Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах

Категория: Китай, Корея, Тайланд… Опубликовано 13 Март 2014
Просмотров: 3018
Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствахКак известно, Ф. Магеллан, с именем которого обычно связывают представление о первом кругосветном путешествии, не дожил до его триумфального конца. Ввязавшись во время своего пребывания на Филиппинах в распри между местными властителями, он сложил свою голову на побережье острова Мактан, пав от руки тамошнего правителя Лапу-лапу.
Этому событию посвящено проводящееся каждый год на Филиппинах большое театрализованное представление, прославляющее как сам факт первого контакта Филиппин с европейской цивилизацией, так и традиции своих боевых искусств, мастером которых по преданию был сразивший Магеллана вождь Лапу-лапу. Он — единственный из изображаемых островитян вооружен традиционным филиппинским длинным ножом — боло. Все остальные участники, сражающиеся за филиппинскую сторону, бьются двумя палками. Палки эти — «визитная карточка» боевых искусств этой страны.
В современной терминологии употребляется несколько названий филиппинских боевых искусств. Это понятно. Ведь Филиппины — это архипелаг, насчитывающий около 7100 островов, на которых живут народности, говорящие на 83-х основных диалектах. Но мусульмане юга страны или выходцы из Малайзии употребляют термин «кали», жители острова Себу используют испанский по происхождению термин «эскрима» (исп. «стычка» или «схватка»).
В Европе и США филиппинские боевые искусства известны, в основном, под этими названиями. Однако наиболее распространенным и наиболее приемлемым является термин «арнис». Он тагальского* происхождения и, когда употребляют это слово, почти любому филиппинцу ясно, о чем идет речь.
Помимо этих трех существуют еще несколько названий, обозначающих то же самое: армас де мано, дидья, эспада и дага, эстокада, эсток, кабароан, калиронган, пагарадман, пананандата или синавали. И это еще не все.
Применение двух палок в бою было отмечено испанскими хронистами практически сразу же после столкновения с филиппинцами. До захвата страны Испанией в XVI в. арнис практиковался открыто и повсеместно, а техники его применялись для подготовки воинов. Колонизаторы запретили преподавание боевых искусств, и традиция ушла в подполье, проявляясь лишь в движениях традиционных танцев, воспроизводящих техники работы руками без зажатых в них палок, да в народных театральных представлениях «моро-моро».
«Моро» — значит «мавр». Так испанцы называли мусульманское население Тагальский язык — государственный язык Филиппин, южных регионов страны, завоевание которых было особенно длительным и кровавым. Пьесы «моро-моро» как бы наложились на европейские  театрализованные представления, посвященные борьбе христиан с маврами, тоже включавшие в себя элементы сценического боя. Танцы с оружием, называемые «синулог» или «бинабаяни», включали в себя нанесение ударов, парирование, бой на кинжалах, мечах и копьях, «разоружение противника», броски, сочетающиеся с чисто танцевальными элементами. Они исполнялись на свадьбах и других праздниках. Традиция же арниса как боевого искусства продолжала тайно передаваться от отца к сыну.
Когда в конце XIX в. испанское господство на островах сменилось американским, официальный запрет на преподавание боевых искусств был снят. Стали открываться школы, появились известные мастера, соперничество между которыми родило практику «боев до смерти», часто проводились показательные выступления, но отдельные мастера традиционных боевых искусств на всякий случай продолжали работать тайно. При американцах много филиппинцев переехало на Гавайи и в Калифорнию, привнеся туда и свои традиции боевых искусств, которые, правда, до недавнего времени распространялись только среди своих. Тенденция эта продолжалась и после того, как в 1946 г. Филиппины
