавшиеся к местным условиям. С вновь прибывшим личным составом целесообразно в течение нескольких дней организовать занятия по
изучению основных правил действий в пустыне. Предварительная подготовка позволяет достичь некоторой степени адаптации.
Обмундирование и снаряжение подгоняются так, чтобы они были свободными, не стесняли движений и не прилегали плотно к телу. Белье, обмундирование и носки (портянки), даже если они новые, рекомендуется хорошо постирать, так как чистая и мягкая одежда лучше вентилируется, впитывает пот и способствует его испарению. Чтобы песок при ходьбе не попал в обувь, поверх ее надевают чехлы — бахилы из ткани, стянув их сверху шнурками. Голову, лицо и шею защищают от палящих солнечных лучей накидкой из ткани. Для глаз нужно иметь защитные очки или маску (рис. 21).
Переход в пустыне целесообразно совершать в ночное время, в ранние утренние или поздние вечерние часы, когда относительно ниже температура, солнечная радиация и меньше вероятность быть обнаруженным противником. При действиях в пустыне днем необходимо иметь дополнительный запас воды, средства связи и легкое укрытие, компактно сложенное для переноски, способное защитить от солнечных лучей и обеспечить маскировку личного состава группы. Переносимый груз должен быть минимальным.
Двигаться в пустынной местности рекомендуется равномерно, в одном темпе, не делая лишних движений. Не следует идти до полного изнеможения. Первый привал нужно сделать через 25—30 минут после начала движения на 5—10 минут и устранить недостатки в подгонке одежды и обуви В последующем привалы делают чере з 1,5—2 часа движения по 15 минут.
Привалы днем устраиваются по возможности в тенистых местах, а при их отсутствии целесообразно устанавливать защитное укрытие от солнца (экран) Ложиться на песок не рекомендуется. Время привала используется для того, чтобы вытряхнуть из обуви попавшие туда песок и мелкие камешки, досуха протереть ступни и межпальцевые промежутки, заменить портянки, носки (при отсутствии запасных портянок нужно сухим концом намотать на стопу имеющиеся). Если на ногах появились потертости или ссадины, их следует обмыть (протереть) водой, наложить тонкий слой ваты и заклеить лейкопластырем. На следующем привале наклейка снимается, ссадина подсушивается и снова заклеивается. При появлении волдырей их нужно проколоть, выпустить жидкость, а затем также заклеить лейкопластырем с ватой. Складку обуви, вызывающую потертости, нужно разбить (размять) камнем или ме1аллическим предметом, не нарушая целости шва.
При движении по песку шаг делается короче (около 50 см), нога ставится на всю ступню, не разгибая полностью колена, этим достигается эластичность шага, экономия сил, ноги меньше вязнут в песке. По дюнам, если нет троп и дорог, следует двигаться вдоль их подножий, там плотнее грунт. Однако при этом затруднено ориентирование и выдерживание направления — нужно чаще сверяться с компасом.
В жаркое время нужно расстегнуть воротник и рукава обмундирования, ослабить ремень, не курить, не снимать головной убор и одежду. Воду следует употреблять в пределах установленной нормы после приема пищи утром и вечером, днем — по мере возникновения жажды небольшими порциями, не более 70—100 г, маленькими глотками, задерживая ее во рту. При недостатке воды можно положить в рот небольшой камешек, который вызовет слюноотделение и снимет ощущение сухости во рту.
Днем в пустыне могут возникнуть миражи, способные обмануть даже опытного разведчика. Чтобы не обмануться, следует помнить, что миражи (озеро, оазис, река и т. п.) по мере продвижения к ним не приближаются или исчезают совсем.
При движении в пустыне опасность могут представлять песчаные бури. О приближении песчаной бури предупреждает неожиданно наступившая неподвижность воздуха, сопровождающаяся сильной духотой и «пением» песка, появление бурого облака на горизонте, быстро увеличивающееся в размерах С появлением этих признаков следует немедленно прекратить движение, спрятаться в каком-нибудь естественном укрытии с наветренной стороны, плотно завернуться в плащ-палатку, закрыть голову верхней одеждой; дышать через нос спокойно, делая полный выдох. Если этого недостаточно, можно дышать через носовой платок или сложенный в три-четыре слоя бинт. Лучше всего глаза и органы дыхания защищает противогаз, в котором можно при острой необходимости продолжать движение даже в песчаную бурю. Идти в такой обстановке нужно по азимуту, компактно, не отставая от товарищей, при необходимости в связке.
Условия пустыни затрудняют движение не только пешеходам, но и боевым машинам танкам и бронетранспортерам. На песчаном грунте сцепление гусениц с почвой в 2—2,5 раза меньше чем на твердом грунте, а сопротивление движению — в 2 раза больше, особенно при трогании с места и при поворотах. Действуя на боевых машинах, нужно стремиться двигаться прямолинейно, избегая резкого изменения оборотов двигателя, торможения машины, переключения передач на песчаных спусках и подъемах
Поворачивать на песчаном грунте рекомендуется в несколько приемов. На барханы нужно подниматься под прямым углом (на невысокие — с разгона, на высокие или с затяжным подъемом — на низшей передаче), избегая поворотов. Следует избегать движения по косогору, чтобы машина не сползла в сторону вниз.
