Самолечение. Психические нарушения

Категория: Общие советы Опубликовано 20 Ноябрь 2015
Просмотров: 4212

Самолечение. Психические нарушенияСамолечение. Психические нарушения
Выдержки из книги "Самолечение. Полный справочник".

Авторы: Леонкин Владислав Владимирович, Полянина Анастасия Юрьевна, Градович Валентина Васильевна, Цеханович Людмила Анатольевна, Иванова Ольга Владимировна, Семенова Наталья Викторовна


Фитотерапия некоторых психических заболеваний. Шизофрения
Для облегчения участи больных во время кризисов нетрадиционная медицина рекомендует следующие средства.
1. Полностью отказаться от употребления мяса, молока и молочных продуктов.
2. Золотой корень. Отвар корней (1 ч. л. на 1000 мл воды) принимать внутрь по 1 стакану 3 раза в день в течение 20 дней.
3. Левзея сафлоровидная. Отвар корней (1 ч. л. на 1000 мл воды) принимать по 1 стакану 3 раза в день перед едой в течение 30 дней.
4. Заманиха высокая. Настойку корней заманихи на водке (1:5) принимать внутрь по 30–40 капель 2–3 раза в день до еды в течение 25–30 дней.
5. Ландыш майский. Настойку цветов на 70 %-ном спирте (1: 10) принимать внутрь по 15–20 капель 3 раза в день.
6. Аралия маньчжурская. Настойку корня на 70 %-ном спирте (1: 5) принимать внутрь по 30 капель 2 раза в день.
Примечание: есть предположение, что имбирь, эхинацея пурпурная, майоран садовый, чистец лесной, вероника лекарственная, пион уклоняющийся, серпуха венценосная и синюха голубая тоже могут облегчить участь больных шизофренией.


Болезнь Паркинсона
Для улучшения состояния больного при этом заболевании народная медицина рекомендует следующие средства.
1. Употреблять в пищу ягоды бузины черной в любом виде.
2. Регулярно употреблять в пищу вареную свеклу (лучше белую), сильно разваренную капусту и чеснок в любом виде.
3. Употреблять с пищей 3 раза в день не менее чем 1,5 г горчицы. Употреблять в течение 10 дней, затем 10-дневный перерыв.
4. Уменьшить употребление мяса до 3–5 раз в неделю. В рационе должно быть 50–60 % сырых овощей, ягод и фруктов.
5. Самой лучшей белковой пищей для таких больных считается бульон из мяса молодого откормленного петуха. Мясо петуха залить водой в количестве 4,5 л, добавить зелень укропа и соль. Варить до тех пор, пока бульона останется 1–1,5 л.
6. Ограничить до минимума или исключить вообще из рациона кислые (особенно айву) и пучащие продукты, рыбу. Яблоки летние исключить совсем, осенние употреблять очень умеренно.
7. Желательно употреблять мясо голубей и имбирь.
8. Шалфей:
1) настой смеси шалфея и дубровника обыкновенного 1: 1 (1 ст. л. на 200 мл воды, настаивать в течение 1 ч) пить по 1/2 стакана 2–3 раза в день;
2) настой шалфея (30: 10 000, настаивать в течение 1 ч) вылить в ванну. Принимать ванну не менее 15 мин.
9. Настой смеси корней шиповника и корней вербены 1: 1 (1 ст. л. на 400 мл воды, настаивать в течение 3 ч) пить по 1/2 стакана 3 раза в день.
10. Алтей. Отвар корней (2 ст. л. на 200 мл воды) пить горячим по 1/2 стакана 3 раза в день после еды.
11. Гармала обыкновенная.
Настой травы (1 ч. л. на 400 мл воды) пить по 1 ст. л. 3 раза в день.
12. Полынь горькая. Настой травы (2 ст. л. на 200 мл воды) принимать внутрь по 1/4 стакана 3 раза в день за 30 мин до еды в течение 25 дней.
К настою полыни можно добавлять мед.
13. Скополия корниолийская. Отвар корней на белом сухом вине (25: 500, варить в течение 5 мин) принимать внутрь по 1 ст. л. 3 раза в день.
...Примечание: растение сильнодействующее – дозу не увеличивать.
14. Вербена.
Настой листьев (1 ч. л. на 200 мл воды) принимать внутрь по 1 стакану в день глотками.
15. Лаванда. Настой цветов (20: 400) принимать внутрь по 1/2 стакана 4 раза в день при трясении головы.
16. Купена лекарственная. Отвар корней (20: 200) принимать внутрь по 1 ст. л. 3 раза в день.
17. Цветы дикого жасмина настоять в течение 40 дней на солнце на подсолнечном нерафинированном масле (1:5), смазывать дрожащие конечности.
18. Мята перечная. Настой листьев (1 ст. л. на 200 мл воды) принимать внутрь по 1 стакану утром и вечером.
19. Касторовым маслом и настойкой фикуса на водке (1:5) растирать дрожащие конечности.
20. Репейник обыкновенный. Настой травы (2 ст. л. на 1000 мл воды, настаивать в течение 1 ч) добавлять в ванну. Ванну принимать ежедневно за 1 ч до сна.
21. Люцерна:
1) траву люцерны отварить, растолочь и делать лекарственные повязки на дрожащие конечности;
2) масло люцерны принимать внутрь по 1 ч. л. 2 раза в день или смазывать маслом дрожащие конечности.
22. Корица:
1) принимать внутрь коричное масло по 10 капель 3 раза в день;
2) закапывать в нос в каждую ноздрю по 2 капли масла 3 раза в день, после чего полежать в течение 5 мин с запрокинутой головой;
3) за неимением масла делать примочки из корицы на кипяченой воде на дрожащие конечности;
4) регулярно употреблять в пищу корицу.
23. Горицвет весенний. Настой травы (8: 200) по 1 ст. л. 4 раза в день.
24. Принимать внутрь по 25 капель 3 раза в день одну из настоек: мелиссы, пустырника, валерианы, элеутерококка, женьшеня.
Кроме того, улучшают состояние больного при болезни Паркинсона препараты из красавки обыкновенной и живокости сетчатоплодной. Но так как они сильно ядовиты, их можно употреблять только под наблюдением врача.



Неврастения
Для лечения неврастении нетрадиционная медицина рекомендует следующие средства.
1. Следует помнить, что:
1) алкоголь, кофе, чай, молоко и молочные продукты, курение, умственная работа по ночам вредны для нервов;
2) орехи, изюм, мед, липовый чай, подсолнечное масло полезны для нервов.
2. Хождение босиком. Сначала по полу, потом по земле (начиная с летних дней), хождение по влажной росистой траве по утрам, по влажным камням и, наконец, по холодной воде глубиной по щиколотку и даже, когда придет зима, по свежевыпавшему снегу. Это – закаливание организма. Начинать надо с 2 мин и довести до 10 мин с теплым обуванием после. Результата надо ждать полгода-год.
3. Эхинацея пурпурная. Настойку цветочных корзинок на 70 %-ном спирте (1:3) принимать внутрь по 30 капель 3 раза в день.
4. Вместо вредных чая, кофе, какао и молока на третье блюдо принимать или настой травы земляники лесной, или настой ягод черники, или настой ягод бузины черной, или настой ягод шелковицы.
5. Настой порошка ягод калины (5 ст. л. на 600 мл воды, настоять в течение 4 ч) принимать внутрь по 1/2 стакана 5 раз в день до еды.
6. Овес посевной. Отвар зерен (1 ст. л. на 400 мл воды, варить в течение 20 мин) по стакану 3 раза в день.
7. Валериана. Сухие корни валерианы в марлевых мешочках по 50 г развесить во всех комнатах дома, в котором живет больной.
8. Лаванда. Отвар травы (20: 200) принимать внутрь по 1 ст. л. 3 раза в день.
9. Хмель. Отвар шишек (10: 200) по 3 ст. л. 3 раза в день.
10. Вербена. Настой листьев (1 ч. л. на 200 мл воды) по 1 стакану в день.
11. Цмин песчаный. Настой соцветий (3 ст. л. на 200 мл воды) теплым по 1/2 стакана 2 раза в день.
12. Вахта трехлистная. Настой листьев (10: 200) по 1/3 стакана 3 раза в день за 30 мин до еды.
13. Мелисса. Настой листа (3 ч. л. на 200 мл воды) принимать теплым глотками перед сном.
14. Золотой корень. Отвар корня (1 ч. л. на 1000 мл воды) по 1 стакану 3 раза в день в течение 20 дней.
15. Барбарис. Настойку листа на водке (1: 5) по 30–40 капель 2–3 раза в день в течение 25 дней.
16. Ежевика. Отвар веток (30: 300) по 1/2 стакана 3 раза в день.
17. Дягиль лекарственный. Отвар корней (3 ст. л. на 200 мл воды) горячим по 1/2 стакана 2 раза в день.
18. Тимьян. Настой травы (2 ст. л. на 500 мл воды, настоять в течение 2 ч. по 1/2 стакана 4 раза в день.
19. Пустырник. Настой травы (15: 200) по 1 ст. л. 4 раза в день до еды.
20. Татарник колючий. Отвар цветочных корзинок (20: 200) по 1 ст. л. 3 раза в день.
21. Ромашка. Отвар соцветий (15: 200) по 3 ст. л. 4 раза в день.
22. Омела. Отвар листа (15: 200) по 1 ст. л. 3 раза в день.
23. Цикорий. Отвар корней (20: 200) по 3 ст. л. 3 раза в день.
24. Пион уклоняющийся. Настой корней (1 ч. л. на 600 мл воды) по 1 ст. л. 3 раза в день. Ядовито – дозу не увеличивать.
25. Полынь обыкновенная. Отвар травы (3 ч. л. на 300 мл воды) по 1/2 стакана 3 раза в день в течение 30 дней.
26. Элеутерококк. Экстракт корня на водке (1: 1) по 25–30 капель в день за 30 мин до еды.
27. Любисток. Настой корней (1 ст. л. на 400 мл воды) по 1/2 стакана 4 раза в день до еды.
28. Майоран. Настой травы (1 ст. л. на 400 мл воды) по 1/2 стакана 4 раза в день.
29. Ясменник душистый. Настой травы (2 ст. л. на 400 мл воды) по 1/2 стакана 4 раза в день до еды.
Ядовито – дозу не увеличивать.
30. Ива белая. Отвар коры (20: 200) по 1 ст. л. 6 раз в день.
31. Горец перечный. Отвар травы (12: 200) по 1 ст. л. 3 раза в день.
32. Коровяк. Настой цветов (10: 200) по 3 ст. л. 3 раза в день.
33. Очный цвет пашенный. Отвар травы (1 ст. л. на 400 мл воды) по стакану 2 раза в день.
34. Мята перечная. Отвар травы (50: 10 000) вылить в ванну. Ванну принимать ежедневно.


