Искусство понимания: познание других через самопознание

Категория: Тактика отражения нападения Опубликовано 10 Декабрь 2014
Просмотров: 2112

Искусство понимания: познание других через самопознаниеГлава из книги Стивена К. Хайеса "ДУХ ВОИНОВ-ТЕНЕЙ"
Название не соответствует теме раздела, нл внутри главы присутствует полезная информация (прим. редактора)

 

Достигают его чувства;
Он видит, что все изменяется
И действительность времени
Подчинена ему.
Он, как к правде, подходит ко лжи
А ко лжи как к правде
Ничто не удивляет ниндзя.
Бывает время, когда сила
Становится слабостью,
Смех переходит в оружие,
Инь превращается в Ян
И наивной становится
Мудрость...

 

Одной из высших целей тренировки в Нин-дзютсу является развитие способности в любой момент своей жизни ощущать личностное, природное «ЗНАНИЕ». Хотя в нашем сознании наличествуют культурные и чувственные препятствия, которые ослепляют наши чувства, мы можем распознать обман или ошибку и избежать их.
Общая концепция Ин и Йо, которую мы описывали в первой главе, дает возможность убрать эти шоры. Эта концепция (употребляющиеся в ней термины более известны как ИНЬ и ЯН) получила широкое распространение в последние десятилетия. К сожалению, как и многие абстрактные восточные понятия, она сильно изменилась, попав на Запад, чтобы легче
приспособиться к господствующему здесь мышлению. Она упростилась и превратилась просто в красивую картинку, содержащую, к тому же, понятия об абсолютных противоположностях Вселенной, превращениях вещей и событий и неизбежности смены добра и зла. Эта концепция, которая развивалась поколениями семейств ниндзя, имеет огромное значение, как и ее экзотический аналог — теория относительности.
Так, считается, что в начале или, лучше сказать, для начала существовала единая МЫСЛЬ,
«ЗАРОДЫШЕВАЯ ПРИЧИНА», которая обладала огромным потенциалом. Это представление хорошо известно из многих мировых учений: от индуизма, через «Путь» даосизма мудреца Лао-цзы к «СЛОВУ БОЖЬЕМУ» христиан и иудеев. Люди на низшей ступени развития не способны представить себе такую беспредельность. Любая попытка с самого начала обречена на неудачу, ведь это выходит за пределы мыслимого — представить себе всеохватывающую всеобщность и одновременно ощутить себя крошечной частью этой всеобщности.
Из этого изучения всеохватывающего единства (ТАЙ-КАОКУ) возникает первая фундаментальная ПОЛЯРНОСТЬ. Лао-цзы пишет, что единство Дао превращается в
двойственность ИНЬ и ЯН (в японском языке ИН и ЙО); Библия говорит нам, что Бог сотворил небо и землю. Совершенно безразлично, какие слова использованы для описания этого явления, они не описывают ничего твердо и конкретно, понятия же проявляются всемерно в
индивидуальностях всех вещей во Вселенной. Сущность этого первого фундаментального разделения означает происхождение мужского и женского начала на космическом уровне.
ИН — это темнота, женское, «уходящее», отрицательное. В этом случае слово «отрицательное» не несет никакого негативного смысла; оно используется, чтобы обозначить привлекательное, прочное — так же, как иногда электрическим или магнитным явлениям присваивается знак минус (-).
ЙО — это свет, мужское, приходящее, положительное. Эти два качества дают широкий потенциал для возникновения первой двойственности. Подготовив фундаментальный раскол в космическом единстве, они также дали возможность превращения чистой ЭНЕРГИИ в МАТЕРИЮ. Из одного образовалось два, и эти два проявления, как и в электричестве, в котором существуют заряды электрона и протона, получили знаки (-) и (+).
Ниндзя положили свое знание концепции ИН-ЙО в основу своей практической стратегии. Чтобы все существующие вещи объединить в универсальном источнике и охватить этим подходом бесчисленное множество вещей, они установили ВСЕ в определенном соотношении друг с другом. И в зависимости от того, с какой точки зрения рассматривается это соотношение, различные элементы проявляются с разным удельным весом. Последние продолжают существовать далее, принимая, однако, другое определение в ОБЩЕМ. Методы Нин-дзютсу ТЭН-ЧИ-ДЗИН определяют три основных пути для того, чтобы определить изменения этих соотношений.
1. ТЭН, или «небесные принципы», помогают ниндзя изменить окружающий мир. Равновесие
ИН и ЙО предполагает, что ниндзя должен появиться именно там, где окружение должно измениться. Когда он усиливает влияние ЙО в своем окружении, он усиливает уязвимость своих противников. Он усиливает жажду борьбы в своих врагах, хотя по своему положению они не готовы к борьбе. Он заставляет противника двигаться, в то время как ему было бы выгоднее сдержать себя, или же принуждает выйти из выгодной позиции.
