Библиотека портала. Б. П. Никитин. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней

Категория: «Внутренняя политика» семьи Опубликовано 14 Март 2016
Просмотров: 2774

Библиотека портала. Б. П. Никитин. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезнейБиблиотека портала. Б. П. Никитин. Первые уроки естественного воспитания,
или Детство без болезней

 

Библиотека портала. Б. П. Никитин. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней


ОТ РЕДАКЦИИ

Издательство «Лениздат» вот уже практически десятилетие выпускает специальные серии, библиотечки, сборники и отдельные издания, предназначенные молодым супругам, молодым родителям.
Вначале это была библиотечка «Будьте счастливы, молодые!», в брошюрах которой авторы старались с самых разных сторон рассмотреть проблемы молодой семьи. Часть вопросов, не нашедших отражения в библиотечке, вошли в сборник «Книга молодой семьи». Продолжает семейную тему и книга Б. П. Никитина «Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней».
Не секрет, что в предыдущие десятилетия семья в силу различных социальных и экономических причин как бы «стушевалась», отошла на второй план. И сейчас же остро дали знать о себе ее проблемы, сейчас же ощутили мы дефицит нравственности. Появились многочисленные сироты при живых родителях, «отказные дети».
Общество поздно, но почувствовало свою ошибку. Забили тревогу ученые, педагоги, врачи… И мы видим, как еще медленно, но совершается поворот государства к семье, как принимаются законы, направленные на укрепление ее экономического потенциала, на возвращение женщине–матери возможности находиться с ребенком, не работая до исполнения ему трех лет.
Конечно, помощь общества семье нужна. Особенно многодетной. Это видно на примере самих Никитиных, которым совсем не легко пришлось поднимать семерых детей. И можно только поражаться их оптимизму, энергии, дружелюбию, которые сделали эту семью притягательной для многих других людей, искавших новые пути в семейной педагогике. Сегодня в стране созданы клубы последователей Никитиных, энтузиастов, изучающих их опыт. В чем он заключается? Прежде всего в своевременном начале развития ума и тела ребенка, гораздо более раннем, чем принято в настоящее время. Не все встретили новации Никитина с одобрением. Некоторые медики до сегодняшнего дня считают, что этот путь ошибочный. Однако идеи Никитина и его последователей подтверждены уже опытом воспитания детей и внуков в их семье, опытом других отцов и матерей. В этой книге приведено также мнение ученого–физиолога профессора И. А. Аршавского, на протяжении долгого времени наблюдавшего детей Никитиных.
Борис Павлович Никитин постарался собрать материал из разных источников, подтверждающий многие его выводы. Использует он и данные передовой науки Запада, работы наших исследователей. Но, думается, главное не в том, чтобы убедить читателя в непогрешимости метода Никитина. Как раз Борис Павлович противник догматизма, слепого следования каким бы то ни было советам и рекомендациям. Он призывает родителей быть прежде всего внимательными к своим детям, знать их, чувствовать, понимать. Именно такое внимание, любовь позволяют определить то, что надо ребенку. Ведь в этой семье старались никогда не заставлять детей делать то, что им не нравилось.
