Подготовка телохранителя

Категория: Охрана высокопоставленных лиц Опубликовано 14 Май 2014
Просмотров: 2916
Подготовка телохранителей. Взгляд непрофессионалаПодготовка телохранителей. Взгляд непрофессионала
Задумывались ли вы, дорогие наши читатели, о том, как учат сегодня сотрудников личной охраны? О том чему учат, это уже второй вопрос, который требует отдельного рассмотрения. Пока же мы говорим о том, как учат. Спрашиваю потому, что на многочисленных форумах в Интернете, в СМИ, на многочисленных конференциях по безопасности уже полтора десятка лет в различных вариациях любят смаковать одни и те же темы. 
Это программу подготовки телохранителей и профессионализм преподавателей и инструкторов. Представители и поклонники различных организаций с названиями громкими и не очень ведут непрекращающийся спор о том, у кого круче программа подготовки и «гуру» их воплощающие. Если честно, то вся эта возня напоминает вечный китайский спор о том, чье кун-фу лучше, а применительно к российской действительности спор детский, вроде, чей песочный куличик выше.
Безусловно, объективную оценку подготовки тех, или иных школ, или как теперь стало модно говорить академий, никто не отменял, впрочем, как и оценку преподавателей.  Беда в том, что за витиеватыми рассуждениями о программах обучения и преподавателях, я не заметила главного вопроса: «Как программа претворяется в жизнь?»
Если сделать упор на этот момент, то подготовка телохранителей предстанет перед нами в новом ракурсе, глядя на который можно сделать для себя неожиданные открытия. Во всяком случае, мне не специалисту в охране, но человеку закончившему ВУЗ, некоторые вещи показались странными.
Какие? А давайте попробуем разобраться вместе.
Для начала давайте оттолкнемся от того факта, что хороших преподавателей много не бывает. Следовательно, на все школы охраны их по определению не хватит. Что же делать преподавателям середнячкам? Что выручает их при обучении? Совершенно верно – учебники и хорошие наглядные и иные пособия, которые в ряде случаев компенсируют отсутствие необходимого педагогического мастерства.
Полагаю, что все читающие эту статью проходили обучение в тех, или иных учебных заведениях. Как минимум за плечами у всех средняя школа, а у большинства еще и техникумы, военные училища, институты, академии и т.д.
Давайте-ка теперь вспомним, что было, когда вы пришли в первый класс средней школы? С чего началось ваше обучение? Помните? Правильно. С «Букваря. А что такое «Букварь»? Опять же правильно – это первый учебник. А дальше, по мере овладения знаниями, «Родная речь», «Математика», «Русский язык» и т.д. То есть количество предметов год от года увеличивалось, а вместе с ними увеличивалось и количество учебников. Появилась новая дисциплина – появился новый учебник. И так везде – и в школе, и в училище, и в институте. И чем выше статус учебного заведения, тем больше требований предъявляется к обеспеченности ученика, или студента необходимой литературой, то есть учебниками, тематическими методическими пособиями и прочими материалами. Заметьте, и все это в одном ряду с лекциями, семинарами и практическими занятиями.
А почему? Да потому что каждый из нас понимает, что одной лекцией преподаватель проблемы не решит и углубленное изучение предмета предполагает больший объем материала для изучения и большие временные затраты на его освоение. И в рамках обязательных занятий это сделать практически невозможно. Поэтому лекция по сути – это не более чем расширенный конспект, опираясь на который, обучаемый дальше изучает материал сам – по рекомендуемым учебникам. Как говорил в свое время Максим Горький: «Настоящее образование – это всегда самообразование».
Следующий немаловажный момент – материальная база, а именно, наглядные пособия. Любой более, или менее опытный преподаватель знает, что 60% материала усваивается визуально. Значит, для закрепления материала необходимо что-то показать ученику. В противном случае у вас не гарантий, что он понял вас именно так, как вы того хотели. Именно для этого и нужны наглядные пособия.
Для учебных заведений работающих по единой программе, как например, для школ советской эпохи, пособия выпускались централизованно. В высших же учебных заведениях, где работали творческие, знающие люди, наглядные пособия в большинстве случаев изготавливались самостоятельно, и под ту методику, которая практиковалась в ВУЗЕ.
Ваша аудитория может сверкать паркетом и быть под завязку напичкана современной техникой. Но вся эта красота будет мертва без тематических плакатов, учебных фильмов, макетов и прочих предметов, на которые можно поглядеть, или потрогать руками.
