Главы из книги Стивена К. Хайеса "ДУХ ВОИНОВ-ТЕНЕЙ"
Искусство Нин-дзютсу.
1.Исторический обзор. 2.Знания ниндзя о самих себе и о мире
Вот путь, чтобы стать невидимым:
Просто стать маленькой частицей
Ночи, Скользить с ветром и тенью,
Делать то, что должно быть сделано,
Освободившись от любого чувства,
Чтобы не оставлять следов в душе
И не сльииать призывы сердца.
1.Исторический обзор
Японские боевые искусства возродились после Второй мировой войны с небывалым размахом. Несмотря на почти всеобщее мнение, что японские боевые искусства тесно соприкасаются с традиционной культурой этого островного государства, я должен заметить, что Дзю-до, Каратэ и, прежде всего, Айкидо появились в Японии на протяжении последнего столетия. Возникновение же менее известного искусства Нин-дзютсу теряется в глубине истории более чем тысячелетней давности. Тем не менее это в высшей степени таинственное искусство оставалось невидимым и для большинства японцев, оно было лишь легендой, и учителя этой эзотерической системы оставались скрыты от других мастеров, которые, возможно, иногда могли бы оказаться способными развивать наследие воинов-ниндзя.
Искусство Нин-дзютсу было создано как боевая специализация мистических учений горных районов Японии — Ига и Кога. Сверхтренированное тело, подвижный, легкий дух и активная духовная энергия, которую сегодня мы называем парапсихологическими способностями, отличали тайных агентов-ниндзя от обычных уличных бойцов. Нин-дзютсу объединило различные методики распознавания опасности, тренировок ближнего боя, техники шпионажа — психологии ведения войны и развития сверхъестественных сил.
История развития искусства всегда тесно связана с нацией, в которой оно зародилось и живет. Столетиями жили в лесистой горной местности на юге центральной части Японии несколько больших семейств, которые в поисках просветления прибегали к помощи практического мистицизма.
Ядро этого Тантрического учения оформилось в Китае, однако его истинную родину следует искать в древнем Тибете. Это мистическое учение изучало естественное взаимное соотношение явлений и, следовательно, объясняло их роль в мире и в Космосе. Целью последователей учения было индивидуальное просветление, обогащенное Космическим знанием и Космическими силами, и изучение способов действия в этой всеобъемлющей схеме.
Они довольствовались скудной, естественной жизнью в горах, пренебрегая удобствами цивилизации. Естественно, просветление вообще склонно порождать двусмысленности или различные толкования, из которых состоит обычное течение жизни, и нередко это приводило к тому, что знание понималось неправильно или же ему угрожали посторонние.
Группы последователей мистических учений вынуждены были заботиться о выживании и постоянном личном совершенствовании, и Нин-дзютсу приобрело, в силу необходимости защищаться в случае нападения, значительную и постоянно возрастающую боевую направленность.
Как это часто происходило и с религиями других стран, это учение не смогло прийти к согласию с государственной религией Японии, и система, отличающаяся от официальных взглядов, понимания духовных ценностей и явлений, сформировалась в самоуправляемое течение.
Священнослужители, состоявшие при дворе, агрессивно реагировали на истории о проповедниках с гор, которые все виды разработанных ими методик использовали в своих целях. Были посланы отряды для уничтожения возмутителей спокойствия, и в последовавшей многосотлетней борьбе родились легенды о сверхъестественных воинах-ниндзя.
На протяжении столетий кланы ниндзя достигали все большего мастерства в области боевых искусств и чувствовали все меньшую связь с мистическим учением, за которое боролись их отцы. Усиливающаяся активность японских военачальников потребовала множества агентов-ниндзя, что заставило их создать систему подготовки, при помощи которой можно было за короткое время подготавливать шпионов или элитарных воинов.
Тренировка тела заменяла используемые древними бойцами-ниндзя сверхъестественные способности. В это время новое боевое искусство, которое было основано на ошибочном понимании учения, было принято на вооружение ниндзя, и невидимые воины, единственной целью которых было выживание их клана, были непреклонны в своей решимости.
Их учение разделяло Нин-дзютсу на два больших раздела. Их основу составляли:
ХЕИ-ХО (СТРАТЕГИЯ БОЯ) высший уровень
БУ-ДЗЮТСУ (ИСКУССТВО ВОИНА) низший уровень.
