Развитие будзюцу

Категория: Японская традиция Опубликовано 20 Ноябрь 2014
Просмотров: 2158
Развитие будзюцуРазвитие будзюцу
Выдержки из книги Донна Ф.Дрэгера "Классическое будзюцу"
Желание уничтожить в людях героизм - это извращение морали (Генрих фон Трайтшке)
Необходимость повышения эффективности методов ведения боя уже в ранние периоды истории Японии заставляла тех, кто посвятил себя сражениям, активно изучать разное оружие и возможности его применения.
Однако, ни стандартизация оружия, ни систематизация боевых искусств не была возможна, пока не сформировался класс профессиональных воинов. Большинство исследований указанного рода проводили буси - те, кто, выйдя живым из суровых битв, завоевал всеобщее уважение и признание, которое так быстро приходит на поле боя. Примерно начиная со второй половины 12 века, результаты таких исследований систематизировались, а затем на этой основе формировались рю - системы и школы боевых искусств. Основное внимание уделяли работе с наиболее часто используемым оружием - луком и стрелами, мечом, копьем, алебардой, но при этом не упускали из виду ни одного вида оружия или техники боя, которые могли оказаться эффективными. К 17 веку будзюцу стало впечатляющей силой: сформировалось около шестидесяти различных боевых систем, формально представленных в более чем девяти тысячах традиционных школ - рю.
Важно знать, что боевым качествам рю стали официально придавать значение при военном правительстве (бакуфу) эпохи Камакура, когда правитель активно искал лучших представителей и мастеров школ и приглашал их в качестве инструкторов. Те рю, которые отказывались сотрудничать с правителем или не попали в число избранных им, продолжали развивать боевые традиции на частной основе.
Следует согласиться, что с точки зрения современных стандартов классическая боевая рю основывается на незыблемых правилах, оружии и технике боя. Тот факт, что такие традиции сохранились в 20 веке, показывает верность традициям, а вовсе не неспособность представителей этих школ изобретать, использовать или вносить новые идеи.
Каждая рю развивала собственные технические принципы, которые делали ее уникальной. Эти общие принципы школы и особенности системы обучения составляли передающуюся из поколения в поколение основу школы, недоступную для посторонних. Со временем распад очень многих школ на отдельные ветви и направления, сопровождающийся развитием конфликтов и серьезными профессиональными разборками, оказался неизбежным. При наличии растущего желания выяснить чьи традиции лучше, схватки между мастерами, использующими технику разных школ, стали повсеместными. Такие поиски оптимальных путей победы над врагом дали сильный толчок к еще более широкому развитию будзюцу.
Будзюцу, представлявшее собой систему навыков ведения реальных боевых действий, предназначалось как для армии, так и для флота. Представляя в первую очередь технику владения разными типами оружия, в первую очередь мечом, копьем и алебардой, оно включало и дополнительные системы, которые имели целью повысить эффективность использования оружия: искусство строительства боевых укреплений, разведение сигнальных костров и даже обманные стратегические и тактические действия могут быть названы как отдельные примеры большого числа дополнительных дисциплин, относящихся к будзюцу.
Поскольку будзюцу представляло собой символ и средство достижения воинской силы и доблести, его изучение было объявлено исключительной прерогативой класса профессиональных воинов. Те, кто не относился к этому классу, хотя и не ходили совсем без оружия, но не имели права ни использовать оружие буси, ни изучать будзюцу.
На основе знания истории Ёритомо хорошо представлял себе две вещи. Первое, что вооруженные силы, хотя и не управляют полностью государством, но не могут быть исключены из этого управления. И второе, верности и преданности способствует гордость боевыми заслугами, поскольку боевые навыки отражают собственную гордость и уверенность в себе, и это способствует развитию чувства чести как проявления собственного достоинства. Воины Ёритомо были преданны ему, потому что он сам был буси, умеющим стрелять из лука и владеющим мечом на уровне лучших из них. Он также придерживался принципа буси, что каждый воин должен быть постоянно готов сражаться и при необходимости сразу вступать в бой и эффективно действовать в нем; большинство буси действительно считало, что все остальное - это проявления эгоизма. Ёритомо требовал от своих воинов постоянного изучения и отработки практических навыков будзюцу.
Таким образом, честь обязывала классического буси быть достойным бойцом, преданным сёгуну. В условиях, когда преданность ценилась столь высоко, репутация военачальника должна была в значительной степени зависеть от него самого и от его локального окружения. Вера буси в будзюцу порождала соответствующие качества, достойные доверия и уважения окружающих. Воин считал лишенным духа добывать только тяжелым трудом то, что может быть выиграно при сочетании труда и риска. Такой образ мышления отличал буси от представителей низших слоев общества, убеждения которых строились на зарабатывании трудом на жизнь.
