С чего начинается боевая система? С боевых элементов, то есть надежных и эффективных способов поражения противника. Без этого не обойтись. Она может быть достаточно маленькой, примитивной, или же наоборот, сложной, разнообразной и разветвленной, - речь сейчас не об этом. Система вне зависимости от времени и места разработки может быть жесткой и мягкой, ударной или бросковой. Преследовать совершенно разные цели и разрабатываться под самые разные ситуации.
Но, если в ней нет действий, лишающих противника возможности продолжать бой, это будет не более, чем гимнастика. И незачем вводить людей в заблуждение, называя ее боевой. Вы можете раз за разом опрокидывать противника на пол бросками айкидо или отталкивать с помощью техник тайцзи. Но, если вы не обладаете техникой, делающей невозможными повторные атаки, а ваш противник достаточно тренирован и настойчив, то рано или поздно он привыкнет к вашей манере боя и найдет наиболее верный для себя путь. Человеку свойственно обучаться и, хотите вы этого или нет, опрокидывая его на пол, вы его обучаете. Именно поэтому в тайцзи все-таки есть удары, а основная цель боевого броска в айкидо все-таки сломать противнику конечность либо покрепче приложить его затылком об пол. Этнография показывает, что практически во всех человеческих обществах, которые существуют или когда-либо существовали на нашей планете, имеется борьба. Она может быть чисто игровой и очень условной, как, к примеру, сумо или борьба на поясах, а может почти не иметь ограничений, как английский кетч. Борьба присутствует практически в любом обществе, являясь древнейшим средством подготовки воина. Между тем, количество ударных систем в мире гораздо меньше, и они, как правило, вторичны по отношению к борьбе. Почему? Ответ достаточно прост: борьба позволяет тренироваться, изучая разнообразные способы взаимодействия с противником практически на максимальной скорости и с максимальной силой. Ограничений достаточно мало, и риск травмы при этом все-таки достаточно мал. Ударные же техники, как правило, рассчитаны на непосредственное нанесение повреждений, их скорость гораздо выше, а исполнение в большинстве случаев проще. Поэтому, исполняя удары в спарринге в полную силу, вы неизбежно причините своему партнеру необратимые повреждения. Уникальность дальневосточных БИ заключается в том, что количество ударных элементов в них зачастую превосходит количество бросковых. На мой взгляд, это объясняется исторически сложившимися условиями, одним из которых был развитый институт отшельничества, равно популярный как среди даосов, так и среди буддистов. Даже конфуцианцы сплошь и рядом оставляли мирскую жизнь, чтобы уединиться где-нибудь в глуши. И, что характерно, заниматься боевыми искусствами. Причем большую часть этих занятий составляла наработка разнообразных ударов. Ведь удар в этом плане вещь уникальная: его можно нарабатывать в одиночку. На мешках, на столбах, на манекенах, или даже просто на стене. И партнер для этого вовсе не обязателен. А потом такой вот отшельник возвращался в общество с руками, покрытыми коркой чудовищных мозолей и передавал свое учение восхищенным ученикам. Я не утверждаю, что все было именно так, но это очень многое объясняет. Как бы то ни было, удар как вчера, так и сегодня является важнейшей частью арсенала любого человека, который хочет постоять за себя. И не имеет значения, насколько этот арсенал велик. Даже если в нем будет всего один прием, это, скорее всего, будет удар.
Удары руками и ногами представляют собой наиболее элементарные, быстрые и действенные способы воздействия на противника, а также позволяют вести бой с несколькими противниками, что очень важно в реальной обстановке, Кроме того, нанесение ударов существенно облегчает и проведение борцовских приемов и обезоруживаний. К сожалению, умение бить на поражение не передается нам генетически, как у птиц передается умение вить гнезда. Нам приходится этому учиться. А вы думаете, почему так часто дерутся дети? Это и есть то самое обучение «природное», естественное. У него только один недостаток: эти удары не являются наиболее эффективными в настоящем бою. Это скорее подходит для выяснения того, кто кому должен починяться. Для этого они и использовались в обезьяньем сообществе на протяжении миллионов лет.
Боевой удар придуман самим человеком, причем довольно поздно, гораздо позже, чем человек научился драться палкой или камнем.
Причина в том, что для того, чтобы поставить удар, необходимо иметь достаточное количество свободного времени и необходимые тренажеры иначе ваши результаты будут более чем сомнительны.