Днем в жаркую пору рекомендуется металлические детали машины, за которые приходится часто браться руками, обернуть тканью или другим тепло-непроницаемым материалом, чтобы не обжечь руки. Люки машины по возможности нужно держать открытыми с наветренной стороны.
7. Передвижение в горах
Горная местность — наиболее сложный тип закрытой пересеченной местности, затрудняющей передвижение и действия войск. В горах резкая пересеченность рельефа создает обилие мертвых пространств закрытых и непроходимых участков, затрудняет ориентирование, наблюдение и передвижение. Горно-пустынная местность, кроме того, характеризуется недостатком или полным отсутствием воды, растительности и топлива.
Для движения в горах используются горные дороги и тропы. Это позволяет экономить силы и в более короткие сроки выполнять задачи разведки. Но движение по дорогам в тылу противника небезопасно, особенно после достижения рубежа вероятной встречи с противником, поэтому следует пользоваться дорогами только в случае крайней необходимости. Дороги в горах, как правило, извилистые, узкие, с крутыми подъемами и спусками, закрытыми поворотами, с большим количеством сложных участков (каменные осыпи, обвалы, переходы через горные потоки и т. п.). Зимой горные дороги труднопроходимы из-за снежных заносов и обледенения, а в летнее время после дождей покрываются грязью, что сильно затрудняет движение на подъемах и спусках.
При подготовке к выполнению задач разведки в горах необходимо особенно тщательно изучить по карте (схемам и описаниям) местность в районе предстоящих действий: крутизну скатов, наличие обрывов, пропастей, промоин, каменистых и скалистых участков, снежных нолей, ледников; определить состояние дорожной сети, наличие проходов, террас, седловин и перевалов, по которым возможно движение, и где следует ожидать противника.
При действиях в горных районах могут внезапно возникнуть серьезные естественные опасности, связанные с камнепадами, обвалами, лавинами, селевыми потоками.
Камнепады вызываются естественным разрушением горных пород или неосторожным сваливанием отдельных камней, которые, падая, увлекают за собой множество других камней и вызывают большие каменные обвалы. Наиболее опасны расширенные места желобов, по которым устремляются каменные потоки. Места систематических камнепадов можно узнать по наличию пыли и щебня на террасах и площадках, по застрявшим в снегу (песке) камням, по массе камней у подошвы склона, не покрытых почвой и растительностью.
Снежные лавины — это массы снега, падающие вниз со склона с большой скоростью. Лавиноопасными являются склоны крутизной свыше 20°, а иногда и более пологие, без деревьев, кустарников и выступающих скал. Наиболее опасными являются желоба. Признаками возможного схода лавин являются: резкое увеличение количества снега на склоне, выпадение сухого снега при низкой температуре, перенасыщение снега водой при оттепели. Причинами возникновения лавины могут быть: пересечение лавиноопасных участков людьми или животными; звуковые волны от выстрелов, взрывов, громких криков; ветер, перемешающий снег с одного склона на другой. Наиболее вероятны лавины в первые два-три дня после обильного снегопада.
Ледовые обвалы происходят в результате рез-ких изменений температуры, сильных ветров и атмосферных осадков. Они возможны в жаркую, солнечную погоду, после захода или восхода солнца.
Сель — наиболее опасное явление. Он образуется внезапно на горных реках или в сухих руслах. Бурный паводок, образовавшийся в горах от сильного ливня или быстрого таяния снега, несет с собой массу камней, гальки, грязи. При опасности возникновения сели следует покинуть селеопасные места (долину горной реки, сухое русло) и организовать наблюдение за течением селевого потока.
Климат горных районов крайне разнообразен и неустойчив. В течение одних суток здесь на одной и той же высоте температура может резко изменяться. Колеблется погода и в зависимости от высоты: в долинах тепло и сухо, а на больших высотах в это время возможны сильные ветры, дожди, снегопады, метели. Каждый разведчик должен знать признаки изменения погоды (приложение 1), меры безопасности и уметь использовать непогоду для выполнения задач разведки.
Похолодание в горах наступает после захода солнца и при облачности. Зимой суточная смена температур еще резче. В ясную погоду солнечный свет вызывает ожоги, а иногда и временное ослепление. Опасность ожогов не исключается даже при тумане. Для предохранения от ожогов рекомендуется лицо защищать головным убором с козырьком или широкими полями, применять маски из марли, глаза защищать специальными очками или самодельными из бумаги или картона.
Дожди в горах значительно затрудняют движение. Тропы, травянистые склоны и скалы становятся скользкими. Ручьи и сухие балки быстро заполняются водой и становятся серьезными препятствиями. В дождь в мокрой одежде возможно обморожение даже при нулевой температуре. Опасна гроза в горах. С ее приближением рекомендуется сойти с гребня или вершины в пониженное безопасное место. Если позволяет обстановка, следует отложить в сторону и укрыть металлические предметы.
Туман, снегопад, метель также затрудняют движение, выбор пути и ориентировку. При снегопадах возникает опасность образования и схода лавин. Движение в горах в этих условиях может осуществляться только в исключительных случаях с соблюдением особой осторожности, при тщательной страховке и самостраховке.
