На каждые полмиллиона человек населения США приходится примерно один боевой пловец. Это даже меньше, чем исчезающие виды редких животных или растений. Поэтому большинство людей вряд ли когда-либо встречались с ними, несмотря на широкую рекламу в печати и на телевидении в последнее время деятельности подразделений и групп подобного рода.
Боевые пловцы, «алые каски», «тюлени», «люди—лягушки», «ластоногие» — под такими экзотическими названиями публикуются материалы на эту тему.
У «нас» — в основном об их «грязных делах», у «них», конечно, в несколько ином
представлении. Для более узкого круга специалистов по этому вопросу такие подразделения известны под ничего не значащим на первый взгляд названием «Силз», что является произношением аббревиатуры 5ЕА1. или в расшифрованном виде — «команда море — воздух — земля».
Конечно, можно по-разному оценивать деятельность этих парней, так как почти во всех «потасовках», где участвовали Штаты, они принимали самое непосредственное участие. Но анализируя эту деятельность и некоторые другие материалы, можно с уверенностью сказать, что «любителей» и дилетантов там не держат, а тем более не готовят. А так как всегда неплохо знать заранее, с кем предстоит иметь дело, особенно, если это дело касается боевого соприкосновения, то, конечно все, чему их учат, как учат, способы их действий и многое другое представляет интерес для специалистов, ну а для остальных тоже есть определенная польза.
Если начать излагать этот материал в виде ярких сногсшибательных трюков, которые имеют место (хотя, конечно, не в такой красочной «упаковке») в элементах подготовки, то, может быть, это и будет интересно, но вряд ли принесет какую-то реальную пользу.
Итак, начнем? Для примера возьмем, скажем, уже упоминавшиеся ранее США и их «тюленей», хотя подобные подразделения под более прозаическими названиями есть и в ВМС других государств. В дальнейшем, с Вашего разрешения, именоваться они будут более привычно — боевыми пловцами. Нужно сказать сразу, что дальнейшее изложение будет идти в несколько свободном стиле, отличном от обычного в таких случаях справочно-констатирующего материала, носящего скорее технический, нежели познавательный характер.
Что же нужно, чтобы стать боевым пловцом? Можно назвать массу самых различных качеств, все они, наверное, будут правильными, но самое первое, и пожалуй — главное, это фанатичное желание стать именно боевым пловцом.
Добровольцем «из строя» быть еще мало, потому что научиться чему-то более или менее стоящему, смогут только те, кто этого очень хотят. Да и вся система предварительного отбора и подготовки построена таким образом, чтобы кандидат в боевые пловцы как-то проявил недовольство или по-иному выразил несогласие с методами проверок и обучения, приказами (подчас глупыми и нелогичными), что, естественно, сразу же фиксируется инструкторами. На первых порах за это просто наказывают сразу же каким-нибудь унизительным (и еще более провоцирующим к дальнейшему недовольству и непослушанию) методом. Например, отжаться сотню раз (можно в три подхода), но не на земле, а, посреди грязной лужи, окунаясь в нее, или заставят перетаскивать из одного
участка моря в другой энное количество воды, причем туда и сюда не с пустыми ведрами, а с полными, несешь туда, неси и оттуда, да еще и спиной вперед.
В дальнейшем за недовольство или как-то по-иному высказанное нежелание исполнять приказ просто отчисляют, направив в другие подразделения. Среди боевых пловцов не нужны люди, которые не выполняют приказы.
Разницы в требованиях нет для офицера, для кандидата или рядового. Группа боевых пловцов, выполняющая задание, должна действовать четко и с точностью почти до секунды. Времени на размышления — делать или нет, естественно, не будет. Здесь от каждого будет зависеть жизнь и успех всех, и от всех — жизнь каждого. После подобного вступления можно немного сказать и об остальном, что касается подготовки боевых пловцов.
Для ВМС США боевых пловцов готовят в Литта-Крик штат Вирджиния — это для Атлантики, и в Корронадо штат Калифорния — для Тихоокеанского флота.