Усиливая влияние ИН в своем окружении, ниндзя связывает силы противника, он заставляет противника ждать, когда он рвется в бой. Он заставляет противника сомневаться в достоверности полученной информации или закрывает его в темной комнате или коридоре, где тот не может проявить свое превосходство в силе.
Чтобы сознательно комбинировать пять личностных уровней с сознательным контролем мыслительных процессов и интуитивным улавливанием тонких вибраций ситуации, ниндзя должен научиться объединять мысль и личность по собственному желанию и таким образом достигать цели без усилий.
Чтобы руководить сознанием другого, нужно пользоваться либо положительными, либо отрицательными основными тенденциями. Это зависит от ситуации и от человека, которым управляют. Один соперник владеет определенной, постоянной схемой защиты и держит себя исключительно под влиянием одной из пяти характерных базовых тенденций. Другие изменяют свое поведение в зависимости от того, как влияет на них окружение, в соответствии с чертами характера, в которых они чувствуют «свой элемент». Путем непрерывного самосовершенствования при помощи упражнений ниндзя усиливает интуитивную восприимчивость, необходимую для определения жизненного стиля и личности своего врага.
Когда он определяет главенствующий элемент в характере соперника, он устанавливает его сильные и слабые стороны и уже знает, как лучше его победить.
Применение этого психологического разъяснения:
Использование элемента Земли дает волю к борьбе и преодолению отвлекающих помех.
Противник не может сопротивляться, он отступает. Влияние элемента Воды заставляет соперника яростно совершать немотивируемые, отчаянно храбрые движения и повышает его уязвимость. Использование элемента Огня позволяет ниндзя внести страх и неуверенность в лагерь противника, а использование элемента Воздуха расслабляет соперника, так как он взывает к великодушию и сентиментальности. Элемент Источник отвлекает честолюбивого, тщеславного соперника фальшивой лояльностью и лестью.
Эта система влияния, которая манипулирует ходом мыслей соперника, используется лишь в кратковременных эпизодах, при задумываний отдаленной цели. Манипулирование другим человеком для того, чтобы победить его или наоборот — заключить с ним союз, — это примеры краткосрочных целей. Как отвлекающий внимание от основного удара финт в боксе при повторении теряет свою действенность, так и эти трюки — противник может к ним привыкнуть. Однако длительное успешное манипулирование другим человеком с отдаленной целью не одобряется ниндзя. Непрерывная насмешка неудовлетворенного эгоизма или непрерывное подавление вспыльчивости характера может вывести из себя рано или поздно даже ниндзя с самой сильной волей.
2. Принципы ЧИ — «земной ступени», показывают другую возможность того, как ниндзя может изменить соотношения в окружающем. Она основывается опять-таки на равновесии между ИН и ЙО, но в этот раз элементы окружающего мира остаются неизменны, а изменяется сам ниндзя.
Усилив роль ЙО в своей системе, он создает дружественное окружение там, где оно может повысить его влияние на ситуацию. Если ниндзя стоит перед умелым соперником, он повысит собственное умение, чтобы превзойти в нем соперника. Если он сражается с более информированным соперником, чем он сам, то он постарается как можно быстрее открыть информационные источники, чтобы быть информированным лучше соперника. Если он встретится с более многочисленным соперником, он постарается увеличить численность своего отряда.
Так же можно усилить влияние ИН. В этом случае усиливаются собственные факторы риска ситуации. Если ниндзя борется с яростным противником, он выбирает стойку к нему спиной.
Если он должен переплыть бурный поток, он переплывает его в бурю. Если его тайная деятельность раскрыта, ниндзя открыто выходит на бой к врагу.
Вместо того чтобы изменять личность или поведение своего соперника, ниндзя перепроверяет свою позицию. Анализируя свое сознание и поведение, собственные реакции, он оценивает возможные исходы ситуации. С этой целью он определяет и вероятные замыслы и
поведение соперника.
Умея распознавать пять возможных состояний личности, наблюдая за реакциями определенного человека, интуитивно учитывая несколько возможностей исхода, можно предопределить вероятный ход событий и составить план собственного поведения, чтобы достичь желаемого результата.
При использовании этого метода самое важное — правильно и объективно оценить рассматриваемую ситуацию. Нужно избегать опрометчивой оценки своих шансов или шансов соперника путем нейтрального наблюдения тактической обстановки. Ставка — ваша жизнь, поэтому не позволяйте противнику извлекать выгоду из вашего испуга.
