Выдержки из книги Беара Гриллса "Жизнь в дикой природе. Инструкция по выживанию"
Как научиться ориентироваться на любой местности и в любую погоду. Умение ориентироваться отличает скаута от всех остальных людей. Способность уверенно и точно определять свое положение на местности в любую погоду может в буквальном смысле спасти вам жизнь. И это справедливо не только для Арктики и Амазонских лесов. Человек всегда подвергается воздействию природных сил, и умелое ориентирование на местности – главное условие успеха любой экспедиции.
Всякий человек, который любит походную жизнь, должен научиться прекрасно ориентироваться самостоятельно, а не надеяться на других. Вы можете заблудиться и оказаться в совершенно незнакомом месте. Люди могут потерять друг друга, кто-то может пораниться или получить травму. А вдруг вы будете единственным человеком, который сумеет добраться до жилья и привести с собой спасателей? Если вы скаут, то вам, и только вам, люди смогут доверить свою жизнь.
Работа с компасом и картой
Компас – один из древнейших приборов для ориентирования. Люди используют его уже несколько сотен лет. Они полагались на него даже тогда, когда не понимали, по какому принципу он работает, зная, что компас всегда укажет им на север.
ПРИНЦИП РАБОТЫ КОМПАСА
Вы можете сами изготовить свой компас – это поможет вам понять, как он работает. Вам потребуются иголки, пробки от винных бутылок, плоский магнит и миска с водой. Несколько раз проведите иголкой по краю магнита в одном и том же направлении. Это позволит ее намагнитить. Проткните иголкой пробку в самом центре и опустите ее в миску с водой. Проделайте эту процедуру с другими иголками и пробками, и вы увидите, что все иголки расположатся в одном направлении – строго на север.
Все, кто имел дело с магнитом, знают, что противоположные полюса (или концы магнита) притягиваются, а одноименные – отталкиваются. Все компасы, которые сделаны из иголок, плавая в воде, подчиняются этому закону. Земля обладает магнитным полем. Одним концом намагниченная игла притягивается к одному из полюсов Земли (мы называем его северным магнитным полюсом), а от другого отталкивается.
АЗИМУТ
Азимут – это расположение нужной нам точки по отношению к северу. По черточкам на лимбе компаса можно только приблизительно определить, где находится тот или иной объект – например, на северо-востоке. Это означает, что это где-то между севером и востоком. Поэтому лимб компаса разделен на 360°, при этом север обозначен 0°.
Таким образом, если мы скажем, что нам надо идти, например, по азимуту, равному 13° или 228° (азимут – это угол между направлением на север и на нужный вам объект), то мы получим гораздо более точное указание, куда надо двигаться.
ДВА ПОЛЮСА И МАГНИТНОЕ СКЛОНЕНИЕ
Магнитный полюс может изменять свое положение, причем очень резко. Геологи обнаружили, что магнитное поле Земли несколько раз меняло свои полюса, и никто не знает почему. Мы также знаем, что Северный магнитный полюс постоянно смещается. Сейчас он расположен где-то в Северной Канаде. Поэтому очень важно знать, что магнитный полюс – это не точка, а скорее область, где сходятся магнитные силовые линии Земли.
Для того чтобы люди могли ориентироваться по картам, их «привязывают» к фиксированной точке, а не к области, которая постепенно смещается. Этой фиксированной точкой является географический Северный полюс. В навигации его называют истинным севером.
Таким образом, возникает проблема: север на карте не соответствует северу, на который показывает компас. Но и это еще не все. Представьте себе, что вы стоите с компасом в руках на каком-нибудь поле в Англии и смотрите на истинный север. А ваш компас показывает на магнитный север. Между этими двумя направлениями возникает небольшой угол. А теперь представьте себе, что вы стоите между Северным географическим полюсом и Северным магнитным и смотрите на истинный север. В этом случае стрелка компаса будет отклоняться в другую сторону, то есть будет находиться совершенно под другим углом, чем это было в Англии. Поэтому можно сделать вывод – угол между направлением на Северный магнитный полюс и на истинный север земного шара зависит от того, в каком месте вы находитесь.
Этот угол получил название магнитного склонения, которое меняется в зависимости от времени. Если вам нужно определить направление по компасу с большой точностью, вы должны учесть магнитное склонение для данной местности. На хороших картах оно всегда указано. Я пишу эту главу, а у меня на столе лежит карта военно-топографической службы, на которой написано: «Магнитный полюс в июле 2006 года располагается примерно на 3°35' к западу от Северного полюса координатной сетки. Его ежегодное смещение равно примерно 0,09' к востоку». (Северный полюс координатной сетки – это третий вид полюса, но в Соединенном Королевстве он так близок к истинному, что углом между ними можно пренебречь.) Зная об этом, мы можем теперь пользоваться картой и компасом. Если на вашей карте не указано магнитное склонение для вашей местности, вы можете найти его на веб-сайте: www.ngdc.noaa.gov/geomagmodels/Declination.jsp.
Теперь вам нужно узнать свою широту и долготу. Думаю не стоит говорить о том, что все эти данные следует выяснить еще во время подготовки к походу.
Пользуясь картой и компасом, вам нужно будет учитывать магнитное склонение. В одних случаях его надо прибавлять к показаниям компаса, в других – вычитать. Я советую вам запомнить формулу, чтобы знать, когда надо вычитать, а когда прибавлять склонение:
Восточное склонение – положительное Западное склонение – отрицательное Помните, что эта формула справедлива только для западного склонения. Для восточного – все наоборот.
ТИПЫ КОМПАСОВ
Существует несколько разновидностей компасов. Для путешественников лучше всего подходит компас «Сильва». У этого прибора игла погружена в жидкость, которая не позволяет ей сильно раскручиваться. Кроме того, он имеет неподвижную основу и вращающийся лимб, на котором нанесены градусы. Для того чтобы определить азимут и внести поправку на склонение, надо его повернуть.
