Глава из книги Донна Ф.Дрэгера "Классическое будзюцу"
Хорошего лучника узнают не по стрелам, а по попаданию в цель
Томас Фуллер
Упоминания о луке и стрелах как об оружии и как о церемониальных принадлежностях можно найти в самых ранних исторических документах Японии.
Эти упоминания связаны с мифологией. В древние времена использование лука и стрел носило в основном церемониальный характер, но ко времени формирования класса профессиональных воинов лук стал первым оружием войны. Сформировались две основные традиционные системы, соответствующие специализации на стрельбе из лука всадников и пеших воинов.
Хотя влияние континентальной Азии прослеживается в церемониальном использовании лука и стрел, конструкция японского лука достаточно отличается. Лук не симметричен - примерно две трети его находятся выше головы стреляющего лучника. Такая конструкция длинного лука исходно рассчитана на конного лучника, поскольку поединки в древней Японии были в основном поединками всадников. Кюдзюцу - искусство стрельбы из лука cтавило основной задачей обучение меткой стрельбе у условиях поединка. Необходимые для этого навыки строились не только на освоении техники, но и на правильном и сбалансированном сочетании умственных и физических качеств. Древнейшие формы кюдзюцу соответствовали агрессивному боевому искусству. Но по мере уменьшения роли лучников, что было связано сначала с преобладанием ближнего боя, а затем - с появлением огнестрельного оружия, в практическом применении кюдзюцу возросла роль защитного аспекта. Тем не менее, значение кюдзюцу для боевой подготовки и развития дисциплины сохранилось, и оно продолжало оставаться важным средством развития и укрепления духа воина.
Первая основ кюдзюцу - это отработка воином югамаэ - правильного положение для стрельбы, без которого эффективное использование лука невозможно. Хотя это положение несколько различалось для конного и пешего воина, в основе лежали одни и те же принципы. В обоих случаях целью было добиться проявления физического и умственного превосходства стрелка (зансин) над врагом. Это состояние превосходства следовало сохранять и после пуска стрелы. На начальной стадии подготовки воин выпускал тысячи стрел в специальную цель с расстояния всего 1-2 метра. Только добившись правильной стойки и четкого попадания он начинал увеличивать дистанцию. Владение методом непрерывной стрельбы - инагаси было показателем высшей степени мастерства пешего воина: при такой стрельбе надо было часами непрерывно поддерживать полет стрел - это могло оказаться полезным, когда надо было помешать врагу занять определенную позицию. Для конных лучников показателем высшего уровня мастерства был ябасаме - секретный ритуал, включающий стрельбу в цель на полном скаку.
В историческом плане первой школой кюдзюцу была Нихон Рю. К 15 веку на ее основе были созданы еще шесть крупных рю.