Психологическая подготовка рукопашника «Русского стиля»

Категория: Российские воинские системы Опубликовано 07 Март 2014
Просмотров: 2200
Психологическая подготовка рукопашника «Русского стиля»Я хочу предложить вам несколько упражнений для работы со своей психикой, которые помогут вам стать более расслабленными, здоровыми и позволят легче усваивать и применять принципы русского рукопашного боя.
Основными отличительными чертами славянских единоборств являются ведение боя в расслабленном состоянии (используя 1/3 силы) и высокая мышечная чувствительность. Известно, что физическое расслабление невозможно без психологического.
В течение трех последних лет я веду тренинг «Раскрепощение», который посещает самая разнообразная публика; уже несколько раз провел этот тренинг для рукопашников.
Напряжение — основа многих болезней. Быстрый ритм, высокая интенсивность современной жизни и неумение управлять собой приводят к тому, что человек постоянно находится в напряжении. Напряжение - главный недостаток в культуре современного человека. А одной из главных причин так называемых мышечных зажимов или блоков является подавление эмоций.
Вспомните, каким образом мы не позволяем себе плакать или смеяться, т. е. проявлять эмоции. Да, да - мы напрягаем определенные мышцы, которые не позволяют внешне показать эту «неуместную», на наш взгляд, эмоцию. Делая в течение жизни это по множеству раз, мы именно так и создаем свои мышечные блоки.
Каким же образом избавиться от этих зажимов, а, главное, не создавать себе новых?
Если мы обратим внимание на детей, то заметим, что они не борются со своими эмоциями, они их проживают. Когда им грустно — они плачут, когда смешно — хохочут, от радости — прыгают. Поэтому дети гораздо более энергичны, раскованны и расслабленны, чем взрослые люди. Но взрослые не всегда могут проявить свои эмоции
в открытую, особенно, если эти эмоции определяются обществом как неприятные,
неприличные и т.п.
В молодости мне довольно часто приходилось участвовать в соревнованиях по самбо и дзюдо. В преддверии схватки я испытывал неприятные ощущения: напряжение в животе и в груди, вялость в руках. Иногда, когда ждать приходилось долго, выходил на схватку
полностью обессиленным, «перегоревшим». Это ощущение знакомо многим: спортсменам перед стартом, спецназовцам в засаде, студентам перед экзаменом. Называют его волнением, а если быть более честным с самим собой, то это страх.
Многие люди оценивают свой страх как неприятное, постыдное ощущение и пытаются бороться с ним и не показывать. Вспомните, как вы это делали. Пытались отвлечься,
подавить, расслабиться, посмеяться... В общем, сопротивлялись, кто как мог. А что происходит, когда вы постоянно боретесь со своим партнёром? Он становится сильнее. Кроме того, на подавление эмоции затрачивается много нервной энергии, отсюда и возникает ощущение вялости и опустошения.
Что же делать в таких ситуациях, когда нет возможности «прожить» эмоцию по детски открыто?
Для начала четко определите, что это за эмоция, с каким ощущением в теле она
связывается? Где точно в теле находится это ощущение? Какой оно формы, размера, цвета, температуры, веса и т.п. Задавая себе как можно больше вопросов по поводу испытываемой эмоции, вы не подавляете ее, не боретесь с ней, а проживаете её, абсолютно незаметно для окружающих. Прожитая эмоция исчезает – не правда ли, это похоже на один из принципов многих единоборств: «Уступи сопернику, чтобы победить!».
Таким образом, можно работать с любыми эмоциями и ощущениями и даже с болью. Если просто наблюдать боль, не пытаясь ничего изменить, боль уйдет. Следует только помнить, что наше желание изжить боль или неприятное чувство может свести на нет весь процесс наблюдения и освобождения.
Наблюдать следует всегда несколько отстраненно без желания что-либо изменить.
В течение моего семинара-тренинга ребята прорабатывали свои страхи и зажимы:
Стеснительные пели караоке на набережной, косноязычные - выступали публично, боящиеся высоты - ныряли с высоких скал.
Вот пример одного из упражнений, которое помогает прожить боязнь высоты и недоверие к своим партнерам: Прорабатывающий страхи (Игрок №1) становится на край возвышения высотой от двух до трех метров спиной к команде, которая страхует его. 6-8 человек становятся в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки.
Игрок № 1 скрещивает руки на груди и закрывает глаза. Громко спрашивает: «Команда готова?». И, получив ответ: «Команда готова!» -- падает спиной назад, на
руки товарищей.
Важно: стоя на краю, отследить свой страх и напряжение: в каком месте тела, какой формы, какого оно размера, какого цвета, сколько весит и т.д. По возможности, искусственно усилить это ощущение, и, как только оно начнет терять свою яркость и силу, падайте!
Еще одна неприятность состоит в том, что, постоянно подавляя эмоции, человек со временем со временем теряет способность выражать их вообще. Проводя семинары с рукопашниками, я с удивлением обнаружил, что многим из них трудно проявлять гнев, агрессию, а иногда ведь в самый раз! Тем более, что некоторые из них работают в различных силовых и охранных структурах.
