Воспитание детей. Знакомство с научным наследием
- Пап, а что такое логика?
- Hу как тебе объяснить... Видишь - вон два мужика идут,
один грязный, дpугой чистый. Какой из них в баню идет?
- Грязный...
- Правильно. Он грязный, поэтому идет мыться. Вот это
называется логикой.
- А что такое диалектика?
- Hу... Видишь, два мужика идут. Один грязный, а другой
чистый. Кто из них в баню идет?
- Грязный...
- А вот и неправильно! Чистый. Грязный - он потому и грязный,
что в баню никогда не ходит. Вот это называется диалектикой...
- Hу а что же тогда философия?
- Видишь... Два мужика идут, грязный и чистый. Какой из них
в баню идет?
- А хрен его знает...
- Вот! Это как раз философия!
Основы научных знаний Ваш ребёнок получит, естественно, в школе. Для кого то это "получение" дастся легко, для некоторых превратится в пытку.
Наша задача попытаться привить детям нестандартное мышление, помочь ощутить красоту и величие науки, а не видеть в ней что то унылое и застывшее.
Возьмём, допустим, математику. И попробуем постичь её дух с помощью математики занимательной.
В качестве примера приведу известную старинную задачу, и парадокс:
В задаче крестьянину нужно перевести через реку волка , козла и капусту . Лодка так мала , что в ней кроме крестьянина может поместиться только один. Но если оставить волка с козлом , то волк его съест , если оставить козла с капустой , то будет съедена капуста . Как быть крестьянину?
(Переправу нужно начать с перевозки козла . Затем крестьянин возвращается и берет волка , которого перевозит на другой берег и там оставляет , но везет обратно на первый берег козла .Здесь он его оставляет и перевозит к волку капусту . А затем возвращаясь , перевозит козла).
А парадокс фурмулируется следующим образом:
Быстроногий Ахиллес никогда не догонит неторопливую черепаху, если в начале движения черепаха находится впереди Ахиллеса.
Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов.
За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов.
Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее.
Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.
(Лет сто назад разрешить его было невозможно. Сейчас одно из возможных объяснений парадокса: ложность представления о бесконечной делимости расстояния и времени).
Решение такой и ей подобных заадач и головоломок, размышление над этим и другими парадоксами, может помочь пробудить в детях наблюдательность, умение логически мыслить...
На нашем сайте, на доске объявлений, в категории Дом и семья, культурное развитие, мы начали размещать (пока только по Москве) адреса и описания музеев, в том числе и научных, посещение которых даст возможность Вашему ребёнку увидеть новые грани в предметах, которые ему потребуется изучить в школе, может дать веру в свои силы и драгоценную способность к восприятию прекрасного.
Л.М.П.