С XIII по XVII века в Японии существовало бесчисленное множество кланов ниндзя. Они руководствовались различными мотивами и очень сильно отличались друг от друга в деталях, составлявших методику специальной подготовки. Каждое семейство или каждый клан имели свой метод подготовки агентов-ниндзя. Одни из них ставили на первое место физическую подготовку, другие — тренировку наблюдательности, некоторые — установление правильных политических контактов. Список различных приоритетов для ниндзя длинен, но существовало восемь основных разделов, в которых каждый ниндзя, независимо от главной специализации, должен был быть мастером.
КИ-АИ — гармонизации с потоком событий и обстоятельств.
Ниндзя должен все время контролировать себя. Он ставит выше своего «Я» личное знание. Он знает свои собственные слабости и силу и знает способ гармонизировать в себе противоположности для достижения желаемого результата. Он знает, когда наступает время действовать, а когда не стоит ничего предпринимать.
ТАИ-ДЗЮТСУ — телесной готовности.
Ниндзя владели различными методами ведения боя без оружия: удары, броски, удержания и их применение. Их боевая система была практична и основывалась на естественных движениях и знании уязвимых точек на теле человека. Существовали также методы тренировки тела с помощью изучения техники прыжков и падений, лазания и различных видов быстрого бесшумного передвижения.
КЭН-ПО — техники работы с мечом.
Меч — главное оружие ниндзя. Он обычно был несколько короче, чем обычный самурайский меч того времени, и поэтому был разработан специальный метод ведения боя коротким прямым мечом. Кроме того, что меч ниндзя мог служить оружием, он мог использоваться и для множества других целей.
ЙАРИ-ДЗЮТСУ — техники работы с копьем.
В курс обучения входила техника работы с копьем. Копье имело двух- или даже трехлезвенный наконечник, который укреплялся на конце двух- или трехметрового копья-древка. Японское копье редко использовалось для метания. Короткие, мощные удары в щели доспехов самураев были довольно чувствительны.
ШУРИКЭН-ДЗЮТСУ — метательных снарядов.
Для поражения далеких целей ниндзя использовали маленькие, переносные метательные лезвия. Они попадали в лицо или руки противника. Эти шурикэн могли иметь различную форму, с большим или меньшим количеством лезвий. Они попадали в цель с расстояния до восьми метров.
КА-ДЗЮТСУ — использования огня и взрывчатых веществ.
Огонь, дым и взрывчатые вещества играли значительную роль в оснащении кланов ниндзя. Они используются для отвлечения противника, при вынужденном бегстве или при необходимости разрушить дверь или стену. Многие ниндзя владеют искусством самостоятельно изготавливать взрывчатые вещества из природных материалов, но большинство кланов обычно имели одного химика, который изготавливал для агентов пороховые смеси. В японской культуре для строительства домов используется по большей части дерево, бумага и пучки рисовой соломы, и при выполнении задания использование огня давало ниндзя большое преимущество.
Ю-ГЭЙ — традиционного искусства.
Ниндзя должны хорошо знать традиционную народную культуру своего времени; часто они сами являются мастерами в различных видах искусства. Рисование, чайная церемония, составление букетов, декламация шуточных рассказов и стихов, исполнение японских танцев
— виды искусства, в которых ниндзя должен чувствовать себя мастером. Это нужно не только для собственного удовольствия и самовыражения. Такие знания могут оказать неоценимую услугу при участии в шпионских операциях под маской артиста и помочь справиться с заданием.
КИО-МОН — практического воспитания.
Каждый новый день несет ниндзя новые опасности в новых неизвестных заданиях. Поэтому воспитание ниндзя должно было быть широким и всеобъемлющим, оно должно было научить его выходить невредимым из любой возможной ситуации. Его знание мира можно назвать «здоровым пониманием людей» или «практическим знанием». Этот вид восприятия информации очень редко можно найти в учебниках, и, естественно, в кланах ниндзя придается большое значение устной передаче опыта и целевым учебным упражнениям для передачи опыта из поколения в поколение.
Положение ниндзя во все времена было ниже социального положения самурая. Тогда как последний подчинялся строгому кодексу чести и поведения, ниндзя был свободен в следовании мистическим постулатам природного учения. Философия ниндзя учит следовать суммарному ходу событий Космоса, которые объединены в единое целое.
