Предлагаемые некоторые пути совершенствования методики подготовки солдата-разведчика вытекают из назревшей необходимости задуматься над давним вопросом глубоко и всесторонне. Об этом говорят такие факты:
«Методика тактико-специальной подготовки подразделений» (издание 1978 г.), методические рекомендации, существующие в настоящее время, не всегда уже актуальны, не соответствую все возрастающим требованиям к современной разведке. В последних разработках по спецразведке опускается опыт Великой Отечественной войны, слабо используется (если используется, то не на тех ТВД, где этот опыт применим) опыт ведения войны в ДРА.
Западногерманские, американские, английские, французские войска специального назначения постоянно совершенствуют свою выучку, идут и находят новые эффективные формы и методы обучения солдат. Так, например, уже в 60-х годах в распоряжении специальных войск США были так называемые центры «маленькая Россия», «маленькая Чехословакия», «маленький Китай», где воссоздавались географическая, этническая и языковая обстановка той или иной страны, где солдаты могли проходить психологическую подготовку.
В конце XX века, когда разведка переместилась в Космос, когда средства охраны настолько совершенны, что могут обнаруживать Р. группу за 1—1,5 км от объекта, когда театры, особенно западно-европейский, просто «нашпигованы» войсками, городами, отличными дорогами, во многих районах искусственным лесом, что значительно затрудняет действия групп, возникает постоянная потребность в модернизации методики обучения солдата-разведчика.
Естественно, в мирное время условия и возможности работы в этом направлении зависят от многих факторов и первопричин, но это не дает право стоять на одном месте, а тем более идти назад, к упрощенчеству, схематичности, к созданию условностей и искусственности в методике.
Исходя из опыта проведения занятий, общения л/с разведподразделений, из анализа дисциплинарной практики и дисциплины в целом можно сделать простые, но важные выводы.
Уровень подготовленности солдат зависит от:
— умственных способностей;
— общеобразовательной подготовки;
— эрудированности в военных вопросах;
— дисциплины в подразделении и в части в целом;
— общего морального духа подразделений;
— методики преподавания;
— качественного контроля знаний;
— умело проводимой воспитательной работы, важным моментом которой является формирование у л/с любви к специальности, поддержание романтичности.
В нашей части тоже имеются свои специфические трудности в подготовке солдат и сержантов. Но попытаюсь, исходя из вышеуказанных выводов показать некоторые возможные пути совершенствования методики подготовки солдат.
Речь пойдет о трех практических вопросах, которые, если подойти к ним серьезно, в корне могут изменить бытующее у нас отношение к боевой подготовке, к специальности в целом. Поднять гордость за войска, возродить истинную солдатскую любовь к форме, дисциплине, командирам, уставам и т. п. Вот цели описываемых ниже вопросов.
(То, что начать нужно с личной подготовки офицеров и прапорщиков по специальности, это вне сомнения).
Итак, предлагаются следующие методические формы.
1. Организация центра одиночной подготовки разведчика.
2. Проведение учений в условиях повышенных психологических трудностей.
3. Проведение показных (зрелищных) занятий, имитирующих один из способов действия групп.
Обеспечение
1. Декорация
2. Техника (ТАЦ—66—1, ЗИЛ—131—1)
3. Холостые патроны — 600 шт.
4. Взрывпакеты — 40 шт.
5. 30 мм сигнальные ракеты — 8 (БО—4, КО—4).
6. СХТ —2
7. ИМ—82 —4
8. ИМ—100 (СЭ) —1
9. Нал. — ящик
10. Дым. шашки — 2
11. КУНГ клубный
12. Личного состава — 8 чел. — группа — 10 чел. — противник
13. Экипировка группы:
— летняя спец. форма
— автомат -}- магазин
— НР
Экипировка противника:
— форма противника
— автомат + магазин
— каски
14. Прожекторы — 4 шт.
Место: стадион.