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КОМПАСОМ И КАРТОЙ
Для ориентирования с помощью компаса и карты надо освоить шесть основных приемов. Поначалу они покажутся вам сложными, но по мере накопления опыта вы будете выполнять их не задумываясь.
Ходьба по азимуту
Это – основной прием ориентирования. Если нужный вам объект хорошо виден, то вы можете сразу же определить по компасу его азимут. Двигаясь к этому объекту, постоянно проверяйте себя, не сбились ли вы с пути, даже если объект скроется из вида. А в природных условиях это случается очень часто: наступают сумерки, опускается туман, начинается дождь или ваш объект вдруг скрывается за холмом или лесом. Чтобы идти по азимуту, проделайте следующее.
1. Установите ваш компас в таком положении, чтобы ориентирующая стрелка показывала на нужный вам объект.
2. Поверните лимб, чтобы эта стрелка совместилась с магнитной. (Ориентируйтесь на северный, а не на южный конец стрелки, иначе вы пойдете в противоположном направлении.)
СКРЫТЫЕ ОПАСНОСТИ
Очень важно понять, что такое магнитное склонение, и научиться делать на него поправки. Возможно, оно покажется вам слишком незначительным, но при склонении 3°, которое вы забыли учесть, ваше отклонение от курса составит 50 м на каждый километр пути. А если вы ищете укрытие, то это отклонение заведет вас очень далеко.
Стрелка компаса всегда показывает на ближайший мощный магнит. В девяти случаях из десяти это будет магнитное поле Земли, но иногда ее заставляют отклоняться отдельные предметы. Они могут быть искусственного происхождения (часы, трубопроводы, проложенные под землей, линии электропередач – все они имеют свое собственное магнитное поле) или естественного (например, некоторые горные породы, содержащие железную руду, тоже обладают магнетизмом). Снимайте показания компаса регулярно, а заметив что-то подозрительное, перейдите в другое место и снова снимите показания.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Необходимо научиться пользоваться компасом и картой еще до начала похода. Когда вы окажетесь в незнакомом месте во время тумана или дождя, то учиться этому будет уже поздно. Купите себе компас «Сильва» и карту той местности, где вы живете, и приступайте к тренировкам. Не смущайтесь, если вы живете в большом городе, – принципы ориентирования везде одинаковы, а умение определять свое место среди многочисленных препятствий окажет вам хорошую услугу в будущем.
ПОХОДНЫЕ ИМПРОВИЗАЦИИ
Если у вас нет компаса, вы можете изготовить его с помощью швейной иглы. Намагнитьте ее, проведя несколько раз по волосам – все время в одном направлении. Положите иголку на лист дерева или на бумагу и опустите в лужу или миску с водой. Иголка развернется по направлению север – юг. Чтобы определить, где север, а где юг, посмотрите, где находится солнце. До полудня оно будет в восточной части неба, а после – в западной. Не забывайте, что иголка очень быстро теряет свой заряд, – ее нужно будет снова потереть о волосы, чтобы она опять намагнитилась.
3. Ориентирующая стрелка покажет вам значение вашего азимута. О склонении сейчас думать не надо, поскольку вы ориентируетесь прямо на местности, а не по карте.
4. Теперь двигайтесь к объекту, следя, чтобы стрелка компаса не отклонялась от значения азимута.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Можно потренироваться в хождении по азимуту с другом. Определите исходную точку и встаньте на нее. Задумайте азимут – скажем, 47°. Потом пройдите по нему, отсчитывая шаги, и бросьте на землю монетку. Вернувшись, сообщите другу значение азимута и количество шагов. После этого он должен найти вашу монетку. Если он это сделает, она его!
Работа с картой
Если вы хотите воспользоваться картой, чтобы определить, куда надо идти, то сначала сориентируйте ее на местности. Для этого надо знать магнитное склонение данной территории. На хорошей карте оно обычно указано; если нет, то выясните его еще до начала похода.
1. Поверните лимб компаса так, чтобы магнитное склонение совпало со стрелкой указателя. Так, если магнитное склонение западное и равно 3°, совместите со стрелкой то значение, которое получается в результате вычитания склонения: 360° – 3° = 357°. Именно отсюда вы будете отсчитывать азимут.
2. Положите компас на карту так, чтобы ориентирующая линия была параллельна меридиану и указывала в верхнюю часть карты.
3. Держа карту и компас на ней в этом положении, поверните их, чтобы ориентирующая линия и стрелка компаса совпали.
4. Теперь ваша карта сориентирована, и вы сможете определить, с какой стороны света находится нужный вам объект.
СКРЫТЫЕ ОПАСНОСТИ
Определив азимут, запишите его. Уставшие ноги и мозги не способствуют укреплению памяти!
СКАУТСКИЕ СЕКРЕТЫ БЕАРА ГРИЛЛСА
Когда идете по азимуту, чаще сверяйтесь с компасом – от курса отклониться очень легко. Всякий раз, проверяя показания компаса, находите ориентир на местности, который расположен на линии вашего азимута, а дойдя до него, снова сверьтесь с компасом.
Установка компаса
Если у вас есть карта и вы хотите определить свое местоположение и направление движения, установите компас, чтобы он показал вам это направление.
1. Положите компас на карту и соедините края его дощечки с исходным и конечным пунктом.
2. Поверните лимб компаса, чтобы линии ориентировки располагались параллельно меридианам на карте.
3. Снимите компас с карты и прибавьте к его показаниям магнитное склонение. Так, если азимут составляет 58°, а склонение в вашей местности равно 3° к западу, линия указателя должна совместиться с 61°.
4. Теперь поверните компас так, чтобы его стрелка и ориентирующая стрелка совпали – в этом направлении вам и надо идти. Не забывайте регулярно, через короткие промежутки времени сверяться по компасу, не отклонились ли вы от своего пути.