Весь курс подготовки занимает шестнадцать недель, скажем так — своеобразная учебка. Кандидат в боевые пловцы должен быть не моложе 19 и не старше 25 лет и, помимо всего прочего, иметь не менее, чем двадцативосьмимесячный стаж службы в ВМС. Состояние здоровья должно позволять выдерживать больше физические нагрузки и не иметь отклонений. Отобранные кандидаты не должны бояться воды, замкнутого пространства, взрывчатых веществ, а также быть эмоционально уравновешенными, способными сохранять спокойствие в чрезвычайных условиях, и, вдобавок ко всему, быть в меру
агрессивными, ловкими, с быстрой реакцией и сообразительностью. Каждое заявление от кандидата (написанное в произвольной форме) тщательно изучается, приемная комиссия изучает также и рекомендацию командира на этого кандидата. Далее с помощью различных жестов выявляется, в какой степени у кандидата развиты вышеуказанные качества. Все это фиксируется и используется инструкторами в дальнейшей подготовке.
Подготовка делится на 3 этапа, каждый, в свою очередь, еще не несколько. Первые три недели — это предварительная подготовка или, лучше сказать, проверка на «излом». Каждый день подготовки-проверки начинается в шесть утра и продолжается 15 часов, с небольшими перерывами на прием пищи. В течение первой недели идет общефизическая проверка умения плавать (имеется в виду не способность держаться на воде, а определенные нормативы); бег, преодоление различных специально оборудованных полос препятствий, испытания в барокамере на переносимость повышенного давления и
восприимчивость к дыханию чистым кислородом под давлением. Эти занятия и проверки чередуются короткими лекциями по способам оказания первой медицинской помощи, элементам выживаемости. С каждым днем требования становятся все более тяжелыми: если, например, первоначально требовалось просто уметь проплыть 300 метров, то теперь это расстояние нужно проплыть в одежде и с оружием, буксируя груз, затем то же, но против течения, причем расстояние увеличивается, а время возрастать должно не намного. Марш-броски, помимо выносливости тела, требуют еще и выносливости психики, которую инструкторы подвергают проверкам такого типа: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. Но — по болоту и, чтобы взобраться на более высокую гору, а потом снова вернуться тем же путем к первой горе, и теперь уже взобраться на нее». Марш-бросок на 8—10 км ежедневно может быть и несколько «короче», зато с такой выкладкой, что лучше уж на 8—10. Полоса препятствий, наряду с увеличением их количества, помимо просто физически крепкого тела, требует еще и ловкости, смелости, сноровки. Например, такое, не самое «интересное» препятствие: на высоте примерно полуметра над землей на два параллельных бревна брошено полтора десятка круглых, отполированных
бревен, диаметром 25—30 см. Нужно не перебежать по ним, а проползти. Если просто ползти, ничего путного не выйдет, а нужно броситься на них плашмя, сообщив себе и им поступательное движение, доехав до половины пути (или если повезет, то и больше), начать прилагать отчаянные усилия, чтобы доползти до конца по разъезжающимся бревнам. Среди боевых пловцов это упражнение называется «резиновое пузо». Помимо всего прочего, в качестве психологической обработки, рядом подрываются хотя и небольшие (порядка 200 гр) заряды, но на нервы они действуют.
Переносить все это, перетаскивать на себе, бегать, плавать, отжимаясь и подтягиваясь в качестве нападений и просто так, в течение 15-ти часов, оказывается с каждым разом все тяжелее. Вводятся новые «аттракционы», например, «учебное бревно», кода курсанты повзводно, взявшись за тяжелое бревно, с каждым разом должны поднимать его все выше и выше, отрабатывая согласованность действий при перетаскивании тяжелой шлюпки.
Если сказать короче, то смысл всей этой первой недели, наряду с проверкой физических возможностей кандидатов, является проверка желания как к дальнейшему обучению, так и вообще к желанию служить в подразделениях боевых пловцов.