В высокогорных районах из-за недостатка кислорода возможно появление горной болезни: головная боль, тошнота, шум в ушах, слабость. Средством предотвращения горной болезни является постоянная тренировка в горных условиях.
Подготовка снаряжения и вооружения для действий в горной местности
Для выполнения разведывательных задач в горах личный состав обеспечивается автоматами и пулеметами со складывающимися прикладами, гранатометами, приборами для бесшумной и беспламенной стрельбы, биноклями с увеличенной кратностью (Б-12, Б-15), компасами, сигнальными ракетами, ручными дымовыми шашками, лазерными приборами разведки (ЛПР-1), ночными биноклями (БН-2), ножами и другим вооружением в зависимости от характера выполняемой задачи. Каждый разведчик должен иметь комбинированный котелок с флягой, сухой паек или запас высококалорийной пищи в виде полуфабрикатов (готовой к употреблению) индивидуальный медицинский комплект. Для связи в горах целесообразно пользоваться радиостанцией коротковолнового диапазона.
Для действий в горных и высокогорных районах разведчики обеспечиваются индивидуальным и групповым горным снаряжением. Отсутствие или недостаток горного снаряжения не освобождает разведчиков от выполнения поставленных задач. Недостающие предметы обычно изготовляются своими силами. Каждый предмет горного снаряжения нужно тщательно проверить, привести в порядок, подогнать для себя.
Индивидуальное горное снаряжение включает: вспомогательную веревку, кольцо с защелкой, ледоруб или горную палку, ботинки с триконями, десяти- или четырехзубые кошки, грудной пояс, горный вещевой мешок, горные лыжи, защитные очки и спальный мешок
К групповому горному снаряжению относятся: горная (основная) веревка, блок, скальные и ледовые крючья, горный молоток, веревочная лестница, палатка, кухня облегченною типа или спиртовка (примус).
Вспомогательная веревка диаметром 6—8 мм, длиной 5—6 м применяется для изготовления подтяжек, сидений, стремян, схватывающих узлов и др. Ее прочность на разрыв должна быть не менее 500 кгс (4,9Х Х 103 Н). Свернутую вспомогательную веревку носят на поясном ремне слева.
Основная (горная) веревка диаметром 11 —12 мм применяется для страховки при прохождении сложных участков маршрута, при подъемах и спусках, переправах через горные реки и ущелья, подъеме грузов и в других случаях. Прочность веревки на разрыв — не менее 1200 кгс (11,8 *103 Н), длина ее 25—30, 40— 60 или 100 м.
Новые веревки для большей эластичности следует вымыть в холодной воде, а затем высушить. При сушке веревку следует равномерно натянуть. Выкручивать веревку нужно по направлению витков.
Следует помнить, что мокрая обледенелая веревка теряет свою прочность, поэтому при первой же возможности ее необходимо просушивать. Нельзя становиться на веревку кошками или триконями. Ее нужно
оберегать от ударов камней, трения об острые выступы скал (льда), сбивая их по возможности молотком или ледорубом. Если есть сомнение в прочности веревки, ее нужно заменить, особенно если она подвергалась сильным рывкам.
Ледоруб (рис. 22) применяется для рубки ступеней, а также используется для страховки при движении по склонам как вспомогательная или третья точка опоры. Для проверки исправности ледоруба нужно положить его горизонтально на две опоры — средняя часть древка должна выдерживать массу разведчика. Кроме того, нужно проверить и заточить клюв и штычок ледоруба.
Вместо ледоруба для самостраховки при движении может применяться горная палка — альпеншток (рис. 23). Длина палки 80 —100 см, изготовляется она из дуба, березы, ясеня и других крепких сортов дерева. Имеет металлический острый наконечник и петлю из тесьмы (ремня) на руку.
Кошки (рис. 24) — специальные приспособлений для передвижения по крутым ледовым и дерновым склонам. Они крепятся к: обуви ремнями или прочной тесьмой. Через 10—15 минут после надевания кошек, а также во время движения, особенно перед крутыми
спусками и подъемами, нужно проверять их крепления. При отсутствии кошек можно обвязать обычную обувь веревкой, проволокой или набить на подметки и каблуки ботинок (сапог) костыльковые гвозди — трикони.
Грудной пояс (рис. 25) служит для страховки при преодолении сложных скальных и ледовых участков, а также при переправе через горные реки, ущелья и каньоны. При отсутствии грудного пояса из отрезка вспомогательной веревки длиной 1,5 м и основной веревки делается грудная обвязка с подтяжками (рис. 26).
Кольца с защелками (карабины) применяются для соединения основной веревки с вспомогательной, грудным поясом, крючьями и в других случаях. Они выпускаются нескольких типов и форм (рис. 27).
Крючья (скальные и ледовые) служат для обеспечения страховки при движении, а также для транспортирования грузов на сложных участках (рис. 28). Они забиваются в трещины скал, в лед.
Молоток горный (рис. 29) служит для забивания и выбивания крючьев, а также для обработки скальных уступов при организации страховки.
Спальный мешок служит для отдыха в условиях низких температур высокогорья. Вместо спального мешка при непродолжительном пребывании в горах можно использовать шерстяное одеяло в комбинации с плащ-палаткой.