Нанесение на карту положения ориентира, который вам хорошо виден
В армии эту операцию называют прямой засечкой. Это – проверенный многолетним опытом способ определения вражеских позиций, целей и опасных зон.
1. Отметьте на карте две позиции, которые вы видите на местности. С обеих позиций должен быть хорошо виден объект, который вы хотите нанести на карту.
2. Заняв первую позицию, определите азимут этого объекта. Вычтите из него магнитное склонение. С помощью компаса проведите на карте линию, соответствующую полученному значению угла.
3. Перейдите на вторую позицию и повторите эту операцию. Линии на карте пересекутся в той точке, где расположен объект.
4. Если у вас есть возможность проделать ту же операцию с третьей позиции, ваша засечка будет более точной, потому что вы произвели тригонометрическую съемку.
Возвращение назад по обратным азимутам
Дойти до места – это только полдела. Иногда бывает нужно вернуться в отправную точку похода. Если вы определяете азимуты и наносите свой путь на карту, то сможете вернуться, используя обратные значения этих углов. Пройдя 200 шагов из точки А в точку В по азимуту 60°, вы вернетесь из В в А, пройдя те же самые 200 шагов по азимуту 240°.
Чтобы определить обратные азимуты, проделайте следующие вычисления:
если исходный азимут меньше 180°, прибавьте к нему 180°;
если же исходный азимут больше 180°, вычтите из него 180°.
Не бойтесь перепутать эти правила. По полученным значениям вы сразу же определите, правильно ли произвели операцию. Отрицательное значение угла или угол больше 360° подскажет вам, где вы ошиблись.
Определение вашего положения на карте
Научное название этой операции – обратная засечка. Если вы имеете карту и компас, примерно представляете себе, в каком месте вы оказались, но не знаете точно, в какой точке, можно определить это с помощью обратных азимутов.
1. Найдите на местности два ориентира, которые вы можете опознать на карте. Лучше, если они будут расположены примерно под прямым углом по отношению к тому месту, где вы находитесь. (Конечно, все это будет весьма приблизительно, поскольку ваше точное местоположение вам неизвестно.)
2. Определите азимут первого ориентира и вычтите из него склонение.
3. Теперь, зная истинный азимут, вы можете вычислить обратный. После этого с помощью компаса отложите значение обратного азимута на карте и проведите на ней линию.
4. Проделайте ту же операцию с другим ориентиром. Две линии на карте пересекутся в той точке, где вы стоите. Если вы определите обратный азимут третьего ориентира, то получите более точное значение.
ПРЕПЯТСТВИЯ
Теоретически, пользуясь картой и компасом, вы можете спокойно идти к месту своего назначения. Однако на незнакомой местности все не так просто. Чаще всего, двигаясь по азимуту, вы будете натыкаться на препятствия – овраги или холмы, например, – которые надо будет обходить. Если местность хорошо просматривается, то вы просто обогнете их и пойдете дальше, но в других случаях во время обхода можно легко сбиться с пути, поэтому вы должны освоить описанную ниже методику.
Встаньте так, чтобы ваш взгляд был обращен строго по азимуту. Теперь поверните на 90° в том направлении, где удобнее всего обходить препятствие. Идите в этом направлении, считая шаги. Когда препятствие останется позади, снова развернитесь на 90° – теперь вы пойдете параллельно вашему прежнему курсу. Пройдите вперед и, когда это будет удобно, еще раз поверните на 90° – вы будете двигаться в сторону линии первоначального азимута. Отсчитайте нужное число шагов и снова поверните на 90° – теперь вы на прежнем курсе.
Чтение карты
В Соединенном Королевстве вы имеете возможность пользоваться картами высочайшего качества, которые были созданы Военно-топографической службой. Но не все карты отличаются таким качеством, поэтому вы должны научиться считывать с них максимальное количество информации. Для этого нужно освоить топографические знаки.
Большинство карт имеет легенду. Тщательно изучите ее. Хорошая карта содержит огромное количество информации, но если вы не знаете топографических знаков, то для вас эта информация так и останется тайной за семью печатями.
Изучив легенду, проверьте дату выпуска карты и уточните современное значение магнитного склонения.
И наконец, надо научиться читать масштаб карты и выяснить значение всех ее изолиний.
МАСШТАБ
Масштаб – это соотношение размеров на местности и на карте. Чем крупнее масштаб, тем подробнее карта. Тип карты зависит от целей ее использования. Например, очень подробная крупномасштабная карта будет совершенно бесполезна для пилота реактивного истребителя, который пролетит над местностью, изображенной на ней, за несколько секунд. Аналогичным образом, пехотинцу нечего будет делать с мелкомасштабной аэронавигационной картой, потому что она не содержит тех подробностей, которые ему нужны.
На всех картах обязательно указан масштаб. Для ориентирования на местности во время похода лучше всего подходит карта масштаба 1:50 000, а карта масштаба 1:25 000 будет просто идеальной (чем крупнее масштаб, тем больше подробностей содержит карта).
Масштаб 1:50 000 означает, что 1 см на карте соответствует 500 м на местности. (В 1 см – 50 000 см или 500 м.) Иными словами, 2 см карты соответствует 1 км на местности. Зная масштаб, вы легко сможете вычислить расстояние.
На некоторых компасах на боковой стороне дощечки имеется таблица масштабов – с ее помощью можно быстро перевести расстояние на карте в расстояние в реальной жизни. Это избавит вас от вычислений.
ИЗОЛИНИИ НА КАРТЕ
Карты плоские, а поверхность земли неровная. Как же на карте изображаются формы рельефа?
Изолинии на карте – это изогипсы, которые соединяют точки, расположенные на одинаковой высоте над уровнем моря. На карте масштаба 1:50 000 (одна пятидесятитысячная) они обычно проводятся через каждые 10 м, а на карте 1:25 000 – через 5 м. На хороших картах некоторые изолинии снабжены указанием высоты.