Психотерапия. Заикание
1. Необходимо заниматься речью каждый день минимум в течение 1 ч.
2. Читать художественную литературу вслух, медленно, спокойно, сделав предварительную разметку текста для ритмостимуляции. Обозначения: (+) – «вдох», (—) – «выдох».
3. Читать стихи вслух.
4. Читать скороговорки: (+) пру (—) жу (—) пруд, (+) пружу (—) пруд, (+) пружу пруд (—); также: гну прут в дугу, брожу в бурю, во рву траву рву, купи кипу пик, Фрол дрова колол, гром грохочет громко.
5. Пересказывать тексты.
6. Необходимо от 1 до 4 раз в неделю усваивать настрои, читать или слушать записанный на магнитофон настрой.
Методика усвоения настроев. Легче усваивать настрой, если прослушивать его в звукозаписи. Наговорить настрой на магнитофон вы можете для себя сами (или попросить кого-нибудь). Тон изложения должен быть твердым, деловым, убедительным, без всякого пафоса. Таким же тоном при возможности проговаривайте настрой вслух, а нет условий – читайте или проговаривайте по памяти, про себя. Одни люди предпочитают прослушивать настрой, другие – прочитывать. При прослушивании можно еще и делать что-нибудь по хозяйству. Но лучше, если вы постараетесь не отвлекаться и сосредоточитесь.
Для усвоения настроев используйте время, пропадающее зря, например по пути на работу и домой.
Настраивайте себя на глубокое, прочное усвоение настроев. В этом вам поможет настрой на усиление волевого внимания.
Независимо от того, знает человек текст наизусть или нет, настрой усваивается только в процессе его прослушивания или проговаривания. Усваивать настрой нужно до тех пор, пока ваше состояние не придет в полное соответствие с содержанием настроя.
При усвоении настроя старайтесь вести себя как можно активнее (лучше ходить), прилагайте усилия к запоминанию текста. Это повышает эффективность усвоения.
Усвоить настрой – значит привести себя в полное соответствие с его содержанием (а не просто запомнить).
Те фрагменты текста, которые вам больше нравятся и имеют для вас особое значение, полезно прослушивать, прочитывать или проговаривать по памяти большее число раз. Особенно полезно при прослушивании настроя повторять мысль за мыслью громко вслух, обязательно останавливая магнитофон.
Для устранения любых новообразований необходимо переписывать настрой с магнитофона на бумагу; прослушав одну фразу, надо нажать кнопку «Пауза» и полностью ее записать, соблюдая орфографию. За это время из головного мозга идет мощнейший импульс во внутреннюю среду организма, уничтожающий новообразование. При переписывании настроя с книги надо запомнить всю фразу, обязательно закрыть книгу и затем записать эту фразу. Переписывание настроя отдельными словами бесполезно.
Вот два настроя на ваш выбор.
Настрой против заикания. Меня ничем не возьмешь, меня ничем не запугаешь. Я всегда могу соразмерить свое речевое усилие и говорить с усилием в десять раз меньше, в сто раз меньше. Если трудная обстановка, я могу сделать еще меньшее речевое усилие и могу наметить практически любой запас прочности. И отсюда-то исходит моя уверенность в том, что я действительно могу сказать совершенно легко, абсолютно свободно. Я могу получить практически любой запас надежности, любой запас прочности хорошего произношения, легкого произношения. И потому, конечно, меня ничем не запугаешь.
Я упорнейшим образом учусь говорить с любой частью обычного усилия – с 1/10, 1/100, 1/1000. И могу соразмерить свое речевое усилие с той обстановкой, в которой мне надо говорить. И на любую обстановку, и на любую жизненную ситуацию я могу получить любой желательный мне запас надежности, запас прочности легкого, абсолютно легкого произношения. Потому-то я всегда и говорю смело, уверенно. И иду на разговор в любой обстановке, с любым человеком смело, уверенно. Потому-то я беспредельно убежден в том, что я всегда могу сказать хорошо, могу сказать легко-легко, абсолютно свободно. Потому-то я и не волнуюсь. Другие люди, даже с нормальной речью в обычных условиях, начинают заикаться на экзаменах или в какой-нибудь другой трудной обстановке, потому что они не умеют соразмерить свои усилия, а я умею. Так у меня еще больше запас надежности, еще больше запас прочности хорошего, легкого произношения по сравнению с обычными здоровыми людьми.
И тем более я непоколебимо уверен в том, что я всегда могу сказать легко-легко, абсолютно свободно. Я это твердо знаю, как действительный факт. Я на самом деле всегда могу сказать легко-легко, абсолютно свободно. Потому-то я и иду на речевое общение смело, уверенно, в любой обстановке, с любыми незнакомыми людьми.
Я способен безгранично, практически безгранично управлять степенью своего речевого усилия. И могу говорить практически с любой степенью речевого усилия, с любой степенью речевого напряжения. Таким образом я могу создать практически любой запас прочности, любой запас надежности, абсолютно легкого, абсолютно свободного произношения. Потому-то я и иду на речевой контакт с людьми смело, уверенно. Я всегда говорю беспредельно смело, беспредельно уверенно в том, что я всегда скажу хорошо, красиво, легко-легко, абсолютно свободно.
У меня хорошая речь. У меня хорошая речь. Меня всегда с удовольствием слушают другие люди. Все мои товарищи знают, что в любой трудной обстановке я могу сказать хорошо. И на занятиях в институте, на всевозможных семинарах я всегда выступаю смело, уверенно. Всегда могу сказать легко-легко, абсолютно свободно. Я действительно человек смелый, твердо, беспредельно твердо уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не боюсь. Я в любой обстановке беспредельно управляю своей речью. Управляю степенью своего речевого усилия.
Я сейчас стараюсь как можно ярче представить, о чем идет речь.
Я беспредельно управляю степенью своего речевого усилия. Во всякой трудной обстановке я беспредельно управляю степенью своего речевого усилия и потому всегда могу сказать легко-легко, абсолютно свободно. У меня молодые, здоровые нервы. Самые крепкие, самые здоровые нервы в области головы. В области головы – вы самые здоровые, самые прочно-спокойные нервы.