Многие родители стремились действовать так же, но совсем не все получали подобные результаты — крепкую, дружную семью.
Никитин называет себя родителем–профессионалом (по профессии Борис Павлович инженер–механик, работал учителем труда в школе, его жена Лена Алексеевна библиотекарь). И наверное, такое звание правомерно. Никитины выработали собственный подход к воспитанию. Они исходили из того, что никто лучше папы и мамы не может знать своих детей. Без этого знания даже такой авторитет, как Б. Спок, не на пользу.
Что стоит за подобным подходом Никитиных к воспитанию? Огромный опыт. Интерес к детям. Наблюдательность. Наконец, талант. И еще ответственность за здоровье и судьбу ребенка. Это очень важно. Современные родители из любви к детям, желания создать их по своему усмотрению, выучить, «научить жить» часто лишают ребенка радости существования, радости бытия. Он превращается в полуробота, выполняющего желания родителей.
Никитины мудро предоставляют своим детям возможность испытать эту радость бытия, эмоционально богатой жизни, хотя, вероятно, кто–то скажет, что дети были лишены многого, что имели их сверстники. Это не так. Просто в семье другая шкала ценностей, чем в иных семействах.
Но вернемся к нашей книге. У Бориса Павловича давно возникла задумка написать о самых первых шагах родителей, воспитывающих ребенка. Еще до рождения малыша, до того, как он придет в дом, по глубокому убеждению Никитина, необходимо позаботиться о его здоровье. И сделать это должна в первую очередь мама. От нее зависит, каким придет в мир новый человек.
Многие женщины теряются, ожидая появление первенца. У них появляется страх: а справятся ли? В этой книге матери смогут найти много полезных советов, рекомендаций, которые помогут им избавиться от подобного страха. А главное, Никитин убеждает родителей, что заботиться о малыше, растить его — это огромное счастье, огромная радость.
Возможно, какие–то рекомендации вызовут у читателя недоумение: реальны ли эти советы? Но давайте не будем торопиться отвергать всё с ходу. Вспомните, многое из того, что раньше казалось чуть ли не диким (хотя бы раннее плавание младенцев), теперь привычно и вошло в наш быт. Кроме того, многое из того, что предлагает Борис Павлович, уже было в прошлом, и мы просто забыли об этом. Сегодня же, когда мы на многие явления смотрим по–новому, стоит, наверное, пересмотреть и некоторые наши привычные взгляды на воспитание. Все это, конечно, не отрицает споров, дискуссий, столкновения мнений. Но то, что предлагает Никитин, думается, очень последовательно вписывается в нашу сложную экологическую обстановку и, возможно, даже позволит человеку восполнить тот недостаток иммунитета, который сейчас очень ощутим.
В эту книгу вошло многое из того, о чем Никитины уже рассказывали в других изданиях. Но эта книга как бы объединила все накопленное до сих пор в единое целое, некую концепцию воспитания ребенка в период его жизни от рождения (и даже раньше) до года. И родителям важно с особой эффективностью использовать именно это время для развития ребенка. Надеемся, книга поможет в этом.