Кухня облегченного типа необходима для приготовления горячей пи щи. При ее отсутствии, особенно в горно-пустынных районах, целесообразно иметь на группу примус типа «Шмель». В крайнем случае нужен запас сухого горючего, используя которое можно в одном комбинированном котелке приготовить пищу для двух-трех человек.
Для действий в горно-пустынном районе создается запас питьевой воды: один-два резинотканевых бурдюка на группу или дополнительные фляги на каждого. При действиях на боевых машинах запас воды перевозится на них в дополнительных емкостях.
При подготовке обмундирования и белья для выполнения задач разведки в горах нужно их выстирать и хорошо высушить. Они должны быть прочными, удобными, легкими, а зимой достаточно теплыми.
В качестве летнего обмундирования можно использовать обычное обмундирование или штормовой костюм. Белье, носки и портянки нужно иметь хлопчатобумажные или шерстяные. Не следует пренебрегать плащ-палаткой на случай непогоды или устройства укрытия для отдыха.
В зимнее время целесообразно надевать теплые куртки и брюки, иметь смену теплого белья, шерстяной подшлемник и меховые рукавицы. В качестве маскировочной одежды в снежных районах применяется зимний маскировочный костюм, который подгоняется таким образом, чтобы не цеплялся за острые выступы скал и не стеснял движений
Обувь должна быть легкой, прочной и удобной. При отсутствии высокогорных ботинок их вполне можно заменить сапогами или ботинками армейского образца. Обувь подбирается обычно на размер больше, чтобы можно было вложить в нее мягкую войлочную стельку и надеть две пары носков или портянок. При надетом сапоге или зашнурованном ботинке пальцы ног не должны сдавливаться передней частью обуви и упираться в нее при постановке ноги на крутой склон.
При подготовке боевых машин для действий в горных условиях рекомендуется отрегулировать паровой и воздушный клапаны на верхний предел; подготовить клинья, башмаки или колодки (по паре на машину), бревна, тросы и другие средства для самовытаскивания и буксирования; иметь дополнительный запас низкозамерзающей жидкости или воды. Кроме того, на каждой машине нужно тщательно проверить исправность траков и пальцев (колес), надежность механизмов и приводов управления, тормозов, средств подогрева и утепления.
Основные приемы и способы передвижения в горах
Передвижение в горах пешим порядком в основном состоит из восхождений и спусков, что требует больших физических усилий и затрат времени. Личный состав в горах быстрее устает, резко снижается скорость движения.
Рассчитывая время для движения пешим порядком, следует исходить из того, что на подъемах и спусках до 5° средняя скорость может составить 5 км/ч.
При крутизне скатов от 5 до 10° скорость движения снижается до 4 км/ч, свыше 10° — до 3 км/ч. На высотах 1500—2000 м скорость движения составляет 600 м/ч, на высотах 2000—3500 м — 300 м/ч, свыше 3500 м — 150—200 м/ч.
При действиях на боевых машинах и бронетранспортерах на прямых участках в районах предгорий и при хорошей видимости скорость может достигать
30 км/ч. При подъемах и спусках по скалам крутизной свыше 10° скорость движения боевых машин снизится до 7—8 км/ч, а при наличии крутых поворотов и при плохой видимости она может быть еще меньше.
Подъемы и спуски на боевых машинах преодолеваются, как правило, под прямым углом. Короткие и крутые подъемы, особенно со скользким (сыпучим) грунтом, преодолеваются с разгона на высших передачах; крутые склоны большой протяженности — на низших. Спуски крутизной более 20° производятся на низшей передаче с торможением двигателем или тормозом, не допуская движения юзом. Если боевая машина начнет скользить на спуске, следует на пониженной передаче отпустить тормоз, не увеличивая обороты двигателя. Когда скольжение прекратится, нужно вновь притормаживать машину тормозом.
Движение с креном рекомендуется осуществлять по заранее выбранному направлению на низшей передаче без рывков поворотов торможений и остановок. Следует избегать крутых поворотов на участках с наличием валунов, осыпей и камней. На опасных и узких участках, ночью или в тумане командир выходит из машины и помогает механику-водителю, идя впереди машины. Если состояние грунта, большая крутизна склона или узкая дорога (терраса) не позволяет сделать поворот боевой машины за один прием, то он осуществляется многократным передвижением вперед и назад по команде командира машины.
Передвижение в горах, особенно вне дорог, осложняется трудностью ориентирования. Поэтому при движении по незнакомой местности рекомендуется наносить знаки на скалах или больших камнях, надламывать ветки кустарников, выкладывать знаки из камней. Это поможет правильно выдержать направление при возвращении и облегчит выдерживание маршрута идущим следом военнослужащим (подразделениям).
Маршруты, проходящие по гребням высот или через вершины, наблюдаемые противником, нужно преодолевать по противоположному скату, а сами гребни или вершины — скрытно, используя трещины, углубления и другие укрытия.
Темп движения в горах по возможности должен быть равномерным и регулироваться в зависимости от крутизны скатов и спусков. Шаг делается ровным и размеренным. При небольшом подъеме корпус подается вперед, нога ставится на всю ступню. Не реко-мендуется делать резких рывков, разговаривать, ку-рить. Дышать нужно ровно и глубоко через нос.