В области глаз молодые нервы, здоровые, прочные, спокойные. В области глаз молодые нервы здоровы, прочно-спокойны. Глаза – здоровые, спокойные. Глаза – здоровые – спокойные. Все нервы в области головы устойчиво здоровы, прочно-спокойны.
У меня сильная воля. Я безгранично управляю собой. Я безгранично управляю собой. Я безгранично управляю всей деятельностью своего организма. Я всегда могу говорить с любой степенью речевого усилия, с любой степенью речевого напряжения. С какой степенью речевого усилия хочу говорить – с такой и говорю. Я беспредельно управляю степенью своего речевого усилия: с какой степенью речевого усилия хочу говорить – с такой и говорю. Я беспредельно управляю степенью своего речевого усилия. И всегда создаю достаточный запас прочности, запас надежности хорошего произношения. Потому-то я и говорю всегда в жизни в любой обстановке смело, уверенно.
Я человек с безграничными, с абсолютно безграничными речевыми возможностями. Я как хочу – так и говорю: хочу – громко, хочу – быстро, хочу – с меньшим, хочу – с большим речевым усилием. Всегда имею при этом достаточный запас прочности, надежности хорошего легкого произношения. У меня безграничные речевые возможности. Я стараюсь упорнейшим образом учиться преодолевать абсолютно все свои сомнения в том, что я всегда могу создать нужный, желательный мне запас прочности, запас надежности хорошего произношения. У меня в этом действительно нет ни малейших сомнений.
Я ярко и твердо представляю себя человеком, который всегда может во всякой обстановке сказать хорошо, легко-легко, абсолютно свободно. Ведь голосовые связки работают абсолютно свободно, с любой силой, работают абсолютно свободно. Я могу говорить очень громко абсолютно ленивыми губами, абсолютно ленивым языком. Я могу говорить очень громко, очень громко, беспредельно громко. Я могу говорить в полную силу голоса, абсолютно ленивыми губами, абсолютно ленивым языком, с минимальным – ничтожным речевым усилием, с ничтожным напряжением мышц губ и мышц языка. И потому я могу говорить абсолютно свободно громким голосом. И при громкой речи я точно так же, как и при спокойной речи, могу создать практически любой желательный, любой желательный запас прочности, запас надежности абсолютно свободного произношения.
Головной мозг пропускает в речевые мышцы минимум возбуждения, пропускает то возбуждение минимальной силы, которое необходимо для абсолютно свободной работы всех речевых органов, языка и губ.
Я стараюсь как можно ярче представить, о чем идет речь. Вот в автомобиле полный бак бензина. Однако в цилиндр поступает все время то минимальное количество, которое может пройти через жиклер карбюратора. В карбюраторе есть такое прокалиброванное отверстие, которое может пропустить только строго определенное, необходимое количество бензина в цилиндре. Вот так и в головном мозге образуется у меня своего рода жиклер, который пропускает в речевые мышцы тот минимум возбуждения, которое необходимо для абсолютно свободной работы речевых мышц и всех речевых органов. Как бы сильно ни был я возбужден, какое бы сильное ни было возбуждение во всей нервной системе, все равно в речевые органы не может пройти более сильное возбуждение, чем то, которое необходимо для абсолютно свободной работы всех речевых органов.
Я стараюсь как можно глубже понять и осмыслить этот процесс. Головной мозг управляет силой возбуждения, которое он пропускает в речевые органы. И теперь я могу говорить абсолютно свободно в любой обстановке. Как бы я ни был сам сильно возбужден, головной мозг все равно пропускает в речевые мышцы только минимум возбуждения, которое необходимо для абсолютно свободной, беспредельно свободной речи. Теперь у меня в головном мозге существует «жиклер», который не пропускает в речевые мышцы возбуждение сильнее того, которое необходимо для минимального напряжения мышц языка и губ, которое необходимо для того минимального напряжения мышц и губ, чтобы я мог говорить. Теперь все мышцы языка и губ могут напрягаться только лишь ничтожно слабо, ничтожно слабо. Головной мозг никогда теперь не пропускает в речевые мышцы более сильного возбуждения, чем то, которое необходимо для абсолютно свободной, беспредельно свободной речи. Я могу быть сам очень возбужден, раздражен, я могу выполнять тяжелейшую физическую работу, поднимать тяжести, переносить тяжести, выполнять тяжелейшие физические упражнения, а вот в речевые мышцы головной мозг все равно будет пропускать только минимум возбуждения, которое необходимо для абсолютно свободного произношения. Я теперь до конца понял, глубоко осмыслил, что на пути движения нервного возбуждения в речевые органы в головном мозгу есть «жиклер», сквозь который не может пройти более сильное возбуждение, чем то, которое необходимо для абсолютно свободного произношения. Все больше расслабляются язык и губы во время речи. Все больше расслабляются язык и губы во время речи. Во время речи язык и губы полностью расслаблены. И потому говорю легко-легко, абсолютно свободно.
Я стараюсь ярко, твердо запомнить, что я действительно могу говорить легко-легко, абсолютно свободно. Я в этом уже убедился на практике. Головной мозг теперь пропускает в мышцы губ и языка только 1/10 часть той силы возбуждения, которое необходимо для абсолютно свободного произношения. Таким образом, у меня теперь существует десятикратный запас прочности, десятикратный запас надежности свободного произношения. И потому я теперь твердо знаю, что в любой обстановке я могу говорить смело, уверенно, так как твердо знаю, что речь будет абсолютно свободной, легкой-легкой, абсолютно свободной. Теперь головной мозг сам автоматически не пропускает в речевые мышцы возбуждение сильней того, которое необходимо для абсолютно свободного произношения. И потому я теперь о речи, о том, как теперь сказать, могу не думать.
Теперь речевой механизм у меня работает автоматически, помимо моего сознания. Точно также, как автоматически работают ноги, когда я иду. Ведь я не думаю, в какой последовательности и как переставлять ноги и как переносить центр тяжести тела при ходьбе. Так же автоматически я всегда буду говорить. Ведь я не думаю, как идти, а только думаю, куда мне надо идти. Так и в речи. Я теперь буду думать о том, что мне надо сказать. А как говорить – это мозг сам все делает автоматически, помимо моего сознания. И потому теперь я это твердо усвоил и никогда не буду больше думать о том, как сказать. Головной мозг теперь автоматически сам правильно и с большой надежностью управляет всеми речевыми органами. И потому теперь я говорю всегда легко-легко, абсолютно свободно. И начинаю говорить всегда легко-легко.
Я твердо знаю, что я всегда могу сказать хорошо, легко, свободно. У меня большой запас прочности, надежности хорошей речи. И потому я всегда говорю смело, уверенно. И начинаю говорить смело, уверенно. Я к речи отношусь так же, как к ходьбе, как к самой обычной деятельности, которая не представляет для меня абсолютно никаких трудностей. Потому я и начинаю говорить абсолютно спокойно. Я начинаю говорить абсолютно спокойно. Начинаю говорить я всегда смело, уверенно, абсолютно спокойно. Я всегда начинаю говорить ленивыми губами. Я стараюсь как можно ярче предвидеть начало речи ленивыми губами. Я стараюсь твердо помнить, что начинаю говорить ленивыми губами, ленивым языком. Начинаю говорить легко; когда меня, например, зовут к телефону, так я начинаю говорить так же легко, как начинаю ходьбу Для меня совершенно все равно, что идти к телефону, что говорить по телефону Одинаково нет никаких трудностей ни в ходьбе, ни в речи. Начинаю говорить легко-легко. Начинаю говорить абсолютно спокойно. Я стараюсь это всегда ярко, твердо помнить. Начинаю говорить я всегда абсолютно спокойно. При начале речи я весь насквозь абсолютно спокоен, как зеркальная гладь озера. В начале речи все мышцы языка и губ расслаблены. В начале речи все мышцы языка и губ расслаблены. Начинаю говорить ленивыми губами. Начинаю говорить ленивым языком. В начале речи я абсолютно спокоен, безмятежно спокоен. Начинаю говорить всегда смело, уверенно. Я твердо знаю, что я начну говорить легко-легко, абсолютно легко.
Я твердо знаю, что я начну говорить легко-легко, абсолютно легко.
Я твердо знаю, что в начале своей речи я абсолютно спокоен. Я стараюсь как можно отчетливей почувствовать себя абсолютно спокойным в начале речи. Я стараюсь сейчас как можно отчетливей почувствовать, что я в начале речи абсолютно спокоен, как зеркальная гладь озера. Я начинаю говорить ленивыми губами, начинаю говорить ленивыми губами. Говорю легко-легко. Начинаю говорить легко-легко. В начале речи я абсолютно спокоен. В начале речи я абсолютно спокоен. В начале речи я абсолютно спокоен. Спокойно-спокойно, абсолютно спокойно начинаю говорить. Спокойно-спокойно, абсолютно спокойно начинаю говорить. Спокойно-спокойно, абсолютно спокойно начинаю говорить. Стараюсь сейчас как можно ярче представить себя абсолютно спокойным в начале речи. Я все ярче и отчетливей представляю себя человеком с безграничными речевыми возможностями. Прежде чем начать говорить, я сам себе скажу: «Спокойно-спокойно, абсолютно спокойно. Ленивые губы. Ленивый язык. Спокойно-спокойно. Абсолютно спокойно. Ленивые губы. Ленивый язык. Спокойно-спокойно. Абсолютно спокойно. Ленивые губы». И после этого начинаю говорить легко-легко, абсолютно спокойно.
Я упорнейшим образом стараюсь начисто подавлять абсолютно все свои сомнения в том, что в начале речи я абсолютно спокоен. Совершенно спокоен. Я упорнейшим образом учусь начисто подавлять абсолютно все свои сомнения в том, что я в начале речи абсолютно спокоен, весь насквозь абсолютно спокоен, как зеркальная гладь озера. Я стараюсь как можно ярче представить себя абсолютно спокойным в начале речи. Я стараюсь как можно отчетливей почувствовать себя абсолютно спокойным в начале речи. Я стараюсь как можно глубже понять и до конца осмыслить, что этот рабочий речевой настрой, который я сейчас так упорно стараюсь усвоить, пронизывает всю мою жизнь. Он входит в жизнь и заполняет собой всю жизнь.

