Повышенный уровень наблюдательности — это такая же система оперативно-боевого предупреждения, как и обостренное зрение, обоняние, слух и т. д. Это ключ к повышению оперативной реакции на изменение окружающей обстановки. Тренированная наблюдательность необходима для «схватывания» зрительным полем места событий и мгновенного подсознательного включения боевых, оборонительных рефлексов. И чем тренированнее наблюдательность, тем выше активная способность человека уцелеть в боевой обстановке.
Старинная методика тренировки наблюдательности проста и эффективна: на брезенте инструктор раскладывает предметы, имеющие отношение к учебной теме, в данном случае это оружие, боеприпасы, приборы навигации и снаряжения. Не предупрежденные ни о чем, курсанты смотрят на все это, кто с любопытством, кто с равнодушием. Инструктор внезапно закрывает брезентом разложенную композицию и одному из курсантов приказывает описать все, из чего она состояла.
Курсант перечисляет: пистолеты, патроны, подсумок, компас. Инструктор задает вопрос — какие пистолеты, в каком состоянии, какие патроны и сколько их, в каком состоянии компас, куда смотрит его стрелка. Курсанту, который «плавает», дается возможность 5—7
секунд еще раз посмотреть на композицию и запомнить ее. Инструктор предупреждает: «Не запомнишь — получишь наряд вне очереди!»
Результаты запоминания сразу же улучшаются. Время показа сохраняется. Курсанты, опрашиваемые по очереди, начинают понимать, что от них хотят, полностью мобилизуют внимание и отвечают: «Пистолет вальтер Р-38 поставлен на предохранитель, в стволе нет патрона. Вальтер РРК поставлен на предохранитель, в стволе нет патрона. В обоих пистолетах спущены курки. Патронов винтовочных 13, из них к пулемету «Шкасс» — 2 (с
желтыми латунными гильзами), с трассирующими пулями (зеленая маркировка) — 3, с тяжелой пулей (белая маркировка) в обойме — 5, пистолетных от ТТ — 3. Компас на стопоре, азимут 350. Подсумок застегнут. Винтовочные патроны лежат пулями преимущественно в одну сторону».
Инструктор заставляет курсантов отвернуться и меняет композицию качественно, оставляя большие предметы на местах. Курсанту дается возможность взглянуть на предметы 5—6 секунд, после чего он должен без предупреждения описать внесенные изменения. В случае неправильного ответа инструктор поясняет: «Пистолеты приведены в боевое состояние сняты с предохранителей, курки взведены, патроны в патронниках
— выдвинуты указатели, маленький вальтер был вороненым, заменен на хромированный, компас снят со стопора, азимут 270 на запад, патронов винтовочных было 13, стало 11, пистолетных было 3, стало 2, произошла замена патронов в обойме — там были все с
тяжелыми пулями, стало 3 с трассирующими. Подсумок расстегнут. Если ты будешь таким невнимательным при оперативном промысле, тебя убьют, и убьют очень скоро.
Наряд вне очереди!»
Стоит ли говорить, что после этого обучение идет намного качественнее. На таких занятиях курсантов ни о чем не предупреждают — с них только спрашивают. Этим человек держится в тонусе и приучается к неожиданностям.
Брезент с запоминаемыми предметами последовательно помещается сбоку — справа — слева и немного сзади от курсанта. Увеличивается расстояние до композиции и количество мелких предметов по ее краям. Это развивает периферическое зрение и периферическую наблюдательность. Постепенно время показа сокращается до одной секунды. Тренировки все время усложняются. После секундного показа композиции
курсанта заставляют проползти, пробежать, провести короткий учебный бой, перенести груз, а затем описать виденное. Увеличивается количество предметов. Курсант должен «зафиксировать» их, пробегая мимо. Занятия без предупреждения переносятся на природу, обычно на опушку леса, где курсанты ранее уже были. Но без их ведома и в их отсутствие там произведены изменения — сломаны ветки, вытоптана трава, брошены обгоревшие спички и окурки, имеются четкие и нечеткие следы различной обуви и т. д. Курсанты по очереди должны заметить, какие изменения произошли в их отсутствие и
описать их. Курсантам трудно вспомнить, как на этом месте было раньше, но такие тренировки очень развивают способность «зрительно запомнить все на всякий случай». В оперативной практике это качество трудно переоценить. На поляне сбоку от курсанта создаются изменения и движения — шевельнулась ветка, колыхнулась трава и т. д., — курсант обязан научиться «схватывать» боковым зрением и мгновенно анализировать обстановку в целом, ибо это очень нужно при внезапном встречном огневом столкновении.