Перед преодолением крутых склонов, перед очередным броском целесообразно делать короткие остановки для отдыха, выбирая для этого подходящее укрытие. Преодолевая крутые подъемы, по возможности следует каждые 20—30 минут делать короткие остановки на 2—3 минуты для восстановления дыхания. Оружие рекомендуется держать в положении «за спину». Поясной ремень нужно ослабить, воротник расстегнуть. Во время движения в высокогорных районах, изобилующих крутыми спусками и подъемами, рекомендуется периодически принимать небольшие количества пищи и воды.
При движении по горной тропе нужно стремиться ставить ногу горизонтально на полную ступню, избегая ненадежно лежащих камней. Шаг при движении по тропе должен быть средним, равномерным, в од-ном темпе. Нагрузка регулируется размером шага. Дистанция между разведчиками на тропе выдерживается 1,5—2 м.
После дождя тропы размокают, ноги скользят, нарушается дыхание и равномерность движения. По мокрой тропе нужно идти очень осторожно, применяя страховку и меры предосторожности при постановке: ноги, дистанция между разведчиками увеличивается. На крытых и опасных участках тропы целесообразно организовать массовую страховку в виде перил. При этом ни в коем случае не допускается понукание или? требование ускорить движение, если это не вызывается очевидной опасностью.
В горных и высокогорных районах преобладают травянистые склоны. Во время движения по ним при подъеме «в лоб» ступни ног следует ставить под углом друг к другу — «елочкой», увеличивая угол между ступнями ног и уменьшая Шаг с увеличением крутизны склона. Для самостраховки используется ледоруб или горная палка.
По крутым травянистым склонам (более 40°) движение может осуществляться «лесенкой», попеременно то правым, то левым боком, или наискосок к склону зигзагом, меняя направление движения (при этом следить за тем, чтобы сохранялось общее направление подъема). Если склон покрыт отдельными камнями (редкой осыпью), не следует двигаться один под другим во избежание ударов сорвавшимися камнями. Дистанции сокращаются для того, чтобы идущие сзади могли удержать сорвавшиеся впереди камни, пока они еще не набрали скорости.
При очень большой крутизне склонов подниматься . можно на четвереньках, держась за траву, кустарники, выступы устойчивых камней и скал, однако, прежде чем переносить тяжесть тела на эти предметы, нужно убедиться в их устойчивости. Более подготовленный разведчик, поднявшись первым по крутому склону, закрепляет наверху веревку для подъема остального личного состава.
Спускаться по тропам и травянистым склонам следует на полусогнутых ногах, опираясь на всю ступню или на каблук. С крутых склонов можно спускаться спиной к скату ногами вниз или лежа на животе способом переползания. Для быстрого спуска на крутых склонах можно использовать веревку, закрепленную ввepxy. Спускающийся, пропустив веревку за спиной и с одним оборотом вдоль вытянутых в стороны рук, двигается боком приставными шагами, держась за веревку руками в рукавицах (рис. 30).
По осыпям и моренам нужно идти осторожно, перешагивать с камня на камень, пробуя их устойчивость ненапряженной ногой. При достаточном опыте это достигается автоматически. По мелкой осыпи или морене движение осложняется тем, что при постановке ноги сползает мелкий щебень с грунтом. В этом случае тяжесть тела на поставленную ногу переносится, когда перемещение обломочного материалу под ней прекратится. При спуске по такому склону можно использовать сползание осыпи, ставя ногу с упором на каблук, и, не ожидая остановки перемещенной ноги, переступать другой ногой. Однако этим способом нельзя пользоваться, если осыпь лежит на ледовом или крутом травянистом склоне, а также вблизи противника.
Крутые ледовые склоны преодолеваются с помощью кошек и ледорубов. Нога с кошкой при этом ставится на всю ступню (рис. 31.) с таким расчетом, чтобы все зубья входили в лед. Ледорубом вырубаются во льду ступени. Если нет ледоруба, можно применить топор или лопату. Ступени вырубаются в шахматном порядке идущим впереди разведчиком, который периодически заменяется. При, вырубке наклон ступеней делается в сторону, обращенную к склону, чтобы исключить соскальзывание.
При падении или соскальзывании на травянистом (ледовом) склоне или мелкой осыпи нужно мгновенно опереться палкой, ледорубом или же прикладом автомата в склон. Если этого сделать не удалось, надо перевернуться на живот головой вверх и задержаться ледорубом, палкой или прикладом в положении лежа. При этом ледоруб (палка) удерживается . в полусогнутых руках и упирается штычком в землю. Движение по склонам, покрытым большим слоем снега, затруднено и опасно из-за возможного схода лавин. Такие места надо проходить быстро и с особой осторожностью. Для передвижения по глубокому снегу используются лыжи или снегоступы.
