Школа выживания. Человек в открытом море

Категория: Открытое море Опубликовано 02 Апрель 2014
Просмотров: 2801
Школа выживания. Человек в открытом море В морях и океанах ежегодно терпят крушение десятки, а то и сотни больших и малых судов. При этом зачастую гибнут даже те люди, которые оказались на спасательных шлюпках и потах и имели достаточное количество воды и пищи. Какова главная причина смерти человека, еще не находящегося в действительно смертельных условиях? Какие наибольшие опасности ожидают в море потерпевшего кораблекрушение? Попробуем ответить на эти вопросы.
В мире накоплен большой опыт борьбы с юрской стихией, а также опыт выживания в самых жестких условиях мореплавания. Так, французский врач Ален Бомбар совершил в 1952 году одиночное плавание через Атлантический океан на надувной резиновой лодке. Трудно переоценить подвиг Бомбара и практическую ценность его трансатлантического рейса, в ходе которой была доказана огромная важность для выживания психологического или морального фактора. Он писал: «Жертвы кораблекрушения, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха... Потерпевший кораблекрушение, лишенный всего после катастрофы может и должен сохранять надежду. Внезапно он поставлен перед дилеммой: жить или умереть, и он должен собрать все свои силы, всю волю к жизни, все мужество для борьбы против отчаяния».
Намеренно поставив себя в крайне тяжелые условия, Бомбар в течение 65 дней питался тем, что давало ему море - рыбой и планктоном. В течение 14 дней он утолял жажду морской водой, а 43 дня пил сок, выжатый из рыбы. Периодически, когда появилась такая возможность, он употреблял и дождевую воду.
Врач из Либерии Ханнес Линдеман, так же как и Бомбар, пересек Атлантический океан в одиночку, непрерывно ведя наблюдение за состоянием своей психики и организма в столь непривычных условиях.
Так же, как и Бомбар, он пил морскую воду: ежедневно по пол литровой кружке. Уже на второй день ее воздействие сказалось негативно: у него опухли ноги. Массаж, специальные упражнения - ничего не помогло. Самочувствие стало скверное, появилась апатия. Реакция организма на употребление океанской воды, в литре которой растворено примерно 35 граммов солей натрия, магния, кальция и многих других элементов, совершенно естественна. Резкое увеличение концентрации солей в крови и тканях губительно, и смерть может наступить даже раньше, чем от обезвоживания организма.
Во время плавания Линдерман на собственном опыте убедился, что даже если совершенно истощенный человек не потерял мужества и будет бороться до конца, то у него есть шанс на спасение. Сам Линдерман использовал метод самовнушения. Стараясь совершенно отключиться от внешнего мира и погрузиться в собственные мысли, он говорил себе, что обязательно добьется цели. «Не сдаваться!» - этот лозунг должен быть моральным «спасательным кругом» каждого потерпевшего кораблекрушение, утверждает Линдерман.
Ученый также доказал, что в океане потерпевшему кораблекрушение не так трудно заполучить килограмм рыбы в день. Этой пищи (около 1000 калорий) достаточно, чтобы надолго предотвратить истощение, и человек, оказавшийся за бортом не по своей воле, получает возможность бороться за жизнь.
Запомните и строго соблюдайте десять заповедей выживания на море:
1. Не отправляйтесь в морское путешествие без специальной подготовки.
2. Будьте волевым, уверенным в себе чело­
веком.
3. Защищайте себя от холода (риск пере­охлаждения).
4. Защищайте себя от жары (риск обезвоживания).
5. Рационально используйте пресную воду.
6. Избегайте лишних движений на воде.
7. Не употребляйте спиртного.
8. Не ешьте, если не хватает питьевой воды.
9. Не пейте морскую воду.
10. Умейте переносить неудобства и приспо­сабливаться к экстремальным обстоятельствам.
Помните, что облака в небе являются наиболее верными признаками присутствия земли среди водных просторов. Небольшие облачка держатся над атоллами, коралловыми образо­ваниями и скрытыми рифами. Неподвижные облака или их гряды часто стоят вокруг вершин гористых островов или над побережьями материков. Их легко распознать, так как остальные облака движутся мимо них.
Другими признаками наличия земли являются вспышки молний и отражение света в небе. Молнии, наблюдаемые в определенном районе в ранние часы, указывают на наличие поблизости горного района. Особенно явно это выражено в тропиках. В полярных районах четко обозначенные яркие участки на сером небе являются признаком плавучего или прибрежного льда среди открытого пространства. Лед прибрежных заливов обычно бывает более гладким, плоским и белым, чем паковый лед. такой гладкий и белый лед, особенно, когда льдины находятся в сжатом состоянии, говорит о наличии поблизости входа в залив.
