Потайное оружие ниндзя
Выдержки из книги Алексея Горбылёва "Когти невидимок"
Действуя на территории противника, ниндзя не должен ни на секунду забывать о том, что все вокруг враги, что надо всегда быть готовым дать им отпор. Однако у «невидимки» далеко не всегда есть возможность использовать стандартное оружие. На этот случай «воины ночи» припасли немало хитроумных вариантов скрытого оружия, которые можно постоянно иметь при себе, не вызывая подозрений врага.
КАКУТЭ - «РОГАТАЯ РУКА»
В разных источниках название этого оружия записывается разными иероглифами. Его именуют то «какутэ», что в зависимости от используемых иероглифов может переводиться как «рогатая рука» или «удар рогом», то «цунодэ» — «рогатая рука», то «какусю» — «драгоценный камень с рогом», то «какуси» — «потайное [оружие]» или «таконо цумэ» — «соколиный коготь». Но во всех случаях
имеется в виду одно и то же потайное оружие: кольцо с несколькими шипами, надеваемое на палец (рис. 94).
Чтобы шипы не ломались при полосовании вражьего тела, их делали четырехгранными и довольно толстыми. Известны образцы с двумя, тремя, четырьмя и даже шестью шипами. Ширина самого кольца варьируется от 2 до 3 бу. Кольцо же старались делать по возможности тонким, так как чересчур толстое кольцо распирает пальцы в стороны, что ослабляет захват при сжимании вражеской руки.
Материалом для изготовления какутэ, как правило, служило железо, или желтая медь. Какутэ либо выдалбливали из цельной пластины, либо сворачивали из полоски металла. При этом концы полоски могли просто соприкасаться (или накладываться друг на друга). Шов сваривали, или заделывали воском. Какутэ изготавливали для конкретного человека так, чтобы они могли относительно свободно вращаться на пальце. Шипы же либо вырезали, либо крепили при помощи сварки.
Какутэ — оружие чрезвычайно маленькое и неприметное. Это и определяло его огромную привлекательность для ниндзя. Обычно боевое кольцо какутэ надевали таким образом, чтобы шипы были обращены в сторону ладони. Если применяли одно кольцо, его надевали на
средний палец, если два — на средний и указательный. Иногда «ночные демоны» использовали сразу три кольца. Тогда какутэ надевали еще и на большой палец.
В бою какутэ используют главным образом при захватах, намертво зажимая ими в руке запястье или лодыжку врага. Шипы при этом глубоко впиваются в тело противника, сковывают его движения и причиняют сильную боль. Ими можно прихватить также челюсть снизу или щеку. Захват же горла ведет к разрыву сонных артерий и смерти противника. А чего стоит пощечина какутэ, разрывающая щеку так, что в рот можно заглянуть с непривычного угла, а кровь свищет во все стороны! Слабонервных просим не смотреть. До наших дней дошли предания, утверждающие, что мастер борьбы, овладевший ударом ребром ладони «рука- меч» (тэгатана, или сюто), был способен отрубить голову псу или человеку. Конечно, отрубить голову голой рукой, каким бы сильным и быстрым ни был удар, нереально. Но если эта рука сжимает какое-нибудь потайное оружие вроде того же какутэ, сделать это не так уж трудно.
Помимо всего прочего, раны, причиненные рвущим воздействием какутэ, практически не зарастают. Малый размер боевого кольца какутэ сильно облегчает его переноску. Какутэ можно носить в поясе, в нижней части рукава кимоно, в бумажнике, в кувшине, в пучке волос или прямо на пальце, повернув шипами вовнутрь. Интересно, что в последнем случае шипы не причиняют ни малейшего неудобства. Дело в том, что короткие шипы не могут проткнуть кожу и вонзиться в мясо, а относительно длинные шипы можно разместить таким образом,
что они совсем не будут мешаться.
В период Токугава идея какутэ нашла свое развитие в виде «быстроруких замков» хаятэдзё (рис. 95).