На смелое речевое поведение. Когда я говорю о себе, я ни в чем не сомневаюсь. Я всеми силами стараюсь начисто преодолеть абсолютно все свои сомнения в том, что говорю о себе, какими бы невероятными ни казались мне на первый взгляд утверждения о себе.
Когда я говорю о себе, я стараюсь как можно ярче представить, о чем идет речь. Когда я говорю о себе, я стараюсь как можно глубже понять, как можно глубже осмыслить, о чем идет речь. Я человек смелый, если я сказал, что я человек смелый, так уж я не допускаю в этом никаких сомнений. Я стараюсь как можно ярче, отчетливей представить себя человеком беспредельно, безгранично смелым, представить себя человеком, который не спасует нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах. Я действительно человек смелый, твердо уверенный в себе. Я с беспредельной дерзновенностью верю в свои возможности. Я все могу. Для меня нет ничего невозможного. Я сразу же усваиваю нужный мне психологический настрой. И по закону материализации психологического настроя он сразу же материализуется в деятельности организма и во всей моей жизни. И потому все действительно осуществляется, осуществляется, как в сказке, «по щучьему велению». И потому я действительно все могу. Мои возможности абсолютно безграничны. Я человек смелый, твердо уверенный в себе, я все смею, все могу и ничего не боюсь. Я твердо знаю, что если все трудности обрушатся на меня сразу, неожиданно, им все равно не сокрушить моей могучей воли. И потому я действительно ничего не боюсь и смотрю миру в лицо, ничего не боясь, и смело иду навстречу всем трудностям и препятствиям. Я способен пред бедой за себя постоять, я способен под грозой роковой назад шагу не дать. Я способен с горем в миру быть с веселым лицом. Моя воля сильнее всех трудностей жизни. Я ярко, отчетливо чувствую себя в десять раз сильней, в сто раз сильней всех противодействующих сил жизни.
Я упорнейшим образом учусь с каждым днем все ярче и отчетливей чувствовать, что все противодействующие силы передо мной абсолютно бессильны, абсолютно ничтожны. Я упорнейшим образом учусь с каждым днем все ярче и отчетливей чувствовать себя в десять раз сильней, в сто раз сильней всех противодействующих сил жизни. Я работаю над собой с такой страстью, с таким упорством, как никто другой работать не может. И моя воля непрерывно продолжает развиваться.
С каждым днем становлюсь человеком все более и более сильной воли. Крепнут мои духовные силы, здоровеют мои нервы. Я стараюсь как можно ярче представить, о чем идет речь. Крепнут мои духовные силы, здоровеют мои нервы. Во всем теле все нервы и мышцы устойчиво-здоровы, прочно-спокойны. Молодые нервы устойчиво-здоровы, прочно-спокойны. Мои молодые нервы устойчиво-здоровы, прочно-спокойны. Во всем теле молодые нервы и мышцы устойчиво-здоровы, прочно-спокойны.
Непрерывно развивается моя воля. Я становлюсь способным преодолевать все больше трудностей и препятствий. С каждым днем я чувствую себя все более смелым, все более волевым человеком. С каждым днем все ярче и отчетливей чувствую, что все противодействующие силы передо мной абсолютно бессильны, абсолютно ничтожны. С каждым днем я все ярче и отчетливей чувствую себя в десять раз сильней, в сто раз сильней всех противодействующих сил жизни.
Я действительно становлюсь человеком огромной воли. И весь организм безоговорочно, беспрекословно мне подчиняется. Когда я говорю о себе, весь организм мобилизует все свои силы, все свои безграничные возможности для максимально быстрого и точного исполнения всего того, что я говорю о себе.
Я стараюсь как можно ярче представить, о чем идет речь. Я стараюсь стать человеком все более сильным, все более здоровым, а следовательно, все более долголетним. И это полностью совпадает с природным стремлением моего организма к жизни, к долголетию, к здоровью. И потому весь организм приходит мне на помощь, мобилизует все свои силы, все свои безграничные возможности для максимально быстрого точного исполнения всего того, что я говорю о себе.
Крепнут мои духовные силы, здоровеют мои нервы. Все нервы и мышцы с каждым днем становятся все более прочно-спокойны. С каждым днем я становлюсь все более устойчивым человеком в жизни. И при физическом напряжении, при держании растянутой резины я непоколебимо сохраняю прочное спокойствие. При физическом напряжении я абсолютно спокоен, как зеркальная гладь озера, абсолютно спокоен. При физическом напряжении все нервы и мышцы прочно-спокойны. С каждым днем увеличивается запас прочности, спокойствия всех нервов и мышц при физическом напряжении.
Крепнут мои духовные силы, здоровеют мои нервы. С каждым днем я становлюсь человеком все более и более смелым. Я действительно человек смелый и ничего не боюсь. Я стараюсь как можно ярче представить, о чем идет речь. Я человек смелый, беспредельно смелый и ничего не боюсь. Я стараюсь как можно глубже осмыслить, что это значит. Я ничего не боюсь. Я с беспредельной смелостью вступаю в контакт с любыми людьми. Я беспредельно смело говорю с незнакомыми людьми. Я смело, уверенно говорю на экзаменах, на занятиях, где угодно, в любой обстановке я всегда говорю смело, уверенно. Я ничего не боюсь. Я смотрю миру в лицо, ничего не боясь. Я твердо знаю, что все речевые трудности против меня абсолютно бессильны, абсолютно ничтожны. Я учусь, я упорнейшим образом учусь все ярче и отчетливей чувствовать себя в тысячу раз сильнее, в миллион раз сильнее всех речевых трудностей.
Я упорнейшим образом учусь преодолевать абсолютно все свои сомнения в том, что я в любой обстановке всегда говорю легко, свободно, как наедине с самим собой.
Я стараюсь как можно глубже сейчас осмыслить, о чем идет речь. С незнакомыми людьми или на экзаменах, в самой трудной для меня обстановке я говорю легко-легко. Я говорю абсолютно свободно, как наедине с самим собой в пустой комнате. Я никогда не допущу никаких сомнений в том, что я могу говорить легко-легко, абсолютно свободно. Я никогда не допущу ни малейших сомнений в том, что мои речевые возможности абсолютно безграничны. Мои речевые возможности абсолютно безграничны. Я никогда не допущу в этом ни малейших сомнений. Я всегда ярко, отчетливо представляю себя человеком с красивой, здоровой речью. Я буду упорнейшим образом учиться начисто преодолевать абсолютно все свои сомнения в том, что мои речевые возможности абсолютно безграничны, в том, что я человек с хорошей, здоровой речью. Я твердо знаю, что мои речевые возможности действительно абсолютно безграничны. Я всегда как хочу, так и говорю. И всегда говорю легко-легко, абсолютно свободно. Я могу говорить как угодно громко. Хочу – говорю громко, хочу – говорю быстро. Как угодно могу говорить быстро, как угодно громко. И при этом всегда говорю легко-легко, абсолютно свободно. Громко я говорю так же смело, уверенно, как и шепотом. Быстро я говорю так же смело, уверенно, как и медленно. Как бы ни хотел я говорить громко и быстро, я всегда говорю смело, уверенно. Мои речевые возможности абсолютно безграничны. Я человек смелый, твердо уверенный в своих безграничных речевых возможностях. Я твердо знаю, что я во всякой обстановке могу говорить абсолютно легко, абсолютно легко, беспредельно свободно. Я стараюсь как можно ярче представить себя человеком, который всегда, от рождения говорил легко-легко, совсем свободно. Я стараюсь упорнейшим образом преодолевать абсолютно все свои сомнения в том, что я от рождения всегда говорил легко-легко, абсолютно свободно. Я от рождения всегда был человеком с хорошей, здоровой речью.
Я твердо знаю, что если среди моих знакомых окажется новый человек, то я буду говорить так же легко-легко, абсолютно свободно, как и при знакомых людях, которые меня хорошо знают. Я твердо знаю, что в новой, незнакомой для меня обстановке, с совершенно незнакомыми людьми я так же буду говорить смело, уверенно, легко-легко, абсолютно свободно, как наедине с самим собой в своей комнате. Я упорнейшим образом стараюсь преодолеть абсолютно все свои сомнения в том, что при незнакомых людях, в новой для меня обстановке, я буду говорить абсолютно свободно, легко-легко, как наедине с самим собой в своей комнате. Мои речевые возможности действительно абсолютно безграничны. Я как хочу, так и говорю. В любой обстановке как хочу, так и говорю, хочу – громко, хочу – быстро.
Я человек с хорошей, здоровой речью. Я стараюсь преодолеть абсолютно все свои сомнения, я упорнейшим образом учусь подавить абсолютно все свои сомнения в том, что я человек с хорошей, здоровой речью. Я с беспредельной дерзновенностью безгранично верю в то, что я всегда, во всякой обстановке могу говорить легко-легко, абсолютно свободно, говорить так, как говорят все люди с нормальной здоровой речью. Я стараюсь как можно ярче представить, о чем идет речь, как можно глубже понять, о чем идет речь. Я начисто подавил абсолютно все свои сомнения в том, что у меня нормальная, здоровая речь. Я с беспредельной дерзновенностью, безгранично верю в то, что у меня нормальная, здоровая речь, и я всегда могу сказать хорошо, легко, свободно. Я всегда как хочу, так и говорю, хоть громко, хоть быстро. Мои речевые возможности абсолютно безграничны. Я упорнейшим образом стараюсь, изо всех сил стараюсь безгранично верить в свои речевые возможности, верить в то, что у меня нормальная, здоровая речь, верить в то, что я человек с хорошей, красивой, здоровой речью.
Речевые органы мне подчиняются беспредельно, беспрекословно. Речевые органы работают всегда так, как мне надо, как я того хочу. Я всегда говорю легко-легко, абсолютно свободно. Весь организм безоговорочно, беспрекословно подчиняется моей воле и мобилизует все свои возможности для исполнения моих желаний. И потому всегда, неизбежно, с железной необходимостью все будет так, как я говорю. Я всегда буду говорить легко-легко, абсолютно свободно. Я всегда буду говорить легко-легко, абсолютно свободно.
Я теперь никогда-никогда не буду думать о том, как сказать. Я теперь всегда думаю только о том, что сказать. Я теперь всегда думаю только о содержании своей речи. Это происходит потому, что я теперь прочно, непоколебимо прочно усвоил представление о себе как о человеке с хорошей, здоровой речью. Я твердо теперь знаю, что у меня никогда теперь не может быть никаких речевых задержек. И потому мне теперь о них думать нечего. Я упорнейшим образом стараюсь преодолеть все свои сомнения в том, что у меня теперь никогда не может быть никаких речевых задержек. У меня нет в этом сомнений. Я с беспредельной дерзновенностью безгранично верю в то, что у меня теперь никогда не может быть никаких речевых трудностей, никаких речевых задержек, потому что я человек с абсолютно здоровой, красивой речью. Мои речевые возможности абсолютно безграничны. И потому я теперь навсегда позабыл о речевых трудностях и во всякой обстановке, трудной для меня обстановке, незнакомой, я теперь думаю только о содержании того, что мне надо сказать, и говорю всегда легко-легко, как наедине с самим собой, в своей комнате.