Настойчивые ежедневные занятия боевыми дисциплинами стали характерными для всех буси. Эти упорные занятия включали тщательную отработку омотэ, или поверхностной (открытой) техники, что продолжалось три-четыре года и включало проработку до мельчайших деталей. Целью технического раздела омотэ было обучение буси основной технике работы с оружием в соответствии с особенностями традиции школы, в которой он занимался. На основе полученных базовых знаний начиналось обучение высшей технике окудэн, или секретного уровня, которая позволяла довести боевые навыки до совершенства. Боевые успехи определялись степенью владения техникой этого высшего уровня. Овладение секретами боевой рю давало уверенность в своих силах, поскольку воин знал, что при абсолютно реальной проверке его навыков - в поединке - его рефлексы будут молниеносными. Более того, обучение техническим тонкостям на уровне окудэн давало правильное представление о возможностях всех технических действий по-отдельности. Например, воин знал, что даже минимальное, на сантиметр, колющее движение мечом на среднем уровне не даст противнику завершить рубящий удар сверху, поэтому стоять под мечом противника совершенно безопасно. Напротив, при ударе снизу по внутренней стороне запястья, даже если этот удар отрубает руку, противник сможет нанести и скорее всего нанесет рубящий удар сверху. (Технические примеры из школы Тенсин Сёден Катори Синто Рю, по которой достаточно долго занимался у Учителя Отаке Ритсуке, освоив как открытый, так и, во всяком случае частично, секретный разделы). Но значение будзюцу для классического буси было еще большим. Это был образовательный процесс, в котором отдельные свойства личности развивались как боевые качества: храбрость, вера в свои силы, самопожертвование, готовность выполнять приказы, дисциплина, терпение, обоснованные суждения, вежливость и рационализм развивались параллельно с овладением техническими навыками.
Любые отклонения буси от того, что от него ожидалось, пресекались со стороны рю соответствующим наказанием, вплоть до смерти. В результате классические воины-буси оказались элитной группой бойцов, обладающих высочайшим боевым духом.
Будзюцу появилось и сохранилось не случайно и не по стечению обстоятельств. Боевые искусства приняли систематизированную форму, потому что буси ограничивали и направляли свое обучение с помощью обучающей системы, основанной на ката, или формальных комплексах. Ката (одиночные и парные) стали и остаются до сих пор основным тренировочным методом для всех направлений будзюцу. Это единственный способ отработки нужных в будзюцу действий, практически исключающий исключающий травмирование или убийство партнера.
В значительной степени по экономическим соображениям, но также и с учетом проблемы безопасности, занимающиеся будзюцу традиционно использовали тренировочное оружие из твердого дерева. Металлическое оружие тоже применяли, но не для повседневных тренировок, в условиях которых оно бы быстро сломалось или получило повреждения. Деревянные же аналоги оказались более прочными и легче заменяемыми. Относительная безопасность использования деревянного оружия также была очевидным преимуществом.
Тем не менее, деревянное оружие нельзя рассматривать как заменитель металлического с более низкими качествами. Во многих типах поединка использование деревянного оружия было выгодней, чем работа с металлическим. Известнейший японский мастер-фехтовальщик Миямото Мусаси (1584?- 1645) предпочитал использовать в поединках бокен - деревянный меч по причине высокой прочности и надежности такого оружия.
До периода Камакура воины обычно были конными. Большая и довольно неорганизованная группа таких воинов на быстрых лошадях бесстрашно выезжала на поле боя, где все решалось в отдельных схватках. Эти воины носили доспехи и были вооружены луком и стрелами, их лук представлял собой ассиметричное длинное оружие с большой дальностью действия. У них были также острые как бритва мечи - тати, которые с помощью специального шнура закрепляли у левого бедра. Длинный меч носили так, чтобы выпуклая заточенная сторона клинка была обращена вниз. Поэтому основным способом доставания меча из ножен было движение "от земли к небу", которое давало преимущество в случае, когда воин сидел на лошади. В период правления Ёритомо было разработано новое усовершенствованное оружие и началась специализация буси по вооружению, которая привела к более тонкой тактике боевых действий. Дальнобойное оружие, хотя и не исчезло совсем, но частично было вытеснено длинным оружием колющего или рубящего типа - яри, или копьем, нагамаги и нагината - алебардами, бо - шестом. Усовершенствования затронули и меч.
Конные воины обладали высоким аристократическим престижем, поскольку только состоятельные люди могли иметь хороших лошадей и качественные прочные мечи. Но ранние представления о преимуществе кавалерии для завершения боя в более поздние времена несколько изменились. Длинный кавалерийский меч, доставаемый движением "от земли к небу" при работе на земле уступил преимущество более короткому мечу, находящемуся в ножнах клинком вверх. Это оружие - тоже, как и тати, меч с изогнутым заточенным с одной стороны клинком - называется катана. Такой меч можно было быстро достать с точным ударом "от неба к земле", что позволяло одним ударом отрубить противнику руку или ногу, или же сделать его на голову короче. Еще более короткий меч - вакидзаси, в принципе сходный по виду с катана, был предназначен для работы только одной рукой. Его закрепляли на перевязи чуть внутри по отношению к катана и использовали как вспомогательное оружие. Эти два меча - катана и вакидзаси - составляли дайсё, или пару мечей: длинный и короткий. Привилегия ношения дайсё стала характерной особенностью воина.