Когда убийца ожидает нас в темном подъезде, установим твердо, что он имеет преимущество, видя нас и подготовившись к нашему приходу, оставаясь невидимым. Когда кто-либо нападает с ножом, мы сможем дать ему в руки преимущество, ударившись в панический крик и сразу начисто позабыв все свои защитные методы. Увидев перед собой очень большого и сильного противника, мы можем почувствовать себя маленькими и беспомощными перед ним. Возможно, мы представим себе, что он убьет нас одним ударом своей мощной лапы.
Измените свою точку зрения, и вы увидите совершенно другое толкование ситуации.
Поставим себя на место нападающего и посмотрим с этой новой точки зрения на возможные слабости положения, которые можно использовать в свою пользу! Обнаружив уязвимые места соперника, вернемся на свое место.
На месте прячущегося в темном доме убийцы мы обнаружим, что опасность может таиться в самом доме. Его можно выманить из укрытия — или же его жертва может просто не войти в дом и подкараулить его самого. На месте нападающего с ножом мы обнаружим, что наше оружие может обострить до крайности чувства соперника и дать ему дополнительные силы для отчаянной защиты. На месте человека с ножом мы почувствуем, что он весь сосредоточился на ноже и уязвим при использовании другого оружия, в частности, полностью забыл про ноги. На месте огромного бойца мы почувствуем, что маленький, быстрый противник может пройти нашу защиту и переиграть нас.
3. Принципы ДЗИН — или «человеческие принципы», помогают ниндзя, не меняя ситуации, с помощью иллюзии или трюков создать впечатление, что обстоятельства складываются как раз наоборот. Принцип равновесия ИН и ЙО остается тот же, но он так
видоизменяется, что со стороны его невозможно правильно оценить.
Главное отличие между методами Ник-дзютсу и обычного рукопашного боя, практической психологии и боевых действий, заключается в КЕ-ДЗЮТСУ ТЭН КАН ХО, стратегии введения в заблуждение, обмана. Дословно это переводится как «Методы того, как ложь представить правдой». Это искусство проявляется во всей деятельности ниндзя. Оно состоит в том, чтобы представить противнику имеющиеся элементы ИН и ЙО в фальшивой интерпретации и при помощи психологических методов направить его мысли и поступки в совершенно другом направлении — противоположном тому, откуда в действительности будет нанесен удар.
Эта тактика может применяться в различных экстремальных ситуациях, чтобы ввести противника в заблуждение. Ложные данные выдаются за факты. Мы изображаем силу, когда мы слабы, и наоборот, изображаем слабость, чтобы скрыть силу. Правда представляется ложью. Мы показываем свои слабости таким образом, что соперник считает это обманом и нападает с другой стороны. Или же так демонстрируем свою силу, что противник, приняв это за блеф, атакует не в полную силу.
Проще всего обманный маневр категории ДЗИН провести в рукопашном бою без оружия. Станьте перед зеркалом и посмотрите, как выглядит ваш корпус, когда вы готовитесь, и проведите удар кулаком в голову. Затем, когда будете отрабатывать движение с партнером, сделайте такое же движение корпусом, какое вы отрабатывали перед зеркалом, но в последний момент оттяните плечо атакующей руки вниз и нанесите удар в живот. Не нужно начинать движение, останавливать его и направлять в другую сторону. Это просто удар вниз с движением корпуса, как для удара в голову.
Если противник пытается вас захватить, согнитесь и начните движение назад. Вероятнее всего, он инстинктивно начнет тянуть вас со всей силой на себя. Как только вы почувствуете это, в тот же момент резко измените направление движения и толкните его от себя, развернитесь и подставьте ногу. Противник упадет на пол.
Сделайте движение кулаком вверх и сделайте вид, что хотите ударить его в лицо. Когда он поднимет предплечье, чтобы защититься, раскройте кулак и ребром ладони переломайте ему кости предплечья.
Такие же отвлекающие маневры можно выполнять и с ножом. Если вы выполняете удар сверху длинным ножом или мечом, противник будет пытаться отбить его палкой или железным прутом. Опустите руку вниз и назад, чтобы сократить расстояние, и раньте противника в предплечье или кисть.
Можно спрятать под рукой какое-нибудь колющее или рубящее оружие, чтобы его можно было выхватить с другой стороны, клинок лежит на предплечье, острием к локтю. В случае, если вы сражаетесь против вооруженного ножом противника, играйте роль совершенно беспомощного. Вид такого «любителя» немного расслабит соперника, и в этот
момент вы можете проявить свои способности в полную силу.
Ниндзя часто использует такое противопоставление правды и лжи, чтобы спастись. Например, ниндзя бросает тяжелый камень в пруд или реку, а сам прячется в прибрежных кустах, соперник же сосредоточивает свои поиски на воде.