Ну и, конечно же, кроме всего этого нужна методика.
В отработке удара можно выделить три фазы: постановка, то есть наработка правильного положения руки и координации движения; освоение удара обкатка его в условной спарринговой и свободной спарринговой практике; и набивка - постепенное вложение в уже понятый и со всех сторон «обсосанный» удар силы и скорости. Большинство людей, занимающихся БИ, такого разделения не делают. Может, потому, что не «чувствуют» его, может, потому, что надеются совместить все это в одном флаконе и сделать все «быстрее» - очевидно, чтобы как можно скорее начать драться. Увы, я вынужден вас огорчить: за эту быстроту придется чем-то платить. Хотя, конечно, силовые возможности у всех нас разные, как и сообразительность и способность усваивать новые понятия и движения, тем не менее, перепрыгнуть или выбросить один из указанных мною этапов означает «перекосить» всю систему своей наработки. Этих этапов, так или иначе, должно быть три, хотя один пройдет их быстрее, а другой - медленнее. Но на каждом этапе у вас будут разные упражнения и разные цели тренировки. Если же нет.... Ну, тогда... Отсутствие первого этапа сделает ваш удар грубым, медленным и исключительно силовым, что неминуемо скажется на всей остальной технике. Или же легким, очень быстрым, но плетевым, в котором будет использоваться только масса руки и огромный размах. Так или иначе, ваша техника будет более примитивной, а равновесие - менее надежным. Наконец, при том, что удар «силовой», его сила и поражающий эффект будут меньше, поскольку вы не сможете правильно выстроить ударную структуру и вложить в удар большинство мышц. В плетевом варианте это и так понятно.
Как правило, все люди, совершившие этот «великий скачок» через первый этап (назовем его «первым скачком»), выполняют технику за счет ресурсов одной руки, что делает ее очень размашистой, увеличивая риск пропуска контрудара противника. Я не буду говорить, что это навсегда и это непреодолимо, однако переучиваться гораздо труднее и дольше. Сроки обучения у многих из вас именно поэтому так велики еще не имея правильного удаpa, вы пытаетесь найти его эмпирическим способом, колотя друг друга или мешки, одновременно зашлифовывая неверную технику и тут же рихтуя ее через спарринг. Таким путем многократной переделки, конечно же, можно найти свой, оптимальный вариант ее исполнения, но время на это уходит огромное. Да и гарантий, что вы найдете самый лучший способ, нет ведь в основе все равно будет лежать какая-то информация о том, «как надо». И если она изначально не является оптимальной, тогда что? Получается, что та вершина, которой вы с таким трудом и кровью достигли всего лишь оптимальный вариант неоптимального движения. Гоночный паровоз. Конечно, вы не зря тренировались, и эта штука может быть вполне эффективной против менее тренированных людей, поскольку ваши физические возможности намного перекрывают их. И бойцом вы можете быть неплохим. Самым лучшим можете быть бойцом. В своем селе. Вот оттуда и берется (и бралось раньше) все многообразие стилей. Работает? Ну, да... В нашем селе всех бью? Ну, да...
Вот и все!!! А заезжего боксера можно и палкой сзади по затылку, если кулаками спереди не получится....
Вы просто почитайте все эти истории или кино гонконгское посмотрите. «Мое кунфу лучше твоего»! и по шее ему, по шее. А почему лучше-то? А бес его знает... Учитель сказал. Ты верь. А если не веришь, то щас и тебе наверну...
