Ниндзя. Глобальные принципы ведения боя

Категория: Подготовка к поединку Опубликовано 27 Февраль 2014
Просмотров: 2016
Ниндзя. Глобальные принципы ведения бояОружие и тело - единое целое
В нинпо тай-дзюцу существует несколько глобальных принципов, охватывающих практически любую технику боя - как ударную, так и бросковую, как технику безоружного боя, так и с использованием традиционного оружия.
Первый из них звучит как «Кэнтай-ити йо» - «Меч (оружие) и тело являются одним целым». Это понятие гораздо шире, чем хорошо известный принцип «оружие является продолжением тела» и касается не только физических, но и духовных сторон реального боя.
Основную идею этого принципа мы можем легко обнаружить в трудах известных мастеров боевых искусств средних веков. Так. в частности, известнейший представитель школы Ягю-рю, Ягю Мунэнори в своем произведении «Хэйхока дэпсё» («Записки о стратегии») пишет: «Во время борьбы захватить инициативу и ударить с решительностью и сосредоточением - вот это кэн. Не атаковать и ждать противника - это тай. Хорошо, когда сохранишь разум в состоянии холодного ожидания (тай), а тело в состоянии горячей активности (кэн). Если разум слишком активен, то это приводит к саморазрушению. Для победы важно позволить противнику произвести первое движение)...
Как можно заметить, речь здесь идет не только и столько о физической технике, сколько о состоянии единства действия (тела) и боевого духа (син). Тело само по себе не может являться оружием, как и дух не подкрепленный соответственно подготовленным телом, принесет весьма мало пользы к ситуации, когда физический контакт с противником неизбежен;
в бою очень важно добиться той «золотой середины» где ни техника, ни желание победить не будут доминировать в сознании бойца. Подготовка тела важна, но только в той степени, пока она не становится самоцелью и не подменяет собой истинные цели занятий всем искусством;
то же справедливо и для развития духовных качеств. Только тогда, когда тело (тай) и направленное духом устремление бойца (символически названное «кэн») работают вместе (являются одним целым - «ити йо»), можно говорить о реальной эффективности того, что делает этот боец в поединке.
Чисто технически концепция «кэн-тай ити йо» также имеет свое воплощение. Она заставляет ученика наиболее оптимально использовать свои физические и технические возможности, меняя отношение человека к своему телу и делая акцент на том, что именно тело, а не какие бы то ни было инструменты или оружие делают из человека действительно опасного бойца. Оружие «вне тела» может только усилить или оптимизировать то или иное действие (увеличить дистанцию, облегчить поражение «глубоких» целей, усилить воздействие и т.д.), но в отрыве от ума и тела, само по себе, оно не может дать существенных преимуществ бойцу. Это положение, конечно, можно оспорить: дескать, если дан любому человеку в руки меч или нож, или что-то еще, то он сразу же станет более защищенным и подготовленным по сравнению со своим безоружным противником. Это распространенное заблуждение, справедливое только при изначально равной подготовке противников. Если же противником вооруженного «чайника» будет подготовленный к подобным «неожиданностям» боец, он не даст вооруженному оппоненту, не имеющему опыта борьбы, ни единого шанса. Почему так происходит? Дело здесь не только в умении или неумении обращаться с оружием человека, у которого оно оказалось в руках. Гораздо более поразительным является то, что в девяноста пяти случаях из ста человек настолько сосредотачивает свое внимание на том предмете, который он держит в руках, что напрочь забывает о том, какими еще возможностями он обладает: умении бить, захватывать, бросать и т.д. Проведите эксперимент: дайте одному из двух учеников учебный нож и задание нападать на другого, который в этом случае должен будет защититься, но не объясняйте своих целей и посмотрите на результат. Какую же картину вы увидите? Тот, кто нападает с ножом, будет стремиться нападать именно ножом, практически забывая о второй руке, ногах и т.д.; внимание защищающегося также намертво приковывается к ножу как к надежному якорю сознания - он всеми силами будет стараться защищаться именно от ножа, как будто ничего другого противник делать вообще не может…
В конце концов, можно будет наблюдать курьезную картину «битвы за нож», когда два бойца, имеющих, возможно хороший арсенал отработанных технических действий, будут тупо вести игру в перетягивание, бестолково топчась с обоюдным захватом руки с ножом, чуть ли не приговаривая; «Отдай, моё!...Нет, моё...Пусти...»
Я намеренно ввожу элемент гротеска в описанную ситуацию и над ней действительно можно было бы посмеяться, если бы это не было страшно и не грозило смертью в бою тому, кто будет вести себя подобным образом.
Ни в движениях нападавшего, ни в движениях защищавшегося в описанном примере не было и намека на воплощение принципа «кэн-тай ити йо». Используя этот принцип, нападающий с ножом, в равной степени должен использовав весь спектр собственной техники - удары и захваты другой рукой, удары и подсечки ногами, толчки и т.п. Если защищающийся будет работать, как описано выше, у него не будет ни единого шанса на победу, потому что для нападающего не играет главной роли нож, который у него пытаются отнять; наоборот, подобная добровольная «привязка»-противника и реагирование только на одну .руку даёт нападающему неоценимые преимущества.
Для защищающегося, конечно, нож в руках противника очень опасен. Но знание как самой техники ударов ножом, так и методов противодействия им, а также возможных последствий тех или иных ударов в случае, если они все-таки пройдут, дают защищающемуся весьма высокие шансы на победу над вооруженным противником в том случае, когда тот будет всецело сконцентрирован па своем «предмете силы» - ноже. Другими словами, принцип «кэн-тай ити йо» учит тотальному применению тела как оружия без отдачи предпочтения тому или другому методу; настаивает на полном использовании массы тела, силы и скорости при одновременной экономичности без перенапряжения; широкому полю восприятия в отличие от узко направленной концентрации; равному соотношению духа и тела.