Курсантов без предупреждения сажают в машину, провозят 2—3 км и заставляют описать все, что они видели и чувствовали по дороге, описать в малейших деталях.
В дальнейшем такие установочные тренировки проводятся реже, но курсант уже знает: вопрос «что ты видел, слышал, унюхал и что там изменилось?» может последовать при самых неожиданных обстоятельствах и в самый неподходящий момент. Его могут заставить описать криминалистический словесный портрет и внешний вид человека, с которым он час назад разминулся в коридоре, марку, цвет, особенности и номер машины, которая час назад проехала мимо него, и прочее. При таких описаниях мелочей быть не может.
В оперативно-поисковом процессе важны самые мельчайшие детали и подробности. Наказание за неточность и невнимательность при учебном процессе — взыскание; в оперативной практике — смерть. И поэтому довольно быстро курсанты спецшкол даже в повседневной учебной обстановке начинали жить, руководствуясь наблюдательностью и ощущениями обостренного чутья, ибо общая наблюдательность предрасполагала к ускоренному синтезу информации, полученной всеми средствами зондирования окружающего пространства — визуальными, обонятельными, слуховыми и осязательными. При таком подходе к воспитанию курсанта тренируется не только наблюдательность и зрительная память, но и весь комплекс органов чувств и систем восприятия.
Во все времена — и сейчас тоже — практиковался простой прием тренировки зрительной памяти: поймать глазами кусочек любого текста, поймать одним кратковременным
взглядом, представить его зрительно и прочесть. Постепенно расширять площадь «схватываемого» текста, пока вы не научитесь «схватывать» глазами всю страницу.
Тренировки наблюдательности и зрительной памяти имеют неожиданное свойство: тренируясь вышеописанными способами, через некоторое время вы обнаруживаете,
что острота вашего зрения заметно улучшилась. Зрительная интуитивная память лучше всего развивается, когда человек прочувствует и запомнит внутреннее физическое ощущение от того, что он увидел. Поймав это ощущение в других обстоятельствах (иногда даже не глазами, а ощутив внутренней сущностью), человек будет знать, как этот предмет или явление будут выглядеть и что ему следует увидеть.
При развитии наблюдательности, схватывая общую картину, старайтесь не крутить излишне головой. Старайтесь больше включать и развивать периферийное зрение.
Лучший способ для этого — ходьба, а затем и бег задом наперед, спиной назад. У человека, натренировавшего периферийное зрение, реализуется очень полезная
особенность — рефлекторная реакция от периферийного зрения заметно быстрей, чем от зрения прямого.
Тренировки наблюдательности, в городе на изменение окружающей обстановки аналогичны — курсанта заставляют замечать все изменения, происходящие вокруг него. Например: открылось чердачное или подвальное окно, кто-то показался в открытом окне, простенке, двери. Реакция должна быть на все резкие движения и непонятные события. Если курсант не среагировал и не исчез с возможного направления выстрела противника, ему могут в порядке наказания «засветить» в глаза солнечным зайчиком.
При работе с человеком курсант обязан «ловить» его вазомоторные реакции — видеть пульсацию кровеносных сосудов, характер дыхания, чувствовать эмоциональное состояние, «снимать» информацию в его глазах — по рефлекторной реакции зрачков, их сужению и расширению можно многое прочесть. Внимательно работая с человеком,
можно уловить его предстартовое напряжение, для броска или удара, готовность к мгновенной собранности после фальшивой расслабленности, уловить характерное
состояние его силуэта при извлечении им оружия и даже «засечь» момент нажатия на спуск. (Такие моменты курсанты отрабатывали с незаряженным оружием.)