Наиболее опасно и утомительно движение по скалам. Перед началом преодоления скального участка следует выбрать и наметить наиболее выгодное направление движения. На ближайшем отрезке маршрута намечаются опоры для рук и для ног. Передвигаться нужно осторожно, равномерно, без рывков, постоянно сохраняя три точки опоры (при передвижении, ноги все тело удерживается на другой ноге и руках; при перемещении руки все тело удерживается на другой руке и ногах). Прежде чем взяться или опереться на выступ, нужно убедиться в его надежности. При опоре ногами ступни ног ставятся горизонтально, наклонно или вертикально с усилием, направленным перпендикулярно плоскости опоры (рис. 32). Этот же принцип следует применять при упоре или удержании за выступы или неровности скального склона руками (рис. 33),
Для подъема на скальные стенки применяется следующий способов скальный склон на предельно возможной для человека высоте забивается скальный крюк, за него крепится карабин с продетой веревкой, к которой привязывается поднимающийся;
затем остальные разведчики подтягивают поднимающегося за веревку к забитому крюку; поднимающийся снова забивает крюк на предельно возможной высоте, снова надевает на него карабин и снова подтягивается остальными участниками к этому крюку;
поднявшись таким образом, разведчик закрепляет наверху веревку и помогает остальным подняться тем же путем. Груз поднимается отдельно.
Этот способ может быть применен только опытными разведчиками на небольших участках. Очень важно уметь правильно забить крюк. Для этого выбираются трещины, в которые крюк входит с большим усилием. В более крупные трещины забиваются два крюка. Забивка производится с небольшим наклоном головки крюка вверх, пока его кольцо не упрется в скалу. Контроль за надежностью забивки крюка осуществляется по звуку: сначала при забивке звук бывает низкий, в последующем тон повышается; если этого невозможно добиться нужно подыскать другое место для забивки.
При подъеме на отвесную скалу применяются веревочные лестницы. Провалившихся в расщелины и трещины можно поднять также с помощью лестниц или веревок.
При движении по скальным склонам разведчики разбиваются на связки. Наиболее практична связка из трех человек, когда двое привязываются на концах, а третий — в середине веревки. Для обвязывания применяется узел «проводник» или узел «одинарный булинь» (приложение 3).
При движении в связке верхним (при подъеме — первый, на спуске — последний) идет наиболее опытный и физически подготовленный разведчик. Расстояние в связке между разведчиками составляет около 5 м, но может быть и больше. Выбрав направление, первый разведчик начинает движение, остальные страхуют его. Достигнув надежного и удобного для остановки места, он подает сигнал и обеспечивает движение второго. Второй, дойдя до первого становится на страховку, а первый идет до следующей точки. Только после этого начинает движение третий разведчик.
Спуск по отвесным скалам возможен с помощью карабина и веревки или сидя на веревке.
Спуск с карабином может выполнить любой, даже слабоподготовленный разведчик. Для этого карабин захватывается за специальное сиденье, изготовленное из вспомогательной веревки. Затем за карабин скользящей петлей зацепляется основная веревка (рис. 34). Скорость спуска можно регулировать. Однако при этом способе веревка изнашивается очень быстро. Для спуска сидя на веревке нужно пропустить ее между ног, перекинуть через противоположное плечо и опустить вниз (рис: 35). Спуск производится, взявшись одной рукой за веревку перед собой, а другой — за свободный конец за спиной. Отведением и приближением к корпусу веревки за спиной регулируется скорость спуска. Ноги должны быть прямые,
слегка отклонены вниз от горизонтали, чтобы с них не соскочила веревка. Делая ногами небольшие шаги вниз по склону прямыми ногами, разведчик, прочно удерживая и слегка отпуская веревку, начинает спуск..
При любом виде спуска необходима страховка дополнительной веревкой, которая обвязывается вокруг груди, а другим концом прикрепляется к основной веревке схватывающим узлом.
При движении по сложным и опасным участкам применяются различные способы страховки, которые нужно освоить, прежде чем приступить к освоению приемов скалолазания.
Страховка через скальный выступ (рис 36) наиболее надежна. Для этого выбирается прочный выступ скалы и через него перекидывается веревка. Предварительно острые края выступа сглаживаются молотком. Наиболее часто этот способ применяется в связке.
Страховка через плечо (рис. 37). Предварительно определяется направление возможного рывка, затем выбирается площадка и упор для ног. Веревка, идущая от страхуемого, направляется вдоль выставленной вперед ноги, вокруг руки, под мышку, по спине, через плечо и удерживается другой рукой. Для предотвращения падения страхующего при резком рывке применяется самостраховка за скальный выступ или крюк.
Страховка через поясницу (рис. 38) требует наличия площадки и удобного упора для широко расставленных ног. Веревка проходит по пояснице и удерживается руками перед собой.
Страховка через плечо и скальный крюк (рис. 39) применяется там, где невозможна страховка через выступ. Скальный крюк забивается
в трещину до упора ушка в скалу. В ушко продевается кольцо (защелкой от скалы), через него пропускается веревка. Следует избегать забивки крючьев при действиях вблизи противника.
Страховка через ледоруб применяется на снежных и фирновых склонах. Для страховки в снегу утрамбовывается площадка, вбивается в снег или фирн ледоруб головкой до снега. Древко ледоруба охватывается веревкой таким образом, чтобы ее конец находился в руках страхующего. Веревка удерживается любым способом в зависимости от условий.
Иногда применяется массовая страховка. При ее организации основная веревка закрепляется концами на скальных выступах или вбитых в скалу крючьях, образуя перила. Такой участок разведчики преодолевают, привязавшись к веревке (перилам) схватывающим узлом при движении снизу вверх или сверху вниз и с помощью кольца с защелкой при движении по горизонтальной поверхности,8. Преодоление водных преград
Вброд переходить незнакомую водную преграду нужно осторожно, имея в руках шест, прощупывать им дно реки, чтобы не попасть в яму. Упираться шестом следует со стороны напора воды. Смотреть при переходе вброд рекомендуется на противоположный берег, а не на воду, что может привести иногда к потере равновесия.