То есть человек не настолько велик, чтобы обозреть весь Космос, ему предоставляется бессчетное количество вариантов действия, как и множество неучтенных противоречий. В философии ниндзя для наглядности все явления рассматриваются с точки зрения ИН и ЙО, позитивных и негативных категорий, как, например, свет и тьма, мужчина и женщина, небо и земля, расширение и сжатие, твердость и мягкость, влажность и сухость. Бесчисленные дальнейшие примеры могут содержать комбинации для понимания этого знания.
Эта классификационная схема ИН и ЙО соединяет в себе не только противоположности при помощи неусложненной теории, но и разрешает отделить такие абсолютные категории, как правда и ложь, хорошее и плохое, справедливость и несправедливость. Каждое свойство объекта или ситуации основывается прежде всего на его отношении к другим проявлениям со всей отчетливостью. Нам нелегко понять или объяснить эту моральную гибкость, так как она не совпадает с теориями и философией многих других боевых искусств того времени.
Когда это соответствует цели его жизни, ниндзя придает большое значение Всему Миру. Отдельные результаты значат для него значительно меньше, это средства, необходимые для ее достижения.
Важнейшим политическим убеждением ниндзя было стремление по возможности вносить гармонию в общество для поддержания его стабильности. Если конные отряды с тысячами солдат были положительной стороной военного дела, необходимо организовать тайные группы для похищения военачальников противника как отрицательную сторону, для восстановления равновесия. То, что противник называл «обманом, трусостью и предательством», для ниндзя было «стратегией, хитростью и увертливостью».
Тогда как кланы ниндзя за столетия достигли высот своего мастерства, структура кланов осталась той же, что и была при их зарождении. Строгая тайна в структуре организации делала невозможным их раскрытие и давала возможность становиться агентом-ниндзя или начальником только членам клана.
Во главе клана стоит ДЗЕНИН — «руководитель, главный». Как воин и философ, он несет ответственность за выбор того, кого будут поддерживать его воины-ниндзя. В большинстве случаев его имя и местонахождение оставались тайной для агентов. Дзенин не должен отдавать предпочтение или выделять особо кого-либо, поэтому не требует для себя лично никакой благодарности. Должность дзенина переходит в семействе основателей клана из поколения в поколение. Когда дети дзенина достигают определенного возраста, они знакомятся с определенными упражнениями и учениями для развития их способностей, чтобы философски постичь мир, научиться понимать мотивацию других и возглавить операции строго законспирированной, тайной организации. Один из них становится со временем руководителем организации и сам уже называется дзе-нином.
Непосредственно дзенину подчиняются ЧУНИН — офицеры клана. Эти люди получают задания и приказы дзенина, интерпретируют их, передают для исполнения и контролируют выполнение. Как посредник между агентами и главнокомандующим, чунин гарантирует анонимность последнего и проводит переговоры с клиентами, обеспечивая безопасность. Чунин владеет искусством разрешения споров и знает сильные стороны и особенности подчиненных ему ниндзя.
Для того чтобы стать чунином, необходимо быть специалистом в области организации и руководства, а также быть хорошим психологом для объяснения мотивации и, конечно, мастером в проведении секретных операций тайной войны.
В нижней части иерархической лестницы стоит ГЕНИИ — собственно агент-ниндзя. Это мужчины и женщины, имеющие широкую специализацию в области техники шпионажа и воинского искусства, и именно они направляются для выполнения конкретных заданий. Предназначенные стать генинами с рождения, они наследуют от своей семьи принцип беспрекословного послушания неизвестному анонимному дзенину и назначенным военачальникам и ведут ту же жизнь, что и общая масса японского народа.
Дети агента-генина начинают тренироваться в очень раннем возрасте. С помощью игр они постигают основы техники прыжков, бега и удержания равновесия. В возрасте десяти лет они начинают осваивать технику борьбы без оружия и с оружием и выполнять упражнения для укрепления тела и выносливости. В дальнейшем они проходят специальную подготовку, отшлифовывающую их технику как ниндзя.
Единый воинский костюм ниндзя-генина состоит из грубого черного, коричневого или голубого материала. Куртка привязана к штанам, которые прочно закреплены на корпусе. Накладки защищают тыльную сторону руки и подмышки, специальные остроносые ботинки позволяют быстро и бесшумно передвигаться, длинный шарф используется как капюшон и маска. Множество карманов позволяет носить много различных предметов, оружия или метательных пластинок для защиты.
Сегодня, в условиях законных, стабильных правительств, кланы ниндзя уже не нуждаются в самообороне. Искусство Нин-дзютсу снова вернулось к своим исходным положениям, заложенным его основателями. Эта система опять обратилась к методам личного просветления и установления гармонии между духом, мыслью и телом.