Во время речи я весь насквозь абсолютно спокоен. Во время речи абсолютно спокойны все нервы и мышцы губ, языка, грудной клетки. Во время речи я весь насквозь абсолютно спокоен. Я с беспредельной смелостью сохраняю абсолютное спокойствие во время речи. Я стараюсь как можно глубже осмыслить, о чем идет речь. Я весь беспредельно смело сохраняю абсолютное спокойствие во время речи. Во время речи все нервы и мышцы речевых органов прочно-спокойны.
Я стараюсь как можно ярче представить, о чем идет речь. Во время речи все нервы и мышцы речевых органов прочно-спокойны. Я сам весь насквозь абсолютно спокоен во время речи. Я беспредельно смело управляю степенью напряжения всех речевых органов. В любой обстановке я смело, уверенно могу при надобности в десять раз уменьшить, в десять раз могу уменьшить напряжение речевых органов, даже в трудной, незнакомой для меня обстановке. Я беспредельно управляю степенью напряжения всех речевых органов. Я могу регулировать силу нервного возбуждения для управления речевых органов. Я могу беспредельно управлять силой нервного возбуждения, необходимой для управления речевых органов. И при надобности могу уменьшить и вдвое, и в пять раз, и в десять раз могу уменьшить нервное возбуждение, которое «идет» в речевые органы. Я беспредельно управляю, абсолютно полностью управляю работой всех речевых органов. Я могу в любое число раз уменьшить напряжение всех речевых органов. Я могу говорить ленивыми губами, с минимальным напряжением мышц губ и языка. Во время речи все нервы в области грудной клетки, все нервы в области желудка прочно-спокойны. Я выдыхаю воздух все время плавно – одинаково, все время равномерно, одинаково, плавно. И на одном выдохе я свободно произношу целые фразы. Во время речи, во время самой речи я однородно, одинаково, плавно выдыхаю воздух. Во время речи все нервы в области желудка прочно-спокойны. Во время речи я сам весь насквозь абсолютно спокоен, как зеркальная гладь озера. Даже очень быстро и предельно громко я говорю с минимальным напряжением всего речевого аппарата, всех речевых органов. Я как бы ленивыми губами, ленивым языком говорю, а говорю громко и быстро, громко и быстро я говорю с минимальным напряжением всех речевых органов и при этом однородно, одинаково, плавно выдыхаю воздух. Во время речи я абсолютно спокоен. Во время речи все нервы в области желудка устойчиво спокойны, прочно-спокойны все нервы в области желудка и во всей грудной клетке.
Во время речи я все время однородно, одинаково, плавно выдыхаю воздух. Я на одном выдохе произношу целые фразы, целые фразы произношу на одном выдохе. Я выдыхаю воздух во время речи плавно одинаково, однородно, абсолютно спокойно. Во время речи я абсолютно спокоен, как при физическом напряжении все нервы и мышцы во всем теле прочно-спокойны, – так и во время громкой и быстрой речи все нервы и мышцы речевого аппарата прочно-спокойны. Во время речи я весь насквозь абсолютно спокоен, как зеркальная гладь озера.
Я стараюсь полностью подавить, уничтожить все свои сомнения в том, что во время речи я абсолютно спокоен, как зеркальная гладь озера. Я стараюсь во время речи представить себя абсолютно спокойным. Я упорнейшим образом стараюсь представить себя абсолютно спокойным во время речи. Я стараюсь подавить абсолютно все свои сомнения в том, что во время речи все нервы и мышцы речевых органов абсолютно спокойны, прочно-спокойны, как при держании растянутой резины, я весь насквозь абсолютно спокоен, так и во время речи все нервы и мышцы речевых органов прочно-спокойны. И я сам весь насквозь во время речи абсолютно спокоен, как зеркальная гладь озера. Потому-то я и говорю легко-легко, абсолютно свободно. Потому я и говорю всегда смело, уверенно. Потому что я всегда могу сказать хорошо, легко-легко, абсолютно свободно. Потому что я безгранично управляю деятельностью всего своего организма. Я безгранично управляю, абсолютно, полностью управляю своими речевыми органами. И всегда, во всякой обстановке, я сохраняю полную власть над речевыми органами. Абсолютное управление речевыми органами я сохраняю в любой, самой трудной для меня обстановке.
Я человек смелый, беспредельно уверенный в себе. Моя уверенность в том, что я сохраняю абсолютное управление речевыми органами в любой трудной для меня обстановке. Несокрушимо прочная, эта моя уверенность сильней всего во всей Вселенной. Ничто на свете не может поколебать моей беспредельной уверенности в том, что я в любой трудной обстановке беспредельно управляю своими речевыми органами и всегда могут сказать легко-легко, абсолютно свободно.
Я уменьшаю возбуждение и напряжение речевых органов до такой степени, при которой я говорю абсолютно свободно, легко-легко. Я стараюсь как можно глубже осмыслить, о чем идет речь. Я беспредельно управляю речевыми органами.
Я беспредельно управляю степенью напряжения речевых органов и силой возбуждения и уменьшаю возбуждение, силу напряжения речевых органов до такой нужной степени, до такого нужного уровня, при котором я говорю абсолютно свободно, легко-легко.
Я человек смелый, беспредельно уверенный в себе, и я твердо знаю, как действительный факт, что я всегда, в любой обстановке могу беспредельно управлять своей речью и говорить легко-легко и быстро, и громко, говорить легко-легко, с минимальным напряжением всех речевых органов, с минимальным возбуждением, которое необходимо для работы речевых органов. И поэтому я теперь всегда буду говорить смело, уверенно.
Головной мозг теперь автоматически сам управляет работой речевых органов и не пропускает в речевые органы ни малейшего лишнего возбуждения. Головной мозг теперь пропускает в речевые органы автоматически самое минимальное возбуждение, которое необходимо для нормальной, свободной, легкой работы речевых органов. Я теперь всегда во всякой обстановке говорю легко-легко, абсолютно свободно. Речевые органы, работая, остаются абсолютно спокойными. Все речевые органы, работая, остаются абсолютно спокойными. Во время речи я сам весь насквозь остаюсь абсолютно спокойным, как зеркальная гладь озера. Все нервы и мышцы речевых органов во время речи, во время работы речевых органов, остаются абсолютно спокойны, прочно-спокойны все нервы и мышцы речевых органов во время речи. Начисто подавляю все свои сомнения в том, что я теперь могу легко-легко сказать на одном выдохе целую длинную фразу. Я всегда могу теперь на одном выдохе произносить целые фразы.
Я теперь беспредельно смело вступаю в контакт с любым человеком. Я теперь становлюсь с каждым днем все более и более общительным человеком. У меня хорошая, красивая речь. Меня теперь все люди с удовольствием слушают, и общение с людьми доставляет мне огромное удовольствие.
Также при лечении логоневрозов используют следующие методики.