Вторая неделя мало отличается от первой, разве что еще возрастают требования и темпы подготовки. За малейшую заминку или недовольство, виновные тут же наказываются, как
уже известно, характер этих наказаний довольно своеобразный. Придирки от инструкторов следуют по малейшему поводу, что, конечно же, настраивает курсантов против инструкторов чисто психологически. Этот момент также используется в дальнейшем обучении, когда наиболее отличившемуся взводу разрешается, поймав инструкторов, их обучающих, связать их и бросить в воду. Это, конечно, не означает, что инструкторы будут проявлять христианское смирение.
В конце второй недели отборочная комиссия отчисляет непригодных по каким-либо параметрам, то ли это физическая неспособность к подобным нагрузкам, то ли психологическая неустойчивость.
Оставшимся курсантам в торжественной обстановке вручаются алые шлемы, на которых черными буквами написано имя курсанта. И, если некоторые думают, что все позади, то они ошибаются. Все только начинается. Третий этап этого трехнедельного «марафона» называется «адской неделей». Она начинается примерно в час ночи, после сигнала тревоги, который тоже подается своеобразно: в казарме и рядом с ней подрываются взрывпакеты, и тогда как часть инструкторов подает команды и строит свои подразделения, другая часть занимается «наведением паники». Продолжается «адская неделя» с небольшими перерывами на еду и сон, примерно до четверга (если началась в понедельник), причем разницы между ночью и днем не делается никакой, все то, что делалось раньше, делается и сейчас, только в еще более «дурацких» условиях и с еще
большей требовательностью от инструкторов. Теоретических занятий, правда, не проводят, потому что человек, который спит 2,5—3 часа в сутки, если и способен заставить свое тело что-то исполнять, то воспринимать какую-то информацию вряд ли. Заканчивается «адская неделя» днем, который называется (на японский манер) «осинь жаль день». Это высадка на побережье в условиях, приближенных к боевым. Как только боевые пловцы преодолев полосу прибоя оказываются на берегу, начинается «светопреставление», состоящие из грохота взрывов слева и справа, стрельбы и прочих пиротехнических штук. Под аккомпанемент всего этого курсанты должны преодолеть все те препятствия, которые они учились преодолевать и раньше, правда, все вместе и под непрерывным «огнем». Взрывчатки при этом не жалеют.
Почему день так называется? Просто, когда на минуту грохот смолкает, то лежащие в грязи курсанты слышат ехидный голос из динамиков, говорящий с японским акцентом: «Мне осинь жаль вас, американсы». Итог этого дня: около 20 километров бегом и ползком по песку, грязи и болоту. Полосы препятствий, плюс три часа лежа под «обстрелом». В течение всего этого времени ни один из курсантов не выпадает из поля зрения инструкторов, которых теперь к каждой группе прикреплено по два. Расходуется около двух тонн взрывчатки и огромное количество пиротехнических средств. Риск, естественно, присутствует, но он сводится к минимуму точным расчетом и присутствием опытных инструкторов. Естественно, никого насильно не заставляют проходить испытания этого дня, предыдущих или последующих дней подготовки. Каждый вправе уйти в любой день. Многие так и делают. Отсеиваются до 50% желающих. Например, такие цифры: в начале «адской недели» — 14 офицеров и 71 рядовой, в конце — 8 и 34. После этой проверки курсанты подвергаются тщательной медицинской проверке и опросу.
Далее начинаются 2 основных курса подготовки: 10-недельный и 3-недельный. Основной курс подготовки предназначен для того, чтобы боевых пловцов научить пользоваться снаряжением, оружием и техническими средствами, приемам их использования, различными способами проникать к объектам диверсий; обучают навыкам и приемам ведения рукопашного боя, снятия часовых, метанию ножей, использованию подручных средств в схватке.
С окончанием этого курса подготовка боевых пловцов, естественно, не заканчивается, а происходит заход на новый виток, когда полученные навыки закрепляются, развиваются и оттачиваются в частях, где боевые пловцы проходят дальнейшую службу.
