Ниндзя. Основы и принципы нин-по-тай-дзютсу - безоружного боя

Категория: История разведки Опубликовано 03 Март 2014
Просмотров: 3211
Ниндзя. Основы и принципы нин-по-тай-дзютсу - безоружного боя "Кэн-тай-ити-йо" - "оружие и тело едины" - гласит первый принцип боевых методов ниндзя. Это высказывание имеет гораздо более глубокий смысл, чем общепринятое понимание типа "Оружие является продолжением тела". В нин-по тело само по себе является оружием, а оружие как таковое, или правильнее "орудие" ("нин гу"), является вспомогательным средством для улучшения действия тех или иных механических движений тела.
Наносит ли ниндзя удар ножом или палкой, бьет кулаком или метает сюрикен - от этого в его сознании и в его отношении к выполняемым движениям ничего не меняется: базовые принципы приложения сил, передвижения, уклоны, баланс и вложение мощи остаются теми же самыми. Отношение к телу как к оружию предполагает и иные методы тренировки, в отличие от широко распространенных в карате, тхэквондо и т.д. В нин-дзютсу нет места отработке ударов по воздуху, подобным способом силы и мощи не развить. Техника ударов ниндзя (дакентай-дзютсу) с самого начала должна быть направлена на реальную цель - мешок с песком, жесткую макивара, деревья, камни и т.п.
Подобный тренинг в сочетании с силовыми, скоростными и растягивающими упражнениями, а также с усвоением основных принципов работы с партнером дает гораздо лучшие результаты, чем удары, наносимые в воздух с пугающей гримасой иьустрашающим криком.
Кроме того, основные правила нанесения ударов в ниндзютсу довольно сильно отличаются от общепринятых принципов других боевых искусств.
Во-первых, любой из ударов руками в ниндзя дакентай-дзютсу практически НИКОГДА не приводится от бедра и НИКОГДА (в очень редких случаях) туда не возвращается - этот путь кулака к цели долог и нереален: слишком много открытых мест остается при таком способе нанесения удара. Кулак ниндзя начинает свой путь оттуда и тогда, где и когда это требуется. Никаких лишних движений! Это, прежде всего, экономит силы и время, а также исполнение техники в подобной манере является очень неожиданной для противника и часто приводит к концу поединка.
Во-вторых, если это реальный бой не на жизнь, а на смерть, а не спортивный поединок, то и средства, используемые в этом бою, подчинены другим целям: реальному поражению противника, а не получению выигрышных очков. В нин-по нет места эффектной, но не эффективной технике - в смертельной драке позировать не стоит. Кроме того, ЛЮБОЙ удар должен быть направлен против реальной области поражения, а не чисто абстрактной типа "удара в средний уровень". Отсюда вытекает необходимость хорошего усвоения анатомически жизненно важных точек на теле человека, а также преобладание ударных положений руки с более малой ударной площадью (шиканкэн, босикэн и т.п.) в противоположность удару обычным кулаком (фудокэн), что дает гораздо более мощный импульс от удара в точке соприкосновения с телом противника.
В-третьих, в ниндзютсу никогда не бьют противника только рукой или ногой - в движении используется все тело. Хотя об этом немало говорят в других "боевых" искусствах", однако очень редко можно увидеть того, кто бы правильно владел и пользовался этим принципом. Для примера рассмотрим выполнение классического для многих восточных единоборств "проникающего тычка кулаком с шагом одноименной ноги" ("ои- цуки" в карате). Как же чаще всего описывают (и выполняют) это движение? Оно состоит из шага одноименной с ударной рукой ноги, возвратного движения другой руки (хикитэ) и ввинчивания бьющего кулака (нэндзири). Основными правилами выполнения является жесткая постановка стоп с выпрямленной задней ногой (пятка ни в коем случае не должна отрываться от пола!), движение бедер, прямое положение корпуса и плеч и одновременность контакта с целью постановки стопы передней (шагающей) ноги на землю (или кулак бьет даже после того!).
Кроме того, обязательно присутствует полное напряжение всего тела в момент касания и резкий выдох животом (хара). Ниндзютсу не приемлет подобный метод нанесения ударов.
Жесткая фиксация стоп, бедер и плеч не дает бойцу использовать весь физический потенциал тела, а нога, ставящаяся на землю раньше или одновременно с ударом, не дает возможности послать всю массу тела в удар. В ниндзютсу бедра и плечи практически никогда не фиксируются, а сам момент удара происходит на долю секунды раньше, чем нога, движущаяся с ударом, твердо станет на землю. Это позволяет соединить все тело, заднюю ногу и бьющую конечность в единый вектор силы, который продолжает движение вперед еще мгновение после контакта с целью. Этим ударом можно не только отбросить противника на несколько метров, но и, резко убрав бьющую руку, создать такую мощную ударную волну, которая может привести к серьезным внутренним повреждениям – переломам костей, разрывам внутренних органов и т.д. - безо всяких видимых физических усилий. Это касается всех без исключения ударов - как руками, так и ногами.