ТЭККЭН - «ЖЕЛЕЗНЫЙ КУЛАК»
Большое место в арсенале «воинов ночи» занимают различные кастеты (рис. 96). Кастет в каком-то смысле идеальное оружие для шпиона. Ввиду малого размера, его легко укрыть под одеждой или в дорожном узле, а такую штучку как палочка конго — выдать заприспособление для массажа, о котором никто и не подумает, что им можно запросто проломить висок или раздробить кость.
Тэккэн — это, пожалуй, самая внушительная разновидность кастета (рис. 97). Он представлял собой железную полосу с шипами с наружной стороны и с отверстием для продевания пальцев. Таким кастетом можно наносить прямые и косые удары, блокировать оружие противника. Кастеты-тэккэны изготавливали самыми разными способами. Их выковывали, сваривали из латунного железа, вырезали из
железной пластины, склепывали, отливали и т.д. Обычно их делали под конкретного человека, такого размера, чтобы он без большого труда мог продеть в отверстие свои пальцы. Известные образцы тэккэнов имеют толщину 10—12 мм.
Процесс изготовления тэккэна был очень прост. В вырезанной в форме полумесяца железной пластине зубилом тоже в форме полумесяца выдалбливали отверстие, в которое продевали четыре пальца. Помимо кастетов в форме полумесяца встречаются также образцы в форме тонкого серпа, топорища, раскрытого веера, или с тремя-четырьмя мощными острыми зубьями.
В схватке ниндзя мог использовать один тэккэн либо орудовать сразу двумя колунами. При переноске кастеты легко спрятать в подмышечных впадинах. Помимо своего прямого убойного назначения тэккэн использовали также вместо кресала для высечения огня.
КОНГО
Особо нужно сказать о короткой ладонной палочке яваре (конго), которую делали такой длины, чтобы ее концы выступали из кулака на пару сантиметров с каждой стороны. Первоначально палочка конго использовалась в буддийских ритуалах и изготавливалась из сандалового дерева. Для ниндзя она была привлекательна, прежде всего, своей портативностью. Кроме того, вместо нее можно запросто использовать различные предметы обихода: веер, флейту, курительную трубку и даже палочки для еды, имеющие повсеместное хождение на всем Дальнем Востоке.
Известен добрый десяток вариантов хватов явары в бою. Зажав палочку поперек ладони в кулаке, ниндзя мог использовать различные ударные, болевые и рычажные движения. Прижав один конец сверху большим пальцем, конго тривиально использовали для проламывания основания черепа жертвы ударом сзади. Диагональный хват обеспечивал точность попадания в уязвимую точку. Иногда палочку зажимали в развилки между мизинцем и безымянным пальцами, или между указательным и большим пальцами. Такой хват хорошо подходил для болевого воздействия на кость при захватах за кисть. Известен также хват, когда палочка и большой палец образовывают как бы клешню,
которой проводят ущемления мышц, сдавливают гортань
или сонную артерию.
Вообще, явара — прекрасное оружие, позволяющее неожиданно поражать горло, шею, глаза, сердце. Натренированный боец способен пронзать ею мягкие части тела противника не хуже, чем ножом, особенно если палочка с ударной стороны спилена наискось или слегка заточена на конус. Чаще всего явары использовали как парное оружие, по одной в каждой руке.
ТЭНОУТИ
Тэноути можно назвать разновидностью конго. Его особенностью является веревочная петелька посредине палочки, в которую продевается средний палец руки (рис. 98).
Используют тэноути почти также, как явару, но в отличие от последней ею можно бить еще и плашмя, как бы давая пощечину противнику. В этом случае основной мишенью является переносица. Ломающий ее удар вызывает обильное кровотечение и болевой шок, но не ведет к смерти. Поэтому ниндзя нередко использовали тэноути при захвате в плен, а впоследствии это оружие было принято на вооружение токугавскими полицейскими.