Описание снаряжения, вооружения и техники боевых пловцов не входит в цели этого материала. Но чтобы более или менее представлять себе как то, чем нужно научиться владеть, так и возможности подразделений подобного рода, а соответственно, и возможные «противоядия», небольшое отступление о технике и вооружении.
Дыхательные аппараты замкнутого и полузамкнутого типа, обеспечивающие скрытность передвижения под водой, так как выдыхаемая дыхательная смесь не стравливается (или стравливается в очень небольшом количестве), а регенерируется. Аппараты эти обеспечивают непрерывное пребывание под водой от 4 до 8 часов, позволяют спускаться на глубину до 250 метров, но из-за необходимости проводить длительную декомпрессию при выходе с глубин такого порядка, «рабочие» глубины, на которых действуют пловцы, значительно скромнее, порядка 30—45 метров. Гидрокостюмы «мокрого» и «сухого» типа, при действиях в арктических условиях — с подогревом. Средства движения под водой могут доставлять боевых пловцов как группой (носители), так и по одиночке
(буксировщики). Непосредственно у объекта диверсии (если это корабль или гидротехническое сооружение), боевой пловец двигается на местах, соблюдая полную скрытность. В район действий боевые пловцы доставляются скрытно подводными лодками или быстроходными катерами, по воздуху самолетами и вертолетами (десантирование). Подводное оружие, это, конечно, ножи, как обычные, так и специальные игольчатые кинжалы с газовыми баллончиками, предназначены для ближнего боя. Дальнобойные средства поражения делятся на подводные и надводные. Подводные — это пневматические и реактивные пистолеты и ружья, обеспечивающие поражение под водой (в зависимости от глубины) от 5 до 15 метров, а на воздухе сохраняющие убойную силу до 150—200 метров, но прицельно позволяющие вести огонь на более скромные дистанции, порядка 30—50 метров. Надводное оружие представлено в основном пистолетами-пулеметами калибра 11,43 мм, модернизированными специально
для таких целей (складываясь уменьшаются в габаритах в 2—3 раза, специальные
глушители делают стрельбу очень малошумной, патроны специальные, повышенной мощности, пули различных типов: трассирующие, бронебойные, разрывные, зажигательные, повышенного останавливающего действия), и автоматическими пистолетами с глушителями. Для более прицельного и выборочного поражения целей имеются скорострельные винтовки, также приспособленные для применения боевыми пловцами, оборудованные различными типами прицелов: оптическими, инфракрасными, лазерными. В последнее время на вооружении появились бесшумные электромагнитные пистолеты, стреляющие отравленными стрелами, которые имеют неприятное свойства растворяться в теле, не оставляя следов. Подрывные средства представлены универсальными и специальными подрывными зарядами различного веса и способа приведения в действие. Все зависит от задачи, которую предстоит выполнить. Это может
быть ядерный заряд типа М-129 или М-159, вес которых, кстати, около 27 кГ и 70 кГ соответственно, что позволяет их буксировать одному или двум боевым пловцам, или заряд обычной взрывчатки, смотря что нужно уничтожить.
Конечно, перечисление всего вооружения и техники, что, где и как используется займет все оставшееся время и придется оставить основной материал — о подготовке боевых пловцов. Поэтому на этом с оружием и техникой пока закончим, надеюсь эти штрихи помогли создать некоторое представление о всей картине.
В программе десятинедельного курса боевые пловцы изучают разведывательную подготовку, которая включает в себя сведения о противнике, районах возможных действий, изучаются и отрабатываются вопросы выживаемости, способы доставки в район действий и покидание этого района. Изучается и осваивается радиодело, подрывное дело, причем особый упор делается на практическую проверку усвоения полученных знаний. Поэтому десятинедельный курс насыщен как и первый трехнедельный, правда, уже со специализацией. Образно говоря, после того, как человеческий материал испытан на «разрыв и сжатие», выявленные недостатки и изъяны устранены, из этого материала
можно «ковать» «острие клинка».