Подобные различия присутствуют и в технике защиты. Ниндзютсу не приемлет какого-либо одного метода, например, только блоков или подставок. Лишь комплексная защита,
состоящая из всех видов действий - уклонов, нырков, блоков, парирований, стоп-ударов, опережающих ударов и др. может обеспечить действенную оборону с широким спектром вариативности последующих действий. Принцип "ДО-АЙ" принцип защиты ниндзя, учит тому, чтобы парирование и контрудар сливались в ОДНО действие. До-ай на высшем уровне - это предвосхищение действий противника и опережающая атака.
Кроме того, в нин-по различия между жестким блоком и атакующим ударом практически нет - просто в данном случае удар направлен на цель, расположенную на конечности соперника. Такая техника получила название "УКЭ-КИМЭ-ИТИ-ЙО" - "Блок и удар единое целое".
В нин-по нет места застывшим движениям типа "агэ-укэ" в карате, которые больше раскрывают, чем защищают или глухой защиты путем подставки перчаток в боксе - подобные методы работают только в рамках того стиля, который их практикует и в реальном бою принесут больше вреда, чем пользы. Только мгновенная, четко скоординированная естественная техника может отвести угрозу поражения от ниндзя.
Как уже отмечалось, методы тренировки в боевых методах ниндзя отличаются от общепринятых. Прежде всего, это касается того, что в ниндзютсу нет ката, по крайней мере, в том смысле, который любой приверженец восточных единоборств вкладывает в это слово, то есть некоего набора технических действий, скомпонованных по определенной схеме ведения поединка с одним или несколькими противниками. Тренируясь в ката, ученик через определенный промежуток времени начинает действовать, запрограммированный этими формами, и его сознание уже не выходит за их рамки. Таким образом, система начинает довлеть над человеком, заставляя его работать в той самой манере, которая зафиксирована в ката данной школы. Такой метод неприемлем для ниндзя, так как не позволяет раскрыть во всей полноте все духовные и физические способности человека. Как метод активной Дзенмедитации ката, конечно, подходят, но для тренировки эффективной системы выживания и самозащиты они не годятся.
В ниндзютсу отдают предпочтение методу "ВАДЗА", то есть "Действие, прием", в противоположность "КАТА" - "Форма". Даже эти слова, обозначающие общие принципы, уже говорят о многом. Если в "ката" упор делается на "форму", то есть выполнение движения должно соответствовать каким-либо правилам и принципам, часто очень несущественным и устаревшим, то в "вадза" все зависит от эффективности этого
движения в каждом конкретном случае, то есть как оно работает на того, кто его выполняет. Ученику предлагаются наиболее рациональные принципы и методы выполнения того или иного движения, а наиболее эффективную форму исполнения, работающую на него, а не на систему по принципу "так должно быть", ему предлагается найти самому в процессе поиска и тренировки. Такой метод более долог по сравнению с "ката", однако результаты, полученные при этом, значительно выше и не теряются со временем, так как основаны на естественных движениях этого ученика, а не умершего два-три столетия назад мастера.
Поэтому в ниндзютсу нельзя сказать, что тот или иной прием выполняется именно так и никак иначе, поскольку все зависит от личных качеств и способностей ученика. Система, предлагающая рациональный, экономичный и эффективный подход к выполнению приемов, работает на человека, который использует ее как инструмент для максимального раскрытия своих возможностей.
Ката в ниндзютсу являются "формой" некоего определенного душевного состояния, психологического настроя, из которого вытекают физические движения ниндзя. Они также являются лишь принципом, а не программой физических движений и касаются скорее тактического взаимодействия с противником, чем технической стороны дела - чем и когда в каждой конкретной ситуации бить, куда поворачиваться и т.д., что присуще всем
"формальным упражнениям" дальневосточных боевых искусств.
Существуют также учебные ката, объединяющие в себе группы приемов, сходных по смыслу и выполнению (кайтэн-но ката, камаэ-но ката и др.), а также выполняемых из определенной позиции (дзюмондзи-но ката, хичо-но ката), но они не имеют определенной расшифровки ведения поединка, а лишь облегчают процесс запоминания и совершенствования ученика в его изысканиях и доведении движений до автоматизма. Такой метод тренировки допускается лишь на ранней стадии обучения, когда в сознании ученика происходит смена стереотипов мышления в сторону рациональности, экономичности и эффективности движений. Эти ката - как гаммы в музыке, они создают прочный фундамент для того, кто в последствии будет исполнять любые мелодии и импровизации.