СУНТЭЦУ
Сунтэцу — это почти та же самая палочка тэноути, но изготовленная из стали. К железной спице сунтэцу на металлической оси крепится железное кольцо, позволяющее спице свободно вращаться. Концы спицы несколько истончались, благодаря чему ими можно пробить любую кость и даже кожаный доспех рядового пехотинца (рис. 99).
Докко
Докко (рис. 100) — это ритуальный символический предмет эзотерического буддизма. Он символизируют алмазную молнию-ваджру, всепобеждающее могущество знания, одолевающего невежество. В индуизме ваджра считается любимым оружием бога Индры. Согласно буддийской традиции, он рассекает им врагов Закона Будды пополам. Японские ниндзя также сумели оценить по достоинству это
«всепобеждающее оружие» и активно пользовались им, орудуя под видом буддийских монахов, для отправления на тот свет «грешников», мешающих «торжеству Закона». В целом техника использования докко совпадает с техникой применения конго (рис. 101—102).
МАТАХАСАМИ
Это еще одна разновидность малого оружия, используемого как кастет. По форме она походит на знакомую всем с детства рогатку (рис. 103). Такой «рогаткой», изготовленной из толстой стали высшего качества, ловили меч противника, стараясь его вырвать из рук или сломать, тыкали в глаза и т.д. (рис. 104).
ТЭЦУБИСИ, ИГАДАМА, ДОКУБАРИ, ХИСИ
Для прикрытия своего отхода «воины ночи» щедро рассыпали за собой на земле своеобразные «противопехотные мины» — металлические колючки, подобные использовавшемуся на Руси «чесноку». При наступании на «чеснок» в обуви и тем более босиком человек получал весьма серьезные раны, которые к тому же, если «колючки» были обработаны ядом, могли оказаться смертельными, и лишался возможности продолжать преследование. Добавим, что в темноте разбросанные по земле миниатюрные «чесночные мины» совершенно не
видны. Известно несколько вариантов такого «чеснока», но все они имеют одну общую особенность: как их ни бросай — один шип все равно будет торчать вверх. Самым распространенным образцом были тэцубиси — «железные водяные каштаны» (рис. 105). Свое название тэцубиси получили от плодов водного каштана хиси, имевших аналогичную пирамидальную форму.
Изготавливались тэцубиси довольно просто, что и определило их популярность среди ниндзя. Известны два основных способа. В первом случае железную пластинку в форме вытянутого овала с заостренными концами надрезали по краям и образовавшиеся усики длиной около полутора сантиметров разводили в разные стороны. В другом варианте брали металлическую пластинку с одним уже готовым усиком, а из
более широкой ее части вырезали еще три усика, которые затем разводили в разные стороны. В более сложных вариан- тах тэцубиси усики снабжались зазубринами, не позволявшими удалить «колючку» из ноги (рис. 106).
Применялись и более «шипастые» варианты тэцубиси, по внешнему виду напоминающие противотанковые заграждения. Их называли курума-биси — «колесообразные хиси» (рис. 107).
Сами хиси в высушенном виде — за неимением лучшего — иногда также использовались в качестве «чеснока». У хиси было одно неоспоримое преимущество: поскольку водные каштаны в изобилии произрастают по всей территории Японии, их можно было свободно носить с собой, ни у кого не вызывая подозрения. По-видимому, именно хиси и стали первым образцом «чеснока», которым пользовались
древние ниндзя, лишь позднее появились тэцубиси и еще более сложные в изготовлении игадама.
Игадама — «шарики из Ига» (рис. 108). представляли собой стальные или железные шарики, снабженные большим количеством толстых заостренных шипов. Так как игадама гораздо тяжелее, чем тэцубиси, их можно не только разбрасывать на дороге, но и метать пригоршнями во врага как уменьшенный вариант «града» арарэ. Ту же идею воплощают докубари — «ядовитые иглы» (рис. 108). Их изготавливали из плодов растений, которые многократно пронзали отравленными стальными иголками и разбрасывали на пути у врага.