Научиться различать изображения холмов и оврагов не так уж трудно. Правило здесь таково: чем ближе друг к другу проходят изолинии, тем круче склон. Если они расположены далеко друг от друга – значит, склон пологий, а если их совсем нет – значит, здесь равнина. Научившись работать с картой, вы будете «видеть» изображенный на ней рельеф местности.
Выбор маршрута
Чаще всего маршрут складывается в вашей голове еще до начала похода – вы хорошо представляете себе его начало и конец. В этом случае еще на этапе подготовки надо тщательно изучить карту. И даже если вы идете вместе с группой, в которой за ориентирование отвечает кто-то другой, вам все равно надо заранее поработать с картой, чтобы хорошо представлять себе, по какой местности вам придется идти.
Выходить в дорогу, не имея ни малейшего понятия о том, каков будет ваш маршрут, – идея очень плохая. Ведь главное условие успешного похода – это его тщательная подготовка. Разрабатывая маршрут, продумайте следующие моменты.
• Подъездные пути. Если вы хотите, чтобы вас отвезли к месту старта на машине, проверьте по карте, есть ли там подъездные пути. Во многих случаях их просто нет, а если вы не сможете добраться до места старта, ваша экспедиция закончится, не начавшись.
• Места для лагеря. Если ваш поход будет продолжаться несколько дней, где вы собираетесь разбивать лагерь для ночлега? Проверьте, есть ли в этих местах вода, дрова и укрытия. Покрыта ли местность, куда вы отправляетесь, лесом, или она совершенно голая? Надо ли брать с собой палатку, или на местности вы найдете все необходимое для сооружения шалаша?
• Каков рельеф местности, по которой будет проходить поход? Есть ли на ней крутые склоны, на преодоление которых у вас уйдет много сил, что сократит расстояние, покрываемое вами за день?
• Встретятся ли вам на пути водные преграды? Если да, то как вы будете их преодолевать? Придется ли вам отмерить много километров в поисках моста? Каков характер почвы – она сухая и хорошо дренированная или болотистая, что сильно затруднит ваш путь? (Во время отборочных испытаний на право служить в спецназе мы научились бояться значков на карте, которыми обозначают «заболоченную местность». Как часто мы вспоминали их, часами бредя по колено в воде!)
• Придется ли вам подниматься в горы на такую высоту, где заканчивается пояс лесов? На высокогорьях не растут деревья – обычно из-за очень низких температур. Для участия в высокогорных экспедициях требуются особые навыки, одежда и снаряжение: горные палатки, защищающие от ветра, теплая одежда, обувь с шипованной подошвой для хождения по ледникам и запасы топлива, поскольку дров там нет.
• Имеется ли на пути достаточное количество ориентиров и объектов, по которым можно будет определить азимут и уверенно ориентироваться на местности?
• Каковы климатические условия этой местности? Как они могут повлиять на ваше движение?
Я советую вам всегда выбирать маршрут, который проходит по местам наименьшего сопротивления географическим условиям, если, конечно, вам не хочется проверить себя в самых экстремальных ситуациях. Пологие склоны, проложенные другими людьми тропы, удобные водные пути – все это сделает ваш поход менее опасным.
Время и расстояние
Сколько километров вам предстоит пройти и за какое время вы одолеете это расстояние – не менее важные вопросы в ходе подготовки к экспедиции. Мы уже привыкли к дорожным знакам и показаниям спидометра, которые помогают нам определить, где мы находимся, когда едем на машине. В походе нам тоже хотелось бы это знать.
Но, к сожалению, это не так просто – измерение расстояния в шагах, особенно на неровной поверхности, дело очень монотонное и скучное. По карте можно определить общее расстояние до места вашего назначения, но ведь в ней не учитываются холмы, овраги и другие препятствия, которые добавят вам новые километры. Так что расстояние можно определить лишь приблизительно. Однако бывают ситуации, в которых примерный подсчет времени и длины пути не только полезен, но и необходим.
Однажды во время отборочных испытаний для службы в спецназе мне пришлось разыскивать палатку, в которой располагался промежуточный пункт контроля. Она стояла на вершине открытого всем ветрам холмистого плато. Была зимняя ночь, мела метель. Я провел на ногах уже 17 часов и сильно устал, промок и оголодал. Это был последний контрольный пункт, в котором я должен был отметиться. После этого я мог спуститься с гор в долину, где нас ждали грузовики. Видимости не было практически никакой, когда я скрючился в небольшом углублении, чтобы свериться с картой. Пункт моего назначения находился всего лишь в 250 м от меня, но я знал, что если пройду мимо, то буду потом много часов блуждать в метели. Я потратил на работу с картой больше времени, чем обычно, стараясь как можно точнее определить азимут (с учетом магнитного склонения) и рассчитать количество шагов. Двинувшись в путь, я сосредоточенно считал шаги, и в конце концов, съехав по склону небольшого холма, приземлился прямо на крышу палатки, которую искал! «Отлично, Медведь», – подумал я. Впрочем, у офицеров, сидевших в палатке, сложилось другое мнение после того, как они увидели в отверстии палатки ногу в ботинке 44-го размера!
ПРАВИЛО НЕЙСМИТА
Это правило поможет вам прикинуть, сколько времени займет ваш поход. Его сформулировал Уильям Нейсмит, шотландский альпинист, в конце XIX века, но оно используется до сих пор.
Согласно правилу Нейсмита, за один час человек преодолевает в среднем 5 км – к этому значению надо прибавлять по 30 минут на каждые 300 м подъема. Иными словами, дорога длиной в 15 км с подъемом на 500 м займет у вас около 4 часов.