Чисто эмпирический перебор вариантов, но попавший в отличие от Европы в благодатные условия конфуцианского поклонения Учителю и Традиции. Именно эта традиция сделала возможными непрерывность этого отбора, муравьиное накопление и передачу данных от этапа к этапу с помощью совершенно неграмотных людей, которых совершенно по муравьиному было не жалко: тысячи и тысячи искалечились, так и не доучившись; тысячи погибли в поединках, на которых выяснялась «лучшесть» того или иного варианта; тысячи сдохли под забором, в безвестности, потому что не смогли связно изложить свою премудрость последователям... Тем не менее, китайцев, слава богу, много, и многие прорвались. В результате мы теперь имеем тысячу школ и десять тысяч методик. Традиционных! Старинных! И совершенно никем не проверенных. Словом, авгиевые конюшни, которые сейчас разгребает Пекинская академия ушу. Уйма методик, среди которых рядом могут быть верные и неверные. И как бы дерзко это ни звучало, попытка придумать все заново не так уж безнадежна особенно в сравнении с этой горой... гм... материала, который нужно перелопатить и просеять исследователям. Особенно, если рассмотреть несколько известных сегодня стилей боя (по возможности разных) и вывести общие закономерности. Гораздо проще начать с «бессильно-медленного» варианта отработки, выставить всю механику и координацию, а потом уже пытаться этим пользоваться. Потеряв пару месяцев на вождении рукой по воздуху, вы сэкономите себе пару лет, если не больше, и обойдетесь без бесчисленного количества побитых и подвернутых суставов и синяков на физиономии своей и партнера. Однако, если выполнять движения только медленно, вы получите оздоровительную гимнастику типа ширпотребовского тайцзи. И не более. Но сегодня это уже все и сами знают. «Второй великий скачок» - отработка силы и скорости непосредственно после медленной установки, минуя спарринг - превратит ваш удар в чисто добивающую технику. В «удар палача». Это, как правило, отличает многих самоучек, занимавшихся без партнера. Правильное положение корпуса, ног - но только на месте, без движения; правильный, сильный, быстрый удар, но только после нескольких «прикидочных» движений -паразитов, только в определенном направлении, на определенной высоте. Врезать так вполне можно. Драться нет. В массовой драке может получиться. В бою один на один велик шанс того, что противник, увернувшись, перехватит инициативу и сделает из вас котлету. Но это, ладно. В конце концов, опыт дело наживное. Но вот спарринговать с уникумом, обучавшимся вышеописанным упрощенным способом, мало кому захочется. Удар он, как правило, не контролирует, партнера не чувствует, а значит, периодически будет бить слишком сильно. Достаточно сильно для того, чтобы у партнера пропало желание это терпеть. Значит, такое могучее средство набора опыта, как спарринг, для вас будет заказано. Ваш спарринг будет постоянно превращаться в драку. Или вам придется менять партнеров каждый раз, а то и выбирать их себе на улице, не спрашивая их согласия. Как, кстати, делали очень многие самоучки, которых потом сажали за хулиганство. Почему-то... Драка, конечно, тоже опыт, и очень ценный, но слишком уж опасна. Так что, опыта все равно выходит мало, и, несмотря на то, что драться вы все-таки научится можете, ваше умение будет очень примитивным.
Выбирайте сами. Хотите ли вы развивать свое мастерство, или вам нужно три-четыре плюхи для избиения младенцев. В конце концов, подавляющее большинство людей идет в секции именно за этим ликбезом. Ну... и флаг им в руки. А вы выбирайте. Я-то уже давно выбрал. Далее.
Если вы будете только спарринговать, то к неплохому умению перемещаться мы с огромной долей вероятности получаем «бархатный кулак», поскольку у вас, скорее всего, возникнет дурная привычка смягчать удар.
Запомните усиление силы ударов в спарринге или расширение зоны контакта - не научат вас бить по-настоящему. А наворачивание на себя больших слоев защиты или надевание боксерских перчаток неизбежно видоизменяет саму технику, делая ее более примитивной, грубой. Пропадают все пальцевые тонкости, захваты, становятся «неэффективными» удары ногами и броски. А сам человек слишком часто привыкает надеяться на защиту и не обращает внимания вообще ни на что... Тогда уж выходит, что предыдущий «палаческий» вариант в чем-то даже лучше. Для техники, но только какой-то одной. А ведь, хочется больше. Если же все-таки пробовать бить, то начнутся травмы, стрессы, и в результате вы можете просто «не дожить» до мастерства. А уж всех партнеров распугаете точно. Или перекалечите. И еще в спарринге мы отрабатываем новые техники. В бою полагаемся только на простейшие, хорошо известные. Таким образом, преждевременное усиление контакта, превращающее спарринг в драку, лишает вас возможности отрабатывать новые техники и опять превращает ваше мастерство в ремесло. Но это опять же, кому что и кому как. Опять же, кому что нужно.
Итак: нужны все три составляющие. В определенной пропорции и последовательности.
Тогда вы будете знать удар со всех сторон.
Итак: - с чего начать. Прежде всего, постановка удара. Дело достаточно серьезное и неторопливое, поскольку является тем фундаментом, на который в дальнейшем будет опираться вся техника, вся комбинаторика и, следовательно, вся тактика. Постановка удара это не просто объяснение, чем надо бить, а достаточно долгий процесс, в который составной частью входит постановка правильной стойки, положения корпуса и рук, а также совмещение удара с шагом. Наиболее известным и распространенным подготовительным упражнением при отработке прямого удара кулаком является отжимание и стояние на кулаках. В чем его смысл?