2.ЗНАНИЯ НИНДЗЯ О САМИХ СЕБЕ И ОБО ВСЕМ МИРЕ
Знай, что небеса были созданы,
Чтобы пять элементов создать.
Каждый из них — лишь отражение прочих.
И все равны они,
Все.
Каждая часть — маленькая вселенная.
Земля
Вода
Огонь
Воздух
И сила Пустоты Великой
содержатся во всем.
Знать порядок Вселенной —
Значит понимать своеобразие природы
И наклонности людей,..
Одной из важнейших целей при изучении Нин-дзютсу является изучение Ки-ай, или, другими словами, учения о том, как приходить в согласие с ходом вещей в природе. Проще говоря: изучающий Нин-дзютсу должен прийти к единству, осознав себя частью природы. Это учение основывается на мистическом мировоззрении воинственных ЯМАБУСИ — горных монахов, которые уже за столетия до возникновения Нин-дзютсу опирались на это учение. Аскетические воины — Сенин и Гойа, жившие на полуострове Кии, позднее переименовали его и положили в основу возникшего позже боевого искусства.
Мистическое учение ниндзя не содержит ничего причудливого, невозможного или фантастического. Мистицизм в них служит для изучения методов, необходимых для использования законов природы или прямого познания Вселенной для достижения своих целей. Когда человек наблюдает природу в ее первозданном виде, он может понять весь мир и собственное в нем место — и использовать это знание непосредственно для своих нужд.
Ведущая свою историю из древнего тибетского тантрического учения, тайная система знаний МИККИО учит, что все физические аспекты имеют своей первоосновой и объединяются в одно целое из пяти основных свойств первоэлементов.
КУ — «Пустота», или источник, проявление субатомарной энергии, ничто, из которого происходит форма всех «вещей»
ФУ — «Воздух», или газообразный элемент
КА — «Огонь», или элемент, содержащий энергию
СУИ — «Вода», или текучий элемент
ЧИ — «Земля», или скрепляющий элемент
Сотворение Вселенной можно представить себе на основе этих элементов таким образом: в КУ, пустоте, существуют различные поляризации, которые приводят к сильному электромагнитному взаимодействию и сцеплению. Эти образования превращаются затем в атомы и переходят в газообразное состояние — ФУ. При взаимодействии различных газов между собой образуется КА-субстанция, КА-уровень. Затем отдельные молекулы конденсируются в СУИ-субстанцию, жидкость. Позднее они крепко соединяются между собой, образуя ЧИ-состояние, или землю.
Изучая телесные, чувственные, интеллектуальные или духовные свойства человека, мы можем найти способ сопоставить те или иные свойства с различными элементарными свойствами первоэлементов.
Можно начать классификацию и наоборот, с ЧИ-ступени, как самого первого и самого прочного.
Часто молекулы и атомы в них представляют в виде Вселенных с собственными галактиками и солнечными системами. В любом целостном виде искусства и Знания человек может найти модель целой Вселенной. Ниндзя, изучая взаимоотношения между основными первоэлементами природы, таким образом достигает самого себя. Он приближается к познанию своей собственной природы, приближается к равновесию и познает свои собственные силы, находя ответы на вопросы, поставленные жизнью.
В организме человека элемент Земли — ЧИ — представлен костями, зубами, мускулами и другими плотными органами. СУМ, вода, представлены текущими в теле жидкостями и составляет гибкие, подвижные свойства тела. КА, огонь, составляет метаболизм; он ощущается как тепло, выделяемое телом. ФУ, воздух, состоит в дыхании и связан с циклом дыхания, вдохом и выдохом, с движением воздуха вовнутрь тела и обратно, а также с другими внутренними процессами, связанными с дыханием. КУ, пустота, прояв- ляется в голосе, речи и способности понимать других людей.
Со смертью означенные элементы покидают тело в обратном порядке. Прежде всего в человеке пропадает способность воспринимать и общаться с другими людьми. После этого пропадает способность к дыханию. Вместе с потерей мертвым телом тепла, тело покидает субстанция КА — огонь, и вместе с высыханием покидает тело жидкость, или СУИ. И наконец, в теле остается только самый прочный элемент, ЧИ, земля, которая сохраняется дольше всего.
