Возможно, вы будете не во всём согласны с позицией автора. Однако обилие интересной неординарной информации значительно расширяет кругозор каждого из нас.Что такое человек? Как понять природные закономерности его развития? Можно ли постичь человека не только как телесное, но и как душевное и духовное существо? Наконец, совершенен человек или несовершенен? Казалось бы, такой вопрос неуместен.
Ведь в процессе Творения человека действовали все Божественные Иерархии, весь Космос, и ответ должен быть только положительным. Но если человек совершенен, то почему тогда он склонен к множеству пороков и не может им противостоять? Почему он столько болеет, причём с самого раннего детства? Почему он такой неприспособленный, в отличие от животного, инстинкты которого дают ему возможность избегать опасностей и выживать в самых тяжёлых условиях? А если человек несовершенен, означает ли это, что Боги допустили просчёт, или причины несовершенства всё-таки в нас самих, в том, что мы чего-то не знаем или не поняли? А может быть, дело в том, что мы до сих пор не нашли «тайной кнопки», на которую нужно лишь нажать?
К кому можно адресовать все эти вопросы, какой специалист сможет на них ответить, объяснить всё истинное существо человека?
Объяснять пытались многие и по-разному. С точки зрения механики, к примеру, претензий к «предмету Творения» не предъявлял никто. Любой инженер сказал бы, что человеческий скелет безупречен, что каждая косточка, каждый сустав и любое сочленение сконструированы предельно точно и надёжно.
По поводу функционирования всей человеческой телесности могли бы выразить восторг врачи, особенно тем, что эта телесность сохраняет живучесть, несмотря на все их попытки что-нибудь с ней сделать, заглянуть в неё и «покопаться» в ней всласть.
Проникнуть вовнутрь и всё объяснить хотели и физиологи, и биологи. Проникли. Какое же последовало объяснение? Не глубже того, какое получил Павлов, калеча и мучая сотни несчастных собак. Далее рефлексов дело не шло. Нечто невидимое ускользало от исследователей, оставляя в их руках лишённую жизни оболочку.
В результате такого подхода все лавры и самый громкий успех в «объяснении» человеческого феномена выпал… анатомам. Ведь им удалось не просто заглянуть вовнутрь и потрогать, но и расчленить, пересчитать все детали, что и дало патологоанатомам право записывать в биографию человека последнюю строку. Это при всём том, что о живом у всех этих дипломированных специалистов остались самые смутные представления.
Исследователи искали других путей, и вскоре последовало озарение – ДУША! Вот где нужно искать объяснения. Но как к ней подступиться и, вообще, где она находится? Этого многочисленные искатели, называемые теперь психологами, никак не могли определить.
Прорыв в этом направлении совершил З. Фрейд. Он тихонько подкрался к «душе» и объявил всем, что никакой души-то, собственно, и нет, а есть либидо, да и то не у всех, и проблемы, болезни и несовершенства человека происходят, следовательно, от того, есть ли у него это пресловутое либидо, в избытке ли оно или его нет совсем.
«Душевные» теории наслаивались одна на другую, плодя новые научные имена и «специалистов». Монопольное «право» на душу, принадлежащее Церкви, стало переадресовываться генеральному специалисту, своего рода патологоанатому психологии – психоаналитику. Теперь к нему бегут «поплакать в жилетку» и проконсультироваться по любому поводу. Иметь своего психоаналитика стало престижно. Без его одобрения американцы, к примеру, стали неспособны совершать какие бы то ни было действия – ни дышать, ни рожать. Вся человеческая жизнь оказалась в блокадном кольце специалистов. Психоаналитик разрешает жизненный путь человека, патологоанатом – завершает его. Человеческая мудрость и самая элементарная порядочность оказались вытесненными из обращения и подменёнными рациональными мотивами в исполнении этих самых специалистов. Своя голова уже как бы и не нужна, разве что для технических целей – есть, пить да болтать по телефону. Ясно, что при таком подходе к человеку прояснить что-либо трудно.
Быть может, что-то прояснят те, кто ближе к Духу, – богословы? Правда, нам известен многовековой консервативный взгляд Церкви, запрещающий познание телесной природы человека с точки зрения душевно-духовного. Это очень странно, ведь параллельно с общей эволюцией человека должна свой путь развития совершать и Религия как основной представитель сферы Культуры. А что означает такое развитие, к примеру, для Православия? Это означает всё более глубокое познание Слова Божьего, познание факта телесного явления Бога на Земле и познание Мистерии Голгофы. Такого познания в нашу материалистическую эпоху более всего не хватает человеку. Но на познание этих основополагающих фактов Христианства наложенный запрет не отменён до сих пор и любые рассуждения и толкования Нового Завета, могущие вызвать более глубокие вопросы, пресекаются. Вольно или невольно, но богословы превращают Новый Завет в юридический документ, лишённый жизни, в свод необсуждаемых правил.
Таким образом, триединый человек тела, души и духа игнорируется общественным сознанием, а точнее – нивелируется до телесно-душевного, более – до телесного, и осветить его истинное существо на сегодняшний день – большая проблема. Не рассматривая человека в его целостности, наука допускает ту же ошибку, что и при рассмотрении окружающего Мира, т.е. довольствуется односторонним внешним наблюдением. Соответственно, и результаты исследований в обоих случаях будут такими же односторонними. Что же в этом страшного? В этом нет, естественно, ничего страшного. Страшное начинается после того, как та же наука, те же исследователи сделают из своих внешних наблюдений обобщающие выводы с претензией на мировой Закон и принудят через систему образования им следовать как единственно верным. Если же государственная система образования централизована, то через учебно-образовательные программы ложный взгляд мгновенно становится профилирующим для всей страны.
Причину сегодняшней асоциальности молодёжи и сопутствующих этому пороков нужно искать в подобных учебно-образовательных программах, которые вызывают в душах детей и подростков внутреннее отторжение, подсознательное нежелание следовать им, побуждают их бежать подальше от навязываемой лжи. В итоге мы имеем порочный круг, где школа и вуз учат односторонне будущих родителей, а родители воспитывают односторонне будущих учёных. Как из этого круга вырваться? Надеяться на то, что российский чиновник образумится и будет радеть за общество, – наивно. Чиновник, как правило, безликий исполнитель и ни в чём не заинтересован. Кто же заинтересован? Родители. Вот кто может помочь преодолеть односторонность и не дать зацементировать в ребёнке душевно-духовное существо. Родители кровно заинтересованы во всестороннем, здоровом развитии своего ребёнка. Поэтому на них ещё можно надеяться, тем более что родители первыми встречают существо, избравшее их, полюбившее их и полностью доверившее им свою судьбу. Это налагает на родителей высокие обязанности и очень непростые задачи. Они не должны сводиться только к тому, чтобы выкормить, вырастить и дать образование. Их задача несоизмеримо большая – суметь так воспитать ребёнка, чтобы он, будучи взрослым, был способен окружающий его мир воспринять как творчество Богов и мог бы включиться в этот общий план, вполне понимая свою космическую миссию. Если родители упростят, занизят свою задачу, то ребёнок окажется опутанным повседневностью и вряд ли сможет оторвать свой взгляд от земли.
О сложной и простой, земной и космической роли родителей и о секретах «тайной кнопки» мы и попробуем поговорить.
