История.
История филиппинских боевых искусств уходит корнями в далекое прошлое. В 8-м веке нашей эры в документах встречается упоминание о неких формах боевых искусств на территории сегодняшних филиппинских островов. Боевое наследие Филиппин прошло многовековую закалку, претерпело многочисленные влияния других культур. Среди них - различные направления китайских цюань шу; мусульмане Индонезии привнесли техники боя клинковым оружием, однако основное влияние оказала испанская школа фехтования.
В итоге обрело тот вид, который мы знаем сегодня.
При упоминании о филиппинских боевых искусствах у многих сразу возникают ассоциации с боем палками. Однако боевой арсенал боевых искусств филиппинского архипелага включает в себя и ножевой бой, рукопашный бой, работу специфическими видами оружия, такими как керамбит, дуло-дуло, мечете и др.
История филиппинских боевых искусств тесно связана с историей завоеваний этого архипелага – сначала Испания, затем США и Япония. В каждый период господства той или иной страны боевые искусства Филиппин находились под строгим запретом. Однако, филиппинцы продолжали хранить свои традиции - обучаясь тайно, или сохраняя манеру движения и боевую технику в традиционных танцах моро-моро, линамбай, и в ритуальных танцах синулонг. Один из специалистов по боевым искусствам юго-восточной Азии Касс Магда пишет: «Важно отметить, что боевые искусства были запрещены на островах испанскими завоевателями. Местные жители развивали их в танцах с боевыми движениями, отрабатывая техники, которые впоследствии против испанцев же и применяли. Испанцы принимали эти танцы за некие ритуалы, но в реальности это была та самая боевая культура, которую они запрещали». Филиппинцы передавали знания от отца к сыну, порой маскируя свои школы под дзю дзюцу или каратэ. Чтобы сохранить свое боевое наследие они использовали ратанговые палки вместо традиционных боло (мачете) и ножей. Боевые техники были включены в ритуальные танцы различных племен, что давало возможность для более быстрого освоения техники. И конечно, боевые техники завоевателей вплетались в техники аборигенов филиппинского архипелага.
Кстати, свое современное название – Филиппины – острова получили в далеком 1543 году, когда после того как испанский мореплаватель Рай Лопес де Вильялобос последовал за Магелланом и назвал остова Филиппинами в честь Филиппа II Испанского.
Интересно, что первое знакомство Запада с боевым потенциалом аборигенов архипелага произошло как раз во время прибытия экспедиции Магеллана. Это событие датировано 1521 годом, когда Магеллан, прибыв на берег острова Себу, объявил весь архипелаг собственностью Испании. Подружившись с королем Себу, Магеллан выступил против другого острова – Мактан. Этот исторический бой состоялся ранним утром 27 апреля 1521. Превосходя численно испанские войска, армия аборигенов оттеснила их к морю и бой был проигран испанской стороной. Неизвестно насколько правдиво передает легенда события этого боя, однако памятник легендарному вождю Лапу Лапу стоит сейчас на острове Мактан, как напоминание о стойкости аборигенов по отношению к своим врагам. По той же легенде именно Лапу Лапу убил Магеллана в бою. А сцена боя между двумя легендарными мужчинами отражена на панно, которое также можно увидеть на острове Мактан.
Итальянский летописец Антонио Пигафетта, член испанской экспедиции, описал оружие, которое использовали островитяне в этом сражении. Оно включало в себя традиционные палки (олиси), мечи - кампиланы, копья, отравленные стрелы, мачете-боло.
Терминология.
Терминология в филиппинских боевых искусствах не проста. Чего стоят только одни обозначения этих боевых искусств. Учитывая, что филиппинский архипелаг – это более 7 000 островов, такое разнооборазия становится понятным.
Самыми распространенными обозначениями являются : Арнис, Кали, Эсрима.
Термин "арнис" – собирательный. Он подразумевает под собой весь сложный комплекс филиппинских боевых искусств. Слово "арнис" – это измененное на тагальский манер испанское слово "armes", которое можно перевести как "оружие", "доспехи". "Эскрима" – термин, который используют в центральной части филиппинского архипелага и которым называются практически все ведущие современные школы филиппинских боевых искусств – Досе Парес Эскрима, Серрада Эскрима… Термин "эскрима" происходит от испанского слова "esgrima", означающего в первую очередь "фехтование". Под эскримой понимают бой палками. Кали – самый загадочный термин в филиппинских боевых искусствах. По словам Дэна Иносанто, использующего именно "Кали" для названия своей школы, так называют боевые искусства мусульман на юге филиппинского архипелага. Под этим термином традиционно подразумевается бой холодным оружием – ножами, мачете, мечами.
Применение.
Практичность и достаточная легкость в освоении техник арнис кали эскримы дали возможность использовать их в силовых структурах многих стран Европы и обеих Америк. Тем более, что технический арсенал арнис кали эскримы позволяет формировать различные программы обучения, например, для полиции, отрядов по охране порядка или для группы самообороны для женщин и детей.