Изучение любого приема или движения в ниндзютсу можно условно разбить на четыре этапа.
Первая фаза - это фаза "ПРИВЫКАНИЯ К ОРУЖИЮ".
Подобно тому, как человек, приобретая меч, наполовину вытягивает его из ножен, пробуя остроту клинка, взвешивает его в руке и делает несколько махов, свистящих в воздухе, так и к любому движению ниндзя должен вначале приноровиться, сделать его своим. На этом этапе изучения, например, удара кулаком, ученик привыкает правильно и естественно для него сжимать кулак, овладевает траекторией и т.д.; основная цель - добиться естественности и раскованности в движении.
 
Вторая фаза - это фаза "ОБЪЕДИНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ", то есть совмещение какого-либо конкретного удара, захвата и т.д. с движением ног и всего тела. Ниндзя учится правильно вкладывать вес и силу, перемещаясь под различными углами вперед, назад и т.д. Основной целью на этом этапе является приобретение мощи, силы и гармоничное, неразрывное выполнение движения.
 
Третья фаза - это фаза "ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМА". Только разнообразная работа с партнером может принести успех ученику на данном этапе. Ниндзя учится выполнять удар или бросок из различных положений, отражая разнообразные виды нападения, разыгрывая какие-либо ситуации в различных условиях - на улице, в лесу, на лестнице, крыше дома и т.д. Основная цель - добиться 'обратной связи", то есть понимания смысла, заложенного в прием, и довести его выполнение до автоматизма независимо от условий применения.

И, наконец, четвертая фаза - это фаза "АБСОЛЮТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ДЕЙСТВЕННОСТИ ПРИЕМА". Она объединяет в себе первые три и углубляет мастерство. На этом этапе движение должно быть доведено до такого совершенства и понимания скрытой сути, чтобы оно срабатывало интуитивно, на подсознательном уровне. Здесь происходит слияние физических и духовных сил с подключением энергетики организма и развитых сверхъестественных способностей сознания. Следует добиваться полной автономности действий тела от какого-либо логического контроля ума - только таким образом можно достичь подлинного мастерства в смертельном бою, где любое логическое рассуждение о том где, куда и когда бить приведет ученика к неминуемой гибели.

Теперь скажем несколько слов о принципах взаимодействия ниндзя с противником. Как в атаке, так и в защите правильно выбранная дистанция, экономичное перемещение и
своевременность использования того или иного действия решают исход поединка. Не стоит уклоняться от еще не проводящегося удара или блокировать, если удар уже проведен. Не стоит также попусту тратить силы и энергию на удары с неправильно выбранной дистанции, поражающие пустоту. 
Принцип "МА-АЙ", принцип дистанции учит ниндзя быть там, где противник его не достанет, а он сам может всегда атаковать противника. Это достигается правильным перемещением и скоростью контратаки.
Этот принцип можно назвать современным термином "тайминг", принятом на Западе в боксе и др., так как он основан на отработанном расчете дистанции, перемещений и техники ударов или захватов.
"РИЦУДО" - ритм в движении атаки или защиты – тесно перекликается с предыдущим принципом и вмещает в себя понятия определенного ритма ведения поединка. Основное правило - нарушать ритм движения противника, навязывая ему свой, или, следуя ритму противника, внезапно ускорять или замедлять свои движения, что позволяет резко атаковать и закончить поединок, так как некоторое время противник
продолжает двигаться в выбранном им темпе. Существует множество схем, связанных с ритмом ведения боя, однако к каждому человеку со временем приходит его собственное понимание данного принципа, исходя из его личных особенностей и склонностей.