Логопедические методики
1. Непосредственное торможение центра Брока:
1) замедление (торможение) темпа речи или речь нараспев
(именно центр Брока ведает темпом речи);
2) «ритмизация речи» как способ ее торможения (задается всегда замедленный ритм);
3) метод продолжительного молчания (полное торможение центра Брока);
4) опосредованное двигательное торможение центра Брока;
5) торможение двигательного центра Брока достигается за счет возбуждения других двигательных центров – принцип реципрокного торможения.
2. Дирижирование речью, ритмические нажатия пальцами кисти – метод Андроновой.
3. Управление дыхательными движениями – метод Стрельниковой.
4. Двигательный контроль артикуляционного аппарата.
5. Сопровождение речи письмом.


Психотерапия при неврозах и других пограничных состояниях
Широкое применение психотерапевтических методов в лечении неврозов адекватно и объяснимо, потому что в развитии, компенсации и декомпенсации определяющая роль принадлежит психологическому фактору. Содержание, цели и задачи психотерапии при неврозах определяются той концепцией, которой придерживается психотерапевт. Ранее (в отечественной психотерапии) была популярна концепция, согласно которой невроз есть психогенное нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека.
Цель психотерапии – изменение нарушенной системы отношений пациента, коррекция неадекватных эмоциональных реакций и форм поведения.
В настоящее время акцент с индивидуальной психотерапии неврозов смещается на систему групповой психотерапии, которая позволила бы эффективно восстанавливать нарушенные отношения личности и перестраивать их путем воздействия на все основные компоненты отношения.
При неврозах используется широкий спектр форм групповой психотерапии: групповая дискуссия, психодрама, психогимнастика, проективный рисунок, арттерапия, двигательная терапия и др. Психотерапия проводится в малых группах по 8– 12 человек или в больших (25–30 человек). Чаще всего группы организуются по принципу общего психогенного фактора в развитии заболевания, а реже – по принципу ориентации на симптом. Частота групповых занятий тоже различна – от 1 раза в день до еженедельных; оптимальная продолжительность занятий – 1–1,5 ч.
С помощью различных методов гипнотерапии (мотивированное внушение, удлиненная гипнотерапия, гипноз-отдых и т. д.) можно также воздействовать практически на все симптомы при неврозах. Терапевтический эффект от суггестивных воздействий в гипнозе может быть получен на всех трех его стадиях. Гипнотерапия при неврозах также может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой формах.
Так же зарекомендовало себя использование аутогенной тренировки при неврастении, общеневротической симптоматике, нарушениях сна, состояниях тревоги и страха, выраженных фобиях и т. д.
Поведенческие методы, включенные в систему личностно-ориентированной психотерапии , являются результативными при лечении обсессивно-фобических расстройств. Рациональная психотерапия широко используется при лечении неврозов. Этот метод адресуется к логическому мышлению пациента, а в качестве лечебных факторов выступают авторитет психотерапевта, убеждение, переубеждение, разъяснение, одобрение, отвлечение и др. Изменяется неадекватное отношение пациента к неврозу, разъясняется его сущность.

Кроме вышеперечисленных, при терапии неврозов могут использоваться и другие методы, например арттерапия. С учетом роли семейных конфликтов в развитии неврозов применяется в их комплексном лечении и семейная психотерапия в качестве одной из специфических форм. Она представляет собой процесс группового воздействия, направленного на изменение межличностных отношений и имеющего своей целью устранение эмоциональных нарушений в семье. Также семейная психотерапия приобретает важное значение при работе с психопатиями. В этом случае психотерапия осуществляется в индивидуальной или групповой форме.
При терапии пограничных психологических расстройств важно сочетание психологических и социальных воздействий. На первом этапе идет смягчение или устранение клинических проявлений, затем происходит осознание пациентом психосоциальных механизмов болезни и перестройка нарушенных отношений личности (особенно в процессе групповой психотерапии), наконец, происходит восстановление полноценного социального функционирования при главенствующей роли социально-педагогических воздействий.


Психотерапия при психозах
Психотерапия, особенно в групповых формах, применяется при психических заболеваниях эндогенного характера. На значение психотерапии в лечении психозов указывали многие отечественные психиатры: Корсаков, Консторум, Кабанов и др. Методы и содержание психотерапии определяются своеобразием фаз, форм и типов лечения заболевания.
Основными задачами психотерапии при шизофрении являются: предотвращение изоляции больных в обществе; социальная активация и смягчение реакций пациентов в ответ на ситуации, связанные с болезнью; формирование критического отношения к болезни и т. д. Гораздо чаще, чем индивидуальная аналитическая терапия, при лечении шизофрении используются групповые формы психотерапии — групповой психоанализ, психодрама, недирективная, поведенческая, рационально-эмоциональная психотерапия и др. Считается, что поведение психотерапевта в группах больных психозами должно быть более активным и директивным, чем в группах больных неврозами, открытым, он должен взять на себя большую ответственность за события и т. п.
Также во многих случаях целесообразной оказывается краткосрочная психотерапия, ставящая перед собой реалистичные и скромные цели (например, разъяснение пациенту причин и механизмов ухудшения его состояния, оказание помощи в приобретении нового опыта, который позволит ему справиться с трудной ситуацией в будущем и т. д.). Представляет интерес опыт лечения больных хроническими психозами методом групповой психотерапии вне стен стационара, например в парке. Пациентов при этом просят вести себя таким образом, чтобы их поведение не давало окружающим видеть в них психиатрических пациентов. И подобная форма групповой психотерапии весьма эффективна, потому что задействует дополнительные возможности изменения своего поведения у пациентов.
Применение индивидуальной и групповой психотерапии при эндогенных депрессиях дает противоречивые результаты. Психиатры психодинамической, экзистенциальной и других ориентаций считают ее необходимой.