Стояние на кулаках хорошее упражнение, помогающее выработать правильный ударный каркас. Надо только стоять чуть-чуть иначе, уголком, чуть оттопырив зад и подав плечи вперед («впалая грудь»). В этом случае структура будет более правильной, и плечо будет меньше вылезать. Согласен, что это изменение общепринятого стандарта «заточено» под наклонный корпус, характерный для КОНТЭН. Но не спешите обвинять меня в попустительстве слабостям человеческим да, так стоять легче. Легче, потому что вес приходится не только на руку, но и на позвоночник, ВДОЛЬ, а не поперек, - то есть более правильно распределяется, за счет чего и происходит «облегчение». Мы тренируем ударную структуру, верно? Тогда, я не понимаю, зачем мне делать удар таким способом, который тяжелее других. Я всегда поступаю наоборот. Так или иначе, вы выдерживаете ваш вес? Да. То есть вы вложить его в удар можете. Вам легко? Значит, вы сможете вложить и больше без потери структуры. Мышцы мало нагружены? Значит, нагрузку принимают на себя кости и суставы, значит, амортизации, свойственной мышцам, не будет, удар будет более жестким. Ну, а что касается того, что вам «легче» - что же, постойте подольше и дождитесь привычных ощущений.
Кое-кто возразит мол, боксеры не придают стоянию на кулаках такого значения. Да, боксеры бинтуют кулаки, и поэтому им не надо учиться «собирать» кулак. Потом, у них есть перчатки, которых нет у каратистов. Благодаря всему этому этот навык в боксе не является первостепенным и у опытного боксера возникает сам, в процессе практики. А каратист без этого навыка просто не может начать полноценно бить. Кстати далеко не всякий хороший боксер умеет драться без перчаток. Вы посмотрите на их руки после драки и еще раз подумайте: может, все-таки стоит закалять кулаки? Конечно, если у тебя перчатки, черт бы с ним. Тяжелая кожаная култышка на негнущемся предплечье не особенно зависит от таких мелочей. Однако голый кулак вещь весьма деликатная. Вспомните, как держали кулаки аглицкие джентльмены в бесперчаточную пору. Не знаете, так я покажу. Или может, просто поверите, что тыльной стороной вперед? Слово джентльмена. А знаете, почему?
Недавно на форуме сайта «КОНТЭН» (www.conten.ru) на общее обсуждение был вынесен один очень интересный вопрос: человек, который не первый год занимался боксом, спрашивал у участников конференции: почему при сильном ударе в голову у него подворачивается запястье? Причем именно в уличной драке в спаррингах с применением перчаток такая проблема не возникает. Мнений и рекомендаций было множество, но все они вращались вокруг того, что запястье должно быть сильным и при ударе составлять единое целое с предплечьем. Все по учебнику.
Но учебник-то писан для боя в перчатках! А на улице перчаток нет. И удар, значит, будет совершенно другим. Со своими нюансами, в которых запястье порой играет важнейшую роль. Насчет того, что у человека, имеющего опыт в боксе в ударах кулаком по голове, подворачивается кисть, я могу сказать следующее. Вполне возможно, это как раз и есть недостаток навыка боя без перчаток. Может быть, у этого конкретного человека действительно недокачано запястье. Может быть. Однако я сам, объясняя на тренировках, почему у меня в базовом штопорном ударе кулак вращается «не в ту сторону», в пример привожу именно такую ситуацию. Прикладываю чей-нибудь кулак к своей физиономии и дожимаю руку вдоль лучевой кости. Расслабленную. В стандартном, общепринятом положении «ладонью вниз» запястье «играет». А вот в «контэновском» нет. Потому что вопреки всем канонам кулак приходит в цель ладонью вверх. Результатом этого изменения является то, что в стандартном положении вам приходится удерживать запястье силой мышц, а в моем это удержание происходит за счет самой структуры. Таким образом, эту самую силу мышц можно будет пустить на что-то еще. Чем меньше напряжения в руке, тем быстрее удастся ее отдернуть или перенаправить. Если бить не «по классике», постоянно посылая-отдергивая руку, а переводить ее из положения в положение уже внутри обороны противника (что должно быть знакомо, например, опытным практикам тай-цзи или винчун), то опять мы имеем прямую выгоду. Это использование структуры фактически является иллюстрацией к тому, что написано выше про отжимания и стояния. В этом положении образуется более жесткая структура. Кроме того, такой удар получается значительно жестче еще и потому, что кулак приходит в цель именно боевой гранью и соприкасается с целью, образуя острый угол, а в классике сплошь и рядом с целью встречаются фаланги пальцев, а то и вторые костяшки, «играют», сгибаются, травмируются. Это положение более выгодно для ударов на верхнем уровне особенно, если противник выше вас. Напомню, что при стандартном положении кулака подворачивание запястья происходит, как правило, именно в случае удара на верхнем уровне. Соответственно, вертикальным кулаком (ладонь на ребре) я считаю удобно бить в середину корпуса, а классическим в низ живота и бедро. У каждой формы кулака, у каждого движения есть свое предназначение, и в этом случае не может быть лучших вариантов. Так, например, в недавно разработанном нами специализированном комплексе рукопашного боя для телохранителей вообще нет ударов кулаком. Чем же бить? Ладонью.