Чего боятся родители и с чего начать
Существует мнение, что, прежде чем говорить о воспитании, нужно, чтобы правительство остановило стремительную деградацию общества, иначе, мол, ребёнок, как бы он ни был воспитан, попав во внешний мир, сделается добычей антисоциальных слоёв, то есть станет наркоманом, вором, преступником и т.д. Зависит ли от правительства или Думы эта проблема? Думаю, что не зависит. Её могут решить только родители, семья. Только они могут воспитать личность, которой не страшна опасность попасть а антисоциальную среду. Ведь не станем же мы просить президента отменить в январе морозы с тем, чтобы выпустить детей погулять? Нет. Мы детей соответствующим образом тепло оденем и выпустим подготовленными к внешним условиям. Но почему в жизни часто происходит наоборот, несмотря на то, что все родители хотят, чтобы их дети были самыми, самыми, самыми… Быть может, виной этому какие-то упущения или стереотипные ошибки? Проанализируем с этой целью ряд тенденций в воспитании и в подходе к ребёнку.
Современная жизнь пугает родителей тем, что их ребёнок может оказаться к ней неподготовленным: недостаточно умным, недостаточно физически крепким и т.д. Поэтому они стараются готовить ребёнка заранее ко всему тому, с чем ему придётся встретиться в жизни. И прежде всего идёт подготовка к школе. Родительская логика проста: если мой ребёнок заранее научится читать, писать, считать, то в школе он станет отличником и за него не придется краснеть.
Как резонанс возникают подготовительные группы и классы, но родительская озабоченность пытается упредить и их. Ажиотаж в обществе растёт. Появляются «специалисты» по раннему интеллектуальному развитию детей. Вспоминают Моцарта. Проводят конкурсы юных дарований, всё более взвинчивая родительские «комплексы» и амбиции. И вот юное чадо, заподозренное в гениальности, подвергается с поощрения «специалистов-психологов» частному обучению. Иностранный язык, чтение, декламация стихов, математика – всем этим заботливые родители не просто нашпиговывают своего ребёнка, а ещё как бы соревнуются: чей ребёнок будет «загружен» больше и раньше. Чем раньше загрузят, тем престижней. Если ребёнку шесть лет, то он – старик, его загружать поздно. Начинают в пять, в четыре, в три и ранее, приводя в пример Англию, где ранняя интеллектуализация повсеместно поощряется, да ещё и с применением компьютера! А если на Западе младенцы сумели сесть за компьютер, то неужели наши, российские младенцы не сумеют сделать того же? И кажется, что вот-вот родительская мечта о чудо-ребёнке будет достижима. Ну кто может этому помешать или кто может против этого возразить?
Возразить может только Природа. Она нам точно указывает на то, что каждые 7 лет в организме человека происходят радикальные изменения и что эти изменения для нас являются определёнными знаками, которые мы должны понимать и в соответствии с ними помогать ребёнку, а не мешать. Об этом знали с глубокой древности и до 7 лет всячески оберегали ребёнка от любых внешних влияний, так как считалось, что пока не начнут выпадать молочные зубы, ребёнок в руках Божественных сил. Примерно к 14 годам ломкой голоса мальчики оповещают о начале третьего семилетия, о том, что в их организме произошли глубокие изменения. У девочек также появившиеся новые физиологические функции и телесные изменения свидетельствуют о новом периоде развития и зрелости.
Каждое семилетие в жизни ребёнка имеет свои особенности. Восточная мудрость, к примеру, оставила современникам своё видение проблемы воспитания и свои «ключи» на каждое семилетие. Согласно им, до семи лет ребёнок – «император», ему всё дозволено; от семи до четырнадцати он выполняет всё, он – слуга; после четырнадцати он – друг, с ним всё обсуждается, с ним обо всём советуются. Почему это именно так – древняя мудрость умолчала. И умолчала по «техническим причинам» – слишком рано ещё было знать, давался лишь ключ. Сегодня же мы имеем счастливую возможность воспользоваться плодами духовной науки – антропософией, которая рассматривает Законы Вселенского развития и их взаимодействие с человеком. Её основатель – Рудольф Штейнер (1861-1925), австралийский учёный. Благодаря ей открывается взаимосвязь социальной жизни с дальнейшим развитием Человека и Земли и возможность не только понять древнюю мудрость, но и разобраться в том, как в наше время приблизиться к ребёнку, как воспитывать его и при этом не навредить ему.
Начнём с того, что беременность должна протекать в положительных эмоциях, и лучше, если среди морально-нравственных людей. Добрые мысли, спокойная живая музыка, благородные поступки, состояние любви, общение с природой – всё это и есть начало воспитания и создание хорошего фона будущему духовному развитию ребёнка.
После первого шевеления ребёнка сексуальных настроений и тем более контактов следует избегать. Секс необходим только для зачатия. Даже животные его регламентируют. Подумайте об этом на досуге!
Примерно с седьмого месяца беременности не следует читать эзотерических книг, дающих слишком много сил, так как это может стать причиной несвоевременных родов.
Беременным нельзя долго наблюдать процесс вращения в любой форме: колёс велосипеда, перемешиваемой в одном направлении жидкости или вращающейся под куполом цирка гимнастки. В результате погружения в этот процесс пуповина может обернуться вокруг шеи ребёнка.
За несколько месяцев до родов или во время родов мать может услышать имя ребёнка. Оно связано с космическим ритмом, а ребёнок – частица космоса и вибрирует в определённой частоте. Имя, произносимое окружающими, действует на ребёнка, подобно мантре, напечатлевая свой характер и судьбу. Поэтому имя должно соответствовать дню рождения и не должно даваться в честь или память даже любимых вами родственников. Несоответствие его скажется в дальнейшем на здоровье и особенно на нервной системе ребёнка.
Хорошо, если роды проходят в благожелательной обстановке и в присутствии отца.
Лучше во время родов не кричать и не использовать наркоз – гасится карма.
Сейчас всё чаще можно слышать о том, что для ребёнка полезно, если роды совершать в воду. Такая практика отбрасывает ребёнка назад в отношении его духовного продвижения. Водную стихию в своём развитии человек уже прошёл, и роды ставят на ней точку. Весь организм младенца готов к новому шагу, а не к тому, чтобы превратиться в нечто «водоплавающее». А для облегчения родов лучше использовать естественные возможности: разработать плавно и постепенно мышцы, суставы, связки и не бояться, ведь организм к этому призван. Радость рождения ребёнка, переживаемая вместе с мужем, снимет все страхи и тревоги во время родов.
Плохо, если родившемуся младенцу не дают грудь, да ещё и лишают на сутки или больше контакта с матерью. Такая отсрочка мешает и задать ритм молочной железе, должной производить столько молока, сколько потребует малыш, и воспользоваться молозивом как своеобразной прививкой от внешней инфекции. А для матери всё это может обернуться заболеванием железы и потерей молока.
Кормящей матери лучше носить одежду с длинными рукавами и тёплый платок на груди. На шестом месяце кормление грудью лучше прервать, иначе сохранится более сильная связь с силами наследственности и ребёнку труднее будет их преодолеть. Преодолеть же стремится личностное, индивидуальное в ребёнке, и выражается это в тех самых детских болезнях, которые всем известны и которые «почему-то» не очень любят родители.
Не бойтесь укачивать ребёнка, делайте это плавно, не дёргая и не тряся. Это для него важная процедура, только укачивайте ритмично. Ритмичность способствует соединению организма с бессознательной мудростью. Добавьте голос. Если он у вас небольшой, не расстраивайтесь – это не имеет значения. Главное – в его красоте, в выразительности интонаций. «Сопроводительный» текст можете использовать какой хотите.
Активность маленьких детей часто приводит к вопросу: как лучше пеленать? Туго стягивать ножки или дать им полную свободу? Полярность этого вопроса и несёт в себе ответ. Если дети часто дрыгают ножками, это приводит к рассеянности и поверхностности, так как волевое в организме приучается жить анархично, само по себе. Ребёнок будет беспокойным, будет часто пробуждаться, что в дальнейшем приведёт к нервозности, к холерическому характеру, возможно к истерии. А если ножки туго завязывать, дети станут неповоротливыми и в движении, и в характере выражения, ибо в этом случае воля зажата и тихий, малоподвижный ребёнок в будущем может стать неврастеником.