Для «уцелевших» после трехнедельного курса применяется индивидуальный подход к подготовке. Такой подход может состоять в том, что с одним займутся силовой подготовкой (на какую-то группу мышц), с другим — отработкой техники плавания или отработкой некоторых элементов рукопашного боя, смотря по тому, где, кто отстает.
Во время этого курса формируются так называемые боевые пары, являющиеся основной боевой единицей подразделений. В дальнейшем вся их служба проходит совместно. Для формирования боевой пары недостаточно одной дружбы. Нужно, чтобы оба плавали примерно с одинаковой скоростью, чтобы один не был в тягость другому, и чтобы партнеры понимали друг друга с полуслова.
Большое внимание уделяется отработке различных приемов и способов ведения боя, где требуется взаимовыручка. Например, в ходе учебных рукопашных схваток, действуя группа на группу (по три пары в группе), отрабатываются приемы ведения боя «спина к спине», в окружении более многочисленного противника, приемы помощи товарищу, оказавшемуся в «затруднительном положении», и т. д.
Большое внимание уделяется вопросу владения холодным оружием, как под водой, так и на берегу. Ведь первоначально, когда отряды только формировались, основным оружием боевых пловцов были ножи и взрывчатка. Психологическая подготовка присутствует практически во всех отрабатываемых элементах: будь то подводное или надводное минирование, выход через торпедный аппарат или шлюзовую камеру, парашютно-десантная подготовка или подводная стрельба. Один из часто демонстрируемых трюков, например, такой: боевой пловец с зажатой в руке гранатой, из которой вынута
предохранительная чека, задержав вдох, погружается в грязную жижу, где должен пробыть от 1 до 2-х минут. Есть и ряд других способов, менее экзотических, но не менее
действенных.
Во время десятинедельной подготовки, помимо обычных учений, проводятся еще и зачетные учения.
Первое, длящееся около полутора суток, проводится с целью проверки умения преодолевать вплавь и на лодках большие расстояния, пользоваться индивидуальными палатками и средствами защиты, а также способности скрытно проникать к объектам диверсий на берегу, создавать тайные убежища, маскироваться в различных условиях.
Второе зачетное учение длится неделю и посвящается в основном работам под водой на различной глубине. Здесь отрабатываются (и проверяются, как они усвоены) способы доставки боевых пловцов в район действий, минирование, применение оружия под водой и из-под воды, способы возвращения боевых пловцов после выполнения задачи. Кстати сказать, вопросу возвращения боевых пловцов или эвакуации после выполнения задачи уделяется большое внимание.
Есть различные способы эвакуации с воды, с суши, все они отрабатываются. Например, такой способ, называемый «небесный крюк». Боевому пловцу сбрасывается с самолета специальный мешок, в котором имеется специальный костюм (больше похожий на надувной плот) с подвесной системой, небольшой аэростат, баллон с гелием и прочный нейлоновый трос. Одев такой костюм с «наддувом» и в заданное время выпустив аэростат, боевой пловец ждет самолет. Самолет заходит с подветренной стороны и с помощью специального устройства захватывает трос, при этом боевой пловец рывком поднимается
почти вертикально вверх на высоту около 100 метров. Перегрузка примерно 7д. Нетрудно догадаться, что такой способ эвакуации требует крепких нервов и разносторонней подготовки.
Эвакуация при помощи морских средств более разнообразна, чем вышеописанный экзотический способ, который может быть использован при эвакуации малочисленной группы (2—3 человека), так как требует довольно большого времени (10—12 мин на человека).