Помимо прикрытия отступления, ниндзя активно «минировали» всеми видами «чеснока» подходы к своим жилищам и веранды,окружавшие дома.
СКРЫТЫЕ КЛИНКИ
До наших дней дошло некоторое количество различных вариантов скрытых клинков. Известны узкие клинки, спрятанные в деревянных тростях (сикоми-дзуэ). Ножи танто, замаскированные под курительные трубки (кисэру-сикоми), скрытые в декоративных шпильках, какие носили японские придворные красавицы (когай-сикоми) (рис. 109), в рукоятях ручных бумажных фонариков (тётин-сикоми).
Наконечники копий, запрятанные в пресс-папье (бунтин-сикоми), изготовленные из меди, или в теле деревянных тренировочных мечей (бокуто-сикоми). В некоторых образцах бокуто- сикоми наконечник копья спрятан в рукоять тренировочного меча. При попытке противника выхватить бокуто из-за пояса ниндзя — жест в общем-то разумный, так как этой тяжелой дубовой дубиной можно запросто отправить человека на тот свет — в руке у него вместо всего деревянного меча неожиданно оказывалась лишь рукоятка. А ниндзя,
придерживавший свое потайное оружие ниже рукояти левой рукой, одним уколом обнаженного наконечника пронзал ему грудь.
Известны также серпы кусаригама, у которых лезвие складывалось, а цепь втягивалась внутрь рукояти. Резким движением можно было раскрыть лезвие и зафиксировать его специальной защелкой, а нажатием на фиксатор — выпустить наружу цепь с грузом. В другом варианте вместо цепи в полую рукоять серпа вставлялся нож танто, благодаря чему ниндзя получал возможность сражаться ножом и
серпом одновременно, держа их в обеих руках. В полости посоха можно было также спрятать выталкиваемую пружиной отравленную стрелку мэсаси — «выкалывающую глаза» (Тогакурэ-рю), ослепляющий порошок и т.д.
Таким образом маскировали не только оружие, но и различные необходимые в разведывательной работе предметы, например, подзорные трубы тоомэганэ. Нава Юмио описывает один образец такой трубы, замаскированной под короткий меч вакидзаси. Внешне эта труба выглядела как обычный грубый меч с рукоятью, оплетенной тонкой нитью с вплетенными мэнуки в форме зайца с обеих сторон, и простыми дубовыми ножнами. Если потянуть рукоять, становится ясно, что ножны у этого хитрого меча-вакидзаси двойные и могут
вытягиваться как телескопическая труба. Если сдвинуть металлический набалдашник на кончике ножен (кодзири), под ним обнаруживается кристаллическое стеклышко. Такой же кристаллик обнаруживается и в головке рукояти (цука-гасира). Для этого тоже нужно отодвинуть в
сторону серебряную пластиночку с изображением луны, прикрепленную к цука-гасира. Переменная длина «ножен» позволяет фокусировать изображение должным образом.
Такая подзорная труба давала многократное увеличение, позволяя наблюдать за врагом с большого расстояния. Эта скрытая подзорная труба произвела на Наву Юмио очень большое впечатление и впоследствии он рассказал о своем открытии известному исследователю ниндзюцу, 14-му патриарху школы нин-дзюцу Кога-рю Фудзите Сэйко.
Особенно его интересовало, зачем к рукояти были приплетены мэнуки в форме зайцев. Фудзита объяснил, что заяц — это символический указатель подзорной трубы тоомэганэ. Дело в том, что «заяц» — один из двенадцати знаков зодиака («двенадцати ветвей»). И если начать с него отсчет, то знак «крыса» — по-японски «нэ», будет десятым — по- японски «то», а фраза «десятый [знак зодиака] — крыса» будет звучать так же, как слово «подзорная труба»: «тоо- мэ-га нэ». Вот такой каламбур получается. Нужно сказать, что такие ассоциативные значки на японском оружии нередки. Например, писатель Дзиндэ Тацуро отмечает, что на потайных видах оружия нередко встречаются изображения сливы (бай) и журавля (каку). Из китайского фольклора известна сказка о Линь Хэцзине, который был даосским мудрецом-отшельником и жил в горах. В этой сказке есть строка «сделал сливу своею женой, а журавля своим ребенком», которую по-японски
можно прочитать как «байсай какуси». А «какуси» по-японски и есть «потайной», «скрытый».