В каком возрасте лучше крестить ребёнка? Чем раньше, тем он будет более восприимчив к жизни. Но нельзя забывать, что до трёх лет его повышенная восприимчивость касается и наших чувств, и наших мыслей, которые должны быть моральны, ибо через подражательные тенденции, подсознательно ребёнок впрессовывает их посредством органически-душевных сил в свою телесность. Ребёнок делается таким, каковы мы сами в его окружении.
Помогая учиться говорить, к примеру, мы должны быть внутренне абсолютно правдивы, так как воспринятая в это время физическим организмом ребёнка правдивость укрепляет тонкую деятельность, связанную с вдохом и выдохом. При внутренней лживости космическое соотношение ритма дыхания с пульсом (1:4) тонко искажается, что впоследствии приведёт к патологии в области пищеварения.
По той же причине нельзя искажать свою речь и поведение «под малыша», так как на уровне подсознания ребёнок протестует против такого извращения, испытывая глубокую антипатию. Это наносит ему психическую травму и выльется впоследствии в слабое пищеварение.
После того как ребёнок научится говорить, в нём закладывается основа умения думать. Каким образом? Через восприятие чёткости и ясности мыслей окружающих. Недостаточно отчётливое выражение мыслей находящихся рядом с ребёнком людей порождает нервозность, которая в совокупности становится знаком времени.
Ребёнок подобен губке, и это сказывается даже тогда, когда он плачет. Если он, к примеру, активно ревёт в окружении моральных людей – он развивает свои моральные силы; если же окружение аморально, даже в мыслях, то и силы эти проявятся в неморальной активности. Такая активная восприимчивость во время плача связана с тем, что эфирное тело ребёнка, уплотнившись, истекает в виде слёз. Происходит как бы активный эфирный выдох, «провоцирующий» окружающих на значительно большее внимание к ребёнку и раскрытие себя. Интенсивность процесса усиливает со вдохом эффект запечатления всех этих проявившихся эмоций и мыслей окружающих в глубинах волевой организации ребёнка.
Основные задачи и опасности первого семилетияЧем занят ребёнок с самого рождения? «Строительством» своего «дома» и овладением им. Овладение своим телом, строительство внутренних органов, – всё это происходит в соответствии с космическим ритмом развития человека, нарушать который или ставить ему какой-либо барьер недопустимо даже чиновникам от здравоохранения! Все нарушения космических закономерностей развития оборачиваются для ребёнка дополнительными энергозатратами, что обязательно скажется впоследствии как на его душевно-телесном, так и на душевно-духовном развитии.
Возьмём, к примеру, памперс. Это – типичный барьер, помеха на пути к стремлению почувствовать своё тело и установить внутреннюю связь с периферией. Памперс на этом пути является серьёзной преградой и может стать одной из причин неврозов. Ведь ребёнок воспринимает внешний мир через ощущения, которых его начинают лишать, а лишив, мешают и овладеть своим телом, мешают почувствовать «пульт управления».
Овладение своей телесностью – дело непростое, особенно тогда, когда параллельно идёт построение внутренних органов, «учится» язык и осваивается весь внешний мир. На всё это тратится масса сил, и их экономия целиком зависит от окружающих малыша родителей и близких. Хорошо, если они более глубоко осведомлены об опасностях, подкарауливающих малыша, и могут их вовремя нейтрализовать.
Одна из опасностей таится в необдуманном использовании воды. Вода способна, с одной стороны, снимать различные структурные клише, «прилипшие» к телу, как бы очищать от них, с другой – влиять своей структурой, но в обоих случаях она вызывает истечение жизненных сил через рассеивание тепла. Активное приобщение ребёнка к воде с раннего возраста, включая и роды в воду, провоцирует отвлечение жизненных (эфирных) сил от внутренней деятельности на внешнюю, то есть на поддержание жизненно необходимых условий. В связи с этим лучше купать ребёнка зимой – один раз в неделю, а летом – два, при температуре воды 37о С.
Носить лучше нательное бельё из тонкой шерсти, снимая только на время купания. Но после купания нужно надевать другое, чтобы не втянулось умершее за это время жизненное тепло.
«Духовное нуждается в жизненном тепле. Ребёнок медленно врастает в земной мир», – говорил Штейнер молодым мамам. Сохранение тепла – важнейшее условие развития. Но мода сильней здравого смысла, и родители, потакая ей, любят одевать детей, к примеру, в носочки или в гольфики с открытыми коленями, а через них, как и через стопы и другие суставы, очень активно рассеивается тепло.
Все, наверное, знают, что дети очень не любят мыть ноги. И не напрасно! Энергия рассеивается и через мытьё ног. Более двух раз в неделю их мыть не стоит, а в остальных случаях лучше протирать влажным полотенцем.
Более всего истечение жизненных ресурсов вызывает закаливание. Оно вредно до семи лет в любой форме. Многолетний опыт отдельных групп, практиковавших закаливание как образ жизни, показал, что дети поначалу болели меньше, но, повзрослев, оказались на грани инвалидности. Ведь даже при простом охлаждении организма возникает склонность внутренних органов к ослизнению, то есть они как бы внутренне проклеиваются выделениями обмена веществ.
Искусственно создаваемый стресс в виде хождения босиком, частых водных процедур и т.п. постоянно привлекает на борьбу с ним внутренние силы ребёнка. Организм постоянно борется за выживание. Ему как бы приходится непрерывно использовать «неприкосновенный запас». Это как раз и вызывает у родителей иллюзию успеха. Они и не подозревают, что лишают ребёнка гармоничного развития, что культивируют в нём огрубление, неспособность тонкого душевного восприятия. Недаром один из пропагандистов закаливания – Чарковский, отвечая в одном из теле-интервью на вопрос о том, кем стали в жизни его подопечные, признался, что среди них очень много спортсменов…! По-другому и быть не могло, ведь в результате таких бездумных действий всестороннее развитие невозможно, на него просто не хватает сил. Хватает сил только на всё грубое, заземлённое, малоутончённое. Жёсткий реалист-прагматик с воспалённой прямой кишкой, больными почками и подорванными внутренними органами – вот типичный результат закаливания!
Если вы отправите ребёнка «за здоровьем» на Юг, к морю, то стресса ему не избежать, стресс его организму просто гарантирован. До семи лет ребёнка лучше никуда не перевозить. Оказавшись на Юге, в новых условиях, организм ребёнка помимо решения проблем, связанных с водой и с адаптацией к новым условиям, вынужден будет противостоять ещё и солнечному воздействию. Любой загар, даже самый слабый, в своей сущности – ожог. И на восстановление кожного покрова организму придётся привлекать резервные силы, тогда как в загаре необходимости нет никакой. Ведь если не считать моды на загар, то для выработки витамина Д солнечных лучей нужно совсем не так много. А при жаре и перегреве внутренние органы иссыхают и становятся анемичными.
Проблему представляет и процесс переезда, а именно – скорость. Чем быстрей перемещение, тем хуже для ребёнка, ибо астральное тело (тело чувств) от быстрого движения как бы отступает, смещается и действие эфирного ослабевает. Это касается и взрослого человека. Вспомним, для примера, переезд в поезде. Что вы всегда берёте с собой «перекусить» в дальнюю дорогу? Народная мудрость подсказывает, что брать в дорогу нужно прежде всего сваренные вкрутую яйца и соль. В вагоне почему-то всегда хочется есть, а хочется потому, что организм подсознательно стремится привлечь, приманить смещённые оболочки. Центростремительные силы, заключённые в желтке и в соли, способны удерживать астральное и эфирное тела, и человек не испытывает дискомфорта. При перелёте самолётом потому и возникает необходимость в гигиеническом пакете, что эфирное тело там более подвержено воздействию, а сдержать его «взлётно-посадочная» карамелька не в состоянии. Поэтому перед полётом проявите разборчивость относительно пищи или не ешьте совсем.