Эффектные сцены боя филиппинскими палками и ножом не могли оставить равнодушными кинорежиссеров. На экранах регулярно выходят боевики, в которых главные герои демонстрируют техники палочного и ножевого боя в лучших традициях боевых искусств Филиппин. Это такие известные фильмы, как «Загнанный», «Игра смерти», «Блейд», Бойцовский клуб», фильмы с участием Стивена Сигала, Дэна Иносанто.
Школа Эскрима Контра Темпо.
Эскрима Контра Темпо – это компилятивная система обучения современным методам боя холодным оружием, основанная в первую очередь на филиппинской и отчасти на тайской и китайской традициях, при этом максимально адаптированная к российским условиям. Что же это такое?
Каждое явление этого мира имеет свой внутренний ритм – биение сердца, дыхание, смена дня и ночи, приливы и отливы – всё это подчинено определённым ритмическим законам. Любой бой, будь то учебный или реальный, также имеет свои собственные ритмы, и следует тем же законам, что и любые другие проявления деятельности человека. Нападение и защита, активные и спокойнее фазы – это лишь самые банальнее примеры этих ритмов.
Эскрима Контра темпо – это контрапункт боя, искусство ведения боя «на вдохе». Это нанесение удара в момент, когда удары противника находятся в мёртвой фазе – один уж закончился, а второй ещё не начался.
Искусство контра темпо подразумевает под собой в первую очередь ведение боя двумя руками, когда в обеих руках есть оружие, как одинаковое (добле бастон, дага са дага, добле табак тойок, дуло са дуло) и тому подобное, так и разное – техники «эспада и дага» яркий тому пример. Выбор пары оружия необычайно широк и вариантов может быть очень много, но вся работа построена на схожих принципах с учётом специфических свойств того или иного оружия, а также особенности работы им.
Если вооружена лишь одна рука, то принципы контра темпо применяются здесь с тем, что она становится ведущей. А невооруженная рука выполняет вспомогательные функции и весьма активно включается в процесс боя. На бой без оружия принципы контра темпо проецируется после того как наработано до уровня устойчивого навыка владение основными видами оружия. И эти навыки гармонично развивают возможности вести бой в манере контра темпо и без оружия.
В системе Эскрима Контра Темпо отсутствуют такие категории понятий как, например, блок или приём. От ученика требуется овладение принципами, навыками и специфической манерой ведения боя, при этом он имеет возможность формировать свой технический арсенал сам, исходя из собственных кондиций, возможностей и предпочтений. Контра темпо избегает излишних и продолжительных контактов с противником. Во главу угла поставлены короткие скоростные связки, рассчитанные на поражение противника в первую очередь оружием.
Техника
Основными характеристиками ведения боя в манере Эскримы Контра Темпо является максимально достижимая скоротечность боя, основанная на навыках недопущения вязкого контакта, скоростные связки (сегиды), боевые освобождения от захватов, основанные в первую очередь на поражении противника. Традиционные направления боя без оружия в боевом искусстве всегда имеют под собой некоторую историческую подоплёку. Распространённая легенда в японских школах будо говорит о том, что крестьяне, лишённые возможности носить, а значит и применять в бою оружие, стали закаливать руки и ноги, превращая их в аналог оружия. Это дало толчок в развитии многих школ рукопашного боя. Однако мы живём в другое время.
С этой точки зрения система Эскрима Контра Темпо может рассматриваться как возвращение к первоистокам боевого искусства, где работа оружием являлась жизненной необходимостью и подготовка воина была без этого просто немыслима, да и бессмысленна тоже. Бой без оружия был скорее дополнением и стоился в первую очередь на навыках работы традиционным оружием той или иной формы. Контра темпо это синтез боевых культур востока и запада, объединённый в одну стройную чёткую систему, где нет места ни псевдобоевой формальной эстетики некоторых китайских школ, равно как и не практикуются спортивные поединки с подсчётом очков.
Спарринг – важная часть тренинга в контра темпо, полноконтактный, либо ограниченный.
Наверное, не будет оригинальной мысль, что без четкого освоения базовых элементов невозможно достичь совершенства в изучаемых дисциплинах.
В Эскриме Контра Темпо на первом уровне обязательными элементами являются формы Абеседарио, представляющие собой набор траекторий основанных на архетипических символах - кресте, круге и некоторых других, охватывающих практически все основные траектории движений оружием. Именно на них строится каркас технических элементов боя.
Освоению элементов Абеседарио в Эскриме Контра Темпо уделяется особенно пристальное внимание, и не только на начальных этапах обучения. На более высоком уровне, эти техники так же изучаются, но уже в другом качестве. Техники Абеседарио являются той системой координат, от которой отталкивается ученик при наработке тех или иных навыков, а координационная база закладываемая при изучении траекторий движения элементов Абеседарио является прочным фундаментом для будущего успешного роста мастерства.
www.kali-eskrima.ru