Чтобы уметь читать знаки такого рода, ниндзя должен был блестяще знать поэзию и литературу, обладать хорошо развитым ассоциативным мышлением. Это позволяет по-новому взглянуть на «ночного воина», который умел не только красться во тьме и убивать одним броском сюрикэна, но и являлся знатоком изящных искусств.
ФУРИ-ДЗУЭ - «МАХОВАЯ ТРОСТЬ»
Трость, или дорожный посох, фури-дзуэ известна также как «тигирики» (рис. ПО). Фактически это кистень с удлиненной рукояткой. Фури-дзуэ представляла собой палку длиной около 1 метра 30 см со скрытой внутри цепью с грузиком. Это прекрасное комбинированное оружие, которым можно колоть, наносить рубящие удары. Вылетающая неожиданно гирька, подвешенная на цепи, позволяла застигнуть противника врасплох и нанести ему удар в тот момент, когда он к этому совсем не был готов.
ВАКИДЗАСИ-ТЭППО
Одним из самых оригинальных видов потайного оружия был пистолет, замаскированный под малый меч вакидзаси — вакидзаси-тэппо (рис. 111). Почему именно под вакидзаси? Дело в том, что в период Сэнгоку-дзидай короткие мечи разрешалось носить даже сельским старостам, ремесленникам и торговцам. Так что торчащий за поясом меч не вызывал ни у кого особого интереса.
Пистолет вакидзаси-тэппо, будучи вложен в ножны, выглядит как самый обычный короткий меч, но при извлечении его наружу показывается не клинок, а ствол. Рукоятка при этом заменяет шейку ружейного приклада. Дошедшие до наших дней немногочисленные образцы такого оружия представляют собой однозарядные гладкоствольные пистолеты, заряжаемые со стороны дула.
В другом варианте вакидзаси-тэппо для стрельбы его не нужно извлекать из ножен. Просто ствол помещен в деревянный футляр, выполненный в форме стандартных ножен и покрытый кожей и лаком. Для стрельбы нужно сдвинуть в сторону железный набалдашник кодзири, прикрывающий дульное отверстие. Это тоже однозарядный гладкоствольный пистолет, заряжаемый со стороны дула. Гарда такого меча имеет тонкий вырез, в котором зажат курок пистолета.
Третий вариант вакидзаси-тэппо представляет собой фитильный пистолет с прикрепленным тонким мечевым клинком. Фитиль этого пистолета выведен из ножен наружу через маленькое отверстие сбоку от куригата —- отростка, за который крепится шнур меча. При ношении фитиль пропускается сквозь куригата.
ЯДАТЭ-ТЭППО - «РУЖЬЕ, [ЗАМАСКИРОВАННОЕ] ПОД ФУТЛЯР ДЛЯ КИСТИ»
Название этого оружия говорит само за себя. Известные образцы ядатэ-тэппо представляют собой однозарядные крупнокалиберные гладкоствольные пистолеты, заряжаемые со стороны дула, изготовленные из пушечной бронзы. При этом в ствол пистолета, как в обычный футляр, можно вложить кисть для письма, а шейкой приклада служит черный кувшинчик в основании ядатэ. Такой штуковиной можно пользоваться и как футляром для кисти, и как пистолетом.
КИСЭРУ-ТЭППО - «РУЖЬЕ, [ЗАМАСКИРОВАННОЕ] ПОД КУРИТЕЛЬНУЮ ТРУБКУ»
Это скрытый фитильный пистолет, замаскированный под курительную трубку. Трубка изготавливалась из железа. Было достаточно закрыть ее дыхательное горло, завинтив его винтом, чтобы превратить трубку в однозарядный пистолет.