Эти пять элементов, кроме материального проявления, выражены и в нашем сознании, в духовном состоянии человека, которое наглядно проявляется в нашем самоощущении. Эти проявления могут уменьшаться или увеличиваться в нашем сознании, сами мы можем оценивать их сочетание как «расположение духа».
На ступени элемента Земли, низшего из пяти элементов, мы ощущаем крепость нашего собственного тела и собственную стабильность. Любое изменение или движение кажется ненужным, и надо всем преобладает мысль оставить дела и положение вещей такими, как они есть. Лучшим примером этой категории является скала: она не сдвигается, не изменяется без влияния со стороны других элементов. Когда наша личность подвержена влиянию этого принципа, мы стремимся определить свое собственное место для каждой вещи. ЧИ, элемент Земли, находится в основании позвоночника; он находит свое выражение в красном цвете.
На уровне элемента Воды, следующем по рангу после элемента Земли, чувства человека и его телесные свойства становятся текучими и изменчивыми. Реакция на физические изменения и хорошая приспособляемость характеризуют эту ступень. Лучшим примером, демонстрирующим этот уровень, являются растения: они растут и могут при необходимости отклоняться, реагировать на внешнее влияние, и тем не менее они стабильны, не перемещаются, оставаясь на одном месте. Когда наша личность находится под влиянием элемента Воды, мы реагируем на все окружающее и находимся в меланхолическом настроении. Элемент Воды расположен в нижней части живота и выражает свою эмоциональную природу оранжевым цветом.
Элемент Огня, третий в иерархии пяти Первоэлементов, связывается с нашей агрессивностью. Агрессивность в этом случае означает активную, динамическую, экспансивную энергию и не носит отрицательного, насильственного оттенка, которым обычно наделяют это понятие. При влиянии этого элемента на наше мироощущение мы чувствуем тепло и дружелюбие, появляется желание подчинить себе все окружающее.
Элементом Огня характеризуются дикие животные: они помнят, обладают способностью думать, устраивать свою жизнь самостоятельно и ищут счастья и радости. Когда наша личность находится под влиянием элемента Огня, мы полны самоощущения динамической силы и духовного потенциала. КА, элемент огня, расположен в подреберье, и его агрессивный, экспансивный характер связывается с желтым цветом.
Следующая ступень, элемент Воздуха, является четвертой среди элементов, она заставляет нас чувствовать наш интеллект и доброжелательность. Следствием его являются мудрость и любовь. Лучшим проявлением этой ступени является человек: он может предусматривать, размышлять и любить. Когда наша личность находится под влиянием элемента Воздуха, мы чувствуем сострадание и понимание окружающих нас людей, очень сильно проявляется социальная природа человека. ФУ, элемент Воздуха, расположен в средней части грудной клетки; его человеческая природа сконцентрирована в зеленом цвете.
Высшим и наиболее могущественным среди элементов является элемент КУ, называемый «ВЕЛИКАЯ ПУСТОТА». Раньше эта пустота называлась в восточных учениях термином «Эфирная субстанция», теперь же ее называют скорее «субатомарной структурой». Из невидимых энергетических частиц состоят атомы, которые, связываясь друг с другом, составляют весь материальный мир вещей. В личности человека этот элемент повышает способности и движущие силы, а также возможности, даваемые каждым из других элементов. КУ, ключевой элемент, расположен в шее; его движущая сила взаимосвязана с голубым цветом.
Следующие примеры помогут понять влияние различных элементов на мироощущение человека.
ПРИМЕР 1
Вы находитесь на заполненном людьми стадионе или в людном парке. На некотором расстоянии от Вас — группа подвыпивших людей, которые по своей всегдашней привычке чему-то громко радуются, никого, однако, не задевая. Реакция на это событие может быть различной — в зависимости от того, какая стихия в данный момент влияет на ваше мировосприятие. Вот типичные реакции:
Земля. Вы ожидаете развития событий. Вы несколько раз обращаете внимание на подвыпившую компанию, но вытесняете ее из вашего сознания и не придаете ей значения. Вас не слишком задевает эта компания, они не мешают вам.
Вода. Вы реагируете. Вы чувствуете негодование по отношению к этим выпивохам и чувствуете, что в этом чувстве Вы не одиноки. Вы вызываете полицию или же встаете и уходите куда-нибудь подальше. Это событие надолго расстраивает вас.
Огонь. Вы развеселились. Вы смеетесь над «бесплатым представлением» и находите в ситуации веселые стороны — поведение подвыпивших зрителей и реакцию окружающих. Все происшествие кажется вам весьма забавным.