Частые переезды и перелёты представляют опасность для всей телесно-физической организации ребёнка, если ему не исполнилось 2,5-3 лет, так как примерно в это время эфирные силы, обеспечивающие пластику головы (голова – верхний полюс человека), завершают свою работу и высвобождаются для внешней деятельности. Если не исполнилось пяти лет, опасность распространяется на область груди (ритмическая система дыхания и кровообращения) и ниже, на систему обмена веществ, к которой относятся и конечности (нижний полюс); голова же к этому времени как бы «сдана в эксплуатацию» с точки зрения внутреннего формообразования и на ней уже меньше скажется перелёт. А в пять лет освободится та часть сил, которая обеспечивала организацию дыхания и кровообращения, то есть ритмическую систему. Так что после пяти лет и до смены зубов сохраняется опасность только для нижнего полюса, для системы обмена веществ и конечностей. Это значит, что быстрым перемещением в возрасте от 5 до 7 лет можно более всего нанести урон желудочно-кишечной системе, ослабить её моторно-мышечную функцию.
Сжато всё это можно выразить так:
· Отвлекая преждевременно эфирные силы головы, наносят ущерб будущему мышлению.
· Отвлекая преждевременно эфирные силы груди, наносят ущерб чувствам.
· Отвлекая силы от системы обмена веществ и конечностей, наносят ущерб воле.
Вот почему к возрасту до 7 лет – первой семилетке человека – подход должен быть очень вдумчивым. Ведь то, что ребёнок принёс с собой из душевно-духовного мира через зачатие – весь свой космический багаж, – всё это он вносит в телесно-физическую организацию. И он должен успеть это сделать до семи лет в вышеописанные три этапа. Космический ритм неумолим, и всё, что останется не внесённым в физическую организацию, позже не внести. Знать об этом родителям необходимо, иначе даже при самой большой любви к ребёнку можно наделать непоправимых ошибок, которые, к сожалению, сразу не видны.
Таким образом, наиболее уязвим ребёнок до 3 лет. До этого возраста «круговую оборону» ему помогает держать Ангел, который охраняет его от многих вольных или невольных глупостей, окружающих людей до тех пор, пока ребёнок не «заякает», т.е. не заявит о себе в первом лице. До этих пор дети говорят о себе от третьего лица, как некоторые племена индейцев, ибо «Я» ещё не вошло в них. Вхождение «Я» потрясает более всего не окружающих ребёнка пап и мам, а самого ребёнка, самого носителя этого «Я». Он с восторгом оповещает весь дом о случившемся, радостно выкрикивая: Я, Я, Я!!! Этим криком ребёнок как бы подводит черту под важнейшим этапом своей жизни. Что же такого с ним произошло, что он совершил за это время?
Если бы взрослый человек смог совершить то же самое за три года, то о нём бы говорил весь мир, а о ребёнке – молчит. Между тем, стоит подумать о том, каким образом совершенно «безграмотный» ребёнок в 2-3 года может овладеть любым языком в совершенстве и говорить без акцента? Причём это происходит в одной и той же последовательности у всех детей. Сначала осваиваются равновесие и хождение, а затем речь. Иначе говоря, способность движения рук, ног, подвижность пальцев, умение сохранять равновесие – всё это передаётся в мозг и приводит его к развитию, и отсюда – к развитию органов речи.
Естественно, что это не происходит, как в немом кино. С ребёнком постоянно нужно разговаривать, причём с годовалым, как с двухлетним, и не «сюсюкать»; а с двухлетним, как с шестилетним, ибо различие в развитии уменьшается в прямой пропорции к годам. Жан Поль Фридрих Рихтер, известный в Европе немецкий писатель и педагог XIX века, чьё педагогическое сочинение «Левана, или Наука Воспитания» и сегодня может быть настольной книгой родителей и педагогов, советовал говорить всегда несколькими годами вперёд, подобно тому, как гении в своих произведениях говорят с нами вперёд несколькими столетиями. Важны интонация речи, ритм и красота, но не стремитесь пробудить рассудок – вреднее для ребёнка придумать что-либо трудно. Говорить нужно обязательно, ведь прежде чем ребёнок скажет что-либо, он должен вас слышать, чтобы «знать», на каком языке ему предстоит с вами объясняться.
Полярные силы и телесно-физическое развитиеНам никогда не понять человека, рассматривая его вне связи с духовными существами, а лишь так, как на него смотрит, к примеру, специалист-психолог. Вот если бы он привлёк духовную науку, то понял бы, что ребёнок потому и способен в раннем возрасте освоить речь, что, во-первых, ему ничто не может ещё помешать – он ещё пластичен и не затвердел, не «закостенел»; и во-вторых, дар речи принадлежит Архангелу, и только благодаря ему возможны подобные чудеса. Ещё специалист понял бы, что человек постоянно находится под влиянием двух полярных сил, одна из которых стремится притянуть человека к Земле, сделать его восприимчивым только к чувственному миру, другая, наоборот, отвести от чувственного мира, ввести в мир иллюзий. Чтобы лучше понять эту полярность, отметим, что первые силы принадлежат Ариману, вторые – Люциферу (в православных христианских традициях это имена Сатаны и Дьявола). Ариману человек обязан тем, что имеет способности к мышлению, абстракции, математике, рациональному и пр. Люциферу – эмоциями, страстями, фантазиями, мечтательностью. Ариман ведёт к затвердению, Люцифер – к размягчению. Ариман приводит человека к материализму, Люцифер – к мистицизму. Если бы действовали только ариманические силы, то человек к трём годам превратился бы в сухого окаменевшего старика. А если бы действовали только люциферические силы, то человек оставался бы ребёнком всю жизнь.
Как видите, обе полярные силы нужны человеку, но они должны быть поняты им и благодаря этому пониманию уравновешены в нём. Между этих двух сил находится Христос, давший человеку для спасения Новый Завет, через глубокое понимание которого можно найти и опору, и необходимое равновесие.
Человек – свободное существо и сам выбирает в жизни свой путь, руководствуясь собственными представлениями о мире. И если эти представления поверхностны, то человек легко может склониться в сторону Аримана или Люцифера и стать, так сказать, их представителем, носителем интересов одного из них. А какие у них интересы? Самые простые. Завладеть постепенно душой человека, усиливая для этого своё влияние в его каждой последующей инкарнации. Более всего ариманическо-люциферические силы деятельны там, где человек только начинает свой земной путь, где ему, следовательно, можно существенно помешать. И помешать они могут через тех самых представителей, которые в силу своей односторонности невольно стали выполнять «посреднические услуги» Аримана или Люцифера. Их множество в чиновничьей среде, но более всего в среде тех, кто вырос из недр системы здравоохранения и системы образования – среди педиатров, педагогов, психологов. Все они, в свою очередь, стали жертвами односторонней материалистической системы, рассматривающей человека как принадлежащего только чувственно-физическому миру. Принадлежность же человека миру душ и миру духа просто-напросто игнорируется.
Отстраняясь от Духовного мира, мы подвергаем себя большой опасности, ибо становимся всё более беззащитными и доступными земным ариманическим силам, которые в настоящее время очень активны. Им можно ещё будет как-то противостоять, если молодые мамы поймут сложность ситуации, примут во внимание советы Духовной науки и проникнутся материнско-космической задачей.