Психотерапия при алкоголизме
Психотерапия в настоящее время считается основным методом лечения больных алкогольной зависимостью. Например, популярным является метод коллективной эмоционально-стрессовой гипнотерапии Рожнова. Гипнотическому воздействию здесь предшествуют психотерапевтические беседы, лечебное влияние которых закрепляется в удлиненных сеансах гипноза (1–1,5 ч). В состоянии гипноза вырабатывается условно-рефлекторная тошнотно-рвотная реакция на вкус и запах алкоголя. В основе многих методик лежит выработка аверсии к запаху, вкусу и виду алкоголя. Существуют методы типа вербальной аверсивной терапии, которая заключается в том, что воображаемое потребление алкоголя с помощью словесного внушения сопровождается рвотной реакцией. Этот же принцип также применяется и при лечении зависимости от никотина.
До настоящего времени продолжаются попытки использования в терапии алкогольной зависимости аутогенной тренировки. Целью ее являются нормализация вегетативных нарушений и снятие эмоционального напряжения. Возможно также и закрепление посредством ее аверсивной терапией. АТ – это важный компонент терапии алкогольной зависимости, работающий как активный метод саморегуляции, самокоррекции и самовоспитания.
Для устранения чувства страха, напряженности и неуверенности в себе, которые обычно испытывают люди, страдающие алкоголизмом, в состоянии абстиненции, используются методы поведенческой терапии, такие как систематическая десенсибилизация, тренировка самоконтроля и др. В последние годы в психотерапии алкогольной зависимости используются также техники НЛП (нейролингвистического программирования).
Большая часть методов психотерапии страдающих алкогольной зависимостью (гипнотерапия, АТ и др.) применяется в групповой форме, что способствует повышению эффективности лечебного воздействия. Основная тенденция развития психотерапии алкогольной зависимости – от суггестивных воздействий, аверсивной терапии и разъясняющей групповой терапии к глубокому анализу личности пациента и его системы ценностей, к повышению социально-психологической адаптации и в результате этого – к отказу от употребления алкоголя.
Учитывая роль психосоциальных факторов, важнейшее место в комплексном лечении следует отвести групповой психотерапии. Основными объектами воздействия групповой психотерапии при алкогольной зависимости являются: нежелание признать себя больным, некритичность, невозможность правильно оценить влияние пьянства на личную и семейную жизнь, неспособность самостоятельно выработать правильный путь трезвеннической жизни, неадекватное представление о себе и др. Во многих исследованиях подчеркивается, что групповая психотерапия при алкогольной зависимости включается в более широкую программу лечебно-восстановительных воздействий. Задачами первого этапа являются изменение отношения к болезни, неспособности признать себя больным; задачами второго плана – коррекция интрапсихических и межличностных проблем. Особенностью групповой психотерапии при лечении алкогольной зависимости является выраженная составляющая рациональной психотерапии.
Направляемое психотерапевтом взаимодействие пациентов в группе, способствуя улучшению взаимоотношений между ними, создает наиболее благоприятные условия для обсуждения истории жизни пациентов, нахождения путей разрешения конфликтных ситуаций. Важным элементом является также формирование соответствующего реагирования на возможные рецидивы зависимости. Сеансы групповой психотерапии проводятся 2–4 раза в неделю по 1,5–2 ч в группах по 7–9 человек, причем работа в группах гомогенного характера считается менее эффективной. Важным показателем к групповой психотерапии является наличие у пациентов мотивации к выздоровлению и особенно к участию в работе группы.
Эффективность групповой психотерапии при алкогольной зависимости тесно связана с семейной психотерапией, выступающей в качестве важного дополнения к ней. При этом задача семейной психотерапии – выявление основных конфликтов супругов, реконструкция семейных отношений, адаптация семьи к режиму трезвости, укрепление установок больного на трезвость.
Преемственность между групповой и семейной психотерапией – одна из предпосылок эффективности всей системы лечебно-восстановительных воздействий при алкогольной зависимости.
Большое психотерапевтическое влияние на формирование ремиссии оказывает участие в движении самопомощи, религиозное мировоззрение, участие в собраниях групп анонимных алкоголиков.
Наибольшую эффективность терапия приобретает, когда она учитывает индивидуальные качества и потребности пациентов, а также сопровождается поддержкой после лечения.
Психотерапия лекарственной зависимости
Психотерапию проводят дифференцированно с учетом типа зависимости и личных особенностей пациентов. При «больших наркоманиях» применяют гипносуггестивную методику в сочетании с глубокой психотерапией. Основным средством помимо внушения является перевоспитывающая корректировка личности.
Интересно, что метод аутогенной тренировки почти неэффективен, а в иных случаях и дает обратную реакцию.
Всевозрастающее внимание к личности наркомана, роли наркотика в его жизни и понимание того, что лекарственная зависимость является часто выражением личностных проблем пациента, обусловливает более активное использование групповой психотерапии в системе лечения наркомании.
Такой метод лечения показан пациентам, страдающим из-за постоянного чувства дискомфорта и наличия аффективных нарушений.
Положительный эффект групповой психотерапии пациентов с лекарственной зависимостью отмечен многими авторами, но при выраженной недоверчивости и затруднениях в налаживании контактов ей обычно предшествует в качестве подготовительного этапа психотерапия индивидуальная.


Музыкотерапия
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии:
1) эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
2) развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);
3) регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
4) повышение эстетических потребностей.
В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок. Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной.

Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.
Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах:
1) коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия);
2) реактивной (направленной на достижение катарсиса);
3) регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).
Мы рекомендуем применять обе формы музыкотерапии специалистам в рамках антистрессовой программы. Чаще используется рецептивная музыкотерапия. Участники группы прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, три произведения или более или менее законченного отрывка (каждый по 10–15 мин).
Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников группы, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение – динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии. Можно использовать активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Как вариант музыкотерапии может расцениваться хоровое пение.
Пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния.
1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности :
1) Шопен. Мазурки, Прелюдии;
2) Штраус. Вальсы;
Рубинштейн. Мелодии.
2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы:
1) Бах. Кантата 2;
2) Бетховен. Лунная соната, Симфония ля минор.
3. Для общего успокоения, удовлетворения:
1) Бетховен. Симфония № 6, часть 2;
2) Брамс. Колыбельная;
3) Шуберт. Аве Мария;
4) Шопен. Ноктюрн соль минор;
5) Дебюсси. Свет луны.
4. Снятие симптомов гипертонуса и напряженности в отношении с другими людьми:
1) Бах. Концерт ля минор для скрипки, Кантата 21;
2) Барток. Соната для фортепиано, Квартет 5;
3) Брукнер. Месса ля минор.
5. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением:
1) Моцарт. Дон Жуан;
2) Лист. Венгерская рапсодия;
3) Хачатурян. Сюита «Маскарад».
6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности, настроения:
1) Чайковский. Шестая симфония, часть 3;
2) Бетховен. Увертюра «Эгмонт»;
3) Шопен. Прелюдия 1, опус 28;
4) Лист. Венгерская рапсодия, часть 2.
7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей:
1) Бах. Итальянский концерт;
2) Гайдн. Симфония.


Ароматерапия
Во-первых, обонятельный анализатор обеспечивает активность жизненно важных инстинктов: полового, пищевого, самосохранения.
Во-вторых, обонятельный мозг относится к центральным структурам мозга, возможно, этим объясняется действие на эмоции, ассоциативную память и в целом на психическую сферу.
В-третьих, обоняние практически не подвержено контролю, т. е. если запах именно для вас имеет негативную, психо-травмирующую окраску, то вы испытаете отрицательные эмоции, когда этот запах будет в окружающей атмосфере.
В-четвертых, обоняние влияет на кору головного мозга, действуя на мозговую активность, работоспособность, психическую активность.
В-пятых, восприятие запаха и его эмоциональная окраска строго индивидуальны, каждый имеет собственную коллекцию запахов счастья и горя. Формирование индивидуального восприятия связано с ярко окрашенными ситуациями и переживаниями и длительным воздействием одного или гаммы ароматов.
В-шестых, действие экстрактов ароматических растений в отношении психического и физиологического состояния характеризуется как биорегулирующее. Так, приятные запахи гармонизируют эмоциональное состояние, катализируют переживание скрытых травмирующих ситуаций, что позволяет их отрегулировать и снять психологическую проблему.
В-седьмых, восприятие запаха зависит от эмоциональности и отличается у мужчин и женщин. Женщины более эмоциональны и восприимчивы к запахам, для них большое значение, гораздо большее, чем для мужчин, имеет, какой аромат несет ее сексуальный партнер.
В-восьмых, запах, имеющий негативную эмоциональную окраску, вызывает торможение функций центральной и периферической нервной системы, что отражается на работе всего организма. Это явление может быть использовано при работе с зависимостями.
Таким образом, обоняние выполняет множество важных функций и служит источником информации об окружающей среде.
Ароматерапия является методом фитотерапии, использующим экстракты ароматических растений.
Эфирные масла – наиболее популярные и распространенные элементы лечебного воздействия в ароматерапии.
Для получения эфирных масел используются различные семейства растений: сосновые, цитрусовые, губоцветные, миртовые, зонтичные, кипарисовые, гераниевые и т. д.
Действие эфирных масел на организм многогранно. Остановимся на его психологической стороне. Действие выражено в двух аспектах: общем и индивидуальном.
Общее действие проявляется в характерных особенностях лечебного эффекта отдельного эфирного масла. Например, лимон и левзея обладают тонизирующим действием, а лаванда и мелисса – успокаивающим.
По общему действию можно выделить группы масел , обладающих стимулирующим, тонизирующим, расслабляющим, седативным, гипногенным, адаптогенным, гармонизирующим действием.
Стимулирующее — выраженный эффект стимуляции психических процессов, к таким относятся эфирные масла левзеи, лемонграсса, розмарина, лимонника.
Тонизирующее действие заключается в небольшом эффекте тонизации нервных и психических процессов, к таким относятся лимон, грейпфрут, эвкалипт.
Расслабляющее заключается в легкой релаксации, расслаблении. Расслабляющие эфирные масла: лаванда, апельсин, мандарин, герань.
Седативные масла облегчают процесс засыпания и обладают выраженным эффектом торможения нервной системы: валериана, душица.
Типногенные масла способствуют усилению внушаемости, релаксации при проведении сеансов транса и гипноза: шалфей мускатный, мелисса.
Адаптогенные масла обладают гармонизирующим действием и приводят нервное и психическое состояние в наиболее оптимальный настрой, т. е. позволяют организму приспосабливаться к условиям постоянно меняющейся окружающей среды. К таким относятся пихта, сосна, кедр, мята.
Гармонизирующие масла способствуют обретению внутренней гармонии, облегчают переживание кризисных ситуаций в сочетании с ритуализациями (молитва, песнопение, обстановка), пробуждают духовность. Эта группа используется с древности в ведущих религиях мира – христианстве, буддизме – как элемент религиозного ритуала. Гармонизирующие масла – ладан, мирра, сандал.
Индивидуальное действие выражается в проявлении актуального состояния, которое наиболее оптимально для существующего момента. Например, масло петитгрейна может вызывать расслабление, успокаивать в случае усталости и тонизировать, когда психофизиологическое состояние в норме. Индивидуальное действие обычно проявляется в течение первого курса за 7—14 дней, иногда – за более длительный срок. В индивидуальном действии проявляется биорегулирующая роль ароматерапии. Поэтому в состоянии стресса, нервного напряжения пациент выбирает расслабляющие, седативные масла, а при недостатке тонуса – тонизирующие и т. д.
Квалифицированный подход позволяет отрегулировать психоэмоциональное состояние с помощью индивидуально подобранных эфирных масел и их комбинаций. Важное место в составлении лечебных программ занимает выбор способа применения в ароматерапии. В зависимости от степени выраженности проблемы выбирается оптимальный метод. В порядке снижения эффективности и выраженности действия на регуляцию психических процессов методы ароматерапии можно расположить следующим образом:
1) трансдермальные (чрескожные пути попадания эфирных масел): общий аромамассаж, частичный аромамассаж, ванна, рефлексомассаж с эфирными маслами, компресс;
2) дыхательный путь попадания: сеанс ароматерапии с помощью аппаратного метода (аэрогенная ароматерапия), холодные ингаляции, аромалампа (ингаляция нагретой водой), индивидуальные духи, медальон.
На примере работы с депрессивными состояниями можно разобрать построение курса ароматерапии. Депрессия может носить характер периодического состояния в виде легкого изменения настроения, выражаться в виде более стойкого состояния, в виде невроза и депрессии, как проявления психического эндогенного заболевания.