Воздух. Вы обращаете все свое внимание на происшествие. Вы чувствуете себя полностью в своей стихии. Вы приходите в хорошее расположение духа, вы чувствуете себя сродни этим подвыпившим зрителям. С улыбкой вы подходите к компании и спрашиваете, где им удалось так славно надраться, что им удается чувствовать себя по-детски раскованными. Вы чувствуете себя умиленным.
ПРИМЕР 2
Вы получили крупный выигрыш в лотерею. Под влиянием определенного элемента вы будете реагировать следующим образом:
Земля. Вы платите по своим старым счетам и кладете остаток денег в банк. Ваше поведение в жизни совершенно не изменяется.
Вода. Вы откладываете всякую работу для того, чтобы отправиться в путешествие или заняться тем, что вас всегда увлекало.
Огонь. Вы строите себе дачный домик и делаете своим основным занятием свое хобби.
Воздух. Вы отдаете определенную сумму своей семье и используете остаток на благотворительные цели.
ПРИМЕР З
На шоссе вы попали в длительный подъем. О том, чтобы быстрее двигаться дальше, нельзя даже и думать. Машины идут бампер к бамперу. Солнце сияет на кузовах автомобилей.
Типичные реакции будут следующими:
Земля. Вы ожидаете развития событий. Вы совершенно отчетливо понимаете, что теряете время, но так же четко представляете себе, что ничего с этим не поделаешь. Вы продолжаете медленно ехать в колонне, слушаете радио, думаете о чем-то постороннем и про себя считаете, что поступаете правильно.
Вода. Вы реагируете. Вы считаете, что подъем слишком долог и огорчаетесь. Вы обдумываете возможность проехать по другой дороге и высматриваете ее из окошка. Вы крутите руль, чтобы проехать вперед. При малейшей возможности вы покидаете шоссе и съезжаете на проселочную дорогу, если это помогает двигаться быстрее.
Огонь. Вы развлекаетесь. Вы понимаете, что в сложившейся ситуации лучшее, что можно сделать, — это найти новую дорогу для поездок. Вы открываете верх вашего автомобиля и подставляете лицо солнцу. Вы разговариваете с водителем, который остановился возле вас. Вы поворачиваетесь во все стороны, вы находите себе занятие: рассматриваете какую-либо машину или засматриваетесь на даму, сидящую в машине. Вы рассматриваете хорошо вам знакомый ландшафт и находите в нем изменения, которых раньше не замечали при быстрой езде.
Воздух. Вы оцениваете события. Вы чувствуете, что этот подъем — утомительнейшее место, и знаете, что большинство разделяет это мнение. Вы представляете себе, какие последствия могут наступить из-за задержки и опасаетесь неприятностей. Вы прикладываете всю свою энергию, чтобы насколько возможно ускорить подъем: вы заботитесь, чтобы отстающая часть колонны двигалась быстрее, сокращая до минимума разрыв с предыдущим автомобилем. Вы обещаете себе, что приложите все усилия, чтобы помочь справиться с трудностями.
ПРИМЕР 4
Вы хотите сходить посмотреть фильм. Под влиянием определенного элемента вы сделаете следующий выбор:
Земля. Документальный фильм или фильм о войне.
Вода. Порнофильм или боевик.
Огонь. Комедия или музыкальный фильм.
Воздух. Драма или мелодрама.
ПРИМЕР 5
Главным основанием для выбора профессии Вами является:
Земля. Вы работаете, чтобы заработать на еду и кварт плату.
Вода. Работа — это средство заработать много денег. А уж с деньгами вы можете сделать все, что пожелаете.
Огонь. Ваша работа интересна и дает вам целую кучу друзей, и поэтому вы даже не можете себе представить, чтобы заниматься чем-либо другим, сколько бы за это ни платили.
Воздух. Вы чувствуете, что смысл вашей жизни состоит в том, чтобы улучшить этот мир. Ваша работа — это ваш вклад в эту великую цель.