Все усилия родителей, направленные на развитие ребёнка, воспринимаются им через эмоции и подражание, но только не через СЛОВО. Вы, наверное, не раз замечали, как ребёнок не реагирует на ваши взывания к разуму. Он как бы не слышит, всё делает по-своему, и если вы будете продолжать учить его словом – подготовите лицемера и нытика. Всё – только через личный пример. Апелляция к сознанию бесполезна и вредна. Ребёнок слышит и говорит, что понял, но это только узнавание знакомых слов и выражений. Он знает, но не понимает, и наказывать ребёнка, к примеру, за «предательство» – бессмысленно. Столь же вредны и бессмысленны призывы к совести. Их ребёнок услышит лишь после десяти лет.
То, что в первые 7 лет ребёнок – «император», не вызывает никаких сомнений у любого, кто способен наблюдать. Уже с первых попыток встать на ноги ребёнок отвергает помощь взрослых, стремится всё сделать по-своему, самостоятельно. В этом глубокий смысл. Взрослые в этом случае необходимы ребёнку для того, чтобы наблюдать за ними и подражать им. Если же взрослые возьмут на себя инициативу и заставят ребёнка встать раньше положенного времени, то этим могут разрушить ребёнка в его нервном процессе на протяжении всей дальнейшей жизни.
А может ли что-либо помешать ребёнку встать вовремя, задержать этот процесс? Может, и Духовная наука конкретно на это указывает, говоря, что до того, как ребёнок научится ходить, ему нельзя давать игрушки в форме животных и нельзя позволять смотреть на живых животных. Это связано с тем, что у животного позвоночник расположен горизонтально земле и животное ходит на четырёх лапах, у человека же позвоночник перпендикулярен земле. И если ребёнок видит образ животного или само животное, то подсознательно стремится подражать и этим вступает в противоречие с духовными силами, стремящимися поднять ребёнка и сделать прямоходящим. Не следует забывать и о том, что положение головы должно быть сориентировано согласно формирующим мозг изнутри эфирным силам.
Научившись ходить, ребёнок может играть любыми игрушками и смотреть на любых животных, кроме обезьяны и медведя. Этих обликов ребёнок должен избегать до 7 лет, чтобы не оживлять в подсознании память о далёких атлантических событиях, приведших к эволюционному отставанию.
Игрушки. Цвет. Волевое воздействие на ребёнка
Игрушки не должны быть с прямыми, острыми углами как, впрочем, и окружающие ребёнка предметы. Большое значение имеет цвет игрушек, как, впрочем, одежды и предметов. Он должен зависеть от темперамента ребёнка. Если, к примеру, ребёнок – холерик и очень активный, то лучше окружить его красно-жёлтым тоном, а если флегматично-вялый и малоподвижный – сине-зелёным. Это связано с тем, что, если смотреть на красный цвет, а потом перевести взгляд на белый лист бумаги, возникнет дополнительный цвет, как бы противообраз красного – зелёный, который на самом деле и воздействует успокаивающе. Если же пристально смотреть на синий цвет, то появится светло-оранжевый. Такое парадоксальное воздействие цвета у детей будет длиться примерно до 12 лет.
Очень важно, чтобы игрушки не были завершёнными. Ребёнок сам должен дофантазировать. Для его фантазии не должно быть рамок, то есть готовых форм. Ведь, играя, к примеру, с куклой, сделанной из куска ткани, ребёнок в своей фантазии восполняет то, чего ей недостаёт для того, чтобы выглядеть человеком, и эта работа фантазии оказывает формирующее воздействие на мозг. Мир условностей – вот питательная среда его фантазии и, стало быть, развития. Барби, Тамагочи и прочие ариманические подарки – для тех, кто хочет поставить точку в духовном развитии своего ребёнка.
Непоправимый ущерб творческой инициативе наносится тогда, когда ребёнку по сто раз в день что-либо запрещаем: нельзя то, нельзя это, не ходи туда, не ходи сюда – и так изо дня в день. Какое уж тут творческое начало?
Полярной ошибкой является и волевое воздействие, когда ребёнка принуждают что-либо сделать, особенно в отношении речи, настаивая, чтобы он говорил то или иное. Согласно Духовной науке, функция речи принадлежит Архангелу. Поэтому не мешайте ребёнку и доверьтесь Архангелу, ведь претензий к его «профессионализму» ещё ни у кого не было!
Волевое воздействие на ребёнка иначе – насилие в отношении телесности: традиционная зарядка и так называемые «солнечные ванны» – прямой путь к преждевременному склерозу.
Насилие может быть и более изощрённым. Прежде всего, это касается прививок. Это та область, где ребёнку труднее всего держать оборону. Он беззащитен против специалистов в белом. Происходит как бы покушение на свободу жизни. Организм сознательно ослабляют и подавляют иммунную систему. К семи годам силы наследственности должны быть преодолены и ребёнок должен обрести независимость и свободу в своём духовном развитии. Силы наследственности можно сопоставить со ступенью ракетоносителя, которая, выполнив свою задачу, должна отпасть, иначе превратится в тяжёлый балласт и не даст достичь высоких орбит. Отпасть балласту как раз и мешает прививка, не позволяя организму выпрямиться, встряхнуться и стать самостоятельным.
Прививка никогда не сможет укрепить здоровье ребёнка, и наблюдательные, думающие врачи честно в этом признаются. Поэтому говорить нужно, скорее, об их вреде, и не только на духовном, но и на телесном уровне. К примеру, заболевший туберкулёзом «привитый» становится опасным очагом заражения, внешне не заметным. Прививка лишь прячет, скрывает болезнь, не облегчая её. Кстати, большая ошибка держать больных туберкулёзом вместе. Выздоровление происходило бы намного быстрее, ведь человек со слабым «Я», истерического типа может заболеть туберкулёзом даже через мимикрию (подражание). Находясь же вместе, больные невольно воздействуют друг на друга, и болезнь затягивается.
Основная проблема нашего времени – в непонимании болезни как таковой, как явления. Тайна в том, что причина болезни всегда лежит в душевно-духовной области, побуждая тем или иным образом телесно-физическое и духовно-душевное к коррекции. Многие врачи с мировой известностью, такие, к примеру, как профессор Роттердамского университета Бернард Ливехуд, или французский профессор доктор Ботт, или доктора Хельмут Климм, Отто Вольф, Вальтер Хольцапфель, или наиболее известные в России немецкие доктора медицины супруги Вольфганг Гёбель и Михаэла Глёклер (издавшие на русском языке замечательную книгу «Ребёнок») – все они говорят о неслучайности всех известных науке заболеваний, о связях каждой болезни с прошлым воплощением человека, о какой-то односторонности человека, мешающей его развитию.
Причины некоторых детских болезней также уходят в прошлую жизнь и служат для преодоления каких-то несовершенств. Для понимания всего этого Духовная наука неоценима!
Насилие над ребёнком может осуществляться самым неожиданным образом и не кем-то со стороны, а самими родителями, если они, предлагая питание ребёнку, не понимают того, какие силы в этом питании заключены и какие последствия будут ими вызваны в организме. Речь не идёт о молоке – основном продукте первой семилетки: с ним всё ясно, а о том большом количестве овощей и фруктов, окружающих нас и входящих в любое блюдо любой кухни мира. Поэтому о некоторых принципах растений, их свойствах стоит напомнить.
Из того, что мы съедаем, организм извлекает духовную субстанцию, являющуюся не чем иным, как силой. Следовательно, любое питание – хотим мы этого или не хотим – является одновременно и лекарственным средством.
Рассматривая, к примеру, растение, можно в целом понять, какими силами оно обладает. Растение полностью доступно изучению, и его внешний облик нам может многое подсказать и помочь сделать правильный вывод.