стали независимыми. С начала 60-х годов началась кампания по превращению арниса в национальный спорт — его стали преподавать в армии и на кафедрах физической культуры в университетах. Параллельно арнис продолжал служить основным способом выяснения отношений между собой и положить конец таким массовым «разборкам» удалось только в 1972 г., когда к власти пришли военные, и было объявлено чрезвычайное положение.
В США и Европе интерес к арнису появился и стал очень быстро расти с подачи Брюса Ли, очень часто применявшего в своих фильмах элементы и этого боевого искусства, которому его обучил Дэн Иносанто, один из самых известных его сподвижников и ведущих специалистов по филиппинским боевым искусствам в США. Кроме него, в мире хорошо знают и таких мастеров, как Реми Пресас, Фредерико Лазо, Рене Латоса, Снуки Сансес, Лео Гадже, Том Бисио, Грасиела Касиллас и др. Легенды окутывают имя Флоро Виллабриле, непобедимого победителя «боев до смерти» начала нашего века, считающегося вторым великим воином арниса после легендарного Лапу-лапу.
Многообразное культурное влияние, сочетающееся с такими чертами филиппинского национального характера, как открытость и способность к адаптации любых элементов иных культур, с которыми он входит в соприкосновение, затрудняют четкое выделение того, что в арнисе является аутентичным, а что привнесенным. К примеру, арнис — одна из немногих боевых систем Юго-Восточной Азии, на которую оказала существенное влияние европейская фехтовальная традиция — приемы боя с длинной и короткой палкой местами сильно напоминают европейские техники боя шпагой и кинжалом. Многие
методы тренировки (такие, как длительная работа с завязанными глазами, отработка боевых приемов по пояс или по грудь в воде, под густыми кронами деревьев, где очень сложно работать на верхнем уровне, специальная работа против всадника) являются характерными для филиппинских стилей. Не возникало на Филиппинах и стремление к унификации, создание единого стиля наподобие китайского «длинного кулака» или корейского тхэквондо. Хотя существует классификация, делящая все разновидности арниса на северные, центральные и южные, она более, чем условна.
Резкое отличие филиппинских стилей от большинства других заключается в том, что если стандартный китайский или японский стиль начинает обучение сперва с работы руками и лишь затем, через несколько ступеней, приступает к работе с оружием, на Филиппинах сперва берут в руки оружие. Ведь остаться без него на поле битвы — самое последнее дело. А пытаться бить руками и ногами такого наиболее частого противника, как испанец в кирасе и шлеме, стало весьма затруднительно Поэтому исторически сложившаяся технология обучения здесь такова:
— работа с оружием (сперва палкой, потом острым);
— работа руками («мано и мано»);
— работа ногами.
Подобный рассказ о филиппинском оружии впереди, но сразу отметим, что в процессе тренировки, как и в жизни, палку всегда предпочитали клинку. В этом выражается своеобразный гуманизм филиппинцев, поскольку, работая острым оружием, не искалечить и не убить партнера очень сложно.
Существует четыре основных варианта использования палки. «Соло бастон» является техникой работы одной палкой, «синавали» — техника наиболее известная и распространенная, предполагает работу двумя палками; «эспада и дага» тоже обозначает работу двумя палками, но одна из них длиннее, другая — короче, «арнис кавайян» — это работа длинным деревянным или бамбуковым шестом.
Обычно палки изготовляются из древесины пальмы раттан. Длинная палка имеет обычно длину 28—31 дюйм (1 дюйм = 2,54 см), а более короткая — примерно 12. Оба типа палок имеют одинаковый диаметр — около одного дюйма, и четко срезанный тупой конец без граней или острия. Называются они «бастон» или «мутон». Длинный шест обычно равен по длине двум длинным палкам или немного превосходит их. Все эти варианты работы палками могут практиковаться как независимо друг от друга, так и в рамках одной школы, в том числе и одна техника против другой: одна длинная палка против двух, две