Ход первой части
1. Лучше всего это занятие проводить в сумерках, дабы достигнуть максимальной зрелищности и иметь возможность фокусировать прожектором наиболее важные сцены.
Под музыку, в колонну по одному справа и слева от трибуны выбегают разведчики. Одна колонна в форме наших войск, вторая — в форме противника и становятся в позицию № 1.
Выстраиваются фронтом в сторону трибуны. Музыка замолкает. Командир части произносит вступительное слово. Как только раздаются аплодисменты, звучит музыка. Группа обеспечения выносит необходимое оборудование (подставку для перебивания черепицы, кирпичей, досок, бутылок, стекла — всего 5 подставок, две тумбы для метания ножей и лопаток).
Все разведчики садятся на колени, а семеро разведчиков выходят на позиции и начинают демонстрацию (по три подхода). В ходе выступления разведчики могут меняться.
Группа обеспечения в это время меняет разбитые предметы и затем быстро
уносит оборудование и мусор к трибуне.
Музыка стихает. Выходят три пары. Первые номера держат доски (кирпичи) в руках, другие бьют. Сначала первая пара, потом вторая и третья. По два подхода.
Музыка замолкает. Участники садятся на свои места. Группа обеспечения убирает мусор. Звучит музыка. Все разведчики встают и принимают позицию 2 и показывают упражнения для отработки самостраховки при падениях (НФП—78).
Заканчивают и становятся в позицию № 1.
Группа обеспечения выносит маты. Первая пара выходит и показывает
приемы самбо по следующей схеме:
— один против одного
— один против двух.
Вторая, третья и четвертая пары приемы самозащиты от ножа и автомата, палки, шанцевого инструмента.
Становятся в позицию 2 и показывают комплексы спецприемов без оружия и с оружием.
Становятся в позицию № 1.
Показательные бои;
— один против двух, трех, шестерых;
— двое против шестерых, десятерых.
Становятся в позицию № 3.
Прыжки с подножки автомобиля с одновременным метанием ножа и стрельбой. Участвуют две машины. Музыка не играет. Прыжки с подножки в окно (имитатор стены с окном).
Становятся в позицию № 1.
Звучит музыка. Поклон зрителям.
Ход второй части
Подготовка декораций к действиям в налете.
Позиция № 4. Разведчики заходят на парашютную вышку в готовности спуститься по наклонному металлическому тросу (в сторону футбольных ворот).
Противник на своих местах.
Звучит музыка. Прожекторы на вышку. Один за другим (на тросе не более 1 человека) десантируются разведчики (у каждого за спиной прикреплен стабилизирующий парашют). Сбор на площадке приземления (на магнитофоне запись лая собак). Музыка. Имитация отрыва от противника. Засада на дороге. Захват автомобиля осуществляют два разведчика, когда машина проезжает на повороте, они заскакивают в кузов и через него проникают в кабину. Убивают водителя и возвращаются к ядру группы. Посадка в машину. Двое переодетых в форму противника садятся в кабину. Впереди появляется шлагбаум. Подгруппа прикрытия выпрыгивает из кузова. Звучит разговор с дежурным по КПП. Наряд уничтожается. Машина заезжает на объект. Разведчики скрытно минируют элементы объекта. Часовой на вышке замечает группу и кричит, стреляя по ним. Его убивают. Раздается взрыв. На помощь спешит военная полиция. Развязывается бой. Рукопашные схватки. Отход группы на автомобиле. Горят все прожекторы, звучит музыка. Группа подъезжает к трибуне и выстраивается в кузове. На этом выступление заканчивается.
Вот приблизительно по такому сценарию можно подготовить интересное и захватывающее выступление.
Организация центра одиночной подготовки разведчика имеет своими целями:
1. Эффективную одиночную подготовку личного состава подразделений СН круглосуточно, без значительного отрыва от решаемых вопросов в процессе учебного года или в рабочей период.