Мелкие речки с быстрым течением преодолеваются вброд вдвоем, в круге, в колонне и другими способами (рис. 40).
Переправляться вброд можно с помощью веревочных перил. Первым переходит водный поток наиболее опытный разведчик и переносит с собой конец веревки, которая привязывается к нему узлом «булинь» на спине. Затем веревка крепится на обоих берегах реки и туго натягивается. Прикрепившись к таким перилам с помощью грудной обвязки, разведчики поочередно переходят реку. Привязанная веревка от груди до перил должна быть короче длины рук.
На узких речках с обрывистыми берегами может быть организована переправа над водой по сваленному дереву (бревну) или по веревке (рис. 41).
При переправе вброд на машинах следовать нужно на малой скорости, не переключая передачу и не изменяя направления движения. Сзади идущая машина начинает движение только после выхода впереди идущей на противоположный берег. Колесным машинам путь по броду следует намечать под углом к течению реки с отклонением в низовую сторону, чтобы избежать заливания двигателя водой, особенно на реках с быстрым течением.
Глубокая водная преграда при действиях пешим порядком преодолевается вплавь с использованием подручных средств, на лодках или плотах. В качестве плавучего средства можно использовать плащ-палатку, изготовив из нее либо узел, либо поплавок.
Рис. 41. Переправа над водой по веревке
Для изготовления узла нужно в развернутую плащ-палатку уложить снаряжение и обмундирование, после чего края собрать вместе, закрыть образовавшийся «венчик» одним из углов, чтобы внутрь не попадала вода, и крепко связать собранные концы. Оружие прикрепляется сверху образовавшегося плащ-палатки узла. При быстром течении узел рекомендуется привязать веревкой к руке.
Поплавок из плащ-палатки грузоподъемностью 50—70 кг делается следующим образом (рис 42) Полотнище складывают вдвое так, чтобы нижняя половина была длиннее верхней на 30 см.
Удлиненной стороной покрывают укороченную полу и образовавшуюся с одной стороны трехслойную часть палатки загибают в три сложения После этого в образовавшуюся таким образом оболочку закладывают плавучий материал (солому, камыш и т. п. ), торцы оболочки завязывают узлом и стягивают оба сверху. Изготовленный поплавок может быть перевязан еще два раза поперек Плыть с таким поплавком можно лежа на нем с оружием и снаряжением
Из нескольких поплавков можно изготовить плот (рис. 40) Для этого поплавки привязываются к де ревянной раме швом и узлами вверх Для устройства поплавка можно использовать полиэтиленовый мешок или пленку
Такие материалы, как солома, хворост, сухой мох, трава, камыш, быстро намокают и теряют свою подъемную силу, прослужив не более двух часов, хотя их первоначальная грузоподъемность довольно высока (1 кг сухой соломы или камыша поддерживает на плаву до 3 кг груза). Большой грузоподъемностью обладают металлические и деревянные бочки и канистры Их грузоподъемность составляет 0,6—0,7 вместимости Например, 200-литровая бочка удерживает груз массой до 140 кг.
Наиболее распространенным материалом для изготовления плотов является дерево (табл. 4). При изготовлении плотов, чтобы не создавать шума, рекомендуется связывать бревна проволокой, веревкой или лыком.
Таблица 4
Грузоподъемность свежесрубленных бревен
(сосна, ольха, осина, ива), кг
Примечания
1 Для сухого дерева данные таблицы умножить на 2
2 Для ели, пихты, тополя данные таблицы умножить на 1,2
3 Для березы, лиственницы, каштана, вяза данные таблицы умножить на 0,7
4 Сырые (свежие) бревна дуба, ясеня, клена, 6ука, граба для устройства плотов не применяются Грузоподъемность сухих бревен этих пород деревьев соответствует табличным данным
При необходимости сбить плоты гвоздями, шляпки гвоздей следует обмотать тряпкой. Щепки, свежесрубленные ветки и другие отходы в воду бросать нельзя, так как они уносятся течением и могут быть обнаружены противником.
Грузоподъемность плотов обычно проверяется практически, так как не всегда представляется возможность заранее произвести нужные расчеты. Однако некоторые типы плотов, проверенные в боевом применении в период Великой Отечественной войны, типичны Например, для переправы одного человека достаточен плот в форме равностороннего треугольника со стороной 2,5—3 м из семи досок шириной 20 см и толщиной 2,5 см или такой же формы плот из трех бревен диаметром 20—24 см той же длины Для переправы двух человек удобен плот квадратной формы со стороной 2,5—3,5 м из тех же материалов.
Преодолеть вплавь водную преграду можно с бревном, к которому привязываются в поперечном положении жерди или концы веревок с узлами на них для предотвращения скольжения рук Для переправы четырех человек бревно должно быть длиной 5,5—6 м и диаметром 24—26 см, если дерево свежесрубленное, и 18—20 см — если оно сухое. При одиночной переправе с бревном его обхватывают левой рукой и плывут, отталкиваясь (болтая) ногами и загребая правой рукой Доска для переправы одного человека нужна длиной 2,5—3 м и шириной около 20 см Разведчик ложится на доску таким образом, чтобы ее ближний конец был на уровне таза. Грести можно руками и ногами.
