![](/images/articles/2014/09/Anim_TB4.gif)
Методы передвижения в ниндзюцу являются одним из важнейших разделов подготовки воина. Поскольку именно они по сути определяют общий уровень мастерства ниндзя и его готовности к выполнению самых разнообразных подчас фантастических по сложности акций.
![](/images/articles/2015/01/1c32.gif)
Клип 1. Движение по любым поверхностям при уходе от преследования, бесшумное подкрадывание, быстрое перемещение по пересеченной местности - вот далеко не полный перечень областей использования синоби-аруки.
Вследствие этого, в отличии большинства боевых искусств, в нин-по изучается большое количество самых разнообразных методов ходьбы и бега, помогающих ниндзя в ходе решения поставленных перед ним задач.
Приведём несколько способов бесшумных перемещений:
крадущаяся ходьба, демонстрируемая в первых трёх клипах;
кошачья ходьба;
вращающиеся ходьба.;
подкрадывание на четвереньках;
малый шаг;
давящий шаг;
трущийся шаг;
змеиное переползание;
драконье переползание.
Также существует много различных способов для тренировки передвижений. Всё опять таки зависит от цели какой либо данной конкретной техники.
![](/images/articles/2015/01/4c32.gif)
Клип 2. Демонстрируется давящий шаг. Данное перемещение используется для бесшумного движения по мелкому гравию или грязи.
Медленный, как бы вдавливающий перекат, очень маленький шаг и полусогнутые колени позволяют ниндзя производить как можно меньше шума. Руки для усиления давящего воздействия упираются в колени.
![](/images/articles/2015/01/7c32.gif)
Клип 3. Вы видите малый шаг, он используется ниндзя для бесшумного передвижения по невысокой, немного выше колена, траве или воде. Нога входит в траву или в воду сверху вниз с носка и медленно движется вперёд и немного в сторону.
![](/images/articles/2015/01/8c32.gif)
Клип 4. Демонстрируется метод ходьбы устрицы. Действительно постановка стопы на землю напоминает закрывание створки раковины. Подобный метод используется на шелестящих поверхностях подобным сухим листьям, мелким камням и гравии.
![](/images/articles/2015/01/9c32.gif)
Клип 5. Сейчас вы видите практическое использование этого метода при перемещении в высокой траве. Обратите внимание на то, с какой скоростью производится движение.
![](/images/articles/2015/01/10c32.gif)
Клип 6. Сейчас демонстрируется один из методов маскировки - маскировки с использованием элемента земли. При котором, очень быстрым движением, исполнитель мгновенно приобретает очертание камня. Причём способ достаточно прост в исполнении и позволяет мгновенно переходить к продолжению движения.
![](/images/articles/2015/01/12c32.gif)
Клип 7. Тот же метод, но на открытой поверхности.
![](/images/articles/2015/01/13c32.gif)
Клип 8. Большое внимание в тренировках перемещений нужно уделять развитию лёгкости и устойчивости. В боевых видах перемещения ниндзя, а так же способах используемых для бесшумного подкрадывания и ускользания, огромную роль играет устойчивость и лёгкость при исполнении того или иного метода перемещения. Для развития этих качеств используется несколько упражнений канонизированных под названием - искусство облегчения веса тела.
![](/images/articles/2015/01/14c32.gif)
Клип 9. Эти упражнения следует практиковать на начальной стадии обучения постоянно. В последствии, на более высоком уровне мастерства, постоянно к ним возвращаться, отшлифовывая их до полного совершенства. К этим упражнениям относятся стояние и передвижение прыжками на одной ноге, передвижениями по узкому бревну, кирпичному или бетонному бортику вдоль дорог, все виды усложненного бега с отягощением, по песку и т.д.
С каждым занятием эти упражнения должны выполняться всё легче и легче. Должно появиться ощущение лёгкости и как бы парения над землёй, с очень короткими, практически не оставляющими следов касаниями ног грунта.
Большую помощь в этом оказывает образ ветра (воздуха), и соответствующе этому первоэлементу дыхание соотносящееся с поднятием руки вверх. А также перемещения, прыжки и учебные поединки, проводимые на стоящих вертикально в земле столбиках, хождение по канату в начале туго натянутом, а затем провисшему.
Хорошо усвоенная практика этого небольшого комплекса, в сочетании с тренировкой мышц ног, перемещениями, изучением тактики боя, за довольно короткий период времени (один - полтора года) позволит ученику ниндзя существенно повысить уровень тренированности указанных качеств.
Приведенные выше виды техники бесшумного передвижения является лишь примером отражения этих принципов на физическом плане. Первое время можно обращаться к пояснительному тексту данного диска. Однако на следующем этапе тренировки ученик ниндзя должен найти для себя сам наиболее приемлемые методы и технику, которая будет работать только на него, исходя из его личного опыта и степени тренированности. Принципы бесшумного передвижения - передвижения осуществляются на расслабленных ногах, причём в движении задействована вся конечность - голеностоп, колено и бедро. Следует, как можно, передвигаться на более согнутых ногах, нужно искоренить плохую привычку ходить, подобно аисту на болоте, на прямых ногах.
Вес тела расположен на одной из ног, а не на обеих, перенос массы с одной ноги на другую осуществляется как можно более плавно. При шаге никогда не следует ставить ногу на всю стопу сразу, нужно научиться плавно, перекатывать ногу с пятки на носок или с носка на пятку в зависимости от техники передвижения. Руки во время движения, особенно это, касается передвижения в темноте располагаются впереди тела, одна на уровне лица другая на уровне паха. Это делается для того, чтобы избежать столкновения с каким либо предметом, или адекватно отреагировать на внезапное нападение. Голову, шею и позвоночный столб на протяжении всего движения следует держать выпрямленным как бы подвешенным за макушку. Наклонов, различных сгибаний и т.п. положений следует избегать.
Необходимо научится замирать в любой, даже самой неудобной позе, на максимально согнутых ногах. Эта техника используется в тех случаях, когда ниндзя своим движением случайно произвёл больше шума, чем требуется. Для того чтобы, во-первых, проанализировать последствия шума, а во-вторых, заставить подумать что-либо услышавшего охранника, что он ничего не слышал, или ему показалось.
Большое значение для бесшумных перемещения играет также учёт внешних факторов: время суток, погода, дождь, ветер и т.д.
Кроме нескольких основных принципов не существует каких либо магических рецептов и заклинаний, с помощью которых ученик может достичь мастерства бесшумного передвижения. Это умение сугубо личное, развиваемое в процессе постоянного поиска и тренировок наиболее рациональных форм и способов, на основе принципов веками развивавшихся в кланах ниндзя.
«Искусство ниндзя». НПЦ «Здоровье народа», ООО «ВИПв»