Следующим по важности принципом использования техники ниндзя в бою является принцип "НАГАРЭ" - "текучесть". Плавный переход от одного приема к другому, образуя непрерывную цепь атакующих и защитных действий, обеспечивает практически стальной контакт с противником, не дающий ему ни мгновения передышки. Удар сменяется захватом, захват переходит в бросок, снова удар, ущимление и т.д.
Действия, подчиненные этому принципу, должны быть строго рациональны и экономичны - иначе беспрерывная работа приведет ниндзя к преждевременной усталости и поражению. Не следует слишком затягивать поединок - следует стремиться свести его к минимальному времени. Не следует также пытаться доводить до конца каждый прием. (Например, противник захватил Вашу руку. Для освобождения Вы использовали проворот кисти противника наружу . Однако прежде, чем вы сумели провести его, противник отпустил захват. Не следует пытаться продолжать прием - ведь вашей целью являлось освобождение от захвата, а не отработка базового движения. Одним из следующих действий может являться удар освободившейся рукой с продолжением,
зависящим от противника). Успешное использование этого принципа достигается большим разнообразием техники, используемой ниндзя в бою, а также умственной и физической раскованностью - этого можно добиться лишь длительной и тяжелой практикой.
В "НАГАРЭ" ниндзя должен руководствоваться двумя фундаментальными установками: "ШИЦЭН" - "ЕСТЕСТВЕННОСТЬ" и "ИН-СИН ТОНКЭЙ" - "ДОСТИЖЕНИЕ МАКСИМАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МИНИМАЛЬНЫМИ УСИЛИЯМИ".
Естественность в движениях обеспечивает раскованность и спокойствие в бою, что в свою очередь приводит к снятию излишнего напряжения с физической и нервно-психической систем. Чтобы сделать любые боевые движения естественными, ниндзя должен изменить свой умственный подход к выполняемым приемам, сделав их обыденными и привычными, как, например, движение ложки с супом ко рту, и тренироваться там и тогда, где и когда это только возможно. Только превратив свою ЖИЗНЬ в ТРЕНИРОВКУ, а ОКРУЖАЮЩИЙ МИР в ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЗАЛ, можно достичь естественного и ненапряженного выполнения любого, даже самого сложного движения и приема.
Принцип "ИН-СИН ТОНКЭЙ" стоит во главе всех технических, тактических и стратегических действий ниндзя. ИН-направленность, тяга к выполнению своей цели любыми средствами учит ниндзя решать свои задачи тем способом, который бы обеспечивал достижение успеха в любом случае, даже если это идет вразрез с установленными нормами поведения и морали. Если у ниндзя есть выбор - драться или убежать, он без раздумий склонится ко второму. Если ниндзя лишен меча, он может подобрать или выломать палку, тем самым уравняв свои шансы на победу с более сильным или вооруженным противником.
По отношению к безоружной (впрочем, как и вооруженной) борьбе нин-по тай-дзютсу это выражается двумя идеями: пониманием необходимости победы любой ценой и пониманием в выборе средств для ее достижения. Не следует бороться силой против заведомо более сильного врага - ему нужно противопоставить такую тактику и такие приемы, которые будут срабатывать вне зависимости от физического уровня развития -
удары в особо уязвимые места: глаза, горло, пах; выкручивание малых суставов: пальцев, кистей, шеи и т.д. Следует использовать различные хитрости и уловки, не подпускать противника на расстояние полноценного удара, нападать по-возможности сзади или сбоку и т.п. Наоборот следует поступать с более техничным, но более слабым физически противником. Бойцу, использующему какой-то один вид технических действий (например, только удары или только броски), нужно противопоставить тот вид техники,
который будет для него незнакомым: удары ногами, захваты - боксеру, броски и подсечки - каратисту, ударную технику - борцу и т.д.
Подобная манера ведения боя приводит к тому, что противник не может разгадать ваш стиль и просчитать ваши дальнейшие действия. Это создает брешь в его психической и технической активности: спутываются мысли, теряется реакция, отказывает точность. Такого противника уже ничего не стоит победить, сохраняя собственное спокойствие и действуя согласно "ИН-СИН ТОНКЭЙ".
В чисто техническом отношении следует стремиться ко всемерной экономии сил и энергии, выполняя приемы, рационально перемещаясь, уклоняясь ровно настолько, насколько это требуется. Принцип "ИН-СИН ТОНКЭЙ" - "максимальных результатов - минимальными усилиями" можно воплотить в жизнь, лишь приняв его до конца, сделав его принципом всей своей жизни: своей деятельности, отношений с другими людьми и, конечно, своих занятий боевыми искусствами.
В заключении этой вводной главы я хотел бы сказать читателю, надеющемуся в короткий срок овладеть всеми принципами, боевыми приемами и тактическими уловками ниндзя.
Мастерство не приходит за день или за год; пройдет немало лет, дорогой читатель, наполненных высочайшими по сложности и тяжести тренировками, немало преград вы разрушите в своем мировосприятии и оценке действительности, прежде чем сможете постичь истинный смысл духовного и боевого наследия легендарных Воинов-Теней и, оглянувшись назад на пройденный Путь, возможно, назвать себя МАСТЕРОМ, да и то лишь про себя, ибо сказать: "Я постиг Путь ниндзя!", значит, признаться в собственной глупости, так как нет предела совершенству и нет конца у этого Пути.

Момот В.В.
Журнал «Боевые искусства планеты»

Авторизация

Реклама