Введение
В массовом представлении существует довольно небольшой набор видов деятельности, которые можно отнести к искусству. Литература, живопись, скульптура, архитектура, театр, кино…
Но совершенно очевидно, что такое представление ограничено. Приведём пример, в котором Олимпийский чемпион Александр Лебзяк, обращаясь к читателям с этим ограниченным представлением, начинает рассказ о боксе:
«Может быть, кого-нибудь и покоробит такое сравнение, но я уверен, что он просто мало знаком с нашим видом единоборства. Бокс – это вид Воинского Искусства, со всеми атрибутами Искусства. У него есть свои ценители, почитатели, знатоки. Есть свои гении и мастера. Как и любое Искусство – бокс это Путь к самосовершенствованию, стремлению познать самого себя»*.
Поэтому, в начале определимся с терминологией.
Вслед за автором книги «Искусство и эстетика» мы скажем, что искусство «это-всякая искушенность, всякое умельство, мастерство в осуществлении каких угодно задач, требующем какого-то совершенства своих результатов»**.
Совершенство результатов предполагает совершенствование того, кто занимается осуществлением этих задач.
Но совершенствование в чём? Мы сейчас говорим о человеке, уже обладающем достаточным уровнем подготовки, например, что бы было понятнее, актёре, художнике, поэте и т.п.
Он может закончить ещё один ВУЗ, прочитать ещё несколько десятков книг, или, сделав само искусство инструментом для духовного развития, попытаться изменить себя, чтобы, увидев мир совсем по другому, решать поставленные задачи совершенно на ином уровне.
Так, например, некоторые иконописцы, перед тем, как приступить к работе, ограничивают себя во всяких контактах, сне, пище, долго и усердно молятся…
Такой подход к искусству, как к инструменту, превратив его в один из основных (непосредственный или внутренний) методов самосовершенствования (см. раздел «Общие закономерности) на Востоке, месте зарождения практически всех духовных потоков, практикуется всегда***. Когда этот метод используется как самый основной, этот вид искусства превращается в Путь.
Именно в этом контексте мы будем использовать здесь словосочетание «Путь воина» - духовная практика, в которой Воинское Искусство используется в качестве основного метода.
И, наконец, произнося словосочетание «Воинское Искусство», мы, в этой статье, будем подразумевать совершенствование результатов в осуществлении задач, при решении которых прямо или косвенно затрагивается одна из самых сильных привязанностей человека – привязанность к жизни.
Прямо – у определённой части сотрудников силовых структур, бойцов спецподразделений…
Косвенно – у занимающихся в контактных школах единоборств. Например, бокса, кикбоксинга, тайского бокса, боевого самбо, рукопашного боя, джиу-джитсу, жёстких стилей каратэ…
Практическая целесообразность
То, что занятия Воинским Искусством имеют практическую ценность, понятно всем. И дело даже не в том, что наше государство в настоящее время, к сожалению, не может гарантировать безопасность своих граждан. И нам, этим гражданам, приходится действовать по принципу «спасение утопающих - дело рук самих утопающих».
Просто умение защитить себя и своих близких, было, есть, и будет актуально, во всяком случае, для мужчины, всегда, в любом обществе, даже самом благополучном.
Так же очевидно то, что приобретённые во время занятий навыки и умения для управления собой в экстремальной ситуации пригодятся абсолютно во всех областях обыденной жизни.
Однако эта дорога не доступна не только для пацифистов. Ведь новичку, пришедшему, например, в школу, клуб, секцию, нужно будет постоянно бороться со своими неорганизованностью и ленью, преодолевать усталость и боль, свои комплексы и страхи. Действовать порой «через не могу». Эти испытания выдерживает далеко не каждый. Но выдержавший приобретёт сосредоточенность, выдержку и внутреннее спокойствие, целеустремлённость и умение преодолевать себя, силу воли и силу духа. А эти качества являются необходимым залогом успеха везде и во всём.
Выбор ориентиров
Воинское искусство – уникальное средство для самосовершенствования. Оно быстро помогает расставить нужные ориентиры. Если Вы что-то делаете не так, то тут же сможете это понять. Возможно, самостоятельно, а возможно, Вам объяснят. Причём объяснение может быть очень жёстким и болезненным, например, в виде удара. А такие аргументы бывают порой самыми убедительные.
И поэтому самый первый ориентир заставит искать причины всех неудач, прежде всего, в себе, а на последующих этапах – только в себе.
Перед тем, как назвать ещё несколько ключевых направлений для работы, отметим, что хотя реальная угроза жизни или моделируемые во время тренировок экстремальные ситуации и способствуют включению на самую мощь всех свои ресурсов (психофизических, биоэнергетических и т.п.), но без рационального их использования вероятность победы в поединке с опытным противником будет минимальной.
Итак, отметим ещё несколько ориентиров. Первый из них в большей степени актуален лишь для Воинского Искусства (в некотором смысле и для адептов йоги), а два других важны абсолютно для всех духовных путей.