Пойманный ниндзя мог подбежать к солдатам, несущим охрану и, крича, рассказать им о чьем-то побеге. Пока солдаты искали этого беглеца, он спокойно уходил на свободу.
Часто обманным маневром было разыгрывание невинности и игра в наивность. Под видом изменника он может сообщать месторасположение противника и заставить сражаться не в укрепленной крепости или в городе, а в невыгодных условиях. Пример воплощения этих принципов — сам образ жизни ниндзя. Он может иметь профессию и семью, и, если он осторожен, никто из его окружения не будет догадываться о его сущности.
Истинное Нин-дзютсу является ИН-СИН-ТОНКЭЙ — «ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ МАКСИМАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МИНИМАЛЬНЫМИ УСИЛИЯМИ». Это значит, что нужно победить и одновременно, по возможности, не нарушить естественный ход событий.
Для Нин-дзютсу характерен принцип ИН, отрицательное и черное, бегство и план сражения. Если ниндзя вынужден выбирать между прямой борьбой и хитростью, он без
колебаний склонится к тому, чтобы обмануть соперника. Вынужденный выбирать между одобрением соперника или тайным манипулированием его мыслями, он постарается приготовить для него подправленные факты.
Ниндзя не имеет определенного кодекса чести, вступая в борьбу, он свободен выбирать для себя наиболее безопасный путь к цели. Постороннему наблюдателю кажется, что ниндзя отказывается от своих идеалов и даже от себя самого, если не реализуются все заложенные в его поступке идеи.
Ниндзя остается на пути ИН и старается, чтобы его влияние на ситуацию оставалось как можно меньшим, он желает, к тому же, быть менее заметным, чтобы ему не угрожала ответственность за причиненный вред. Девиз «НИКАКОГО ИМЕНИ, НИКАКОГО ИСКУССТВА» оберегает ниндзя, делая его неизвестным противником.
Жизненный стиль ИН ниндзя является полной противоположностью ЙО — философии воинского класса самураев. Путь самурая — это путь смерти; всю свою жизнь самурай готовит себя к моменту своей смерти. Сложить свою жизнь в бою за своего господина — его главная цель, и она делает смерть возвышенной в глазах самурая. Строгий социальный порядок, имущество, строгое правосудие, понятия о чести, бескомпромиссное чувство долга по отношению к своему господину и до малейших подробностей стилизованные проявления чувств характеризуют самурайскую культуру.
В ниндзя этот воинский класс видит полную противоположность. На самом деле, естественная философия ИН-СИН-ТОНКЭЙ была для гордых, полных достоинства самураев бесчестной, плебейской, даже трусливой. Лояльность ниндзя была иногда сильно ограничена: он всегда воевал как наемник, а не защищая свои собственные идеалы. Он не признавал никакого социального порядка и ни за кем не признавал преимуществ, кроме принадлежащих к его клану, он не признавал и никаких фамилий. С точки зрения мистической философии природного равновесия ИН и ЙО он не признавал ни справедливости, ни честности, ни морали.
В своем сердце он носил убеждение, что для развития Вселенной во всей ее неисчерпаемости необходимы как хорошие, так и плохие влияния.
Самурай руководствовался исключительно внешними впечатлениями. Путь и способ выполнения задания имели для него большее значение, чем достигнутый результат. Эта философия учит, что форма и содержание едины, и что необходимо сосредоточиваться на речи и поступках, чтобы укрепить сердце и дух. Тот, кто выглядит простаком, является простаком; выглядящий слабым — слаб в действительности; тот, кто выглядит лишенным морали трусом, является им. Эта традиция ЙО и сейчас проявляется во многих видах японских единоборств. В противоположность Нин-дзютсу, они стремятся к силе, утверждают дисциплину и считают физическую подготовку единственно возможным условием преодоления кризисной ситуации.
Боевое искусство Нин-дзютсу содержит не меньше силовых ЙО-элементов, но здесь они подчиняются общему порядку ИН-пути. Результат всегда важнее средств его достижения.
Истина всегда находится в сердце, которое видит не только глазами. С этой точки зрения можно заставить работать другие элементы как инструмент, необходимый для выполнения наших духовных установок.
Мир продолжает вращаться, день и ночь сменяют друг друга, весна сменяет зиму. От нас зависит, возьмем ли мы ЗНАНИЯ и ОПЫТ, чтобы понять и использовать самих себя, соединившись в естественном ходе событий; выберем ли мы для себя маленькие желания или сияющие убеждения. Существует освобождающее учение, которое помогает человеку приспособиться к абсолютной свободе, основанное на положениях философии и боевой практики воинов-теней НИНДЗЯ и нашедшее применение в учении Нин-дзютсу — пути, который приводит к победе через понимание.

 

 

Авторизация

Реклама