Иными словами, неотъемлемой и своего рода показательной частью нормального учебного заведения, уж неважно, коммерческого или государственного, официального или неофициального, являются учебники и наглядные пособия. Причем там, где есть хороший преподавательский состав, все это присутствует обязательно. Хороший преподаватель рано или поздно сделает и то, и другое.
А вот теперь, давайте посмотрим на то, как обстоит дело с указанными категориями в обучении личной охраны. Тут-то и начинаются странности. Вы где-нибудь встречали учебники по тем предметам, которым обучают телохранителей? Вы можете назвать отечественные учебные фильмы на эту тему? Думаю, что нет. И это при том огромном количестве школ охраны существующих в нашей стране.
Для интереса залезла в Интернет и набрала в поисковике «подготовка телохранителей». На первой же странице высветились наиболее известные, на сколько я понимаю, учебные заведения: Клуб «Пистолетчик» (Санкт-Петербург); школа «Баярд» (Москва); Учебный центр спецподготовки «Витязь» (Москва); Академия МКТА (Москва); и Академия НАСТ (Москва).
Названия в основном громкие – академии, центры. А что же на поверку? Ни одна из представленных организаций не имеет ни учебников, ни учебных пособий.
Все что выпустил «Пистолетчик» - это «Самоучитель пистолетчика», то есть пособие по огневой подготовке. Ну ладно, клубу это, наверное, простительно.
В школе «Баярд», одной из старейших школ подготовки охраны, литературы море. Но книг для «лички» всего четыре, да те носят обзорный характер. Здесь все в кучу – и право, и тактика, и стрельба, и рукопашный бой. Представьте себе в институте один учебник по всем предметам? Вот-вот. Всего куча, а информации по конкретной дисциплине минимум.
А что же центры и академии? Ситуация и там, как ни странно, точно такая же. В «Витязе» (не путать с одноименной школой спецподготовки) по этому вопросу тишина полная. В Академии МКТА литература есть – по рукопашному бою и стрельбе. В Академии Национальной Ассоциации телохранителей учебников тоже нет. Есть некий мануал – краткий общий обзор на заданные темы. И фильм «Телохранители. Путь в профессиональный мир», который носит скорее рекламный, нежели учебный характер, и в лучшем случае, годится для темы «Введение в профессию». И все!
И это притом, что на сайте НАСТ говорится чуть ли не о семнадцати учебных дисциплинах при подготовке телохранителей. Может я не разбираюсь в вопросе, но кажется мне, что подобные учебные заведения еле-еле дотягивают до уровня школы, а уж никак не академии. И если это лучшие учебные заведения для личной охраны, то страшно подумать, что творится в худших.
Кстати, отдельные представители указанных организаций на своих форумах утверждают, что учебник для телохранителя создать нельзя, мол, все очень быстро меняется и информация устаревает. Как вам такое оправдание? Согласитесь смешно. Представьте себе преподавателя физики или математики, который заявляет, что нельзя создать учебника по этим предметам, потому что в настоящее время наука стала очень быстро развиваться.
А вот люди обучающие телохранителей – элиту охранного бизнеса, такие перлы выдают. Видимо не понимают крутые «преподы», что учебник дает уже известные базовые знания, а все новое доводится путем подготовки методичек и лекций, материал которых в дальнейшем войдет в новый учебник.
Кстати, в некоторых учебных заведениях, как мне показалось, даже не понимают чем отличается преподаватель от наставника. Кто такой наставник  - это высококвалифицированный специалист или опытный работник, у которого другие работники могут получить совет или поддержку. А преподаватель - человек, профессионально занимающийся преподаванием чего-либо, преимущественно в учебных заведениях (учитель, профессор и т. п.). Где у нас было развито наставничество? Да непосредственно на работе. Для более быстрой адаптации прошедшего обучение сотрудника на рабочем месте. Заметьте – сотрудника сперва обучили преподаватели, а затем, наставник помог применить эти знания на рабочем месте с учетом местных особенностей.
А в нынешних же «академиях» похоже все с ног на голову. Без всякого обучения за дело сразу берутся наставники. Собственно, теперь понятно, почему нет ни учебников, ни пособий. Да потому что в указанных заведениях похоже просто нет преподавателей в нормальном понимании этого слова.
Вот и учитесь дорогие телохранители где хотите, и как хотите. Хотя, если быть до конца объективной, возможно мне просто попались не те организации. Краем уха слышала от действующих телохранителей, что есть школы, где учат как надо, и что даже вышел отечественный учебный сериал по начальной подготовке телохранителей, но мне что-то пока не попадался.
Хочется надеяться, что ситуация на рынке обучения охраны поменяется коренным образом. А пока что, громкие названия, красивые дипломы, и прочая мишура пытается заменить знания и навыки. И это очень печально.

Оксана Колесник

Авторизация

Реклама