Если рассматривать растение как перевёрнутого человека, тогда проще понять, как тот или иной элемент растения действует на тот или иной орган или систему человека. Плоды, к примеру, больше действуют на кровеносную систему; семена – на сердце; цветы – на почки; листья – на лёгкие и нижнюю часть тела; корни – на мозг и нервную систему.
Если корень обладает всасывающими силами, то верхняя часть растения, наоборот, устремлена на расширение, её силы стремятся во внешний мир, стремятся одарить собой всё вокруг. Пыльца – это как раз та часть растения, которой удалось это стремление и в которой содержится очень много центробежных сил. Если мы будем использовать пыльцу в большом количестве (в виде мёда), её силы в нас будут стремиться наружу, мы, как растения, «зацветём», то есть появится диатез или что-либо подобное. Потому-то детям более 1-2 капель мёда (с молоком) давать нельзя: произойдёт выброс сил. Хороший сон от мёда по той же причине – легче «выталкивается» астральное тело и «Я» (у взрослого). Ягоды клубники и земляники подсказывают нам, что они тоже носители центробежных сил, вытолкнувших малюсенькие семена на поверхность.
Зная свойства корня концентрировать в себе минеральные силы, можно эти свойства использовать для побуждения к мышлению. Но возникает вопрос: как из всего многообразия корней выбрать подходящий? Подойдёт тот, который имеет в себе больше солей и который по форме ближе человеческой голове. Редька в этом смысле – незаменима. Корень свёклы по форме почти такой же и вызывает страстное стремление много думать, только бессознательно.
Все растения выполняют различные задачи, и корни нам могут помочь понять – какие именно. К примеру, корень солодки, словно кабель, несущий информацию, стелется горизонтально земле, и эту его способность передачи свойств в Китае высоко ценили: там стоимость солодки превышала цену золота, ибо корень добавлялся ко всем лекарственным средствам и являлся активным носителем их свойств.
Корень винограда демонстрирует любовь к Земле, устремляясь к её сердцу. Но это всё уже в прошлом. Человек устремлён не к Земле, а к Солнцу, и потому таких фанатичных поклонников Земли, как виноград, должно стать меньше. Свою историческую миссию лоза исполнила.
Соевые и бобовые – очень заземляют человека, делают его притуплённым и малоподвижным в мышлении. Древние греки это знали и запрещали их есть ученикам. У нас же сегодня засилье сои! Выводы делайте сами.
Ещё больший вред ребёнку могут нанести грибы. Они в своём развитии находятся между растением и животным. Гриб – это как бы несостоявшееся животное, богатое лунными силами и зависящее от лунных сил.
Особый интерес представляет картофель. Его тоненькие корни, словно волосы скальпа, лишены минеральной основы. Силы до корней почти не доходят, задерживаясь в утолщённом стебле, называемом клубнем. Точно так же силы картофеля действуют и на человека. Они в основном собираются под головой, возбуждая язык и глотку. Поэтому человек, поев картофеля, вскоре испытывает страстное желание опять есть. Картофель обладает большой индивидуальной силой, и по этой причине желудок собственными усилиями с ним справиться не может, а привлекает более мощные структурирующие силы головы. В результате организм несёт очень большие потери. Ещё большие потери возникают, если есть молодой картофель: он в большей степени индивидуалист (вспомните, как мгновенно восстанавливается наружный слой клубня после чистки!). Если кормить ребёнка часто картофелем – в зрелом возрасте у него ослабнет зрение. Помимо этого развивается слабость ума. Картофель не зря называли в России «чёртовым яблоком», не зря крестьяне подсознательно сопротивлялись его распространению, вплоть до массовых бунтов. Для нашего времени лучше, если мы будем использовать топинамбур (земляная груша) – превосходное растение, усиливающее наше «Я» (при слабом «Я», как правило, диабет).
А вот для формирования мозга полезен фундук. Арахис же – враг духовного развития. К врагам можно отнести и все паслёновые, включая любимые многими томаты.
Обратите внимание на то, что картофель и томаты оказались в России в качестве ариманического «гостинца». И если в Америке они в какой-то степени правомерны, так как гасят излишнюю умность, разгружая голову, то для России – дополнительное препятствие.
С завершением смены зубов жизненное (эфирное) тело освобождается от внутренней деятельности и ребёнок получает новые возможности, складывающиеся из внешнего восприятия. С эфирным телом связаны память, совесть, характер, темперамент, привычки. Р. Штейнер, упомянутый нами ранее, об эфирном теле говорил так: «…Эфирное (или жизненное тело) есть сущность, благодаря которой в каждое мгновение жизни физическое тело охраняется от распада». Жизненное тело является как бы душой физического. Внешние же впечатления эфирное тело получает через свою душу – душу ощущений, которая одновременно является частью третьего тела – астрального (или тела ощущений) и оболочкой эфирного. Таким образом, астральное тело (тело чувств, ощущений) является душой эфирного и его оболочкой.
Голова у человека самая твёрдая, поэтому пластические эфирные силы формируют её после рождения в первую очередь, пока она не затвердела, а к семи годам постепенно подготавливается и всё физическое тело (включая соотношение внутренних органов) к дальнейшему росту и укреплению в заданных пропорциях. Но подготовленная к мышлению голова представляет из себя лишь физический инструмент, лишённый разума, морали, чувств и собственных мыслей. К семи годам о готовности головы к мышлению говорят построенные эфирным телом вторые зубы (хорошие зубы развивает вязание на спицах). В зубах есть вещество (флуорин), которое мозг будет в дальнейшем использовать, и поэтому нельзя отвлекать строящие силы и до завершения формирования зубов активизировать функцию мышления. Вы этим сами подорвёте здоровье ребёнка. Надо в связи с этим знать, что апелляция к мышлению вызывает силы, благодаря которым откладываются соли, и человек делается внутренне твёрдым. Нежная ткань мозга преждевременно грубеет. Особенно ярко это выражается, если к мышлению побуждают в раннем возрасте (до 7 лет) и принудительно. Много думая в школе, ребёнок тоже делается предрасположенным к раннему склерозу и к раннему обызвествлению артерий и окажется лишённым тонкого восприятия. Материализм будет его родной стихией.
Эфирное тело, как и физическое, нуждается в укреплении, и если для физического тела после рождения пищей являются внешние вещества, то для эфирного тела пищей является духовно-образная наглядность, когда «…упорядоченная фантазия черпает свой материал из живых картин или одухотворённых образов и сравнений» (Р. Штейнер). Все идеи должны воздействовать через сказки, басни, легенды и т.д., в которых растения должны говорить, животные – поступать морально, а справедливость – торжествовать. На эфирное тело благотворно влияет то, что несёт в себе внутренний смысл, внутреннюю ценность. Особенно на эфирное тело воздействует художественное впечатление, вызывающее представление о чём-то более возвышенном и благородном по сравнению с окружающей действительностью. Всё это способствует формированию совести и определяет направление духовной жизни. Облагораживает человека и религия.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что второе семилетие посвящается развитию внутренних чувств ребёнка, способных воспринять красоту мира и наполниться благоговением.
Если первая семилетка «императора» проходила в подражании и должна была утвердить ребёнка в том, что мир морален, не вызывая в нём подсознательного страха, вторая семилетка должна пройти с настроением – мир прекрасен. Достигнуть этого можно через художественный элемент, через искусство и особенно через музыкальное переживание мелодии, ритма и такта.
Духовный мир своей музыкой тонко воздействует через дыхание на кровообращение, на внутреннее тепло, на движение рук, ног и всего тела. То есть дыхание задаёт определённый ритм, реализующийся через кровь, а сердце, побуждаемое кровью, несёт космический пульс во внутреннее человека. Зная это, можно по достоинству оценить роль музыки, ибо она услышана композитором и преобразована, сделана доступной слышанию и может продолжить жить в человеке.