длинные палки против шеста. Конечно, есть некоторые региональные особенности. Под арнисом обычно понимают бой двумя длинными палками, под эскримой — бой одной длинной или длинной и короткой. Начинают же обычно тренировки с практики работы одной или двумя длинными палками. Техника работы такой палкой имеет прямую связь с техникой работы голой рукой, развивает силу рук и кистей, ловкость, координацию движений. Эта же палка используется для разминки, растяжки, разогревающих упражнений.
Обучение арнису можно разделить на три основных этапа, которые один из современных мастеров этого искусства хорошо обозначил тремя понятиями: изучение упражнения, овладение упражнением, растворение в упражнении.
Первый этап обучения, называемый еще «муэстрасьон» или «пандалага», начинается с освоения правильного хвата палки Обычно ее держат так, чтобы со стороны кулака она выступала на 8—10 см. Этот конец используется в дальнейшем и для захватов, и для ударов в ближнем бою. Затем идет обучение пятиьосновным типам ударов, наносимых с различных направлений и многообразным способам обороны от них. В среднем на один удар существует около шести вариантов контратаки Затем осваивается базовая техника передвижений. Она достаточно проста. Движения осуществлются как бы по треугольнику со сторонами в 15 дюймов. Это дает возможность двигаться вперед, вбок, назад или под углом. Этой части обучения уделяется особое внимание, и ученики долго ходят по скорлупе кокосовых орехов или деревянным дощечкам, образующим этот треугольник. Подобная практика есть и во многих китайских стилях, только там перемещаются по столбикам. Так осваивается правильная система уходов с линии атаки и комбинация техник ударов руками и работы ног. Далее изучаются правила обороны от двух ударов одновременно. Надо уметь отразить их вне зависимости от их типа и направления. Делается это сначала двумя палками, а на более продвинутой стадии — одной. Идеальной считается такая ситуация, когда ты сумел уйти от атаки противника так, чтобы его удар нанес тебе минимальный вред, а твой ему — максимальный.
На втором этапе, называемом «саннга эт патама» или «сомбра табак», начинается парная работа. В основном, на этом этапе ведутся учебные схватки, во время которых отрабатываются определенные комбинации или связки приемов. Работа на этом этапе выполняется «в стук», ибо задача обучающегося на нем — не попасть палкой по противнику, а правильно и четко освоить комбинации ударов палкой по палке. Понятно, что во время занятий по мере продвижения ученика вперед растут и скорость выполнения приемов, и их сложность. Методы тренировки просты, акцент делается на реальную схватку. И системы, аналогичной китайским тао или японским ката, нет.
На третьем этапе начинается свободный спарринг, участники которого уже как бы освобождаются от рамок привычных упражнений и начинают как бы самостоятельно творить комбинации и приемы. Если вначале ты не знал ничего, а затем усвоил много приемов, то на этом этапе эти приемы, пропущенные через твое сознание, как бы концентрируются в несколько основных принципов, порождающих мириады свободных комбинаций. А скорость при этом  достигается такая, что удары палки не видны человеческому глазу.
Еще в начале века свободные бои, героем которых был Флоро Виллабриле, проходили без всяких протекторов и включали в себя и удары головой в ближнем бою, и работу локтями и коленями. Традиция спаррингов в полный контакт продолжается в некоторых направлениях арниса («пекити тирсиа») и сейчас. Но там во время боя обязательным был шлем, напоминающий шлем-маску кэндо, и плотные краги, защищающие руку от локтя до запястья. В более оспортивленном варианте боя, называемом «ларга бутон», протекторы не используются, и можно бить куда угодно, кроме лица и области паха. Схватку контролирует рефери, а в более ответственных случаях — еще два судьи. Очко начисляется при явном попадании в противника, его падении или разоружении. Обычно,
чтобы разоружить противника, проводится удар по рукам. Очки снимаются, если участник боя атакует безоружного или упавшего, а также бьет руками, локтями, коленями или головой. Раньше бой шел без передышки до явной победы одного из партнеров. Теперь он разделен на раунды.