ПРИМЕР 6
Вечер. Вы зашли поужинать в маленький дорожный ресторан. Парочка крепких молодцов определенного вида заметили вас и уселись за соседним столиком. Разговор этой парочки звучит громко и агрессивно. Так как хулиганы не особо скрываются, вы скоро понимаете, что темой их разговора является ваша персона и что они могут сейчас завязать с вами ссору. В этой критической ситуации влияние каждого из пяти центров может проявиться следующим образом:
Земля. Вы продолжаете есть, сохраняя спокойствие и невозмутимость. Вы не реагируете на направленные на вас насмешки и не позволяете себя спровоцировать. Не показывая вида, вы осматриваетесь в поисках пути к отступлению или возможной помощи или же какого-нибудь предмета, который мог бы быть вами использован в случае, если завяжется драка. Вы заканчиваете ужин, платите по счету и собираетесь уходить. Вы используете все свое хладнокровие, чтобы предоставить первый шаг в нападении своим противникам.
Вода. Вы изображаете улыбку и поворачиваетесь к хулиганам, как к старым знакомым. Вы готовы к удару и защите, несмотря на ваш тон и манеру говорить, и ищете путь к отступлению. Вы делаете вид, что развеселились, и пытаетесь выяснить, есть ли у ваших противников мотоцикл или машина. Вы прикидываетесь простачком и делаете вид, что не догадываетесь об их намерениях. Вы смеетесь, даже если с вами грубо обращаются. Вскоре вы извиняетесь и направляетесь к туалету. Там вы, если они следуют за вами, бьете одному из них по физиономии и нападаете на второго при помощи какого-нибудь подручного средства. Удираете, пока ваши противники не пришли в себя.
Огонь. Когда вам кажется, что столкновение становится неизбежным, вы драматическим жестом поднимаете со стола солонку и смотрите прямо в глаза своим соперникам. Затем переводите глаза на солонку. Добившись нужного вам направления взгляда соперников, ставите солонку на стол. Пока внимание противника отвлечено этим маленьким представлением, медленно отодвинув столик, концентрируетесь и принимаете стойку для первого удара. Когда столик достаточно отодвинут, вы вдруг взрываетесь с громким боевым криком и бросаете в лицо своим противникам солонку. Затем отшвыриваете столик и наносите из стойки удар ногой в низ живота одному из противников. Опрокидываете на них столик, и по возможности, вступаете в драку. Исчезаете, пока не прибежала полиция.
Воздух. Вы считаете себя не настолько подготовленным и крепким, как ваши соперники. Вы беспокойно вертитесь на своем стуле, делаете какие-то движения обеими руками, чтобы привлечь внимание полиции. Вы глуповато хихикаете и постукиваете руками, злясь на свою беспомощность. Вы наклоняетесь вперед и шумно падаете на пол. Вы привлекаете к возможным нападающим внимание остальных посетителей.
ПРИМЕР 7
Если вы играете в гольф или теннис, то главной целью для Вас является, в зависимости от влияния элементов:
Земля. Тренировка тела и здоровье.
Вода. Социальные контакты.
Огонь. Ощущение соревнования.
Воздух. Спорт даст вам почувствовать собственные возможности.
ПРИМЕР 8
Вы дискутируете со знакомым о религии. Высказываются различные новые соображения и концепции. В зависимости от влияния элементов на ваше мироощущение возможны реакции:
Земля. Вы настаиваете на собственном мнении. Несмотря на все доводы собеседника, вы не изменяете своего мнения ни на йоту. Вы отмахиваетесь от них как от чего-то незначительного, не давая себе труда даже задуматься над ними.
Вода. Вы реагируете на замечания собеседника. Вы отстаиваете свою точку зрения, ставите вопросы, чтобы прояснить слабые места в точке зрения собеседника. По окончании беседы ваши взгляды могут сильно измениться (до противоположного мнения).
Огонь. Дискуссия интересует вас с познавательной точки зрения. Вы все время спрашиваете и подводите свою базу иод каждый ответ. Вы ищете нелепости и слабые места в предлагаемой вам теории и продолжаете разговор, чтобы внести большую ясность в собственное понимание.
Воздух. Вы ищете способ помочь собеседнику. В качестве ответа на поставленные вопросы вы предлагаете такой, который скорее ведет к согласию. Вы помогаете партнеру ответить на вопрос, задаете наводящие вопросы. Вы стараетесь упростить обсуждаемый вопрос и прояснить его.
ПРИМЕР 9
Ваш хороший знакомый разводится. В зависимости от того, какой из центров влияет на ваши поступки, вы поступите следующим образом:
Земля. Вы поддерживаете его, делая все, чтобы большая часть имущества и денег досталась ему.
Вода. Вы поддерживаете своего друга в обществе, так как вы считаете, что ваш друг не виноват, а в разводе виновна главным образом его жена.
Огонь. Вы считаете, что ваш друг сам способен разобраться в своих собственных проблемах.