Шекспир говорил, что человек, который не несёт в себе музыки, способен на предательство, убийство, коварство. А это означает, что музыка является своеобразным лекарством против сильного влияния сил, побуждающих к аффектам и страстям.
Наличие космического ритма предполагает во втором семилетии и соответствующее преподавание. Оно должно во всём проходить ритмично, тогда и дыхание, и кровообращение ребёнка будут здоровыми. Своими чувствами ребёнок тоже должен отдаваться ритму.
Известно, что, думая долго, даже взрослый человек устаёт: мышление утомляет. От движения человек тоже устаёт. А вот ритмическая система человека не устаёт, она работает непрерывно всю жизнь, и если преподавание строится на художественной основе и апеллирует к ритмической системе, то утомление ребёнка будет минимальным.
Если ключом первой семилетки были пример и подражание, то ключом второй семилетки следует считать способность следовать авторитету.
До семи лет с другими людьми ребёнок связан, как со своими руками или ногами, – он ещё не обособлен от мира. После семи лет с самостоятельно действующей через дыхание и кровообращение системой чувств ребёнок отделяется от других и к взрослому возникает благоговение. Если человек в детстве испытал это чувство, то во второй половине жизни он придёт к правильному применению свободы, т.е. воспользуется ею в сфере культуры. В связи с этим стоит упомянуть частую родительскую ошибку, когда они допускают нетактичное или критическое высказывание в присутствии ребёнка в адрес того, с кем ребёнок общается и к кому имеет чувство благоговения. Это прежде всего касается школьного учителя или любого взрослого, являющегося для ребёнка авторитетом. Критический настрой родителей, даже справедливый, не должен подорвать основ душевного развития ребёнка. Ведь принцип подражания, естественный в возрасте до семи лет, должен преобразоваться в способность следовать авторитету, в благоговение, а потом в любовь, в глубокую любовь, уважение к учителю.
Обучение чтению следует начать с обучения письму. Этот парадокс чрезвычайно важно понять. С очень далёких времён существовала связь между звуком и явлением или предметом, и эта связь была закреплена буквой. Алфавит не был случайным набором абстрактных символов, а нёс в себе реальные образы мира. Потому-то ребёнок сначала через человеческие отношения осваивает буквы. Он «прохаживает» гигантскую букву на полу вслед за педагогом, вживаясь в неё всей своей телесностью. После ритмичного протаптывания формы ногами переходят к её переживанию и преобразованию, доводя рукой на доске, в воздухе, на бумаге до нужного соответствия. К примеру, кольцевое протаптывание (по кругу) приводит к букве О, а неполный круг принимает облик буквы С и т.д. Затем следует переживание образов, в которых будет открываться та или иная буква. У ребёнка таким образом гармонично вовлечены и чувственная, и волевая сферы.
Освободившееся эфирное тело даёт возможность без ущерба для здоровья использовать память. Если активизировать память до семи лет, то ревматизма, болей в суставах не избежать в дальнейшей жизни. Если же 7 лет исполнилось, то память нужно использовать, и активно. Иностранный язык, стихи, но…. не переусердствуйте и помните, что перегрузка памяти вызывает её ослабление, человек делается жёстким, чёрствым, усваивает лишь всякие предубеждения и более ничего усвоить не может; внешне у ребёнка появляется бледность, он всё более склоняется к боязливости, к состоянию страха и испуга. Если перегрузки продолжать, то ребёнок отстанет в росте. Это естественно, ведь духовно-душевное постоянно находится во взаимодействии с физически-телесным. Недогрузка же памяти (с 7 лет) приводит к воспалительным состояниям в отроческом и юношеском возрасте, а позже человек будет легко подвергаться воспалениям и простуде. Внешне такой «недогруженный» ребёнок выглядит покрасневшим, и это в свою очередь создаёт предпосылки к приступам ярости и гнева, а в дальнейшей жизни – к тяжёлым формам заболеваний. Это и не удивительно, ведь гнев вызывает выброс желчи, и если это происходит часто, может спровоцировать желтуху. Чтобы избежать перегрузки и недогрузки памяти, обратите внимание на то, что восточный взгляд на второе семилетие, выраженный ключевым словом слуга, не зря подчёркивает потребность ребёнка в авторитете и твёрдой руке. Не оставляйте ребёнка без контроля, он в нём нуждается более всего.
После девятого года ребёнка нужно познакомить с внешним миром – к примеру, с растительным миром – таким образом, чтобы он почувствовал связь растения с Землёй. Показать, как корни растения взаимодействуют с почвой Земли. А потом вести как бы общую линию от Земли к Солнцу. У ребёнка должно возникнуть такое чувственное представление о растительном мире, что если бы ему кто-то пытался описать растение без связи с Землёй и Солнцем, то он испытывал бы внутреннее сожаление, как при выдёргивании растения. Поэтому растения лучше наблюдать в жизни, а не собирать гербарий. Придумывать о них сказки, по ходу импровизируя, и через различные растения приблизиться к облику Земли и к географии.
Таким же образом, каким была установлена и показана связь растительного мира с Землёй, показать связь животного мира с человеком. То, что мы видим вовне, в царстве животных, – это всё есть одностороннее отражение какой-либо системы органов человека. Как бы самостоятельно существующие фрагменты человека. К примеру, устрицы – односторонне головные животные; рыбы – грудные; высшие млекопитающие – обмен веществ и конечностей; черви – кишечник и т.д. «Человек – компендиум (компактность, сжатое состояние) всего животного царства» (Р. Штейнер).
После девяти лет ребёнок задаёт множество вопросов, чтобы чувственным образом выделить себя из окружения и «прозондировать» это самое окружение. Скептик в это время действует на ребёнка разрушительно, вызывая у него печаль. Печаль взрослого оставляет у ребёнка печать этой печали, и, даже став взрослым и мудрым, человек не может преодолеть в себе этой печати и продолжает её нести. Очень благотворно действуют в это время истинно верующие. Духовно-душевное воздействие является в этом возрасте решающим. Для школьного учителя этот возраст ученика имеет особое значение, т.к., ставя учителю ряд вопросов и наблюдая за ним, ребёнок способен тонко воспринять душевный строй, внутреннюю сущность и отношение к себе учителя. Содержание же ответов не имеет для ребёнка большого значения, а вот то, каков учитель, – громадное, ибо от этого зависит, будет ли ребёнок в дальнейшем распущенным, неустойчивым или твёрдо и уверенно стоящим в жизни.
Компьютер, TV. Запрет и правило
Роль родителей в жизни ребёнка во второй семилетке как бы уходит на второй план, на первом – школа, но в то же время родительская рука берёт «бразды правления» и не даёт никаких послаблений. Это не означает строгости, строгость вредна (диабет и ревматизм у взрослого – часто результат бессмысленной строгости в детстве), скорее, это твёрдое, заботливое и грамотное водительство. Роли сменились: «император» стал «слугой», и твёрдая рука ведущего необходима. Она нужна во всём, и родители могут превосходно воспользоваться ею, чтобы оградить ребёнка от вредных для него увлечений: телевизор с видео, компьютер, компьютерные игры, слушание музыки через наушники и пр.