Эффективное использование мышечной силы
Во время тренировочных занятий занимающийся учится быть, когда необходимо, максимально расслабленным, а когда необходимо, применить свою силу в нужном месте в нужное время. Работу над этими навыками (базовой техникой системы), наряду с физической подготовкой, можно условно отнести к дисциплине тела (см. раздел «Общие закономерности»). Соответственно, она должна лежать в фундаменте любой системы, относящей себя к Воинскому Искусству.
Остановка внутреннего диалога
Если, в обыденной жизни, мы постоянно ведём внутренний диалог (например, прогуливаясь по лесу, прокручиваем в уме уже состоявшийся разговор со своим начальником, тем самым вообще не замечая окружающей нас природы), то в ситуации тренировочного спарринга, а уж тем более, реального поединка, такой диалог будет непозволительной роскошью. Нам нужно быть здесь и сейчас.
Даже рассуждения «по делу», например, о том как лучше провести то или иное техническое действие, в поединке с опытным противником будут заведомо опасны (пока мы оценим ситуацию, примем решение, как действовать, эта ситуация просто изменится, и, скорее всего, в худшую для нас сторону).
Т.е. сама ситуация столкновения должна способствовать остановке внутреннего диалога. Мы просто вынуждены находиться здесь и сейчас.
Работа над эмоциями
Сама ситуация реального поединка, или даже довольно жёсткого учебного спарринга, создаёт, в некотором смысле, идеальные условия для тренировки невозмутимости и бесстрастности.
В бою с любым соперником такие эмоции как страх, ненависть, злоба – просто недопустимы, так как они искажают реальную картину боя, и, к тому же, самым банальным образом выкачивают Вашу энергию.
Очень быстро Вы поймёте, что и ярость с неистовостью, хоть и повышают на время схватки Ваш энергетический потенциал, в поединке с опытным противником неприемлемы. Эти эмоции тоже мешают видеть истинную картину схватки и исключают всякие проблески интуиции…
Заключение
Выше мы отметили, что адепт, идущий по Пути воина, в некотором смысле, обладает определёнными преимуществами перед последователями других духовных путей.
Подняв свой психофизический потенциал до определённого уровня и овладев базовой техникой системы, он получает возможность помещать себя в такие ситуации, которые для другого человека могут быть просто не выносимы.
Эти ситуации сами по себе «выталкивают» адепта на оптимальный уровень работы интеллектуального, эмоционального и двигательного центров.
Йогин месяцами, а то и годами, занимаясь медитацией, учится контролировать свой ум. Ситуация жёсткого тренировочного спарринга заставляет сразу останавливать свой внутренний диалог.
Верующий всю жизнь борется со своими страстями. Приближенные к реальности поединки помогают гораздо быстрее отбросить все негативные эмоции, как ненужную шелуху.
Такое преимущество даёт основание предположить, что значительной части адептов, идущих по Пути воина, знакомо состояние повышенного осознания****, или осознания самого себя, как мы его назвали в разделе «Общие закономерности».
Однако лишь немногие из них стремятся закрепить его.
И здесь мы сталкиваемся с одной из основных трудностей на Пути Воина.
В силу того, что сама система подготовки прививает адептам Воинского Искусства целый ряд определённых качеств (их мы перечислили выше), они, как правило, становятся благополучными и успешными людьми, что совсем не способствует духовной жажде…
(*) «Действия боксёра в поединке» А. Лебзяк, ООО «ВИПв»
(**) Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984.
(***) У китайцев даже есть слово, смысл которого выражает всё вышеизложенное нами - ГУН ФУ - работа по достижению какого-либо мастерства, совершенствование в чем-либо.
(****) В обычном состоянии сознания мы, как субъект, находим (останавливая внутренний диалог, избавляясь от всяких эмоций) оптимальный вариант отображения своего противника (своей цели), как объекта, и, как следствие, пытаемся воздействовать на него (на неё) эффективно, пользуясь общими принципами ведения боя и находя нужный баланс между произвольным и рефлекторным реагированием.
Естественно, когда есть возможность, необходимо анализировать ситуацию. Но для этого нужно выйти из зоны досягаемости противника. В качестве примера можно привести действия опытного боксёра, работающего вторым номером, проводящего внезапные атаки и контратаки и периодически уходящего на дистанцию.
В изменённом состоянии сознания происходит выход за пределы субъектно-объектных отношений. Снайпер сливается со своей мишенью, становясь с нею одной реальностью. Боец воспринимает себя и противника как единое целое. Происходит целостное схватывание ситуации, её отражение и реакция на неё осуществляется мгновенно.
Можно, конечно, действия в изменённом состоянии объяснять, пользуясь терминами «интуитивное реагирование», можно ещё как то по другому. Отметим, что это лишь слова - интерпретация опыта, о которой мы говорили в разделе «Мир и человек».
Л.М.П.