Воздух. Вы утешаете своего друга, говоря, что развод — это просто официальное утверждение того, что уже произошло.
Из этих примеров легко заметить, что каждый элемент имеет свой образ и ни один из них не является лучше или хуже другого. Главная задача при изучении влияния различных центров состоит в том, чтобы понять, что невозможно дать абсолютное определение каждому из ощущений. Каждое чувство представляет собой яркую палитру, на основе которой каждый человек более или менее адекватно реагирует на происходящее.
Можно сказать, что в каждом из состояний присутствуют положительная и отрицательная стороны, в зависимости от того, как они себя проявляют. В следующем примере приводится в первом случае положительная, т. е. действенная реакция, а во втором — отрицательная, т. е. безрезультатная сторона проявления каждого из состояний. Эти черты могут проявляться не только в приведенной ситуации, но и в других областях, в частности в искусстве и познании.
ПРИМЕР 10
Ваш спутник жизни умер. Ваша эмоциональная реакция в зависимости от влияния основных элементов может быть следующей:
Земля, Устойчивость. Положительная: Вы утешаете других, которые тоже огорчены его смертью.
Земля, Саморазрушительное упрямство. Отрицательная: Вы не позволяете себе верить в эту смерть.
Вода, Гибкость. Положительная: Вы принимаете новый образжизни, который больше подходит к вашему состоянию.
Вода, Притупление чувств. Стрицательная: Вы все время смотрите в прошлое и продолжаете грустить.
Огонь, Агрессивная тяга к жизни. Положительная: Вы наполняете себя жизнью и теплом, которые вы делили со своим спутником.
Огонь, Всепоглощающий страх. Отрицательная: Вы чувствуете себя покинутым и чувствуете безотчетиый страх смерти.
Воздух, Мудрость и жизнь. Положительная: Вы помогаете себе мыслью, что ваш партнер переместился в лучший мир, и каждый из людей когда-нибудь также умрет.
Воздух, Ложная одухотворенность. Отрицательная: Вы занимае тесь всеми сопутствующими делами и хотите понять, почему ваш партнер вас оставил и что происходит с его душой.
В данных примерах отсутствует графа для классификации КУ-элемента, потому что он не дает никакой четкой реакции для его характеристики. КУ — это действенный потенциал человека. Он не проявляет себя непосредственно в каждой ситуации: это энергия, с которой могут проявляться свойства других элементов.
Вызвать проявление центра «пустоты» можно голосом. Этим же способом можно придать окраску и добавить влияние других элементов, что часто делается бессознательно. Проявление элемента Земли можно облегчить при помощи спокойного, тяжелого, приказного, авторитетно звучащего голоса. Глубокая вибрация и гортанная тональность голоса придают ему силу и достоверность звучания. Под влиянием элемента Воды голос становится сексуальным, чувственным и сильным. Голос под влиянием элемента Огня становится теплым, сьетлым и одухотворенным со следами веселой агрессивности; он может указывать на агрессивность или истерию. Под влиянием элемента Воздуха голос становится высоким, мягкой тональности и жизнерадостным.
Когда голос человека не совпадает с влияющим на него активным центром, то в голосе говорящего появляются небольшие изменения, которые вызывают у слушающего замешательство и чувство несоответствия. Даже нетренированный человек понимает, что с голосом что-то не то, что он звучит неестественно. Поэтому, например, слова о любви, произнесенные под влиянием элемента Воды, воспринимаются, как сладострастие; приказы, произнесенные голосом элемента Воздуха, оставляют впечатление слабости. Глубокое соответствие между телесными центрами и управляемым голосом позволяют ниндзя понимать других и уберегают от того, чтобы быть самим неправильно понятыми.
Как пример проявления КУ-состояния можно представить себе состояние занимающегося
ДЗЭН-медитацией. Этот тип людей живет концентрированно, здесь и теперь; они всегда хорошо выглядят, в хорошем расположении духа. Законность и религия (как, например, для ЧИ-элемен-та), значат для него очень мало. Он не подчиняется чужому влиянию (как СУИ-элемент) и не подвержен честолюбию и страхам, присущим КА-элементу, как и не руководствуется критериями правильного или неправильного, как ФУ-эле-мент. Эта личность настолько погружена в себя, что уже невозможно говорить о каком-либо характере. Он так погружен в свою природу, что невозможно обнаружить его чувства или движения души, — он контролируется только разумом.