Легкое снижение настроения хорошо снимается мягкими методами: сеансами аппаратной ароматерапии, холодными ингаляциями в течение дня, медальоном с эфирным маслом.
При стойком снижении настроения и большей выраженности проявлений назначаются на активную фазу лечебного процесса трансдермальные методы: аромамассаж, ванны, сеансы аппаратной ароматерапии. При достижении положительного результата как поддерживающие выступают методы: ванна, индивидуальные лечебные духи, аромалампа, холодные ингаляции, медальон, которые пациент применяет длительно.
В активной фазе лечения желательно работать совместно с психотерапевтом.
Регуляция психических процессов с помощью методов ароматерапии позволяет добиться разрешения нескольких задач:
1) диагностировать психоэмоциональное состояние на настоящий момент;
2) определить место метода ароматерапии в медицинском, психотерапевтическом, психологическом лечении;
3) выделить скрытые психотравмирующие ситуации и разрешить их;
4) усилить позитивные и гармонизирующие психические процессы;
5) разрешить социальный аспект проблемы при длительном использовании и заинтересованности пациента;
6) повысить результаты и эффективность психотерапевтического лечения;
7) проработать психогенный фактор психосоматических патологий: гипертония, ишемия, язвенная болезнь и т. д. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что применение метода ароматерапии перспективно в создании индивидуальных и общих программ для регуляции психического состояния и внедрении в лечебные и профилактические учреждения.
Ароматические масла для восстановления душевного равновесия. В наше нестабильное время, когда мы настолько привыкаем к стрессовым ситуациям, что даже уже не обращаем внимания на состояние наших нервов, нам как никогда необходимо уравновесить отрицательные эмоции на начальной стадии, чтобы через некоторое время тревожное состояние и нервозность не перешли в депрессивные состояния.
Ароматерапия предлагает превосходные средства для решения этих проблем. Она использует успокаивающие и бодрящие эфирные масла, представляющие убедительную альтернативу антидепрессантам и другим химическим препаратам. Эти масла могут снимать нервное напряжение и одновременно стимулировать мозг, помогая восстановить внутреннее равновесие и самоконтроль. Поэтому при постоянной психологической нагрузке и нервном утомлении рекомендуется применять успокаивающие и бодрящие эфирные масла: бергамот (бодрящее), герань (расслабляющее), лаванда (успокаивающее).
Любое из этих масел можно использовать в аромалампе или любым другим способом: 2–3 капли испарить в помещении.
При стрессе помогают регулярные ванны с маслом лаванды или розмарина.
Приятное избавление от головных болей даст холодный компресс с лавандой или гераниевым маслом. Добавьте 5 капель одного из этих масел в миску с теплой водой, намочите полотенце, отожмите и положите на лоб. Если головная боль в затылочной части – наложите компресс с маслом на шею.
Успокаивающие масла: герань, лаванда, пачули, иланг-иланг.
Вначале используйте успокаивающие масла, составьте композицию из 2–3 масел, а затем постепенно в смесь введите одно успокаивающее и два бодрящих, например бергамот и лаванду. Выбранную смесь используйте для массажа, ванн или ароматизации воздуха.
Подобные смеси эфирных масел применяются также при нервном переутомлении. В случае потери сна как реакции на стресс на ночь пейте молоко или фиточай (например, «Морфей»). Перед сном на подушку нанесите 1–2 капли эфирного масла лаванды. Можно использовать аромалампу или же подушку из ароматических трав.
Избавиться от страха помогают эфирные масла герани, пачули и иланг-иланга. Основные способы применения: ванны, массаж, ароматизация помещения. Если вас мучают ночные кошмары – ароматизируйте воздух в спальне одним из эфирных масел лаванды и петитгрейна.
Эфирные масла способны вернуть человеку надежду и уверенность в себе. Их необходимо применять последовательно и продолжительное время. Вы сами должны выбрать свое любимое масло с учетом аромата и его воздействия на нервную систему и психику.
Эфирные масла также помогут предотвратить наступление депрессии – они поднимут настроение и активизируют нервную систему.
Ароматерапия рекомендует при депрессии использовать эфирные масла бергамота, герани, лаванды, иланг-иланга, лемонграсса, кедра.


Фототерапия
Лечение ярким белым светом (от англ. bright light therapy ), или фототерапия, является относительно новым методом в психиатрии, хотя упоминания о нем имеются в трудах Ареатеуса – врача, жившего во II в. до н. э., который связывал пониженное настроение зимой с дефицитом дневного света и прописывал пациентам солнечные ванны (А. Д. Соловьева, Е. Я. Фишман, 1996; Р. Роффер, 1991). История современного применения фототерапии связана с именами американских исследователей Н. Е. Розенталь (1980) и А. Леви (1983, 1989), которые при изучении феномена сезонных депрессий установили, что яркий свет оказывает благоприятное терапевтическое воздействие. Было выявлено, что воздействие ярким светом оказывает многостороннее влияние на организм человека, изменяя его хронобиологические характеристики, настроение, поведение и др.
В основе действия световой терапии лежат мелатониновая теория сезонных аффективных расстройств и связанная с ней теория сдвига суточных (циркадных) ритмов человека. Свет может не только изменять циркадные ритмы мелатонина (гормон шишковидной железы), но и воздействовать на их фазы и амплитуды. Яркий свет оказывает также влияние на нейротранс-миттерные системы – серотониновую и дофаминовую.
При фототерапии используется интенсивность света от 1500 до 10 000 лк (обычно 2500 лк), что почти в 200 раз больше обычного дневного освещения в помещении. Источником света являются специальные лампы, которые дают белый свет (полного спектра) высокой интенсивности – до 10 000 лк с элиминацией ультрафиолетовых лучей. Имеются приборы с использованием ламп накаливания (лампы «Biolamp», Франция) и флуоресцентного типа.
Как правило, применяется ежедневная экспозиция света от 2500 до 4500–5000 лк от 30 мин до 1 ч в утренние или вечерние часы (иногда утром и вечером). Некоторые авторы считают возможным увеличение сеансов до 2–3 ч (П. М. Кэплан, В. Е. Боггиано, 1989). Существуют также специальные таблицы, по которым рассчитывается время экспозиции света (сеанс лечения) в зависимости от интенсивности света и расстояния его источника от больного и т. п. Лечение продолжается 10–14 дней.
Улучшение состояния при депрессии может наступать уже на 2—4-й день от начала терапии, но оно не всегда бывает стойким. Прекращение лечения в этот период ведет к обострению симптоматики в эти же сроки. Поэтому необходим полный курс.
В психиатрии фототерапия применяется для лечения сезонных и несезонных депрессий, нарушений сна, при болезни Альцгеймера и мультиинфарктной деменции с выраженными нарушениями цикла «сон – бодрствование», при предменструальном синдроме, психовегетативных расстройствах и др. (А. Я. Левин, А. Р. Артеменко, 1996; Г. X. Божко и др., 1966; А. Д. Соловьева, Е. Я. Фишман, 1996).
Терапия лишением сна
Терапия лишением сна, так же как и терапия светом, направлена на воздействие на циркадные ритмы, точнее на изменение ритма «сон – бодрствование». При этом используется метод лишения сна вообще и метод лишения только REM-фазы сна (фазы быстрых движений глаз). Основным показанием для этой терапии являются депрессии. Иногда метод лишения сна применяется как дополнительный к фармакотерапии.
Лишение сна в течение одной ночи иногда сразу дает положительный эффект, но он обычно нестойкий и сохраняется около 24 ч. Более стойкий эффект дает лечение в течение 1 недели, причем нередко оказывается достаточным укорочение ночного сна до 3–5 ч вместо рекомендуемого лишения сна на протяжении 24–72 ч, т. е. в течение 1–3 суток.

Авторизация

Реклама