Однако на время в пути влияют различные факторы: уровень вашей физической подготовки, вес рюкзака, характер рельефа и условия погоды. Многие люди, составляя сложные схемы и таблицы, пытались сделать расчеты времени в пути более точными, но дело в том, что все люди разные. С опытом вы приноровитесь определять, сколько времени потребуется вам для движения по различным типам местности – правило Нейсмита можно использовать в качестве отправной точки ваших личных расчетов. Поэтому проверьте его на своем опыте и подгоните под вашу скорость ходьбы и физическую подготовку. Не следует также забывать, что группы движутся медленнее, чем одиночки, потому что им приходится подстраиваться под самого медлительного.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЯ НА ГЛАЗ
Когда мы смотрим на отдаленный объект, зрительные оси обоих глаз сходятся в нем. В нашем мозгу определенный угол схождения ассоциируется с определенным расстоянием. (Если вы когда-нибудь наблюдали, как ребенок пытается схватить игрушку, то знаете, что сначала он постоянно промахивается. Это объясняется тем, что его мозг еще не научился соотносить угол схождения с расстоянием до предмета.)
Различные атмосферные помехи, однако, мешают нам правильно определять дистанцию. Из-за них нам кажется, что объект находится дальше или, наоборот, ближе, чем на самом деле. Если вы хотите научиться определять расстояние на глаз, помните о следующих правилах.
Объект кажется ближе, если:
• день очень солнечный;
• солнце находится позади вас;
• вы стоите ниже того места, где находится объект;
• объект крупнее окружающих его предметов;
• между вами и объектом – пустое пространство.
Объект кажется дальше, если:
• освещение очень плохое;
• солнце светит вам в лицо;
• объект меньше окружающих предметов;
• вы лежите;
• объект расположен вниз по улице или отделен от вас долиной.
ПРИСТРЕЛКА
Пристрелку используют артиллеристы для определения расстояния до цели. В тех случаях, когда оно неизвестно или известно лишь приблизительно, артиллеристы стреляют с перелетом, а потом – с недолетом. Эти два параметра помогают им определить, куда надо целиться.
Ту же самую тактику можно использовать и в походе. Если нет возможности определить расстояние точно, всегда можно предположить, что объект, к которому вы направляетесь, находится, скажем, не меньше чем в 800 м, но не более чем в 1 км. И если вам придется пройти больше километра, вы поймете, что ошиблись.
Можно использовать другой способ, например, если объект, по вашему мнению, располагается не ближе чем в 800 м, но не дальше километра, возьмите среднее между этими двумя величинами – 900 м. Аналогичным образом, когда вы прокладываете маршрут, представьте, что вы будете идти от одного ориентира к другому, а не по прямой. По дороге, отмеченной хорошо заметными ориентирами, идти гораздо легче и быстрее, чем строго по прямой.
«Пристрелка» очень полезное средство, поскольку не требует точных цифр, которых в полевых условиях достичь практически невозможно.
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
Если вы такой же человек, как и все, то вам, должно быть, трудно представить себе расстояние в метрах. Если вы скажете, что ориентир находится, к примеру, в 200 м отсюда, то нет никакой гарантии, что человек, которому вы это сообщили, сможет представить себе это расстояние. Военные для решения этой проблемы используют сравнение с размерами привычных объектов – например, выражают расстояние в футбольных подачах или дистанциях для пловцов. Для многих людей выражение «две футбольные подачи» гораздо понятнее, чем 200 м.
Помните, что, когда вы в походе оцениваете расстояние на глаз, нечего пытаться сделать это с математической точностью. Гораздо лучше выражать расстояние в терминах, понятных для людей.
МЕТОД УЧЕТА ПОДРОБНОСТЕЙ
Третьим способом определения расстояния на глаз является метод учета подробностей, при котором вы судите о расстоянии до того или иного объекта по числу деталей, которые можно разглядеть.
На расстоянии 100 м можно хорошо рассмотреть человека.
На 200 м мы не видим цвета его кожи, но все другие детали хорошо различимы.
На 300 м хорошо видны очертания фигуры, большинство же остальных деталей расплывается.
На 400 м видны только очертания фигуры.
На 500 м тело похоже на конус, голова различается плохо.
На 600 м тело похоже на клинышек, голова не различается.
Разумеется, все это зависит от остроты зрения и условий видимости.
СПОСОБЫ ПОДСЧЕТА ШАГОВ
Зная примерную длину своего шага, можно определить, какое приблизительно расстояние вы прошли. Для вычисления длины шага найдите небольшой отрезок, длина которого вам известна, например беговую дорожку, и сделайте вдоль него 100 шагов. Разделите пройденный путь на 100, и вы получите длину своего шага. Проделайте эту процедуру несколько раз и вычислите среднее значение. Теперь вам известно, сколько вы проходите за один шаг.
Я предпочитаю такой способ – пройдите, скажем, 100 м и подсчитайте количество шагов. Повторите эту процедуру несколько раз и определите среднее число шагов. Теперь вам известно, сколько шагов вам потребуется сделать, чтобы преодолеть 100 м.
Конечно, эти методы несовершенны. В походных условиях длина шагов будет зависеть от характера местности – когда вы поднимаетесь в гору, шаги становятся короче. Но знать длину своего шага всегда полезно. Когда-нибудь это выручит вас из беды.
СКАУТСКИЕ СЕКРЕТЫ БЕАРА ГРИЛЛСА
Подсчет числа шагов – дело непростое, особенно если вам надо отмерить довольно большое расстояние. Стоит только на минуту отвлечься, и вы тут же собьетесь со счета. Можно использовать шагомер, механическое приспособление, в котором число шагов подсчитывается по колебанию маятника. Однако в походных условиях он ненадежен. В армии применяют шагомер, измеритель шагов – вы, быть может, видели этот прибор в самолетах. С его помощью стюардессы подсчитывают количество пассажиров на борту. Сделав десять шагов, надо нажать кнопку. Шагомер подсчитает число нажатий – десять нажатий означает 100 шагов. Если у вас нет шагомера, набейте карман камешками. Сделав 100 шагов, перекладывайте один камешек в другой карман. Подсчитав их, вы определите, какое расстояние прошли. Можно вместо камней передвигать на леске бусинки – вроде костяшек на счетах.