Непосредственно с наблюдательностью связано и развитие внимания. Отсутствие внимания во всех спецслужбах во все времена считалось недостатком серьезнейшим
и наказуемым. В табл. 6 приведен БУКВЕННЫЙ ТЕСТ, которым пользовались до войны при отборе курсантов в спецшколы разведки и контрразведки. Тест предназначен для определения наблюдательности, памяти, быстроты мышления и реакции. Испытуемым
приказывали вычеркнуть буквы Ч, С, А, Р, просматривая строку за строкой. Количество пропущенных букв и строк, количество букв, вычеркнутых по ошибке, было показателем дефектов внимания. Разумеется, засчитывалось и время, затраченное на обработку информации.
Таблица 6
БХБНШЗПЮВРБХПЕТЖДЖСГЯВХС Ю
ГИКВРГИТКОБЕФОИЮШЛЗЖПЕПЧ Н
ВСЖУЛХЮРХБЯЗШИОСВЧЕХТЕСП М
ННОЖХШНАЕЧЮПЖВЛЮФОВПАКЧМ К
ЧЗШЕЖКЯДХИСВПБЮРЖПВУЮШАТ Х
СГМКРАТЮДДРГРЛВРГАМКЕТНЧЗО У
БХФПЛЖШЯИСЮДЮХВТУПЯИХНЛУ Т
ШИВБКОЗМХЯРДАЧЕЮЖСФНПДСРК Г
ЛВАЮЖБЯЗЖОШИФПУГКЕСВЧЮДМ Н
ТАРХЛАДЛФЗМБЖСЗВПАКГОЧМЕТ Б
ИЗУХНЯЮЛРСДЖШФВСКСШЕПМЯВ Ф
ШЖДСРЛЮЯНХУЗИБТЕМЧОГКАПВ Ж
ЕЧХТНУЛТИЛХРАТНМДЮЧВСЕКГУ П
ФИШОЖЗЯБКЯДИСЖОДФМПФСЖЮ Е
АЧДРЯХМЗГОКБВИШТЕЛЕПНОЗРШ Н
УГДЮСИЯШЖЛПФХБУОЗЧНТЕКМАГ Р
БРАБГФЗФЕАДКМГСХТАШЮУВПЖР Ю
БПВСИХДЯКЖШИОВЛКНВАТИШР М
Цифровой тест для проверки и тренировки внимания представляет собой таблицу из 20 двадцатизначных чисел, например такую (табл. 7):
Таблица 7
20345907518469206517; 91826047281092730532; 30612736823901772318;
39180726408234031728; 19283062034806731958; 50317264908264072803;
50391740827408940507; 50823582931708264254; 91072538609273213043;
82650329470134627034; 20843731820460821932; 72640913274319265081;
49130584086710327491; 31092847509164561080; 81902746531902746186;
56719209431740195328; 61820943184310940819; 71082943194702868231;
27409132804391740863; 43180274302753094716.
По команде инструктора нужно вычеркнуть три цифры, которые он назовет. Например, 2, 5, 7. Эту работу нужно проделать чем быстрее, тем лучше. Затем подсчитывается число правильно зачеркнутых цифр, из него вычитается число допущенных пропусков и цифр, зачеркнутых ошибочно. Затем находится процентное отношение полученного числа к общему числу цифр 2, 5, 7 в данной таблице. Счет разрешался только в уме. Курсантов
«гоняли» по аналогичным таблицам до тех пор, пока все не сходилось до 100% и в кратчайшее время.
Вышеприведенная расчетная схема прекрасно моделировала психологическую направленность действий в основных жизненных и боевых ситуациях и являлась
прекрасной гимнастикой для мозга. Давно было подмечено: кто может быстро считать в уме, у того реакция и общая сообразительность намного лучше.
Выдержки из книги А.Потапова "Приёмы стрельбы из пистолета. Практика СМЕРШа"