Звуки, по которым можно судить о близости земли - это постоянные крики птиц, доносящиеся из одного и того же направления, звук сирен судов или сигнальных буев и т.д.
Признаками близости земли являются также увеличение числа птиц и насекомых, наличие водорослей, произрастающих в мелких водах. Близость земли можно определить по запахам, которые ветер может разносить на очень большие расстояния. Этот факт имеет особое значение, если движение плота или лодки происходит в тумане или ночью. На близость земли указывает также увеличение количества проплывающей древесины и земной расти­тельности, изменение цвета воды, которая становится более грязной, приобретает зеленова­тый оттенок.
Шансы потерпеть аварию в открытом море у самолета такие же, как у корабля. На борту тех и других имеются резиновые плоты. Необходимо уметь обращаться с ними.
Как правильно надуть плот? Если основные камеры плавучести надувные, пользуйтесь насосом или надуйте их ртом. Надуйте также расположенные крест-накрест надувные сидения, если
среди спасшихся нет пострадавшего, которому необходимо лежать. Основные камеры надувного плота должны быть четко округлыми, но не натянутыми. В жаркие дни стравливайте воздух, так как в камерах он расширяется. Если есть необходимость оставаться в близости от места кораблекрушения или аварии самолета или вам необходимо выдерживать направление, используйте морской якорь. В крайнем случаи сделайте водный тормоз из чехла плотика или водоотливного ведерка. Следите за тем, чтобы фал от якоря не протирал стенки надувного плота. Во время шторма якорь позволит выдерживать курс и диаметральную плоскость плота по ветру.
Держите плот по возможности сухим. Во время штормовой погоды сооружайте защитные приспособления от ветра и брызг. Чтобы держать плот в равновесии, основной груз располагайте в центре. Если на плоту находятся два человека или больше, самый тяжелый из них должен находиться в центре плота.
Никогда не держите оба нижних конца паруса одновременно привязанными, иначе внезапный порыв ветра может опрокинуть плот. Обеспечьте возможность раздернуть один из парусных шкотов или держите его в руках.
Все находящиеся на плоту, кроме раненых и больных, должны нести вахту наблюдения. Организация вахты должна предусматривать ее непрерывность. Ее продолжительность - не более 2-х часов. Наблюдатель должен следить за появлением признаков земли, а также трущимися местами на плоту и за появлением течи. Вахтенный должен быть надежно привязан к плоту.
Плот будет дрейфовать по ветру и течению. Пользуйтесь этим, если дрейф идет в нужном направлении. Для использования силы ветра надуйте сильнее плот, выньте из воды морской якорь и поставьте парус. В качестве руля используйте весло. Если направление ветра нежелательное, отпустите морской якорь и лягте на дно плота, чтобы уменьшить площадь сопротивления ветру. Не поднимайте парус до тех пор, пока не будете уверены в том, что земля близко. Морские течения не представляют проблемы, так как в открытом море они редко имеют скорость более 9-12 км в сутки.
Принимайте все меры предосторожности, чтобы плот не перевернулся. В штормовую погоду спустите якорь с носа плота и сидите низко. Не вставайте и не делайте резких движений. На случай очень сильного шторма имейте запасной морской якорь, который вы сможете бросить в случае утери первого.
Если плот все-таки перевернулся, перебросьте трос восстановления положения (который имеется на всех многоместных плотах) через днище плота. Подплывите к другой стороне плота, упритесь одной ногой в плавучую камеру и тяните за переброшенный трос. Если подобного троса нет, взберитесь на плот и ухватитесь за леер на противоположной стороне плота. Медленно соскользните обратно в воду и потяните плот назад и вверх. Большинство плотов на днище имеют специальные ручки, помогающие восстанавливать положение. Двадцатиместные плоты не имеют подобных приспособлений, так как их надводная и подводная стороны абсолютно одинаковы.
Забираться на одноместный плот надо с узкой стороны, по мере возможности сохраняя горизонтальное положение. Таким же образом один человек должен забираться на много­местный плот.
Если на воде несколько плотов, то лучше связать их вместе. Привяжите корму первого плота к носовой части второго и спустите морской якорь с кормы второго плота. Соединительный конец между плотом и морским якорем должен быть примерно 7,5 м длиной, отрегулируйте его длину так, чтобы в момент, когда плот будет на гребне волны, морской якорь оставался бы во впадине между волнами.

С. Баленко
"Подготовка бойца спецназа" НПЦ "Здоровье народа", ООО "ВИПв"

Авторизация

Реклама