Доспехи, предназначенные для защиты как от стрел, так и от ударов колюще-рубящего оружия выполняли одну и ту же задачу и для конного и для пешего воина. Но во втором случае требовалась их модификация - доспехи должны были стать более легкими и обеспечивать большую подвижность, чтобы пеший воин мог нормально вести бой.
Исход поединка в любом случае зависел от вдохновения и точного реагирования. В большинстве случаев поединкам предшествовали строго обусловленные ритуалы, имеющие целью подготовить внутреннее состояние противников в собственно схватке. Классический воин, выбрав себе противника, должен был произнести речь, иногда довольно длинную, с целью вывести врага из душевного равновесия: "Я - Сато Сигэнобу, второй сын Масаяки, а он - самый опытный кэнси (мастер работы с мечом) школы Тюдзё Рю, которого боятся все. Я побывал в шестнадцати поединках, и ни разу не был ранен. Я заставлю тебя почувствовать преимущество моего прекрасного остро заточенного клинка, Суне-кири (отрубающий ноги), который с древних времен хранят и передают по наследству в моей семье. Этим мечом мои предки уложили несметное множество врагов. Ты следующий - готовься к своему концу!"
Поскольку действия на поле боя подчинялись законам чести, произнеся подобную речь воин давал своему противнику возможность произнести речь ответную: "Тебе сильно не повезло, когда ты встретил меня - Юкимицу Тадао, потомка лучшего мастера-фехтовальщика всей Японии. Я - бесстрашный воин, который лично прикончил более тридцати лучших мастеров твоей школы. Ты со своим корявым стилем бессилен против меня. Это твой последний поединок, потому что я прикончу тебя, и я сделаю это - моим коронным ударом, гяку-кеса-аге (восходящий обратный диагональный удар). Вперед - тебя ждет мучительный конец!".
Начавшаяся схватка действительно была синкен сёбу - борьбой до конца. Победитель имел право взять голову побежденного в качестве доказательства своей победы. Скорее, однако, это было средством получить вознаграждение: принесенная хозяину голова побежденного врага демонстрировала умения и навыки, и воин мог реально рассчитывать на награду, особенно если голова принадлежала известному мастеру.
Схватка двух противников - отдельная схватка - была характерна для ранних периодов японской истории. Такие схватки можно разделить на два типа - ведущиеся на расстоянии и при непосредственном контакте. Существовало огромное различие между поражением врага с большого расстояния, например стрелой из лука, и битвой с ним после сближения, как необходимо при использовании меча и или другого рубяще-ударного оружия. Поэтому буси классических времен были вынуждены развивать самодисциплину, в значительной степени для того, чтобы контролировать страх. Как пишет старый мастер-буси "Страх распределяется в зависимости от ма-ай, боевой дистанции. Ма-ай - это дистанция между участниками схватки. Чем она меньше, тем тем больше смелости и больше навыков должно быть у воина.
Буси развивали также зансин, буквально "состояние готовности". Этот термин означает соединение физической формы с внутренней концентрацией, позволяющее непрерывно удерживать преимущество над противником. Без этого не могло существовать эффективных боевых навыков. Зансин был несомненной характеристикой опытного бойца с высоким техническим уровнем - такой, которую невозможно изобразить или подделать. Соответствующее состояние вырабатывалось многими часами боевых тренировок и физически проявлялось в стойке. За счет зансин буси достигали правильного физического и умственного состояния, необходимого для достижения превосходства над противником. Точная дистанция - ма-ай, используемая в конкретной боевой ситуации, могла быть различной в зависимости от используемого оружия и от оружия противника. Предполагалось, что в каждом конкретном случае буси должен знать какая позиция даст ему максимальное преимущество и доставит противнику максимум неудобства. В связи с этим важным обстоятельством боевые рю были вынуждены соблюдать некое равновесие в своих боевых системах. Любая рю, имеющая целью добиться победы в поединке, должна была изучать методы владения разным оружием. При такой подготовке буси редко случалось сталкиваться с противником, имеющим незнакомое, с точки зрение возможностей и недостатков, оружие. Поэтому, в дополнение к основному оружию - одати, или длинному мечу, буси добивался также достаточно хорошего уровня владения таким оружием, как короткий меч, копье, алебарда, метательный нож, шест или палка.
Чтобы понять природу этих видов оружия, возможности их использования в поединке, а также методов, использовавшихся буси для освоения работы с ними, в следующих шести главах этой книги будут рассмотрены основные компоненты классического будзюцу.

Авторизация

Реклама