Это единственное место на руке, которое «не боится» удара. На что вы опираетесь при неожиданном падении? Чем тормозите? Ладонью, конечно. Она позволяет наиболее полно вложить силу, и при этом вы всегда можете сказать, что не били, а так, ладошкой оттолкнули. Кроме того, кисть необходима нам для стрельбы, и ежели какой добрый молодец желает махать именно кулаками, то его ждет куча неприятных сюрпризов. Например, упоминавшийся выше характерный «дожим» кулака, возникающий из-за привычки им бить. Это одно из тех самых противоречий в двигательных навыках, которое порой сильно мешает при стрельбе; стоит только напрячь палец, как кисть рефлекторно доворачивается, и ваша пуля уходит «в молоко». А вот удар ладонью убирает эту проблему, поскольку постановка руки при стрельбе и при ударе в этом случае почти совпадает. Кстати, совпадает еще и с положением руки при работе дубинкой.
Простейшая возможная ситуация. Предположим, врезал охранник супостату чистым боксом и попал ему не в нос, как планировал, а в скулу или в лоб. Или даже в зубы Я уж не говорю о том, чтобы в локоть. Кулаком. Бокс, он вообще-то на перчатки рассчитан, да еще с бинтами, так что вполне закономерным результатом будут серьезно попорченные руки, если не перелом пары пальцев. И вот, как раз в этот момент (как оно обычно и бывает) из-за угла выходит тип поумнее и достает ствол.... Чем стрелять-то будем, а? Вам даже достать-то оружие нечем. Вот то-то и оно. Как говорится, хороший боксер - мертвый боксер. По-моему, выгоднее быть плохим боксером. Не случайно же при составлении правил из бокса, да и изо всех других боевых искусств выбросили именно удары ладонью. Как бы ни был тверд кулак, он гораздо безопаснее. Да, он рассечет вам кожу, выбьет зубы, поломает тонкие кости носа или челюсть. При ударе ладонью всего этого может не произойти, но «внутри» вам будет гораздо хуже. Сотрясение мозга или разрыв селезенки - очень плохая вещь, хотя, конечно, при этом на поверхности не останется синяков... Вы будете, ну, совсем как живой. Именно поэтому ладонью запрещено бить во всех спортивных системах и на всех соревнованиях. Иначе количество спортсменов было бы очень невелико, и еще постоянно бы уменьшалось. Поэтому внимательнее отнеситесь к этим приемам.
Ладонь совершенно напрасно кажется вам такой мягкой. Уверяю вас, это только с непривычки. В корпус, а уж тем более в лицо ею можно пробить не хуже кулака, а при хлещущих ударах хоть по корпусу, хоть по лицу болевой и «останавливающий» эффект у нее гораздо круче. Недоверие дилетантов основано на том, что, как правило, они имеют перед глазами множество примеров ударов кулаком выставленных, отработанных, заметьте, в сравнении с которыми их собственные жалкие попытки бить ладонью действительно выглядят смешно. Ну, а разве не смешно выглядит неотработанный удар кулаком? Просто нужно выставить удар, вот и все.
Ни один отработанный удар смешным не выглядит. Особенно, если в результате человек летит вверх тормашками. Так вот: кулаком это сделать го-о-раздо сложнее, чем ладонью.