Дистанция и своевременность
Наверное, никто не будет спорить, что дистанция и своевременность того или иного проведенного в бою действия при прочих равных условиях в силе, технике, скорости и т.п. противников будет играть главную роль в достижении победы. Умение управлять дистанцией в нинпо тай-дзюцу настолько важно, что Масааки Хацуми дал всем своим учебным видеофильмам подзаглавие «Искусство дистанции». Действительно, использование различных техник, таких как удары, броски или захваты требует постоянной смены дистанции: сближения, разрыва расстояния, уходов и уклонов, поворотов, наклонов к т.л. Именно, расстояние между бойцами диктует применение той или иной техники - а не наоборот. Другими словами, если вы находитесь на дальней дистанции, то совсем необязательно любыми средствами стараться «влезть» в ближний бой из желания провести тот или иной бросок или захват; все должно происходить естестненно - принцип плавного перехода от движения к движению (нагарэ») касается не только техники как таковой, но и дистанции, и своевременности использования.
 
Единство защиты и контратаки
Эффективность защиты определяется скоростью контратаки после проведения этой защиты, a не красотой или вычурностью самого метода, блока или того, насколько эффективно боец избежал атаки противника. Если следовать последней цели, то лучше не приближаться к противнику - в таком случае он вообще не сможет вас достать и, естественно, отпадет необходимость в блоках. Но, к сожалению, это чаще всего невозможно или не зависит от нас самих. Поэтому, наиболее оптимальным методом является объединение защиты и контратаки в одно единое целое. Принцип до-ай учит, что любая форма защиты должна если не быть какой-либо формой контратаки (путем травмировании или захвата атакующей конечности), то, во всяком случае, выводить бойца в положение, из которого контратака может немедленно и неотвратимо поразить противника без малейшего временного промежутка.
 
Текучесть движений
Еще одним важным принципом, общим для всего нинпо тай-дзюцу, является нагарэ - текучесть движений. Абсолютно неверно думать об этом принципе, как о чем-то замедленном и плавном, подобно исполнению форм тайцзи-цюань, как часто можно заметить в рассуждениях некоторых поклонников ннн-дзюцу. Нагарэ - это прежде всего непредвзятый подход к исполняемой технике без отдания предпочтения тому или иному движению. Эффективность рождается данным конкретным моментом течения боя. а не заранее разработанной схемой поединка, какой бы идеальной в смысле эффективности она не казалась. Если какое-либо движение «не идет» -от него тут же отказываются в пользу другого, более подходящего к данному мигу боя движению. Если ваш рычаг кисти наружу не проходит: вы слишком замешкались или сила руки противника оказалось слишком высокой, даже не бросая захвата, вы peзкo можете ударить противника ногой в голень, колено или пах и перейти к выкручиванию руки внутрь, Не старайтесь проводить прием почему бы то ни стало - не это главное. Главное в поединке - победа, а достижение этой цели может быть самым разным, как говорится, тут «все средства хороши», а не только какой-либо один, отдельно взятый «любимый» удар или захват.
Чем шире арсенал вашей техники, тем легче на практике применить принцип «нагарэ», особенно, если вы уделили достаточно большое количество времени отработке «переходов» на своих тренировках.

Искусство Ниндзя. НПЦ «Здоровье народа», ООО «ВИПв»

Авторизация

Реклама