Способы эвакуации с воды различны и носят разные названия, например, способ «силка», «рогатки», «морских саней». Первый способ — самый быстрый, но требующий от боевого пловца хорошо «накачанных» рук, так как петля, набрасываемая на согнутую в локте руку пловца, находящегося в воде, обладает слабыми амортизирующими свойствами (она имеет форму восьмерки и вся эластичность заключается лишь в удлинении ее при сцепке), а скорость буксируемой за быстроходным катером шлюпки до 35 км/час. Боевого пловца
буквально выдергивает из воды, и, естественно, напарник, который держит эту петлю, тоже должен быть довольно «мускулистым» парнем. Способ «рогатки» примерно такой же, но более «плавный». Здесь используется сила упругости толстого резинового жгута круглого сечения, на конце которого такая же петля. Сначала делается все также, но затем петля выпускается из рук того, кто в шлюпке, и натянувшись, жгут выбрасывает (как из рогатки) боевого пловца в шлюпку. «Морские сани» еще более скоростной способ (до 60—65 км/ч), позволяющий к тому же эвакуировать несколько групп, но его описание,
я думаю, займет слишком много места, да и здесь больше техническая сторона дела, нежели человеческая. Итак, в ходе второго зачетного учения проверяются навыки по длительному (до 8 часов) пребыванию под водой любой температуры, способность
переносить голод (а также питаться специальными «пастами» — из тюбиков, в условиях пребывания на воде), действовать в условиях радиоактивного и химического заражения. Элементы выживаемости проверяются при скрытном проникновении группы к объекту, удаленному от места высадки на 100—150 км.
Третье зачетное учение считается самым трудным, потому что в ходе него отрабатывается почти настоящая боевая операция, во время которой группы боевых пловцов участвуют как бы в нескольких учениях последовательно :вначале в «группе первого броска» — при высадке десанта, где они должны провести уничтожение прибрежных заграждений и, захватив участок побережья, обеспечить высадку основных сил.
После этого следует напряженный марш—бросок на 20 км и из этой точки начинается подводная часть учения: боевые пловцы должны преодолеть на буксировщиках под водой около 8 миль, выйти к объекту, заминировать его, затем снова «беговая» часть учения — захват и уничтожение береговой цели.
После этого — отрабатывается элемент ухода от преследования, на некоторых оборудованных участках это проходит под фактическим боевым огнем «противника». На пути «отхода» — выставляются специальные засады, где необходимо показать умение действовать в ближнем бою, организуется преследование с собаками и поиск с воздуха, и в конце концов группа (или группы) выводятся к препятствию с названием «линия фронта», где им предстоит «переход» на «свою» сторону. Начало этого «перехода» заранее обуславливается условным сигналом. Но, как правило, здесь тоже ожидает какая-нибудь ловушка типа такой: после подтверждения получения сигнала группа начинает
«переход», но натыкается на плотный «огонь» со стороны «своих», якобы по недоразумению, либо на еще какую-нибудь вводную. При переходе «линии фронта» — специально оборудованной полосы боевым пловцам приходится преодолеть 27 препятствий, три из которых — под фактическим огнем. Этот элемент отрабатывается в ночное время. Детали и элементы учений могут видоизменяться (в зависимости от времени года летом или зимой), но общий рисунок и смысл остается прежним.
О напряженности этого недельного этапа можно судить по таким данным: в течение недели на сон тратится около 10 часов, а запас пищи минимален, при «полноценном» питании его хватило бы лишь на 2-е суток. После окончания этого учения проводится устный теоретический экзамен по знанию техники, водолазному делу, минно-подрывной подготовке, радиоделу, разведподготовке, причем инструкторы намеренно предъявляют повышенные требования, давая понять курсантам, что все то, что пройдено ими, еще не самый высокий уровень подготовки, а, следовательно, необходимо постоянно совершенствовать свои знания и навыки.
Последние три недели курса посвящаются парашютно-десантной подготовке. Здесь отрабатываются и изучаются способы и средства десантирования (парашюты разных типов: обычные, планирующие, ленточные), снаряжение, применяемое для этого. Выполняются прыжки с различных высот (от минимальных — 200 м до затяжных с 5000 м), на различную местность (вода, лес) при довольно неблагоприятных условиях, скорости ветра у поверхности — до 12 м/сек. Помимо парашютной подготовки, отрабатываются способы высадки с вертолетов при помощи веревочных трапов, канатов и без них, при скорости полета над водой до 40 км/час и высоте до 5 метров.