Следующий важный момент положение тела во время удара и использование силы шага.
Не стоит недооценивать этот важный момент. Большинство приемов всех стилей и направлений практически неприменимы, если вы не умеете правильно двигаться в момент их исполнения. И если вы думаете, что можно научиться драться, тупо окучивая мешок, то в бою вы будете горько разочарованы, скорее всего, вы просто не сможете попасть в своего противника. Дело в том, что мешок висит на месте, и в процессе вашей «тренировки» вы привыкаете к определенному расстоянию и определенному положению корпуса. Конечно, если человек не умел бить вообще, то определенный прогресс гарантирован, но при этом вырабатываемый навык будет изначально нести в себе множество будущих проблем. И самой досадной из них будет то, что противник в бою все время будет стоять «чуть-чуть не так». Секрет здесь в том, что у разных людей руки разной длины, и удар выполняется по-разному. У вашего противника, даже если он тоже тренировался, как и вы, колотя по мешку, будет своя привычная дистанция, в большинстве случаев отличающаяся от вашей. Тонкая подгонка и соответствие дистанции осуществляется именно за счет перемещений, которые нужно нарабатывать специально, но вместо этого человек просто стоял на месте и колотил удар за ударом. Более-менее успешное ведение поединков людьми, обучавшимися бить на мешке, возможно только потому, что таким примитивным способом тренируются очень многие, и значит, у них всегда есть большой шанс встретить брата по разуму. Но, наблюдая поединок таких единомышленников, можно увидеть, что больше всего это похоже на лотерею, хороших, «плотных» ударов очень мало, и они происходят случайным образом, при огромном количестве взаимных промахов, провалов, «недобоев» и смазанных плюх с обеих сторон.
Примечательно, что даже на профессиональном ринге нередко можно увидеть ту же картину. Даже профессиональные бойцы, сумевшие пробиться в высшие сферы, тоже зачастую тренируются так же. компенсируя неумение двигаться своим здоровьем, феноменальной выносливостью, силой и волей к победе. Можно ли ставить их в пример? Нет. Потому что, если бы они умели правильно двигаться, их КПД возрос бы во много раз. Иначе говоря, самоходная пушка никак не хуже обычной, но при этом получает множество новых возможностей. Никто не отрицает их качеств, упомянутых выше мы просто говорим, что применение тех же качеств было бы более полным и результативным, если к ним добавить умение перемещаться.
Запомните, ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С НОГ. Управление нашим телом имеет следующие особенности: навыки перемещения и навыки каких-либо действий руками находятся на разных уровнях управления. Ими заведуют разные отделы мозга! Именно поэтому нам естественнее и удобнее ИЛИ перемещаться, ИЛИ действовать. Именно в эту ловушку и попадают наши «мешочники». Те же самые особенности заметны и при обучении стрельбе в движении подавляющему большинству людей удобнее стрелять с коротких остановок, опять «или-или». Существует даже множество методик обучения, впрямую советующих делать именно так. Потому что это «естественно». Однако, как уже говорилось выше, далеко не все естественное является самым выгодным. Любое, даже самое неудобное движение, даже, к примеру, описанный выше удар кулаком «ладонью вверх», можно ВЫУЧИТЬ, сделать для себя удобным и естественным. А значит, исходить из соображений естественности НЕВЫГОДНО, потому что под «естественным» обычно понимают то, что способен сделать любой нетренированный человек. А много ли он может сделать? А кто он такой, этот нормальный среднестатистический человек? Каковы его возможности? Он способен поразить нас своими физическими НЕвозможностями. На него стоит ориентироваться только в двух случаях: если нашей целью является приятное времяпровождение и коммерческий фитнесс. Или если на дворе война, и нам срочно нужно превратить стадо этих самых «настоящих людей» во что-то более или менее напоминающее солдат. Но разве в этом втором случае с ними положено церемониться? Или спрашивать, «естественно ли они себя ощущают» после кросса в противогазах с полной выкладкой?
Первоочередной задачей любой тренировки является расширение этих возможностей.