 

УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ НИКИТИНЫХ 


На протяжении ряда лет супруги Никитины привлекают внимание людей, интересующихся воспитанием. Они не только высказали идеи о значении ранней тренировки ума и тела, но и провели их в жизнь в своей многодетной семье. Их публикации о первых двух детях в широкой прессе лет этак двадцать назад вызвали целую бурю. Высказывались сомнения и даже возмущение. Приезжали комиссии медиков и педагогов. Одни утверждали, что Никитины калечат детей, что метод нужно осудить. Другие, наоборот, восхищались и рекомендовали широкое распространение их системы воспитания. А между тем шли годы, росла семья, росли дети. И Никитины продолжали воспитывать их в том же духе, ничуть не разочаровываясь в результатах. Опыт накапливался, замалчивать его стало трудно. Снова появились робкие публикации.
Вопросы воспитания интересуют меня давно, и не только в теоретическом плане, но и в практическом: насколько вообще человек воспитуем, в какие сроки, ценой каких усилий, каково значение наследственности? Уникальный опыт Никитиных имеет прямое отношение к проблеме формирования личности. Именно поэтому я поехал к ним в Болшево, чтобы самому посмотреть ребят. Оказалось, что все правда. Был конец октября, падал снежок. Борис Павлович встретил меня на перроне с несколькими ребятами. Одеты они были по–летнему, но не выглядели озябшими. Я пробыл в гостях день и выяснил все что хотел. Конечно, за это время нельзя проникнуть в души ребят, но впечатление осталось. Прежде всего я посмотрел детей по–врачебному: они все оказались очень тощими, очень сильными и, несомненно, здоровыми. Врачи, которые их «браковали» раньше, привыкли оценивать меру здоровья по толщине подкожной жировой клетчатки, а не по резервам мощности сердца, легких, мускулатуры. С резервами ловкости и силы было более чем благополучно — не мальчишки, а юные тарзаны. Второе впечатление:
свобода, самостоятельность и независимость личности. В семье нет даже тени муштры, строгого режима, расписания. Да и как его провести, когда семеро детей и родители работают, когда, кроме того, бюджет составлял в то же время около тридцати рублей на члена семьи в месяц. Во всем чувствовался коллектив, одна семья в самом высоком значении слова. Конечно, я не мог выяснить особенностей личности каждого из детей, их взглядов, убеждений, но одно приятно поражало: шкала моральных ценностей начиналась не с вещей и престижа, а с труда, доброты и сопереживания близким и товарищам.
Наиболее спорным является вопрос о развитии интеллекта Скажу прямо, я не нашел в семье юных интеллектуалов и эрудитов. Я увидел очень сообразительных «решателей проблем» со свободным и изобретательным мышлением, с хорошо развитым языком. Да, они обгоняли своих сверстников по школьным программам кто на два, а кто на четыре года. Я видел их школьные тетради, дневники, пытался вникнуть в трудности их отношений с учителями. Увы, многие учителя, как и врачи, мыслят слишком шаблонно, чтобы оценить этих необычных ребятишек. Не все меня убедило в части школьных занятий: так ли уж необходимо кончать школу в двенадцать лет, но несомненно, что для таких ребят нужны особые программы, иначе мозг детренируется «на манной каше» рутинной школьной программы, рассчитанной на сугубо средних учеников. Однако перескакивание через класс далеко не так безобидно и связано с психологическими опасностями, которые еще требуется уяснить.
Борис Павлович выдвинул закон, вернее, явление, которое он называет НУВЭРСом и которое касается развития умственных способностей. Его идея выглядит очень заманчивой: по его взглядам, всех людей можно сделать очень умными, если их очень рано и не так, как сейчас принято, целенаправленно начать обучать. Никитин не одинок в вопросе высокой эффективности раннего обучения. Имеется большая литература, с которой я более или менее знаком. Но несомненно, что уровень интеллекта ребенка можно повысить путем раннего обучения. Энтузиасты утверждают, что, занимаясь в дошкольном периоде, можно всех детей приблизить к уровню отличников или хотя бы «хорошистов». Видимо, так и есть. Но превратятся ли школьные отличники в талантливых специалистов, — вот что еще не доказано. Нет достаточных материалов. Возможно, что гены влияют на пределы интеллекта и даже раннее обучение не может существенно повысить эти пределы, не знаю. Но все равно я убежден, что правильно поставленная работа с дошкольниками может существенно повысить интеллектуальный потенциал целого народа. Именно поэтому опыт Никитиных имеет большую ценность, особенно для нашего общества, располагающего широкой сетью яслей и детских садов.
Образование — это тренировка ума; воспитание — это формирование чувств и убеждений, движущих поведением человека. Именно они определяют гражданина. Трудно сказать, что важнее: воспитание или образование, но ясно, что эти факторы связаны. Образование само по себе не создает благородного человека, но повышает возможность привить идеал, поскольку расширяет воспитательные каналы, через которые действует искусство и наука.
Система воспитания в семье Никитиных построена на прививании чувства солидарности и любви к труду, что является, видимо, главным условием формирования общечеловеческой нравственности, и в этом отношении значение опыта Никитиных в воспитательном плане исключительно велико.
Книга дает представление не только о методике их занятий с детьми, о физическом развитии детей и укреплении здоровья, но и об отношениях в семье, о способах социализации детей. Автор не скрывает своих ошибок и трудностей, рассказывает о путях их преодоления. Книга в целом не носит характера нравоучения и назидания, но именно это заставляет читателя соотносить опыт Никитиных со своим, размышлять, анализировать. Это полезно не только родителям, но и специалистам, занимающимся теорией и практикой воспитания.
Академик АН УССР, Герой Социалистического Труда, народный депутат СССР
Н. АМОСОВ

Авторизация

Реклама