ФОРМУЛА ОРИЕНТИРОВАНИЯ
И последнее, что я хочу сказать об использовании карты и компаса: для того чтобы получить точную информацию, надо учесть разные факторы. Не надейтесь только на один азимут. Основные факторы, которые помогут вам всегда знать свое место, таковы: азимут, расстояние, время, природные ориентиры и подсказки о том, что вы сбились с пути.
Азимут – по какому азимуту надо идти?
Расстояние – сколько мне надо пройти?
Время – сколько времени, согласно правилу Нейсмита, займет у меня дорога до следующего пункта?
Природные ориентиры – какие природные объекты встретятся на моем пути (например, канал слева по ходу движения и лес справа)?
Подсказки – какие объекты подскажут мне, что я сбился с пути (например, если начнется спуск, значит, я зашел слишком далеко)?
Я всегда использую эти принципы, и они много раз спасали мне жизнь!
Системы глобального ориентирования
Навигаторы первоначально были созданы министерством обороны США для военных целей и являются неотъемлемой частью снаряжения всех бойцов спецназа. Сейчас они распространены повсеместно – ими оснащены автомобили и даже телефоны. Эти умные машинки получают информацию со спутников, вращающихся вокруг Земли. Один навигатор «обслуживается» тремя спутниками, которые триангулируют его положение. GPS улучшаются с каждым днем. Сейчас появились навигаторы, которые могут «видеть» даже сквозь густые заросли джунглей. Солдатам, проводящим операции в этой местности, это может спасти жизнь.
Без навигатора вам не обойтись. Если он у вас есть, возьмите его с собой – много места в рюкзаке он не займет. Однако – и я хочу особо это подчеркнуть – наличие GPS вовсе не означает, что вы должны забыть о своих навыках ориентирования. Навигаторы очень хрупкие приборы, и если с ними что-то случится, а вы не умеете ориентироваться на незнакомой местности, то ваше дело плохо. Навигатор – это вспомогательное средство, не отменяющее старых добрых способов ориентирования.
Ориентирование по звездам
Ориентирование по звездам – астронавигация – один из старых способов определения своего местоположения. И это легко объяснимо. Звезды сияли на небе еще до появления компаса и карт и задолго до изобретения навигатора! Астронавигацией обычно пользовались моряки, которые из-за отсутствия в океане ориентиров для вычисления азимута определяли свой путь по Луне и 57 звездам.
Если в походе посмотреть на небо в ясную ночь, когда поблизости нет никаких искусственных огней, количество и яркость звезд просто завораживают. С моей точки зрения, это одно из самых больших удовольствий походной жизни. Но это может и смутить вас – как, при таком огромном скоплении звезд, узнать, какие из них помогут вам определить свое место? А ведь они к тому же еще и двигаются!
Астронавигация – очень сложная наука. Но даже малые знания помогут вам ночью определить направление движения. Какие звезды помогут вам в этом, зависит от полушария.
Северное полушарие
В Северном полушарии самой важной звездой для вас будет Полярная. Двигаясь в сторону Полярной звезды, вы всегда будете идти на север – и сможете определить другие стороны света.
Существует поверье, что Полярная звезда самая яркая на небе, но это не так. Ее, однако, найти очень легко – для этого надо знать три созвездия: Большой Медведицы, Малой Медведицы и Кассиопеи.
Полярная звезда – последняя звезда на ручке ковша Малой Медведицы.
Однако найти эту Медведицу не всегда представляется возможным. В этом случае вам надо отыскать Большую Медведицу или созвездие Кассиопеи.
СКАУТСКИЕ СЕКРЕТЫ БЕАРА ГРИЛЛСА
Если вы окажетесь на Северном полюсе, то Полярная звезда будет у вас прямо над головой. Но поскольку наклон земной оси постоянно меняется, звезды над Северным полюсом тоже меняются. Это означает, что Полярная звезда не всегда стояла и будет стоять над ним. Со временем звезда под названием Гамма Цефеи станет к полюсу ближе, чем Полярная, и займет ее место. Однако нам не стоит беспокоиться об этом – все это случится только через тысячу лет!
Проведя прямую линию от двух последних звезд ковша Большой Медведицы, вы наткнетесь на Полярную звезду. Она находится на расстоянии примерно в четыре раза превышающем расстояние между двумя последними звездами Большой Медведицы. Кассиопея похожа на растянутые буквы W или M, лежащие на боку. Проведя прямую линию от центральной звезды Кассиопеи, вы наткнетесь на Полярную звезду. Она расположена примерно посередине между двумя созвездиями – Большой Медведицы и Кассиопеи.
Южное полушарие
На большей части Южного полушария Полярная звезда не видна, поэтому для астронавигации используют другое созвездие – Южный Крест. Он помогает определить, где находится юг.
Проведите вниз от Южного Креста воображаемую линию длиной примерно в пять раз больше перекладины Креста. От воображаемой точки в конце ее опустите вертикальную линию на землю – здесь и будет юг.
А ЕСЛИ НЕБО ЗАКРЫТО ОБЛАКАМИ?
Астронавигация, к сожалению, зависит от того, видны звезды или нет. Когда небо затянуто облаками, вы их не увидите. Если же между облаками есть просветы, то можно определить, находится ли какая-то определенная звезда на севере, западе, востоке или юге, в зависимости от того, как она перемещается.
Возьмите две палочки – задняя должна быть короче передней – и положите их на землю на расстоянии примерно 60 см друг от друга. Теперь выровняйте их так, чтобы они расположились на одной линии с нужной вам звездой. Продолжайте наблюдать. Через некоторое время звезда по отношению к неподвижным палкам немного сместится.