Так вот: если такое расширение и возможно, то только за счет тех действий, которые каждому «нормальному человеку» кажутся «неестественными». Любая техника должна начинаться именно с мощного усилия, порождаемого ногами. Без этого невозможен ни нокаутирующий удар, ни отбрасывающий противника толчок, ни бросок вместо этого вы сами потеряете равновесие. Поэтому изучая любой удар, защиту или бросок, прежде всего обращайте внимание на правильную постановку ног, поскольку без нее применяемая вами сила может обернуться против вас. Особенно важно это при выполнении защит и контратак. Как уже упоминалось выше, большинство людей, изучая эти приемы, совершает одну и ту же ошибку: самым первым делом они разучивают действия рук, стоя на месте. Ни в коем случае не делайте этого! Результат такой простой «перестановки слагаемых» в отличие от математики будет совершенно противоположным. Появятся откидывания головы назад, прогибы в спине и полная потеря мобильности, в результате чего вы совершенно не сможете защищаться от серийных атак, потеряете равновесие, и, как следствие этого, инициативу, собьете дыхание - и... Побьют вас, а то и вообще... Даже, если вы руками «все правильно делали». Раз за разом это подтверждают бои боксеров с каратистами и прочими адептами «восточного фитнесса». И весь секрет боксера вовсе не в том, что он «бьет сильнее руками», он просто бьет, постоянно перемещаясь. А пресловутое «сильнее» возникает именно из того, что в ударе присутствует еще и сила шага. Именно в перемещениях заключено золотое зерно бокса! Но наши самоделкины в тысячу первый раз с умным видом твердят: «Нужны боксерские руки». И снова, и снова пытаются приделать их к каратистским стойкам, для рукопашного боя наиболее выгодной нам представляется единая универсальная позиция, в которой согнутые ноги находятся под туловищем. Что-то вроде стойки «хангецу-дати», которая, конечно же. в каратэ есть, но специально не изучается. А зря.
Позиция, которую я хотел бы вам порекомендовать, отличается от «хангецу» только тем, что пятка задней ноги у вас приподнята (нога стоит на носке), а корпус не стоит вертикально, а чуть наклонен вперед так, что голова находится над передним коленом.
Такая позиция наиболее выгодна для перемещения хоть шагом, хоть прыжком практически в любую сторону, позволяет начинать движение с любой удобной вам ноги, а также практически идентична стойке для стрельбы. К тому же эта стойка возникает практически у каждого человека, неожиданно услышавшего, например, резкий выстрел, или подвергшегося неожиданному нападению, он пригибается и приседает. А стало быть, начиная двигаться инстинктивно, человек УЖЕ примет ту позицию, в которой он отрабатывал все приемы рукопашного боя или стрельбы. А это позволит сэкономить так необходимые в бою мгновения. В пользу этой стойки мы можем привести как минимум десять доводов:
1. в ней легче совершать уклоны (это к вопросу о защите головы), чем в классической
стоике БИ:
2. эта стойка имеет несколько вариаций, позволяющих более точно соответствовать
ситуации боя, причем все эти вариации возникают при простом повороте ступни;
3. благодаря этому в ней легче скоординировать Действия рук и ног;
4. в ней легче и быстрее маневрировать;
5. в ней легче удерживать равновесие;
6. в ней, благодаря собранному положению тела, не возникает лишних инерции;
7. в ней легче работать прыжковые удары и развороты;
8. в ней легче совершить неожиданную атаку;
9. в ней любой удар получается сильнее;
10. в ней можно выполнять броски, кстати, в отличие от классической стойки;
11. в ней противнику труднее предугадать дальнейшие движения бойца;
12. ударные части собраны плотнее, что позволяет легче прорывать оборону противника;
13. по этой же причине легче выполнять КЛАССИЧЕСКИЕ захваты рук, пальцев, одежды;
14. по этой же причине легче защищаться как от захватов, так и от ударов;
15. ...
Кажется, я увлекся. Получилось больше десяти. Ну, не беда - остальные вы можете найти и сами. В процессе освоения. Зато стойка у нас всего одна. И, согласитесь, это очень удобно, выгодно, практично... Остальное вы опять же можете найти сами. Для этого нужно просто освоить стойку.