При переправе вплавь в обмундировании особое внимание обращается на то, чтобы масса разведчика не увеличивалась за счет воды, набирающейся в обувь и одежду. Для этого необходимо расстегнуть рукава и воротник, развязать тесемки брюк и нижнего белья, вывернуть карманы, снять сапоги, заложить их за ослабленный поясной ремень, перевернув через него голенища. Рюкзак (вещевой мешок) укладывается плотно и крепко завязывается. Переправляться рекомендуется по два-три человека для того чтобы в случае ранения или другой опасности оказать помощь друг другу Лодку на одного человека можно сделать, натянув плащ-палатку на надутую автомобильную камеру или специально сделанный каркас.
При переправе группы на лодке небольшой грузоподъемности (на одного-двух человек) можно привязать к ней с обеих сторон веревки и после переправы первых разведчиков перетягивать ее взад-вперед, организовав таким образом челночную переправу. Этим способом переправляются грузы, боеприпасы, пленный Таким же образом можно переправить грузы, технику на плоту соответствующей грузоподъемности. Перетягивать плот можно с помощью ранее переправившейся вплавь боевой машины буксировкой
Зачастую разведчикам придется преодолевать водные преграды в местах, находящихся под наблюдением противника В этих случаях при переправе используются различные способы маскировки переправочных средств и личного состава.
Плоты, лодки, бревна и другие переправочные средства могут быть замаскированы под островок, куст и другие местные предметы, плавающие в воде (рис. 44). При этом нужно следить, чтобы маскировка соответствовала условиям местности, растительности, мусору, преобладающим в месте переправы
В годы Великой Отечественной войны в практике некоторых разведывательных подразделений применялся так называемый запорожский способ преодоления водных преград под водой (рис 45) по дну При этом способе разведчики полностью погружались в воду с оружием и снаряжением, а на поверхности оставляли лишь небольшой конец камышовой трубки, которую держали во рту для дыхания. Вместо камышовой трубки можно воспользоваться пластиковой, резиновой, металлической или гофрированной трубкой от противогаза. Конец трубки удерживается над поверхностью воды на высоте 5—10 см с помощью
крестовины, изготовленной из двух сухих бревен (досок) длиной 30—40 см. Крестовина с прикрепленной к ней трубкой маскируется под местный предмет. Дыхательные клапаны из маски противогаза удаляются, выдыхательное отверстие плотно закрывается пробкой. Маска должна быть тщательно подогнана и предварительно проверена. Для удлинения можно соединить две трубки вместе.
Ориентироваться при переправе под водой можно по течению воды, по Солнцу (большей освещенности). Целесообразно при действиях группой сначала переправиться двум-трем опытным разведчикам и протянуть под водой веревку с привязанными к ней грузиками, чтобы она не всплывала, или провод, а затем, ориентируясь по ним, переходить остальному личному составу. Переправившиеся первыми прикрывают переправу и помогают остальным при выходе из воды.
Преодолевать водную преграду по дну рекомендуется в таком месте, где глубина не превышает 2,5 м при переправе с противогазовой трубкой (двойного соединения), а при переправе с тонкой трубкой (камышиной) — не более 2 м, так как длинная трубка Допускает недостаточно воздуха для дыхания. Для того чтобы не всплывать при переправе под водой, нужно брать дополнительный груз так, чтобы от него было легко избавиться при выходе из воды, не создавая шума.
При любом способе переправы через водные преграды следует заботиться о сохранении от намокания карты (схемы), документов для радиосвязи, записной книжки, спичек. Карту и документы заворачивают в пластиковый пакет или в противогазовую маску и заклеивают медицинским лейкопластырем, спички можно положить в пустую гильзу, плотно закупорив ее.
Переправа по льду. Осенью и зимой, когда водоемы замерзают, появляется возможность преодоления их по льду. При действиях пешим порядком переправляться можно по льду, толщина которого достигла 4 см. Дистанция между разведчиками при этом должна быть не менее 5 м. Идущий впереди с шестом в руках разведчик периодически постукивает им впереди себя по льду, проверяя его прочность. Опасные и подозрительные места рекомендуется преодолевать ползком, имея для страховки шест или веревку в руке (другой конец веревки держит идущий следом разведчик). Если кто-либо из группы провалился, ему сдедует лечь грудью на шест и, не барахтаясь, ожидать помощи товарищей. К провалившемуся под лед нужно подползать, широко расставив руки и ноги Приблизившись, бросить пострадавшему, если ранее не была предусмотрена страховка, ремень, веревку, доску шест и вытянуть его
Спасенный нуждается в немедленной помощи. Если есть сухая одежда, нужно снять мокрую и надеть сухую. Если сухой одежды нет, следует в мокрой одежде покататься по снегу, так как снег впитывает воду. Пострадавший должен в первую очередь сам двигаться. Если ему плохо, нужно снять одежду и растереть кожу (до покраснения) спиртом или водкой, дать горячее питье, одеть в сухое. В случае резкого ослабления дыхания нужно прибегнуть к искусственному дыханию.