Доказывать, что для несложившегося организма телевизор вреден – излишне, но напоминать об этом стоит. Самым опасным можно считать то, что телевизор подавляет фантазию и волю, т.к. ребёнок перед экраном неподвижен, не может действовать активно, его подражательная способность угнетена. А после просмотра следует агрессивная разрядка застоявшейся активности. Речь у детей, часто смотрящих телевизор, примитивна; читают они мало (предпочтут картинки), возможность изложения смысла прочитанного теряется, как, впрочем, и увиденного. Их мышление находится в рамках готовых ассоциаций, а потому ответы на вопросы стереотипны и выражены просто и решительно. Часто родителям такое поведение и ответы кажутся сверхоригинальными. Они не способны увидеть, что собственные представления у ребёнка отсутствуют или с трудом образуются, а всплывают образы и ассоциации, усвоенные с экрана. Не видят они и того, что у ребёнка вырабатывается привычка получать впечатления без собственных усилий и что это опасное приближение к границе зависимости от внешних факторов, когда достаточно лишь одного дуновения – и армию наркоманов может пополнить новобранец. (Не сложно в связи с этим понять, кто стоит за детскими развлекательными передачами типа «телепузиков»…)
Естественен родительский вопрос: «А для кого же тогда детские передачи и «мультики», ведь не для взрослых»? Они, естественно, для детей, но должны демонстрироваться только в кинозалах, на обычном тканом экране и регламентированно, после чего всегда должно быть обсуждение. Тогда вреда от кинозала не будет. Телеэкран же – это глаз существа, смотрящего на нас из подфизического мира, мира ариманических сил, и ребёнок, не достигший десятилетнего возраста, становится зависимым от этих сил. Смотреть на экран детям до 12 лет не стоит, а до 10 лет нельзя категорически. У них ещё нет той защиты, которая возникнет после 12-14 лет.
Не меньшая проблема с компьютерными играми. Схема игр одна: угроза – ответная реакция. И эта схема искусственного мира постепенно подменяет живой, действительный мир и односторонним образом действует на ребёнка, подавляя всё здоровое в нём, в том числе и творческую фантазию. Но в 15-16 лет не повредит бросить пробный камень в адрес своих реакций и способностей к комбинированию.
А что представляет сам компьютер для ребёнка? Как и телевизор, монитор, по своей сути, принадлежит области подфизического, ибо электричество – это спрессованный свет, выступающий совместно с магнетизмом. И на экране мы видим как бы больное отражение дневного света, вырвавшегося на свободу. Примечательно, что этот процесс излучения сопровождается втягиванием через провод-«нулёвку» жизненных сил находящегося вблизи человека (защитные экраны с этим явлением не связаны). Весь фокус в том, что наше отношение к компьютеру может быть или бесстрастным, когда мы используем его как вспомогательный инструмент, или эмоционально взвинченным, когда собираемся развлекаться. Во втором случае мы выплёскиваем эмоции, и силы, заключённые в эмоциях, подхватываются и всасываются. Это заметно по склонности к простудным заболеваниям у тех, кто часто злоупотребляет подобными развлечениями.
Есть опасность и другого рода, исходящая от клавиатуры компьютера. Набирая текст (касается и обычной пишущей машинки), пальцы совершают движения, не соответствующие внутренней взаимосвязи звука и жеста, как это было бы выражено в жизни, когда, к примеру, мы говорим и жестикулируем. Движения пальцев, рук, всего тела всегда внутренне побуждаемы духовной закономерностью Слова как звучащего Логоса. На клавиатуре же движения пальцев определены рациональностью, удобством и технической целесообразностью. Это вносит разрушительный беспорядок в сердце, и если мы расспросим машинисток со стажем об их здоровье, то, как правило, у них обнаружатся сердечная слабость и другие заболевания сердца. Чем в более раннем возрасте начать печатать, тем значительнее выразится заболевание. Близость же монитора ослабит ещё и защитные силы организма. В дальнейшем слабость сердца и сердечные заболевания будут усиливаться.
Вы, наверное, подметили, что у ребёнка путь к творчеству всё время чем-то преграждается, всё время «выплывает» что-то, что может затушить творческий импульс и не дать проявиться творческой фантазии. Это осуществляется различными способами и с раннего детства. Родительскими запретами: «нельзя», «не ходи туда», «не делай того», «не делай этого». И школьными запретами, но выраженными иначе: аксиомностью подачи материала по любому предмету, преждевременностью точных наук в младших классах, бесконечной зубрёжкой различных законов. Запрет и правило – вот скрытые враги здорового развития ребёнка, присутствующие в его жизни до 14 лет. И если мы видим запрет и правило, то, значит, мы видим загон и загонщика. Это может быть не только в школьных классах или компьютерных залах, но и в спортивных, и в концертных залах. Каким образом? Тут всё связано с двигательной деятельностью. В ребёнке должно гармонично развиваться и телесное, и душевное, и духовное. Это достигается, прежде всего, тем, что ребёнок производит формы движения из своих собственных намерений, сопровождаемых своими собственными удовольствиями. А любая стереотипная игра подавляет ребёнка, подавляет то, что должно в нём остаться живым внутренне. И когда потом ему предлагают или навязывают внешнюю деятельность, он не чувствует к ней никакого интереса. Стереотипные игры вызывают внутреннюю лень. В спортивном зале больше толку от спортивных снарядов в свободной игре без команд и счёта.
Для девочек и девушек несвобода в игре может вызвать малокровие (анемию), исказить внутреннее функционирование системы пищеварения (кровь образуется из пищеварительной деятельности). При недостатке движения и при перегрузке внешними впечатлениями обмен веществ смещается в головную организацию. Что это значит? Всё, что человек видит, слышит и воспринимает, даже бессознательно, всё это – пища, но пища для мозга, которую тоже нужно переварить. Это отвлекает регулярную пищеварительную деятельность и также приводит к малокровию. Можете представить, насколько опасно обилие впечатлений для ребёнка, не достигшего семи лет!
Движения человеку необходимы. Если они осмысленные, они соединяют с Духом, если механические, как, к примеру, в гимнастике, то они подчиняют человека телесности и этим побуждают его следовать материалистическим руслом; а если движения становятся спортом, то они не просто лишены смысла и значения, но как бы несут в себе антисмысл и уже не просто удерживают человека относительно мышления в материалистическом русле, а отбрасывают на уровень животности ощущений. В этой связи стоит задуматься над тем, почему возродили Олимпийские Игры. В своё время они возникли художественно-религиозным образом и были гимном благодарности Богам, давшим столь замечательный подарок – человеческое тело. В наше же время, получив профессионально-коммерческий статус соревнований, Олимпийские игры превращаются в инструмент, мешающий человеческому развитию.
Не менее гнетущее впечатление оставляют залы хореографических училищ. В них поистине хоронят творчество, забивая в крышку гроба последний гвоздь. В это трудно поверить, но все движения там совершаются не под музыку, а под счёт. Счёт как бы сжал, вобрал музыку в себя, превратил её в метрономо-организующий элемент. Учитывая же то, что репетиционный режим в балетном мире поглощает ребёнка целиком – черту здесь можно подводить не только под Духовным развитием…
Значительную проблему здоровому развитию ребёнка (любого возраста) представляют различные соревнования, конкурсы и экзамены. Все они порочны по своей сути, т.к. несут в себе запрет и правило. А если спросить себя, решают ли они поставленную задачу, то вывод только один – нет, не решают, а, скорее, наоборот – стимулируют ненужное закрепощение и стресс, что, естественно, скроет ту самую истину, которую пытаются выявить. А в случае неудачного выступления ребёнок может ещё и от родителей встретить осуждение или физическое наказание, что совершенно непозволительно ни по какому поводу. Наказывая ребёнка, вы вносите отчуждение, растите изворотливого приспособленца и труса. Малыши же, поддавшиеся соревновательному ажиотажу, зарабатывают впрок болезнь почек. Всё должно проистекать из свободного, внутреннего побуждения. Там, где рамки и правила, там всегда загон и загонщик.
Леонид ГанелинЖурнал "Спортивная жизнь России"