2. Создание оптимальных условий для наиболее качественной одиночной подготовки разведчика в условиях максимально приближенных к реальным.
3. Воспитание высоких морально-психологических качеств современного разведчика.
Центр одиночной подготовки представляет собой типовой партизанский лагерь (базу) в горах, оборудованный всеми необходимыми элементами. По графику распределяются подразделения части. Если подразделения каким-то образом начнут сбиваться с установленного графика, то эффективность подготовки упадет до 40%, а местами до 50%, что доказано практическим опытом. Подготовку разведчика можно уподобить подготовке
спортсмена, важным моментом подготовки которого является систематичность тренировок.
Участие личного состава оптимально возможно в количестве 15 человек. Эта цифра вытекает из того, что в общей сложности реально обучаемых солдат будет около 100. Каждый солдат и сержант сможет побывать в центре подготовки одну неделю в полтора месяца. Цикл обучения рассчитан на пять недель.
Для простоты понимания нижеизложенных вопросов необходимо определить термин «тактико-специальная подготовка», поскольку, исходя из опыта, личный состав изучая предметы обучения оторвано от задач, стоящих перед ним в тылу противника, подчас не может качественно применить свои знания в складывающейся нестандартной обстановке. Например, изучая инженерную подготовку, при ведении разведки, он не может творчески использовать знания в этой области, то же и о топографии, огневой подготовке, иностранных армиях и т. д.
Поэтому предлагаю определить: ТСП как совокупность предметов боевой подготовки, направленных на скорейшее повышение боеготовности разведчика для действий в тылу противника.
Итак, в течение пяти недель будут отрабатываться следующие вопросы ТСП.
Первая неделя обучения (6 дней — 60 учебных часов).
1. Организация базирования группы и небольшого партизанского отряда.
Время — 20 часов.
а) выбор места базирования;
б) оборудование и организация элементов базы:
— землянка для отдыха;
— землянка для проведения занятий; обслуживания техники и вооружения;
— штаб;
— кухня;
— ящик для составления макетов местности;
— полевой класс по МПД;
— элементы заграждений различного типа;
— НП;
— места для занятия обороны в случае нападения противника;
— тайники для безличной связи;
— баня;
— туалет.
Одновременно отрабатываются способы установки и организации тайников для вооружения, техники и продовольствия. Составление легенды;
в) выбор маршрутов и способы захода на базу и отхода с нее;
г) выбор мест для выхода на связь с центром;
д) выбор районов запасного базирования;
е) организация охраны базы:
— действия по сигналам «нападение противника», «на ПС» (или на ЭПС), маршруты отхода и сигналы опознавания.
2. Организация службы войск и бытовых условий.
Время — 7 часов.
а) составление распорядка дня;
б) график смены и проверки НП и патрульных;
в) организация приема пищи;
г) соблюдение личной гигиены в условиях леса;
д) предупреждение заболеваний и травм, укусов ядовитых насекомых и змей;
е) организация банно-прачечного хозяйства;
ж) организация топки печей и костров;
з) меры безопасности при организации бытовых условий.
3. Способы бесшумного передвижения в тылу на различной местности днем и ночью, в одиночку и группами.
Время — 16 часов.
а) подготовка «бесшумной» экипировки;
б) распределение экипировки по необходимости и весу;
в) бесшумное передвижение:
— преодоление разного рода препятствий на открытой, закрытой, болотистой местности;
— преодоление водных преград;
— минных полей и участков, оборудованных минами-ловушками;
— движение в развалинах, помещениях, на улицах,
— преодоление дорог и других видов дорожных коммуникаций;
— преодоление проволочных заграждений;
— сигналы управления и взаимодействия;
— действия при встрече с противником и местными жителями.
С. В. Бреславский, майор спецназа
Подготовка бойца спецназа. НПЦ «Здоровье Народа», ООО «ВИПв»