В Северном полушарии:
• перемещение влево означает, что звезда находится на севере;
• перемещение вправо означает, что она – на юге;
• перемещение вверх означает, что она – на востоке;
• перемещение вниз – на западе.
В Южном полушарии все наоборот:
• перемещение влево – звезда на юге;
• перемещение вправо – звезда на севере;
• перемещение вверх – звезда на западе;
• перемещение вниз – на востоке.
Если же звезда совсем не движется, значит, вам повезло – это Полярная звезда!
Ориентирование по Солнцу
Ориентирование по Солнцу, как и астронавигация, – это проверенный временем способ определения направления. Существует два метода солярной навигации – с помощью компаса и часов.
Определение направления с помощью колышка
Этот метод применим в зоне умеренного климата Северного (от тропика Рака до Северного полярного круга) и Южного полушарий (от тропика Козерога до Южного полярного круга).
Найдите прямую палку длиной около метра и воткните ее в землю там, где она будет отбрасывать хорошо видимую тень. Отметьте то место, где эта тень заканчивается (1). Подождите 15 минут – тень переместится. Отметьте ее новый конец. Соедините обе отметки прямой линией и продлите ее на 30 см (2). Поставьте левую ногу на первую отметку, правую – на вторую (3).
Если вы находитесь в Северном полушарии, вы смотрите приблизительно на север, а если в Южном – то на юг.
Определение направления с помощью часов
Это – очень удобный способ определения направления, но он, как и предыдущий, не отличается большой точностью. Чем ближе к экватору, тем больше погрешность.
Чтобы ориентироваться с помощью часов, надо быть уверенным в том, что они показывают точное местное время. Если в этом районе действует летнее время, то часы надо перевести на час назад.
Если вы находитесь в Северном полушарии, вытяните руку с часами в сторону Солнца. Хорошо сначала положить эту руку на плоскую поверхность, а потом поднять, не изменяя положения, до уровня глаз. После этого из центра часов проведите воображаемую линию, которая разделит угол между часовой стрелкой и направлением на 12 пополам. Эта линия покажет, где находится юг.
В Южном полушарии направьте часы на Солнце таким образом, чтобы цифра 12 смотрела на него. Затем проведите воображаемую линию между часовой стрелкой и направлением на 12. Она покажет, где север.
Погодные условия
Предсказание погоды – дело очень сложное. Синоптики составляют прогнозы с помощью сложного оборудования и компьютерных моделей, и то они иногда (а в общем-то довольно часто) ошибаются.
Однако природа часто сама подсказывает нам, какая будет погода. Нужно только научиться правильно интерпретировать эти подсказки. Без этого в походе делать нечего – попасть в стихийное бедствие не только досадно, но и опасно для жизни.
Недавно я был застигнут грозой в Черных горах Дакоты – это место славится на всю Америку своей изменчивой погодой. Грохотал гром, сверкали молнии, лил такой сильный дождь, что невозможно было разговаривать, даже крича во весь голос. А всего лишь полчаса назад ничто не предвещало бури – светило солнышко и дул легкий ветерок. И я, как последний идиот, улегся спать! Впрочем, такие перемены не всегда можно предсказать…
ОБЛАКА
Чтобы распознать огромную грозовую тучу, не надо быть семи пядей во лбу. Мы все видели такие тучи. Но если вы знаете кое-что о разных типах облаков и их поведении, вы сможете во многих случаях сами предсказать погоду.
Облака различаются по высоте и форме. Существует три типа облаков:
• облака верхнего яруса (они располагаются на высоте 6000 м и выше). В их название входит слово «перистые» (по-латыни – «циррус»);
• облака среднего яруса (они располагаются на высоте от 2000 до 6000 м). Их название начинается со слова «альто»;
• облака нижнего яруса (ниже 2000 м). Они имеют самые разные названия: слоистые, кучевые и др.
По форме облака разделяют на:
• перистые (циррусы) – похожи на перышки;
• слоистые (стратусы) – слоем закрывают небо;
• кучевые (кумулюсы) – похожи на большие кучи.
По высоте и типу облаков можно с определенной степенью точности предсказать, как изменится погода.
ВЕТЕР
Ветра непредсказуемы: их трудно интерпретировать. Различные местности имеют разные господствующие ветра, которые зависят от холодных или теплых атмосферных фронтов. Тем не менее в умеренной зоне действует золотое правило, называемое «правилом поперечного ветра». Станьте спиной к ветру и понаблюдайте, куда движутся облака среднего и верхнего ярусов. Если (в Северном полушарии) они перемещаются слева направо, значит, погода скоро испортится; если же справа налево, погода улучшится. В Южном полушарии все наоборот.
Шкала скорости ветра (шкала Бофорта)
Особенно сильно страдают от сильных ветров суда в открытом море, В прошлом существовала проблема в характеристике силы ветров – легкий бриз для одного человека представлялся другому сильным ветром. В XIX веке английский адмирал Фрэнсис Бофорт создал шкалу скорости ветра. Эта шкала используется до сих пор.
Морской узел – скорость, равная 1 морской миле в час или 1,8 км в час. (Примеч. пер.)
Ветровой фактор
Ветер усиливает ощущение холода. Ветровой фактор – это реальная температура, которую теплокровные животные ощущают во время ветра. Если вы посмотрите на приведенную на с. 196 таблицу, то убедитесь, что чем ниже температура и сильнее ветер, тем сильнее холод. Поэтому, готовясь к экспедиции, не игнорируйте прогноз, который обещает усиление ветра, – он может оказать влияние на ваш маршрут и на длительность вашей экспедиции. На своем опыте я понял, что в холодную, сырую погоду убивает не холод и не сырость, а именно ветер. Холод и сырость – это еще терпимо, но добавьте к ним сильный ветер, и ситуация станет опасной для жизни. Промните об этом и поступайте соответственно – как можно скорее укройтесь от ветра.