Понятно, что как и во всяком искусстве боя, в арнисе существует традиция морально-психологического тренинга. Но долгое испанское владычество проявилось не только в большинстве своем заимствованной из испанского языка терминологии, но и в глубоком проникновении на Филиппины католицизма. И хотя христианство на Филиппинах во многом срослось с местными культами и приобрело свою, оригинальную форму, такого мощного пласта чисто психологического тренинга, которые внес в боевые искусства Востока буддизм, оно, конечно, не породило. Поэтому большинство психотехник арниса
направлено на выработку определенного состояния перед боем. Флоро Виллабриле описывает эту подготовку: «Ночью перед боем я поднимаюсь на высокую гору, под лунным небом мне как бы является мой будущий противник. Я как бы представляю себе его атаки и то, как я буду отражать их и атаковать сам. Это длится до тех пор, пока я полностью не познаю все его приемы. И когда наутро противник появляется передо мной, для меня он уже побежден».
Некоторые мастера верят в существование определенной сверхъестественной силы «антинг—антинг», дающей контактирующим с ней великую силу рук. Такой боец может, например, легко вгонять рукой гвозди в толстую деревянную доску по самую шляпку, а затем также легко вытаскивать их обратно. Правда, во многих других странах подобные упражнения мастера боевых искусств выполняют, не прибегая к магии. Мог делать такое, в частности, и Масутацу Ояма.
Техника боя на палках, конечно, варьируется в зависимости от стиля, но во всех стилях арниса она построена на четырех основных принципах: простота движений, их относительная прямолинейность, экономность, индивидуализация' процесса обучения, т.е. подбор таких техник, которые идеально соответствуют конституции и личностным особенностям человека.
Бой двумя палками включает в себя не только рубящие и секущие удары, большинство из которых жестко блокируется, но и удары вторым концом палки, а также разнообразные обводы и зацепы своей палкой палки или руки противника. Сила удара зависит от сочетания движения по прямой и по кругу. Нет чисто «жестких» или чисто «мягких» техник. Есть их сочетание. Корпус при этом свободен, расслаблен, гибок и положения его порождаются ситуацией. На работу парными палками затем легко накладываются техники работы парными обоюдоострыми мечами, топорами, серпами. Одно и то же движение, один и тот же удар могут быть проведены практически любым типом оружия.
При использовании только одной палки в технике появляется много хлещущих ударов, позволяющих за короткий отрезок времени провести серию быстрых ударов. Кисть при этом слегка разворачивается, и каждый новый удар приходится на другое место. Левая рука не заведена за спину, как в европейском фехтовании, а активно используется для захвата или контроля атакующей руки противника. Может она и поддерживать руку с палкой как для более жесткого отшибающего блока, так и при прижимании своим оружием оружия врага к земле при резком уходе вниз. Но обычно она используется для захватов руки. Пока левая рука держит руку противника, правая наносит серию секущих ударов.
Захваты и замки с применением палки нацелены на запястье, локтевой или плечевой сгиб. Они обеспечивают и хорошую возможность контратаки, когда противник стеснен, и болевое давление, заставляющее его двигаться в нужном тебе направлении. Свободная рука может быть на подхвате и во время бросков. Эта техника достаточно используется в большинстве оружейных техник. Техники атаки одной или двумя палками разбиваются на три основных группы: праворучная, леворучная и двуручная, в зависимости от того, какой
рукой преимущественно наносится удар. Понятно, что продвинутые мастера должны с равной легкостью работать на обе стороны. Бой длинной и короткой палкой не зря называют «эспада и дага». На него очень хорошо накладывается техника боя традиционным длинным ножом-мачете «боло» и кинжалом «баларау». Ведь надо иметь в виду, что под термином «эспада» понимается не стандартная современная фехтовальная шпага, а ее средневековый испанский вариант «эспада», имеющий достаточно широкое
лезвие и полуторастороннюю заточку. Понятно, что короткая палка здесь служит, в основном, для парирования и тычков, а длинная — для вращений и рубящих ударов. В современном варианте это направление часто практикуют с дубинкой и ножом, который держится в левой руке и используется не только для тычков, но и для размашных режущих движений, цель которых — поразить мышцы и сухожилия противника. Это сформировало и специфическую технику «жертвующих блоков»: как правильно подставить под лезвие руку, чтобы порез причинил минимальные повреждения (когда уклониться от удара невозможно) и не повредил важную связку.
Бой на длинных шестах нацелен, в основном, на держание противника на дистанции, хотя захваты, замки и броски с его участием встречаются с не меньшей частотой. Поскольку шест трактуется как две соединенные палки, тычков и выпускающих ударов почти нет. Бой на них более сценичен и часто встречается в народных танцах.
Помимо основных типов палок, в арнисе хорошо разработана система боя разнообразным коротким оружием типа ножа, короткой палки, явары и т. п. По ней можно очень хорошо проследить традицию рукопашного боя Филиппин. Стандартная комбинация проводится в три этапа. Первый — это блок, парирование или уход с линии атаки с одновременной атакой в нервный центр атакующей конечности (это может быть тыльная сторона ладони, подмышка, трицепс, бицепс ближе к локтю, а на ноге — это средняя часть стопы, внутренняя поверхность голени, икры). Это дает возможность провести опережающую