Можете ли вы представить себе застенчивого охранника, который стесняется проверить документы, или спецназовца, который мучает себя мыслями о том, как бы помягче задержать опасного преступника?
Следующий процесс поможет вам стать более гибким в проявлении своих эмоций. Найдите себе место, где вам никто не помешает. Встаньте свободно, мысленным взором просканируйте свое тело. Вспомните или вообразите какую-нибудь эмоцию, примите соответствующую позу.
Начните рассказывать на тарабарском (несуществующем) языке, что вы чувствуете - как, если бы вы обращались к собеседнику. Выполняйте это упражнение с полной отдачей, включая все тело, мимику, жесты, интонацию. Переходите от одной эмоции к другой, выбирайте те, которые вам труднее всего проявлять в жизни.
Вот еще несколько упражнений, которые наилучшим образом развивают мышечную
чувствительность, чувство партнера и более тонкое ощущение своего тела.
1 . МИКРОТАНЕЦ
Исходное положение - ноги на ширине плеч, тело по возможности полностью
расслаблено, напряжены только те мышцы, которые поддерживают равновесие.
Начните следить за своим дыханием. Внутренним взором наблюдайте, насколько
глубоко проникает воздух в ваше тело, какие мышцы и в какой последовательности
участвуют в этом процессе. Далее обратите внимание, какие мышцы участвуют в поддержании равновесия. Работа мышц, задействованных в дыхании и равновесии,
и есть своеобразный танец. Продолжая наблюдение, позвольте своему телу подвигаться так, как оно хочет. Выполняя это упражнение, вы сможете определить, какие мышцы у вас излишне напряжены, и со временем расслабить их. А двигаясь так, как стремится ваше тело, отпуская его, вы развиваете свою спонтанность, смелость быть самим собой, уверенность, появляется легкость, расширяется угол зрения, обостряется интуиция.
2. В ДВУХ ШЕРЕНГАХ
По команде ведущего "поконтактируйте" разными частями тела. В первый раз встречаются руки, во второй — спины, в третий - ноги, в четвертой -- носы, и так далее...
После каждого контакта пары меняются.
3. КОНТАКТ РУК
Встаньте напротив друг друга в паре или сядьте удобно так, чтобы ваши руки могли
встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть ваши руки сначала найдут
(1) друг друга, затем (2) познакомятся, (3) проявят симпатию, (4) потанцуют, (5) подерутся, (6) помирятся, (7) попрощаются. Всего задание занимает 5—7 минут. Обсудить чувства на разных этапах.
•4. РОЛЕВОЙ КОНТАКТ
Встаньте напротив друг друга в паре. Дайте возможность рукам встретиться. Не разводя ладоней, сделайте несколько проб контакта. Первая проба контакта: вы активны, ваш партнер совершенно пассивен, не уклоняется от контакта, не проявляет инициативы, самостоятельных движений не делает (как воск). Вторая проба контакта — вы активны, партнер активен, но не проявляет инициативы, и делает только движения, следующие за вашими движениями. Третья проба контакта: вы активны, партнер проявляет активность,
делает движения, противоборствуя любому вашему движению. Четвертая проба: партнер активен, вы противодействуете любому его движению. Пятая проба: вы пассивны, партнер активен. Обсудите чувства, какая из ролей была более сложная, какая роль показалась привычной.
5. ВЕДУЩИЙ-ВЕДОМЫЙ
В паре встаньте, протянув руки ладонь к ладони, но не сводя их; оставьте между
ладонями промежуток 5 мм. Ваш партнер начинает двигаться. Старайтесь двигаться
следом за ним, не меняя расстояние между ладонями.
6. «ЗЕРКАЛО- 1 »
Расположитесь напротив вашего партнера. В течение 5 минут копируйте точно позу и ритм дыхания партнера. Затем партнер начинает говорить в течение 5 минут, Вы слушаете и продолжаете копировать. Затем садитесь на его место и продолжаете говорить, копируя позу и манеру речи.
7. «ЗЕРКАЛО — 3»
В паре один из партнеров свободно двигается в течение 5 минут. Вы наблюдаете за ним, а затем показываете ему его самого. Повторяя основные этапы и формы его движения. Обсудить чувства, которые возникают при наблюдении такого «сокращенного» воспроизведения.
8. «ЗЕРКАЛО в ДВИЖЕНИИ»
Два человека становятся один за другим на расстоянии трех шагов. Первый начинает свободно двигаться, исследует пространство. Второй следует за ним, повторяя все его движения, в течение 15 минут. Поменяться ролями. Это задание желательно выполнять в пространстве, где есть интересные предметы или сложный ландшафт. Например, на открытом воздухе.
После проведения таких упражнений понаблюдайте за собой, за своими реакциями в теле — насколько повысилась ваша чувствительность, интуиция, спокойствие, наблюдательность, живость, расслабленность, умение чувствовать и себя, и своего
партнера.
Наш сайт www.mosross.ru - там вы сможете задать вопросы на форуме, узнать
расписание и место занятий, прочесть о наших семинарах и получить самую разнообразную информацию.

Олег Шишкин,
инструктор по русскому рукопашному бою,
практический психолог
Журнал «БИП»

Авторизация

Реклама