Показатель ветрового фактора
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Наверное, вы подумаете, что вспоминать эти приметы теперь, когда мы имеем шкалу Бофорта и таблицу значений ветрового фактора, просто смешно. Однако эти приметы сложились на основе многолетнего опыта; и в походных условиях, когда срочно надо принимать решение, лишь взглянув на небо, они окажутся для вас более полезными, чем таблицы.
• «Небо красно вечером – моряку бояться нечего, небо красно поутру – моряку не по нутру». Красное небо на закате часто объясняется тем, что солнечные лучи проходят через частички пыли, которые под влиянием высокого давления поднимаются в воздух. Высокое давление приносит с собой сухой, теплый воздух – иными словами, не сулит бури. Если же небо «красно поутру», это означает, что область высокого давления сместилась к востоку, туда, где встает солнце, а на ее место, возможно, придет область пониженного давления. А оно часто приносит с собой дождь. (Эта теория строится на явлении западного переноса в Северном полушарии – здесь, в умеренной зоне, преобладают ветра, которые дуют с запада на восток.) Только не путайте красное небо с красным солнцем.
• «Если солнце и луна окружены ореолом, жди дождя». Этот ореол возникает из-за того, что высокие перистые и перисто-слоистые облака состоят из кристалликов льда. Они предвещают дождь.
• «Небо в барашках – надо убирать паруса». Появление перистых облаков на небе предвещает ветер или дождь.
• «Радуга с наветренной стороны – жди дождя; радуга с подветренной стороны – дождь уходит». Если ветер дует со стороны радуги, то часто приносит дождь, который и вызывает появление радуги.
Сигналы бедствия
В наши дни, когда у всех имеются мобильные телефоны, сообщить о том, что вы попали в опасность, очень легко. Глупо недооценивать роль этих телефонов как средства подачи сигналов о помощи. Поэтому, если у вас есть мобильник, возьмите его с собой.
Однако, как и в случае с навигатором, полагаться на один только телефон нельзя. Что, если он разрядится или в той местности, где вы оказались, нет устойчивой связи? Поэтому вы должны знать, как подать сигнал бедствия с помощью подручных средств.
Самым лучшим способом является костер. Международным знаком беды является треугольник, поэтому в опасных для жизни ситуациях рекомендуется разводить три костра в форме треугольника, чтобы привлечь внимание пролетающих над вами самолетов. Однако если вы оказались в поле в одиночестве, то развести три огня будет очень трудно. В любом случае один большой и яркий костер будет лучше, чем три маленьких.
Такой костер должен быть разведен как можно быстрее, и огонь в нем должен быть очень сильным. Тогда его можно будет заметить ночью, а густой слой дыма будет хорошо виден днем. Бросайте в огонь побольше сырых листьев или зеленых веток, которые дают много дыма. (Впрочем, дымовые сигналы хорошо видны только в безветренную, сухую погоду: сильный ветер, дождь или снег быстро рассеивают дым.) Если вы найдете бересту или еловые ветки, то увидите, что они горят лучше всего. Только обязательно следите за костром, чтобы не возник пожар.
Случай из жизни
Умение читать карту и пользоваться компасом – главное умение скаута и солдата. Если вы не сможете добраться до нужного места, то не сумеете и выполнить то, что задумали. Но одного умения читать карту и определять по компасу азимут недостаточно: вам надо уметь «читать» рельеф, погоду и все остальные знаки, которые подает вам природа.
Еще до создания скаутского движения Баден-Пауэл понимал всю важность умения читать карту для хорошего скаута или солдата. Он вспоминал, как перед самым началом Англо-бурской войны получил задание разведать перевалы в Драконовых горах в Южной Африке. Тщательно изучив эти перевалы, он обнаружил ряд неточностей на карте. Вернувшись, он доложил об этом начальству, понимая, что эти сведения имеют стратегическое значение. Но к его словам не прислушались, и, когда началась война, карты не были исправлены с учетом его замечаний. Хуже того – к его мнению о том, что оборона города Ларисмит не имеет никакого смысла (а он хорошо знал этот район и прекрасно понимал, что город обречен), командование не прислушалось, британские войска попали здесь в осаду и потерпели сокрушительное поражение.
С тех самых дней Баден-Пауэл всегда требовал от своих солдат, а позже – от скаутов, чтобы они прекрасно знали карту, умели ее читать и работали с компасом. Более того, они должны были использовать эти умения эффективно.
Неумение читать карту или, по крайней мере, неумение определить, какие объекты на ней изображены, стало темой многих армейских анекдотов – если уж кто-нибудь допустил какой-нибудь ляп в ориентировании, то этого ему никогда не забудут! Я вспоминаю один случай с отрядом, который проходил обучение в пустыне. Этому отряду было поручено создать наблюдательный пункт (НП) у небольшой деревушки. Отвезти его туда должен был местный летчик на вертолете. Во время инструктажа он заверил командира отряда, что хорошо знает мост через сухое русло реки, который был показан на карте. Так вот, этот пилот высадил отряд на мост, расположенный в 20 км к северу от намеченного пункта, объяснив это тем, что он был очень похож на нужный мост и к тому же расположен «в одной с ним пустыне»! Конечно, больше этому летчику никто никаких заданий не поручал. К счастью, особого вреда его ошибка не принесла, разве что отряду пришлось пешком идти всю ночь к нужному мосту. Конечно, все сильно устали, но были рады, что навыки ориентирования их не подвели – они вышли точно к назначенному пункту.
Однако такие ошибки могут привести к печальным последствиям. Очень часто службы спасения вынуждены снимать с гор или вытаскивать из болота людей, заблудившихся из-за своего неумения читать карту.