Несмотря на непривычный вид, эта стойка дает возможность гибко реагировать на все действия противника и мгновенно переходить в контратаку. Это происходит за счет подвижности ног в бедренных суставах, простой поворот бедра, совершающийся практически мгновенно, позволяет вам развернуться для удара ногой, нанести сокрушительный таранный удар рукой, свободно работать локтями и коленями, и, как было сказано выше, выполнять броски. При этом, благодаря небольшой ширине стойки, перенос веса с одной ноги на другую происходит практически незаметно, что затрудняет противнику прогнозирование ваших дальнейших действий. ЗАПОМНИТЕ: В СТОИКЕ МАЛО ХОДИТЬ, В НЕЙ НАДО БЕГАТЬ. Иначе уж лучше вообще обойтись без стойки, так вы все равно будете перемещаться более свободно и эффективно, чем в этой самой «классике». Но, увы, только бегать и ходить. Для ударов и бросков, для толчков и рывков, даже для стрельбы СТОИКА НЕОБХОДИМА. Она и только она придает вашим действиям скорость, силу и точность. Если нет, значит, вы неправильно ее выполняете. В реальном бою нет времени приплясывать на дистанции и баловаться финтами. ВСЕ ПРИЕМЫ ВЫПОЛНЯЮТСЯ НА БЕГУ. Вам хронически некогда. У вас ВСЕГДА несколько противников. В вас могут целиться со стороны. Ваша схватка должна быть молниеносна. Вы постоянно должны двигаться. И еще, кстати сказать: разбег великая вещь. Вкладываемая в прием сила в этом случае возрастает многократно. Настолько, что вы вполне сможете «запустить» противника так, что его пятки окажутся выше головы.
И эта сила, подчеркиваю, вовсе не является силой руки это сила ноги и сила всего корпуса, пропущенная через руку. Можно сказать, что вы ВСЕГДА бьете ногами. А рука только средство доставки удара. Для исполнения приемов таким образом необходимы определенные условия. Первое - надежная и мгновенная передача импульса силы с толкающей ноги на бьющие ладонь или кулак. Второе - способность быстро перемещаться в любом направлении, необходимом в данный момент. Этим двум требованиям вряд ли соответствуют классические стойки каратэ или широко распространенных гимнастических стилей ушу. Действительно, вы видели когда-нибудь каратиста, который смог бы бегать в своей классической стойке. Или хотя бы быстро перемещаться в ней? И вряд ли увидите. А если кто-нибудь из яростных поклонников этой классики вдруг возьмется доказывать вам, что я не прав, что ж, попросите его подвигаться. И при этом внимательно понаблюдайте за положением его корпуса, которое в случае действительно быстрых перемещении очень сильно отклонится от вертикали. Никуда он не денется. Просто человек так устроен и не может двигаться иначе, сколько бы себя в этом не убеждал.
Вот вам, кстати, наглядный пример того, как человек может яростно сопротивляться ЕСТЕСТВЕННОМУ положению тела. Просто потому, что до этого его кто-то от этого отучил.
И является ли оправданием то, что «так делают все»? Кто это «все»? Все-то как раз делают наоборот. Только признавать этого не хотят. Ну, и что этим фанатам в результате дает эта верность принципам? Ведь потом все равно идут к боксерам удары рук изучать. А лучше бы на ноги посмотрели. На стойку особенно ближнего боя клинчевую, когда идет непосредственный обмен ударами...
Наклонный корпус более удобен для боя. Вторая, спарринговая стадия отработки удара вам наглядно это покажет и докажет. Такое положение позволяет легче координировать работу рук и ног, применять разнообразные уклоны, попросту невозможные при охранении вертикального положения, а также дает возможность вложить в удар силу брюшного пресса (а иначе, зачем мы столько отжимались?). Кроме того, при наклонном положении корпуса «отдача» удара идет по линии, близкой к оси позвоночника, а не перпендикулярно ему. Это более безопасно, а, следовательно, позволяет вложить в удар еще большую силу.
Итак, что же у нас вышло? И не бокс, и не каратэ, хотя вроде бы похоже чуть-чуть и на то, и на другое а больше всего на кунфу вроде богомола. И ни то, и ни это и в то же время все вместе. Квинтэссенция, так сказать. Говорят, что все боевые искусства на высших уровнях превращаются в нечто единое. Я охотно верю, поскольку знаю, что количество способов, которыми можно причинить человеку повреждение, конечно не бесконечно. И количество возможных защит тоже. И если рассматривать все возможные техники с точки зрения их КПД, то, несомненно, можно выявить более или менее выгодные, более или мене эффективные, причем для каждой отдельно взятой ситуации.
И если окажется, что они похожи на что-то уже известное, что же, это будет лишь еще одним подтверждением того, что мы правы. Потому что кто-то уже проверил это на практике и независимо от нас пришел к тому же выводу.
СЕНЧУКОВ Юрий Юрьевич.Журнал "Боевые Искусства Планеты"