ОРУЖИЕ КУНОИТИ
Здесь пойдет речь о том потайном оружии, которое женщины-ниндзя могли использовать, устроившись на службу в дом знатного самурая или в княжеский замок. Нужно сразу сказать, что знатные женщины и их служанки в средние века в искусстве обращения с оружием мало в чем уступали своим мужьям и братьям. Японская история знает множество примеров, когда женщины сражались бок о бок с профессиональными воинами, а о мастерстве дам из самурайских родов в фехтовании алебардами сложено немало легенд. Даже в мирные времена дамы из семей самураев и их служанки редко оставались без оружия. Выходя из замка на прогулку, они засовывали за пояс кинжал в специальном мешочке, затянутом шнурком.
Ну, а какое оружие использовали для самообороны японские дамы в замке, в спальне госпожи или господина? Рассказывают, что служанки супруги одного из великих японских князей постоянно носили с собой с левой стороны за поясом в крошечных бумажных ножнах,
напоминающих трубку из папье-маше, толстые иглы длиной около 10 см с кисточками из разноцветных шелковых нитей. В случае необходимости специально натренированная служанка-телохранительница запросто могла всадить такую иголку в какую-нибудь уязвимую точку человеческого тела (их местонахождения «служанки» знали прекрасно) и отправить врага к праотцам.
Вообще, иглы были одним из самых популярных среди женщин видов оружия самообороны. Известно, что некоторые дамы постоянно носили с собой по несколько иголок (их размеры не указываются), а устраиваясь на ночь, заворачивали иголки в ароматизированную бумажку так, чтобы острия остались снаружи, и легко зажимали ее в зубах. В принципе делалось это для того, чтобы воспитанная дама не подмочила свою благородную репутацию неожиданным ночным храпом, но отдельные изворотливые девицы умудрялись при нужде еще и плеваться иголками из миниатюрной бумажной трубочки, да так, что попадали нежданному «визитеру» прямо в глаз. Подобный способ самозащиты именовался «фукуми-бари» — «иглы, вложенные [в рот]». Передают, что такие плевательные иглы имели треугольное сечение.
В Японии иглы издревле использовались в качестве оружия. Некоторые исследователи предполагают, что уже к XIV веку в своих общих чертах сложилось даже целое боевое искусство «выдувания игл» — фукибари-дзюцу, составной частью которого являлась техника фукуми-бари. Считается, что основной вклад в его развитие внесли профессиональные ткачихи и швеи (Как тут не вспомнить о том, что фамилия знаменитых ниндзя Хаттори происходит от слова «хатаори» — «ткач, ткущий на станке»!), с утра до вечера управлявшиеся с иголками разных размеров и видов.
Излюбленным оружием женщин-ниндзя были также металлические заколки, втыкавшиеся в прическу — кандзаси. «Дама выхватила заколку, что была воткнута в ее волосы, взяла обратным хватом и изготовилась [к бою]...», — эта фраза повторяется во множестве приключенческих рассказов и театральных пьес периода Эдо. Само существование этого литературного клише свидетельствует о чрезвычайной популярности кандзаси как женского оружия самообороны.
Кандзаси делали из дерева, латуни, мельхиора, реже из железа. Возможность эффективного применения такой заколки в бою во многом зависела от ее формы. По мнению Навы Юмио, для самообороны лучше всего подходили заколки, которыми пользовались женщины на Окинаве. Он указывает, что иногда их даже отравляли, чтобы сделать малейшую царапину смертельной. Впрочем, и в Японии использовали кандзаси подходящего дизайна. Например, в школе сюрикэн-дзюцу Нэгиси-рю канонизирована техника метания одного из видов кандзаси, имеющего вид длинной тоненькой рыбки. Нередко куноити пользовались и кольцами с шипами какутэ, но о них мы уже говорили выше. Еще одним видом оружия женщин-ниндзя считалась цепь манрики-гусари длиной около 70 см с грузиками на обоих концах