атаку, ограничивая способности противника к контрмерам. Следующим этапом служит использование свободной от оружия или, как говорят, «живой» руки. С ее помощью проводится удержание атаковавшей ноги противника или его руки с оружием. Это не дает ему возможности использовать заблокированную конечность для повторной атаки ею же. Кроме того, зафиксированной рукой противника можно «связать», обездвижить и его вторую руку, а после этого легко провести бросок или удушение, повергнуть врага на землю или провести заключительную атаку в его голову или туловище.
Способность филиппинской культуры к адаптации иных культур проявилась и в арсенале оружия боевых искусств. В нем нашлось место: и традиционной мусульманской арабского типа сабле, техника работы которой построена на коротких дугообразных движениях, отвлекающих противника до того, как наносится удар; и окинавским нунтяку, которые здесь называют «чако», «табак тойок», «туй-табак» или «драй боло» — оружие это считается очень мощным и опасным для жизни и потому обучение работе с ним и использование его во многих районах Филиппин запрещено; и пришедшим из Малайзии и Индонезии крису и тьябангу (длинному кинжалу-мечу со специфическим пламевидным лезвием с  двухсторонней заточкой и короткому трезубцу — аналогу окинавских саи).
Йойо — вложенный в сетку круглый груз на длинной веревке, заканчивающейся петлей, напоминает китайский молот-метеор, но считается, что происхождение его как оружия сугубо местное. В первоначальной своей версии йойо представляло собой камень, привязанный к виноградной лозе, который использовали как оружие во время охоты.
Развита и работа разнообразными видами плетей и бичей. Большинство показательных выступлений обязательно включает в себя момент, когда человек с повязкой на глазах гасит ударами плетки несколько свечей, расставленных вокруг него. Плетка может быть сделана из плотного ремня бычьей кожи или, как например, бунтот паге, из хвоста рыбы рай. Длинный и высушенный хвост этой рыбы, покрытый твердой и острой шкурой, служил великолепным оружием. Хвост заканчивался острием, которое могло быть отравлено.
Помимо арнис кавайян, применялся и другой тип шеста — сибат. Его форма напоминает биллиардный кий, а техника и хват за один конец подобны южнокитайским техникам работы шестом. Он достаточно тяжелый и поэтому им нельзя наносить серии ударов, а только одиночные. Блоки их крестообразные с выраженным наклоном тела.
Табак малиит — короткие парные палки, выступающие на несколько сантиметров с обеих сторон сжатого кулака. При работе ими упор делается на быстрые выпады и принятие таких позиций, при которых не требуется применение большой силы. Основная техника, как мы уже упоминали выше, построена на первоначальном выполнении блока и контроле атакующей руки противника.
Бангкау — копье, считается длинным и тяжелым оружием техника работы которым, в принципе, похожа на работу легким, но исключает возможность быстрого повторения ударов или смены их направления. Строится она, в основном, на тычках, уколах и вибрациях копья.
Специфическим, сугубо местным оружием является балисонг — филиппинский нож-бабочка, являющий собой нечто среднее между ножом и короткой палкой. Его рукоять состоит из двух половинок, скрывающих в сложенном виде лезвие, утопленное в паз между ними. Оружие это известно с восьмого века. Оно передавалось по наследству и считалось сакральным. В разложенном виде три его конца символизируют три космические потенции: Небо, Земля и Вода. Обычно его использовали как короткую палку, одним движением превращая в нож в критической ситуации. Техника работы им как палкой или ножом построена на вращениях между пальцами наподобие работы короткой палкой или эмэйской спицей. Из-за своего оригинального вида это оружие пользуется популярностью в США.
В арнисе нет четкой системы поясов, рангов, данов. Единственным критерием мастерства всегда считалось его проявление на практике. И хотя термин «лакам сампу» обозначает уровень мастерства, примерно аналогичный десятому дану в карате, звание это все-таки скорее церемониальное, отражающее высокие заслуги в деле развития и пропаганды этого вида искусства.
Арнис и сейчас находится в состоянии трансформации, адаптируясь к своей сегодняшней популярности во всем мире. Появляются новые его направления, ведомые талантливыми мастерами. Дэн Иносанто стремится воплотить через призму арниса идеи своего учителя и друга. Реми Просас разработал и пропагандирует новый стиль «мано-мано», в котором гораздо больше мягких, текучих движений и работы без оружия: открытой и закрытой ладонью, локтем, ногами. В нем больше бросков и двойных блоков, а обучение строится на более свободном и творческом подходе к комплексам упражнений. Лео Гадже и Том
Бисио создали «спекити тирсиа», где особое внимание обращается на спарринг в полный контакт с применением протекторов. Некоторые системы комбинируют арнис с дзюдо или айкидо, техники парных палок включаются в некоторые оружейные стили в качестве подготовительных упражнений и базовых техник для любого парного оружия. Бой с дубинкой с применением филиппинских техник активно изучается полицейскими службами ряда стран.
Арнис — не единственное боевое искусство, известное, хотя и во многих обличьях, на Филиппинах. Есть сведения о «филиппинском боксе» «панатукан» или «сикаран», специализирующемся на борьбе ногами. В литературе  встречается и «букулан», но что стоит за этим названием, автору статьи пока не известно, тем более, что и между этими искусствами и арнисом существует тесная связь.
Их тоже можно рассматривать как его часть.