Завершающим элементом данного этапа является учение с выброской групп в отдаленный район, из которого совершается либо марш-бросок (80—90 км), либо заплыв (не менее 10 миль) к объекту, который нужно уничтожить. Длится оно 3—5 дней.
Все 16 недель курса проходят в «плотном» темпе, до 60% учебно-тренировочного времени приходится на ночное время суток. Несмотря на то, что кандидаты в боевые пловцы — люди, послужившие и довольно закаленные, отсев к концу обучения достигает 40—60%. После окончания курса выпускники распределяются по флотам для дальнейшей службы.
В ходе службы, помимо участий во всех учениях ВМС, для подразделений боевых пловцов проводятся специальные учения по отработке конкретных задач, стоящих перед данным подразделением. Периодически (а точнее раз в 3 месяца) устраиваются заплывы (днем или ночью) на расстояние до 20 км с буксировкой груза до 40 кГ, подводное ориентирование, марш-бросок на расстояние до 30 км с грузом примерно равным весу снаряжения (около 32—36 кг).
Каждые полгода боевые пловцы проверяются квалификационной комиссией, где сдаются нормативы по физподготовке, проводится 2 погружения на глубину 36,5 м с экспозицией на ней 10 мин. Проводится 2 заплыва (один днем, другой ночью) по подводному ориентированию (дистанция под водой 1 миля, точность выхода на цель не должна быть хуже ±50 метров).
Нормативы по физподготовке включают в себя: кросс 3 мили со стрельбой на дистанции, плавание 1000 метров, отжимание в упоре лежа или подтягивание на перекладине, лазание по канату (9 м) — на количество раз непрерывно, «полоса ловкости» — 50 метров, преодолеваемые без остановок в несколько «рывков»: бег, кувырки с перекатами, ползком, затем все сначала — три этапа.
Результаты проверок этими комиссиями могут быть разными: один подтверждают свою квалификацию, другие ее повышают, кому-то приходится «сойти с дистанции». Помимо моральной стороны, эта проверка влияет и на денежное содержание боевых пловцов.
В ходе службы в подразделениях боевых пловцов (не менее чем после 1,5 лет) наиболее способные и подготовленные по желанию направляются на специальные двухгодичные курсы разведчиков-диверсантов, действующие при школах боевых пловцов, а по отдельным видам подготовки проходят обучение при учебных центрах других родов войск спецназначения. Здесь более узконаправленно (по будущему региону деятельности) готовят личный состав для разведывательно-диверсионных групп сил специальных операций (сокращено ССО). ССО объединяют в себя разведывательно-диверсионные части ВМС, ВВС, сухопутных войск, с подчинением высшему органу военного управления.
Во время этих двухгодичных курсов изучается в частности язык страны назначения, более углубленно изучается и отрабатывается курс выживания (в районах с условиями примерно одинаковыми с будущим районом действий), отрабатываются способы побега из плена, применение ядов, умение создавать панику и саботаж, способы убийства с оружием и без него, более детально изучается вооружение и техника предполагаемого противника. Одним словом, подготовка рассчитана на более «глубинное» использование данных подразделений, подразумевающее не только применение их с началом боевых действий, но и задолго до него, в так называемый «угрожаемый период».
Конечно, объем данного изложения не позволяет более или менее полно описать методы и тонкости подготовки боевых пловцов ВМС США, тем более, что именно «тонкости» и носят «закрытый» характер. Но примерный путь от кандидата в боевые пловцы до разведчика-диверсанта представить, наверное, можно. Напоследок хочется сказать, что «клин клином вышибают», но так как речь идет о боевых пловцах ВМС США (хотя подготовка и в других странах блока примерно одинакова), то, пожалуй, на этом и закончим данное повествование.
Л. КотельниковЖурнал "Боевые искусства планеты"