Продолжим знакомство со способами управления противником на примере программы 4-го кю.
Кансэцу-Вадза. Под этим термином понимают болевые воздействия на суставы и позвоночник.
1. Ути-хидзи-кудаки - рычаг предплечья изнутри.
Противник атакует ударом сбоку: маваси- цки или сото-кири (фото 1). С уходом в сторону с линии атаки (маневром хираки) блокируем удар обрубающим движением (тэ-гатана), нанося одновременно встречный удар в голову сопернику (фото 2).
Вытягивая захваченную руку противника с отшагом назад, наносим удар хидзи-атэ в лицо (фото 3), а затем зажимаем плечо соперника подмышкой и выполняем болевое воздействие на
локоть, перегибая предплечье (фото 4). Этот прием удобно комбинировать с бросками удэ-гаэси, удэ-гарами, ката-нагэ, макикоми-госи.
2. Сото-хидзи-кудаки - рычаг предплечья снаружи.
От аналогичной атаки противника (фото 5) защищаемся аналогично (фото 6). Поворотом
тела продергиваем его руку вперед и вниз, прижимая ее к своему бедру (фото 7). Нанеся
удар хидзи-атэ в голову, зажимаем плечо и воздействуем на локоть рычагом предплечья
(фото 8). Этот прием менее опасен для проводящего, так как он находится снаружи, вне
досягаемости ударов и захватов противника. Сото-хидзи-кудаки удобно комбинировать с
подсечкой сото-аси-хараи, подножкой еко-отоси, броском гяку-госи и подкатами тани-
отоси, уки-отоси.
3. Котэ-гарами - узел кисти.
Противник бьет наотмашь в голову (ути-кири-дзедан), подшагивая одноименной ногой (фото 9). Это может быть также прямой удар ой-цки. Блокируем тэ-гатана (фото 10),
сбивая соперника из равновесия внутрь-вперед. Захватив его руку, продолжаем выводить из равновесия, поворачиваясь на передней ноге и воздействуя своим плечом на локоть соперника (фото 11), как в технике сото-тэ-гатамэ. Захватываем кисть противника на рычаг котэ-хисиги (фото 12). Разворачиваясь, выдергиваем противника на себя и вниз, затем надавливаем рукой на его локоть вниз (удэ-оса) так, чтобы большой палец давил на точку цубо - локтевой нерв соперника (фото 13). Подшагивая к противнику и прижимаясь к нему бедром, подламываем кисть его руки, уперев локоть себе в грудь (фото 14). Этот
"узел" позволяет контролировать противника в стойке, что удобно для конвоирования, а также в любой момент опустить его на землю или выполнить бросок в нужном направлении. Часто такой прием проходит в положении лежа, особенно в дзюдзи-гатамэ.
4. Удэ-хисиги-удэ-гатамэ - рычаг предплечья с помощью рук сверху. Противник захватил за отворот. Тут же наносим ему удар в голову (фото 15). Затем, отшагивая назад, вытягиваем его руку и атакуем кисть, поворачивая ее внутрь (фото 16). При этом разноименная рука контролирует запястье противника, а одноименная - скручивает кисть, захватывая ребро ладони (фото 17). Следующим движением упираем запястье
соперника в свое плечо и надавливаем обеими руками на локоть в направлении вниз (фото 18). Удэ-гатамэ можно проводить в положении дзюдзи-осаэ, когда не проходит воздействие на ближнюю руку.
5. Удэ-хисиги-дзюдзи-гатамэ - рычаг предплечья в положении "крестом". После выполнения бросков можно проводить дзюдзи-гатамэ из стойки, удерживая руку соперника (фото 19), отжимая коленом его голову, блокируя другим коленом его корпус и
перегибая его предплечье через свое бедро (фото 20). Конечно, чаще эта техника выполняется в положении лежа на спине, животе или боку, когда голова соперника отжимается внутренней части бедра.
Перечисленные пять воздействий на суставы исчерпывают базовую технику 4 кю (оранжевого пояса)
Кодокан Син-рю дзю-дзюцу.
Муто-дори
Это, по-видимому, самый древний из разделов дзю-дзюцу. "Отнимание оружия" - вот дословный перевод этого термина. В случае, когда один из бойцов не имел возможности использовать свое оружие, у него оставался только один шанс - убить противника его же оружием. В программу 4 кю Кодокан Син-рю включены 4 элемента муто-дори из раздела танбо-дори - работа против дубинки.
1. Кири-ороси - удар сверху.
Противник бьет дубинкой сверху-вниз. Уходим с линии атаки в сторону-внутрь (хираки), блокируя тэ-гатана его руку и сбивая ее вниз (фото 21). Сразу в темп движения выдергиваем противника из равновесия вперед поворотом на правой ноге (фото 22). Зажимая плечо противника, проводим болевой прием ути-тэ-гатамэ, заставляя атакующего подняться на носки ног (фото 23). Затем наклоном вперед бросаем его с помощью иппон-сэой (фото 24). Не выпуская вооруженной руки противника, проводим удэ-хисиги-дзюдози-гатамэ, забираем дубинку и выполняем добивание (фото 25).
2. Сото-кири - удар сбоку. Такой удар может быть нанесен диагонально снаружи (сверху-вниз) либо в горизонтальной плоскости. С помощью маневра ирими или хираки уходим с линии атаки и наносим встречный удар в голову
(фото 26, 27). Продолжая поворот в направлении удара, выводим соперника из
равновесия и разворачиваемся к нему спиной, обхватывая рукой поясницу (фото 28). Заканчивая поворот, выполняем бросок через поясницу скручиванием уки-госи (фото 29).
3. Ути-кири - удар наотмашь. Обычно такой удар наносится после удара сото-кири, который не попал в цель. Блокируем локоть противника, подскочив к нему с помощью "прямого входа" (ирими), своей выпрямленной в сторону его лица рукой(фото 30). Затем, как бы продолжая его удар, используя его инерцию, продергиваем руку соперника к своему бедру (фото 31). Захватив кисть и предплечье противника так, как показано на фото 32, и используя как рычаг рукоятку дубинки, проводим болевой прием на кисть и бросок котэ-хисиги (котэ-гатамэ), роняя соперника на спину (фото 33). Продолжая
контролировать болевым приемом руку, забираем оружие. При надобности травмируем руку и/или проводим добивание.
4. Моротэ-цки - удар тычком. Это удар рукояткой дубинки. Он может быть выполнен как прямо, так и наотмашь, в горло, лицо, солнечное сплетение (фото 34). Блокируем в
середину предплечья или запястье с уходом с линии атаки поворотом (нагаси).
Захватываем руку соперника на болевой рычаг ваки-гатамэ, зажимая подмышкой его плечо (фото 35). Этим воздействием заставляем противника отпустить одну руку. Защищаясь от рычага на локоть, соперник разворачивает его вниз. Используя это его движение, проводим бросок с вывертыванием кисти - котэ-гаэси (фото 36). Удерживая противника в положении лежа с помощью своего колена и болевого воздействия на кисть
(фото 37), отнимаем оружие и проводим добивание (фото 38).
В разделе муто-дори использованы болевые приемы и броски из программы 5 кю Кодокан Син-рю дзю- дзюцу для простоты обучения.
Таир НАРИМАНОВ,
Журнал «Боевые Искусства планеты»