Более подробно познакомиться с конкретными техниками арниса можно на примере приводимых нами комбинаций или типовых связок работы с палками.
Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Комбинация 1. Рисунки а-г.
Блокируя своей палкой оружие противника, бастонеро круговым движением кисти зацепляет атакующую руку с палкой, разоружает, одновременно нанося удар или оказывая давление на плечо разоружаемой руки.

Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Комбинация 2. Рисунки а-з.
Обороняясь от бокового удара в голову, безоружный бастонеро блокирует кулак противника своей левой рукой, одновременно атакуя кулаком нервный центр на внутренней стороне плеча или груди. Затем он наносит врагу отвлекающий мажущий удар по лицу, закручивая держащую руку противника в воронку своей кистью, благодаря чему выбирает оружие противника так, что оно оказывается зажатым у него подмышкой. Подхватывая эту палку правой рукой, он проводит отмашной удар в голову, а затем, блокируя левой рукой правую руку противника, наносит ему завершающий удар палкой

Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Комбинация 3. Рисунки а-е.
Оба противника готовятся нанести друг другу удар правой рукой от себя наружу. Бастонеро справа, отступив, наносит удар по атакующей кисти противника, а затем, придерживая ее левой рукой, уводит свою палку вниз и наносит ею кистевой удар в корпус.

Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Комбинация 4. Рисунки а-е.
Противники готовятся нанести друг другу удар внутрь. Блокируя удар противника, бастонеро, находящийся слева, как бы проводит своей палкой по палке противника, одновременно перекрещивая руки и прижимая своей палкой палку противника вниз, приводит ее в горизонтальное положение и захватывает левой рукой. Одновременно с этим он уводит свою палку вниз и наносит ею подшибающий удар в подколенный сгиб противника.

Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Комбинация 5. Рисунки а-е.
Атакующий противник приседает на одно колено, стремясь нанести горизонтальный рубящий удар на нижний уровень. Бастонеро, находящийся справа, также приседает на одно колено и, помогая себе свободной рукой, прижимает оружие противника к земле, а затем резким сдергивающим ударом атакует голову противника, используя инерцию его движения.

Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Комбинация 6. Рисунки а-е.
Противник, находящийся слева, пытается провести тычковый удар. Движением палки вперед бастонеро справа обозначает удар в корпус, заставляя нападающего отшатнуться и потерять инициативу. Затем он отбивает палку противника круговым ударом и, перехватив ее левой рукой, проводит серию ударов в голову.

Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Комбинация 7. Рисунки а-е.
Противник, находящийся справа, пытается нанести горизонтальный рубящий удар в голову. Уходя в сторону и подстраховывая свою палку второй рукой, обороняющийся наносит сильный удар по тыльной стороне его кисти с палкой, заставляя его выронить оружие, а затем, продолжая использовать вторую руку для усиления удара, наносит ему круговой удар в голову.

Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Комбинация 8. Рисунки а-к
Собственно, это не комбинация, а скорее короткая учебная форма, направленная на отработку базовых ударных техник при работе парными палками:
1. Исходная стойка. У атакующего руки скрещены, что обеспечивает большую силу удара.
2. Удар левой рукой от себя на верхний уровень.
3. Удар правой рукой от себя на верхнем уровне.
4. Удар левой рукой на себя на верхнем уровне.
5. Удар правой рукой на себя на верхнем уровне.
6. Удар левой рукой на себя на верхнем уровне.
7. Удар правой рукой от себя на нижний уровень.
8. Удар левой рукой на себя на нижний уровень.
9. Удар правой рукой от себя на верхнем уровне.
10. Удар левой рукой от себя на верхнем уровне.
Далее следует возвращение в исходную стойку. Все ударные движения выполняются от бедра с разворотом корпуса. Для увеличения силы удара руки обычно перекрещиваются выше или ниже блока в зависимости от того, на какой уровень направляется удар. При круговых ударах от себя палка обычно поднята над головой. Удар № 11 аналогичен удару № 3, если серия проводится не один раз, а отрабатывается многократно

Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Комбинация 9. Рисунки 1—7.
Бастонеро справа отбивает удар по ногам, а затем подходит ближе к противнику и, просовывая свой шест между его корпусом и правой рукой, проводит залом, двигаясь за своего противника и разворачивая шест по часовой стрелке. Противник разоружен, а бастонеро использует свой шест для его удушения

Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Комбинация 10. Рисунки 1—4
Это — одна из простейших связок, используемых как для обороны, так и для нападения. Начинается она с удара левой рукой на себя на нижний уровень. Затем бастонеро слева уводит свою левую палку вверх и наносит удар правой от себя на верхний уровень. Затем его левая рука с палкой описывает круг над головой и снова бьет на нижний уровень.

Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Комбинация 11. Рисунки 1—5.
Эта связка направлена на отработку передвижения по треугольнику. Бастонеро, находящийся слева, атакует. Его противник блокирует своей палкой удар шеста на нижний уровень, отходя влево. Продолжая это движение, он блокирует сперва удар сверху, затем нижний удар шестом с другой стороны и, наконец, делает шаг вправо и блокирует следующий верхний удар шеста. Атакующий наносит удары, стоя на месте

Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Комбинация 12. Рисунки 1—3.
Это даже не комбинация, а наиболее типичные упражнения, направленные на развитие кисти и запястья и отработку управления палкой.

Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Комбинация 13. Рисунки 1—6.
Бастонеро, стоящий слева, блокирует удар противника, одновременно захватывая его палку левой рукой. Затем он выкручивает руку противника и, просовывая свой шест между его корпусом и поднятой заломленной рукой сверху вниз, использует его как рычаг для броска.

Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Комбинация 14. Рисунки 1- 7
Бастонеро слева, заблокировав удар противника, хватает его за кисть, одновременно нанося удар коротким концом палки по тыльной стороне его ладони. Затем он просовывает свою палку под руку противника и использует ее как рычаг для разоружения. Продолжая давление вниз, он валит разоруженного врага на землю

Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Комбинация 15. Рисунки 1—4
Бастонеро, стоящий слева, отбивает атаку противника и пытается атаковать сам, но его рука с палкой заблокирована свободной рукой противника. Тогда он, одновременно преграждая своей свободной рукой путь атакующей руке противника, сам наносит ему удар коротким концом палки в голову, после чего руки с палками блокируют друг друга на верхнем уровне.

Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Комбинация 16. Рисунки 1—6.
Блокируя удар противника шагом вперед, бастонеро слева уводит его руку с оружием вниз, а сам проводит коротким концом палки удар в голову. Затем он захватывает шею противника и, подцепляя коротким концом палки его колено, бросает его на землю.

Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Комбинация 17. Рисунки 1—6
Поймав на блоке руку противника с оружием, бастонеро слева заводит ее за спину противнику и, заставляя его наклониться, проводит вертикальный удар в голову.

Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Комбинация 18. Рисунки 1—4.
При захвате сзади за корпус бастонеро наносит короткой палкой отвлекающий удар в пах, а затем бьет по тыльной поверхности ладони, из-за чего противник ослабляет свою хватку. Это дает возможность атакуемому сперва провести захват кисти противника, а затем, дернув его за волосы, повергнуть наземь.

Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Комбинация 19. Рисунки 1—3.
Удар руки противника блокируется преграждающим ударом короткой палки по тыльной стороне ладони нападающего. Затем, захватив ударную руку противника, бастонеро проводит мажущий удар по его ребрам и вертикальный удар короткой палкой по затылку нападающего.

Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Комбинация 20. Рисунки 1—3.
Бастонеро, стоящий справа, захватывает кисть противника, схватившего его за одежду, и преграждающим ударом локтем блокирует его удар кулаком. Затем следует удар короткой палкой сначала в висок, а потом в локтевой сгиб захватившей его руки.

Потомки убийц Магеллана. О Филиппинских боевых искусствах
Рис. А. Большинство техник арниса сводится к тому, чтобы, поймав своей свободной рукой руку противника с оружием, нанести ему серию ударов своей палкой.
Рис. Б. Обработка правильных ударов достигается путем тысячекратных их повторений.
Рис. В. В стиле «пекити тирсиа» спарринги ведутся в полный контакт с применением протекторов.
Рис. Г. Лео Гадже — один из ведущих мастеров арниса, демонстрирует стойку с палкой и ножом.

Асмолов
Журнал «Боевые Искусства Планеты»

Авторизация

Реклама